УДК 37
БРОЕВ Адам Хаутиевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России г. Нальчик, Россия
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ И ТРЕБОВАНИЯ К ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫМ КАЧЕСТВАМ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Современные условия развития общества предъявляют к профессиональному уровню сотрудников полиции высокие требования, в связи с этим особая роль отводится компетентным, мобильным и профессиональным сотрудникам подразделений органов внутренних дел несущим службу в экстремальных условиях, с высокой степенью риска. Несомненно, психической устойчивости и грамотной организации выполнения профессиональных задач отводится большое внимание, так же как и профессионально-прикладной физической подготовке данных сотрудников. Профессионально - важные качества, возможно, определить и как специальные способности сотрудника, определенные функциональные системы, реализующие отдельные процессы активности личности. Осознание выбранной профессии означает проникнуть в суть выбранной профессии, слиться с ней в единое целое, профессия становится частью самого себя, приносит удовлетворение и не появляется ни грамма сомнения в правильности, некогда сделанного выбора. Именно в этом случае деятельность сотрудника становится интересной, эффективной и качественной, помогая переносить её сложности. Все это делает данное качество не просто профессионально важным, а основополагающим, базовым всей системы ПВК, заставляя постоянно совершенствоваться, расширять свой кругозор и эрудицию, повышать профессиональное мастерство и осваивать пограничные области знаний. Без осознания и интереса к своей профессии все остальные профессионально важные качества не работают. Неправильный выбор профессии оборачивается внутренней трагедией и внутренним конфликтом, потерей невосполнимого ресурса времени и самое страшное - понимание безвозвратно потерянной части жизни, сил, энергии. И не каждый может исправить или скорректировать некогда допущенную оплошность и начать все снова.
Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники органов внутренних дел, скоростные качества, категории выносливости.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-151-154
Adam H. BROEV North-Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs Nalchik, Russia
TRAINING STAFF OF THE INTERIOR AND REQUIREMENTS FOR THEIR PROFESSIONAL-SIGNIFICANT QUALITIES
AT THIS STAGE
Modern conditions of development of society for the professional level of police officers demanding, in this regard, a special role is given to a competent, mobile and professional staff of internal affairs units serving in extreme conditions, with a high degree of risk. Undoubtedly, mental stability and competent organization performing professional tasks is given a lot of attention, as well as professional-applied physical training of the data. Professional - important qualities may be defined as a special ability personnel, certain functional systems that implement the individual processes of the individual activity. Awareness of the chosen profession is to gain insight into their chosen profession, to merge it into a coherent whole, the profession becomes a part of himself, he brings satisfaction and does not appear a single gram of doubts about the correctness, once the selection. It is in this case the activity of the employee becomes interesting, effective and quality, helping to transfer its complexity. All this makes this quality is not just professionally important and fundamental, underlying the entire STC system, causing constantly improve, expand their horizons and erudition, improve professional skills and to develop border areas of expertise. Without the awareness of and interest in their profession all other professional qualities are not working. Wrong choice of profession turns the inner tragedy and internal conflict, the loss of irreplaceable time and resource worst thing -understanding irretrievably lost part of life, strength and energy. And not everyone can correct or adjust once the admitted mistake and start all over again.
Keywords: physical training, police officers, speed, endurance category
Профессионально важные качества возможно определить и как специальные способности сотрудника, определенные функциональные системы, реализующие отдельные процессы активности личности.
Рассматривая определение профессионально важных качеств сотрудников органов внутренних дел, необходимо отметить, что это определенная система качеств и особенностей, а не совокупность личностных характеристик, необходимых для выполнения определенной деятельности.
Авторы, рассматривающие профессионально важные качества сотрудника органов внутренних дел достаточно широко, выражают мнение о том, что это качественные характеристики психических и динамических процессов, личностной направленности и потребностных характеристик, а также мировоззренческих и моральных качеств [1, с. 144]. Другими словами, каждая отдельно взятая характеристика деятельности личности, влияющая на степень эффективности выполнения профессиональных задач, может выступать как профессионально важное качество. Но рассматриваться могут характеристики только во взаимосвязи, а не как отдельно взятые качества.
Рассматривая вопросы профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел и степень эффективности, следует отметить, что базисной составляющей должна быть методика комплексного формирования профессиональных важных качеств сотрудников органов внутренних дел, причем необходимо учитывать также профессиональные особенности структурных подразделений, в которых они будут выполнять свои служебные задачи. Соответственно, комплексный характер предполагает приобретение навыков владения боевыми приемами борьбы, табельным оружием, физическую подготовку. Необходимо отметить, что физическая подготовка в своей основе должна нести фактор развития силовых, скоростных, двигательно-координационных качеств. Следовательно, на основе рассмотренных составляющих можно заключить: профессионально важные качества являются типологическими, или характерными для большинства представителей той или иной профессии, что впоследствии отражается на изменениях личностной структуры и является предпосылками профессиональной деформации личности. А значит, именно в этом и заключается основное отличие способностей от профессионально важных качеств сотрудника, независимо от рода профессиональной деятельности.
По всей видимости, наличие вышеперечисленных качеств у специалистов одной профессиональной сферы объединяет их, а качественно-количественные характеристики способностей, наоборот, насыщают профессиональную деятельность индивидуальным стилем и являются предпосылкой успешности профессиональной деятельности сотрудников, а также самих подсистем профессионально важных качеств. Значит, присутствие компонента способностей делает систему профессионально важных качеств более разносторонней, дающей возможность в определенных условиях и с соблюдением регламента разнообразить профессиональную деятельность [2, с. 118].
Указанная особенность имеет место как в функционировании интракорреляционных структур, так и интеркорреляциооных деятельности в целом [1, с. 136].
Основываясь на вышесказанном, можно заключить, что в абсолютном большинстве случаев профессионально важные качества личности сотрудника полиции определены как приводящие к эффективности деятельности характеристики.
Основной частью профессиональной подготовки является физическая подготовка, которая организуется и проводится в учебных группах по месту службы из расчета 100 часов в год (из 180 отводимых на всю служебно-боевую подготовку), не менее 2 часов в неделю. Основными задачами, решаемыми в ходе профессиональной подготовки, непосредственно относящимися к области физической подготовки, выделяются следующие:
- обучение сотрудников приемам и способам обеспечения профессиональной и личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;
- поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать различные противоправные проявления, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.
В процессе проведения занятий косвенно решается и такая задача, как «формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников. развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических процессов» [3, с. 94]. Выполнение оперативно-служебных задач сотрудниками подразделений зачастую сопряжено с риском для жизни, задержания правонарушителей могут происходить в сложных условиях - в любое время суток, при неблагоприятных климатических условиях, в стремительно меняющейся обстановке, с дефицитом времени на принятие оптимального решения. При этом, учитывая высокую загруженность и ненормированный рабочий день, действия в экстремальных обстоятельствах зачастую приходится выполнять на фоне усталости [4, с. 105]. Эффективность формирования профессионально значимых качеств сотрудников различных подразделений силовых ведомств в последние десятилетия интересует многих исследователей. Опираясь на данные исследования и обобщая выводы, сделанные авторами, можно сказать, что готовность сотрудников к профессиональной деятельности является совокупностью таких функций, как интеллектуальная, морально-волевая, психическая и физическая. Все эти компоненты находятся в диалектической взаимосвязи и проявляются, как правило, дифференцированно в процессе оперативно-служебной деятельности. Средствами профессиональной подготовки можно успешно формировать и развивать качества, относящиеся как к физическим (сила, выносливость, быстрота, ловкость, гибкость), так и морально-психологическим (смелость, решительность, выдержка, трудолюбие, дисциплинированность, находчивость и др.) [5, с. 92]. Помимо этого, на занятиях формируются и другие навыки, необходимые в оперативно-служебной деятельности сотрудников подразделений полиции - тактика применения боевых приемов борьбы (БПБ) для задержания правонарушителей, «чувство локтя», важное при сов-
местных действиях с напарником (группой), чувство «времени» применения БПБ, когда раннее или позднее применение приема не даст ожидаемого эффекта, и др. [6, с. 140].
Трудно переоценить роль профессиональной подготовки в укреплении здоровья сотрудников, улучшении физического развития и, как следствие, повышения работоспособности и выработки устойчивости организма к действию неблагоприятных факторов в служебной деятельности.
К сожалению, во многих подразделениях физическая подготовка проводится формально, при этом среди причин плохой организации учебно-воспитательного процесса называются такие, как отсутствие спортивных залов, стадионов, высокая загруженность личного состава [7, с. 36].
Как правило, в таких подразделениях высок процент заболеваемости сотрудников, ниже служебные показатели, больше развиты традиции «снятия стресса» с помощью алкоголя. Высокая загруженность сотрудников, ненормированный рабочий день, а также некомплект в подразделениях действительно создают серьезные проблемы при организации профессиональной подготовки в подразделениях. При этом необходимо учитывать длительность процесса формирования необходимых качеств и навыков и недостаточное для этого количество плановых занятий.
Практика показывает, что при творческом отношении к делу лиц, ответственных за проведение профессиональной подготовки, высокой требовательности руководителей к организации учебного процесса, обучение проводится успешно в любых условиях и в таких коллективах выше дисциплина, сплоченность, взаимовыручка и т.д.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Машекуашева М.Х. Актуальные проблемы профессионально-психологической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 9. - С. 136137.
2. Карданов А.К. Значение физической подготовки в профессиональной деятельности современного полицейского // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 14. - С. 118-120.
3. Машекуашева М.Х. О вопросе организации и методах исследования смысловой регуляции в обучении / В сб.: Наука, образование, общество: проблемы и перспективы развития. Cборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 10 частях. - Тамбов, 2013. - С. 94-96.
4. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые особенности психологической подготовки сотрудников полиции в современных условиях. //Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 1 (3). - С. 104105.
5. Тутуков А.Ю., Гзляхова Л.А. О деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 19. - С. 92-93.
6. Карданов А.К. Практическая составляющая мотивации совершенствования физической подготовленности полицейского // Актуальные направления научных исследований: от теории к практике. - 2015. - № 3 (5). - С. 140-141.
7. Машекуашева М.Х. Технологические закономерности процесса обучения в контексте интегративного смыслового подхода // Теория и практика общественного развития. - 2013. - № 12. - С. 36.
REFERENCES
1. Mashekuasheva M.Kh. Aktual'nye problemy professional'no-psihologicheskoj podgotovki v organah vnutrennih del Rossijskoj Federacii. [Actual problems of professional-psychological training in the internal affairs of the Russian Federation]. Theory and practice of social development. 2015. № 9. Pp. 136-137.
2. Kardanov A.K. Znachenie fizicheskoj podgotovki v professional'noj dejatel'nosti sovremennogo policejskogo.[The importance of physical fitness in the professional activity of the modern police]. Theory and practice of social development. 2014. № 14. Pp. 118-120.
3. Mashekuasheva M.Kh. O voprose organizacii i metodah issledovanija smyslovoj reguljacii v obuchenii. [On the question of organization and research methods of semantic regulation in learning]. In: Science, education and society: problems and prospects of development of the collection of scientific papers on the materials of the International scientific-practical conference: 10 parts. Tambov, 2013. Pp. 94-96.
4. Mashekuasheva M.Kh, Kochesokova Z.Kh. Nekotorye osobennosti psihologicheskoj podgotovki sotrudnikov policii v sovremennyh uslovijah. [Some features of psychological training of police officers in modern conditions]. The new word in science: prospects for development. 2015. number 1 (3). Pp. 104-105.
5. Tutukov A.Y., Gelyahova L.A. O dejatel'nosti organov vnutrennih del po preduprezhdeniju prestuplenij. [The activities of the internal affairs bodies for the prevention of crimes]. Theory and practice of social development. 2015. № 19. Pp. 92-93.
6. Kardanov A.K. Prakticheskaja sostavljajushhaja motivacii sovershenstvovanija fizicheskoj podgotovlennosti po-licejskogo. [The practical component of the motivation of improving the physical fitness of police]. Current lines of research: from theory to practice. 2015. number 3 (5). Pp. 140-141.
7. Mashekuasheva M.Kh. Tehnologicheskie zakonomernosti processa obuchenija v kontekste integrativnogo smys-lovogo podhoda. [Technological regularities of the learning process in the context of the integrative semantic approach]. Theory and practice of social development. 2013. № 12. P. 36.
Информация об авторе
Броев Адам Хаутиевич, преподаватель, кафедра физической подготовки, старший лейтенант полиции, Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия
Получена:09.06.2016
Для цитирования статьи: Броев А.Х. Подготовка сотрудников органов внутренних дел и требования к их профессионально-значимым качествам на современном этапе. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том 8. № 3. Часть 2. с. 151-154. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-151-154.
Information about the author
Adam H. Broev, Lecturer, Department of Physical Training, Senior Police Lieutenant, North-Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Nalchik, Russia
Received: 09.06.2016
For article citation: Broev A.H. . Podgotovka sotrudnikov organov vnutrennikh del i trebovani-ya k ikh professional'no-znachimym kachestvam na sovremennom etape. [Training staff of the interior and requirements for their professional-significant qualities at this stage]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol. 8. no. 3. Part. 2. Pp. 151-154. DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-3/2-151-154. (in Russian)