УДК 34.08
КАРДАНОВ Руслан Рейзаевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ (филиал) Краснодарского университета МВД России г. Нальчик, Россия
МАШЕКУАШЕВА Маргарита Хасанбиевна
Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ (филиал) Краснодарского университета МВД России г. Нальчик, Россия [email protected]
КОММУНИКАТИВЫЙ АСПЕКТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКА ПОЛИЦИИ
Возрастание требований к уровню профессиональной готовности, личностным и деловым качествам сотрудников органов, подразделений и учреждений внутренних дел обусловливает необходимость совершенствования их психологической подготовки, ориентацию на формирование и развитие личности. Успешному решению этих задач способствует психологическое обеспечение профессиональной деятельности, предполагающее комплексное использование возможностей психологической науки, ее средств, методов и технологий. В условиях совершенствования системы МВД России, изменения приоритетов и интенсификации деятельности полиции, возрастания психических нагрузок на сотрудников, «ухудшение» контингента лиц, поступающих на службу, актуальна разработка и внедрение в процесс профессиональной подготовки личного состава инновационных моделей обучения, применение нетрадиционных форм и методов проведения учебных занятий, ориентированных на реальную деятельность. Одним из перспективных направлений формирования коммуникативной культуры сотрудников является метод моделируемых ситуаций служебной деятельности, направленный на активизацию их мыслительной, коммуникативной и творческой активности, развитие профессионально важных качеств личности и как следствие - повышение эффективности всего процесса профессиональной подготовки.
Ключевые слова: коммуникация, сотрудник полиции, культура общения.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-104-107 Ruslan R. KARDANOV
North - Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs Nalchik, Russia
Margarita Kh. MASHEKUASHEVA
North - Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs Nalchik, Russia [email protected]
COMMUNICATIVE ASPECT OF POLICE
TRAINING
Increasing requirements to the level of professional readiness, personal and professional qualities enforcement officers, departments and agencies of the Interior makes the need to improve their mental preparation, focus on the formation and development of personality. The successful solution of these problems contributes to the psychological support of professional activity, suggesting a comprehensive utilization of psychological science, its tools, techniques and technologies. In the context of improving the system of the Russian Interior Ministry, changing priorities, and the intensification of police activity, increasing mental stress on the staff, "deterioration" contingent of persons entering the service, urgent development and implementation of the process of training the personnel of the innovative models of training, the use of non-traditional forms and methods of training sessions, focused on real activity. One of the promising directions of formation of communicative culture of the employees is the method of simulated situations, performance management, aimed at enhancing their mental, communicative and creative activity, development of professionally important qualities of the person, and as a consequence - increase the efficiency of the entire training process.
Keywords: communication, police officer, culture of communication
Коммуникативная компетентность - основа практической деятельности человека в любой сфере жизни, и деятельность сотрудников органов внутренних дел российской федерации не является исключением. Роль владения своей речью трудно переоценить. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от сотрудника полиции универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний как в устной, так и в письменной форме. Формирование и развитие у сотрудников органов внутренних дел навыков общения (коммуникативной компетентности) приобретает особую значимость в современной ситуации, когда неуклонно снижается уровень национальной языковой культуры в целом: в средствах массовой информации, в художественной литературе, в публицистике и в повседневном общении носителей языка.
Именно общение является необходимым аспектом всякой деятельности, не только профессиональной деятельности полицейского. Именно в процессе общения и только через него проявляется сущность человека, достигается взаимопонимание, слаженность при выполнении профессиональных задач, формируется способность прогнозировать поведение друг друга или иных обстоятельств, либо возникающие конфликты и моральные противоречия, разлад в работе, появляется способность предугадать поведение партнера по общению.
В процессе осуществления своей профессиональной деятельности оперативному сотруднику органов внутренних дел постоянно приходится общаться с различными людьми - это и сотрудники других подразделений и служб органа внутренних дел, с которыми он взаимодействует в ходе осуществления своей профессиональной деятельности, следственных отделов, прокуратуры, различных предприятий, организаций, органов местного самоуправления, граж-
дане, которые в различных ситуациях выступают в качестве различных субъектов оперативно-разыскной деятельности - в качестве потерпевших, лиц, обладающих оперативно значимой информацией, лиц, подозреваемых в совершении преступлений и др.
Несомненно, по истечении нескольких лет работы сотрудник органов внутренних дел приобретает определенные навыки общения, может легко вступать в коммуникативные контакты, играть различные социальные роли, оказывать коммуникативное воздействие на партнеров по общению. Однако это длительный путь освоения методом проб и ошибок. А ошибки порой стоят очень дорого, ведь от его профессионализма подчас зависят судьбы и даже жизни людей. При организации надлежащей профессиональной подготовки и переподготовки кадров, составной частью которой является коммуникативная подготовка, изучение наиболее важных психологических закономерностей общения, этот путь можно значительно сократить.
Мы все чаще сталкиваемся в обыденной жизни с небрежным обращением с русским языком. Вероятно, именно поэтому 2007 год был объявлен в нашей стране Годом русского языка. Коммуникативная направленность в изучении русского языка не только служит практической цели - формированию навыков общения и речи школьников, но и развивает общую образовательную культуру личности через «великий, могучий, правдивый и свободный русский язык». Как бы ни был значителен прогресс в области высоких технологий, он не вызывает «автоматического» роста человеческого сознания и не влияет напрямую на развитие мышления и речи. Специально организованный процесс формирования коммуникативной компетентности гарантирует не только формирование и развитие базовых личностных образований, напрямую зависящих от мышления и речи, но и становление высших уровней социализации индивида. Большое значение принадлежит дидактическому обеспечению процесса психологической подготовки личного состава полиции. В нем рассматривается теория коммуникативной культуры, основы диагностики коммуникативной компетентности, метод моделирования ситуаций служебной деятельности сотрудников и особенности его применения в профессиональной психологической подготовке; изложены цели и формы его использования в психотренинговой и развивающей работе. Степень сложности и многогранности профессиональной деятельности сотрудника полиции достаточно четко отражена в содержании профессиограммы, а 80% объема его работы проходит, как правило, в рамках общения. Рассматриваемые личностные особенности не присущи ему изначально. Процесс их формирования и развития - продолжительный, непрерывный и достаточно напряженный процесс, необходимый аспект профессионального становления и развития сотрудника органов внутренних дел, а их отсутствие или сформированность не на должном уровне препятствует эффективному осуществлению сотрудником органов внутренних дел своих профессиональных задач, порождает ошибки в его деятельности, способствует развитию процессов профессиональной дезадаптации и профессиональной деформации. Сотрудник полицииии, являясь представителем власти, символолом закона и чести, становится объектом повышенных требований: интеллектуальных, физических, психологических и, конечно же, коммуникативных. Профессионально-психологическая подготовка сотрудников полиции предполагает формирование конкретных умений, специальных навыков эффективного воздействия на правовое сознание граждан, что невозможно без знаний теоретических основ психологического взаимодействия и наличия навыков установления психологического контакта. Важнейшим условием эффективного взаимодействия с гражданами в профессиональной деятельности, безусловно, является умение преодолевать различные психологические барьеры в общении, которые могут возникать из-за отсутствия взаимопонимания, наличия неприязни, нежелания общаться с сотрудниками органов внутренних дел. Вполне естественно, что это неминуемо приводит к обострению взаимоотношений и формированию конфликтного противоборства. Следовательно, для устранения коммуникативных барьеров необходимы знание их природы и умение их диагностики.
Для успешной коммуникации необходимо придерживаться основополагающих характеристик эмпатии:
• внимательно слушать людей;
• понимать чувства других людей;
• проявлять заинтересованность к тому, что говорят другие люди;
• проявлять сочувствие к нуждам других людям;
• понимать точку зрения другого человека.
Культура профессионального общения предполагает соблюдение четких установленных регламентом рамок и ограничений, имеющих определенный тип, форму, конкретные цели, задачи, а также предполагающих учет национально-культурных традиций и общественных норм поведения.
Моделирование является частью системного анализа и отражает различные его аспекты, что приводит к разнообразию подходов осуществления формирования профессиональной компетентности. В результате анализа научной литературы и практического опыта формирования профессиональной компетентности сотрудников полиции в процессе выполнения профессиональных задач были определены следующие компоненты: мотивационный, операционально-деятельностный, рефлексивно-оценочный. А, соответственно, компетенциями определяются показатели уровня профессионализма: мотивационно-ценностный показатель - готовность и интерес к научно-познавательной работе; повышение квалификации, достижение профессионального мастерства;
операционально-деятельностный показатель - способность осваивать передовой опыт профессиональной деятельности; владение активными методами обучения; применение на практике новых методик;
рефлексивно-оценочный показатель: готовность к осуществлению аналитической и оценочно-информационной деятельности; методическая рефлексия, способность к саморазвитию, самореализации, самоконтролю и самооценке; способность к осуществлению методической деятельности.
А задачи, решаемые в профессиональной деятельности, - разработка и создание необходимых организационно-педагогических условий, направленных на формирования научно-методической компетентности сотрудников органов внутренних дел в процессе повышения квалификации; формирование личностной заинтересованности слушателей системы повышения квалификации в формировании научно-методической компетентности, являющейся важнейшей составляющей педагогической деятельности; накопление научно-методических знаний, умений и навыков, формирование готовности к их использованию в процессе профессиональной деятельности, их целостности, непрерывности, преемственности, открытости и доступности; соблюдение ситуативности и модульности в организации научно-методической деятельности на основе ситуаций и проблем оптимизации и интенсификации процесса профессионального становления; использование новизны и позитивности, учитывающих эффективность научно-методической деятельности в различных компонентах и подбора инновационных средств обучения.
Важнейшим фактором выступает стимулирование и развитие мотивации сотрудников органов внутренних дел к научно-методической деятельности. Мониторинг эффективности формирования научно-методической компетентности дает возможность выделить структуру данного процесса:
• активность и содержательность процесса формирования научно-методической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации;
• стимулирование, создание обстановки, ориентированной на формирование научно-методической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации;
• оказание индивидуальной и дифференцированной помощи в формировании научно-методической компетентности преподавателей вузов в процессе повышения квалификации;
• разработка соответствующего методического обеспечения.
В заключение следует отметить, что исходными стандартами человеческого поведения являются нравы. Именно нравы - элементы моральной оценки допустимости тех или иных форм как собственного поведения, так и поведения других людей. Поведенческие привычки - это то, что «по нраву» большинству людей в данном обществе и считается «естественным» в общении: как принято сидеть, с какой интонацией разговаривать, как контактировать с детьми, что допустимо в присутствии женщин и т.п. Санкции за отступление от этих привычных норм, как правило, заключаются в психологическом отчуждении от нарушителя.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Карданов Р.Р., Гаужаева В.А. Особенности организации взаимодействия участкового уполномоченного полиции с частными детективными и охранными предприятиями // Алтайский юридический вестник. - 2015. - № 9. - С. 113-115.
2. Машекуашева М.Х. Факторы профессионального становления сотрудников органов внутренних дел: психологический аспект //Инновационные технологии в науке и образовании. - 2016. - № 3 (7). - С. 314-315.
3. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые вопросы профессионального общения в оперативно-розыскной деятельности: коммуникативный аспект / В сб.: Психология и педагогика XXI века: теория, практика и перспективы. Материалы II Международной научно-практической конференции. 2015. - С. 195-19б.
4. Машекуашева М.Х., Кочесокова З.Х. Некоторые особенности психологической подготовки сотрудников полиции в современных условиях // Новое слово в науке: перспективы развития. - 2015. - № 1 (3). - С. 104-105.
5. Кочесокова З.Х., Машекуашева М.Х. Особенности моделирования индивидуальных стратегий коммуникативной компетентности в деятельности сотрудников полиции / В сб.: Общество в эпоху перемен: формирование новых социально-экономических отношений. Материалы V международной научно-практической конференции. 2014. - С. 121-123.
6. Геляхова Л.А., Машекуашева М.Х. Некоторые компоненты профессионально-психологической подготовки личного состава ОВД /В сб.: Научное и образовательное пространство: перспективы развития. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. 2016. - С. 210-211.
REFERENCES
1. Kardan RR, Gauzhaeva V.A., Osobennosti organizacii vzaimodejstvija uchastkovogo upolnomochennogo policii s chastnymi detektivnymi i ohrannymi predprijatijami. [Features of the organization of interaction of the police precinct with private detective and security enterprises. Altai Law Gazette. 2015. № 9. Pp. 113-115.
2. Mashekuasheva M.H. Faktory professional'nogo stanovlenija sotrudnikov organov vnutrennih del: psihologicheskij aspekt. [Factors professional development of police officers: the psychological aspect]. Innovative technologies in science and education. 2016. number 3 (7). Pp. 314-315.
3. Mashekuasheva M.H., Kochesokova Z.H., Nekotorye voprosy professional'nogo obshhenija v operativno-rozysknoj dejatel'nosti: kommunikativnyj aspekt. [Some problems of professional communication in operational and investigative activities: communicative aspect]. In: Psychology and Pedagogy of the XXI century: Theory, Practice and Prospects Materials II International scientific-practical conference. 2015. Pp. 195-196.
4. Mashekuasheva M.H., Kochesokova Z.H. Nekotorye osobennosti psihologicheskoj podgotovki sotrudnikov policii v sov-remennyh uslovijah. [Some features of psychological training of police officers in modern conditions]. The new word in science: prospects for development. 2015. number 1 (3). Pp. 104-105.
5. Kochesokova Z.H., Mashekuasheva M.H. Osobennosti modelirovanija individual'nyh strategij kommunikativnoj kompe-tentnosti v dejatel'nosti sotrudnikov policii. [Features of modeling individual strategies of communicative competence in the activities of the police]. In: Society in an era of change: the formation of new social and economic relations of the V International Scientific and Practical Conference. 2014. Pp. 121-123.
6. Gelyahova LA., Mashekuasheva M.H., Nekotorye komponenty professional'no-psihologicheskoj podgotovki lichnogo sostava OVD. [Some components of the professional and psychological training of the ATS]. In: Scientific and educational space: prospects for development of the collection of materials of the II International Scientific and Practical Conference. 2016. Pp. 210-211.
Информация об авторе
Карданов Руслан Рейзаевич, кандидат юридических наук, начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия
Машекуашева Маргарита Хасанбиевна, кандидат психологических наук, старший преподаватель, начальник кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин, Северо-Кавказский институт повышения квалификации сотрудников МВД РФ (филиал) Краснодарского университета МВД России, г. Нальчик, Россия [email protected]
Получена: 29.11.2016
Для цитирования статьи: Карданов Р. Р., Ма-шекуашева М. Х., Коммуникативый аспект профессиональной подготовки сотрудника полиции. Историческая и социально-образовательная мысль. 2016. Том. 8. № 6. Часть 2. с. 104-107.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-104-107.
Information about the author
Ruslan R. Kardanov, Candidate of Law, Head of Department of State and Civil Legal Disciplines, North - Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Nalchik, Russia
Margarita Kh. Mashekuasheva, Candidate of Psychological Sciences, Senior Lecturer, Department of State and Civil Legal Disciplines, North - Caucasian Institute for Advanced Training (Branch) of Krasnodar University of the Russian Ministry of Internal Affairs, Nalchik, Russia [email protected]
Received: Получена: 29.11.2016
For article citation: Kardan R. R., Mashekuasheva M. H., Communicative aspect of police training . Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatelnaya mys'l = Historical and Social Educational Ideas. 2016. Vol . 8. no. 6. Part. 2. Pp. 104-107.
DOI: 10.17748/2075-9908-2016-8-6/2-104-107. (in Russian)