6. Shutova, T.N. Gadjiev, D.M. and Pichaev R.R. (2016), "Conceptual foundations of athletic gymnastics in physical education of students", Physical culture, sports, tourism. Scientific and methodological support, materials scientific-practical conference, Perm, pp. 134-138.
7. Shutova, T.N., Bodrov I.M., Vezenticyn O.V. and Sidorenko N.A. (2016), "Balanced diet, and optimization of motor activity as factors of healthy lifestyle of students", Humanities education at an economic university, materials IV International scientific and practical correspondence internet conference, Moscow. pp. 595-600.
8. Masi, E., Peterman J.E. and Kaminsky L.A. (2020), "The Health benefits of a pedometer -based 100,000 steps. Week Physical Activity Program", Journal of Science in Sport and Exercise, July, available at: https://paperity.org/p/202979154/the-health-benefits-of-a-pedometer-based-100-000-steps-week-physical-activity-program.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.10.2020
УДК 378.147
К ПРОБЛЕМАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В ВУЗАХ МВД РОССИИ ВО ВРЕМЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-2019
Евгений Валентинович Панов, кандидат педагогических наук, доцент, Денис Александрович Черменев, кандидат педагогических наук, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Красноярск
Аннотация
Организация изучения дисциплины «Физическая подготовка» в вузах МВД России во время коронавирусной инфекции COVID-2019 с использованием систем дистанционных образовательных технологий является весьма актуальной проблемой, требующей консолидации усилий специалистов в области физического воспитания. В статье представлены пути решения данной проблемы, показан опыт организации учебного процесса в Сибирском юридическом институте МВД России. В ходе изучения проблемных вопросов, связанных с дистанционным обучением, сделан вывод, что после окончания режима самоизоляции от COVID-19 в российском образовании, в том числе и в вузах правоохранительных органов, произойдут кардинальные изменения, связанные не только с интенсивным развитием дистанционных форм обучения, но и переходом к новому формату взаимодействия преподавателей с обучающимися.
Ключевые слова: коронавирусная инфекция, дистанционное обучение, курсанты и слушатели, правоохранительные органы, физическая подготовка.
DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p266-269
TO THE ISSUES OF ORGANIZATION OF DISTANCE EDUCATION IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL TRAINING" AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE COURSE OF CORONAVIRUS INFECTION COVID-2019
Evgeny Valentinovich Panov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Denis Alexandrovich Chermenev, the candidate of pedagogical sciences, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation
Abstract
The organization of studying the discipline "Physical training" at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the course of coronavirus infection COVID-2019 by using the systems of distance educational technologies is a very urgent problem that requires the consolidation of the efforts of specialists in the field of physical education. The ways of solving this problem, as well as the experience of organizing the educational process at the Siberian Law Institute of the Minis-
try of Internal Affairs of the Russian Federation, are presented in the article. In the course of studying the problematic issues related to the distance learning, it was concluded that after the end of the self-isolation regime from COVID-19 in the Russian educational system, including law enforcement educational organizations, radical changes, associated not only with the intensive development of distance learning forms, but also with the transition to the new format of interaction between lecturers and trainees will occur.
Keywords: coronavirus infection, distant learning, cadets and trainees, law enforcement agencies, physical training.
ВВЕДЕНИЕ
2020 год ознаменовал себя небывалым ранее распространением новой коронави-русной инфекции (COVID-19), которая повлекла за собой тяжелейшие последствия в экономической и политической отраслях многих стран мира. Не осталась в стороне и сфера образования, начиная с дошкольных учреждений и заканчивая высшими учебными заведениями. В полной мере сложная ситуация с организацией учебного процесса во время пандемии коснулась и вузов силовых ведомств, в том числе и Министерства внутренних дел Российской Федерации. Проблема организации учебного процесса во время распространения коронавирусной инфекции, в том числе, по учебной дисциплине «Физическая подготовка», является весьма актуальной и требует обсуждения специалистов в области профессионально-прикладной физической подготовки.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
Распоряжением Министра внутренних дел Российской Федерации от 03 апреля 2020 г. №1/3768 во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02 апреля 2020 г. №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коро-навирусной инфекции (COVID-19)», поручения Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации — Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Д.Ю. Григоренко от 25 марта 2020 г. № ДГ-П17-2301кв и в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19), среди личного состава органов внутренних дел Российской Федерации вузы МВД России были переведены на дистанционное обучение.
В Сибирском юридическом институте МВД России (г. Красноярск) преподавание учебных дисциплин (в том числе огневой и физической подготовки) в период самоизоляции проводилось с использованием системы дистанционных образовательных технологий, что потребовало обеспечения авторизованного доступа в систему автоматизации учебного процесса Автор-ВУЗ как преподавателям, так и курсантам и слушателям института. Большие изменения претерпели программы по учебной дисциплине «Физическая подготовка» на факультетах профессиональной подготовки и заочного обучения. В очном формате, с соблюдением требований Роспотребнадзора, с соблюдением санитарно-противоэпидемических и организационно-профилактических мер, занятия проходили только с сотрудниками, привлекаемыми к выполнению оперативно-служебных задач на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации, все остальные слушатели по программам переподготовки и повышения квалификации были переведены на заочную форму обучения.
Учебные программы среднего профессионального и высшего образования в Сибирском юридическом институте МВД России по заочной форме обучения во время режима самоизоляции реализовывались с помощью современных компьютерных технологий с применением исключительно дистанционных образовательных технологий.
Все вышеизложенные моменты повлекли за собой уменьшение учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава на кафедре физической подготовки СибЮИ МВД России, так как дистанционное обучение предполагает ведение занятий в режиме онлайн одним преподавателем, а не двумя.
Вместе с тем, сотрудники и работники кафедры проводят значительную работу по размещению в системе дистанционных образовательных технологий электронных вариантов учебно-методических материалов кафедры: рабочих учебных программ, планов семинарских и практических занятий, организовано внедрение программы тестирования СДОТ и её использование в учебном процессе. Кафедрой физической подготовки регулярно размещаются тестовые задания для контроля остаточных знаний курсантов и слушателей, организовано проведение входного и выходного контроля слушателей факультета повышения квалификации по некоторым должностным категориям. Осуществляется консультационная и практическая помощь слушателям заочной формы обучения.
Преподавание дисциплины «Физическая подготовка» во время распространения коронавирусной инфекции, безусловно, имело свои особенности, свои специфические черты, отличные от преподавания юридических дисциплин. Так, для осуществления текущего контроля за выполнением задания во время проведения практического занятия сотрудникам кафедры физической подготовки необходимо было накануне дня проведения занятия выложить в ЭИОС задание по общефизической подготовке, а также программному материалу (например, выполнению тех или иных приёмов задержания правонарушителя или проведения наружного досмотра), а затем непосредственно во время занятия проследить за ходом его выполнения, выставить оценки по результатам видеоматериалов, представленных обучающимися.
Значительные трудности испытывали курсанты и слушатели, проживающие по одному человеку, при отработке боевых приёмов борьбы, так как довольно таки продолжительное время им был запрещён тактильный контакт с другими обучающимися. В таких случаях они конспектировали пункты Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации и отправляли изученный материал преподавателям или на электронную почту, или в создаваемые группы в Whats Арр или УШег. Безусловно, такое положение дел негативно сказывалось на усвоении учебного материала по разделу «Боевые приёмы борьбы» обучающимися, что наглядно стало видно с началом нового учебного года. Необходимо отметить, что курсантами образовательных организаций системы МВД России в подавляющем большинстве являются молодые люди в возрасте от 17 до 21 года, по сути - вчерашние школьники, что вызывает обоснованную тревогу сотрудников кафедр физической, огневой и тактико-специальной подготовки в плане их возможности силового задержания правонарушителей, тем более, после почти полугодового режима самоизоляции.
Значительную часть времени у преподавателей кафедры физической подготовки СибЮИ МВД России во время дистанционного обучения занимала разработка заданий по общефизической подготовке обучающихся, особенно во время самоизоляции, когда и курсантам, и преподавателям нельзя было выходить из места проживания для занятий физическими упражнениями. Преподаватели тщательно изучали методики тренировок известных спортсменов в домашних условиях, анализировали их (зачастую апробируя на себе), адаптировали к уровню физической подготовленности обучающихся и лишь затем требовали их выполнения от курсантов и слушателей.
Нельзя забывать тот факт, что из-за распространения коронавирусной инфекции в соответствии с решением Министра внутренних дел Российской Федерации генерала полиции Российской Федерации В.А. Колокольцева от 19 марта 2020 года было приостановлено проведение всех физкультурных мероприятий и спортивных соревнований. До особого распоряжения были приостановлены чемпионаты МВД России в рамках проведения Спартакиады МВД России по служебно-прикладным видам спорта, посвящённой 75 годовщине Победы в Великой Отечественной войне, всероссийские и краевые (областные) соревнования Общества «Динамо».
Мы склонны думать, что подавляющее число спортсменов, лиц, ответственных за подготовку сборных команд, тренеров с пониманием отнеслось к создавшейся ситуации,
вызванной пандемией, но, безусловно, уровень подготовки спортсменов за период самоизоляции, несколько снизился.
С началом нового учебного года в связи с улучшением эпидемиологической ситуации в стране образовательные организации МВД России перешли на очную форму обучения (за исключением факультетов профессиональной подготовки) с соблюдением требований Роспотребнадзора. В Сибирском юридическом институте МВД России в новом учебном году принимаются все необходимые меры по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, на сегодняшний день в образовательной организации действует следующий комплекс мер:
- проход на территорию института разрешен только в средствах индивидуальной защиты (маске и перчатках);
- организовано бесконтактное измерение температуры лиц, прибывающих в институт;
- занятия по физической и огневой подготовке с переменным и постоянным составом института в целях минимизации контактов проводятся по подгруппам;
- организована ежедневная дезинфекция хлорсодержащими препаратами контактных поверхностей, мест общего пользования;
- приём пищи переменным составом осуществляется с соблюдением требований Роспотребнадзора;
- подразделения института обеспечены дезинфицирующими и антибактериальными моющими средствами в служебных кабинетах, аудиториях института и иных помещениях общего пользования;
- ведётся информационная и разъяснительная работа;
- проводятся инструктивные занятия с личным составом института.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Необходимо отметить, что переход на дистанционное обучение принёс с собой не только сложности в организации учебного процесса, но и позволил преподавателям и обучающимся заняться самообразованием, более того, для профессорско-преподавательского состава поневоле были созданы благоприятные условия для научно-исследовательской деятельности, в том числе подготовки диссертационных исследований. Очевидно, что после окончания режима самоизоляции от СОУГО-19 в российском образовании, в том числе и в вузах правоохранительных органов, произойдут кардинальные изменения, связанные не только с интенсивным развитием дистанционных форм обучения, но и переходом к новому формату взаимодействия преподавателей с обучающимися.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.10.2020
УДК 796.814:037.1
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МАЛЬЧИКОВ-САМБИСТОВ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ
Сергей Владимирович Паршин, старший преподаватель. Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Красноярск
Аннотация
Представлены результаты исследования физического развития мальчиков 10-12 лет, занимающихся самбо на этапе начальной подготовки. Выявлена различная вариативность изучаемых показателей, дающая представление об уровне относительной изменчивости результатов тестов