Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ПО ЦИКЛУ ДИСЦИПЛИН "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ПО ЦИКЛУ ДИСЦИПЛИН "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
341
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ДИСТАНЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ВУЗ / PHYSICAL CULTURE / E-LEARNING / DISTANCE TECHNOLOGIES / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Усачев Николай Александрович, Сурнин Дмитрий Игоревич

В статье представлена модель дистанционного обучения по учебным дисциплинам «Физическая культура», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в Тольяттинской академии управления. Целью исследования является поиск наиболее эффективных путей внедрения и реализации дистанционных технологий в процессе изучения дисциплин цикла «Физическая культура и спорт» в вузе. В условиях вынужденного перевода учебного процесса на дистанционную форму обучения необходимо было разрешить противоречие между традиционной формой (практический аспект) физического воспитания студентов в вузе и необходимостью организации данного педагогического процесса на основе применения дистанционных образовательных технологий, а так же необходимостью стимулирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности обучающихся с учетом индивидуальной двигательных возможностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Усачев Николай Александрович, Сурнин Дмитрий Игоревич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON THE CYCLE OF DISCIPLINES "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS" IN PANDEMIC CONDITIONS

The article presents the model of distance learning in the disciplines of "Physical Culture", "Elective Disciplines in Physical Culture and Sports" at the Public Educational Establishment of Higher Education "Togliatti Academy of Management". The aim of the study is to find the most effective ways of introducing and implementing distance technologies in the process of studying the disciplines of the cycle "Physical Culture and Sports" at the university. In the conditions of the forced transfer of the educational process to distance learning, it was necessary to resolve the contradiction between the traditional form (practical aspect) of physical education of students at the university and the need to organize this pedagogical process based on the use of distance educational technologies, as well as the need to stimulate independent physical culture and sports activity of students taking into account individual motor abilities.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ПО ЦИКЛУ ДИСЦИПЛИН "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ" В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ»

ЛИТЕРАТУРА

1. Дерягина, С. А. Проблемы мотивации и педагогические основы проведения оздоровительных занятий с женщинами возрастного периода 20-35 лет / С.А. Дерягина, О.Г. Лызарь // Физическая культура, спорт и здоровье.- № 33. - С. 12-17.

2. Ончукова, Е.И. Преимущество применения средств прикладной кинезиологии в физкультурно-оздоровительной тренировке / Е.И. Ончукова, Н.И. Дворкина, А.В. Соловьева // Материалы научной и научно-методической конференции ППС КГУФКСТ, г. Краснодар, 2017. - С. 180-181.

3. Трофимова, О.С. Воздействие занятий степ-аэробикой на функциональное состояние женщин 30-35 лет / О.С. Трофимова, Я.А. Никитина, Т.О. Бондаревская // Материалы международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы ФКиС в современных социально-экономических условиях», г. Чебоксары, 2019. - С. 189-192.

REFERENCES

1. Deryagina, S.A. and Lyzar, O.G. (2019), "Problems of motivation and pedagogical bases of conducting health-improving classes with women of the age period of 20-35 years", Physical culture, sport and health, No. 33, pp. 12-17.

2. Onchukova, E.I., Dvorkina, N.I. and Solovyova, A.V. (2017), "The advantage of applying applied kinesiology tools in physical culture and health training", Materials of the scientific and scientific-methodological conference of the faculty of KSUFKST, Krasnodar, pp. 180-181.

3. Trofimova, O.S., Nikitina, YaA. and Bondarevskaya, T.O. (2019), "Impact of step-aerobics classes on the functional state of women 30-35 years", Materials of the international scientific and practical conference "Actualproblems of FCS in modern socio-economic conditions", Cheboksary, pp. 189-192.

Контактная информация: votrofim@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 30.07.2020

УДК 378.147

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗАХ ПО ЦИКЛУ

ДИСЦИПЛИН «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ» В УСЛОВИЯХ

ПАНДЕМИИ

Николай Александрович Усачев, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, Дмитрий Игоревич Сурнин, кандидат педагогических наук, доцент, Тольят-

тинская академия управления

Аннотация

В статье представлена модель дистанционного обучения по учебным дисциплинам «Физическая культура», «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в Тольяттинской академии управления. Целью исследования является поиск наиболее эффективных путей внедрения и реализации дистанционных технологий в процессе изучения дисциплин цикла «Физическая культура и спорт» в вузе. В условиях вынужденного перевода учебного процесса на дистанционную форму обучения необходимо было разрешить противоречие между традиционной формой (практический аспект) физического воспитания студентов в вузе и необходимостью организации данного педагогического процесса на основе применения дистанционных образовательных технологий, а так же необходимостью стимулирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности обучающихся с учетом индивидуальной двигательных возможностей.

Ключевые слова: физическая культура, электронное обучение, дистанционные технологии,

вуз.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p414-421

ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS ON THE CYCLE OF DISCIPLINES "PHYSICAL CULTURE AND SPORTS" IN PANDEMIC CONDITIONS

Nikolay Alexandrovich Usachev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Department chair, Dmitry Igorevich Surnin, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Togliatti Academy of Management

Abstract

The article presents the model of distance learning in the disciplines of "Physical Culture", "Elective Disciplines in Physical Culture and Sports" at the Public Educational Establishment of Higher Education "Togliatti Academy of Management". The aim of the study is to find the most effective ways of introducing and implementing distance technologies in the process of studying the disciplines of the cycle "Physical Culture and Sports" at the university. In the conditions of the forced transfer of the educational process to distance learning, it was necessary to resolve the contradiction between the traditional form (practical aspect) of physical education of students at the university and the need to organize this pedagogical process based on the use of distance educational technologies, as well as the need to stimulate independent physical culture and sports activity of students taking into account individual motor abilities.

Keywords: physical culture, e-learning, distance technologies, university.

Повышение эффективности реализации молодежной политики, обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики требует от вузов большую вовлеченность в жизнь обучающихся, предоставление не только качественно насыщенных по объему информации дисциплин, но и набора образовательных элементов, развивающих студента в личностном и социальном плане. Одним из решений поставленной задачи стали разработка и внедрение современных педагогических технологий, в том числе дистанционного обучения [1].

До последнего времени дистанционные технологии применялись в основном при обучении слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки кадров, а также студентов высших учебных заведений заочной и очно-заочной формы или имеющих ограниченные возможности здоровья. Однако эпидемиологическая ситуация в мире и в нашей стране, в условиях распространения коронавирусной инфекции в 2020 году, внесла коррективы во все сферы жизнедеятельности, в том числе и в систему образования. Дистанционное обучение из вспомогательной формы переросло в основную форму взаимодействия и контактной работы с обучающимися, практически во всех образовательных организациях.

В связи с вышеуказанным, целью исследования является поиск наиболее эффективных путей внедрения и реализации дистанционных технологий в процессе изучения дисциплин цикла «Физическая культура и спорт» в вузе.

Для достижения поставленной цели сформированы задачи:

1. Обзор нормативно-правовой документации, научно-методической литературы, регламентирующей использование дистанционного обучения в структуре высшего образования на современном этапе;

2. Разработка, внедрение и корректировка примерной модели реализации образовательных программ дисциплин цикла «Физическая культура и спорт» с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления»;

3. Формулирование выводов и практических рекомендаций по результатам исследования.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В рамках решения первой задачи исследования выявлено, что нормативно-правовые и научно-методические основы применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в вузах регулируются, прежде всего, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», приказами и методическими рекомендациями Министерства науки и высшего образования и РФ (далее Минобрнауки). Так, в соответствии с приказом Министерства образования N 4452 от 18 декабря 2002, с целью оказания методической помощи в использовании при организации образовательного процесса современных информационных технологий была утверждена «Методика применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации» (далее Методика).

Согласно Методике, «Дистанционное обучение обеспечивается применением совокупности образовательных технологий, при которых целенаправленное опосредованное или не полностью опосредованное взаимодействие обучающегося и преподавателя осуществляется независимо от места их нахождения и распределения во времени на основе педагогически организованных информационных технологий, прежде всего с использованием средств телекоммуникации» [3].

Масштабный эксперимент по «проверке эффективности» Методики, начиная с марта 2020 года, приходится осуществлять:

- на всей территории РФ в рамках утвержденного оперативным штабом Минобр-науки РФ комплекса мер по предупреждению распространения новой короновирусной инфекции (протокол от 19 марта 2020г. № 2), во всех подведомственных образовательных организациях [4]

- в учреждениях Самарской области, в том числе и в ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» г. Тольятти (далее Академия, с учетом требований постановления Губернатора Самарской области от 16.03.2020 № 39 «О введении режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной СОУГО-19» [2].

Варианты реализации образовательных программ, изложенные в приказе Минобр-науки РФ от 14 марта 2020 г. № 397, позволяют организациям использовать для отдельных групп обучающихся различный набор организационных мероприятий, как в совокупности, так и индивидуально в зависимости от ситуации, в частности:

Сценарий 1. Временный переход на обучение с использованием только дистанционных образовательных технологий должен рассматриваться в условиях сложной эпидемиологической обстановки и угрозы заражения обучающихся и работников образовательной организации.

Сценарий 2. Перевод отдельных обучающихся (добровольно изъявивших желание по персональным причинам осваивать образовательную программу дистанционно) на обучение по индивидуальному учебному плану должен рассматриваться в ситуации некритичной эпидемиологической обстановки в регионе.

Оба сценария ставят целью минимизировать количество личных контактов между людьми в процессе обучения и полностью укладываются в действующее законодательство Российской Федерации, включая вопросы применения дистанционных образовательных технологий, предоставления обучающимся индивидуальных учебных планов, в том числе с переносом части занятий на другой учебный период. [3].

В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространения новой коронавирус-ной инфекции (СОУГО - 19), в соответствие с приказом Минобрнауки №545 от 2.04.20. и постановлением Губернатора Самарской области от 03.04.2020 № 70 «Об ограничитель-

ных и иных мероприятиях...» в Академии принято решение временно приостановить с 6 апреля 2020г. посещение обучающимися образовательной организации и обеспечить реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий за счет использования имеющейся в организации электронной информационно-образовательной среды (далее - ТАУ - мастер).

На втором этапе исследования, в период с 2 по 6 апреля 2020 г. коллективом кафедры физической культуры ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» была разработана примерная модель (далее - Модель) реализации образовательных программ дисциплин цикла «Физическая культура и спорт» с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Согласно «Порядок реализации дисциплины (модуля) по физической культуре и спорту» в Академии дисциплина (модуль) по физической культуре и спорту реализуется в рамках: - базовой части Блока 1 «Дисциплины (модули)» программы бакалавриата в объеме 72 академических часов (2 зачетные единицы) очной формы обучения в рамках дисциплины «Физическая культура» (ФК); - вариативной части Блока I «Дисциплины (модули)» в объеме 328 академических часов в рамках дисциплины «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» (ЭДФКиС). Указанные академические часы являются обязательными для освоения и в зачетные единицы не переводятся.

В учебном процессе Академии, на период пандемии, пришлось 18 академических часов дисциплины ФК и 32 часа ЭДФКиС у студентов 1 курса (2 семестр) и 50 академических часов ЭДФКиС у студентов 2 курса (4 семестр). Согласно рабочим программам, часы на самостоятельную работу студентов по дисциплине ФК составляют 4 часа, а по дисциплине ЭДФКиС (в связи с тем, что она полностью состоит из практических занятий) - не предусмотрены.

В условиях вынужденного перевода учебного процесса на дистанционную форму обучения необходимо было разрешить противоречие между традиционной формой (практический аспект) физического воспитания студентов в вузе и необходимостью организации данного педагогического процесса на основе применения дистанционных образовательных технологий, а так же необходимостью стимулирования самостоятельной физкультурно-спортивной деятельности обучающихся с учетом индивидуальной двигательных возможностей.

Дисциплина «Физическая культура» и «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту» в Академии осуществляются в следующих формах: теоретические, практические, самостоятельные занятия в первом случае, а также контрольные и элективные (учебно-тренировочные) занятия по выбору, во втором.

Материал теоретического и методико-практического разделов предусматривает овладение студентами системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания природных и социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности, умения их адаптивного, творческого использования для личностного и профессионального развития, самосовершенствования, организации здорового стиля жизни при выполнении учебной, профессиональной и социокультурной деятельности.

Практический раздел программы реализуется на учебно-тренировочных занятиях в учебных группах не более 20 человек с учетом пола, состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности обучающихся. Занятия, направленные на обеспечение необходимой двигательной активности студентов, достижение и поддержание оптимального уровня физической и функциональной подготовленности в период обучения в вузе, содержат общеподготовительные и специально-подготовительные упражнения, тесно связанные со специфическими для данной профессии упражнениями, включающие в свое содержание средства общей подготовки и профессионально-прикладной физической подготовки. Для практических занятий в Академии определены базовые ви-

ды двигательной деятельности с учетом материально-технической базы вуза: фитнес спортивные игры, общая физическая подготовка.

В процессе самостоятельных занятий учащиеся совершенствуют физические качества и двигательные навыки, закрепляют теоретический и практический материал по предмету, готовятся к сдаче контрольных нормативов и тестов ВФСК ГТО. Содержание самостоятельных занятий разрабатывается с учетом физической подготовленности конкретного учащегося, а их эффективность проверяется преподавателем на занятиях физической культуры [2].

Разработанная модель реализации образовательных программ дисциплин цикла «Физическая культура и спорт» с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий включает в себя:

1. ППС кафедры ФК Академии организовывают учебные занятия с учетом следующих требований:

1). Все учебные занятия проводятся с применением сервисов и ресурсов платформы Zoom.us. Платформу Zoom рекомендуется использовать для видеоконференций (лекций, семинаров, консультаций, установок на практические занятия и т.п.).

2). Платформа электронной информационно-образовательной среды (ТАУ - мастер) используется для размещения учебно-методических материалов (конспекты лекций и методические рекомендации по организации самостоятельных занятий и видеокомплексы физических упражнений, примерные тесты и вопросы к устному и письменному опросу по разделу, образцы «Дневник самоконтроля», методики выполнения функциональных проб, требования физической и технико-тактической подготовленности) сохранения работ обучающихся, проведения тестовых занятий и контрольных мероприятий;

3). Для организации видеоконференций преподаватель использует постоянный идентификатор персональной конференции. Все учебные занятия проводятся согласно расписанию;

4). Преподаватель заранее планирует ход занятия, определяя регламент его проведения. Каждое занятие начинается с видеоконференции (длительностью 30-40 минут), на которой необходимо представить регламент проведения занятия, дать необходимый теоретический материал и задания, ответить на возникающие у обучающихся вопросы;

5). Необходимость второго, третьего и т.д. подключения (видеоконференции) на текущем занятии определяется преподавателем в зависимости от вида занятия и планирования его хода (лекция, семинар, контроль, практика и т.д.);

6). При отсутствии технической возможности присутствия обучающегося на занятии в онлайн-режиме допускается использование практики видео-отчетов о самостоятельной работе по теме занятия.

2. На период дистанционного обучения по дисциплинам цикла «Физическая культура и спорт» для студентов очной и очно-заочной формы обучения предполагается более интенсивная самостоятельная работа:

1) Изучение учебной, методической литературы и рекомендаций в системе ТАУ-мастер, материалов периодических изданий с привлечением электронных средств информации по вопросам физической культуры и спорта, для освоения теоретической базы дисциплины и организации безопасных условий для самостоятельной работы студента;

2) Выполнение письменных тестов и подготовка ответов на вопросы теоретической части дисциплины;

3) Участие в теоретических опросах во время видео-конференций Zoom с преподавателями для закрепления пройденного материала;

4) Участие в видеоконференциях Zoom с преподавателями для совместного выполнения физических упражнений;

5) Подготовка творческих видеоматериалов, содержащих комплексы физических упражнений и элементы танцевальных движений под музыку;

6) Просмотр видеоматериалов в системе ТАУ-мастер, содержащих комплексы тренировок, составленных преподавателями, для самостоятельного выполнения студентами физических упражнений, фиксирования собственной деятельности на видеоаппаратуру и предоставление педагогам для получения рекомендаций по корректировке выполнения упражнений и организации безопасных условий самостоятельной работы;

7) Ведение дневника самоконтроля для отслеживания самочувствия и прогресса студента, выполняющего комплексы упражнений;

8) Подготовка и сдача нормативов по физической и технико-тактической подготовленности с использованием видеоконференций Zoom.

В период с 27 апреля по 22 мая 2020 г., в рамках «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту», в формате дистантной фитнес-подготовки кафедрой физической культуры ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» был организован проект "ТАУнцуй дома", далее Проект.

Изначально, Проект был запущен с целью предоставления возможности выбора направления физкультурно-спортивной деятельности (в качестве самостоятельных занятий) студентами 1 и 2 курсов Академии и внедрения нестандартных групповых тренировок на учебных занятиях. Однако в процессе реализации Проект стал настоящей творческой танцевальной мастерской. Девушки с большим энтузиазмом поддержали «ТАУнцуй дома».

В соответствии с п.2.2. приказа Минобрнауки РФ от 8 мая 2020г. № 648 «О деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID - 19) на территории Российской Федерации», приказом № 145 от 8.05.20 в Академии утвержден временный порядок проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации с применением дистанционных технологий. На основании вышеуказанных актов, кафедрой ФК Академии внесены коррективы в разработанную ранее «Модель...», а также в процедуру проведения и требования к прохождению промежуточной аттестации по дисциплинам цикла «Физическая культура и спорт».

Согласно внесенным коррективам, зачетная оценка по дисциплинам определяется по следующим показателям:

1. Оценкой за посещаемость (в т.ч. участие в трекингах (психофизическая подготовка) и в спортивно-массовых мероприятиях, прошедших до периода пандемии);

2. Оценкой знаний теоретических, методико-практических и организационных основ физической культуры и спорта (тестирование, устный и письменный опрос по разделу, экспертная оценка дневника самоконтроля);

3. Оценкой за результат физической подготовленности (сдача нормативов), письменная (творческая) работа (для временно освобожденных) или учет динамики роста физической подготовленности (индивидуальный подход с учетом заболеваний студентов).

4. Оценкой за результат технико-тактической подготовленности (оценка по разделу "Лыжная подготовка", а также оценка работ по составлению и выполнению индивидуального комплекса физических упражнений (в т.ч. участие в Проекте «ТАУнцуй дома»).

Условием допуска к зачету является регулярность посещения учебных занятий по дисциплинам цикла «Физическая культура и спорт» (не менее 60%), обеспечивающей физиологически и методически оправданное повышение функциональной и двигательной подготовленности

Одним из основных критериев эффективности построения учебного процесса по физической культуре в вузе является динамика уровня физической подготовленности студентов в процессе обучения. Уровень и динамика физической подготовленности студентов оценивается на контрольных занятиях - по результатам выполнения обязательных и

дополнительных тестов физической и технико-тактической подготовленности, утвержденных кафедрой ФК. В связи с отсутствием возможности проведения тестирования в домашних условиях отдельных показателей физической подготовленности были внесены изменения в перечень нормативов и разработаны соответствующие требования. Так, нормативы в беге на 100м (юн. и дев.), в беге на 2000 м. (дев.) и 3000 м. (юн.), прыжки в длину с места (юн. и дев.) были заменены на тестирование скоростно-силовых качеств (прыжки «Бёрпи», прыжки «Звездочка») и силовой выносливости (удержание планки в положении - упор лежа на предплечье).

С целью проверки эффективности разработанной модели реализации образовательных программ дисциплин цикла «Физическая культура и спорт» с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, проведено сравнение показателей общей физической подготовленности студентов 1 и 2 курсов Академии очной и очно-заочной формы обучения по итогам осеннего и весеннего семестров 2019-2020 учебного года (таблица 1).

Таблица 1 - Средние значения показателей общей физической подготовленности студентов ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления» за период 2019-2020 учебный год

№ Курс, форма обучения Показатели

пресс (30 сек.) отжимания гибкость прыжки ч/з скакалку

I | II | * I | II | * I 1 II 1 * I | II | *

Девушки

1 1 (дев.), очная 23,3 23,1 -0,2 9,9 9,8 -0,1 +15,2 +15,1 -0,1 69,8 69,1 -0,7

2 1 (дев.), очно-заоч. 20,1 22,4 +2,3 8,7 9,1 +0,4 +8,3 +10,4 +2,1 60,2 66,5 +6,3

3 2 (дев.), очная 24,4 24,2 -0,2 11,8 11,6 -0,2 +14,6 +14,6 0 71,4 70,1 -1,3

4 2 (дев.), очно-заоч. 21,3 22,1 +0,8 9,0 9,7 +0,7 +7,5 +8,6 +1,1 59,1 63,6 +4,5

Юноши

№ Курс, форма обучения пресс (1 мин.) отжимания гибкость прыжки с места

I II * I II * I II * I II *

1 1 (юн.), очная 36,5 36,8 +0,3 39,3 39,8 +0,5 +7,3 +6,8 -0,5 223,3 220, 2 -3,1

2 1 (юн.), очно-заоч. 32,3 34,7 +2,4 25,6 30,2 +4,6 +3,2 +3,4 +0,2 197,8 199,6 +1,8

3 2 (юн.), очная 37,4 37,5 +0,1 40,1 40,3 +0, 2 +5,9 + 5,1 -0,8 230,9 229,3 -1,6

4 2 (юн.), очно-заоч. 32,2 35,1 +2,9 26,1 30,8 +4,7 +2,7 +3,1 +0,4 200,4 202,5 +2,1

*— положительные или отрицательные изменения показателей

Как следует из таблицы 1 обучающиеся 2 курса (и девушки и юноши) демонстрируют более высокие силовые и скоростно-силовые показатели физической подготовленности по отношению к студентам 1 курса. Обратная зависимость наблюдается в показателях тестов на гибкость. При этом у юношей очного отделения наблюдается наибольшее снижение именно гибкости, относительно показателей других физических способностей, что свидетельствует о недостаточной работе в этом направлении в период дистанционного обучения. У девушек очного отделения показатели гибкости практически не изменились, что подтверждает положительное влияние использования специальных комплексов упражнений танцевальной направленности. В тоже время, наибольшее снижения наблюдается в показателях скоростно-силовой направленности (прыжки), что говорит о необходимости усиления работы по данному направлению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еще одна тенденция прослеживается при сравнении показателей у студентов очной и очно-заочной формы обучения. Во всех направлениях подготовки обучающиеся очно-заочного отделения демонстрируют хотя и более низкие показатели тестирования чем у студентов того курса очной формы обучения, но очень заметную положительную динамику своей физической подготовленности во 2 семестре по отношению к 1 полугодию. Это объясняется тем, что на период самоизоляции и перехода на дистанционную трудовую и учебную деятельность обучающиеся очно-заочного отделения принимали активное участие (по настоятельной рекомендации ППС кафедры) в учебно-тренировочном процессе по дисциплинам цикла «Физическая культура и спорт» совместно со студентами очного отделения.

По результатам проведенного исследования сформулированы выводы и практические рекомендации:

1. Внести изменения в локальные нормативно-правовые акты Академии, регламентирующие использование дистанционного обучения в структуре высшего образования на современном этапе, в том числе и в «Порядок реализации дисциплины (модуля) по физической культуре и спорту»;

2. Считать достаточно эффективной разработанную модель реализации образовательных программ дисциплин цикла «Физическая культура и спорт» с учетом применения электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ЧОУ ВО «Тольяттинская академия управления»;

3. Внести коррективы в рабочие программы и фонды оценочных средств (раздел -«Самостоятельная работа студентов»), а также в процедуру прохождения промежуточной аттестации по дисциплинам цикла «Физическая культура и спорт» с возможностью более широкого использования элементов дистанционных технологий;

4. Скорректировать и дополнить материалы учебно-методических комплексов кафедры физической культуры с размещением на платформе электронной информационно-образовательной среды вуза ТАУ-мастер.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толстоухова, И.В. Дистанционное обучение как современная педагогическая технология / И.В. Толстоухова // Человек и образование. - 2016. - № 2 (47). - С. 98-100

2. Усачев, Н.А. Инновационная система физического воспитания студентов Тольяттинской академии управления / Н.А. Усачев, Д.И. Сурнин, В.А. Сапоженков // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 4 (170). - С.339-342.

3. Об утверждении «Методики применения дистанционных образовательных технологий (дистанционного обучения) в образовательных учреждениях высшего, среднего и дополнительного профессионального образования Российской Федерации : приказ Министерства образования России N 4452 от 18 декабря 2002. - URL : https://base.garant.ru/185375/ (дата обращения: 06.07.2020).

4. О деятельности подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации организаций в условиях распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19) на территории Российской Федерации : приказ Минобрнауки РФ от 8 мая 2020 г. № 648. - URL : https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1215/ (дата обращения: 06.07.2020).

REFERENCES

1. Tolstoukhova I. (2016), "Distance learning as a modern pedagogical technology", Chelovek i obrazovanie, No. 2 (47), pp. 98-100.

2. Usachev, N., Surnin, D. and Sapozhenkov, V. (2019), "Innovative system of physical education of students of Togliatti Academy of Management", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 4 (170), pp. 339-342.

3. Ministry of Education (2002), "On the approval of the Methodology for the use of distance learning technologies (distance learning) in educational institutions of higher, secondary and additional professional education of the Russian Federation", Order of the N 4452 of December 18, available at: https://base.garant.ru/185375/.

4. Ministry of Education and Science of the Russian Federation (2020), "On the activities of organizations subordinate to the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation in the context of the spread of a new coronavirus infection (COVID-19) in the Russian Federation", Order of the of May 8, 2020. No. 648, available at: https://minobrnauki.gov.ru/ru/documents/card/?id_4=1215/.

Контактная информация: surnindima@gmail.com

Статья поступила в редакцию 21.07.2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.