МЕТОДЫ И ТЕХНОЛОГИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
Е.Г. Ермакова, старший преподаватель
Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)
DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10658
Аннотация. В данном статье рассматривается какими качествами обладает дистанционная система образования, а также что она в себя включает. Приводятся преимущества и недостатки дистанционной системы образования для потребителей, разработчиков, поставщиков и организаторов учебного процесса. Разбираются организационные методы и технологии дистанционного электронного обучения в подготовке студентов по дисциплине «Физическая культура», которые по той или иной причине не могут посещать данные занятия. Была проанализирована информация и рассмотрены наиболее актуальные направления, предоставлены примерные упражнения физической культуры в виде описания слайдов с различными формами занятий в домашних условиях.
Ключевые слова: дистанционное обучение, физическая культура в домашних условиях, методы.
В наши дни системы дистанционного обучения представляют собой сложные комплексы, включающие в себя множество участников. Появление новых технологий привело к началу изменений, в том числе и сфере образования. Обычные способы общения очень изменились с появлением сети Интернет. Развитие системы дистанционного, а также электронного обучения становиться частью общих стратегий организаций в области образования и профессиональной подготовки сотрудников. В высших учебных заведениях России физическая культура является обязательной дисциплиной. Физическая культура - область социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие способностей человека в процессе осознанной двигательной активности [1]. Курс физической культуры и его содержание определяется требованиями государственного образовательного стандарта. Она входит в число гуманитарных дисциплин и является немало важной для развития профессиональной подготовки студентов. Применение технологий для повышения эффективности коммуникаций представляет собой одну из тенденций в области дистанционного обучения.
В связи с развитием информационных технологий, а также интернет- технологий развитие дистанционного обучения приобретает особую значимость. Дистанционное обучение - это способ обучения на расстоянии, при котором преподаватель и обучаемые физически находятся в различных местах [2]. В процессе такого обучения у людей, обремененных семейными и деловыми заботами, а также не имеющие возможности посещать занятия очной формы, появляется возможность получить качественные услуги обучения.
Преимуществами дистанционного обучения являются: выбор студента времени и места обучения, учеба не сказывается на семейных и рабочих делах, доступ к учебным материалам в любой точке страны с помощью интернета, гибкие сроки обучения, большое количество обучаемых, экономия денежных средств на транспорт.
Недостатками дистанционного обучения являются: необходимость персонального компьютера или смартфона, постоянный доступ в интернет, наличие самодисциплины, проблема распознавания личности при проверке работ, эмоциональная связь с преподавателем.
Дистанционное обучение необходимо рассматривать, как особый вид обучения,
для которого характерны определенные
цели задачи, функции, принципы и спосо- I
бы образовательного процесса. Данный н
вид обучения отличается от заочного тем, I
что дистанционное обучение призвано у
обеспечить максимальную интерактив- т
ность процесса образования, которая р
предполагает интерактивность между обу- с
чаемыми и преподавателями, связь между н
обучаемым и учебным материалом, а так- ц
же возможность группового обучения. д
Важное значение использования совре- и
менных информационных и коммуника- н
тивных технологий приобретает и в про- л
цессе физического воспитания студентов л вузов. Примерная программа дисциплины
Таблица 1. Примерные практические занятия
" Физическая культура" предусматривает не только повышение уровня функциональных и двигательных способностей, но и получение студентами знаний в области укрепления и сохранения здоровья и работоспособности организации здорового образа жизни во время учебной и профессиональной деятельности [3]. Для изучения материала обычно используются лекции и подготовка рефератов, а для поддержания физической формы предлагаем использовать примерные практические занятия в виде описания файлов по дисциплине физическая культура в домашних условиях, они представлены в таблице 1.
1 слайд Утренняя гимнастика.
1)Повороты головы влево-вправо,2) Положение стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе, вращение плечами вперед- назад, по 5 раз в каждую сторону,3) Наклон туловища вперед, положение ноги врозь выдыхая наклониться вперед, со вздохом вернуться в исходное положение,4) Повороты корпуса 6-8 повторений, стоя, руки на поясе, ноги на ширине плеч,5) Махи ногами 16 раз вытягиваем руки вперед и касанием носком ладоней. 1)2) по 5 раз в каждую сторону 3) 8-10 раз 4) 6-8 повторений 5) 16 раз
2 слайд Йога.
1)Поза кошки- поза на четвереньках руки и ноги были перпендикулярны полу прогибать спину с вдохом и выгибать с выдохом,2) Поза горы- просто положение стоя спина прямая, живот подобран, стопы плотно прижаты к полу, подбородок параллелен полу,3) Пашчимотанасана- сидя, нужно наклониться к выпрямленным ногам. Колени прямые, спина, по возможности, не скругляется. 1) 5 раз 2) 1-1.5 минуты 3) 6-8 повторений
3 слайд Упр. на снятие нагрузки глаз, рук, спины.
1)Упражнение для глаз- закрыть глаза и расслабить мышцы лица, медленно переместить глазные яблоки влево-вправо с задержкой на 1 -2 секунды,2) Упражнение для рук- расслабленные руки опустить вдоль тела и на меленном выдохе 10-15 секунд слегка потрясти руками,3) На выдохе наклониться вперед и коснуться руками пола перед ногами, расслабиться, сделать вдох и на выдохе выпрямиться. 1) 5-10 раз 2) 5 раз 3) 5-10 раз
4 слайд Упр. на сколиоз и осанку.
1)Лягте на спину и приподнимите ноги на 30-40 градусов и имитируйте ими работу ножниц, 2) Стоим и ставим ноги на ширине плеч сдвиньте лопатки и пытайтесь удержать их в таком положении 5 секунд затем вернитесь в исходное положение,3) На четвереньках параллельно полу втяните левую руку вперед на несколько секунд, затем поменяйте положение,4) Положение- стоя, руки смыкаем в замке за спиной и начинаем ходить на пятках 30 секунд. 1) 30 секунд 2 повторения 2)5 повторений 3) 5 раз на каждую руку 4) 3 повтора
5 слайд Упр. на силу с собственным весом.
1) Воздушные приседания- ноги на ширине плеч, носки чуть в стороны, руки перед собой, при приседании спина прямая,2) Выпады- опускайтесь в выпад и касайтесь коленом пола, руки на поясе,3) Мост на 1 ноге- лягте на спину, поставив стопы на пол, поднимите и выпрямите 1 ногу, напрягая ягодичные мышцы поднимите таз от пола, отпустите ногу и повторите снова,4) Плиометрические приседания- опуститесь в приседание, а затем выпрыгните, приседав не отрывая пятки. 1)2) 10 раз 3) 5 повторений на каждую ногу 4) 5-10 раз
6 слайд Упр. на силу с утяжелителями.
1) Планка- Зафиксируйте фитнес резинку чуть ниже коленей, упор на ладони и пальцы ног, спина ровная без прогибов, разводите ноги в прыжке,2) Махи ногами лежа- лягте на живот, положив голову на руки, зафиксировать на ногах резинку, переменно поднимайте прямую ногу вверх,3) Разведение гантелей- поднять руки с гантелями в стороны до уровня плеч и опустите. 1) 5-10 раз 2) 10 раз на каждую ногу 3)10 раз 2 повтора
7 слайд Аэробика.
1) Прыжки в разные направления по диагонали,2) Выпады вправо-влево ,3) Мельница-положение полу приседа, вытянутые в стороны руки, ими нужно делать движения по типу «мельница», касаясь пальцами кистей носков противоположных ног,4) Баланс-подняв одну ногу и согнув в колене, максимально растягивая поверхность бедер. Повтор 10-15 раз для каждой стороны. 1)2)15 раз 3) 5 раз на каждую сторону 4) 10-15 раз на каждую сторону
8 слайд Цигун
1) Стучим в двери жизни- ноги на ширине плеч и немного согнутые в коленях, делаем повороты бедрами и талией, при этом при каждом повороте руки стучат по низу живота и пояснице.2) Тигр- поднимите руки над головой, глубокий выдох через нос, на выдохе опускаемся вниз, сгибая ноги в коленях, ладони раскрыты. 1) 10 раз на каждую сторону 2) 10-15 раз
Методы электронного дистанционного обучения. В зависимости от способа коммуникации преподавателей и обучаемых, выделяют методы обучения:
1-ый метод обучения при минимальном участии преподавателей (самообучение). Преподавателями создаются, а также подбираются различные образовательные ресурсы (интерактивные базы данных, электронные издания и компьютерные обучающие системы).
2-ой метод индивидуального преподавателя и обучения, для которого характерно взаимоотношения одного учащегося и одного преподавателя (обучение «Один к одному»). Данный метод может быть реализован в дистанционном электронном обучении в основном с помощью таких технологий, как телефон, голосовая и электронная почта, факс, скайп, социальные сети.
3-ий метод - изложение учебного материала преподавателем, а обучающие не ведут в этом активную роль (Обучение «Один к одному»). Данный метод используют педагоги, когда обучаемые примерно на одном уровне подготовлены и для всех одинаков конечный результат. Этот метод свойственный традиционно-образовательной системе. Получает новое развитие на базе современных информационных технологий.
4-ый метод, при котором участники учебного процесса активно взаимодействуют друг с другом (Обучение «Многие к многим»). Данный метод ориентирован на групповую работу студентов и представляет наибольший интерес для дистанционного электронного обучения. Преподаватель задает тему для студентов и должен поддерживать благоприятную обстановку
для них. Преподаватель несет ответственность за ход работы.
5-ый метод проектов. Данный метод предполагает комплексный процесс обучения, позволяет обучаемому проявить самостоятельность в своей учебно-познавательной деятельности. В основе метода лежит развитие творческих, познавательных интересов, умение самостоятельно формировать свои знания.
6-ой метод проблемного обучения. Роль преподавателя минимальна. В процессе данного метода обучения внимание учащихся фокусируется на важных проблемах, они стимулируют познавательную активность, способствуют развитию умений и навыков по решению этих проблем.
7-ой метод - исследовательский. Данный метод обучения характерен наличием четко поставленных актуальных и значимых для участников целей, использование научных методов обработки и оформления результатов.
В процессе обучения было проведено анкетирование, участвовали 110 студентов. Учащимся были представлены голосования на просторах интернета, тем самым удалось подключить как можно больше студентов выбранного учебного заведения. Исследование проводилось на базе Пермского государственного аграрно-технологического университета им. Прянишникова.
Вопросы анкетирования:
1) Какой метод дистанционного обучения показался вам более удобным.
2) Какой самый интересный метод дистанционного обучения.
3) Какой метод дистанционного обучения является не актуальным.
4) Какой метод требует больше време- В таблице 2 представлены результаты ни. анкетирования студентов.
5) Какой метод дистанционного обучения вы бы выбрали для себя.
Таблица 2. Результаты анкетирования студентов
1-ый метод 2-ой метод 3-ий метод 4-ый метод 5-ый метод 6-ой метод 7-ой метод
1 вопрос 50% 20% 0% 30% 0% 0% 0%
2 вопрос 25% 30% 10% 5% 15% 10% 5%
3 вопрос 0% 5% 80% 0% 0% 15% 0%
4 вопрос 0% 0% 15% 0% 30% 0% 45%
5 вопрос 60% 10% 5% 20% 0% 0% 5%
Итого: 135% 65% 120% 55% 45% 25% 55%
Исходя из результатов анкетирования, можно сделать вывод, что метод 1 является наиболее популярным среди опрошенных и вызывает большее доверие, а также интерес. Стоит обратить особое внимание на метод 3.
Дистанционное обучение - это особый вид обучения, главной особенностью которого является интерактивность взаимодействия всех участников образовательного процесса. При дистанционном обучении реализуется личностно-ориентированный подход к обучению, происходит максимальная индивидуализация обучения. Дистанционному обучению свойственны как
общепедагогические дидактические принципы обучения, так и специфические принципы. Использование новых информационных и телекоммуникационных технологий позволяет осуществить взаимодействие участников дистанционного обучения независимо от их местонахождения с помощью электронной почты, чата, форума, видеоконференции, вебинара, он-лайн-семинара. А также, представленные упражнения дают хороший эффект и возможность на самотренировку, самоконтроль и привлечение к здоровому образу жизни при нахождении в малоподвижной форме обучения.
Библиографический список
1. Физическая культура // Википедия. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org (дата обращения: 20.12.2019).
2. Хабибулина Э.М. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели // Социальная сеть работников «Наша сеть». - 2011. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsportal.ru (дата обращения 20.12.2019).
3. Попов А.И. Дистанционное обучение студентов вуза по дисциплине физическая культура / А.И. Попов, П.К. Петров // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2010. - Т. 5, №2. - С. 84-92.
METHODS AND TECHNOLOGY OF ELECTRONIC DISTANCE LEARNING IN HIGHER EDUCATION IN THE DISCIPLINE PHYSICAL CULTURE
E.G. Ermakova, Senior Lecturer
Pryanishnikov Perm State Agro-Technological University (Russia, Perm)
Abstract. This article examines what qualities the distance education system has, as well as what it includes. The advantages and disadvantages of the distance education system for consumers, developers, suppliers and organizers of the educational process are presented. Organizational methods and technologies of distance e-learning in the preparation of students in the discipline "Physical culture", who for one reason or another cannot attend these classes, are analyzed. The information was analyzed and the most relevant directions were considered, and sample exercises of physical culture were presented in the form of a description of slides with various forms of classes at home.
Keywords: distance learning, physical culture at home, methods.