ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ-СТОМАТОЛОГОВ
PROFESSIONAL AND APPLIED PHYSICAL TRAINING OF DENTAL
STUDENTS
УДК-61
Медведева Мария Сергеевна, студентка стоматологического факультета
Кировского государственного медицинского университета, Россия, г.Киров
Скорохватов Василий Петрович, старший преподаватель кафедры
физической культуры Кировского государственного медицинского
университета, Россия, г.Киров
Maria Medvedeva, [email protected]
Skorokhvatov Vasily Petrovich
АННОТАЦИЯ
Физическая подготовка врача - показатель его здоровья и профессионализма. Продуктивность врача, качество и результативность его действий во многом зависит от его подготовки, не только профессиональной, но и физической. Во время процесса обучения студентов-стоматологов особое внимание уделяется их физическому воспитанию, так как хорошая подготовка координирует деятельность, быстроту реакции, выносливость что, в последствии поможет врачам в работе и даже, может спасти чью-то жизнь. Профессиональная деятельность врачей-стоматологов характеризуется как малоподвижная, связанная со значительными физическими нагрузками и требует максимальной выносливости и концентрации [1]. Правильно подобранные средства и методы физического воспитания влияют на снятие утомления, улучшение работоспособности, укрепляют здоровье, воспитывают профессионально нужные свойства для привыкания специалиста к режиму трудовой деятельности, помогают восстановить организм после всевозможных трудовых, учебных и бытовых нагрузок [2]. Общеустановленные правила и традиционная программа подготовки, которые применяются на учебных занятиях по физической культуре не учитывают особенности студентов-стоматологов, их физическую и функциональную подготовленность, что в последствии ведет к приобретению профессиональных заболеваний. Также традиционная организация недостаточно мотивирует обучающихся на развитие и совершенствование
физических качеств, посредством регулярных занятий физической культурой и спортом, как необходимого условия сохранения и укрепления своего здоровья[3].
Актуальной и практически значимой становится задача разработки и внедрения в образовательный процесс эффективных, современных технологий, способов, методов, приемов оздоровительной направленности, способствующих положительным сдвигам в физической и функциональной подготовленности обучающихся, формированию у них ценностного отношения к здоровью, а также устойчивой положительной мотивации к занятиям по физической культуре [4].
Целью данной статьи является разработка программы для студентов-стоматологов с внедрением специальных, современных, более нужных и значимых для них физических упражнений. В исследовании были задействованы студенты стоматологического факультета 1-4 курсов Кировского государственного медицинского университета. Все студенты, участвующие в исследовании в течение семестра, занимались по разработанной программе с внедрением специальных упражнений. В исследовании приняли участие 200 студентов в возрасте от 17-21 года.
ABSTRACT
Physical training of a doctor is an indicator of his health and professionalism. The productivity of a doctor, the quality and effectiveness of his actions largely depends on his training, not only professional, but also physical.
During the training process of dental students, special attention is paid to their physical education, as a good preparation coordinates the activity, reaction speed, endurance that, in the future, will help doctors in their work and even can save someone's life.
Professional activity of dentists is characterized as sedentary, associated with significant physical activity and requires maximum endurance and concentration [1]. Properly selected means and methods of physical education affect the removal of fatigue, improve performance, strengthen health, bring up professionally necessary properties for getting used to the specialist's work regime, help restore the body after all sorts of labor, educational and household loads [2].
Generally established rules and traditional training programs that are used in physical education classes do not take into account the characteristics of dental students, their physical and functional readiness, which subsequently leads to the acquisition of occupational diseases. Also, the traditional organization does not sufficiently motivate students to develop and improve their physical qualities,
through regular physical training and sports, as a necessary condition for maintaining and strengthening their health[3].
The task of developing and implementing in the educational process effective, modern technologies, methods, methods, techniques of health-improving orientation that contribute to positive changes in the physical and functional readiness of students, the formation of their value attitude to health, as well as a stable positive motivation for physical education [4] becomes relevant and practically significant. The purpose of this article is to develop a program for dental students with the introduction of special, modern, more necessary and significant for them physical exercises. The study involved students of the faculty of dentistry 1-4 courses of the Kirov state medical University. All students participating in the study during the semester were engaged in a developed program with the introduction of special exercises. The study involved 200 students aged 17-21 years. Ключевые слова: подготовка, врач, упражнение, стоматолог, студент. Keywords: preparation, doctor, exercise, dentist, student.
Комплекс упражнений для основной группы включал: 1) Упражнения для кистей рук. Большую часть своего рабочего времени врач-стоматолог манипулирует инструментами. Нерационально тонкие ручки инструментов ведут к перенапряжению и спазмам мускулатуры. При держании тонкого инструмента мускулатура напряжена, рука утрачивает тонкую чувствительность. Отсутствие поворотной головки наконечников для бормашины заставляет врача выворачивать руку при работе. Острые грани на корпусе способствуют образованию мозолей и вызывают боли в пальцах, появляется искривление среднего пальца руки [5].
1.Исходное положение: руки лежат на столе ладонями вверх. Поочередно дотягиваться большим пальцем до кончика каждого пальца;
2.И.П.: большой палец с усилием скользит от основания пальца к его кончику (проделать для всех пальцев);
3.И.П.: кончики пальцев обеих рук складываются и руки многократно с усилием движутся навстречу друг другу;
4.И.П.: обе руки лежат на столе ладонями вниз. Поочередно сгибать и выпрямлять все пальцы;
5.И.П.: пальцы сложить в кулак, большой палец внутри. Сжимая кулак, медленно вынимать большой палец.
Выполняя подобные упражнения, врач может обезопасить себя от развития тендовагинита, деформирующего артроза и других заболеваний суставной системы кистей рук.
2) Упражнения для шейного отдела. Длительное нахождение в вынужденной позе ведет к увеличению статической нагрузки на органы и системы, увеличению их перегрузки. Упражнения для мышц шеи направлены на расслабление мышц и включают свободные движения головной части в разных направлениях (сгибание, разгибание, боковые наклоны, повороты, кружение).
1.И.П.: Встаньте прямо, опустите плечи. Откиньте голову назад, натягивая переднюю поверхность шеи. Из этого положения наклоните голову влево. Для большего эффекта положите левую ладонь на правую часть головы, но не давите сильно. Повторите упражнение в другую сторону.
2.И.П.: Встаньте прямо, положите ладонь на висок так, чтобы пальцы были направлены к затылку. Чуть надавите на висок рукой и, преодолевая сопротивление, поверните голову. Сделайте 10 поворотов в каждую сторону.
3.И.П.: Встаньте прямо, руки опущены вдоль туловища. Плавно опустите голову вниз, стараясь прижать подбородок к грудной клетке. Повторите 5-10 раз.
4.И.П: Встаньте прямо, руки опущены вдоль туловища. Максимально поднимите плечи и удерживайте в таком положении 10 секунд. Далее опустить плечи, сделать глубокий вдох, расслабиться на 10-15 секунд. Повторите 5-10 раз.
3) Упражнения для спины. Также направлены на расслабление мышц, напряженных от долгой статической нагрузки.
1. И.П.: Кифозирование поясничного отдела позвоночника с фиксацией этого положения 10-60 с.: а) с опорой о стену; ноги на расстоянии 40 см от стены; б) в и.п. стоя;
2. И.П.: Ноги врозь, руки к плечам. Сгибая левую ногу вправо-вперед, коснуться правым локтем левого бедра. То же другой ногой;
3.И.П.: Из стойки ноги врозь медленные наклоны влево и вправо (руки скользят вдоль тела);
4. И.П.: Лягте на пол лицом вниз, подняв таз и выгнув спину. Постарайтесь опираться на пальцы ног и ладони. Поверните таз максимально вправо, при этом опуская бок как можно ниже. Все повторите с поворотом в другую сторону. Делать упражнение как можно медленнее.
5.И.П.: На коленях, с вытянутыми руками на полу. Выпрямите противоположные руку и ногу, задержите на секунду, опустите. Поменяйте конечности. Выполняйте около минуты. Помогает укреплять мышцы не только спины, но также пресса и ягодиц.
4) Упражнения для ног.
1.И.П.: Сидя, производим сгибание и разгибание пальцев ног, 10-15 раз на каждую ногу;
2.И.П.: Стоя или сидя производим захватывание и поднятие пальцами ног платка с пола;
3.И.П.: Стоя, руки за головой, ходьба на "цыпочках", на пятках;
4.И.П.: Стопы на ширине таза, шагаем ногой назад и на вдохе опускаем таз вниз. В нижней точке оба колена образуют прямой угол. На выдохе возвращаемся в И.П. Повторять 10-15 раз. После меняем ногу.
5И.П.: Лежа на боку, ноги прямые. Опираясь на левую руку, поставьте правую стопу на пол перед левым коленом и захватите правой рукой голень. Левую стопу согните на себя и приподнимите левую ногу. Медленно опустите. Выполняйте 5-10 раз. Поменять ногу.
Также во время сидения важно правильное расположение ног. Рекомендуется ставить ступни на носок и чередовать это положение с правильным. Это способствует хорошему кровообращению и расслаблению мышц ног.
5) Дыхательные упражнения. Способствуют приливу энергии, бодрости и отличному самочувствию, снижают утомляемость, борьба со стрессом и бессонницей, повышают интеллектуальную деятельность и концентрацию внимания, также укрепляют мышцы живота.
1.И.П.: Сидя с прямой спиной, закрыть глаза. На вдохе надуйте живот: расслабьте брюшную стенку, и воздух сам войдёт в лёгкие. На выдохе подтяните живот к позвоночнику, движение должно быть активным. Грудная клетка и верхние отделы лёгких не участвуют в процессе. Начните с 36 дыхательных циклов. Когда привыкнете, доведите до 108.
2.И.П.: лежа, сидя, стоя. Руки положить на нижнюю часть ребер, сделать медленный, ровный выдох, сжимая руками ребра грудной клетки. Медленно выполнять вдох через нос, руки ощущают распирание грудной клетки и медленно освобождают зажим. На выдохе грудная клетка вновь медленно зажимается двумя руками в нижней части ребер. Повторить 6-10 раз.
3.И.П.: лежа, сидя, стоя. Туловище расслаблено. Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот, грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая
живот и ребра грудной клетки. Сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами. Повторить 3-4 раза.
На вступительном занятии нужно провести беседу со студентами, рассказать им, что им предстоит делать, какими способами, к чему это приведёт, сформировать желание заниматься физкультурой по разработанной программе.
Нужно поделить семестр на четыре этапа, 1 месяц — 1 этап. С каждым этапом сложность и длительность упражнений должна повышаться. На первом этапе студенты запоминают основные упражнения, тренируют их выполнение. На втором этапе возрастает интенсивность нагрузки, появляются сложные упражнения, направленные на развитие координации, добавляются связки упражнений. Появляются отдельные упражнения для рук. На третьем этапе интенсивность нагрузки достигает своего пика и не меняется до конца семестра. Появляется совмещение движения рук и тела. Заключительный этап. Закрепление полученных знаний. Подведение результатов.
Результаты и обсуждения: По истечению семестра, мы решили сравнить показатели студентов обеих групп.
Первым критерием сравнения стала посещаемость занятий (таблица 1). До начала исследования посещаемость занятий по физической культуре прослеживалась от 45 до 58%, в зависимости от курса. После внедрения разработанного комплекса упражнений, по истечению семестра, показатель посещаемости вырос и стал варьироваться от 85 до 91%.
Таблица 1.
100% 80% 60% 40% 20% 0%
Посещаемость занятий
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
■ До исследования ■ После исследования
Вторым критерием стала успеваемость студентов (таблица 2). Диапазон среднего балла в группе испытуемых до эксперимента составлял от 3,4 до 4,2, прослеживалась низкая мотивация к учебным занятиям. По окончанию семестра и подведением итогов, было выявлено увеличение среднего балла студентов до 4,7, а минимальный порок увеличился до 4,0.
Таблица 2.
Успеваемость студентов
5 4 3 2 1 0
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс
■ До исследования ■ После исследования
Выводы:
1. Регулярные занятия позволяют провести профилактику многих заболеваний, быстрее восстановить организм после перенесенных заболеваний, способствуют укреплению мышечного корсета позвоночника, повышению эластичности связок, общей и силовой выносливости, а также тренировки дыхательной и сердечно-сосудистой систем.
2. Внедрение специальной программы в структуру и содержание занятий по физической культуре позволяет решать целый комплекс задач, связанных с физической подготовкой студентов к будущей профессиональной деятельности, а главное, сформировать позитивное ценностное отношение и устойчивую мотивацию к физической культуре.
3. Проведенное исследование показывает, что мотивация к занятиям ранее была снижена, нежели к занятиям, где занимались с добавлением и объяснением специальных упражнений.
4. Уровень мотивации учебной деятельности влияет на успеваемость учащихся: чем выше уровень мотивации, тем выше и уровень успеваемости. Таким образом, для успешного овладения профессией человеку важно совершенствовать определенные двигательные умения и навыки, физические качества, обусловленные характером труда. Это определяет специальную,
профессионально-прикладную направленность физической подготовки
будущего специалиста.
Литература
1. Михальченко В. Ф. , Темкин Э. С., Морозова Н. М., Калинина Н. В., Петрухин А. Г., Кондратенко А. А. Профессиональные вредности в работе врача-стоматолога и профилактика последствий их воздействия. // Волгоград, 1998. 26 с.
2. Гаврилова Н. А. Профилактика заболеваний и укрепление здоровья через занятия физической культурой и спортом // «SCIARTICLE.RU». 2019. №65.
3. Горбунов Е.Н. Психология физического воспитания и спорта: учебное пособие /Е.Н. Гогунов, Б.И. Мартьянов. - М.: Академия, 2002. - 287 с.
4. Дуркин П.К., Лебедева М.П. Интерес к занятиям физической культурой и спортом как фактор формирования здорового образа жизни // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2004, № 2.
5. Ожгихина Н. В., Ожгихина Ж.Э. Профессиональные вредности в работе врача-стоматолога. Психофизиологический фактор // Проблемы стоматологии. 2013.№ 1.
6. Воробьева Д.С., Бойченко С.Ф. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ (ТЕРАПЕВТОВ) // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. - 2016. - № 11-4. - С. 647-648;
Literature
1. Mikhalchenko V. F., Temkin E. S., Morozova N. M., Kalinina N. V., Petrukhin A. G., Kondratenko A. A. Professional harms in the work of a dentist and prevention of the consequences of their impact. // Volgograd, 1998. 26 p.
2. Gavrilova N. A. Prevention of diseases and health promotion through physical culture and sports / / "SCIARTICLE.RU". 2019. No. 65.
3. Gorbunov E. N. Psychology of physical education and sport: textbook /E. N. Gogunov, B. I. Martianov. - M.: Academy, 2002. - 287 p.
4. Durkin P. K., Lebedeva M. P. Interest in physical culture and sports as a factor in forming a healthy lifestyle / / Physical culture: education, education, training. 2004, № 2.
5. Azhgikhina N. V., Azhgihina J. E. occupational hazards in the work of a dentist. Psychophysiological factor // Problems of dentistry. 2013. # 1.
6. Vorobyova D. S., Boychenko S. F. PROFESSIONAL and APPLIED PHYSICAL TRAINING of DENTISTS (THERAPISTS) / / international journal of applied and fundamental research, 2016, no. 11-4, Pp. 647-648;