Научная статья на тему 'Формирование профессионально-прикладных физических важных качеств у студентов вуза средствами физической подготовки'

Формирование профессионально-прикладных физических важных качеств у студентов вуза средствами физической подготовки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
700
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / БЛОК ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОПРИКЛАДНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ / PHYSICAL TRAINING / BLOCK OF FORMATION OF PROFESSIONALLY APPLIED PHYSICAL IMPORTANT QUALITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гусев Алексей Витальевич, Шарагин Виктор Иванович

Рассмотрен вопрос совершенствования физической подготовки на кафедре физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности за счет внедрения в учебный процесс модернизированного блока формирования профессионально-прикладных физических важных качеств при проведении занятий по физической культуре в Московском государственном психолого-педагогическом университете преподавателями кафедры. Представлен модернизированный блок формирования профессионально-прикладных физических важных качеств у студентов-психологов, реализуемый на кафедре и раскрыто содержание модулей тренировки стрессоустойчивости, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гусев Алексей Витальевич, Шарагин Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL IMPORTANT QUALITIES FOR UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING

The issue of improving physical training at the Department of Physical Education and the fundamentals of life safety through the introduction in the educational process of the modernized unit for the formation of professionally applied physical qualities in conducting physical education classes at the Moscow State Psychological and Pedagogical University by faculty members is considered. A modernized unit for the formation of professionally-applied physical important qualities for students-psychologists is being realized at the department and the content of the modules for training stress-resistance, cardiovascular and respiratory systems is disclosed.

Текст научной работы на тему «Формирование профессионально-прикладных физических важных качеств у студентов вуза средствами физической подготовки»

systematization of food products and the selection of basic diets have been carried out. Experimentally proved the effectiveness of fitness technology in the conditions of the educational space of the university.

Key words: design, fitness technologies, physical culture, students.

Gubantceva Irina Borisovna, candidate of pedagogical Sciences, associate professor, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Egorov Vladimir Nikolaevich, candidate of pedagogical Sciences, professor, director, [email protected], Russia, Tula, Tula State University,

Pluzhnikova Lydia Alexandrovna, graduate student, [email protected], Russia, Tula, Tula State University

УДК 796.011

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ У СТУДЕНТОВ ВУЗА СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

А.В. Гусев, В.И. Шарагин

Рассмотрен вопрос совершенствования физической подготовки на кафедре физического воспитания и основ безопасности жизнедеятельности за счет внедрения в учебный процесс модернизированного блока формирования профессионально-прикладных физических важных качеств при проведении занятий по физической культуре в Московском государственном психолого-педагогическом университете преподавателями кафедры. Представлен модернизированный блок формирования профессионально-прикладных физических важных качеств у студентов-психологов, реализуемый на кафедре и раскрыто содержание модулей тренировки стрессоустойчивости, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Ключевые слова: физическая подготовка, блок формирования профессионально-прикладных физических важных качеств.

Для успешного выполнения задач, связанных с профессией психолога, необходима физическая подготовленность, которая является обязательным атрибутом профессионально важных качеств (ПВК).

Значение физической подготовки в становлении будущих психологов обусловлено не только сложным и напряженным характером психологической работы, но и повышением числа физически неподготовленной молодежи, поступающей в Московский государственный психолого-педагогический университет (МГППУ). Это требует оптимизации физической подготовки для успешного выполнения задач будущими психологами. На занятиях по физической подготовке студентов-психологов осуществляется их физическое, эмоционально-волевое, мотивационное и нравственное развитие. На наш взгляд, уровень физической подготовленности является одним из показателей становления студента-психолога как специалиста.

В исследованиях, связанных с совершенствованием технологий физической и психологической подготовки студентов-психологов, мало внимания уделяется их совместному влиянию на формирование ПВК будущих специалистов-психологов [1, 2]. Мы считаем, что необходимым подходом к формированию профессионально важных качеств психологов является сочетание физических и психологических упражнений, которые необходимо учитывать и проводить на занятиях по физической культуре [3]. Данные упражнения должны включать тренировки не только силы, выносливости, координации движений, но и учебные занятия по развитию психологической готовности к действиям в различных условиях деятельности, в том числе экстремальных, которые будут характерны для студентов экстремальной и юридической психологии. Такой подход к подготовке студентов будет способствовать формированию основных ПВК психолога. Анализ исследований по проблематике формирования профессионально важных качеств и экспертная оценка психологов, преподавателей МГППУ позволили выделить основные группы ПВК, которые необходимы будущим психологам: физические, интеллектуальные и личностные. Основными качествами, которыми должны обладать будущие психологи являются: хорошее физическое развитие, хорошие адаптационные возможности организма и психики, стрессоустойчивость, воля и интерес к профессии психолога.

На наш взгляд, основными принципами формирования ПВК психолога являются:

- развитие ПВК в условиях учебной деятельности на занятиях в МГППУ и практики в структурах, имеющих психологические подразделения;

- направленность педагогических и психологических воздействий;

- системность педагогических и психологических воздействий [4, 5].

Данные принципы являются основой психолого-педагогических

воздействий при формировании физических, интеллектуальных и личностных ПВК.

Практика физической подготовки студентов-психологов на нашей кафедре располагает достаточным опытом формирования различных компонентов физического развития, влияющих на результаты труда психолога. Однако достаточная эффективность занятий по формированию физических ПВК на них еще не достигнута.

Физическая подготовка в МГППУ проводится в следующих формах: учебные и факультативные занятия, спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа, самостоятельная физическая тренировка студентов.

Опираясь на достигнутый опыт в формировании ПВК будущих психологов можно утверждать, что одним из основных направлений психолого-педагогического воздействия преподавателей, исходя из предназначения кафедры, будет являться формирование физических

качеств, которые формируются на занятиях, включающих общефизическую, специальную и профессионально-прикладную физическую подготовку.

При формировании и развитии профессионально-прикладных физических ПВК, где негативным фактором будет выступать повышенная нервно-эмоциональная напряженность, основными упражнениями должны быть упражнения, направленные на снятие нервной напряженности, стабилизацию работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем, расслабление (Мусаелов Н.А., Нифонтова Л.Н.).

Для повышения уровня подготовленности студентов психологических факультетов к деятельности психолога нами использовались следующие педагогические подходы:

- своевременная коррекция и диагностика недостаточно развитых физических ПВК студентов;

- проведение занятий по физической культуре с учетом внутренней картины деятельности труда психолога;

- применение при проведении занятий по дисциплине инновационных педагогических технологий с использованием активных форм обучения;

- планирование учебной физической нагрузки с учетом индивидуальных особенностей студентов [6-8].

К методам целенаправленного формирования и развития у студентов комплекса физических ПВК психолога-практика относятся: метод максимальных, статических и статодинамических усилий, метод круговой тренировки - для развития силовых и волевых качеств, стрессоустойчивости. Метод строго регламентированного упражнения, повторный, интервальный, переменный, игровой и соревновательный методы - для формирования и развития координационных и коммуникативных способностей, стрессоустойчивости, тренированности сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Анализ характера деятельности психолога при выполнении им основных действий для совершенствования физической подготовки на кафедре позволил уточнить блок формирования профессионально-прикладных физических ПВК.

Структура и содержание блока представлено на рисунке.

Блок формирования профессионально-прикладных физических ПВК

Модуль тренировки стрессоустойчивости. Для тренировки стрессоустойчивости как основного фактора нервно-эмоциональной напряженности в ходе развития профессионально-прикладных физических ПВК, нами предложен кросс на 3 км, который является средством разрядки и нейтрализации нервного (стрессового) напряжения и укрепления стрессоустойчивости.

Физическими упражнениями для снятия стресса, которые изучались студентами на занятиях по физической культуре в рамках формирования и развития профессионально-прикладных физических ПВК и которые по своему содержанию являются не только физическими, но и психологическими, были следующие.

Упражнение № 1. Исходное положение: стоя, ноги на ширине плеч, руки подняты вверх. Вначале упражнения необходимо напрячь все мышцы тела на 2-5 мин. Затем медленно их расслабить. Расслабление мышц надо начинать с пальцев рук, затем расслабляются ладони, мышцы предплечья и т. д. Данное упражнение необходимо повторять до полного расслабления тела.

Упражнение № 2. Исходное положение: сидя на стуле или скамейке. Вначале упражнения необходимо мысленно сжать руками резиновый мяч, который полностью помещается в руку, как можно сильнее с напряжением всех мышц тела. Затем медленно разжать руку до ее полного расслабления.

Упражнение повторяется поочередно для каждой руки: сначала упражнение делается для левой руки, затем - для правой, потом упражнение делается одновременно обеими руками. Закончить данный комплекс упражнений необходимо полным расслаблением тела.

Упражнение № 3. Исходное положение: стоя, руки опущены вниз.

Вначале упражнения необходимо мысленно и с максимальным напряжением поднять «тяжелую штангу», при этом напрячь все мышцы тела. После мысленного подъема «тяжелой штанги» рывком бросить ее вниз с резким опусканием обеих рук.

Упражнение № 4 или 5. Осуществляются или прыжки на месте до максимального напряжения мышц ног или упражнение с глубоким приседанием, которые выполняются до 20 раз с последующим расслаблением ног.

Модуль тренировки сердечно-сосудистой системы. Для дополнительной тренировки сердечно-сосудистой системы в ходе развития профессионально-прикладных физических ПВК нами предложены следующие упражнения.

Упражнение № 1. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки на поясе. Широко развести руки в стороны с одновременным поворотом корпуса вправо и выполнением вдоха. Затем вернуться в исходное положение и сделать выдох. Повторяется данное упражнение от 8 до 10 раз.

Упражнение № 2. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки на поясе. Сначала выполняются махи правой ногой вперед и назад, а затем - левой ногой. Повторяется данное упражнение от 6 до 8 раз.

Упражнение № 3. Исходное положение: стоя, ноги находятся вместе, а руки заложить за голову. Сначала выполнить наклон в одну сторону с одновременным выпадом соответствующей ноги (левая сторона - левая нога и наоборот). Затем вернуться в исходное положение и выполнить наклон в другую сторону. Повторяется данное упражнение от 6 до 8 раз.

Упражнение № 4. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки вдоль туловища. Сначала выполнить медленный и одновременный подъем рук вверх. Затем, плавно опуская руки вниз и назад, осуществить полуприсед с последующим наклоном вперед и выпрямлением ног, продолжая заводить руки за спину. После полного наклона вперед начать выпрямление туловища с одновременным движением рук вперед и повторить полуприсед. После выпрямления туловища необходимо поднимать руки вверх по дуге, а ноги выпрямить. Одновременно с подъемом рук над головой необходимо приподняться на носках и потянуться вверх. После потягивания занять исходное положение. Повторяется данное упражнение от 5 до 6 раз.

Модуль тренировки дыхательной системы. Для дополнительной тренировки дыхательной системы в ходе развития профессионально-прикладных физических ПВК нами предложены следующие упражнения.

Упражнение № 1 . Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки опущены вдоль туловища. Сначала делается удлиненный вдох, затем пауза, потом короткий выдох. Причем, вдох будет являться возбуждающим фактором, выдох - успокаивающим.

Упражнение № 2. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки опущены вдоль туловища. Сначала делается короткий энергичный вдох, затем растянутый выдох, потом пауза. Такой ритм дыхания побуждает нервную систему человека расслаблять мышцы и тем самым, избавляться то внутреннего напряжения, то есть от стресса.

Дыхательное упражнение для формирования брюшного типа дыхания:

Упражнение № 1 . Исходное положение: лечь на спину, положить ладони рук под голову, немного согнув ноги в коленях. Сначала напрягаются мышцы брюшного пресса с одновременным втягиванием живота и энергичным выдохом. Задержать дыхание до появления потребности во вдохе. Затем с помощью диафрагмы сделать вдох, как бы наполняя живот воздухом и задержать дыхание. После небольшой паузы выдохнуть воздух и сильно втянуть живот.

Дыхательное упражнение для формирования грудного типа дыхания:

Упражнение № 2. Исходное положение: лечь на живот с выпрямленными ногами и слегка приподнятым туловищем с опорой на ладони и предплечья. Сначала напрягаются межреберные мышцы и, одновременно, медленно выполняется полный вдох так, чтобы грудная клетка приподнялась. Затем происходит задержка дыхания на несколько секунд, а потом делается короткий выдох с расслаблением мышцы и опусканием грудной клетки. Задержать дыхание до появления потребности во вдохе и повторить дыхательный цикл сначала.

Дыхательное упражнение для формирования и тренировки полного дыхания:

Упражнение № 3. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки опущены вдоль туловища. Сначала выдохнуть воздух и задержать дыхание до появления потребности во вдохе, после чего начать медленно вдыхать воздух через нос. При этом воздух сначала поступает в живот (он немного выпячивается), а затем в грудную клетку с одновременным приподниманием плеч и небольшим втягиванием живота. Выдох производить энергично с втягиванием живота и напряжением мышц брюшного пресса с одновременным опусканием плеч и расслаблением межреберных мышц. Задержать дыхание до появления потребности во вдохе и повторить дыхательный цикл сначала. При полном вдохе голова немного приподнимается, а при выдохе - опускается.

Для закрепления навыков полного дыхания студентами выполняются следующие дополнительные дыхательные физические упражнения.

Упражнение №1. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки опущены вдоль туловища. Необходимо сделать полный выдох, затем медленно вдохнуть воздух через нос. Затем без паузы, на высоте вдоха, выдыхать воздух из легких через губы короткими и сильными толчками не надувая щек, причем во время каждого воздушного толчка следует втягивать живот и расслаблять мышцы живота. Необходимо, чтобы при выдохе толчки воздуха были сильными. На один вдох должно приходиться три толчка-выдоха. Данное упражнение обеспечивает быструю вентиляцию воздуха.

Упражнение № 2. Исходное положение: сидя на стуле или скамейке. Необходимо произвести глубокий вдох, а затем медленно выдыхать воздух через нос. В процессе тренировки выдох постепенно удлинять примерно на 3-5 с в каждую неделю занятий.

Упражнение № 3. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки опущены вдоль туловища. Произвести полный вдох через нос в 3-4 приема, причем после каждой порции вдоха выполнять небольшой выдох и каждый последующий вдох должен быть глубже предыдущего. После короткой задержки дыхания на полном вдохе необходимо сделать быстрый и сильный выдох через раскрытый рот. Повторяется данное упражнение до трех раз.

Упражнение № 4. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки опущены вдоль туловища. Производится полный вдох в 3-4 приема, причем каждый вдох сопровождается выпячиванием живота. Выдыхать воздух необходимо через нос толчками с одновременным втягиванием живота.

Упражнение № 5. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, плечи опущены, а руки опущены вдоль туловища. Необходимо сделать полный вдох через нос и задержать дыхание на 3-5 с, а затем выдохнуть воздух через рот со звуком «с». Затем опять произвести полный вдох через нос и после задержки дыхания сделать выдох за три приема со звуком «фу» с одновременным втягиванием и расслаблением живота. Повторяется данное упражнение от 3 до 4 раз.

Упражнение № 6. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки на поясе. Необходимо на вдохе слегка откинуться назад, на выдохе - наклониться вперед. Руки опускаются вниз с одновременным сведением плеч. Повторяется данное упражнение от 4 до 6 раз.

Упражнение № 7. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки на бедрах. Одновременно с вдохом сделать шаг вперед одной ногой и откинуть назад голову, другая нога на носке. Одновременно с выдохом поставить ногу на место, а голову немного опустить. Затем поменять ноги. Повторяется данное упражнение от 5 до 6 раз.

Упражнение № 8. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки опущены вдоль туловища. Одновременно с глубоким вдохом поднять руки над головой и слегка откинуться назад. На выдохе необходимо максимально возможно наклониться вперед, не сгибая колен. Повторяется данное упражнение от 3 до 5 раз.

Упражнение № 9. Исходное положение: стоя, ноги находятся вместе, а руки на поясе. Одновременно с вдохом повернуться в одну сторону и развести руки в стороны на уровне плеч. Ноги остаются на месте. При выполнении выдоха наклониться вперед и в сторону, куда делался поворот с отводом рук назад. Тоже действие выполняется в другую сторону. Затем, делается вдох с одновременным выпрямлением и поднятием рук вверх с последующим спокойным выдохом и опусканием рук. Повторяется данное упражнение от 2 до 3 раз.

Упражнение № 10. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки опущены вдоль туловища. Делается небольшой вдох. Затем, одновременно с медленным выдохом голова опускается на грудь (смотреть в пол), плечи сводятся вперед и руки касаются коленей. При последующем выполнении вдоха одновременно с подъемом головы расправляются плечи и руки поднимаются в стороны до уровня плеч, затем посмотреть вверх и опустить руки. Повторяется данное упражнение от 3 до 4 раз.

Упражнение № 11. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а кисти рук находятся на груди так, чтобы можно было ощущать ими движения ребер. Необходимо делать круговые движения локтями вперед и назад при этом дыхание должно быть равномерным. Повторяется данное упражнение от 5 до 6 раз.

Упражнение № 12. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки на поясе, причем ладони лежат на спине, а большие пальцы впереди. Необходимо осуществлять наклоны туловища вперед и назад, влево и вправо. При выполнении наклона делается выдох, при выпрямлении - вдох. Повторяется данное упражнение от 3 до 4 раз.

Упражнение № 13. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки на поясе, причем ладони лежат на спине, а большие пальцы впереди. Необходимо выполнять круговые движения средней частью туловища и бедрами. Дышать произвольно и без задержек. Повторяется данное упражнение от 8 до 10 раз в каждую сторону.

Упражнение № 14. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки со сжатыми кулаками за спиной и кулаки касаются друг друга. Необходимо медленно ходить, причем на вдохе осуществлять подъем на носки с одновременным поднятием рук за спиной и откидыванием головы назад. На выдохе ноги ставятся на ступню с одновременным опусканием рук и касанием подбородка груди. Повторяется данное упражнение в течение одной минуты.

Упражнение № 15. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а руки опущены вдоль туловища. На вдохе необходимо одновременно с небольшим прогибом назад сделать шаг в сторону, причем другая нога остается на месте. Затем поднять руки в стороны до уровня плеч, описать ими небольшие круги в разные стороны по 6-8 раз. При выполнении выдоха занять исходное положение. Повторить данное упражнение, поменяв ноги.

Упражнение № 16. Исходное положение: стоя, ноги находятся на ширине плеч, а кисти рук на затылке, пальцы переплетены. Необходимо на вдохе приподняться на носки и одновременно прогнуться назад. При выполнении выдоха опуститься на ступни и, разведя руки в стороны, опустить их вниз. Повторяется данное упражнение от 5 до 6 раз.

Упражнение № 17. Исходное положение: сидя на стуле лицом к спинке, держать спину прямой, а руки опираются на спинку стула. Необходимо сделать вдох, а на выдохе согнуться и коснуться лицом рук, одновременно втягивая живот. Повторяется данное упражнение от 6 до 8 раз.

Для определения исходного уровня и динамики последующего развития физических качеств студентов использовались стандартизированные общепринятые методы и методики.

Основными методами оценивания физических ПВК являлись: метод

экспертных оценок, педагогическое наблюдение, методы оценки функционального состояния, методы математической статистики.

Уровень физических ПВК оценивался по девушкам, которые из-за специфики вуза составляют 85-90 % от общего числа обучающихся.

Уровень общефизических ПВК оценивался по следующим контрольным упражнениям:

- кросс 1 км и (общая выносливость);

- челночный бег 10*10 м, поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой; приседание на одной ноге, стоя на скамейке и прыжки в длину с места (скоростно-силовая подготовленность);

- упражнение со скакалкой - прыжки на двух ногах, на месте (координация).

Уровень специальных ПВК оценивался по следующим контрольным упражнениям:

- волейбол (5 «верхних» подач);

- баскетбол («меткий бросок» с места - 5 бросков);

- футбол (5 ударов от противоположных ворот в створ ворот противника).

Уровень профессионально-прикладных физических ПВК оценивался по следующим контрольным упражнениям:

- кросс 3 км и (стрессоустойчивость и выносливость);

- правильное выполнение упражнений для снятия стресса;

- правильное выполнение дыхательных упражнений;

- правильное выполнение упражнений для тренировки сердечно -сосудистой системы.

Динамика развития общефизических и специальных физических ПВК определялась по среднему баллу, полученного по выполнению контрольных упражнений. Она показала, что количество студентов, получивших отличные результаты, возросло на 2 %, а хорошие - на 10 %

Кроме того, проводилось тестирование, которое определяло уровень волевой, эмоциональной и мотивационной готовности к решению профессиональных задач.

С целью изучения разработанного блока формирования профессионально-прикладных физических ПВК студентов-психологов на третьем курсе в течение учебного года (5-й и 6-й семестры) был проведен педагогический эксперимент, который предшествовал практики. В эксперименте приняло участие 1 75 студентов, которые составили контрольную (п=100 чел.) и экспериментальную (п=75 чел.) группы. В 2016/2017 учебном году студенты контрольной группы (КГ) продолжали занятия по утвержденной в МГППУ программе, а экспериментальная группа (ЭГ) занималась дополнительно по уточненному блоку формирования профессионально-прикладных физических ПВК. Для

определения эффективности усовершенствованного блока формирования профессионально-прикладных физических ПВК нами определена корреляционная связь между уровнем развития профессионально-прикладных физических ПВК и итоговой оценкой практики у студентов 3-го курса ЭГ и КГ.

Показатели корреляции между уровнем развития профессионально-прикладных физических ПВК и итоговой оценкой практики у студентов 3-го курса показаны в таблице. Коэффициент корреляции рассчитывался для р<0,01.

Показатели корреляции между уровнем развития профессионально-прикладных физических ПВК и итоговой оценкой практики студентов 3 курса МГППУ

Показатель Коэффициент корреляции развития профессионально-прикладных физических ПВК с практикой

ЭГ КГ

Профессионально-прикладные физические качества 0,635 0,485

В ходе педагогического эксперимента выявлены значимые корреляционные связи между уровнем развития профессионально-прикладных физических ПВК студентов ЭГ с результатами их практической деятельности в качестве психологов-практиков.

Таким образом, уточненный блок формирования и развития профессионально-прикладных физических ПВК студентов ЭГ способствовал формированию у них целостной структуры всего комплекса ПВК, что, в свою очередь, обеспечило повышение эффективности освоения ими профессии психолога и выполнению задач по предназначению.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Серова Л.К. Спортивная психология: профессиональный отбор в спорте: учеб. пособие для вузов. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 161 с.

2. Никитушкин В.Г., Чесноков Н.Н., Чернышева Е.Н. Оздоровительные технологии в системе физического воспитания: учеб. пособие для бакалавриата и магистратуры. 2-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 274 с.

3. Бурухин С.Ф. Методика обучения физической культуре. гимнастика: учеб. пособие для академического бакалавриата. 3-е изд., испр. и доп. М.: Изд-во Юрайт, 2016. 240 с.

4. Письменский И.А., Аллянов Ю.Н. Физическая культура: учебник для академического бакалавриата. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 493 с.

5. Физическая культура: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / А.Б. Муллер [и др.]. М.: Изд-во Юрайт, 2017. 424 с.

6. Болдов А.С. К вопросу о необходимости разработки инновационной технологии преподавания дисциплины «Физическая культура» в вузе // Актуальные проблемы экологии и здоровья человека: матер. I междунар. науч.-практ. конф. Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2013. С. 191-194.

7. Гусев А.В., Болдов А.С. Система физического воспитания в вузах и пути выхода из кризиса // Спортивные игры в физическом воспитании и спорте: матер. междунар. науч.-практ. конф. Смоленск, 2009. С. 237-241.

8. Донцов Д.А., Донцова М.В., Шарагин В.И. Методологические и технологические аспекты психолого-педагогического обеспечения профессионально-личностного становления студентов-психологов // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2012. № 1. URL: http:// psyjournals.ru/psyedu ru/2012/n1/50863.shtml (дата обращения: 27.04.2017).

Гусев Алексей Витальевич, канд. пед. наук, зав. кафедрой, [email protected], Россия, Москва, Московский государственный психолого-педагогический университет,

Шарагин Виктор Иванович, канд. воен. наук, доц. [email protected], Россия, Москва, Московский государственный психолого-педагогический университет

THE FORMATION OF PROFESSIONAL-APPLIED PHYSICAL IMPORTANT QUALITIES FOR UNIVERSITY STUDENTS BY MEANS OF PHYSICAL TRAINING

A.V. Gusev, V.I. Sharagin

The issue of improving physical training at the Department of Physical Education and the fundamentals of life safety through the introduction in the educational process of the modernized unit for the formation of professionally applied physical qualities in conducting physical education classes at the Moscow State Psychological and Pedagogical University by faculty members is considered. A modernized unit for the formation of professionally-applied physical important qualities for students-psychologists is being realized at the department and the content of the modules for training stress-resistance, cardiovascular and respiratory systems is disclosed.

Key words: physical training, block of formation of professionally applied physical important qualities.

Gusev Aleksey Vitalievich, candidate of pedagogical Sciences, head of department, [email protected], Russia, Moscow, Moscow State Psychological and Pedagogical University,

Sharagin Viktor Ivanovich, candidate of military Sciences, associate professor, [email protected], Moscow, Moscow State Psychological and Pedagogical University

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.