Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОНЛАЙН-РЕЖИМ КОНФЕРЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ АВИАЦИОННОГО ВУЗА'

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОНЛАЙН-РЕЖИМ КОНФЕРЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ АВИАЦИОННОГО ВУЗА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СТУДЕНТ / ГРАЖДАНСКАЯ АВИАЦИЯ / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОНЛАЙН-КУРСЫ / PHYSICAL EDUCATION / STUDENT / CIVIL AVIATION / DISTANCE EDUCATION / ONLINE COURSES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Волкова Людмила Михайловна

В работе рассматриваются особенности разработанного курса дистанционного обучения студентов авиационного вуза, который позволил эффективно вовлечь их в образовательный процесс в удаленном формате. Используя современные онлайн-платформы и сервисы, скоординированные с учетом пандемии вируса COVID-19, были разработаны онлайн-курсы по всем дисциплинам, в том числе по физической культуре, которые показали свою результативность, что имеет практическое значение в гражданской авиации, позволяет успешно работать и качественно обучать студентов в соответствии с утвержденными учебными программами подготовки пилотов и других специалистов авиации на современные гражданские воздушные суда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF DISTANCE LEARNING AND ONLINE MODE OF CONFERENCES FOR AVIATION UNIVERSITY STUDENTS

This article discusses the features of the developed distance learning course for aviation University students, which allowed them to be effectively engaged in the educational process under remote format. Using the modern online platforms and services coordinated to account for the COVID-19 virus pandemic, online courses have been developed in all disciplines, including physical culture, which have shown their effectiveness, which is of practical importance in civil aviation, it allows you to successfully work and train students in accordance with the approved training programs for pilots and other aviation specialists on modern civil aircraft.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОНЛАЙН-РЕЖИМ КОНФЕРЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ АВИАЦИОННОГО ВУЗА»

Контактная информация: nikolaj.varenikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.07.2020

УДК 796.07

ОСОБЕННОСТИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ОНЛАЙН-РЕЖИМ КОНФЕРЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ АВИАЦИОННОГО ВУЗА

Людмила Михайловна Волкова, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Аннотация

В работе рассматриваются особенности разработанного курса дистанционного обучения студентов авиационного вуза, который позволил эффективно вовлечь их в образовательный процесс в удаленном формате. Используя современные онлайн-платформы и сервисы, скоординированные с учетом пандемии вируса СOVID-19, были разработаны онлайн-курсы по всем дисциплинам, в том числе по физической культуре, которые показали свою результативность, что имеет практическое значение в гражданской авиации, позволяет успешно работать и качественно обучать студентов в соответствии с утвержденными учебными программами подготовки пилотов и других специалистов авиации на современные гражданские воздушные суда.

Ключевые слова: физическая культура, студент, гражданская авиация, дистанционное образование, онлайн-курсы.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.7.p58-60

FEATURES OF DISTANCE LEARNING AND ONLINE MODE OF CONFERENCES

FOR AVIATION UNIVERSITY STUDENTS Lyudmila Mikhaylovna Volkova, the candidate of pedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation

Abstract

This article discusses the features of the developed distance learning course for aviation University students, which allowed them to be effectively engaged in the educational process under remote format. Using the modern online platforms and services coordinated to account for the COVID-19 virus pandemic, online courses have been developed in all disciplines, including physical culture, which have shown their effectiveness, which is of practical importance in civil aviation, it allows you to successfully work and train students in accordance with the approved training programs for pilots and other aviation specialists on modern civil aircraft.

Keywords: physical education, student, civil aviation, distance education, online courses.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня особую актуальность приобретают вопросы развития онлайн-образования с сохранением (и даже приумножением) качества традиционных образовательных технологий [4, 5]. Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации (СПбГУ ГА), используя Интернет-ресурсы, готовит уникальные онлайн-курсы, которые доступны студентам и должны выдержать серьезный конкурентный отбор на образовательном рынке. Пандемия вируса СOVID-19 внесла свои коррективы в привычный учебный ритм, преподнеся отечественному образованию много нововведений. В начале пандемии СПбГУ ГА столкнулся с проблемой: прерывать обучение вообще и ждать ослабления режима самоизоляции или продолжать работать уже в новом режиме. В соответствии с документами Министерства образования и науки, Министерства транспорта

РФ, Федерального агентства воздушного транспорта с 19 марта 2020 года университет перевел учебный процесс в дистанционный формат.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Разработка методик дистанционного обучения проводилась на базе кафедры физической и психофизиологической подготовки СПбГУ ГА. В режиме разработанного нами дистанционного обучения приняли участие студенты факультета управления на воздушном транспорте по направлениям: «Менеджмент», «Техносферная безопасность», «Прикладная математика», «Аэронавигация», всего 159 человек.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В учебном процессе дистанционного обучения по дисциплине «Физическая культура» использовались онлайн-платформы и сервисы: lk.spbguga.ru, Skype, Zoom, электронная почта, WhatsApp Web. Были задействованы электронная библиотечная система вуза и актуальные учебно-методические материалы кафедры. Все студенты активно работали через «Личный кабинет СПбГУ ГА» с использованием десктопа «Bitrix24» для операционных систем Windows, MacOS, Linux, в которых удобно создавались закрытые чаты для информирования о выполнении текущих заданий, оповещении о предстоящих практических и теоретических заданиях в дистанционном режиме.

Нами разработан курс дистанционного обучения для студентов авиационного вуза по дисциплине «Физическая культура», который включал выполнение:

- в заданном режиме комплексов физических упражнений, направленных на повышение общефизической подготовленности;

- комплексов физических упражнений интенсивного цикла подготовки;

- заданий по самоконтролю: оценка физического состояния, физической работоспособности, адаптационного потенциала, резервов дыхания;

- методической разработки по темам физической культуры с акцентом на профессионально-прикладную подготовку с оригинальностью 60% и более;

- участие студентов в дистанционном соревновании между учебными группами (выполнение различных физических упражнений, напр., прыжки на скакалке, лучший результат (его видео) пересылался преподавателю;

- тестов на скорость, выносливость, координацию движений и т.п.;

- самодиагностики физического состояния после 2-х месяцев самоизоляции и сравнение с данными до самоизоляции;

- контрольных тестов по профессиональным способностям (ситуационной тревожности, концентрации и объема внимания, пространственной ориентировки и др.);

- анкетирование по изменению объема двигательной активности;

- зачета в программе ZOOM с видео и звуковой регистрацией. Требования: посещаемость практических занятий до самоизоляции и при дистанционном обучении, выполнение перечисленных заданий.

Для желающих студентов была предоставлена возможность участия в Международном вебинаре, где собрались заочно студенты и преподаватели из 70 вузов с общим количеством 1900 работ. Формат видеоконференции имел и свои преимущества: для тех студентов, кто еще боится публичных выступлений, вариант включать показ слайдов и вести закадровое повествование подходил как нельзя лучше.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Разработанный курс дистанционного обучения студентов авиационного вуза позволил продолжить качественное обучение. Преподаватели, используя онлайн-платформы и сервисы, имели возможность находиться в постоянном взаимодействии со студентами, конечно, им пришлось углубиться в новые программы, быстро учиться пользоваться спе-

циализированными платформами, что способствовало значительному росту нагрузки. От преподавателя (как и от студента) потребовалась жесткая самодисциплина, рабочий день (особенно в начале самоизоляции) растянулся с утра и до вечера. Итоги функционирования новой модели дистанционного образования очень важны для будущей работы. Электронный формат общения - веление времени, однако заменить очное обучение дистанционным нельзя, т.к. смысл обучения - не только передача знаний, но и социализация. Студенты, общаясь друг с другом, учатся работать в команде, приобретают опыт жизни в коллективе, а живое общение ничто не заменит [1-3].

ЛИТЕРАТУРА

1. Бушма, Т.В. Совершенствование внутривузовской системы организации учебного процесса по физическому воспитанию / Т.В. Бушма., Е.Г. Зуйкова, Л.М. Волкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 7 (173). - С. 27-31.

2. Волкова, Л.М. Качества и навыки студента авиационного вуза для профессионального пилотирования авиалайнера / Л.М. Волкова, А.А. Даценко, Л.В. Митенкова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 2 (180). - С. 68-71.

3. Евсеев, В.В. Физическая культура в создании среды здоровьесбережения / В.В. Евсеев, Л.М. Волкова, Е. Г. Поздеева // Стратегические направления реформирования вузовской системы физической культуры : сборник научных трудов V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Санкт-Петербург, 2018. - С. 19-22.

4. Актуальность самостоятельной физической тренировки пилотов гражданской авиации / В.И. Шалупин, Д.В. Морщинина, С.Н. Чепис, И.А. Родионова // Физическая культура. Спорт. -2019. - № 9. - С. 53-61.

5. Volkov, V.Yu. E-book on the discipline "Physical Education" / V.Yu. Volkov, L.M. Volkova, N.G. Lutchenko // Theory and Practice of Physical Culture. - 2014. - № 7. - С. 10.

REFERENCES

1. Bushma, T.V., Zuikova, E.G. and Volkova, L.M. (2019), "Improvement of the intra-University system of organization of the educational process in physical education", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (173), pp. 27-31.

2. Volkova, L.M., Dotsenko A.A. and Mitenkova L.V. (2020), "Qualities and skills of an aviation University student for professional piloting of an airliner", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (180), pp. 68-71.

3. Evseev, V.V., Volkova, L.M. and Pozdeeva, E.G. (2018), "Physical culture in creating a health-saving environment", Strategic directions of reforming the university system of physical culture: collection of scientific papers of the V All-Russian scientific-practical conference with international participation, St. Petersburg, pp. 19-22.

4. Shalupin, V.I., Morhinina, D.V, Chepis, S.N. and Rodionova, I.A. (2019), "The Relevance of independent physical training of civil aviation pilots", Physical culture. Sport, No 9, pp. 53-61.

5. Volkov, V.Yu., Volkova, L.M. and Lutchenko, N.G. (2014), "E-book on the discipline "Physical Education"", Theory and Practice of Physical Culture, No. 7, pp. 10.

Контактная информация: volkovalm@bk.ru

Статья поступила в редакцию 05.07.2020

УДК 796.011

ВЛИЯНИЕ ЗАНЯТИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕННИСА НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МУЖЧИН

ВТОРОГО ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА

Сергей Ильич Гаврильев, старший преподаватель, Якутская государственная сельскохозяйственная академия; Илья Афанасьевич Черкашин, доктор педагогических наук, профессор, Якутская государственная сельскохозяйственная академия, СевероВосточный федеральный университет им. М.К. Аммосова, Якутск, Московская государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.