Научная статья на тему 'ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ ПРИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА'

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ ПРИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1192
210
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
студенты / пандемия коронавирусной инфекции / дистанцион-ное обучение / самостоятельная физическая тренировка / активность / образование / students / coronavirus pandemic / distance learning / independent physical train-ing / activity / education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Родионова Инесса Альбертовна, Шалупин Владимир Ильич

Рассматрены особенности организации дистанционного обучения студентов по дисциплине «Физическая культура» в условиях карантина, вследствие пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Изучены механизмы влияния самостоятельных занятий по физической культуре на психофизическое здоровье во время дистанцион-ного обучения в период вынужденной самоизоляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Родионова Инесса Альбертовна, Шалупин Владимир Ильич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING FOR STUDENTS PHYSICAL EDUCATION IN SELF-ISOLATION IN THE CASE OF CORONAVIRUS PANDEMICS

The features of the organization of distance learning of students in the discipline "Physical culture" in the conditions of quarantine due to the COVID-19 coronavirus pandemic are con-sidered. The mechanisms of influence of inde-pendent physical culture lessons on psycho-physical health during distance learning dur-ing the period of forced self-isolation have been studied.

Текст научной работы на тему «ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ ПРИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА»

УДК 796.011.3 DOI: 10.24411/2305-8404-2020-11208

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В УСЛОВИЯХ САМОИЗОЛЯЦИИ ПРИ ПАНДЕМИИ КОРОНАВИРУСА

И.А. Родионова, В.И. Шалупин

Рассматрены особенности организации дистанционного обучения студентов по дисциплине «Физическая культура» в условиях карантина, вследствие пандемии коронавирусной инфекции COVID-19. Изучены механизмы влияния самостоятельных занятий по физической культуре на психофизическое здоровье во время дистанционного обучения в период вынужденной самоизоляции.

Ключевые слова: студенты, пандемия коронавирусной инфекции, дистанционное обучение, самостоятельная физическая тренировка, активность, образование.

Родионова Инесса Альбертовна, канд. пед. наук, проф., rodiinna@,mail.ru, Россия, Москва, Московский государственный технический университет гражданской авиации,

Шалупин Владимир Ильич, канд. пед. наук, проф., зав. кафедрой, v.shalupin@mstuca.aero, Россия, Москва, Московский государственный технический университет гражданской авиации

«Перед современным обществом стоит задача создания и развития новой образовательной системы. И не последнюю роль в ней будет играть инновационная система физического воспитания и спортивной подготовки, задача которой вырастить не только физически сильного, но и волевого человека, способного противостоять вызовам современного мира» [4]. Важнейшим условием жизни и нормального физического развития студента является двигательная активность, которая повышает работоспособность и функциональные возможности организма. Положительное отношение к активной двигательной деятельности становится фундаментом здорового образа жизни студента. Овладев необходимыми теоретическими знаниями и методическими навыками для развития движений и здорового образа жизни, студент получает возможность заниматься физической культурой самостоятельно. «Молодые люди, регулярно занимающиеся физической культурой и спортом, более дисциплинированны, серьезнее относятся к

ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING FOR STUDENTS PHYSICAL EDUCATION IN SELF-ISOLATION IN THE CASE OFCORONAVIRUS PANDEMICS

Rodionova I.A., candidate of pedagogical sciences, professor, rodiinna@mail.ru, Russia, Moscow, Moscow State Technical University of Civil Aviation,

Shalupin V.I., candidate of pedagogical sciences, professor, head of the department, v. shalupin@mstuca. aero, Russia, Moscow, Moscow State Technical University of Civil Aviation

The features of the organization of distance learning of students in the discipline "Physical culture" in the conditions of quarantine due to the COVID-19 coronavirus pandemic are considered. The mechanisms of influence of independent physical culture lessons on psycho-physical health during distance learning during the period of forced self-isolation have been studied.

Key words: students, coronavirus pandemic, distance learning, independent physical training, activity, education.

учебе, большинство из них включены в жизнь школьного, вузовского или рабочего коллектива» [3].

В связи с вынужденной самоизоляцией, вследствие пандемии по коронавирусу COVID-19, на смену традиционному обучению по дисцип -лине «Физическая культура» в Московском государственном техническом университете гражданской авиации (МГТУ ГА) была внедрена электронная дистанционная образовательная технология обучения. Был введен в дейст -вие приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессио-нальные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [ 5]. В соответствии с этим приказом все высшие учебные заведения страны пе -решли на дистанционное обучение.

До пандемии было написано множество научных работ, проведены исследования о негативном влиянии гиподинамии и гипокинезии. «Население индустриально развитых стран в недостаточной степени занимается различным физическим трудом, который обеспечивает необходимый минимум энергетических затрат. В связи с этим возникает угроза гипоки -незии. Это в полной мере относится и к студентам, так как их двигательная активность при поступлении в вуз резко снижается вследствие повышения учебной нагрузки. Недостаточная двигательная активность ведет к сниже -нию работоспособности, появлению утомляемости, ухудшению общего самочувствия» [7]. Особенности учебной деятельности студентов МГТУ ГА в условиях дистанционного обучения проявились в том, что они вынуждены были заниматься самостоятельно, часто проводя намного больше времени за компьютером, чем обычно.

Известно, что «систематическое удовлетворение потребности в движении приводит к тому, что необычные для повседневной жизни психические и физические напряжения становятся не только привычными, но и необходимыми для человека» [2]. «На основе этой потребности формируется мотивация к самостоятельным занятиям спортом. Таким образом, постоянное развитие и поддержание потребности в движении выступает главной специфической задачей физического воспитания» [6].

С уходом студентов на удаленное обучение с применением электронного ресурса и дистанционных образовательных технологий, содержание рабочих программ по всем специальностям и направлениям подго -товки, в том числе и по дисциплине «Физическая культура», было перера -ботано и адаптировано для самостоятельных занятий в домашних условиях. Подготовлены рекомендации, учитывающие значительную вероятность возникновения неблагоприятного функционального состояния вследствие малого двигательного компонента и значительного психиче -

ского напряжения, сопровождающего гиподинамический характер учебной деятельности. Разработаны рекомендации для самостоятельной физиче-ской тренировки в условиях ограниченной подвижности, позволяющие опосредованно управлять собственной психофизической подготовленностью, проработан мотивирующий компонент к систематическим занятиям в домашних условиях.

«Реализации гуманитарного потенциала физической культуры в значительной мере способствует ориентация его содержания на формиро -вание разносторонней личности студента, в мотивационно-ценностном сознании которого важная роль отводится самопознанию психофизиологических особенностей своего организма. В ходе самопознания молодых лю -дей происходит выработка проектов и программ формирования здорового образа жизни, формируется «Я-концепция», ориентированная на ценности физической культуры» [9].

Методы исследования: анализ самостоятельной учебной деятельно -сти студентов по дисциплине «Физическая культура» в условиях самоизо -ляции, психологический тест «Самочувствие, активность, настроение» (САН) [1, 8].

Цель исследования: изучить механизмы влияния самостоятельной физической тренировки на психофизическое здоровье студентов во время дистанционного обучения.

Задачи исследования:

- определить методическую направленность самостоятельных заня -тий студентов, занимающихся физической культурой дистанционно;

- выявить направленность физических упражнений, адекватных условиям самоизоляции при пандемии коронавируса;

- определить нагрузки, способствующие оптимизации процесса дистанционного обучения в условиях карантина.

Организация исследования. В Московском государственном техническом университете гражданской авиации были проведены исследования с участием студентов 1-3-х курсов обучения по всем направлениям подготовки и специальностям в количестве 169 чел. Изучались особенности дистанционных образовательных технологий обучения по дисциплине «Физическая культура» в условиях самоизоляции при пандемии коронави-руса COVID-19.

Результаты и их обсуждение. Традиционные требования к получе -нию зачета по физической культуре в МГТУ ГА состоят из практических, методико-практических, теоретических заданий. В новых условиях для выполнения зачетных требований в условиях дистанционного обучения студентам были даны задания не только теоретические, но и самостоятель -ные практические.

Все студенты МГТУ ГА получили контрольные домашние задания (КДЗ) с различными вопросами из пройденных лекций для 1-3-х курсов. Каждому студенту было предложено индивидуальное теоретическое зада -ние по темам лекций. В КДЗ следовало по плану работы раскрыть тему своего теоретического задания и разработать комплекс физических упраж -нений, используя движения интегрального характера. В плане этот подпункт был изложен для всех одинаково: «комплекс физических упраж -нений для поддержания активной физической формы и сокращения сидячего образа жизни в условиях ограниченной подвижности». Также в течение первой недели студент должен был пройти самостоятельно онлайн-тестирование по единой схеме с помощью психологического теста «Само -чувствие, активность, настроение» (САН).

Студентам была предложена ссылка, по которой размещен тест САН. «Тест САН измеряет текущие самочувствие, активность и на -строение респондента. Собственно, именно так и расшифровывается аббревиатура в названии этого опросника. Тест был создан в 1973 г. и по сей день активно используется для тестирования взрослых и подростков 14-16 лет» [8]. «При разработке методики ее авторы - В.А. Доскин, Н.А. Лаврентьева, В.Б. Шарай и М.П. Мирошников - исходили из того, что три основные составляющие функционального психоэмоционального состояния - самочувствие, активность и настроение - могут быть охарактеризованы полярными оценками, между которыми существуют континуальная последовательность промежуточных значений» [1]. Далее, студент должен был самостоятельно выполнять свой комплекс упражнений в тече -ние последующих трех недель (минимум 3 раза в неделю, в зависимости от собственной подготовленности), записывать количество повторений, время тренировки, изменения массы тела, величину частоты сердечных сокращений (ЧСС) под воздействием нагрузки, общее самочувствие, желание продолжать заниматься. После трехнедельного выполнения комплекса все студенты еще раз самостоятельно проходили тест САН.

В следующем КДЗ дополнительно необходимо было усовершенствовать разработанный ранее комплекс физических упражнений за счет увеличения количества упражнений, а также общего объема работы и реа -лизовывать его в течение трех недель. После завершения трех недель было дано задание выполнить тест САН еще раз.

Результаты проведенного исследования показали, что положитель -ные состояния были отмечены практически у 70 % испытуемых.

После шести недель был проведен опрос по оценке испытуемыми эффективности предложенной системы по 5-балльной шкале (в баллах).

Полученные контрольные данные были систематизированы и изложены в табл. 1, 2. «Полученная по каждой шкале сумма находится в преде -лах от 10 до 70 баллов и позволяет выявить функциональное состояние индивида в данный момент времени по принципу: < 30 баллов - низкая оценка, 30-50 баллов - средняя, > 50 баллов - высокая» [8].

Таблица 1

Данные контроля проделанной работы в условиях самоизоляции при пандемии коронавируса СОУЮ-19

Показатели состояния субъектов контроля (студентов) Данные контроля

В начале эксперимента После 3 недель эксперимента В конце эксперимента

Изменения исходной массы тела в процессе занятий, кг - -1,2 -1,5

Общий объем занятия, мин 45 50 60

Количество повторений упражнений, раз 10 16 25

Величина ЧСС под воздействием нагрузки, уд/мин 145,7 139,8 131,2

Самочувствие (С), балл 28,32 35,12 46,76

Активность (А), балл 26,54 40,56 69,19

Настроение (Н), балл 19,38 30,15 56,48

Таблица 2 Показатели эффективности системы занятий в условиях самоизоляции при пандемии коронавируса СОУЮ-19

Субъективные оценки работы Оценка

В начале эксперимента После 3 недель эксперимента В конце эксперимента

Самочувствие в результате занятий, % положительных оценок 29,1 35,4 67,8

Желание продолжать занятия, % положительных оценок 58,11 63,23 71,48

Эффективность предложенной системы, балл 3,3 3,6 4,2

Как видно из данных табл. 1 и 2, после первых трех недель самостоятельных занятий собственная масса тела студентов уменьшилась на 1,2 кг, после следующих трех недель - на 1,5 кг. Объем нагрузки вырос после первых трех недель до 50 мин, а после вторых - до 60 мин, количество повторений упражнений в середине эксперимента возросло до 16, а в конце эксперимента - до 25. Изменились и пульсовые показатели.

Все это свидетельствует о росте тренированности испытуемых и об улучшении здоровья при предложенном способе занятий. Косвенно об этом говорят и показатели самочувствия, активности и настроения по дан -ным теста САН: самочувствие после занятий к середине эксперимента достигло 35,12 балла, к концу - 46,76 балла. Показатели активности после

занятий к середине эксперимента достигли 40,56 балла, к концу -69,19 балла. Показатели настроения после занятий к середине эксперимента достигли 30,15 балла, к концу - 56,48 балла.

Низкие показатели настроения в начале эксперимента, скорее всего, говорят о том, что на начальном этапе адаптации к трудным условиям студенты в целом находились в напряженном психическом состоянии, которое впоследствии купировалось. Желание работать в соответствии с предварительным заданием в начале эксперимента студенты испытывали в 58,11 % случаев, к середине эксперимента значения исследуемого показателя достигли 63,23 %, к концу - 71,48 %. В процессе тестирования испытуемые как бы искали опору для оценки итогов проделанной работы. Такой «опорой» могло стать, прежде всего, настроение. Авторы разработанной методики дают такое объяснение: у отдохнувшего человека оценки активности, настроения и самочувствия обычно примерно равны, а по мере нарастания усталости соотношение между ними изменяется за счет отно -сительного снижения самочувствия и активности по сравнению с настрое -нием [1].

В ходе исследования была выявлена еще одна специфика показателей контроля. Субъективная оценка эффективности предложенной системы студентов, которые выполняли самостоятельную работу по предложенной схеме, составила 4,2 балла в конце эксперимента. Это дает еще одно основание считать, что ситуация с изоляцией при пандемии преодолевается легче в том случае, когда молодые люди мотивированы на реализацию собственных физических и психических потенций.

Нами подведены итоги обучения студентов МГТУ ГА по дисциплине «Физическая культура» в условиях пандемии и сформулированы вытекающие из них методические заключения.

Из результатов проведенного эксперимента видно, что при регулярных физических нагрузках в условиях самоизоляции масса тела у студентов снижается, настроение после занятий оценивается как оптимальное, более половины испытуемых, в том числе те, кто никогда раньше не занимались дома физическими упражнениями, ответили, что будут про -должать регулярно выполнять комплекс упражнений.

Установлены особенности организации самостоятельной работы студентов технического вуза при изучении дисциплины «Физическая куль -тура» в условиях дистанционного формата обучения. При подобном способе реализации программы с применением дистанционных образовательных технологий недостаточно в зачетных требованиях использовать только теоретические задания, необходимо использовать и средства физи -ческой культуры, обеспечивающие двигательный компонент управления собственной интегральной подготовкой.

Список литературы

1. Большая энциклопедия психологических тестов / авт. сост. А. Карелин. М.: Изд-во «Эксмо», 2006. 416 с.

2. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта: учеб. пособие для СПО. 6-е изд., перераб. и доп. М.: Изд-во «Юрайт», 2019. 269 с.

3. Евсеев В.В., Волкова Л.М. Физическая культура в студенческой среде и мотивация занятий спортом // Физическое воспитание и студенче -ский спорт глазами студентов: материалы IV Всерос. науч. -практ. конф. с междунар. участ. / ред. Р.А. Юсупов, Б.А. Акишин. Казань: Изд-во КГТУ им. А.Н. Туполева, 2018. С. 20-22.

4. Подготовка педагога дополнительного образования в области фи -зической культуры: психологическое сопровождение в детско-юношеском спорте: учебник / под общ. ред. А.В. Родионова. М.: Изд-во «Юрайт», 2020. 251 с.

5. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/ 73645128/ (дата обращения: 17.08.2020).

6. Психология физического воспитания и спорта: учебник для студ. учрежд. высш. образов // А.В. Родионов [и др.]. М.: Академия, 2016. 318 с.

7. Спортивная психология: учебник для академ. бакалавриата / под общ. ред. В.А. Родионова, А.В. Родионова, В.Г. Сивицкого. М.: Юрайт, 2014. 367 с.

8. Тест САН (опросник самочувствия, настроения, активности) // Experimental Psychic - портал о практической психологии [Электронный ресурс]. URL: https://experimental-psychic.ru/test-san/ (дата обращения: 17.08.2020).

9. Уляева Л.Г. Психофизиологическое сопровождение организации двигательной активности при подготовке к сложным средовым факторам // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. 2010. № 3 (18). С. 64-67.

References

1. Bol'shaya enciklopediya psihologicheskih testov [Great encyclopedia of psychological tests] / ed. comp. A. Karelin. M.: Publishing house "Eksmo", 2006. 416 p.

2. Gorbunov G.D. Psihopedagogika sporta [Psychopedagogy of sport]: textbook. manual for open source software. 6th ed., rev. and add. M.: Publishing house "Yurayt", 2019. 269 p.

3. Evseev V.V., Volkova L.M. Fizicheskaya kul'tura v studencheskoj srede i motiva-ciya zanyatij sportom [Physical culture in the student environment and motivation for doing sports] // Physical education and student sports through the eyes of students: materials of the IV All-Russian. scientific-practical conf. with int. part. / ed. R.A. Yusupov, B.A. Akishin. Kazan: Publishing house of KSTU im. A.N. Tupolev, 2018. P. 20-22.

4. Podgotovka pedagoga dopolnitel'nogo obrazovaniya v oblasti fizicheskoj kul'tury: psihologicheskoe soprovozhdenie v detsko-yunosheskom sporte [Training of a teacher of additional education in the field of physical culture: psychological support in youth sports]: textbook / under total. ed. A.V. Rodionova. M.: Yurayt Publishing House, 2020. 251 p.

5. Prikaz Ministerstva nauki i vysshego obrazovaniya Rossijskoj Federacii ot 14 marta 2020 g. № 397 «Ob organizacii obrazovatel'noj deyatel'nosti v organizaciyah, reali-zuyushchih obrazovatel'nye programmy vysshego obrazovaniya i sootvetstvuyushchie dopol-nitel'nye professional'nye programmy, v usloviyah preduprezhdeniya rasprostraneniya novoj koronavirusnoj infekcii na territorii Rossijskoj Federacii» [Order of the Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation of March 14, 2020 No. 397 "On the organization of educational activities in organizations implementing educational programs of higher education and the corresponding additional professional programs, in the context of preventing the spread of a new coronavirus infection in the Russian Federation [ Electronic resource]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73645128/ (date accessed: 17.08.2020).

6. Psihologiya fizicheskogo vospitaniya i sporta [Psychology of physical education and sports]: a textbook for students. institutions. higher. images // A.V. Rodionov [et al.]. M.: Academy, 2016. 318 p.

7. Sportivnaya psihologiya [Sports psychology]: a textbook for academic. undergraduate / under general. ed. V.A. Rodionova, A.V. Rodionova, V.G. Sivitsky. M.: Yurayt, 2014. 367 p.

8. Test SAN (oprosnik samochuvstviya, nastroeniya, aktivnosti) [SAN test (questionnaire of well-being, mood, activity)] // Experimental Psychic - portal o prakticheskoj psi-hologii [Experimental Psychic - a portal about practical psychology] [Electronic resource]. URL: https://experimental-psychic.ru/test-san/ (date accessed: 17.08.2020).

9. Ulyaeva L.G. Psihofiziologicheskoe soprovozhdenie organizacii dvigatel'noj ak-tivnosti pri podgotovke k slozhnym sredovym faktoram [Psychophysiological support of the organization of motor activity in preparation for complex environmental factors] // Teoriya i praktika prikladnyh i ekstremal'nyh vidov sporta [Theory and practice of applied and extreme sports]. 2010. No. 3 (18). P. 64-67.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.