Научная статья на тему 'ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРИОБЩЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ТРЕНИРОВКАМ'

ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРИОБЩЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ТРЕНИРОВКАМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
128
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОЛИЧЕСТВО ШАГОВ В СУТКИ / КОНТРОЛЬ ФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ / СТУДЕНТЫ / МОБИЛЬНЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ / САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ ТРЕНИРОВКИ / ФИТНЕС / СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / NUMBER OF STEPS PER DAY / PHYSICAL CONDITION MONITORING / STUDENTS / MOBILE APPLICATIONS / SELF-TRAINING / FITNESS / MEANS OF INCREASING MOTOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нуцалов Наур Магомеднабиевич

В исследовании проанализирован уровень двигательной активности студентов (приложение «Здоровье»), число используемых мобильных приложений для самостоятельных тренировок, правильного питания, определения индекса массы тела, шагометрии. Определен индекс массы тела, ЧСС, АД, ЖЕЛ и предпочитаемые виды двигательной активности, выявлены актуальные темы для теоретических занятий и дистанционных форм подготовки. Предложены формы контроля физического состояния, варианты самостоятельных тренировок, в том числе в домашних условиях. Кратко раскрыты преимущества занятий в водной среде и в условиях тренажерного зала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нуцалов Наур Магомеднабиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WAYS TO ACTIVATE STUDENTS' MOTOR ACTIVITY AND TO ENGAGE IN INDEPENDENT TRAINING

The study analyzed the level of students' motor activity (application "Health"), the number of mobile applications used for independent training, proper nutrition, determination of body mass index, pedometry. The body mass index, heart rate, blood pressure, VC and preferred types of physical activity were determined, relevant topics for theoretical lessons and distance forms of training were identified. The forms of physical condition control, variants of independent training, including at home, are proposed. The advantages of exercising in an aquatic environment and in a gym are briefly disclosed.

Текст научной работы на тему «ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРИОБЩЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ТРЕНИРОВКАМ»

УДК 796.011.3

ПУТИ АКТИВИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СТУДЕНТОВ И ПРИОБЩЕНИЯ К САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ ТРЕНИРОВКАМ

Наур Магомеднабиевич Нуцалов, старший преподаватель, Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова, Москва

Аннотация

В исследовании проанализирован уровень двигательной активности студентов (приложение «Здоровье»), число используемых мобильных приложений для самостоятельных тренировок, правильного питания, определения индекса массы тела, шагометрии. Определен индекс массы тела, ЧСС, АД, ЖЕЛ и предпочитаемые виды двигательной активности, выявлены актуальные темы для теоретических занятий и дистанционных форм подготовки. Предложены формы контроля физического состояния, варианты самостоятельных тренировок, в том числе в домашних условиях. Кратко раскрыты преимущества занятий в водной среде и в условиях тренажерного зала.

Ключевые слова: количество шагов в сутки, контроль физического состояния, студенты, мобильные приложения, самостоятельные тренировки, фитнес, средства повышения двигательной активности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p263-266

WAYS TO ACTIVATE STUDENTS' MOTOR ACTIVITY AND TO ENGAGE IN

INDEPENDENT TRAINING

Naur Magomednabievich Nutsalov, the senior teacher, Plekhanov Russian University of Economics, Moscow

Abstract

The study analyzed the level of students' motor activity (application "Health"), the number of mobile applications used for independent training, proper nutrition, determination of body mass index, pe-dometry. The body mass index, heart rate, blood pressure, VC and preferred types of physical activity were determined, relevant topics for theoretical lessons and distance forms of training were identified. The forms of physical condition control, variants of independent training, including at home, are proposed. The advantages of exercising in an aquatic environment and in a gym are briefly disclosed.

Keywords: number of steps per day, physical condition monitoring, students, mobile applications, self-training, fitness, means of increasing motor activity.

В настоящее время проблема низкого уровня двигательной активности не вызывает сомнения, это подтверждается многочисленными научными исследованиями, в том числе на примере студентов-экономистов. Многие обучающиеся не реализуют физиологическую норму шагов в сутки, которая составляет 10 тысяч шагов, имеют пограничную зону ЧСС, жирового компонента тела и низкий уровень ЖЕЛ. Кроме того, достаточно часто наблюдаются низкие показатели реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку (индекс Руфье) [1, 7]. Данная ситуация усугубилась в последние 6 месяцев, в связи с вынужденным сокращением перемещений (период пандемии март-октябрь 2020 года), и ограничениями для занятий в спортивных залах университетов. Поэтому необходимы новые пути стимулирования двигательной активности и ее контроля. Студентами востребованы доступные видео комплексы упражнений, выполненные в привлекательной и лаконичной форме, которые можно выполнять даже в домашних условиях. Также актуальна диверсификация занятий фитнесом, и даже аквафитнесом [2, 4, 5], пилатесом.

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Исследование проведено в сентябре 2020 года в экономическом университете со студентами 1 курса, в количестве 63 человека, их них 13 юношей и 50 девушек. Проведено анкетирование и врачебно-педагогические методы: ЧСС, АД, ЖЕЛ, индекс массы тела.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Анализ двигательной активности студентов-экономистов показал, что средние значения количества шагов в сутки составило 7812 шагов, что соответствует «несколько активному образу жизни», по мнению американский исследователей. В 2020 году американские исследователи предложили классифицировать людей по уровню двигательной активности: так ежедневная деятельность <5000 шагов в день - «сидячая работа», 75009999 шагов/день - «несколько активная работа», 10-12 тысяч шагов - «активный образ жизни» и свыше 12,5 тысяч шагов - «очень активный образ жизни» [8].

В целом у современной молодежи в настоящее время достаточно много используется мобильных приложений, их среднее значение - 32 приложения, самое большое число приложений в исследовании - 67. Вместе с тем, приложений для ЗОЖ, двигательной активности и самостоятельных тренировок в среднем только два, при этом 85% обследуемых имеют встроенное приложение «Здоровье», оценивающее количество шагов в сутки. Далее чаще встречается по одному приложению по питанию, например, «FatSecret», «YAZIO», «LifeSum», MyFitnessPal, Suen, SuorKit. По самостоятельным тренировкам у 18% опрашиваемых присутствует «Nike+ training club» - тренировки и фитнес-планы.

Индекс массы тела составляет 20,3 усл. ед., что соответствует норме 18,5-25 усл. ед. ЖЕЛ у юношей 3560 мл (ниже нормы), у девушек 2390 мл (ниже нормы). ЧСС у девушек 83,0 уд/мин (норма), у юношей 79,6 уд/мин (норма). АД у девушек 126,4 / 89,2 мм рт.ст. (норма), у юношей 122,8 / 84,2 мм рт.ст.

Выявлены актуальные темы для лекционных занятий и дистанционных форм занятий: на первом месте (49% опрашиваемых) вопросы правильного питания, контроля массы тела, похудения и подсчета калорийности продуктов питания. Также вызывает интерес фитнес в домашних условиях, способы укрепления мышц спины; «мифы и заблуждения» по управлению массой тела; способы построения тренировок после травм или длительного перерыва занятий; варианты тренировок при сколиозах; особенности силовых тренировок. Также проявлен интерес к видам спорта, культивируемых в других странах; спорт и психологическое состояние; биохимические изменения при занятиях ФКиС и другие.

Для увеличения двигательной активности рекомендовано встроенное мобильное приложение «Здоровье», и движение в сутки не менее 10 тысяч шагов. Также разработаны программы занятий в тренажерном зале [3, 6]: кардио тренировка, «идеальные ноги», силовая тренировка с элементами пауэрлифтинга для юношей, гантельная гимнастика в зале и дома, фитбол комплекс для девушек специальной медицинской группы, комплекс для укрепления спины, функциональная тренировка, разновидности статических упражнений в зале и дома, и многие другие. Следует отметить, то атлетическая гимнастика выступает как универсальное средство оздоровления, как средство снижения жирового компонента тела, укрепления мышечного и улучшения фигуры, предоставляя диверсификацию комплексов упражнений [6]. У 14 студентов из 63 опрашиваемых выявлен интерес к плаванию, поэтому студентам предложены варианты урочных и внеурочных занятий, как по плаванию, так и групповые программы аквафитнеса, позволяющие значительно разнообразить занятия в бассейне, увеличивающие моторную плотность, а также общую выносливость организма и координационные способности [2, 4, 5]. При этом следует отметить, что 25-29% обучающихся имеют сколиоз [1], поэтому занятия в бассейне для данной категории студентов, являются наиболее подходящими, отвечающими лечебно-оздоровительным задачам физического воспитания в вузе.

ВЫВОДЫ

Среднее значение количества шагов в сутки студентов-экономистов составило 7812 шагов, что соответствует «несколько активному образу жизни», и требует увеличения до 10 тысяч шагов. ЖЕЛ у девушек ниже нормы, у юношей на границе нормы. Следователь-

но, необходимы оздоровительные программы аэробной направленности, такие как аква-фитнес, кардио тренировка. При значительном применении разнообразных мобильных приложений в повседневной жизни, приложений по ЗОЖ, спорту и фитнесу в среднем по два приложения, следовательно, необходимо увеличить их продвижение, обучение по ним.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мамонова, О.В. Совершенствование физического воспитания студентов в условиях снижения состояния здоровья / О.В. Мамонова, Т.Н. Шутова // Гуманитарное образование в экономическом вузе: материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2016. - С. 519-526.

2. Эффективные средства аквафитнеса в коррекции физического состояния женщин / Н.М. Нуцалов, Д.М. Гаджиев, К.А. Салаватов, А.С. Мусаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2019. - № 5 (171). - С. 217-220.

3. Разработка универсального комплекса физической подготовки в условиях самостоятельной тренировки / Ю.А. Польщикова, Е.А. Винюкова, Г.Х. Щукина, А.М. Крашилин // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 351-354.

4. Салаватов, К.А. Диверсификация средств аквафитнеса в оздоровительной тренировке лиц разного возраста / К.А. Салаватов, Р.Р. Пихаев, А.С. Мусаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 11 (177). - С. 384-387.

5. Физическая подготовленность и работоспособность женщин разного возраста, начинающих заниматься аквафитнесом / Т.Н. Шутова, Р.Р. Пихаев, А.С. Мусаев, К.А. Салаватов // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания. - Москва,. 2019. - С. 571-575.

6. Шутова, Т.Н. Концептуальные основы атлетической гимнастики в физическом воспитании студентов / Т.Н. Шутова, Д.М. Гаджиев, Р.Р. Пихаев // Физическая культура, спорт, туризм: Научно-методическое сопровождение.: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Пермь, 2016. - С. 134-138.

7. Шутова, Т.Н. Сбалансированное питание и оптимизация двигательной активности как факторы здорового образа жизни студентов / Т.Н. Шутова, И.М. Бодров, О.В. Везеницын, Н.А. Сидоренко // Гуманитарное образование в экономическом вузе : материалы IV Международной научно-практической заочной интернет-конференции. - Москва, 2016. -С. 595-600.

8. Masi, E. The health benefits of a pedometer -based 100,000 steps / Week Physical Activity Program / E. Masi, J.E. Peterman, L.A. Kaminsky // Journal of Science in Sport and Exercise. - 2019. -Июль. - URL: https://paperity.org/p/202979154/the-health-benefits-of-a-pedometer-based-100-000-steps-week-physical-activity-program (дата обращения: 01.09.2020).

REFERENCES

1. Mamonova, O.V. and Shutova T.N. (2016), "Improving physical education of students in conditions of declining health", Humanities education at an economic University, materials of the IV International scientific and practical correspondence Internet conference, Moscow, рp. 519-526.

2. Nutsalov, N.M., Hajiyev D.M., Salavatov K.A. and Musaev A.S. (2019), "Effective means of aquafitness in the correction of the physical condition of women", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), рp. 217-220.

3. Polshikova, J.A., Vinyukov, E.A., Shchukin, G.H. and Kroshilin, A.M. (2020), "Development of a universal set of physical training in self-training", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 351-354.

4. Salavatov, K.A., Pihaev R.R. and Musaev A.S. (2019), "Diversification of aquafitness means in health training of people of different ages", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 11 (177), pp. 384-387.

5. Shutova, T.N., Pihaev, R.R., Musaev, A.S. and Salavatov K.A. (2019), "Physical fitness and performance of women of different ages who are beginning to engage in aquafitness", Physical culture, sports, tourism: innovative projects and best practices, materials of the International scientific and practical conference, Moscow, рp. 571-575.

6. Shutova, T.N. Gadjiev, D.M. and Pichaev R.R. (2016), "Conceptual foundations of athletic gymnastics in physical education of students", Physical culture, sports, tourism. Scientific and methodological support, materials scientific-practical conference, Perm, pp. 134-138.

7. Shutova, T.N., Bodrov I.M., Vezenticyn O.V. and Sidorenko N.A. (2016), "Balanced diet, and optimization of motor activity as factors of healthy lifestyle of students", Humanities education at an economic university, materials IV International scientific and practical correspondence internet conference, Moscow. pp. 595-600.

8. Masi, E., Peterman J.E. and Kaminsky L.A. (2020), "The Health benefits of a pedometer -based 100,000 steps. Week Physical Activity Program", Journal of Science in Sport and Exercise, July, available at: https://paperity.org/p/202979154/the-health-benefits-of-a-pedometer-based-100-000-steps-week-physical-activity-program.

Контактная информация: tany-156@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.10.2020

УДК 378.147

К ПРОБЛЕМАМ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В ВУЗАХ МВД РОССИИ ВО ВРЕМЯ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-2019

Евгений Валентинович Панов, кандидат педагогических наук, доцент, Денис Александрович Черменев, кандидат педагогических наук, Сибирский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, Красноярск

Аннотация

Организация изучения дисциплины «Физическая подготовка» в вузах МВД России во время коронавирусной инфекции C0VID-2019 с использованием систем дистанционных образовательных технологий является весьма актуальной проблемой, требующей консолидации усилий специалистов в области физического воспитания. В статье представлены пути решения данной проблемы, показан опыт организации учебного процесса в Сибирском юридическом институте МВД России. В ходе изучения проблемных вопросов, связанных с дистанционным обучением, сделан вывод, что после окончания режима самоизоляции от COVID-19 в российском образовании, в том числе и в вузах правоохранительных органов, произойдут кардинальные изменения, связанные не только с интенсивным развитием дистанционных форм обучения, но и переходом к новому формату взаимодействия преподавателей с обучающимися.

Ключевые слова: коронавирусная инфекция, дистанционное обучение, курсанты и слушатели, правоохранительные органы, физическая подготовка.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.10.p266-269

TO THE ISSUES OF ORGANIZATION OF DISTANCE EDUCATION IN THE DISCIPLINE "PHYSICAL TRAINING" AT EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE COURSE OF CORONAVIRUS INFECTION COVID-2019

Evgeny Valentinovich Panov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Denis Alexandrovich Chermenev, the candidate of pedagogical sciences, Siberian Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

Abstract

The organization of studying the discipline "Physical training" at educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation in the course of coronavirus infection C0VID-2019 by using the systems of distance educational technologies is a very urgent problem that requires the consolidation of the efforts of specialists in the field of physical education. The ways of solving this problem, as well as the experience of organizing the educational process at the Siberian Law Institute of the Minis-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.