Научная статья на тему 'Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой (на примере вузов России)'

Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой (на примере вузов России) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
218
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ МОТИВ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЙ МОТИВ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ МОТИВ / МОТИВАЦИЯ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / HEALTH MOTIVE / CULTURAL MOTIVE / ADMINISTRATIVE MOTIVE / MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сафарова Нармин Абид Кызы, Прокопенко Лариса Анатольевна

Несмотря на усилия государственных и общественных организаций, проблема мотивации у студентов к посещению обязательных занятий по физической культуре и спорту остается и является актуальной. Анализ исследований в различных российских вузах в целом показал, что студенты положительно настроены к занятиям. Мотивами для посещения занятий являются, прежде всего, оздоровительный и эстетический, а именно, поддержание хорошего здоровья и желание иметь красивое подтянутое тело. Но немалую тревогу вызывает административный мотив, поскольку для отдельных студентов по-прежнему посещение занятий по физической культуре является добровольно-принудительным.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сафарова Нармин Абид Кызы, Прокопенко Лариса Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of students' motivation to physical education (on the example of Russian universities)

Despite the efforts of the state and public organizations, the problem of the students' motivation to attend compulsory classes in physical culture and sports remains and is relevant. Analysis of the studies in various Russian universities in general showed that students are positive about classes. The motives for attending classes are primarily health and aesthetic, namely, maintaining good health and the desire to have a beautiful toned body. But the administrative motive is of considerable concern, because for some students, attendance of the physical education classes is still voluntary and compulsory.

Текст научной работы на тему «Анализ мотивации студентов к занятиям физической культурой (на примере вузов России)»

Д.М. Гаджиев // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. -2017. - № 3. - С. 63-70.

3. Физическая культура: фитнес : учебное пособие / Т.Н. Шутова, Д.В. Выприков, О.В. Везеницын, И.М. Бодров, Г.С. Крылова, Д.А. Кокорев, А.Г. Буров, О.В. Мамонова, Д.М. Гаджиев ; Рос. эконом. ун-т им. Г.В. Плеханова. - Москва : [б.и.], 2017. - 132 с.

4. Шутова, Т.Н. Коррекция физического состояния женщин средствами аквафитнеса / Т.Н. Шутова, Е.О. Рыбакова, А.В. Шаравьева // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 1. -С. 55-58.

5. Шутова, Т.Н. Методические особенности оздоровительных занятий для женщин на основе аквафитнеса / Т.Н. Шутова, А.В. Шаравьева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2013. - № 3. - С. 61-65.

6. Шутова, Т.Н. Морфофункциональное состояние женщин разных возрастных групп, начинающих заниматься аквафитнесом / Т.Н. Шутова, Р.Р. Пихаев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). - С. 392-396.

7. Физическая подготовленность и работоспособность женщин разного возраста, начинающих заниматься аквафитнесом / Т.Н. Шутова, Р.Р. Пихаев, А.С. Мусаев, К.А. Салаватов // Физическая культура, спорт, туризм: инновационные проекты и передовые практики : материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 90-летию основания кафедры физического воспитания / под редакцией Л.Б. Андрющенко, С.И. Филимоновой. - Москва, 2019. -С. 571-575.

REFERENCES

1. Nutsalov, N.M., Hajiyev, D.M., Salavatov, K.A. and Musaev, A.S. (2019), "Effective means of aquafitness in the correction of the physical condition of women", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (171), рр. 217-220.

2. Poduruev, Yu.V., Vitko S.J., Pichaev R.R. and Hajiyev D.M. (2017), "Introduction of modern means of training on discipline "physical culture" for students of a speciality "economic security"", Bulletin of the Tula state University. Physical culture. Sport, No. 3, рp. 63-70.

3. Shutova, T.N., Veprikov D.V., Vetericyn O.V., Bodrov I.M., Krylova G.S., Kokorev D.A., Bu-rov A.G., Mamonova A.V., and D.M. Gadjiyev (2017), Physical culture Fitness: study guide, Moscow.

4. Shutova, T.N., Rybakova, E.O. and Sharafieva, A.V. (2015), "Correction of the physical condition women by means of Aqua fitness", Theory and practice ofphysical culture, No. 1, pp. 55-58.

5. Shutova, T.N. and Sharafieva, A.V. (2013), "Methodical features of improving employment for women based on the Aqua", Bulletin of the Tula state University. Physical culture. Sport, No. 3, pp. 61-65.

6. Shutova, T.N. and Pikhaev, R.R. (2019), "Morphofunctional state of women of different age groups, beginning to engage in aquafitness", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 2 (168), рp. 392-396.

7. Shutova, T.N., Pikhaev R.R., Musaev, A.S. and Salavatov, K.A. (2019), "Physical fitness and health of women of all ages carrying аqua", Physical culture, sport and tourism: innovative projects and best practices. Materials of International scientific-practical conference, Moscow, рp. 571-575.

Контактная информация: kemal.box@icloud.com

Статья поступила в редакцию 13.11.2019

УДК 796.011

АНАЛИЗ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ (НА ПРИМЕРЕ ВУЗОВ РОССИИ)

Нармин Абид кызы Сафарова, студентка,

Лариса Анатольевна Прокопенко, кандидат педагогических наук, доцент, Технический институт (филиал) Северо-Восточного федерального университета,

Нерюнгри

Аннотация

Несмотря на усилия государственных и общественных организаций, проблема мотивации у студентов к посещению обязательных занятий по физической культуре и спорту остается и является

актуальной. Анализ исследований в различных российских вузах в целом показал, что студенты положительно настроены к занятиям. Мотивами для посещения занятий являются, прежде всего, оздоровительный и эстетический, а именно, поддержание хорошего здоровья и желание иметь красивое подтянутое тело. Но немалую тревогу вызывает административный мотив, поскольку для отдельных студентов по-прежнему посещение занятий по физической культуре является добровольно-принудительным.

Ключевые слова: оздоровительный мотив, культурологический мотив, административный мотив, мотивация к занятиям физической культурой.

ANALYSIS OF STUDENTS' MOTIVATION TO PHYSICAL EDUCATION (ON THE EXAMPLE OF RUSSIAN UNIVERSITIES) Narmin Abid kizi Safarova, the student, Larisa Anatolyevna Prokopenko, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Technical Institute (branch) of North-Eastern Federal University, Neryungri

Annotation

Despite the efforts of the state and public organizations, the problem of the students' motivation to attend compulsory classes in physical culture and sports remains and is relevant. Analysis of the studies in various Russian universities in general showed that students are positive about classes. The motives for attending classes are primarily health and aesthetic, namely, maintaining good health and the desire to have a beautiful toned body. But the administrative motive is of considerable concern, because for some students, attendance of the physical education classes is still voluntary and compulsory.

Keywords: health motive, cultural motive, administrative motive, motivation for physical education.

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня одной из актуальных проблем является приобщение молодежи к сохранению и укреплению своего здоровья. Хотя в современном мире, в том числе и в России, идет пропаганда здорового образа жизни и спорта, возраст заболеваний значительно снизился, то есть к хроническим и инфекционным заболеваниям, а также заболеваниям сердечно-сосудистой системы сейчас более восприимчиво молодое поколение. Кроме того, высокий уровень урбанизации и научно-технического прогресса влекут за собой, так называемый, хронический «двигательный голод». Сегодняшнее поколение ведет еще более малоподвижный образ жизни, чем «вчерашние» студенты, так как долговременно сидят перед монитором компьютера, что обусловлено современными условиями учебного труда.

Многочисленными исследованиями доказано, что систематические занятия физической культурой и спортом повышают естественную сопротивляемость организма пагубному влиянию окружающей среды, инфекциям. Люди, регулярно занимающиеся физическими упражнениями, реже болеют, эффективнее работают и имеют большую продолжительность жизни. Студенты, в жизни которых отсутствует любого рода двигательная активность, становятся вялыми, менее активными и творческими, быстрее устают, у них снижается внимание и умственная работоспособность, ухудшается успеваемость. Поэтому для студента очень важно заниматься физической культурой с целью общего укрепления организма и профилактики гиподинамии.

Студенты являются наиболее уязвимой категорией обучающихся, учебная нагрузка в вузах гораздо выше, нежели в школах, что приводит обучающихся к стрессу. Учебная деятельность студентов как интеллектуальный труд повышает требования к психической устойчивости, длительным нервным напряжениям. В новых условиях важно научиться управлять своим организмом и использовать для этого средства физической культуры и спорта.

Издавна народ уделял внимание спорту и физической активности. О чудотворном их воздействии повествуют пословицы и поговорки в устном народном творчестве.

Например: «Кто спортом занимается, тот силы набирается», «Смолоду закалишься - на век сгодишься», «Здоровым будешь, все добудешь», «Двигаться надо больше - проживешь дольше».

В настоящее время общественные организации, государственные учреждения стоят на пути популяризации занятий современными видами физических упражнений, предлагая бесплатные услуги. Так, в парке им. Горького в Москве есть павильон, в котором находится бесплатный дропбокс Reebok Crossfit. Для всех желающих здесь проходят тренировки с сертифицированными тренерами и использованием современного оборудования [6]. В школах, университетах проводятся Дни активности и спорта. В спортивных комплексах, бассейнах, фитнес-центрах студентам предлагают льготные абонементы на занятия. Однако процент тех, кто игнорирует важность физической активности для здоровья, по-прежнему высок. Научно доказано, что здоровье человека на 50% зависит от него самого, от того образа жизни, какой он ведет. Но, тем не менее, многие люди считают, что физическая активность никак не может повлиять на здоровье, тратить на нее время - это бессмысленно и бесполезно. Такое мнение, безусловно, неверно. Именно регулярные физические нагрузки способны укреплять мышцы и здоровье человека, поддерживать постоянный тонус его организма.

Немаловажную роль играет изучение личной мотивации человека, поскольку мотивация - это движущая сила человеческого поведения, она содержится во всех его основных структурных образованиях: направленности личности и характера, эмоциях, способностях, психических процессах и деятельности. Мотивация определяет содержательную избирательность процессов, динамику побуждения, интенсивность и длительность процесса.

В этой связи считаем необходимым изучение того, как студенты относятся к обязательным занятиям физической культурой и спортом (ФКиС), предусмотренным вузовской программой, которая построена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом. Результатом освоения данной дисциплины является создание устойчивой мотивации и потребности вести здоровьесберегающий образ жизни и совершенствоваться физически.

Проблема личной мотивации студентов к занятиям ФКиС является достаточно актуальной, что подтверждается проведением соответствующих исследований на базе многих университетов в России.

В связи с чем, мы определили цель исследования: анализ мотивации лиц студенческого возраста к занятиям физической культурой (на примере российских вузов).

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Рассмотрим и проанализируем результаты исследований, которые были проведены в некоторых российских вузах.

Оренбургский медицинский госуниверситет представил подробное исследование, в котором в качестве респондентов выступили студенты-медики. Ход опроса выявил преобладание таких личностных мотиваций к спортивным занятиям, как иметь красивое тело, укрепить свое здоровье и поддерживать хорошую физическую форму. Такие мотивы, как похудеть или заниматься по вынужденной мере ради зачета, также были выбраны опрошенными. Степень удовлетворенности занятиями ФКиС высокая (88% ответов). Заинтересованные ответы были даны в вопросе «Что бы вы хотели изменить в занятиях физической культурой?». Ими было предложено использование разнообразных видов занятий. Девушки хотели бы заниматься фитнесом, а юноши предпочли игры соревновательного характера, а также занятия в тренажерных залах. Студентам не нравится монотонность учебной деятельности и предлагают включить в организацию занятий творческий компонент. Они считают для улучшения физической подготовленности необходимо ввести выполнение норм комплекса ГТО [3].

Исследователи Вятского госуниверситета изучили мотивацию посещения учебных занятий студентами первого курса по «Элективным дисциплинам по физической культуре и спорту», разработав специальную анкету. Анкетирование показало необходимость посещения занятий ФКиС многими участниками опроса. Но нашлись и те, это 1,38% опрошенных, которые считают, что такие занятия не нужны. Исследование также показало, что основной мотивацией посещения занятий ФКиС является стремление быть физически привлекательным, а также поддержание уровня физической подготовленности. Приоритетом для 15,49% респондентов является возможность развивать физические качества. Повысить умственную работоспособность благодаря физической активности хотели бы 10,62% студентов. Но не все студенты с удовольствием хотят заниматься упражнениями, для 15,04% студентов основной мотивацией посещения спортзала является аттестация по учебной дисциплине. Кроме того, выделились гендерные различия в мотивах: у девушек основным является стремление иметь красивую фигуру, а у юношей -поддержание физической подготовленности [4].

Аналогичное научное исследование прошло в Северном (Арктическом) федеральном университете им. М.В. Ломоносова. О результатах проведенного исследования можно судить по выводам: у студентов, участвующих в опросе, преобладают административные мотивы - необходимость получить зачет, что можно отметить, как тревожный показатель. Достаточно большое количество молодых людей не проявляют интереса к физкультурным занятиям, и их посещаемость зависит от необходимости выполнения программы. Тем не менее, важными остаются оздоровительные и культурологические мотивы. Поддержание хорошего здоровья и эстетика красивого тела лидируют в мотивациях посещения занятий ФКиС в данном университете [1].

В Самарском экономическом госуниверситете данная проблематика не осталась без внимания. Анкета, включающая 5 вопросов с возможностью выбора ответа, была предложена студентам второго курса. Анализ структуры доминирующих мотивов к занятиям ФКиС показал, что приоритетными для студентов являются оздоровительный (37%) и эстетический (27%) мотивы, значим также административный мотив получения зачета (19%) и физического совершенствования (13%). Проведенный опрос дал возможность выяснить, что большинство опрошенного контингента считают физкультуру нужным предметом в вузе и посещение ими занятий является регулярным. По части доминирования мотивов выделились различия по гендерной принадлежности. Для парней на первый план выходит улучшение физической подготовленности, а для девушек наибольшую привлекательность составляет возможность улучшить внешний вид, привести свою фигуру в порядок. Общим мотивом для всех является желание быть здоровым [5].

В нашем Техническом институте (филиале) Северо-Восточного федерального университета исследование среди студентов 1-3 курсов показало, что достаточно большому контингенту студентов очень нравятся занятия ФКиС (60% ответов). Наиболее предпочтительные виды спорта - волейбол и атлетическая гимнастика. Студенты посещают данные занятия, чтобы оставаться здоровыми, иметь хорошую спортивную форму, для самореализации, хорошего самочувствия. Занятия спортом в университете, по мнению студентов, будут более привлекательными, если использовать современное спортивное оборудование и заниматься плаванием в бассейне. Многие отметили также, что необходимо увеличить проведение спортивно-оздоровительных мероприятий [2].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, следует отметить, что, несмотря на усилия государственных и общественных организаций, проблема мотивации у студентов к посещению обязательных занятий по ФКиС остается и является актуальной в наше время. Сравнение отношения студентов различных российских вузов к занятиям ФКиС в целом показало, что студенты

положительно настроены. Мотивами для посещения занятий ФКиС являются, прежде всего, оздоровительный и эстетический, а именно, поддержание хорошего здоровья и желание иметь красивое подтянутое тело. Но немалую тревогу вызывает административный мотив, поскольку для отдельных студентов по-прежнему посещение занятий ФКиС является добровольно-принудительным, так как зачет и сессия без долгов -приоритет многих обучающихся.

Анализ представленных результатов позволил выделить гендерные различия в мотивах, определяющих интерес к занятиям ФКиС: у девушек - стремление иметь красивую фигуру, у юношей - поддержание физической подготовленности.

Нынешний уровень развития оздоровительных направлений физической активности привлекает студентов. Приоритеты молодых людей отдаются в пользу занятий фитнесом, атлетической гимнастикой. Популярными остаются игровые виды спорта, соревновательная деятельность.

Исследования в этом области не прекращаются, а закономерно возрастают, поскольку существует потребность улучшить организационную составляющую занятий ФКиС в высших учебных заведениях, посредством изучения мнений и предпочтений студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абакумова, Д.М. Мотивация студентов к занятиям физической культурой в вузе / Д.М. Абакумова, М.П. Лебедева // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». 2018. - URL : http://scienceforum.ru/2018/article/2018000924 (дата обращения: 19.10.2019).

2. Колесова, А.С. Приоритеты занятий физической культурой и спортом в вузе / А.С. Колесова, Л. А. Прокопенко // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. -2016. - № 3, ч. 4. - С. 671-672. - URL : http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=8957 (дата обращения: 21.10.2019).

3. Мартын, И. А. Формирование мотивации к занятиям физической культурой и спортом у студенческой молодежи / И.А. Мартын, А.В. Гонтюрев // Бюллетень науки и практики. - 2017. - № 6 (19). - С. 316-319.

4. Михайлов, С. Л. Повышение эффективности занятий физической культурой в вузе на основе изучения мотивов и интересов физкультурной деятельности студентов / С.Л. Михайлов, Т.В. Беличева, А.В. Боков // Концепт. - 2018. - № V12. - С. 59-63. - URL : http://e-koncept.ru/2018/186127.htm (дата обращения: 19.10.2019).

5. Ревтова, О.А. Исследование мотивации студентов к занятиям физической культурой / О. А. Ревтова // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования : сб. ст. по материалам XXII междунар. студ. науч.-практ. конф. - Новосибирск, 2017. - № 11 (22). - С. 332-344. -URL : https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf (дата обращения: 19.10.2019).

6. Шутьева, Е.Ю. Влияние спорта на жизнь и здоровье человека / Е.Ю. Шутьева, Т.В. Зайцева // Концепт. - 2017. - № 4 (апрель). - URL : http://e-koncept.ru/2017/170084.htm (дата обращения: 7.11.2019).

REFERENCES

1. Abakumova, D.M. and Lebedeva, M.P. (2018), "Motivation of students to engage in physical culture at the University", Materials of the X International student scientific conference "Student scientific forum", available at: https://scienceforum.ru/2018/article/2018000924 (accessed 19 October 2019).

2. Kolesova, A.S. and Prokopenko, L.A. (2016), "Priorities of physical culture and sports in the University", International journal of applied andfundamental research, No. 3, part 4, pp. 671-672, available at: http://www.applied-research.ru/ru/article/view?id=8957 (accessed 21 October 2019).

3. Martyn, I.A. and Gontarev, A.V. (2017), "Formation of motivation to employment by physical culture and sports in students", Bulletin of science and practice, No. 6 (19), pp. 316-319.

4. Mikhailov, S.L., Belicheva, T.V. and Bokov, A.V. (2018), "Improving the efficiency of physical education in the University on the basis of studying the motives and interests of physical activity of students', Scientific and methodological electronic journal "Concept", No. V12, pp. 59-63, available at: http://e-koncept.ru/2018/186127.htm (accessed 19 October 2019).

5. Revtova O. A. (2017), "Research of motivation of students to occupations by physical culture", Scientific community of students: Interdisciplinary researches: sat. XXII international. student. science-pract. conf., No. 11 (22), pp. 332-344, available at: https://sibac.info/archive/meghdis/11(22).pdf (accessed 19 October 2019).

6. Shutieva, E.Yu. and Zaytseva, T.V. (2017), "Influence of sports on the lives and health of humans", Scientific-methodical electronic journal "Concept", No. 4 (April), available at: http://e-kon-cept.ru/2017/170084.htm (accessed 7 November 2019).

Контактная информация: larisana4@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.11.2019

УДК 796.922.093.642

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СТРЕЛЬБЫ БИАТЛОНИСТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРЕНАЖЁРНОГО КОМПЛЕКСА «SCATT»

Геннадий Александрович Сергеев, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья, имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследования по эффективности использования специальных упражнений с применением тренажера «SCATT», разработанные для совершенствования стрельбы биатлонистов. Программа стрелковых упражнений акцентирована на элемент стрельбы «удержание». Результаты исследования показали, что спортсмены экспериментальной группы достоверно улучшили показатели в стрельбе лёжа и стоя по бумажным мишеням из мелкокалиберной винтовки Би 7-4, а также на тренажёре «SCATT». Средняя длина траектории перемещения точки прицеливания в мм по мишени за контрольное время 2 секунды у спортсменов экспериментальной группы достоверно меньше, чем в контрольной группе как при стрельбе из положения лежа, так и из положения стоя. Анализ результатов скорости перемещения точки прицеливания по мишени за 250 мс до выстрела, которые характеризуют устойчивое положение системы «стрелок-оружие» во время обработки спускового крючка, показал, что они так же достоверно выше у спортсменов экспериментальной группы, как в стрельбе из положения лёжа, так и в стрельбе из положения стоя. Таким образом, можно сделать вывод, что использование представленных упражнений повышает качество стрельбы и имеет большое практическое значение в тренировочном процессе биатлонистов.

Ключевые слова: тренажерный комплекс «SCATT», биатлонисты, специальные упражнения.

ENHANCEMENT OF SHOOTING SKILLS IN BIATHLON BY USING «SCATT»

TRAINING EQUIPMENT

Gennady Aleksandrovich Sergeev, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg

Annotation

The present study introduces the sport specific exercises that could be performed by using "SCATT" training equipment. These exercises were developed for shooting technique enhancement in biathletes. The developed complex of shooting exercises is especially focused on such element of shooting as "holding". Shooting was performed by the use of small caliber rifle Bi 7-4 and "SCATT" shooting equipment. The results showed that the experimental group has significantly increased shooting accuracy in prone and standing shooting positions. An average trajectory of aiming point movement (mm) during 2 sec of control time was significantly smaller in experimental group compare to control group in both prone and standing shooting. The analysis of aiming point movement speed in time frame of 250ms before shot, showed that the experimental group had significantly better results in both prone and standing shooting positions compare to the control group. This parameter reflects how stable the link between a rifle and athlete is during the trigger processing. Taking all above mentioned into consideration it could be concluded that presented exercises are the effective tool for shooting accuracy improvement and they should be included in the training process of biathletes.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.