Троян Евгений Иванович ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ..
УДК 378:796.052.244
ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ФИЗИЧЕСКУЮ ПОДГОТОВКУ В ОВД
© 2017
Троян Евгений Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки
сотрудников органов внутренних дел Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России (62504, Россия, Тюмень ул.Амурская, 75, e-mail:[email protected])
Аннотация. Исследование проводилось с целью определения возможностей и условий использования дистанционного обучения для реализации программ повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД. Для достижения цели исследования были решены следующие задачи: определен уровень профессиональной подготовленности сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД; определены образовательные потребности данных сотрудников; выявлены особенности организации повышения их квалификации в системе дополнительного профессионального образования; определена модель дистанционного обучения, соответствующая специфики дополнительного профессионального образования сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД и условия ее реализации. Для решения задач использовались специально подобранные методы исследования: анализ и обобщение научных источников, нормативно-правовой базы и практического опыта деятельности сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД, педагогического опыта повышения квалификации данной категории сотрудников, опыта использования дистанционного обучения в образовательных организациях системы МВД России; анкетирование сотрудников. В исследовании участвовали слушатели, проходящие обучение в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России. В результате исследования выявлена возможность использования модели смешанного (гибридного) дистанционного обучения для реализации программ повышения квалификации сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД.
Ключевые слова: сотрудники ОВД; физическая подготовка; боевые приемы борьбы; профессиональные компетенции; дистанционное обучение; повышение квалификации; дополнительное профессиональное образование; индивидуальный образовательный маршрут.
PERSPECTIVES OF DISTANCE LEARNING PERSONNEL CARRYING OUT PHYSICAL
TRAINING IN THE POLICE
© 2017
Troyan Evgeny Ivanovic, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of the Department of Physical Training for Law Enforcement Officials Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation (625049, Russia, Tyumen, Amurskaya St., 75, e-mail:[email protected])
Abstract. The study was conducted with the aim of determining the possibilities of using distance learning for the implementation of programs for the development of the skills of personnel who perform physical training in the police. To achieve the goal of the study, the following tasks were accomplished: the level of professional preparedness of instructors in the physical training of police officers was determined; The educational needs of instructors for the physical training of police officers; The peculiarities of the organization of their professional development are revealed; The model of distance learning, which corresponds to the training program of physical training instructors, is defined. To solve problems, specially selected research methods were used: analysis of scientific sources, regulatory and legal base and practical experience of instructors in physical training of police officers, pedagogical experience of raising the skills of these policemen, experience in using distance learning in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia; Questioning of policemen. The study involved students who are studying at the Tyumen Institute of Advanced Training of the Ministry of Internal Affairs of Russia. As a result of the research, the possibility of using a model of hybrid (hybrid) distance learning for the implementation of training programs for instructors in the physical training of policemen has been revealed.
Keywords: employees of the ATS; physical training; fighting techniques; professional competencies; distance learning; training; additional vocational education; individual educational route.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами.
Совершенствование системы профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников ОВД является приоритетным направлением кадровой политики МВД России. Целью физической подготовки сотрудников является достижение высокого уровня сформированности навыков боевых приемов борьбы, развития физических качеств, необходимых для выполнения своих служебных обязанностей. Известно, что организационное и методическое обеспечение физической подготовки, а также контроль за ее состоянием осуществляют представители кадровых подразделений территориальных органов МВД России. Для организации и проведения занятий по физической подготовке создаются учебные группы с учетом категорий должностей и специализации сотрудников. Руководителями этих учебных групп назначаются сотрудники из числа руководителей подразделений органов, организаций или подразделений системы МВД России. Данные сотрудники осуществляют физическую подготовку в органах внутренних дел Российской Федерации. Для совершенствования своего профессионального мастерства эта категория сотрудников регулярно проходит обучение
по программам повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования в образовательных организациях системы МВД России. В процессе реализации образовательных программ повышения квалификации возникла необходимость в поиске инновационных средств, методов и форм подготовки слушателей этой категории обучения. В частности, достаточно перспективным является использование в данном образовательном процессе дистанционных образовательных технологий.
Актуальность разработки и использования эффективных средств и методов дистанционного обучения сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД обусловлена наличием следующих противоречий:
- на социально-педагогическом уровне: между социально обусловленной потребностью общества в высококвалифицированных сотрудниках, осуществляющих физическую подготовку в ОВД и не полностью реализованными потенциальными возможностями дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования данной категории обучающихся;
- на научно-теоретическом уровне: между возросшими требованиями к уровню профессиональной подготовленности сотрудников, осуществляющих физи-
Троян Евгений Иванович ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ...
ческую подготовку в ОВД, и действительным уровнем теоретической разработанности в ведомственной педагогике возможности и организационно-педагогических условий использования дистанционного обучения сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД;
- на методико-технологическом уровне: между требованием практики к научно-методическому обеспечению исследуемого процесса и не достаточной разработанностью в ведомственной педагогике эффективных форм, средств и методов дистанционного изучения большого массива информации сотрудниками ОВД с различным уровнем профессиональной подготовленности при условии сокращения времени и снижения затрат на проведение обучения.
Для разрешения указанных противоречий необходимо решить проблему поиска способов применения уже разработанных и используемых в педагогической практике технологий дистанционного обучения в системе дополнительного профессионального образования сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД. В частности, необходимо выявить организационно-педагогические условия и перспективы дистанционного обучения.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. В настоящее время все более актуальными являются исследования, направленные на решение проблем совершенствования системы дополнительного профессионального образования сотрудников правоохранительных органов [1, с. 171]. В частности, в перспективных научных исследованиях рассматриваются вопросы использования инновационных форм организации обучения для формирования профессиональных компетенций сотрудников ОВД. [2, с. 91; 3, с. 110]. С целью оптимизации обучения сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД разработаны и обоснованы направления подготовки, специальности высшего и среднего профессионального образования, исследована возможность использования сетевых форм обучения [4, с. 158]. Для подготовки инструкторских и педагогических кадров разработаны механизмы формирования профессиональных компетенций [5, с. 100].
Развитие современного образования невозможно себе представить без использования технологий дистанционного обучения. Наибольшее распространение дистанционные образовательные технологии получили в США, Канаде, Великобритании. Использование данных технологий позволяет сделать образование доступным для широких слоев населения этих стран [6, с. 89]. В этих странах развиваются компьютерные образовательные среды, доступные обучающимся через глобальную сеть Интернет. Однако существуют и другие типы данных технологий, популярных в России. Изучая типы дистанционных образовательных технологий Андреев А.А. выделяет несколько наиболее актуальных типов: корреспондентская, кейс, телевизионная, вахтовая, интернет, мобильная, «телеприсутствие» [7, с. 107]. Исследуя эффективность дистанционных образовательных технологий Девтерова З. Р. отмечает следующие характерные его черты, среди которых: гибкость, модульность, экономическая эффективность, новые функции преподавателя в образовательном процессе [8, с. 95]. В своем исследовании дистанционной педагогики Загузина Н. Н., Невзоров Б. П. обосновали идею «научи - учиться», и использование «дистанционно-педагогической среды», чем обогатили теорию моделирования процесса дистанционного обучения [9, с. 65]. Наибольшее развитие электронное обучение в России получило в вузах и колледжах. Также, в нашей стране активно развивается дистанционное образование детей-инвалидов, самостоятельно обучающихся в различных образовательных
организациях [10, с. 65]. Авторы: Готская И. Б. и Грек В. В. исследовали вопросы дистанционной поддержки самостоятельной работы студентов, и определили необходимость формирования навыков выстраивания информационного взаимодействия [11, с. 32; 12, с. 178;1, с. 120]. Дистанционные образовательные технологии активно используются при организации профессиональной переподготовки педагогических работников [14, с. 137; 15, с. 502].
В образовательных организациях системы МВД России также активно внедряются технологии дистанционного обучения [16, с. 86]. В Санкт-Петербургском университете МВД России ведется активная работа по совершенствованию системы качества, содержания и технологий дистанционного обучения [17, с. 10]. В Нижегородской академии МВД России технологии дистанционного обучения используют для реализации программ повышения квалификации старших инспекторов, инспекторов по исполнению административного законодательства, специализирующихся на выявлении правонарушений в сфере оборота контрафактной продукции, защиты прав интеллектуальной собственности [18, с. 361]. В Крымском филиале Краснодарского университета МВД России технологии дистанционного обучения используются для изучения курсантами иностранных языков [19, с. 195].
Однако в настоящее время отсутствуют научные исследования проблемы использования дистанционного обучения сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД. Особенностью таких дисциплин как «Физическая подготовка» или «огневая подготовка» является практико-ориентированная направленность. Практические занятия по совершенствованию боевых приемов борьбы в большинстве своем, не могут проводиться дистанционно. Тем не менее, обучение сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД, предполагает овладение большим массивом теоретической информации по методике спортивной тренировке. Обучение теоретическим и методическим основам физической подготовки сотрудников ОВД может быть организовано и с использованием технологий дистанционного обучения.
Формирование целей статьи (постановка задания). Исследование проводилось с целью определения возможностей и специфики использования дистанционного обучения для реализации программ повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД.
Для достижения цели исследования были решены следующие задачи:
1. Определен уровень профессиональной подготовленности сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД;
2. Определены образовательные потребности сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД;
3. Выявлены особенности организации повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД;
4. Определена модель дистанционного обучения, соответствующая специфики дополнительного профессионального образования сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД и условия ее реализации.
Для решения задач использовались специально подобранные методы исследования: анализ и обобщение научных источников, нормативно-правовой базы и практического опыта деятельности сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД, педагогического опыта повышения квалификации данной категории сотрудников, опыта использования дистанционного обучения в образовательных организациях системы МВД России; анкетирование сотрудников.
Троян Евгений Иванович педагогические
ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ... науки
Исследование проводилось на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. В период с 2013 - 2017 гг. было исследовано 96 слушателей, обучающихся по программам повышения квалификации следующих категорий обучения: «Инспекторский состав подразделений по работе с личным сотовом территориальных органов МВД России (организация профессиональной подготовки)»; «Специалисты по профессиональной служебной и физической подготовки территориальных органов МВД России»; «Руководители учебных групп в системе профессиональной служебной и физической подготовке».
В начале периода обучения со слушателями учебной групп проводилось анкетирование с целью уточнения актуальности компетенций, необходимых для осуществления своих профессиональных обязанностей и, в дальнейшем, коррекции образовательной программы. Для анкетирования использовались компетенции федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 034300 Физическая культура (квалификация (степень) «бакалавр»). Каждый слушатель определял для себя уровень значимости и востребованности в своей профессиональной деятельности каждой компетенции в диапазоне значений: от -5 - до +5.
Данное анкетирование и в настоящее время традиционно проводится со слушателями с целью выявления уровня профессиональной подготовленности. Для этого определяются следующие показатели:
1. Уровень образования и соответствие профилю деятельности;
2. Стаж профессиональной деятельности;
3. Должность в образовательной организации;
5. Самооценка уровня своего профессионального мастерства;
7. Тестирование уровня знаний нормативно-правовой базы, используемой сотрудниками в своей деятельности.
8. Со слушателями также проводится практическое тестирование уровня сформированности навыков боевых приемов борьбы.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.
Результаты тестирования данных категорий обучаемых в период обучения с 2013 -2017 гг. выявили: удовлетворительный уровень сформированности навыков боевых приемов борьбы и знания нормативно-правовой базы, используемой сотрудниками в своей деятельности. Однако в процессе освоения образовательной программы был выявлен недостаточный уровень теоретической и методической подготовленности слушателей. Больше половины слушателей не имели образования в области физической культуры и спорта.
Среди слушателей данных категорий обучения в процессе анкетирования 58,8%, оценивая свой уровень профессионального мастерства, указали на необходимость повышения квалификации в области теории и методики профессиональной служебной и физической подготовки.
У каждого слушателя обнаруживались индивидуальные пробелы в знаниях и навыках, соответствующих его деятельности. Так же были отмечены и различные, индивидуальные образовательные потребности обучающихся. В результате анкетирования слушателей в период с 2013 - 2017 гг. было выявлено, что более 50% слушателей данных категорий обучения считает для себя актуальными совершенствование следующих компетенций:
• Владеть культурой мышления, быть способным к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1) (56,8% от общего числа слушателей);
• Уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4)» (58,6% от 162
общего числа слушателей);
• Быть способным проводить профилактику травматизма, оказывать первую доврачебную помощь пострадавшим в процессе занятий (ПК - 7) (58,6% от общего числа слушателей);
• Применять на практике основные учения в области физической культуры (ПК-2) (58% от общего числа слушателей);
• Уметь оценивать физические способности и функциональное состояние обучающихся, адекватно выбирать средства и методы двигательной деятельности для коррекции состояния занимающихся с учетом их индивидуальных особенностей (ПК-6) (56 % от общего числа слушателей).
Результаты анализа тестирования за период с 2013 -2015 гг. частично были отражены в научной статье «Исследование значимости компетенций педагогических работников образовательных организаций МВД России (по физической подготовке) для совершенствования программы повышения их квалификации» (Троян Е.И., Гусев А.А. 2015) [20, с. 179]. В своей практической деятельности сотрудники сталкиваются с необходимостью осуществления педагогического контроля учебно-тренировочного процесса физической подготовки сотрудников ОВД. Сотрудник должен уметь получать информацию о состоянии уровня физической подготовленности личного состава территориального органа внутренних дел, интерпретировать ее, находить и использовать эффективные средства и методы развития физических качеств и формирования навыков боевых приемов борьбы. В связи с чем, несмотря на практико-оринтирован-ную направленность образовательной программы повышения квалификации, слушателям данной категории обучения необходимы и теоретически знания в области теории и методики физической культуры и спорта.
Особенностью организации дополнительного профессионального образования, в частности, повышения квалификации сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД является: короткий временной период обучения слушателей; большой объем учебного материала; использование преимущественно практических форм и методов обучения; отсутствие требований к наличию базового образования в области физической культуры и спорта; отсутствие использования технологий дистанционного обучения. При реализации образовательной программы слушатели и преподаватели сталкиваются с рядом проблем восприятия учебной информации. Преподаватель, решая задачи по совершенствованию профессиональных компетенций, вначале вынужден их формировать. Слушатели должны осваивать большой объем как практической, так и теоретической информации за короткий временной промежуток, часто, в течение 5 дней, не всегда имея базовое образование в области физической культуры. Перспективным решением данных проблем является использование технологий дистанционного обучения.
Технологии дистанционного обучения традиционно используются в профессиональном образовании. Многие образовательные организации предоставляют полноценный курс дистанционного обучения, реализуя на расстоянии не менее 70-80% учебных часов. При реализации модели смешанного (гибридного) обучения, доля дистанционного обучения является не менее 15%. Исходя из необходимости теоретической подготовки сотрудников данной категории обучения и необходимости практической подготовки в образовательных организациях системы МВД России, а также, возможностей технологий дистанционного обучения наиболее оптимальной моделью реализации этой формы обучения является модель смешанного (гибридного) дистанционного обучения. Реализация данной модели дистанционного обучения будет возможна при соблюдении ряда условий: в образовательных организациях будет разработана информационно-образовательная среда дополнительного АНИ: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 2(19)
Троян Евгений Иванович ПЕРСПЕКТИВЫ ДИСТАНЦИОННОГО ...
профессионального образования по программам повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов данной категории обучения; будет подготовлено нормативно-правовове и учебно-методическое обеспечение данного образовательного процесса; профессорско-преподавательский состав образовательных организаций будет так же подготовлен к реализации образовательных программ с использованием технологий дистанционного обучения.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканийданногонаправления. Результатыисследования еще более конкретизировали проблему подготовки сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД. Вместе с тем, выявлена возможность решения этой проблемы с использованием дистанционного обучения. Выявлено, что не все сотрудники данной категории обучения имеют образование в области физической культуры и спорта, позволяющее им осуществлять качественную физическую подготовку сотрудников территориальных органов внутренних дел. Для ликвидации этого образовательного пробела они проходят обучение по образовательным программам повышения квалификации системы дополнительного профессионального образования с выездом в образовательные организации системы МВД России. На учебных занятиях слушатели совершенствуют свои практические навыки боевых приемов борьбы, а так же, методы обучения и развития физических качеств. Короткий период обучения и недостаточный уровень базовой теоретической подготовленности слушателей создает определенные трудности для достижения цели учебного процесса. Использование модели смешанного (гибридного) дистанционного обучения позволило бы разделить учебный процесс на две части: теоретическая подготовка и практическая подготовка. Теоретическая подготовка может проводиться дистанционно, а практическую подготовку сотрудники будут проходить в образовательных организациях системы МВД России. Перспективным направлением дальнейших изысканий в области применения дистанционного обучения сотрудников, осуществляющих физическую подготовку в ОВД являются разработки индивидуального образовательного маршрута для каждого слушателя курсов повышения квалификации или профессиональной переподготовки с учетом их образовательных потребностей. Использование технологий дистанционного обучения позволяет наиболее полно реализовывать индивидуально-дифференцированный и личностно-ориентированный подходы в обучении и тем самым совершенствовать систему профессиональной подготовки кадров МВД России.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Садеков Р. Р., Сенаторова О. Ю. Повышение квалификации сотрудников правоохранительных органов России в системе дополнительного профессионального образования, как эффективный педагогический инструмент формирования компетенций // Интернет-журнал Науковедение. 2014. №2 (21) С.170.
2. Тарасов Ю. Ю., Сердюк Н. В. Развитие компетент-ностного подхода в дополнительном профессиональном образовании руководителей органов внутренних дел // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2015. №4 (63) С.90-92.
3. Дикарев В. Г. Инновационные формы организации обучения в системе дополнительного образования в рамках повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. №2 (20) С.Ш6-111.
4. Астафьев Н. В., Литош Н. Л. Подготовка кадров, обеспечивающих организацию и проведение занятий в системе профессиональной служебной и физической подготовки сотрудников органов внутренних дел // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №4 (16) С.148-158._
5. Петренко Д. А. Формирование профессиональной компетентности инструкторскопедагогических кадров по физической подготовке для органов внутренних дел Российской Федерации // МНКО. 2015. №2 (51) С.98-100.
6. Белоножко М. Л., Абрамовский А. Л. Развитие дистанционного высшего образования в мире на современном этапе // Вестник ЧелГУ. 2014. №24 (353) С.88-90.
7. Андреев А. А. Становление и развитие дистанционного обучения в России // Высшее образование в России. 2012. №10 С.106-111.
8. Девтерова З. Р. Образовательные технологии открытого дистанционного обучения // Новые технологии. 2010. №1 С.94-95.
9. Загузина Н. Н., Невзоров Б. П. Проблемы развития дистанционной педагогики // Вестник КемГУ. 2014. №4 (60) С.64-66.
10. Суворова И. В. Дистанционное образование детей-инвалидов в России: возможности и проблемы // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. №1 С.64-67.
11. Готская И. Б. Применение электронных образовательных ресурсов и дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы обучающихся // Universum: Вестник Герценовского университета. 2009. №6 С.30-32.
12. Грек В. В. Организация самостоятельной работы учащихся по информатике посредством дистанционных образовательных технологий // Педагогическое образование в России. 2013. №6 С.177-182.
13. Умнягина К. А. Обучение иноязычному аудированию с применением дистанционных образовательных технологий // Вестник МГЛУ. 2014. №3 (689) С.109-120
14. Сейтбатталова А. С. Дистанционные образовательные технологии в профессиональной подготовке будущих педагогов-психологов в педагогическом вузе // Сибирский педагогический журнал. 2009. №11 С.132-137.
15. Чупрунова Е. А. Использование дистанционных образовательных технологий в повышении квалификации педагогических работников // Известия ПГУ им. В.Г. Белинского. 2011. №26 С.502-505.
16. Мыльников В.В., Сумина Е.А. Основные направления внедрения дистанционного обучения в образовательные организации системы МВД России // Труды Академии управления МВД России. 2015. №2 (34) С.83-86.
17. Кудин В. А. Совершенствование подготовки полицейских кадров в Санкт-Петербургском университете МВД России на основе использования в учебном процессе инновационных образовательных технологий // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2013. №2 (58) С.4-10.
18. Кузнецова И.А. Внедрение форм и методов дистанционного обучения на примере организации повышения квалификации старших инспекторов, инспекторов по исполнению административного законодательства, специализирующихся на выявлении правонарушений в сфере оборота контрафактной продукции, защиты прав интеллектуальной собственности // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2016. №4 (36) С.360-361.
19. Смирнова М. И. Роль компьютерных технологий в самостоятельной работе курсантов и студентов // Символ науки. 2015. №9-2 С.191-195.
20. Троян Е.И., Гусев А.А.Исследование значимости компетенций педагогических работников образовательных организаций МВД России (по физической подготовке) для совершенствования программы повышения их квалификации // Вестник Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. 2015. № 1 (4). С. 178 - 182.
Статья поступила в редакцию 03.05.2017.
Статья принята к публикации 23.06.2017.