Научная статья на тему 'Опережающее обучение как условие оптимизации профессионального обучения сотрудников полиции в ДПО МВД России'

Опережающее обучение как условие оптимизации профессионального обучения сотрудников полиции в ДПО МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
336
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ / ИННОВАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ADDITIONAL VOCATIONAL EDUCATION / ADVANCED TRAINING / RETRAINING / VOCATIONAL TRAINING / PRACTICAL TRAINING / INNOVATIVE TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Босомыкин Андрей Федорович

Рассмотрены условия оптимизации научно-педагогической и образовательной деятельности в сфере подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в системе дополнительного профессионального образования МВД России (далее ДПО МВД России). Описаны преимущества опережающего обучения, в подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в ДПО МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Босомыкин Андрей Федорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sustainable training as the condition of optimization of professional training of police employees in the department of the MOI of Russia

The conditions for the optimization of scientific and pedagogical and educational activities in the field of training officers of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the system of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia (hereinafter DPO of the Ministry of Internal Affairs of Russia) are considered. Advantages of advanced training are described in the training of officers of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the DPO of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Опережающее обучение как условие оптимизации профессионального обучения сотрудников полиции в ДПО МВД России»

© А.Ф. Босомыкин, 2018 УДК 378 ББК 74

ОПЕРЕЖАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ КАК УСЛОВИЕ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ В ДПО МВД РОССИИ

Андрей Федорович Босомыкин,

адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических и научных кадров Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя (Брянский филиал Всероссийского института повышения квалификации сотрудников МВД России (БФВИПК МВД России),

старший преподаватель кафедры специальных дисциплин, подполковник полиции)

E-mail: [email protected]

Научный руководитель: С.Н. Тихомиров, профессор кафедры педагогика УНКПСД, кандидат педагогических наук Научная пециальность 13.00.08 — теория и методика профессионального образования Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. Рассмотрены условия оптимизации научно-педагогической и образовательной деятельности в сфере подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в системе дополнительного профессионального образования МВД России (далее — ДПО МВД России). Описаны преимущества опережающего обучения, в подготовке сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в ДПО МВД России.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, опережающее обучение, повышение квалификации, переподготовка, профессиональное обучение, практическое занятие, инновационное обучение.

Для цитирования: Босомыкин А.Ф. Опережающее обучение как условие оптимизации профессионального обучения сотрудников полиции в ДПО МВД России. Вестник экономической безопасности. 2018;(2):274-8.

SUSTAINABLE TRAINING AS THE CONDITION OF OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL TRAINING OF POLICE EMPLOYEES IN THE DEPARTMENT OF THE MOI OF RUSSIA

Andrey F Bosomykin,

Adjunct of the Faculty of Training of Scientific Pedagogical and Scientific Personnel of the Moscow University of the Ministry of the Interior of Russia named after V.Ya. Kikot (Bryansk branch of the Russian Institute of Advanced Training of employees of the Ministry of Internal Affairs of Russia,

senior lecturer in special subjects, lieutenant colonel of police)

Abstract. The conditions for the optimization of scientific and pedagogical and educational activities in the field of training officers of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the system of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia (hereinafter — DPO of the Ministry of Internal Affairs of Russia) are considered. Advantages of advanced training are described in the training of officers of the internal affairs bodies of the Russian Federation in the DPO of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Keywords: additional vocational education, advanced training, advanced training, retraining, vocational training, practical training, innovative training.

«Концепцией кадровой политики Министерства внутренних дел Российской Федерации (на период до 2020 г.)» одна из целей реализации кадровой политики определена как повышение уровня профессионализма, правовой и нравственно-этической компетенции сотрудников российской полиции. Весомая роль в их

решении отводится дополнительному профессиональному образованию сотрудников МВД России.

Повышение квалификации в системе ДПО МВД России имеет достаточно длинную историю. В сегодняшней системе повышения квалификации можно выделить несколько сложившихся на сегодняш-

нии день направлении; среди них — переподготовка и повышение квалификации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации (далее — ОВД РФ).

Современная система подготовки сотрудников ОВД РФ в ДПО МВД России — это целостная совокупность взаимосвязанных организационных и функциональных компонентов, обеспечивающая формирование заданного уровня профессиональной компетентности за счет планомерного, координированного и комплексного воздействия на обучаемых [7, с. 12—17].

Подготовка сотрудников ОВД РФ в ДПО МВД направлена, прежде всего, на приобретение новых знаний, умений и навыков и формирование компетенций необходимых сотруднику в его деятельности. Подготовка сотрудников во многом зависит от того, как будет подготовлена программа обучения, какие педагогические технологии будут применяться в учебном процессе, и, насколько квалифицированным будет преподавательский состав, зависит конечный результат — освоение слушателями программы повышения квалификации. С другой стороны — смогут ли выпускники, прошедшие обучение в системе ДПО МВД России, эффективно использовать приобретенные знания, умения и навыки в оперативно-служебной деятельности.

Проведенный анализ нормативно-правовых актов, учебных планов, образовательных программ и научной литературы свидетельствует о преобладании сжатых сроков обучения переподготовки и повышения квалификации сотрудников ОВД РФ в системе ДПО МВД России, что определяет необходимость разумного сочетания различных форм групповой познавательной деятельности с личностным подходом в обучении. Это может выражаться в различных вариациях групповых занятий, в сочетании групповых и индивидуальных форм, а также включение элементов самостоятельной познавательной деятельности в групповые формы обучения. Анализ показал, что существующие в образовательных организациях ДПО МВД России традиционные технологии обучения не учитывают особенности личностных характеристик обучаемых, специфику профессиональной деятельности сотрудников полиции, динамику развития психических функций слушателей различного возраста.

Проблемы качества профессионального обучения сотрудников ОВД РФ наиболее остро проявляются в том, что выпускники (по отзывам руководителей комплектующих органов) не в полной мере готовы к выполнению служебных задач. Нередко обнаруживая неплохие теоретические знания, они не могут применить эти знания на практике.

Поэтому возникла необходимость поиска новых идей и средств с целью оптимизации процесса профессионального обучения сотрудников ОВД РФ в системе ДПО МВД России, как необходимого условия их повышения уровня профессионализма.

Один из путей оптимизации профессионального обучения сотрудников ОВД РФ, это внедрение инновационных педагогических технологий в процесс обучения в системе ДПО МВД России.

В основу технологии инновационного обучения сотрудников ОВД РФ в ДПО МВД России, может быть положена методология опережающего обучения, направленная на ускоренное приобретение знаний, умений, навыков и формирования профессиональных компетенций. Опережающее обучение обладает способностью быстрого реагирования на возникающие изменения и новые требования, предъявляемые к сотрудникам ОВД РФ, позволяет сократить время прохождения учебных дисциплин, за счет интенсификации обучения. Это возможно за счет укрупнения учебного дня, т.е. количество изучаемых предметов сокращается до од-ного—двух. Опережающее обучение содействует формированию таких качеств у сотрудников ОВД РФ, которые являются фундаментом профессиональных компетенций: способность проанализировать ситуацию и выбирать оптимальный вариант решения, быстрота принятия решения, ответственность за принятое решение, решительность. Для формирования профессиональных компетенций у сотрудников ОВД РФ в учебном процессе ДПО МВД России целесообразно применять основанные на методах опережающего обучения технологии моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности.

Специфика такого обучения состоит в том, что в учебном процессе моделируются условия оперативно-служебной деятельности сотрудника. Так, например, при применении метода анализа конкретной ситуации задается ситуация служебной

деятельности, которая имела положительные или отрицательные последствия. На таких занятиях обучающиеся анализируют уже свершившееся действие. На практических занятиях при моделировании условий служебной деятельности основной акцент делается на тактику действий сотрудников в той или иной ситуации, которая в самом общем понимании представляет собой совокупность методов и приемов, применяемых для достижения намеченной цели. Такие занятия позволяют обучающимся приобрести умения и навыки выполнения наиболее оптимальных алгоритмов тактических действий применительно к конкретной ситуации служебной деятельности.

К основным особенностям проведения практических занятий средствами опережающего обучения можно отнести:

• наличие важной проблемы, требующей моделирования будущей служебной деятельности;

• наличие общей цели для всей учебной группы и вместе с тем возможностью для каждого обучающегося, выполнять функции определенного должностного лица, своими решениями и действиями влиять на достижение конечного результата;

• наличие информационной неопределенности (отсутствие априорной информации), проблемных ситуаций;

• наличие развитой системы поощрения, которая реализует следующие основные функции: побуждает каждого обучающегося действовать во времени и темпе, присущим характеру действий группы; подчиняет, при необходимости, интересы того или иного участника; обеспечивает объективную оценку личного вклада каждого участника в достижение общей цели.

Одним из основных условий оптимизации учебного процесса является совместная деятельность преподавателя и слушателей, которая осуществляется с помощью инновационных педагогических технологий средствами опережающего обучения. Внедрение педагогических технологий средствами опережающего обучения в учебный процесс, делает его более эффективным и позволяет в короткие сроки обучения сформировать профессиональные компетенции, необходимые для самостоятельного осуществления служебной деятельности.

Оптимизация обучения сотрудников ОВД РФ в образовательных организациях ДПО МВД России напрямую связано, с материально-техническим обеспечением, поэтому важным условием является наличие специально оборудованных аудиторий для проведения занятий различных форм и видов, а также полигонной базы.

Практические занятия на учебном полигоне основанные на применении метода опережающего обучения с моделированием ситуаций служебной деятельности позволяют подготовить сотрудника к самостоятельной оперативно-служебной деятельности, который способен не только воспроизводить «готовые решения» в своей служебной деятельности, но способного самостоятельно решать нестандартные профессиональные задачи.

Можно выделить следующие основные характеристики опережающего обучения: целостность и укрупнение учебного процесса при значительной степени обобщенности, нелинейность и одновременность подачи, многократное обращение к изучаемому, прогноз и готовность восприятия нового, выигрыш времени. Дидактические возможные пути: образно-ассоциативные отображения в виде алгоритмов, что позволяет организовывать многократное обращение обучающихся к учебному материалу. Алгоритм — точное предписание о выполнении в определенном порядке некоторой системы операций, ведущих к решению всех задач данного типа; междисциплинарных связей обратного действия, означающего возможность ознакомления обучающихся с учебным материалом последующей темы в процесс усвоения предшествующего элемента; погружения в учебный материал, путем взаимодействия разновозрастного коллектива обучающихся между собой. При подготовке к погружениям размножаются раздаточные материалы, готовится презентация. Для каждого занятия подбираются задания, правильность выполнения которых контролируется преподавателем и обучающимися.

Инновационные технологии опережающего обучения в условиях образовательной среды позволят обучающимся:

• самостоятельно осваивать в интерактивном режиме имеющиеся учебно-методические материалы, проходить тестирование;

• на современной основе реализовывать отдельные элементы профессионального обучения, ориентированного на личностные запросы обучающихся, строить индивидуальную траекторию профессиональной переподготовки и повышения квалификации, а затем и непрерывного самообразования на протяжении всей жизни;

• взаимодействовать с другими обучающимися учебной группы.

В технологии опережающего обучения сотрудников ОВД РФ в ДПО МВД России образовательная среда должна отвечать следующим основным требованиям:

• переход от интерпретации готового знания к развитию мышления, направленного на прирост интеллекта обучающихся;

• наличие квалифицированных преподавателей, которые владеют новейшими системами профессиональных знаний в данном направлении, инновационными образовательными технологиями;

• развитие технологий сотрудничества и сотворчества в учебном процессе, выполнение коллективных практических заданий;

• участие в процессе сотрудничества и сотворчества практических работников, которые владеют большим опытом служебной деятельности;

• практическое использование информационных технологий в процессе получения знаний и формирования профессиональных компетенций;

• наличие обновляющейся базы знаний и технологий ее формирования.

Эти требования актуализируют обязательность наполнения образовательной среды комплексом учебно-методического материала, разработанного коллективами преподавателей с учетом мнений практических работников и обучающихся в процессе совместной образовательной деятельности.

Для оптимизации обучения сотрудников ОВД РФ в системе ДПО МВД России необходимо:

• построение учебного процесса на основе опережающего обучения;

• наличие полигонной базы;

• материально-техническое оснащение учебного процесса;

• повышение квалификации преподавательского состава;

• постоянная связь с комплектующими органами. Применение технологии опережающего обучения в учебном процессе ДПО МВД России позволит:

• эффективней формировать профессиональные компетенции обучающихся;

• активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить мотивационную составляющую учебного процесса. Следовательно, обучение сотрудников ОВД РФ в ДПО МВД России с точки зрения дидактики, будет более эффективной, чем технология, ориентированная на традиционные формы, методы и средства реализации учебного процесса.

Именно опережающее обучение сотрудников ОВД РФ должно стать обоснованным ответом образовательной системы ДПО МВД России на социальный заказ государства и общества. Опережающее обучение в системе ДПО МВД России — это специально организованный процесс взаимодействия преподавателя и обучающегося по ускоренному приобретению знаний, умений, навыков, формированию профессиональных компетенций и способностей к быстрой адаптации меняющихся условий оперативно-служебной деятельности.

Таким образом, использование в учебном процессе образовательных организаций ДПО МВД России технологии опережающего обучения, будет способствовать оптимизации обучения сотрудников ОВД РФ, которые будут быстрее адаптироваться к новым, стремительно изменяющимся условиям оперативно-служебной деятельности.

Литература

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 (ред. от 29.07.2017) «Об образовании в Российской Федерации».

2. Приказ МВД России от 31 марта 2015 г. № 385 «Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 июля 2013 г. № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».

4. Артюхина А.И., Чумаков В.И. Опережающее обучение в освоении новых образовательных технологий преподавателями высшей школы // Научно-методический электронный журнал Концепт. 2015. Т. 13.

5. Гафурова Н.В., Осипова С.И. Идеи и проблемы опережающего образования // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 4.

6. Головащенко В.В. Использование концепции опережающего образования в профессиональной подготовке студента колледжа // Наука и современность. 2016. № 49.

7. Дикарев В.Г., Григорьев В.Н. Современные формы организации обучения в системе дополнительного образования в рамках повышения квалификации сотрудников правоохранительных органов // Полицейская деятельность. 2013. № 1.

8. Елисеева Е.В., Красоткина И.Н., Щер-ба И.И., Шкитырь О.Н., Шадоба Е.М. Подготовка креативных специалистов в вузе на основе внедрения системы опережающего образования // Про-

блемы современного педагогического образования. 2016. № 51-5.

9. Закатов В.В. Профессиональное обучение сотрудников территориальных органов МВД России: история, современность, перспективы развития: монография. Академия управления МВД России, 2015.

10. Иванова С.И. Практико-ориентированное обучение в системе дополнительного профессионального образования образовательных учреждений МВД России (на примере Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2014. Т. 26.

11. Щербаков В.С. Опережающее профессиональное образование как фундаментальный концепт образовательной реформы // Материалы региональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы реформирования среднего профессионального образования» (17—18 апреля 2014 г.) КСК. 2014.

Социология жизни: Монография / Ж.Т. Тощенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016. 399 с. (Серия «Magister»),

Ж.Т, Тощенко

СОЦИОЛОГИЯ

жизни

Обосновывается возможность анализа общественных явлений и процессов с позиций новой теоретической концепции — социологии жизни. В ее основе лежит представление о жизненном мире, образуемом триединством таких индикаторов, как реально функционирующее общественное сознание, действительное поведение людей, которые реализуются в условиях макро-, мезо- и микромира.

Анализируются генезис идей социологии жизни, ее объект и предмет, понятийный аппарат, структура и уровни социологического знания. Особое внимание уделяется ранее практически не используемому в социологии понятию «смысл жизни», которое позволяет глубже проникнуть в жизненный мир людей, точнее описать и интерпретировать анализируемые социальные проблемы для получения надежной достоверной и ориентированной на практику информации. На этой основе дается описание многообразия жизненного мира, его позитивных и негативных характеристик.

Для исследователей социально-экономических, социально-политических и социально-духовных проблем, преподавателей общественных дисциплин, аспирантов и студентов, для всех интересующихся социальными проблемами развития общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.