УДК 351.741
В.А. Торопов*, Н.Н. Силкин**, А.И. Ушенин***, А.Ф. Кузнецов****
Обучение сотрудников органов внутренних дел профессиональной подготовке в ходе оперативно-служебной деятельности
В данной статье рассмотрена структура оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД в свете требований Приказа МВД от 29 июня 2009 г. № 490 «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
Ключевые слова: профессиональная подготовка, оперативно-служебная деятельность, служебно-боевая подготовка, служебная подготовка, боевая подготовка, физическая подготовка, морально-психологическая подготовка.
V.A. Toropov*, N.N. Silkin**, A.I.Ushenin***, A.F. Kuznetsov****. Training of employees of Law-enforcement bodies to vocational training in a course operatively-office activity. In given article the structure of operatively-office activity of employees in the light of requirements of the Order of the Ministry of Internal Affairs from 29.06.2009 year's № 490 «About the Manual statement on the organization of vocational training of employees of Law-enforcement bodies of the Russian Federation» is considered.
Keywords: vocational training, operatively-office activity, office preparation, combat training, physical preparation, moral and psychological preparation.
Происходящие в обществе кризисные явления привели к усилению преступности, осложнению криминогенной обстановки в нашей стране.
Решение задач активизации борьбы с этим явлением, а также надежной охраны государства, правопорядка и личной собственности российских граждан, во многом зависит от профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел.
В этих условиях для охраны правопорядка и эффективного пресечения различных правонарушений большое значение приобретает решительное и умелое профессиональное совершенствование сотрудников ОВД.
В приказах и директивах министра внутренних дел отмечается, что значительной части сотрудников при выполнении оперативно-служебных задач по-прежнему недостает профессионализма. Дидактические разработки, предназначенные для совершенствования технологии обучения курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России в новых социально-экономических условиях, пока еще не в полной мере отвечают требованиям подготовки сотрудников ОВД к действиям в условиях повышенной криминогенной обстановки и чаще всего направлены на решение узких, конкретных задач. Это объясняется тем, что в настоящее время происходит перераспределение учебного времени в сторону его уменьшения на занятия служебной подготовкой; медленно решаются задачи централизованного внесения корректив в организацию и методику обучения служебно-боевой подготовки; снижается материальное обеспечение занятий по боевой и физической подготовке из-за криминализации экономических отношений, дефицит специальной литературы по вопросам организации и методики профессионального совершенствования сотрудников ОВД не в полной мере обеспечивает решение задач по борьбе с преступностью.
* Торопов, Виктор Алексеевич, профессор кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 730-23-09. E-mail: [email protected]
** Силкин, Николай Николаевич, профессор кафедры физической культуры и прикладных единоборств Санкт-Петербургского университета МВД России, доктор педагогических наук, профессор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, пр. Ветеранов, д. 130,
кв. 240. Тел.: 572-84-53.
*** Ушенин, Андрей Иванович, начальник кафедры физической культуры и прикладных единоборств, кандидат педагогических наук, доцент. Санкт-Петербургский университет МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1. Тел.: 730-23-09.
**** Кузнецов, Анатолий Федорович, заместитель начальника кафедры, Омская академия МВД России, кандидат педагогических наук, доцент. Адрес: Россия, 644092, г. Омск, пр. Комарова, 7. Тел.: (3812) 75-01-80 (доб.4-34), мобильный 8-913-966-31-58, e-mail: [email protected].
* Toropov, Victor A., Professor, Department of Physical Education and applied Combative of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph.: 730-23-09.
** Silkin, Nikolay N., Professor, Department of Physical Education and applied Combative of the St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of pedagogical sciences, professor. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St. Petersburg, etc. Veterans, 130-240. Ph.: 572-84-53.
***Ushenin, Andrey I., the chief of chair of physical training and applied single combats, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer. The St.-Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pilyutov-street, 1. Ph.: 730-23-09.
**** Kuznetsov, Anatoly F., the deputy chief of department, Federal public Educational Institution of Higher Vocational Education "The Omsk Academy of the Ministry of the Internal Affairs of the Russian Federation", candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, colonel of militia. The address (post office): Russia, 644092, Omsk, Komarov str., 7. Phone office: (3812) 75-01-80 (4-34), mobile: 8-913-96631-58, e-mail: [email protected]. .
Статья поступила в редакцию 24 мая 2010 года.
Следовательно, современные средства организации профессионального совершенствования в недостаточной мере способствуют решению поставленных задач, а существующие объективные причины снижения служебной подготовленности сотрудников ОВД требуют таких новых подходов к организации учебного процесса, чтобы в условиях дефицита учебного времени и материального обеспечения можно было значительно повысить уровень их профессиональной подготовленности.
В словаре русского языка С.И. Ожегова слово «профессиональный» обозначает «относящийся к какой-нибудь профессии, связанный с постоянной работой в какой-либо области»1. Значит, для профессионального сотрудника служба в ОВД является основной профессией и родом деятельности. Из этого следует определение: профессиональный сотрудник ОВД — это человек, в совершенстве владеющий необходимыми знаниями, умениями, двигательными и прикладными навыками, имеющий высокийуровень физической, психологической подготовленности в совершенстве владеющий боевой техникой, оружием, спецсредствами и умело применяющий их в учебно-боевой и оперативно-служебной деятельности.
В целях совершенствования профессиональной подготовленности сотрудников органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач по охране правопорядка и борьбе с преступностью министр внутренних дел издал Приказ № 490 от 29 июня 2009 г. «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации», в котором определил2: считать профессиональную подготовку сотрудников органов внутренних дел одним из приоритетных направлений оперативно-служебной деятельности; обеспечить практическую направленность служебно-боевой подготовки и неукоснительное выполнение программ обучения в процессе служебной деятельности. Содержание служебно-боевой подготовки увязывать с актуальными направлениями борьбы с преступностью и оперативной обстановкой в регионе; создать в органах внутренних дел условия, способствующие повышению уровня профессионального мастерства сотрудников органов внутренних дел; совершенствовать и укреплять учебно-материальную базу профессиональной подготовки органов внутренних дел; переработать действующие примерные программы специального профессионального обучения; начальникам образовательных и научно-исследовательских учреждений системы МВД России оказывать содействие органам внутренних дел в совершенствовании служебно-боевой подготовки посредством предоставления имеющейся учебно-материальной базы, проведения занятий профессорско-преподавательским составом, разработки и издания учебных пособий, методической подготовки руководителей занятий.
Реформа профессионального образования сотрудников ОВД потребовала использования различных педагогических технологий, позволяющих эффективно реализовывать интеллектуальный и физический потенциал обучающихся, осуществлять подготовку в соответствии с современными требованиями общества. «Активнее использовать в этом возможности научных образовательных учреждений МВД России, представителей науки, общественных организаций, ветеранского движения» (Р.Г. Нургалиев, 2005 г.)3.
В настоящее время Министерством внутренних дел Российской Федерации активно проводится работа по улучшению качества служебно-боевой подготовки и укреплению здоровья рядового и начальствующего состава сотрудников органов внутренних дел. В этих целях совершенствуется нормативная правовая база и научно-методическое обеспечение боевой и физической подготовки, осуществляется переподготовка и повышение квалификации специалистов, регулярно проводятся чемпионаты МВД России по служебно-прикладным видам спорта. В то же время характерными недостатками в организации служебно-боевой подготовки в органах внутренних дел являются: нерегулярное посещение занятий сотрудниками, невыполнение учебной программы, нарушение взаимосвязи между обучением и практической деятельностью, а также отсутствие должного контроля за обучением со стороны руководителей.
Особую озабоченность вызывает состояние учебно-материальной базы для занятий боевой и физической подготовкой. Нередко из-за ее отсутствия сотрудники ОВД лишены возможности проводить регулярные стрельбы из ПМ и АК, заниматься физическими упражнениями по месту службы, не могут улучшать свою физическую подготовленность и укреплять здоровье, отрабатывать навыки самозащиты и личной безопасности. В этой связи многие сотрудники имеют избыточный вес, вредные привычки, ведут малоподвижный образ жизни, что отрицательно сказывается на выполнении ими служебных обязанностей и ведет к увеличению потерь служебного времени, связанного с утратой трудоспособности по состоянию здоровья, физическому, моральному и психологическому переутомлению.
Анализ результатов оперативно-служебной деятельности, чрезвычайные происшествия, связанные с гибелью и ранениями сотрудников ОВД, свидетельствуют о том, что служебно-боевая подготовка рядового и начальствующего состава органов внутренних дел еще не отвечает предъявляемым требованиям. В законодательных, нормативных правовых актах и литературных источниках нет определений оперативно-служебной деятельности, служебно-боевой и профессиональной подготовки. Многие сотрудники не имеют четкого представления о перечисленных терминах и понятиях. В учебнике И.С. Барчукова «Физическая культура и физическая подготовка» в первом параграфе первой главы «Профессиональная подготовка в системе обучения и воспитания сотрудников органов внутренних дел» на двенадцати страницах пятнадцать раз употребляется понятие «оперативно-служебная деятельность» и восемнадцать раз — «служебно-боевая подготовка», а что это такое, из изложенного материала понять нельзя.
Вот почему мы сделали попытку дать определение перечисленным понятиям и схематично показать профессиональную подготовку сотрудников ОВД для создания правильного представления содержания пятой главы «Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности» Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Следует напомнить, что в «Словаре русского языка» С.И. Ожегова «термин» — это «слово, являющееся названием определенного понятия какой-нибудь специальной области науки, техники», а «понятие» — «логически оформленная общая мысль о предмете, представление, сведения о чем-нибудь».
Следовательно, специалистам служебно-боевой подготовки следует придерживаться смыслового значения слов «термин», «понятие» и не позволять себе вольностей в терминологии теоретического и практического разделов оперативно-служебной деятельности.
Необходимо отметить, что многие сотрудники не имеют устойчивых навыков силового пресечения противоправных действий и не могут эффективно применять физическую силу, боевые приемы борьбы для защиты законных интересов граждан от общественно опасных посягательств, неумело действуют в экстремальных ситуациях. Нередко при задержании правонарушителей они проявляют беспомощность, оказываются не способными противостоять преступникам и уступают им в единоборствах. Одной из основных причин такого положения дел является низкий уровень подготовленности сотрудников ОВД.
В связи с трагическими событиями в московском метро на станциях «Лубянка» и «Парк Культуры» в своем обращении к гражданам нашей страны президент Российской Федерации Д.А. Медведев отметил: «...мы имеем дело не просто с отдельными акциями устрашения, не с обособленными вылазками террористов, мы имеем дело с прямой интервенцией международного террора против России. С тотальной, жестокой и полномасштабной войной, которая вновь и вновь уносит жизни
4
наших соотечественников» .
Президент потребовал от руководителей силовых структур создания более эффективной системы безопасности, а также действий, которые были бы адекватны уровню и размаху появившихся новых угроз.
В последнее время остро встал вопрос о необходимости подбора таких средств и методов в организации процесса обучения сотрудников ОВД, которые смогли бы обеспечить высокий уровень как служебно-боевой, так и морально-психологической подготовленности в их оперативно-служебной деятельности.
Исходя из этого, в основе оперативно-служебной деятельности сотрудников ОВД должна лежать концепция соответствия, которая заключается в том, что содержание законодательных, нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, а также дидактических материалов должно соответствовать практической деятельности сотрудников ОВД.
Следовательно, под оперативно-служебной деятельностью (ОСД) следует понимать систему мероприятий, направленных на овладение, закрепление, совершенствование и обновление необходимых знаний, умений и навыков сотрудников в процессе их служебно-боевой и повседневной деятельности, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций.
Таким образом, служебно-боевая подготовка — это педагогический процесс, направленный на овладение сотрудниками ОВД необходимыми знаниями наразвитие физических, морально-волевых качеств, формирование умений, двигательных и прикладных навыков, необходимых для успешного решения оперативно-служебных задач в пределах законодательных, нормативно-правовых актов Российской Федерации. Она включает в себя следующие разделы: служебная подготовка, боевая подготовка и физическая подготовка.
На занятиях по служебной подготовке с сотрудниками изучаются:
1. Законодательные нормативные правовые акты РФ, субъектов РФ, МВД России и их реализации в процессе оперативно-служебной деятельности:
— содержание законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, их реализация в оперативно-служебной деятельности органов;
— опыт работы органов внутренних дел Российской Федерации и иностранных государств в борьбе с преступностью и терроризмом, в обеспечении общественного порядка, защите жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, дипломатических представительств и консульств иностранных государств, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств;
— правовые основы оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах, а также при применении сотрудниками мер принуждения;
— вопросы соблюдения законности при проведении специальных операций и режимных мероприятий;
— приемы и способы успешного решения оперативно-служебных задач сотрудниками различных специальностей;
— вопросы необходимой обороны и крайней необходимости, условия и пределы применения физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия на основе моделирования конкретных ситуаций оперативно-служебной деятельности;
— вопросы внедрения и использования в охране общественного порядка информационно-телекоммуникационных технологий, технических средств контроля и управления нарядами;
— опыт взаимодействия со средствами массовой информации в целях успешного решения оперативно-служебных задач;
— современные формы и методы организаторской и управленческой деятельности в органах внутренних дел, в т.ч. технические средства контроля и управления нарядами;
— средства и методы, обеспечивающие эффективное выполнение различных оперативно-служебных задач;
— опыт взаимодеиствия руководителей органов внутренних дел с органами исполнительной власти субъектов РоссиИскоИ Федерации, местного самоуправления и общественностью, средствами массовоИ информации;
— современные средства, методы и формы обучения сотрудников профессиональным знаниям, умениям и навыкам и другие вопросы, связанные с выполнением служебных обязанностей;
—деИствия руководителей и лиц начальствующего состава органов внутренних дел, горраИлинорганов внутренних дел, назначенных для планирования мероприятиИ боевоИ и мобилизационноИ готовности, гражданскоИ обороны и участвующих в проведении мероприятиИ по подготовке к переводу органов внутренних дел на работу в условиях военного времени и по гражданскоИ обороне.
2. Тактика деИствиИ органов внутренних дел и отдельных сотрудников при решении оперативно-служебных задач:
— индивидуальные и коллективные деИствия в составе служебных нарядов и групп боевого порядка (в т.ч. с использованием специальных средств) в типичных ситуациях задержания правонарушителеИ в здании или на местности, остановки и досмотра транспортного средства, проникновения в помещение, пресечения массовых беспорядков и др., а также слаживание деИствиИ сотрудников штатных служебных нарядов и групп;
— приемы личноИ безопасности в типичных и нестандартных ситуациях силового пресечения различных противоправных проявлениИ;
— приемы и способы обеспечения личноИ безопасности при авариях, катастрофах, пожарах, наводнениях и других экстремальных ситуациях;
— вопросы инженерноИ подготовки и основы взрывобезопасности;
— другие вопросы тактики, возникающие в процессе оперативно-служебноИ деятельности;
— методика быстрого и грамотного определения и доведения оперативно-служебных задач до подчиненных, подготовки и проведения командно-штабных, оперативно-тактических учениИ, штабных тренировок и других мероприятиИ;
— порядок управления силами и средствами органов внутренних дел в сложных условиях оперативноИ обстановки с применением современных специальных средств, технических средств связи и автоматизации;
3. Вопросы топографии.
4. Вопросы оказания первоИ доврачебноИ помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, авариях и катастрофах, при ранениях, травмах, отравлениях, утоплении, поражении электрическим током и т.д., само- и взаимопомощи при получении травматических повреждениИ и ранениИ, при несчастных случаях и внезапных заболеваниях.
5. Криминалистическая и специальная техника.
На занятиях по боевоИ подготовке формируются и отрабатываются:
1. Теоретические и практические навыки по огневой подготовке:
— практические навыки обращения с огнестрельным оружием (извлечение оружия из кобуры, приведение его в боевую готовность, производство выстрела, устранение задержек при стрельбе и др.). Практика показывает, что результативность стрельбы в огневых единоборствах обеспечивается не производством прицельного выстрела, а быстрым извлечением, правильнымудержанием иумелым применением оружия. Такого мнения придерживаются как россиИские, так и зарубежные специалисты (В.А. Торопов, А.И. Щипин, В.Г. Колюхов, 1999-2003 гг.; Е.С. Ezzell, E.K. Jeffer, 1994; и др.). Они отмечают, что решающую роль в перестрелке играет не умение вести скоростную стрельбу, а способность быстро открыть огонь. То есть навык своевременного и быстрого извлечения оружия из кобуры позволяет обороняющемуся перехватить инициативу в огневом единоборстве и произвести первым выстрел, а это шанс остаться в живых5 ;
— приемы стрельбы с прицеливанием по неподвижным и движущимся целям в условиях ограничения времени на стрельбу;
— стрельба без прицеливания из различных изготовок, в т.ч. с переносом огня по нескольким целям. Умение вести стрельбу из различных положений способствует эффективному решению поставленных задач в огневых единоборствах с преступниками. При такоИ стрельбе можно использовать обычные хваты правоИ и левоИ рукоИ, двумя руками, сидя, с колена, лежа, из-за укрытия и т.п. (В.А. Воропаев, 1987; Суадес Габриель, 1995; В.А. Торопов, 2009 г., А.Н. Шикин, 2001; Ю.П. Янин, 1997; E.K. Jeffer, 1985 и др.)6;
— приемы и способы пресечения противоправных деИствиИ с помощью табельного огнестрельного оружия, тактика применения и использования оружия в оперативно-служебноИ деятельности (принятие решения на открытие огня, выбор цели для поражения, стрельба в различных условиях и другое). В скоростной стрельбе важное значение имеет чувство времени (скорости, темпа), которое вырабатывается одновременно с подъемом руки, нажатием на спусковоИ крючок и прицеливанием. При переходе к стрельбе в заданныИ отрезок времени обучающиИся становится перед проблемоИ перестроИки ранее выбранного темпа, что с физиологическоИ точки зрения представляет собоИ сложныИ и трудоемкиИ процесс. В основном увеличение скорости стрельбы требует коррекции всего механизма двигательных деИствиИ, в особенности подъема руки и производства выстрела.
Одним из вариантов скоростноИ стрельбы из пистолета является стрельба по внезапно появляющимся мишеням, одна из которых имитирует стрельбу, что моделирует огневое единоборство
7
в реальных условиях ;
— меры безопасности при обращении с оружием, его материальная часть, условия выполнения упражнениИ, деИствия сотрудников после применения (использования) огнестрельного оружия, вопросы
профилактики случаев гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел, связанных с неумелым обращением с огнестрельным оружием;
— нормативы и другие вопросы огневой подготовки, возникающие в процессе оперативно-служебной деятельности.
Проводятся стрельбы из боевого ручного стрелкового оружия. Лица, не прошедшие специальную профессиональную подготовку, а также не получившие необходимых знаний, умений и навыков и не усвоившие мер безопасности при обращении с оружием, не изучившие условий выполнения упражнений, к практическим стрельбам из боевого оружия не допускаются.
2. Изучаются тактико-технические характеристики, правила пользования и приемы эксплуатации специальных средств, имеющихся в органах внутренних дел (средства индивидуальной бронезащиты, активной обороны, обеспечения специальных операций, индивидуальной защиты органов дыхания и кожи).
3. Изучаются требования строевого устава, регламентирующие строевую подготовку, правила ношения установленной формы одежды и предметов снаряжения сотрудника, а также отрабатываются строевые приемы и проводятся строевые смотры в целях выработки у сотрудников:
— образцового внешнего вида, подтянутости;
— строевой обученности и слаженности совместных действий;
— умения быстро и четко выполнять распоряжения начальников, развития чувства ответственности за точное выполнение команд и т.д.
4. Формируется готовность сотрудников к действиям в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и осуществляется в целях:
— совершенствования знаний сотрудников о поражающих факторах ядерного, химического и биологического оружия, последствиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, приемах и способах защиты от них;
— формирования практических навыков действия сотрудников по оповещению и сбору, применения средств индивидуальной защиты, укрытия в защитных сооружениях гражданской обороны, использования защитных свойств техники, зданий, сооружений и местности;
— подготовки к проведению аварийно-спасательных работ на объектах органов внутренних
дел;
— формирования практических умений организации и проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятий, направленных на поддержание общественного порядка в городах, др. населенных пунктах, на маршрутах эвакуации населения, обеспечения охраны материальных и культурных ценностей;
— изучения др. вопросов, связанных с обеспечением мероприятий по гражданской обороне.
Подготовка по гражданской обороне сотрудников организуется согласно Положению об
организации обучения населения в области гражданской обороны и организационным указаниям по подготовке органов внутренних дел Российской Федерации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, издаваемым в установленном порядке управлением организации мобилизационной подготовки ДКО МВД России.
На занятиях по физической подготовке развиваются, формируются и отрабатываются:
— физические качества, двигательные навыки, необходимые в повседневной деятельности и при возникновении чрезвычайных ситуаций;
— развитие быстроты, взрывной и абсолютной силы, обеспечивающих преследование, превосходство в силовом противодействии, сдерживании или вытеснении толпы;
— подготовка к преследованию правонарушителей и длительному ускоренному передвижению на местности, в т.ч. с преодолением водных преград, естественных и искусственных препятствий;
— готовность сотрудников к действиям в экстремальных ситуациях, пресечения противоправных действий, а также поиска, преследования и задержания активно сопротивляющегося правонарушителя;
— подготовка к силовому пресечению противоправных действий с использованием специальных средств, табельного оружия, боевых приемов борьбы;
— овладение системой практических умений и навыков самозащиты и личной безопасности в типичных и экстремальных ситуациях служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел;
— практические навыки применения боевых приемов борьбы (в т.ч. в средствах индивидуальной бронезащиты, летней и зимней форме одежды, на фоне физической и психической нагрузок) в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям силового единоборства с правонарушителями.
Морально-психологическая подготовка — это педагогический процесс, направленный на формированиеу сотрудников ОВД психологической готовности к выполнению оперативно-служебных задач, личной убежденности в приоритете защиты прав и свобод человека и гражданина, моральной установки на верность Конституции Российской Федерации, законам Российской Федерации и Присяге сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
Основными задачами морально-психологической подготовки являются:
— формирование у сотрудников органов внутренних дел специальных морально-психологических, гражданских, нравственных, духовных и иных профессионально значимых качеств личности, обусловленных потребностями и особенностями оперативно-служебной деятельности, включая смелость, решительность, эмоционально-волевую устойчивость, мотивационную готовность к безусловному и качественному выполнению оперативно-служебных задач, надежность и
управляемость в любых условиях обстановки, моральное превосходство над правонарушителями, уверенность в себе и своих товарищах;
— развитие у сотрудников представлений о гражданском и профессиональном долге, чести и достоинстве, нравственных ценностях и принципах службы в органах внутренних дел;
— совершенствование психолого-педагогической и коммуникативной компетентности, повышение общей и правовой культуры руководителей и сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел;
— воспитание у личного состава ответственного отношения к выполнению должностных и специальных обязанностей и повышению уровня профессионализма;
— подготовка сотрудников, способных успешно решать оперативно-служебные задачи при строгом соблюдении служебной дисциплины и законности, норм профессиональной этики, обеспечении гарантий защиты прав человека и гражданина;
— обучение сотрудников навыкам поведения и общения, основанным на соблюдении профессионально-этических норм, применения способов регуляции своего психического состояния в различных условиях обстановки;
— формирование у сотрудников исторических, педагогических, психологических, правовых и культурологических знаний, необходимых для качественного выполнения оперативно-служебных задач.
В заключение необходимо подчеркнуть, что в этой статье подробно было рассмотрено содержание гл. 5 Наставления «Обучение в процессе оперативно-служебной деятельности», дано определение «оперативно-служебной деятельности», «служебно-боевой подготовке», «профессиональному сотруднику ОВД», «морально-психологической подготовке». Детально разобрана структура оперативно-служебной деятельности в рамках требований Приказа МВД от 29 июня 2009 г. № 490 и Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Считаем, что этот материал поможет в доступной форме изучить для дальнейшего применения Приказ МВД от 29 июня 2009 г. № 490 и Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации.
Список литературы1
1. Барчуков, В. Я. Физическая культура и физическая подготовка : учебник. — М.: ЮНИТИ— ДАНА, 2009. — 431 с.
2. Кудин, В. Л., Торопов, В. Л., Сиякин, Н. Н., Ушенин, Л. И. Физическая подготовка : учебник. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2010. — 284 с.
3. Наставление по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Приложение к приказу МВД России № 490 от 29 июня 2009 г.
4. Приказ МВД России № 490 от 29 июня 2009 г. «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации».
5. Сиякин, Н. Н. Теория и практика оптимизации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел к служебной деятельности в условиях повышенного риска : монография / под общ. ред. В.И. Хальзова. — СПб. : Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. — 283 с.
Literature
1. Barchykov, I. Л". Physical training and physical preparation : the textbook. — Moscow, 2009. — 431 p.
2. Kudin, V. A., Toropov, V. A., Silkin, N. N, Ushenin, A. I. Physical preparation : the textbook. — Sankt-Petersburg: Sankt-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010. — 284 p.
3. Manuals on the organization of vocational training of employees of bodies Internal affairs of the Russian Federation. The appendix to the order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 490 from 29 June, 2009.
4. The order of the Ministry of Internal Affairs of Russia № 490 from June, 29-th, 2009 «About the Manual statement on The organizations of vocational training of employees of law-enforcement bodies The Russian Federation».
5. Silkin, N. N. ^e Theory and practice of optimization of vocational training Employees of Law-enforcement bodies to office activity in conditions the raised risk : the monograph / Un. V.I. Halzov. — Sankt-Petersburg: Sankt-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2001. — 283 p.
1 Словарь русского языка С.И. Ожегова. — М., 1992 г. С. 574.
2 Приказ МВД России № 490 от 29 июня 2009 г. «Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»
3 Обращение Министра внутренних дел Российской Федерации к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск МВД РФ № 1/5758 от 23.08. 2005 г.
4 Медведев Д.А.. www.vesti24.ru
5 Торопов В.А.. Огневая подготовка: учебник / 3-е изд., испр. и доп .- Волгоград: ВА МВД России, 2009. Стр.386
6 См. там же. Стр.353-371
7 См. там же. Стр.347-349