Научная статья на тему 'Ситуационный метод как способ реализации практико-ориентированного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД'

Ситуационный метод как способ реализации практико-ориентированного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / СОТРУДНИКИ ОВД / POLICE OFFICERS / СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД / SITUATIONAL METHOD / ТИПОВЫЕ СИТУАЦИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TYPICAL SITUATIONS OF OFFICIAL ACTIVITY / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / ПРОГРЕССИРУЮЩИЕ УРОВНИ СЛОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ / PROGRESSIVE LEVELS OF DIFFICULTY DEVELOPING SKILLS / БОЕВЫЕ ПРИЕМЫ БОРЬБЫ / FIGHTING TECHNIQUES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Троян Евгений Иванович, Богданова Вера Александровна, Насонов Владимир Владимирович

Исследование проводилось с целью выявления возможности и условий использования ситуационного метода для реализации практико-ориентированного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД. Для достижения цели были решены следующие задачи исследования: обобщены данные научной литературы; учебно-методических пособий; нормативно-правовой базы; педагогического опыта сотрудников, осуществляющих физическую подготовку сотрудников ОВД и практического опыта применения физической силы сотрудниками ОВД; определены критерии эффективности решения задач типовых ситуаций служебной деятельности; разработаны прогрессирующие уровни сложности формирования у сотрудников ОВД профессионально-прикладных навыков боевых приемов борьбы; разработаны практические комплексные занятия, универсальные для большинства служб и категорий обучения. Для достижения цели и решения задач были использованы следующие методы научного исследования: анализ и обобщение научных и учебно-методических источников по теме исследования; моделирование ситуаций служебной деятельности; педагогический эксперимент; тестирование; метод экспертной оценки. В исследовании участвовали слушатели, проходящие обучение в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России. В результате исследования выявлена эффективность использования ситуационного метода в физической подготовке сотрудников ОВД. Представители экспериментальной группы продемонстрировали более высокий уровень сформированности навыков применения боевых приемов борьбы в типовых ситуациях служебной деятельности, что подтверждает гипотезу исследования. Установлено так же, что для эффективного использования ситуационного метода в комплексных занятиях должны учитываться специально разработанные прогрессирующие уровни сложности формирования профессионально-прикладных навыков боевых приемов борьбы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Троян Евгений Иванович, Богданова Вера Александровна, Насонов Владимир Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SITUATION METHOD AS A WAY OF REALIZATION PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN PHYSICAL TRAINING OF POLICE

The research was conducted in order to identify opportunities and conditions for the use of situational method for implementing practice-oriented approach to physical training of police officers. The following research problems were solved to achieve the goal: summarizes the scientific literature; teaching tools; the regulatory framework; teaching experience of staff engaged in the physical training of the police and practical experience in the application of physical force by police; defined performance criteria solving typical office situations; developed progressive levels of difficulty in the formation of the police combat skills techniques; developed by practical universal comprehensive training for police training. The following methods of research were used to achieve the goals and objectives of the analysis and generalization of scientific and educational sources on the subject of research; simulations service activity; pedagogical experiment; testing; expert evaluation method. The study included students, who are enrolled in the program of professional training of the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. The study revealed the effectiveness of the use of situational method in physical training of police officers. Students of the experimental group showed a higher level of formation of practical skills of application of fighting techniques in typical situations service activity that confirms the hypothesis of of the study. To make effective use of the situational method in complex employment should be considered specially designed progressive levels of difficulty forming fighting techniques skills.

Текст научной работы на тему «Ситуационный метод как способ реализации практико-ориентированного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД»

педагогические науки

Троян Евгений Иванович, Богданова Вера Александровна, Насонов Владимир Владимирович СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ...

УДК 37.037: 796.052.244

СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОВД

© 2016

Троян Евгений Иванович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физической подготовки

сотрудников органов внутренних дел Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, Тюмень (Россия) Богданова Вера Александровна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления физической культуры и спортом Тюменский государственный университет, Тюмень (Россия) Насонов Владимир Владимирович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления физической культуры и спортом Тюменский государственный университет, Тюмень, (Россия)

Аннотация. Исследование проводилось с целью выявления возможности и условий использования ситуационного метода для реализации практико-ориентированного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД. Для достижения цели были решены следующие задачи исследования: обобщены данные научной литературы; учебно-методических пособий; нормативно-правовой базы; педагогического опыта сотрудников, осуществляющих физическую подготовку сотрудников ОВД и практического опыта применения физической силы сотрудниками ОВД; определены критерии эффективности решения задач типовых ситуаций служебной деятельности; разработаны прогрессирующие уровни сложности формирования у сотрудников ОВД профессионально-прикладных навыков боевых приемов борьбы; разработаны практические комплексные занятия, универсальные для большинства служб и категорий обучения. Для достижения цели и решения задач были использованы следующие методы научного исследования: анализ и обобщение научных и учебно-методических источников по теме исследования; моделирование ситуаций служебной деятельности; педагогический эксперимент; тестирование; метод экспертной оценки. В исследовании участвовали слушатели, проходящие обучение в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России. В результате исследования выявлена эффективность использования ситуационного метода в физической подготовке сотрудников ОВД. Представители экспериментальной группы продемонстрировали более высокий уровень сформированности навыков применения боевых приемов борьбы в типовых ситуациях служебной деятельности, что подтверждает гипотезу исследования. Установлено так же, что для эффективного использования ситуационного метода в комплексных занятиях должны учитываться специально разработанные прогрессирующие уровни сложности формирования профессионально-прикладных навыков боевых приемов борьбы.

Ключевые слова: физическая подготовка, сотрудники ОВД, ситуационный метод, типовые ситуации служебной деятельности, практико-ориентированное обучение, прогрессирующие уровни сложности формирования навыков, боевые приемы борьбы.

SITUATION METHOD AS A WAY OF REALIZATION PRACTICE-ORIENTED APPROACH

IN PHYSICAL TRAINING OF POLICE

© 2016

Troyan Evgeny Ivanovic, candidate of pedagogical sciences, assistant professor of physical training

of internal affairs officers

Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, Tyumen (Russia) Bogdanova Vera Alexandrovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor

of the department of management the physical culture and sports Nasonov Vladimir Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the department of management the physical culture and sports Tyumen State University, Tyumen (Russia)

Abstract. The research was conducted in order to identify opportunities and conditions for the use of situational method for implementing practice-oriented approach to physical training of police officers. The following research problems were solved to achieve the goal: summarizes the scientific literature; teaching tools; the regulatory framework; teaching experience of staff engaged in the physical training of the police and practical experience in the application of physical force by police; defined performance criteria solving typical office situations; developed progressive levels of difficulty in the formation of the police combat skills techniques; developed by practical universal comprehensive training for police training. The following methods of research were used to achieve the goals and objectives of the analysis and generalization of scientific and educational sources on the subject of research; simulations service activity; pedagogical experiment; testing; expert evaluation method. The study included students, who are enrolled in the program of professional training of the Tyumen Advanced Training Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation. The study revealed the effectiveness of the use of situational method in physical training of police officers. Students of the experimental group showed a higher level of formation of practical skills of application of fighting techniques in typical situations service activity that confirms the hypothesis of of the study. To make effective use of the situational method in complex employment should be considered specially designed progressive levels of difficulty forming fighting techniques skills.

Keywords: physical training, police officers, situational method, practice-oriented training, typical situations of official activity, progressive levels of difficulty developing skills, fighting techniques.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Деятельность сотрудников органов внутренних дел часто сопряжена с риском для их жизни и здоровья и требует от него высокого уровня физической подготовленности, а так же надежных навыков приемов самообороны и задержания правонарушителя. Физическая подготовка сотрудника ОВД осуществляется в процессе освоения программ профессионального обучения в образовательных организациях системы МВД России, а так же в процессе непрерывной профессиональной слу-

жебной и физической подготовки в территориальных органах внутренних дел. Традиционно обучение боевым приемам борьбы осуществляется через освоение обычно не связанных друг с другом тем учебной программы. Например, приемы освобождения от захватов изучаются в соответствующей теме, и после ее прохождения, ни как не задействованы в других темах, таких как «Удары и защита от ударов», «Защита от ударов ножом, тяжелым предметом». В тоже время, анализ практики применения физической силы, боевых приемов борьбы сотрудниками ОВД показал, что в критической ситуации

Троян Евгений Иванович, Богданова Вера Александровна, Насонов Владимир Владимирович педагогические

СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ... науки

от сотрудника требуется навык владения комплексными действиями защиты от ударов, освобождения от захватов, задержания правонарушителя. В связи с чем, возникла необходимость в поиске эффективных способов практико-ориентированного обучения сотрудников ОВД комплексному применению физической силы. Практико-ориентированный подход к физической подготовке сотрудников ОВД способствует формированию профессиональных компетенций практической реализации полученных знаний, умений и навыков.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Исследование отечественного и зарубежного опыта профессионального образования дает возможность выявить эффективные способы практической реализации практико-ориентиро-ванного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД. Развитие профессионального образования в странах ЕЭС направлено на подготовку представителей подрастающего поколения к будущей профессиональной деятельности. Так в Германии подготовка квалифицированных рабочих и специалистов осуществляется на базе специализированной гимназии или на базе предприятия. Проблемно-ориентированное обучение активно развивалось с середины прошлого века так же в университетах Мак-Мастера (Канада) и Ньюкасла (Австралия) [1, с. 56].

В Российском образовании сама идея практико-ори-ентированного обучения в профессиональном образовании рассматривается в контексте формирования у обучаемых профессионально-значимых компетенций [2, 3]. Одним из основных факторов, определяющим практи-ко-ориентированную направленность обучения является использование активных и интерактивных методов обучения и их сочетание в модификациях проектного обучения [4, с. 25; 5, с. 119]. Некоторые исследователи (Ю. Н. Ветров [6], С. Г. Копьева [7], В.А. Скворцов [8]) предлагают формировать профессиональный опыт учащихся в процессе прохождения производственной практики. Другие авторы (Т. А. Дмитриенко [9], Е. И. Мещерякова [10], Л.И. Мартынова [11]) предлагают активно разрабатывать профессионально-ориентированные технологии обучения. Ряд авторов (Е. К. Климова [12], Т. А. Наумова [13]) исследует возможность разработки информационно-коммуникационных технологий для формирования профессиональных компетенций применения полученных знаний и умений на практике. В практико-ориентированной системе подготовки педагогических кадров используется тренинг межкультурного взаимодействия, включающий различные психологические игры [14, с. 9]. Исследователи: В.Л. Кубышко, Л. Н. Костина, Н. М. Кузнецова, Р.А. Аджимуллаева указывают на необходимость использования активных методов обучения, в частности, использовать проблемные ситуации для реализации практико-ориентированного подхода в профессиональном образовании сотрудников ОВД. Исследуя активные методы обучения, В.В. Решетка, Р. А. Кутбиддинова для реализации практико-ориентиро-ванных технологий обучения предлагают использовать метод проектов и Кейс - метод [15, с. 84 - 86; 16, с. 161].

В образовательных организациях системы МВД России большое внимание уделяется совершенствованию форм и методов практико-ориентированного обучения, в частности разработке оперативно-служебных ситуаций, интегрирующих в себе межпредметные профессионально-значимые умения и навыки [17]. Н.М. Кузнецова для активизации познавательного процесса курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России предлагает активно использовать ролевые игры [18]. Л.Н. Костина так же исследует моделирование профессиональных ситуаций для формирования профессиональных умений и навыков в процессе подготовки сотрудников Госавтоинспекции [19]. 180

Рассматривая методы формирования профессиональных компетенций будущих следователей Р.А. Аджимулаева предлагает использовать для этого проблемные ситуации [20, с. 321]. Актуальность проблемы практико-ориентированной физической подготовки сотрудников ОВД характеризуется противоречием межу потребностью общества в профессионально подготовленном к практической деятельности сотруднике и отсутствием технологий обучения применению боевых приемов борьбы в типовых ситуациях практической служебной деятельности.

Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования - выявить возможности и условия использования ситуационного метода для реализации практико-ориентированного подхода в физической подготовке сотрудников ОВД. Для достижения цели исследования были использованы следующие методы научного исследования: анализ литературных источников; моделирование; педагогический эксперимент; тестирование; метод экспертной оценки. Исследование было организовано на базе Тюменского института повышении квалификации сотрудников МВД России. В исследовании участвовали 20 сотрудников ОВД. Слушатели ТИПК МВД России были выделены в две группы: контрольная (КГ) и экспериментальная (КГ). В ходе исследования был проведен педагогический эксперимент. На занятиях в ЭГ проводилось моделирование ситуаций нападения на сотрудника ОВД. Например, нападение на сотрудника ОВД при проверке документов. Всего было смоделировано 10 ситуаций.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов.

Успех в формировании навыков боевых приемов борьбы во многом зависит от особенностей организации учебно-тренировочного процесса и использования активных методов обучения. При планировании и организации учебно-тренировочного процесса необходимо обеспечить выполнение одного из условий формирования навыка двигательного действия - объем повторений. Для реализации данного условия как нельзя удачно подходят комплексные занятия. На данных занятиях происходит совершенствование одних и тех же приемов борьбы, что и обеспечивает объем их повторения. Вторым важным условием формирования навыков боевых приемов борьбы является вариативность их исполнения. Данное условие как нельзя лучше реализуется на практических комплексных занятиях. Еще одним важным условием формирования навыка боевых приемов борьбы является постепенное нарастание сбивающих факторов, осложняющих его выполнение. В данном случае необходимо придерживаться принципа «от простого - к сложному». Для реализации данного принципа обучения при структурировании тематического плана комплексных занятий по физической подготовке были разработаны прогрессирующие уровни сложности формирования у сотрудников ОВД навыков боевых приемов борьбы. Всего было выделено 5 уровней. Каждый уровень определялся по степени опасности нападения, применения холодного или огнестрельного оружия, количества нападающих, наличия комбинированной атаки. Уровни сложности использовались для определения очередности «проигрывания» ситуаций.

В конце периода обучения проводилось тестирование с целью выявления изменений в уровне сформированно-сти навыков применения приемов борьбы. Тестирование осуществлялось с помощью метода экспертной оценки. Эксперты определяли по пятибалльной шкале уровень подготовленности сотрудника к решению задач в ситуациях: нападения на сотрудника полиции; агрессивного противодействия его законным требованиям и действиям; преследования и задержания правонарушителя.

В результате тестирования уровня сформированно-сти навыков владения боевыми приемами борьбы были

выявлены различия у представителей ЭГ и КГ._

педагогические науки

Троян Евгений Иванович, Богданова Вера Александровна, Насонов Владимир Владимирович СИТУАЦИОННЫЙ МЕТОД КАК СПОСОБ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ...

' ' 1

Рисунок 1 - Результаты тестирования уровней сфор-мированности навыков применения боевых приемов борьбы в типовых ситуациях служебной деятельности.

На рисунке 1, изображающем показатели итогового тестирования заметно, что результаты представителей ЭГ в данных тестах превзошли результаты КГ. Средний балл в ЭГ оказался 4,5 в то время, как средний балл в КГ всего 3,15. Наибольшую сложность у представителей ГК вызвали ситуации 3 уровня сложности преследования, преодоления агрессивного противодействия законным требованиям и действиям сотрудника полиции и задержание правонарушителя лица (ср. балл - 3). На наш взгляд данный факт является следствием использования в ЭГ ситуационного метода, направленного на формирование практических навыков применения боевых приемов борьбы в типовых ситуациях служебной деятельности.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. В ходе исследования установлено, что представители экспериментальной группы продемонстрировали более высокий уровень сформированности практических навыков применения физической силы в типовых ситуациях служебной деятельности, что подтверждает гипотезу исследования. В результате исследования так же было установлено, что использование ситуационного метода может быть эффективным при условии, что структурирование тематического плана комплексных занятий осуществляться с учетом специально разработанных прогрессирующих уровней сложности формирования профессионально-прикладных навыков боевых приемов борьбы.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Петухова Т. П., Мясникова Т. И. Практико-ориентированная профессиональная подготовка специалистов в Германии // Вестник ОГУ. 2013. №12 (161). С. 65 - 69.

2. Ялалов Ф. Г. Многомерность содержания профессионального образования // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2015. №1 (157). С. 126 - 131.

3. Просалова В. С. Принципы внедрения практико-ориентированного обучения в вузе // Территория новых возможностей. 2012. №4. С. 1 - 6.

4. Ваниева В. Ю. Теоретические и прикладные аспекты реализации практико-ориентированной системы подготовки педагогических кадров //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. № 1 (14). Том 5. С. 24 - 27.

5. Цеева Л. Х., Симбулетова Р. К. Аспекты проектного обучения на примере иностранного языка // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. 2014. №3 (143) С.115-119.

6. ВетровЮ.,КлушинаН.Практикоориентированный подход // Высшее образование в России. 2002. №6. С. 43 - 46.

7. Копьева С. Г. Содержание, формы и методы профессиональной практико-ориентированной подготовки

// Вестник РМАТ. 2013. №1 (7). С. 85 - 88.

8. Скворцов В. А. Практико-ориентированное обучение старшеклассников на уроках ОБЖ // Вестник ТГУ. 2011. №4. С. 156 - 160.

9. Дмитренко Т. А. Профессионально-ориентированные технологии обучения в системе высшего педагогического образования // Сибирский педагогический журнал. 2005. №1. С. 24 - 37.

10. Мещерякова Е. И., Панферкина И. С. Управление практико-ориентированным обучением курсантов как условие повышения эффективности профессионально-личностного становления // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. №2 (53).С. 21 - 24.

11. Мартынова Л. И. Проблемы практико-ориентиро-ванного обучения в вузе МВД России // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2014. №2 (26). С. 180 - 185.

12. Климова Е. К. Становление субъекта профессиональной деятельности в ходе практико-ориентирован-ного обучения // Фундаментальные исследования. 2008. №7. С. 85 - 89.

13. Наумова Т. А., Иванова Ю. В. Информационно-коммуникационные технологии в контексте практи-ко-ориентированного обучения литературе //Вестник ВУиТ. 2011. №8. С. 12 - 18.

14. Белова Т.А., Григорьева Н.В. Профессионально-ориентированное обучение как средство формирования социокультурной компетенции будущих экономистов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 7 - 10.

15. Решетка В. В. Проектный метод обучения как средство реализации практико-ориентированной технологии // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. №10.C. 83 - 86.

16. Кутбиддинова Р. А. Использование кейс-метода для подготовки будущих психологов // Вестник ЧГПУ. 2014. №9-1. С. 153 - 161.

17. Кубышко В. Л. О практико-ориентированном профессиональном обучении в вузе МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2012. №4 (51). С. 72 - 73.

18. Кузнецова Н. М., Мальцева О. А. Некоторые вопросы оценки качества образования в современных условиях // Научные исследования в образовании. 2013. №3. С. 32 - 36.

19. Костина Л. Н. О критериях эффективности использования активных форм и методов обучения в подготовке сотрудников Госавтоинспекции // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. №4. С. 121 - 127.

20. Аджимуллаева Р. А. Становление практико-ори-ентированных методов обучения в высшей школе // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2007. №44. С. 319 -321.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.