Троян Е. И., Астафьев Н. В. Подготовка сотрудников ОВД к решению типовых ситуаций...
УДК 796:351.741
ПОДГОТОВКА СОТРУДНИКОВ ОВД К РЕШЕНИЮ ТИПОВЫХ СИТУАЦИИ СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Е. И. Троян, Н. В. Астафьев
Статья посвящена проблеме подготовки сотрудников ОВД к решению типовых задач служебной деятельности. Авторы предлагают использовать метод деловой игры для формирования навыков применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств для выполнения профессиональных задач в стандартных и нестандартных ситуациях служебной деятельности, в том числе ситуациях риска. Для выявления уровня подготовленности к решению типовых ситуаций служебной деятельности разработаны критерии оценивания уровня владения навыками боевых приемов борьбы и специальных средств.
Ключевые слова: полиция, типовые ситуации служебной деятельности, деловая игра, критерии уровней владения навыками, штрафные баллы, применение физической силы, боевые приемы борьбы, специальные средства.
На современном этапе развития образования в системе МВД России большое внимание уделяется поиску различных средств и методов оптимизации профессионального обучения сотрудников. Сотрудник, освоивший программу профессионального обучения, должен обладать многими профессионально значимыми компетенциями. В частности, он должен уметь действовать в условиях, связанных с применением физической силы и боевых приемов борьбы, специальных средств и огнестрельного оружия для выполнения профессиональных задач в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска. В Примерной программе профессионального обучения (профессиональной подготовки) лиц рядового и младшего начальствующего состава, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел, данные ситуации определены как типовые ситуации служебной деятельности.
1. Защита другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья (п. 1 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции»).
2. Обезвреживание животного, угрожающего жизни и здоровью граждан и (или) сотрудника полиции (п. 2 ч. 3 ст. 23 ФЗ «О полиции»).
3. Пресечение попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством полиции, специальной и боевой техникой, состоящими на вооружении (обеспечении) полиции (п. 2 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции»).
4. Задержание лица, оказывающего вооруженное сопротивление, а также лица, отказывающегося выполнить законное требование о сдаче находящихся при нем оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных устройств, ядовитых или радиоактивных веществ (п. 5 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции»).
5. Отражение группового или вооруженного нападения на здания, помещения, сооружения и иные объекты государственных и муниципальных органов,
общественных объединений, организаций и граждан (п. 6 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции»).
6. Пресечение побега из мест содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений или побега из-под конвоя лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, лиц, в отношении которых применена мера пресечения в виде заключения под стражу, лиц, осужденных к лишению свободы, а также для пресечения попытки насильственного освобождения указанных лиц (п. 7
ч. 1 ст. 23 ФЗ «О полиции») 1.
В связи с этим достаточно актуальным является исследование, направленное на поиск эффективных методов подготовки сотрудников к решению типовых ситуаций служебной деятельности. Одним из них являются активные методы обучения, в частности, деловая игра.
Деловая игра, называемая как «военные шахматы» или «маневры на карте», зародилась в XVII-XVIII вв. В СССР первая деловая игра была разработана М. М. Бирштейном в Ленинградском инженерноэкономическом институте в 1932 г. В 1938 г. деловые игры в СССР были запрещены, как и многие другие научные направления. В дальнейшем отечественные исследователи заинтересовались возможностями метода деловой игры только в 60-х гг. XX в. В это время они уже активно использовались в учебном процессе в США. Необходимость в деловой игре возникла для решения проблемы подготовки специалистов к поиску управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности. В настоящее время деловые игры активно используются в учебном процессе в вузах как эффективный метод активного обучения. В образовательных организациях МВД России данные методы также необходимы для обучения курсантов и слушателей. Исследования по решению типовых ситуаций служебной деятельности проводятся в Тюменском институте повышения квалификации сотрудников МВД России.
Предполагается, что активное применение деловой игры в учебно-тренировочном процессе физической подготовки будет способствовать эффективному формированию у учащихся образовательных организаций МВД России навыков правомерного применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств в типовых ситуациях служебной деятельности.
Цель исследования — выявление эффективных методов активного обучения учащихся образовательных организаций МВД России решению типовых ситуаций служебной деятельности, способствующих формированию у слушателей навыков правомерного пресечения противоправных действий с применением физической силы, боевых приемов борьбы и (или) специальных средств.
Цель исследования достигается путем решения ряда задач.
1. Разработка и обоснование типовых ситуаций служебной деятельности.
14
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Троян Е. И., Астафьев Н. В. Подготовка сотрудников ОВД к решению типовых ситуаций...
2. Разработка критериев уровней владения сотрудниками ОВД навыками боевых приемов борьбы, специальных средств в типовых ситуациях служебной деятельности.
3. Выявление изменения уровня подготовленности слушателей к решению типовых ситуаций служебной деятельности с применением физической силы, боевых приемов борьбы и (или) специальных средств.
4. Разработка методики использования деловой игры для оптимизации процесса подготовки обучающихся образовательных организаций МВД России к решению типовых ситуаций служебной деятельности с применением физической силы, боевых приемов борьбы и (или) специальных средств.
Для решения задач применяются специальные методы исследования: моделирование (типовых ситуаций служебной деятельности); педагогический эксперимент; метод экспертной оценки; тестирование; методы математической статистики.
В ходе анализа научно-методической литературы и нормативных правовых документов выявлена возможность использования деловой игры для подготовки сотрудников к решению типовых ситуаций служебной деятельности. Для моделирования типовых ситуаций служебной деятельности сотрудников с применением физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств были использованы следующие темы:
1. Пресечение преступлений и административных правонарушений.
2. Доставление в служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения.
3. Преодоление противодействия законным требованиям сотрудника полиции.
4. Защита другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья.
5. Пресечение попытки завладения огнестрельным оружием.
Деловая игра эффективна при воспитании системного мышления сотрудника, обучении коллективной мыслительной и практической работе, формировании целостного представления о профессиональной деятельности, навыков боевых приемов борьбы, специальных средств и владения оружием, навыков индивидуального и совместного принятия решений, познавательных и профессиональных мотивов и интересов у слушателей 2.
При моделировании образовательного процесса подготовки слушателей к решению типовых ситуаций служебной деятельности учитываются основные психолого-педагогические принципы организации деловой игры: имитационного моделирования конкретных условий служебной деятельности и их динамики; реализации обучающей функции в процессе игрового моделирования ситуаций профессиональной деятельности; совместной деятельности;
коллективного обсуждения результатов игры; двуплановости, предполагающий развитие личностных характеристик сотрудника в «вымышленных» условиях; проблемности имитационной модели ситуации служебной деятельности 3.
В структуре деловой игры центральным элементом является имитационная модель объекта. В соответствии с выбранной моделью происходит реализация цепочки решений проблемной ситуации. В качестве модели в данном случае выступает профессиональная деятельность сотрудников. Имитационная модель создает и реализует проблемное содержание игры.
Для проведения деловой игры формируются команды игроков, в которых слушатели выполняют индивидуальные или командные роли. Модель и действующие лица находятся в рамках игровой среды. Игровая деятельность заключается в необходимости вариативного воздействия участников на имитационную модель и регламентируется правилами деловой игры. В структуру деловой игры также входит система оценивания действий слушателей.
Исследование влияния использования метода деловых игр для подготовки слушателей образовательных организаций к решению типовых ситуаций профессиональной деятельности проводится с января 2014 г. на базе Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России. На данном этапе исследования проведен анализ актуальной педагогической литературы и нормативных правовых актов, сформулированы объект, предмет, гипотеза, определены цели и задачи, подобраны методы исследования, критерии оценки уровня владения навыками боевых приемов борьбы. На данном этапе разработана методика использования деловой игры для оптимизации процесса подготовки слушателей к решению типовых ситуаций служебной деятельности.
Исходя из собранного теоретического и практического материала подготовлен и проведен пробный пилотажный педагогический эксперимент с целью выявления эффективности использования комплекса деловых игр для оптимизации процесса подготовки слушателей к решению типовых ситуаций служебной деятельности, направленных на формирование у слушателей навыков пресечения противоправных действий с применением физической силы в учебнотренировочном процессе физической подготовки слушателей. В пилотажном эксперименте использовалась тема «Преодоление противодействия законным требованиям сотрудника полиции».
Для выявления уровней владения боевыми приемами борьбы в типовых ситуациях служебной деятельности разработаны соответствующие критерии оценивания техники выполнения. Для определения уровней владения боевыми приемами борьбы в типовых ситуациях служебной деятельности были выделены две группы ошибок. Первая — ошибки, при которых применение боевых приемов борьбы и (или) специальных средств не засчитывается или считается
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
15
Троян Е. И., Астафьев Н. В. Подготовка сотрудников ОВД к решению типовых ситуаций...
Таблица. Ошибки, характерные для моделирующих ситуаций по применению физической силы
Ситуации Ошибки Штрафные баллы
Характерные для всех ситуаций
Все ситуации темы «Преодоление противодействия законным требованиям сотрудника полиции» Слушатель не выполнил никаких технических действий применения физической силы, боевых приемов борьбы или специальных средств 4 5
Слушатель выполнял технические действия медленно и не слитно 3
Слушатель не имитировал расслабляющий удар перед выполнением приема 3
После выполнения слушателем технических действий отсутствует возможность перехода к сопровождению (конвоированию), личному досмотру, надеванию наручников, связыванию правонарушителя 2
После защиты от ударов слушатель не готов выполнить действия по пресечению сопротивления правонарушителя 2
Слушатель при выполнении приемов временно терял равновесие 1
При имитации ударов руками и ногами слушатель сильно отклонил свое туловище назад или вперед, или в сторону 1
При выполнении защит подставками, блоками, отбивами предплечий от ударов рукой, ногой слушатель сильно отклонил свое туловище назад или вперед, или в сторону 1
Характерные для отдельных ситуаций
Правонарушитель оказывает сопротивление или проявляет неподчинение, но нападение на сотрудника или на других лиц не началось Слушатель начал сразу применять физическую силу, боевые приемы борьбы и (или) специальные средства, но не предупредил правонарушителя о своем намерении применить физическую силу, боевые приемы борьбы и (или) специальные средства, тем самым не предоставил ему возможность и время для выполнения законных требований сотрудника полиции. Нарушение требований ч. 1 ст. 19 ФЗ «О полиции» 3
Правонарушитель напал на сотрудника, пытаясь нанести ему удары руками и ногами Слушатель, применяя физическую силу, боевые приемы борьбы и специальные средства для пресечения противоправных действий правонарушителя, имитировал удары специальной палкой ПР-73 по запрещенным местам (по голове, шее, ключичной области). Нарушение запретов и ограничений, указанных в ст. 22 ФЗ «О полиции» 4
Правонарушитель оказал противодействие сотруднику полиции, однако в начале применения сотрудником физической силы правонарушитель сразу же перестал оказывать противодействие Слушатель продолжил деятельность, ограничивающую права и свободы гражданина. Нарушение требований ч. 2 ст. 5 ФЗ «О полиции» 5
Правонарушитель напал на сотрудника, пытался ударить его палкой по голове. При пресечении нападения сотрудник полиции применил специальную палку ПР-73 После имитации применения специального средства по истечении времени учебнотренировочного занятия (должен в течение 24 часов) слушатель не предоставил развернутый рапорт, в котором описывались суть неповиновения или сопротивления правонарушителя и то, какие действия в соответствии с положениями ФЗ «О полиции» предпринимались сотрудником полиции 2
Правонарушитель оказывал сопротивление сотруднику полиции: отталкивал его, выворачивался от его захватов, отказывался выйти из помещения, пытался удержаться на месте, хватаясь за окружающие предметы Слушатель для пресечения сопротивления имитировал удары по наиболее уязвимым местам на теле человека (гортань, сонная артерия, глаза, височная область, область сердца, солнечное сплетение, селезенка, печень, паховая область, колено, основание черепа, почки) или удары специальной палкой ПР-73 по запрещенным местам (по голове, шее, ключичной области). Данное сопротивление отличается от применения насилия в отношении представителя власти характером и степенью его интенсивности и отсутствуют признаки преступления, предусмотренного ст. 319 УК РФ. При применении специального средства сотрудник полиции обязан стремиться к минимизации любого ущерба (ч. 3 ст. 19 ФЗ «О полиции») 5
16
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
Скорук Е. А., Бабушкин Г. Д. Факторы, влияющие на результативность стрельбы из пистолета
неправильным или неправомерным. Вторая — мелкие ошибки, при которых применение боевых приемов борьбы и (или) специальных средств засчитывается, но данные погрешности влияют на эффективность действий сотрудника.
При пятибалльной системе оценки уровня владения боевыми приемами борьбы и (или) специальными средствами ошибки, допускаемые обучаемыми, оцениваются следующим образом:
— грубые ошибки — 5 штрафных баллов;
— мелкие ошибки — 1-4 штрафных балла.
При оценке выполнения боевых приемов борьбы
целесообразно, исходя из общей оценки, вычитать сумму штрафных баллов, полученных слушателями за допущенные ошибки. Наиболее типичные и часто повторяющиеся у слушателей за период эксперимента штрафные баллы представлены в табл.
Разработанные критерии оценки применения физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств использовались при проведении и анализе результатов деловых игр на всем протяжении учебно-тренировочного процесса в период педагогического эксперимента. В начале и в конце эксперимента было проведено тестирование по данным критериям оценивания выполнения техники с целью определения уровня подготовленности к решению типовых ситуаций служебной деятельности представителей контрольной и экспериментальной групп. Результаты тестирования позволяют утверждать, что представители экспериментальной группы продемонстрировали более высокий уровень владения боевыми приемами борьбы и специальными средствами в критических ситуациях служебной деятельности (23,8%), чем представители контрольной группы. Метод деловой игры способствует эффективной подготовке слушателей к применению физической силы, боевых приемов борьбы и специальных средств в ти-
УДК 799.311.2
ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ СТРЕЛЬБЫ ИЗ ПИСТОЛЕТА
Е. А. Скорук, Г. Д. Бабушкин
Раскрывается содержание понятия подготовленности высококвалифицированного стрелка. Показано значение отдельных видов подготовленности: психологической, физической, технико-тактической. Выявлено влияние отдельных видов подготовленности на результативность соревновательной деятельности стрелков из пистолета.
Ключевые слова: спортсмены-стрелки, подготовленность, соревнование, результативность.
Пулевая стрельба имеет существенные отличия от других видов спорта. Неподвижная изготовка, почти неприметные, редкие, скупые движения. Все
повых ситуациях служебной деятельности и, следовательно, оптимизирует процесс профессиональноприкладной физической подготовки слушателей образовательных организаций МВД России. Анализ пилотного эксперимента позволит обобщить экспериментальные данные, скорректировать гипотезу и методику проведения основного эксперимента.
В дальнейшем для определения уровня подготовленности к решению типовых ситуаций служебной деятельности необходимо проведение комплексного тестирования и оценка результатов: стрельб; техники выполнения боевых приемов борьбы; тактики обстрела мишеней и использования укрытий, перемещения стрелка и соблюдения правил личной безопасности; соответствия действий сотрудника требованиям Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (ст. ст. 19-24); качества написания рапортов по факту применения физической силы, боевых приемов борьбы, специальных средств и/или огнестрельного оружия. Использование деловой игры для подготовки слушателей к решению типовых ситуаций служебной деятельности позволит оптимизировать весь учебно-тренировочный процесс профессионального обучения в образовательных организациях МВД России. 1
1 О полиции : федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ : в ред. Федерального закона от 25 июня 2012 г. № 88-ФЗ // Рос. газета. 2011. 8, 10 февр. ; Там же. 2012. 27 июня.
2 Караваев А. Ф., Мягкова С. Н., Шилова И. М., Титаренко Д. В. Проблемы формирования и совершенствования мотивов учения // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2010. №4(43). С. 41-47.
3 Вербицкий А. А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход. М., 1991. С. 110.
4 Кустов А. Н., Москвичев М. А. Порядок оценки боевых приемов борьбы : метод. рекомендации. Домодедово, 1999. 10 с.
это чрезвычайно далеко от захватывающей динамики спортивной борьбы, однако стрельба — это спорт, который предъявляет высокие требования к подготовленности спортсменов. В пулевой стрельбе также существуют «спринтерские» дистанции и «марафон». Например, на 60 зачетных выстрелов при скоростной стрельбе из пистолета по пяти фигурным мишеням стрелок тратит 72 секунды, а на выполнение упражнения, где стрелок ведет огонь из трех положений (лежа, стоя, с колена), отводится 4,5 часа. Каждый выстрел в серии — это старт, и засчитываются не лучшие из них, а все. Пулевая стрельба характеризуется длительностью нагрузок, высокой напряженностью и интенсивностью '.
Стрельба предъявляет специфические требования к физическим способностям спортсмена. Если для представителей скоростно-силовых видов спор-
Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 3(62)
17