Научная статья на тему 'Специфика образовательной среды организаций дополнительного профессионального образования МВД России'

Специфика образовательной среды организаций дополнительного профессионального образования МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
314
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / СПЕЦИФИКА / КОМПОНЕНТ / ЛИЧНОСТЬ СОТРУДНИКА / СЛУШАТЕЛЬ / ОРГАНИЗАЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МВД РОССИИ / ENVIRONMENT / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / SPECIFICS / COMPONENT / EMPLOYEE'S PERSONALITY / LISTENER / ORGANIZATION OF ADDITIONAL PROFESSIONAL EDUCATION / MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Деккерт Дмитрий Викторович

Задачей любой образовательной организации, а ведомственной в большей степени, является постоянное повышение качественного уровня своей деятельности. Формирование образовательной среды подразумевает своей целью погружение обучающегося в мир профессии, гармоничного развития личности специалиста, осознания им правильности профессионального выбора. Спецификой образовательной среды организаций дополнительного профессионального образования МВД России является ее комплексность и системность, выраженные в насыщенности и параллельности процесса службы и учебы. Для раскрытия сути образовательной среды организаций дополнительного профессионального образования МВД России необходим анализ составляющих ее компонентов, раскрытие их содержательной стороны, а также изучение логических взаимосвязей процесса обучения с реальной практической деятельностью. Большое влияние специфика такой среды оказывает на формирование правосознания, повышение уровня правовой культуры и самодисциплинированности сотрудников полиции в условиях профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в ведомственных образовательных организациях дополнительного профессионального образования МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Деккерт Дмитрий Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specifics of the educational environment of additional professional education organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

The task of any educational organization, and the departmental one to a greater extent, is to constantly improve the quality of its activities. Formation of the educational environment implies the aim of immersion of the learner into the world of the profession, harmonious development of a specialist's personality, his/her awareness of the correctness of professional choice. A specific feature of the educational environment of additional professional education organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is its complexity and consistency, expressed in the saturation and parallelism of the process of service and study. In order to reveal the essence of the educational environment of organizations of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, it is necessary to analyze its components, to disclose their content, as well as to study the logical interrelationship of the learning process with the real practical activities. The specifics of such an environment have a great impact on the formation of legal consciousness, improvement of legal culture and self-discipline of police officers in the conditions of professional training, professional retraining and advanced training in departmental educational organizations of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Специфика образовательной среды организаций дополнительного профессионального образования МВД России»

УДК 378.091.398

Специфика образовательной среды организаций дополнительного профессионального образования МВД России

Д. В. Деккерт

Specifics of the educational environment of additional professional education organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia

D. V. Dekkert

Аннотация. Задачей любой образовательной организации, а ведомственной в большей степени, является постоянное повышение качественного уровня своей деятельности.

Формирование образовательной среды подразумевает своей целью погружение обучающегося в мир профессии, гармоничного развития личности специалиста, осознания им правильности профессионального выбора.

Спецификой образовательной среды организаций дополнительного профессионального образования МВД России является ее комплексность и системность, выраженные в насыщенности и параллельности процесса службы и учебы. Для раскрытия сути образовательной среды организаций дополнительного профессионального образования МВД России необходим анализ составляющих ее компонентов, раскрытие их содержательной стороны, а также изучение логических взаимосвязей процесса обучения с реальной практической деятельностью.

Большое влияние специфика такой среды оказывает на формирование правосознания, повышение уровня правовой культуры и самодисциплинированности сотрудников полиции в условиях профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации в ведомственных образовательных организациях дополнительного профессионального образования МВД России.

Abstract. The task of any educational organization, and the departmental one to a greater extent, is to constantly improve the quality of its activities. Formation of the educational environment implies

the aim of immersion of the learner into the world of the profession, harmonious development of a specialist's personality, his/her awareness of the correctness of professional choice. A specific feature of the educational environment of additional professional education organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is its complexity and consistency, expressed in the saturation and parallelism of the process of service and study. In order to reveal the essence of the educational environment of organizations of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia, it is necessary to analyze its components, to disclose their content, as well as to study the logical interrelationship of the learning process with the real practical activities. The specifics of such an environment have a great impact on the formation of legal consciousness, improvement of legal culture and self-discipline of police officers in the conditions of professional training, professional retraining and advanced training in departmental educational organizations of additional professional education of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

Ключевые слова: образовательная среда, специфика, компонент, личность сотрудника, слушатель, организация дополнительного профессионального образования, МВД России.

Keywords: environment, educational environment, specifics, component, employee's personality, listener, organization of additional professional education, Ministry of Internal Affairs of Russia.

Современные требования к развитию профессиональных отношений все более и более завязываются на понятии «эффективность».

Такие экономические критерии, как «эффективность производства», «эффективность эксплуатации», «эффективность труда» и др. стали в достаточной мере определяющими в вопросах оценки профессиональной деятельности. При рассмотрении сущности данного понятия в педагогическом контексте, как правило, обращает на себя внимание тот факт, что оценивается только окончательный результат - компетентность выпускника, уровень его профессиональной культуры. «За кулисами» данного итога находится достаточно длительная и кропотливая работа образовательных организаций. Эффективность подготовки специалистов, их готовность к выполнению профессиональных функций и поставленных задач во многом зависят от той среды, в которой воспитывается и обучается будущий работник. А она, в свою очередь, создается, функционирует и поддерживается самими образовательными организациями в зависимости от профиля и ведомственной принадлежности. В связи с этим особую актуальность приобретают вопросы эффективности образовательной среды, что впоследствии и определяет эффективность обучения как таковую.

Деятельность органов полиции в Российской Федерации имеет ярко выраженную социальную направленность. Общество предъявляет все более высокие требования к работе правоохранительных структур, что весьма серьезно актуализирует вопрос о подготовке личного состава. Образовательные организации дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России) -важное и основное звено в решении данной проблемы. Создание благоприятной и эффективной образовательной среды, повышение уровня профессиональной подготовки начинающих и действующих сотрудников, нравственное развитие и совершенствование личного состава являются их приоритетными задачами.

Прежде чем перейти к вопросу о рассмотрении специфики образовательной среды организаций ДПО МВД России представляется целесообразным рассмотреть понятие «образовательная среда».

Данный термин является базовым для сре-дового подхода и исследовался в педагогике и психологии достаточно полно. Кроме этого, он

ЧИППКРО

является собирательным, состоящим из двух -среда и образование. Под средой традиционно понимаются совокупность условий, окружающих человека и взаимодействующих с ним, а под образованием - «единый целенаправленный процесс воспитания и обучения», направленный на приобретения определенных знаний, навыков, умений и формирования ценностных установок.

Единого мнения, характеризующего понятие «образовательная среда», до сих пор не сложилось. Однако, проанализировав несколько точек зрения, можно сделать вывод, что общим моментом характеристики «образовательная среда» является ее сложный системно-структурный характер.

Обращаясь к взглядам западных исследователей, можно убедиться, что основной целью организации образовательной среды является повышение эффективности получаемого образования на разных уровнях (от школы до вуза). Среда рассматривается учеными как определенная система с характерными признаками -эмоциональный климат, личностное благополучие обучающегося, социальная атмосфера, возможность к саморазвитию и позитивная аура. [1; 2; 3]. Данные качественные характеристики в качестве критерия оценки среды могут быть применены в нашей системе образования, а в вопросе специфики ведомственной системы образования тем более.

Обратимся к взглядам отечественных исследователей. Так, В. А. Козырев под образовательной средой понимает развивающуюся целостность, структурные компоненты которой используются педагогами для освоения и последующей реализации знаний, профессиональных ценностей в конкретной деятельности [4]. Позволим себе согласиться с мнением ученого в той части, что образовательная среда действительно является развивающей целостностью. При этом исследователем обобщаются понятия «знания» и «ценности», не ставится акцент на том, какие именно и для какого рода деятельности.

В продолжение мысли о развивающей целостности весьма интересной представляется точка зрения Н. П. Петровой, которая рассматривает понятие среды через развивающую функцию образования [5, с. 198]. Структурность понятия «образовательная среда» ученый

находит в его многогранности. Исследователь отождествляет понятия «образовательная среда», «развивающая образовательная среда», «адаптивная образовательная среда» и «гуманитарная образовательная среда». Безусловно, данная точка зрения заслуживает отдельного внимания, поскольку во многом раскрывает сущность и значимость работы образовательных организаций по формированию определенной среды обучения. Представленные Н. П. Петровой подвиды «образовательной среды» всецело характеризуют цели и задачи педагогов и воспитателей для достижения эффективности образования. Применительно к теме статьи данная точка зрения имеет определенное отношение в вопросах как адаптации, так и профессионально-личностного развития, но при этом не отражает вопросов специфики подготовки сотрудников.

Ю. П. Шапран и О. И. Шапран в своем исследовании рассматривают типы, функции и структуру образовательной среды педагогического вуза [6]. Ими анализируются структурные элементы такой образовательной среды -базовые компоненты (мотивационно-ценностный, когнитивно-деятельностный и личностно-рефлексивный) и дополнительные (материально-технический, технологический и субъектно-социальный). Данная точка зрения является достаточно содержательной и далее будет использоваться в настоящей статье в рамках типологии образовательной среды организаций ДПО МВД России и ее структурного вида, представляющего совокупность различных компонентов. Также заслуживает особого внимания тезис исследователей о противоречивости в вопросах развития личности в конкретной среде. Человек, попадая в определенные условия, может реально осознать, насколько правильно им сделан профессиональный выбор. Этот чисто психологический момент влияния среды, безусловно, играет важную роль в определении дальнейшего жизненного пути. Данную точку зрения подтверждает И. В. Арендачук, рассматривая образовательную среду как фактор психолого-педагогических рисков [7, с. 3].

Весьма интересно раскрывает сущность образовательной среды Г. Ю. Авдиенко, описывая ее как «социальное и пространственно-предметное окружение конкретного учрежде-

ния образования с установленными нормами межличностных, воспитательных и обучающих систем» [8]. Данное определение является во многом обобщающим и отражает общие специфические особенности конкретной среды, влияющей на формирование личности специалиста через установленные нормы, а также специфику обучения и окружение. Однако, несмотря на то, что в данной дефиниции затрагиваются обобщенные вопросы специфики, деятельность по подготовке полицейских в нем не отражена.

Таким образом, проанализировав взгляды ряда ученых на образовательную среду, необходимо выделить общие моменты:

1. Деятельность по организации любой образовательной среды имеет цель - повышение эффективности обучения.

2. Личностная и социальная ориентированность образовательной среды, направленная на создание эмоционального климата для благоприятного протекания процесса обучения.

3. Логичная и четкая структурированность образовательной среды.

Вместе с тем следует заметить, что все представленные точки зрения и взгляды, несмотря на насыщенность информации, не в достаточной мере уделяют внимание вопросам специфики будущей деятельности обучающихся, а следовательно, вопросам специфики образовательной среды.

В связи с этим обратимся к мнению Н. В. Ерошенкова, который рассматривает образовательную среду вуза МВД России с позиции совокупности микросред (учебной, воспитательной, научно-исследовательской, развивающей, внеслужебной, информационной и др.) и подчеркивает их значимость в развитии моральных, нравственных, интеллектуальных и коммуникативных возможностей в рамках профессиональной интеграции [9]. Также автором определения акцентируется внимание на том, что насыщенная образовательная среда вуза МВД России способна помочь в раскрытии индивидуально-нравственного потенциала личности курсанта с учетом его склонностей и интересов. Такая точка зрения в большей мере позволяет рассматривать природу понятия «образовательная среда» применительно к МВД России. Однако, несмотря на достаточно детальный анализ, автор затрагивает только во-

просы специфики ведомственной образовательной в рамках обучения и воспитания курсантов, обучающихся достаточно длительное время. Вопросы обучения в организации ДПО МВД России данным исследователем не затрагивается.

Для рассмотрения вопроса о специфике образовательной среды организаций ДПО МВД России и ее влиянии на формирование личности сотрудника полиции обратимся к мнению В. А. Губина и Г. Ю. Авдиенко [10]. Ученые, синтезируя взгляды как отечественных, так и зарубежных исследователей, выделяют следующие компоненты образовательной среды [10, с. 26]:

1. Деятельностный (среда воспринимается в связи с деятельностью).

2. Социальный (социальное пространство, социально-культурная часть среды - культура, опыт, образ жизни окружающих, взаимоотношения).

3. Информационный компонент (среда всегда содержит больше информации, чем мы способны переработать);

Анализируя деятельностный компонент, будем рассматривать образовательную среду организаций ДПО МВД России как служебно-учебную [11, с. 29]. Это является наиболее ярким показателем специфики описываемой в статье образовательной среды. В отличие от «гражданских» образовательных организаций, обучение в организациях ДПО МВД России связано, кроме всего прочего, со служебной деятельностью. К примеру, помимо учебных занятий, слушатели осуществляют несение службы в суточных нарядах, мероприятиях по ГО и ЧС, привлекаются в помощь территориальным органам внутренних дел при осуществлении охраны общественного порядка, проходят плановые практики и стажировки в комплектующих органах и т. д. Все это осуществляется параллельно с учебным процессом, что подразумевает их неразрывную связь.

В связи с этим необходимо отметить актуальность новой образовательной парадигмы в системе подготовки кадров МВД России, в которой новой нормой качества образования определены перечни компетенций, необходимых для формирования у обучающихся в вузах МВД России. Определение степени качества служебно-учебной среды организаций ДПО МВД России (опираясь на формирование и раз-

ЧИППКРО

витие компетенций у слушателей) должны происходить комплексно, с учетом оценки сформированности как профессиональных, так и профессионально-специализированных компетенций, в рамках учебных занятий и служебной деятельности [12, с. 64]. Погружение человека в служебно-учебную среду позволяет ему быстрее адаптироваться и понять сущность профессиональной деятельности, осознать ее специфику и определить правильность своего профессионального выбора. Одной из ключевых характеристик служебно-учебной среды организаций ДПО МВД России является ее насыщенность, что как было сказано выше, подтверждается синтезом учебного процесса и служебной деятельности. В качестве более предметной характеристики хотелось бы особое внимание обратить на такие организации ДПО МВД России как институты повышения квалификации системы МВД России, в которых помимо непосредственно самих курсов повышения квалификации сотрудников и их переподготовки, проводится профессиональное обучение лиц рядового и младшего, среднего и старшего начальствующих составов ОВД, центры профессиональной подготовки сотрудников полиции, а также факультеты профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации при «классических» ведомственных вузах системы МВД России. Обучение личного состава длится от четырех до шести месяцев и насыщается как учебными, так и служебными составляющими.

Следующей особенностью служебно-учеб-ной среды организаций ДПО МВД России является обучение в составе учебной группы или взвода. Этот фактор оказывает влияние на формирование личности сотрудника, так как вырабатывает чувство коллективизма и персональную ответственность за свою группу, за результаты учебы и службы, формирует «чувство локтя». Служебный коллектив (взвод или группа) зачастую поддерживают своего коллегу и способствуют обретению им психологической уверенности. В условиях такой коллективной жизни появляется своеобразное братство, и одногруппники являются уже единым организмом, ведь совместное решение проблем и задач помогает сплотиться.

Обучение и служебная деятельность в организации ДПО МВД России по строго регламен-

тированным документам являются следующей специфической особенностью служебно-учебной среды. Это подразумевает под собой четкое следование приказам, наставлениям и инструкциям, соблюдение субординации и включает в себя:

1. Наличие дисциплинарных наказаний за аморальное поведение на службе и в быту, за неуспеваемость в учебе.

2. Наличие кодекса этики государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, регламентирующего поведение сотрудников, в том числе находящихся на обучении в вузах МВД России.

3. Наличие понятия «служебная необходимость» и выполнение дополнительных функций в рамках как чисто служебных вопросах, так и бытовых.

Такой подход в процессе обучения помогает сформировать определенный уровень правовой культуры слушателей, а также повысить уровень правовой сознательности. Оценка такого уровня, как правило, осуществляется комплексно. С одной стороны, в рамках итоговой аттестации в организации ДПО МВД России и дисциплинарной практики за этот период. С другой стороны - оценкой руководителей комплектующих ОВД. Анализируя статистические данные по выпускникам Тюменского института повышения квалификации сотрудников МВД России (на основе полученных отзывов от руководителей комплектующих органов), выделим несколько вопросов руководителям (сформированности компетенций у выпускников), ответы на которые подтверждают тезис о сформированности определенного уровня правовой культуры и уровня правовой сознательности (рядовой и младший начальствующий состав):

а) правомерно применять физическую силу и специальные средства, осуществлять действия по силовому пресечению правонарушений и сопровождению правонарушителей (сформирована и достаточно развита - у 68%, сформирована, но недостаточно развита - у 20%, не сформирована - у 3%, не возникало ситуаций, позволяющих оценить - 5%, не относится к деятельности - 4%);

б) уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые прояв-

ления произвола (сформирована и достаточно развита - у 79%, сформирована, но недостаточно развита - у 16%, не сформирована - у 3%, не возникало ситуаций, позволяющих оценить -1%, не относится к деятельности - 1%);

в) проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, безусловно исполнять требования закона и ведомственных нормативных правовых актов, неукоснительно соблюдать служебную дисциплину (сформирована и достаточно развита - у 76%, сформирована, но недостаточно развита - у 18%, не сформирована - у 3%, не возникало ситуаций, позволяющих оценить - 2%, не относится к деятельности - 1%).

Слушатели, проходившие обучения в группах на базе высшего юридического образования:

а) выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормативными правовыми основами деятельности органов внутренних дел, нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета (сформирована и достаточно развита - у 75%, сформирована, но недостаточно развита - у 20%, не сформирована - у 3%, не возникало ситуаций, позволяющих оценить - 0%, не относится к деятельности - 0%);

б) уважать честь и достоинство личности, соблюдать права и свободы человека и гражданина, не допускать и пресекать любые проявления произвола (сформирована и достаточно развита - у 75%, сформирована, но недостаточно развита - у 22%, не сформирована - у 3%, не возникало ситуаций, позволяющих оценить -0%, не относится к деятельности - 0%);

в) исполнять требования законов и ведомственных нормативных правовых актов, неукоснительно соблюдать служебную дисциплину, проявлять нетерпимость к коррупционному поведению (сформирована и достаточно развита - у 80%, сформирована, но недостаточно развита - у 15%, не сформирована - у 5%, не возникало ситуаций, позволяющих оценить -0%, не относится к деятельности - 0%).

Таким образом, по приведенным статистическим данным видна положительная тенденция в оценке руководителями сформированных компетенций, связанных с определением уровня правовой культуры и правосознания. Как видно из приведенных данных, у слушателей, имеющих высшее юридическое обра-

зования процент сформированности компетенций выше.

Специфичность в данном случае заключается в воспитательно-учебном моменте, комплексности воздействия на личность. В отличие от образовательной среды образовательных организаций гражданской направленности, служебно-учебная среда погружает обучающегося в систему служебных взаимоотношений уже со «школьной скамьи» и готовит человека к дальнейшей службе.

Контролируемая самоподготовка является следующим специфической особенностью, характеризующей служебно-учебную среду организаций ДПО МВД России. Самостоятельная подготовка не является классической самостоятельной работой, выполняемой студентами. Самостоятельная подготовка - это официальное занятие, находящееся под жестким контролем. Слушатели обязаны выполнять домашнее задание, получать определенную литературу. Контроль за проведением самостоятельной подготовки осуществляют курсовые офицеры, куратор учебной группы и сотрудники учебного отдела. Важной особенностью здесь является то, что контроль за самостоятельной подготовкой осуществляется с целью выработать у слушателей, как и в предыдущей составляющей, развитое чувство самосознания и ответственности. Кроме того, самостоятельная подготовка ежедневна, то есть представляет собой определенную систему, что способствует выработке как чувства учебной дисциплины, так и самодисциплины обучающихся. В этой связи особое внимание для оценке качества обучения со стороны руководителей была введена следующая компетенция (для обучающихся на базе высшего юридического образования) - умение организовывать собственную служебную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач, исходя из целей и задач, определенных непосредственным начальником (руководителем), по согласованию с прямым начальником (руководителем), принимать решения в стандартных и нестандартных служебных ситуациях, в том числе ситуациях риска, осуществлять оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей службы (сформирована и достаточно развита - у 52%, сформи-

ЧИППКРО

рована, но недостаточно развита - у 43%, не сформирована - у 5%, не возникало ситуаций, позволяющих оценить - 0%, не относится к деятельности - 0%).

Для рядового и младшего начальствующего состава - умение организовывать собственную профессиональную деятельность, анализировать рабочую ситуацию, выбирать типовые способы выполнения профессиональных задач, нести ответственность за результаты своей работы (сформирована и достаточно развита - у 45%, сформирована, но недостаточно развита -у 43%, не сформирована - у 9%, не возникало ситуаций, позволяющих оценить - 3%, не относится к деятельности - 0%).

Полученные данные свидетельствуют о том, что не в достаточной степени формируются умения слушателей самостоятельно готовиться к занятиям, а впоследствии и проявлять данные компетенции при выполнении служебных задач. Самоорганизация, безусловно, тоже является показателем развития личности, но все-таки статистика больше положительна, чем отрицательна в такой ситуации. В связи с чем хотелось бы обратить особое внимание на результаты анкетирования данных слушателей по итогам обучения. Так, на вопрос о том, что необходимо, чтобы улучшить процесс обучения в Тюменском институте повышения квалификации МВД России, рядовой и младший начальствующий состав около 90% высказались за отмену самостоятельной подготовки, тогда как среди слушателей с высшим юридическим образованием такое количество было около 40%. Данная разница объясняется во многом тем, что, обучаясь в гражданском вузе, у ряда слушателей компетенция и установка на самостоятельную работу уже сформирована. Но вместе с тем следует заключить, что наличие контролируемой самостоятельной подготовки может способствовать овладению данной компетенцией в условиях служебно-учебной среды организации ДПО МВД России.

Проанализированные выше особенности образовательной среды организации ДПО МВД России коснулись в большинстве своем служебной составляющей, в связи с чем хотелось бы обратить большее внимание на учебный аспект. Так, А. А. Базулина, исследуя специфику организации профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в полицию,

говорит о создании практико-ориентирован-ного обучения [13, с. 192]. Оно рассматривается исследователем в совокупности с комплексными условиями, способствующими активизации деятельности обучающихся и достижению максимального эффекта в обучении. Через процессы инициирования познавательной активности слушателей, через моделирование ситуаций профессиональной деятельности осуществляется погружение обучающихся в служебную среду. Таким образом, происходит соотнесение представлений о правоохранительной деятельности с возможными реалиями. Отличие такого подхода от ранее рассматриваемых характеристик служебно-учебной среды заключается в том, что здесь все касается только учебного процесса и формирования узконаправленных профессиональных компетенций по профилю обучения. Для закрепления полученных знаний и навыков особое внимание ученым уделяется организации учебной практики с целью формирования целостного представления об оперативно-служебной деятельности полиции.

Таким образом, деятельностный компонент образовательной среды организаций ДПО МВД России имеет следующие специфические особенности:

1. Наличие не просто учебной, а служебно-учебной среды, которую в рамках данного компонента можно аналогизировать наряду с образовательной. Данная среда имеет специфические для ведомственной образовательной организации характеристики и особенности. Ключевой характеристикой такой среды является ее насыщенность.

2. Наличие практико-ориентированного обучения, целью которого является приобретение определенного уровня профессиональных умений, навыков, компетентности и мобильности.

Социальный компонент представляет собой социокультурную сферу, окружающую обучающегося и оказывающую влияние на его мировоззрение. В контексте рассмотрения первого компонента уже упоминалось о нравственно-этических требованиях к слушателям, закрепленных в Типовом кодексе этики государственных и муниципальных служащих Российской Федерации, поэтому представляется целесообразным, помимо нравственного аспекта, затро-

нуть вопрос о формировании педагогической культуры сотрудников полиции.

Очень часто в различных источниках мы можем увидеть аналитические материалы, посвященные профилактической работе органов внутренних дел и полиции в частности. При этом важно понимать, что профилактическая работа представляет собой не что иное, как работу воспитательную, что требует определенной подготовленности. Способность и желание сотрудника проводить профилактическую (воспитательную работу) свидетельствует о сфор-мированности его педагогической культуры [14, с. 72]. Ее формирование в рамках профессиональной направленности дальнейшей деятельности начинается непосредственно в рамках обучения в организации ДПО МВД России. Как справедливо отмечают ряд исследователей (Исаева И. Н. [15, с. 167], Вердиян Г. В. [16, с. 139], Куис Ю. А. [17, с. 197], Эльканова С. Д. [18, с. 195], Солоницын Д. А. [19, с. 23]), формирование педагогической культуры - это некий, возможно, не всегда ясно видимый процесс педагогического наполнения в виде особых задач, форм, методов, приемов и условий. Умение правильно и жестко принимать решения не является единственным элементом юридической и управленческой деятельности, поскольку существует педагогический аспект. Помимо профилактической функции, сформи-рованность педагогической культуры сотрудника подтверждает наличие его стремления к непрерывному совершенствованию.

Всецело социальный компонент является достаточно обширным, поскольку понятие «культура» является достаточно сложным и многозначимым. Формирование педагогической культуры сотрудника полиции является одной из ее составляющих. Можно рассматривать профессиональную культуру сотрудника в целом, ее виды (профессионально-нравственную, профессионально-деонтологическую), можно, отталкиваясь от определения В. И. Даля, говорить о ней как «об образовании умственном и нравственном»,1 но важно помнить, что свою значимость она приобретает в конкретные моменты в ценностных ориентациях, когда происходит процесс интериоризации, то

1 Даль В. И. Словарь живого великорусского языка. М., 2003. 2721 с.

есть воплощение их в жизненных ситуациях, а в условиях образовательной организаций ДПО МВД России это наиболее значимо.

Информационный компонент характеризует образовательную среду организаций ДПО МВД России как весьма насыщенную. Высокая степень информатизации является залогом воспитания всесторонней развитой личности сотрудника. Вопросам формирования информационной среды в системе МВД России в науке уделяется очень большое внимание [5; 20; 21]. В век информационных технологий данный процесс является едва ли не определяющим в вопросе формирование профессиональных компетенций. Вместе с тем, учитывая специфику деятельности МВД России, можно выделить ряд особенностей. Создание и внедрение информационной среды помогает модернизации современного образования, позволяет сделать его более доступным, а перечень ресурсов (электронные учебники, электронные библиотеки, сетевые инфраструктуры) способствует значительной экономии времени и расширению аналитической базы рассматриваемых вопросов. В такой ситуации нельзя не согласиться с мнением А. Н. Катаргулова, полагающего, что четкое и планомерное построение информационной образовательной среды оказывает положительное и эффективное влияние на возможности формирования и развития личности сотрудника полиции [20, с. 206].

Похожей точки зрения придерживаются С. В. Гуде и П. В. Арбузов [21, с. 127]. Исследователями рассматривается информационная образовательная среда в качестве средства реализации дистанционных образовательных технологий в вузах МВД России, но при этом дифференцируются понятия дистанционных технологий и дистанционного обучения. В контексте специфики образовательной среды организаций ДПО МВД России вопрос об эффективности дистанционного обучения является достаточно неоднозначным. Несмотря на положительное мнение ученых, следует заметить, что в рамках гуманитарного образования, подготовки сотрудника к выполнению служебных обязанностей в социуме и формированию его профессионально-нравственной, деонтологиче-ской и общей профессиональной культуры дистанционное обучение является неприемлемым. Обобщая мнения ученых можно сделать выво-

ЧИППКРО

ды о прогрессивном значении информационного компонента образовательной среды организаций ДПО МВД России.

Рассматривая образовательную среду организаций ДПО МВД России с точки зрения системно структурной природы, нельзя не отметить важность такого элемента, как педагогическое прогнозирование, заключающегося в научно обоснованной деятельности, направленной на исследование возможных преобразований, тенденций развития и перспектив субъектов и объектов педагогической деятельности [22, с. 3]. Применительно к теме исследования, большой интерес представляет мнение о том, что результаты образования носят отсроченный характер и объективное их выражение и проявление происходит зачастую только в процессе служебной деятельности. Другими словами, образовательная среда закладывает только фундамент, через служебно-учебную и практи-ко-ориентированную составляющую, а реальную оценку ее эффективности может дать только время и конкретные служебные реалии в будущем.

Таким образом, опираясь на процесс прогнозирования, можно представить образовательную среду совокупностью следующих ее разновидностей: служебно-учебная, практико-ориентированная и служебно-боевая. Служеб-но-боевая среда является площадкой для внешнего проявления профессиональных качеств, нравственной культуры и компетентности специалиста после окончания образовательной организации МВД России [23, с. 176].

Резюмируя вышеперечисленное, спецификой образовательной среды организаций ДПО МВД России является следующее:

1. Системно-структурный характер с составными частями - компонентами (деятельност-ный, социальный, информационный и предметный).

2. Служебно-учебная природа, заключающаяся как в выполнении учебных функций, так и в систематическом выполнении поставленных задач без отрыва от образовательного процесса.

3. Практико-ориентированная природа обучения, имеющая конкретный вектор развития и нацеленная на погружение образовательного пространства в специфику конкретной деятельности.

4. Социальный компонент, подразумевающий нравственно-этическое развитие обуча-

ющегося, рост осознания им своих профессиональных ценностей.

5. Информационный компонент, выражающийся в использовании передовых технологий ведомственной системы образования, за исключением некоторых форм дистанционного обучения как такового, несмотря на его экономическую привлекательность.

6. Наличие института педагогического прогнозирования в рамках учебного процесса, а также оценивание эффективности полученного образования с позиции адаптации к служебно-боевой среде при непосредственном выполнении служебных обязанностей.

Проанализировав специфические особенности образовательной среды организаций ДПО МВД России, дадим ей авторское определение. Образовательная среда организаций ДПО МВД России -это сложная системно-структурная модель, состоящая из ряда компонентов, имеющая служебно-учебную, практико-ориентированную, служебно-боевую природу и направленная на формирование личности сотрудника-профессионала через процессы обучения-воспитания, а также логичного, объективного педагогического прогнозирования.

Библиографический список:

1. Маклафлин К. Исследование системы педагогической помощи и поддержки в школах Англии и Уэльса / К. Маклафлин // Новые ценности образования: забота - поддержка-консультирование. Инноватор. - 1996. - Вып. 6. -С.99-105.

2. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию / Дж. Гибсон. - М. : КоЛибри, 1988. - 464 с.

3. Мооs R. Evaluating educational environments procedures, measures, findings and policy implications / R. Мооs. San Francisco: Jossey -Bass, 1979.

4. Козырев В. А. Теоретические основы развития гуманитарной образовательной среды педагогического университета : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.01 / В. А. Козырев. - СПб., 1999. - 46 с.

5. Петрова Н. П. Информационно-образовательная среда как условие формирования профессионально-личностной компетентности учителя иностранного языка / Н. П. Петрова // Образование. Наука. Инновации. - 2012. -№ 1 (21). - С. 198-203.

6. Шапран Ю. П. Образовательная среда вуза: типология, функции, структура [Электронный ресурс] / Ю. П. Шапран, О. И. Шапран // Молодой ученый. - 2015. - № 7. - С. 881-885. -Режим доступа: https://moluch.ru/archive/87/ 16910/ (дата обращения: 24.03.2019).

7. Арендачук И. В. Образовательная среда вузов как фактор психолого-педагогических рисков / И. В. Арендачук // Образование в современном мире: сборник научных статей / под ред. проф. Ю. Г. Голуба. - Саратов : Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского, 2012. - С. 3-9.

8. Авдиенко Г. Ю. Концепция социально-психологической комфортности образовательной среды вуза в системе психологического обеспечения к ней учащихся : монография / Г. Ю. Авдиенко. - СПб., 2010. - 316 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Ерошенков Н. В. Образовательная среда вуза МВД России в профессионально-нравственной подготовке будущего полицейского [Электронный ресурс] / Н. В. Ерошенков // Современные исследования социальных проблем : электронный научный журнал. - 2012. - № 11 (19). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/)ournal/n/sovremennye-issledo vamya-sotsialnyh-proЫem (дата обращения: 11.03.2019).

10. Губин В. А. Факторы образовательной среды вуза, влияющие на развитие личности обучающегося / В. А. Губин, Г. Ю. Авдиенко // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2015. - № 2 (61). - С. 26-32.

11. Деккерт Д. В. Формирование профессио-нально-деонтологической культуры сотрудников ГПС МЧС России в организации дополнительного профессионального образования : монография / Д. В. Деккерт. - Челябинск : Цицеро, 2016. - 135 с.

12. Иоголевич Н. И. Развитие системы оценки профессиональных компетенций сотрудников правоохранительных органов / Н. И. Иого-левич, В. А. Иоголевич, С. И. Иванова // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2018. - № 1 (72). - С. 60-65.

13. Базулина А. А. Специфика организации профессионального обучения лиц, впервые принимаемых на службу в органы внутренних дел / А. А. Базулина // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2018. - № 2 (78). - С. 190-193.

14. Минжанов Н. А. О педагогической культуре личности сотрудника ОВД / Н. А. Минжанов, Г. Н. Ертысбаева // Психопедагогика в правоохранительных органах. - 2013. - № 2 (53). -С.71-72.

15. Исаева Н. Н. Психолого-педагогическая культура офицеров и ее воспитательное значение в решении задач психологической совместимости подчиненных / Н. Н. Исаева // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2010. - № 1. - С. 167-171.

16. Вердинян Г. В. Вопросы модернизации юридической педагогики в целях воспитания нового поколения юристов / Г. В. Вердинян // Образование и право. - 2012. - № 5. -С.138-143.

17. Куис Ю. А. Педагогико-управленческая культура офицера внутренних войск МВД России / Ю. А. Куис // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. -2012.- № 4.- С. 197-201.

18. Эльканова С. Д. Профессионально-педагогическая культура педагога и ее основные компоненты / С. Д. Эльканова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение : научно-образовательный журнал. - 2013. - № 5 (31). -С.195-200.

19. Солоницын Д. А. О проблеме развития педагогической культуры офицера в процессе военной службы / Д. А. Солоницын // Психопедагогика в правоохранительных органах. -2014. - № 3 (58). - С. 22-24.

20. Катаргулов А. Н. Построение информационной образовательной среды в вузе / А. Н. Ка-таргулов // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2012. - № 1 (20). - С. 206-210.

21. Гуде С. В. Информационно образовательная среда как средство реализации дистанционных образовательных технологий в вузах МВД России / С. В. Гуде, П. В. Арбузов // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2013. - № 3 (26). - С. 127-132.

22. Присяжная А. Ф. Педагогическое прогнозирование в системе непрерывного педагогического образования (методология, теория, практика) : автореф. дис. ... д-ра пед. наук : 13.00.08 / А. Ф. Присяжная. - Екатеринбург, 2006. - 42 с.

23. Слюсарев А. В. Теоретические основы обеспечения качества образования в вузе внутренних войск МВД России / А. В. Слюсарев,

ЧИППКР0

А. Н. Сивак // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. - 2014. - № 4 (64). -С. 173-176.

References:

1. McLaughlin K. Study of the system of pedagogical assistance and support in schools in England and Wales [Issledovanie sistemy pedagog-icheskoj pomoshchi i podderzhki v shkolah Anglii i Uel'sa], New values of education: care - support -counseling. Innovator, 1996, No. 6, pp. 99-105.

2. Gibson J. Environmental approach to visual perception [Ekologicheskij podhod k zritel'nomu vospriyatiyu], 1988. 464 p.

3. Moos R. Evaluating educational environments procedures, measures, findings and policy implications, San Francisco: Jossey - Bass, 1979.

4. Kozyrev V. A. Theoretical bases of development of humanitarian educational environment of the Pedagogical University: Diss thesis of doc. of ped. sci. [Teoreticheskie osnovy razvitiya gumanitarnoj obrazovatel'noj sredy pedagog-icheskogo universiteta: avtoref. dis. dok. ped. nauk], Saint Petersburg, 1999. 46 p.

5. Petrova N. P. Information-educational environment as a condition of formation of the professional-personal competence of the teacher of a foreign language (in Russian) [Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak uslovie formirovaniya professional'no-lichnostnoj kompetentnosti uchitelya inostrannogo yazyka], Education. Science. Innovations, 2012, No. 1 (21), pp. 198-203.

6. Shapran Yu. P., Shapran O. I. Educational environment of the university: typology, functions, structure [Obrazovatel'naya sreda vuza: tipologiya, funkcii, struktura], Young scientist, 2015, No. 7, pp. 881-885. [Web resource], access mode: https://moluch.ru/archive/87/16910/ (accessed date: 03/24/2019).

7. Arendachuk I. V. Educational environment of universities as a factor of psychological and pedagogical risks [Obrazovatel'naya sreda vuzov kak faktor psihologo-pedagogicheskih riskov], Education in the modern world: a collection of scientific articles, Saratov: Saratov National Research State University, 2012, pp. 3-9.

8. Avdiyenko G. Yu. The concept of socio-psychological comfort of the educational environment of the university in the system of psychological support for students: monograph [The concept of socio-psychological comfort of the educational

environment of the university in the system of psychological support for students: monograph], Saint Petersburg, 2010. 316 p.

9. Eroshenkov N. V. Educational environment of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the professional and moral training of the future policeman [Obrazovatel'naya sreda vuza MVD Rossii v profes-sional'no-nravstvennoj podgotovke budushchego po-licejskogo], Modern research of social problems (electronic scientific journal), 2012, No. 11 (19) [Web resource], access mode: https://cyberleninka.ru/journal/ n/ sovremennye-issledovaniya-sotsialnyh-problem (accessed date: 03/11/2019).

10. Gubin V. A., Avdienko G. Y. Factors of the educational environment of the university, influencing the development of the student's personality [Faktory obrazovatel'noj sredy vuza, vliyayushchie na razvitie lichnosti obuchayushchegosya], Psy-chopedagogy in law enforcement agencies, 2015, No. 2 (61), pp. 26-32.

11. Dekkert D. V. Formation of professional deontological culture of the employees of the State Firefighting Service of the Ministry of Emergency Situations of Russia in the organization of additional professional education: monograph [Formi-rovanie professional'no-deontologicheskoj kul'tury sotrudnikov GPS MCHS Rossii v organizacii dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovaniya: monografiya], Chelyabinsk, 2016. 135 p.

12. Iogolevich N. I., Iogolevich V. A., Ivanova S. I. Development of the system of evaluation of professional competences of law enforcement officers [Razvitie sistemy ocenki professional'nyh kompetencij sotrudnikov pravoohranitel'nyh or-ganov], Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2018, No. 1 (72), pp. 60-65.

13. Basulina A. A. Specifics of the organization of professional training of persons who are being recruited for the first time [Specifika organizacii pro-fessional'nogo obucheniya lic, vpervye prinimaemyh na sluzhbu v organy vnutrennih del], Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018, No. 2 (78), pp. 190-193.

14. Minzhanov N. A., Ertysbayeva G. N. About pedagogical culture of the personality of the employee of the Department of Internal Affairs [O pedagogicheskoj kul'ture lichnosti sotrudnika OVD], Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2013, No. 2 (53), pp. 71-72.

15. Isayeva N.N. Psychological and pedagogical culture of officers and its educational im-

portance in solving the problems of psychological compatibility of subordinates [Psihologo-pedagogicheskaya kul'tura oficerov i ee vospi-tatel'noe znachenie v reshenii zadach psiholog-icheskoj sovmestimosti podchinennyh], Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2010, No. 1, pp. 167-171.

16. Verdinyan G. V. Issues of modernization of legal pedagogy in order to educate a new generation of lawyers (in Russian) [Voprosy modernizacii yuridicheskoj pedagogiki v celyah vospitaniya no-vogo pokoleniya yuristov], Education and Law, 2012, No. 5, pp. 138-143.\

17. Kuis Yu. A. Pedagogical and managerial culture of an officer of the Interior Troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Pedagogiko-upravlencheskaya kul'tura oficera vnutrennih vojsk MVD Rossii], Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012, No. 4, pp. 197-201.

18. Elkanova S. D. Professional andpedagogi-cal culture of a teacher and its main components [Professional'no-pedagogicheskaya kul'tura peda-goga i ee osnovnye komponenty], Education. Science. Innovations: scientific and educational journal, 2013, No. 5 (31), pp. 195-200.

19. Solonitsyn D. A. About the problem of development of pedagogical culture of an officer in the process of military service [O probleme razvitiya pedagogicheskoj kul'tury oficera v processe voennoj sluzhby], Psychopedagogy in law enforcement agencies, 2014, No. 3 (58), pp. 22-24.

20. Katargulov A. N. Building an information educational environment in the university [Postroenie informacionnoj obrazovatel'noj sredy v vuze], Bulletin of Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2012, No. 1 (20), pp.206-210.

21. Gude S. V., Arbuzov P. V. Information and Educational Environment as a Means of Implementation of Distance Education Technologies in Higher Education Institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Informacionno-obrazovatel'naya sreda kak sredstvo realizacii dis-tancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij v vuzah MVD Rossii], Bulletin of the Volgograd Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2013, No. 3 (26), pp. 127-132.

22. Prisyazhnaya A. F. Pedagogical forecasting in the system of continuous pedagogical education (methodology, theory, practice): Diss thesis of doc.

ffayHHo-meopemmecKuü .xypnaA

74

of ped. sci. [Pedagogicheskoe prognozirovanie v sisteme nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya (metodologiya, teoriya, praktika): avtoref. dis. dok. ped. nauk], Yekaterinburg, 2006. 42 p.

23. Slyusarev A. V., Sivak A. N. Theoretical bases of ensuring the quality of education in the

ЧИППКР0

university of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia [Teoreticheskie osnovy obespecheniya kachestva obrazovaniya v vuze vnutrennih vojsk MVD Rossii], Bulletin of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2014, No. 4 (64), pp. 173-176.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.