Научная статья на тему 'Пути оптимизации системы дистанционного обучения в процеcсе переподготовки и повышения квалификации офицеров в военном вузе'

Пути оптимизации системы дистанционного обучения в процеcсе переподготовки и повышения квалификации офицеров в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
718
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА ВОЕННЫХ КАДРОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Четвертакова Ж. В.

В работе рассматриваются возможности применения дистанционного образования в процессе профессиональной переподготовки и повышении квалификации военных кадров. Дистанционное образование осуществляет образовательный процесс на расстоянии. Указаны преимущества дистанционного образования перед традиционными формами обучения. В статье описаны условия, необходимые для реализации в учебном центре системы современного дистанционного образования в процессе переподготовки и повышения квалификации офицеров. К этим условиям относят наличие современных компьютерных классов и серверов, свободный доступ к сети Интернет с любого учебного места, наличие обширной электронной библиотеки, наличие тренажеров к современному вооружению и военной техники, наличие квалифицированных кадров, наличие электронных учебно-методических комплексов, наличие административной поддержки. Обучение при дистанционном образовании становится интерактивным, при этом возрастает значение самостоятельной работы у обучающихся. Таким образом, возможно внедрение дистанционных форм обучения в процесс переподготовки и повышения квалификации офицеров в военных вузах, которое позволит оперативно и без потерь качества переучивать офицеров по смежным военно-инженерным специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Четвертакова Ж. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути оптимизации системы дистанционного обучения в процеcсе переподготовки и повышения квалификации офицеров в военном вузе»

сква [Электронный ресурс]. URL: http://www. rg.ru

4. Joomla 1.5 [Электронный ресурс]. URL: http:// cv.wikibooks.org/wiki/Joomla!/Joomla!_1.5_/

5. JS Jobs [Электронный ресурс]. URL: http:// vjoomla.ru

References

1. Yur'ev V.M., Chvanova M.S., Peredkov V.M. Universitet kak tsentr innovatsionno-obrazova-tel'nogo klastera // Vestnik Tambovskogo Univer-siteta. Ser.: Gumanitarnye nauki. Tambov, 2007. Vyp. 5 (49). C. 7-12.

2. Lyskova V.Yu., Koroleva N.L. Vnedrenie klas-ternogo podkhoda na kafedre informatiki i infor-matsionnykh tekhnologiy TGU imeni G.R. Derz-havina // Vestnik Tambovskogo Universiteta. Ser.: Estestvennye i tekhnicheskie nauki. Tambov, 2010. T. 15. Vyp. 6. S. 1966-1968.

3. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federat-sii ot 20 oktyabrya 2010 g. N 1815-r g. Moskva [Elektronnyy resurs]. URL: http://www.rg.ru

4. Joomla 1.5 [Elektronnyy resurs]. URL: http:// cv.wikibooks.org/wiki/Joomla!/Joomla!_1.5_/

5. JS Jobs [Elektronnyy resurs]. URL: http://vjoomla.ru/

IMPLEMENTATION OF CLUSTER APPROACH: WEB-SITE «IT ORDERS FOR STUDENTS-INFORMATICS»

V.Y. Liskova, K.A. Firsova

The article cluster approach is seen as a condition for the implementation of social partnership to provide students informatics current topics of research. To search for interesting topics and customers created web-site «IT orders of computer science students». As the current research topics for students of informatics is considered development and information services to major consumers of IT services in the region. The social partners authors attribute the business community, non-profit organization. Defined list of essential services for each group of social partners. In the article the necessity of creating an information resource order database in which the customers IT needs of the region leave their orders. And provides a functional block diagram of the site describes the main features of the site on CMS Joomla component and JS Jobs. Examined the contents of key sections of the web-site «New Task», «Add a resume» and work with them.

Key words: cluster approach, higher education, students of computer science, information service, Joomla, web-site.

КРАТКИЕ СООБЩЕНИЯ

УДК 37.014

ПУТИ ОПТИМИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕ^Е ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ОФИЦЕРОВ

В ВОЕННОМ ВУЗЕ

Ж.В. Четвертакова

В работе рассматриваются возможности применения дистанционного образования в процессе профессиональной переподготовки и повышении квалификации военных кадров. Дистанционное образование осуществляет образовательный процесс на расстоянии. Указаны преимущества дистанционного образования перед традиционными формами обучения. В статье описаны условия, необходимые для реализации в учебном центре системы современного дистанционного образования в процессе переподготовки и повышения квалификации офицеров. К этим условиям относят наличие современных компьютерных классов и серверов, свободный доступ к сети Интернет с любого учебного места, наличие обширной электронной библиотеки, наличие тренажеров к современному вооружению и военной техники, наличие квалифицированных кадров, наличие электронных учебно-методических комплексов, наличие административной поддержки. Обучение при дистанционном образовании становится интерактивным, при этом возрастает значение самостоятельной работы у обучающихся. Таким образом, возможно внедрение дистанционных форм обучения в процесс переподготовки и повышения квалификации офицеров в военных вузах, которое позволит оперативно и без потерь качества переучивать офицеров по смежным военно-инженерным специальностям.

Ключевые слова: дистанционное обучение, повышение квалификации, переподготовка военных кадров, информационные технологии.

Технологии дистанционного обучения (ДО) позволяют осуществлять образовательный процесс на расстоянии, при этом не

только не теряя качество данного процесса, а наоборот, повышая его за счет индивидуализации, активных методов обучения, дву-

стороннего взаимодействия преподавателя и обучающегося. Кроме того, к преимуществам дистанционного обучения относятся такие характерные черты, как гибкость, модульность, технологичность, обновление роли педагога, повышение мотивации и самоорганизации слушателей. Обучение при этом становится интерактивным, возрастает значение самостоятельной работы обучающихся, усиливается интенсивность учебного процесса.

В процессе прохождения службы офицеры в обязательном порядке проходят курсы переподготовки и повышения квалификации, при этом совсем не обязательно осуществлять данные курсы непосредственно в военных вузах. Достаточно организовать курсы дистанционного обучения в соединениях или даже в воинских частях, используя для этого Интернет.

В современных условиях ДО является актуальным, особенно в условиях внедрения новых, в том числе информационных технологий, когда обучение большого числа сотрудников зачастую связано со значительными расходами. Значимость дистанционного обучения подтверждается как зарубежным опытом, так и постепенным внедрением технологий и методов ДО в военных вузах России. Внедрение подобной формы в процесс переподготовки и повышения квалификации офицеров не только обогатит педагогическую науку разработкой методических основ деятельности преподавателей при использовании дистанционных технологий обучения, но и поднимет статус военного вуза, при этом офицеры дополнительно получат возможность развивать навыки самообразования и совершенствовать знания по управлению, психологии, информационным и телекоммуникационным системам. Но для реализации системы современного ДО в процессе переподготовки и повышения квалификации офицеров вузу, учебному центру, соединению необходимо:

- наличие современных компьютерных классов, мощных серверов, объединенных в единую локальную сеть, хотя бы в рамках вуза, которые позволят не только создать сайт ДО, но и организовать электронные почтовые системы, чаты, видеоконференции, поисковые системы библиотечных данных;

- сочетание текста, иллюстративного и медийного материала, объединенных развернутым гипертекстовым аппаратом и снабженных интерактивными сервисами (такими как тесты, контрольные вопросы и др.), с целью облегчения процесса самостоятельного изучения дисциплины и подготовки слушателя к эффективному общению с педагогом;

- свободный доступ к электронным библиотечным фондам и сети Интернет с любого учебного места;

- существование современных информационных технологий, сочетающих цифровую технику и систему передачи информации (почтовые системы, чаты, видеоконференции), например, интерактивный пользовательский интерфейс, технические устройства, которые не только собирают, хранят, распространяют, создают, комбинируют и синтезируют знания, но и способствуют быстрому обмену информации и документообороту в процессе обучения;

- наличие в электронной библиотеке разнообразных электронных учебных пособий, учебников, обучающих курсов, которые как минимум должны соответствовать современным требованиям;

- наличие современной учебно-материальной базы (нового вооружения и военной техники из серийных образцов, а также тренажеров к ним, современного лабораторного оборудования и технических средств обучения, периферийного оборудования, оснащенность полевой учебной базы объектами и комплексами боевой подготовки, полигонным оборудованием, средствами связи, управления и контроля, в соответствии с требованиями учебно-методических комплексов);

- наличие квалифицированных кадров, которые могут разработать структуру и концепцию курса ДО, а также специалистов, которые могут спроектировать и внедрить новые методы и средства обучения: редакторы, создатели теле- и радиопрограмм, графические дизайнеры, эксперты в области программного обеспечения, экзаменаторы и т.д.;

- иметь развитую систему поддержки слушателей, т.е. прикрепление слушателей по каждому из предметов к одному из пре-

подавателей-наставников, обязанностью которых должен является не только контроль процесса обучения (составление дополнительных заданий для слушателей, проверка их занятий, организация и проведение электронных семинаров, письменных работ, текущих и итоговых аттестационных мероприятий, оказание консультационных услуг по электронной почте, телефону), но и его управление, заключающееся в эффективном взаимодействии;

- иметь хорошо отработанную систему обеспечения учебными ресурсами (каждый слушатель должен получать нужные учебные материалы и информацию в нужное время);

- наличие электронных учебно-методических комплексов (УМК) дисциплины (совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению слушателями учебного материала, входящего в рабочую программу учебной дисциплины (модуля учебной дисциплины) рабочего учебного плана для всех форм и специальностей (направлений) подготовки), которые должны содержать следующие материалы: программу освоения учебного материала, соответствующую требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, учитывающую специфику подготовки военного специалиста, содержащую тематический план, план проведения практических занятий и лабораторных работ, балльно-рейтинговую систему оценки знаний слушателей, а также методические рекомендации по изучению дисциплины (комплекс рекомендаций и разъяснений, позволяющий слушателю оптимальным образом организовать процесс изучения данной дисциплины, при разработке рекомендаций необходимо учитывать, что курс изучается слушателем самостоятельно); образовательные электронные издания и ресурсы; тематика рефератов и курсовых работ, перечень вопросов к зачету (экзамену), задания для лабораторных работ, задания для практической работы, список литературы;

- административная поддержка ДО, заключающаяся в общем управлении процессом обучения слушателя - зачислении и от-

числении, переводе на следующий курс и семестр, решении связанных с этим всех организационных вопросов (администраторы системы дистанционного обучения).

Таким образом, на основе сформулированных предложений возможно внедрение дистанционных форм обучения в процесс переподготовки и повышения квалификации офицеров в военных вузах, которое позволит оперативно и без потерь качества переучивать офицеров по смежным военно-инженерным специальностям, при этом реализация функций ДО в процессе переподготовки и повышения квалификации офицеров в военных вузах по военно-инженерным специальностям будет содействовать их профессиональному росту и профессиональной мобильности при освоении ими как новых, так и смежных военно-инженерных специальностей, повысив тем самым эффективность процесса переподготовки и повышения квалификации.

Литература

1. Андреев А.А., Меркулов В.П., Тараканов Г.В. Современные телекоммуникационные системы в образовании // Педагогическая информатика. 1995. № 1. С. 55-63.

2. Андреев А.А., Солдаткин В.И. Дистанционное обучение: сущность, технология, организация. М.: Изд-во МЭСИ, 2000.

3. Волов В.Т. История дистанционного образования // Инновации в образовании. 2001. № 3. С. 115-126.

4. Мячин А.Н. Инновационные технологии в таможенном ВУЗе: возможности и перспективы // Ученые записки Санкт-Петербургского филиала РТА. 2006. № 2. С. 142-155.

References

1. Andreev A.A., Merkulov V.P., Tarakanov G.V. Sovremennye telekommunikatsionnye sistemy v obrazovanii // Pedagogicheskaya informatika. 1995. № 1. S. 55-63.

2. Andreev A.A., Soldatkin V.I. Distantsionnoe ob-uchenie: sushchnost', tekhnologiya, organizatsiya. M.: Izd-vo MESI, 2000.

3. Volov V.T. Istoriya distantsionnogo obrazova-niya // Innovatsii v obrazovanii. 2001. № 3. S. 115-126.

4. Myachin A.N. Innovatsionnye tekhnologii v ta-mozhennom VUZe: vozmozhnosti i perspektivy // Uchenye zapiski Sankt-Peterburgskogo filiala RTA. 2006. № 2. S. 142-155.

OPTIMIZATION WAYS OF DISTANCE LEARNING IN THE PROCESS OF RETRAINING AND ADVANCED TRAINING OF OFFICERS IN THE MILITARY COLLEGE

J.V. Chetvertakova

This paper considers the possibility of the use of distance education in the process of retraining and advanced training of military personnel. Distance education provides the educational process in the distance. We are shown to the advantages of distance education traditional forms of learning. This article describes the conditions necessary for the implementation of the training center of modern distance education in the process of retraining and advanced

training of officers. These conditions include the availability of modern computer labs and servers, free access to the Internet from any place of the school, the presence of a vast electronic library, the availability of simulators to modern weaponry and military equipment, the availability of qualified personnel, the availability of electronic teaching materials, the availability of administrative support. Education in distance education becomes interactive, it increases the value of students' independent work. Thus, it became possible introduction of distance learning in the process of training and retraining of officers in military high schools, which will quickly and without loss of quality retrain officers on military-related engineering programs.

Key words: distance learning, training, re-training of military personnel and information technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.