Научная статья на тему 'Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей'

Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2909
467
Поделиться
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
СЕМЬЯ / ДЕТИ / ВОСПИТАНИЕ / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / FAMILY / CHILDREN / HEALTH / HEALTHY LIFESTYLE / CHILD REARING

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маркова А. И., Ляхович А. В., Гутман М. Р.

В работе рассматривается семья с позиции отношения к здоровью. В фокусе внимания детей образ жизни родителей, который они копируют в собственной модели поведения. На материале социологического опроса родителей (n = 528) и подростков-школьников (n = 344) установлено, что к окончанию школы у детей формируются нормы поведения, принятые в семье. Отмечены девальвация семейных ценностей, снижение ответственности родителей за здоровье детей. Педагогическая несостоятельность родителей в привитии норм здорового образа жизни (ЗОЖ) детям обусловлена их личным примером, недостаточной мотивированностью на ЗОЖ, распространенностью вредных привычек.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Маркова А. И., Ляхович А. В., Гутман М. Р.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

PARENTAL QUALITY OF LIFE AS A DETERMINANT OF CHILDREN'S HEALTH

The paper considers a family in the context of an attitude towards health. The focus of attention in children is their parental lifestyle they imitate in their behavioral model. A sociological survey of parents (n = 328) and adolescent schoolchildren (n=344) has established that by the time of leaving school, the children form behavioral norms accepted in their families. There is devaluation of family values and lesser parenteral responsibility for children’s health. The pedagogical unsoundness of the parents to cultivate healthy lifestyle (HLS) habits in children is due to their personal example, inadequate HLS motivation, and the spread of bad habits.

Текст научной работы на тему «Образ жизни родителей как детерминанта здоровья детей»

обучения школьников могут служить такие педагогические технологии, которые предполагают снижение утомительного влияния образовательной нагрузки за счет как создания благоприятных условий и организации обучения, так и повышения функциональных возможностей организма школьников.

литер атура

1. Башканова Г. Л., Уланова С. А., Шульга А. А. Организация учебной работы в условиях активной сенсорно-развивающей среды. - Сыктывкар, 2000.

2 . Куинджи Н. Н., Степанова М. И. // Гиг. и сан. - 2000. - № 1. - С. 44-48.

3 . Кучма В. Р., Сухарева Л. М., СтепановаМ. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. - М., 2009.

4. Степанова М. И., Александрова И. Э., Седова А. С. // Рос. педиатр. журн. - 2009. - № 2. - С. 11-14.

5. Сухарев А. Г. Образовательная среда и здоровье учащихся: Науч.-метод. пособие. - М., 2009.

6 . Сухарева Л. М., Надеждин Д. С., Храмцов П. И. // Гигиена детей и подростков: история и современность. Проблемы и пути решения: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международ. участием. - М., 2009. - С. 439-441.

7. Федеральный государственный общеобразовательный стандарт основного общего образования / Министерство образования и науки Российской Федерации. - М., 2011.

Поступила 31.05.11

© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.95:316.356.2

А. И. Маркова, А. В. Ляхович, М. Р. Гутман

ОБРАЗ ЖИЗНИ РОДИТЕЛЕЙ КАК ДЕТЕРМИНАНТА ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета им. И. М. Сеченова

В работе рассматривается семья с позиции отношения к здоровью. В фокусе внимания детей - образ жизни родителей, который они копируют в собственной модели поведения. На материале социологического опроса родителей (п = 528) и подростков-школьников (п = 344) установлено, что к окончанию школы у детей формируются нормы поведения, принятые в семье. Отмечены девальвация семейных ценностей, снижение ответственности родителей за здоровье детей. Педагогическая несостоятельность родителей в привитии норм здорового образа жизни (ЗОЖ) детям обусловлена их личным примером, недостаточной мотивированностью на ЗОЖ, распространенностью вредных привычек.

Ключевые слова: семья, дети, воспитание, здоровье, здоровый образ жизни

A. I. Markova, A. VLyakhovich, M. R. Gutman - PARENTAL QUALITY OF LIFE AS A DETERMINANT OF CHILDREN'S HEALTH

Research Institute of Public Health and Management of Health Care Service, I. M. Sechenov First Moscow State Medical University, Moscow

The paper considers a family in the context of an attitude towards health. The focus of attention in children is their parental lifestyle they imitate in their behavioral model. A sociological survey of parents (n = 328) and adolescent schoolchildren (n=344) has established that by the time of leaving school, the children form behavioral norms accepted in their families. There is devaluation offamily values and lesser parenteral responsibility for children’s health. The pedagogical unsoundness of the parents to cultivate healthy lifestyle (HLS) habits in children is due to their personal example, inadequate HLS motivation, and the spread of bad habits.

Key words: family, children, child rearing, health, healthy lifestyle

Из всех факторов социализации институт семьи является самым значимым, его влияние человек испытывает с рождения на протяжении многих лет, аккумулируя традиции и ценности семьи и передавая их следующим поколениям. Семья - это малая социальная ячейка, члены которой связаны взаимной любовью и уважением, общностью быта, духовно-нравственной атмосферой, взаимопомощью и моральной ответственностью. С этих позиций семья является основой здоровья и благополучия всех ее членов. Безусловными лидерами по охране здоровья семьи являются родители. Их отношение к здоровью и образ жизни (позитивный или негативный) часто определяет поведение и здоровье других членов семьи. Особенно дети копируют сценарии поведения родителей. Воспитание здорово-

Маркова А. И. - канд. мед. наук, вед. науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи (т. 8(499)246-22-83); Ляхович А. В. - д-р мед. наук, проф., зав. отд. проблем формирования общественного здоровья (alelakov@yandex.ru); Гутман М. Р. - науч. сотр. лаб. формирования здоровья детей и молодежи

го ребенка - основная функция семьи. Здоровье - это многогранное понятие. Относительно детей общесемейная деятельность по охране здоровья должна ориентироваться на позитивные установки: формирование и сохранение физического и психического развития, соответствующего канонам возрастной периодизации на разных этапах их жизнедеятельности. Это нравственное и интеллектуальное воспитание, формирование адекватного отношения к жизненным ценностям и гражданской позиции к девиациям в обществе. Последнее особенно актуально в настоящее время с учетом распространенности потребления психоактивных веществ детьми и подростками, которые приняло угрожающие масштабы [1, 2, 15, 22, 23, 25].

Рассматривая здоровье подрастающего поколения как стратегическое направление, Европейское региональное бюро ВОЗ выдвинуло ряд задач, в числе которых ведение здорового образа жизни - ЗОЖ (адекватный рацион питания, физическая активность, гигиена полости рта), предупреждение опасных форм поведения (злоупотребление табаком, алкоголем и другими психоактивными

55

гиена и санитария

2/2012

веществами), безопасный секс. Реализация задач европейской стратегии базируется на первичной профилактике факторов риска для здоровья детей и подростков, которое осуществляет социальное окружение [11, 12, 14, 17]. Успешность этого процесса зависит от непосредственного участия семьи, решающей задачи обеспечения благополучия среды обитания в бытовых условиях, просвещения по вопросам взаимоотношений и родительских обязанностей, участия семьи в улучшении состояния здоровья детей и подростков путем контроля их поведения, организации досуга, формирования нравственных убеждений. Это качественная сторона жизнедеятельности семьи, отражающая степень удовлетворенности основных жизненных потребностей: физиологических (в пище, воде, жилище, воспроизводстве), духовных и культурных, в безопасности, любви, уважении, авторитете, самовыражении и самореализации [19, 26].

Неадекватное поведение родителей (невнимание к детям, грубость, жестокость, пьянство, курение) может играть отрицательную роль для детей: детерминировать отклонения в состоянии здоровья, неблагополучное развитие личности, провоцировать отклоняющееся поведение и приобщение к референтным и неформальным группировкам с отягощающими последствиями [3, 6, 7, 9, 10, 16].

В нашей стране в условиях развивающейся рыночной экономики, когда многие медицинские, оздоровительные и спортивные услуги для укрепления здоровья доступны не всем, первичная профилактика приобретает особо значительную роль. Разумное выполнение элементов ЗОЖ в условиях семьи часто может быть единственным и решающим способом сохранения здоровья, не требующим значительных материальных вложений. Это реально осуществимо при осознании родителями собственной роли и активной позиции в сохранении здоровья членов семьи и особенно детей.

В процессе управления здоровьем потенциал семьи включает медицинскую компетентность, своего рода «искусство» формировать здоровые навыки, мотивированность действий, от которых зависит степень протекции цели.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Цель исследования - диагностика образа жизни родителей и их деятельность по сохранению и укреплению здоровья детей.

Материалы и методы

Для реализации поставленной цели проведено социологическое исследование, в котором (независимо друг от друга) участвовали родители и учащиеся средних и старших классов 3 общеобразовательных школ Москвы. В опросе приняли участие 328 взрослых человек: 291 мать (88,7%), 22 отца (6,7%), 15 бабушек (4,5%) и 344 школьника. Опрос проводился по анонимным анкетам, в которых дублировались определенные блоки вопросов, позволяющие получить мнение взрослых и подростков на одни и те же вопросы. Анкета для родителей содержала вопросы, отражающие отношение к своему здоровью и здоровью детей, оценку образа жизни детей и роль воспитательной практики по формированию поведения детей. Составление базы данных, обработку и анализ информации осуществляли с использованием стандартного пакета прикладных программ Excel для Windows (MS Office 2007) и специально разработанного программного обеспечения.

Результаты и обсуждение

В аспекте формирования здоровья в семье оценка родителями значимости здоровья для жизни является определяющей. Преобладающее большинство (94,6%) родителей считают здоровье необходимым, первостепенным условием для полноценной жизнедеятельности. Однако приоритетность здоровья в шкале жизненных ценностей не вполне согласуется с их взглядами на причинно-следственные связи здоровья и влияющих на него факторов. В условиях одновременного воздействия на человека множества неблагоприятных факторов доминирует поведение (образ жизни). Эту точку зрения разделяют 79,8% респондентов. В ранжированном ряду факторов, влияющих на здоровье, по мнению взрослого населения, велика роль наследственности (64%) и экологии (58,9%). Ученые отводят этим факторам менее значимую роль (20-22%)'. Кроме того, чем в большей степени вероятны влияния наследственности и экологии, тем в большей степени значимо поведение (негативное или позитивное) для проявления болезни или нивелирования факторов риска. Отстаивая роль этих факторов, взрослое население не анализирует стиль жизни. В то время как адекватная оценка поведения (образ жизни) и предполагает активные действия для сохранения здоровья.

Характеристика образа жизни убедительно доказывает обратную тенденцию. Эволюционно сложившиеся потребности человека в питании и движении являются предметом постоянного обсуждения по причине нарастающего дисбаланса в их соотношении. Дисбаланс провоцирует отклонения в состоянии здоровья. Недооценка взаимосвязи этих показателей определяет поведение человека в быту. Обеспечение семьи двух- и трехразовым горячим питанием соблюдается менее чем в 50% случаев. В некоторых семьях горячее питание нерегулярное. Следовательно, в значительном проценте случаев в семейно-бытовых условиях имеют место нарушения пищевого поведения, так как рациональное питание (количество приемов пищи и ее качественный состав) не соблюдаются [8]. Питание бутербродами, фастфудами не обеспечивает организм необходимыми для жизнедеятельности нутриентами, что особенно важно для роста и развития детей, восстановления потраченной энергии и работоспособности.

Двигательная активность как естественная потребность и элемент гигиенической культуры человека также недооценивается взрослым населением. Самостоятельные занятия физкультурой практикуются в 15% случаев, занятия в спортивных секциях и клубах является прерогативой в основном 1/5 части обеспеченного населения. Прогулки на короткие расстояния, ограниченные временем, и без необходимой мышечной нагрузки не погашают двигательный голод, а работа на дачном участке в период летнего отпуска часто имеет отрицательный результат. Объективные условия жизни работающего населения регламентируют свободное время и варианты досуга, в котором преобладают пассивные формы поведения. Необходимые элементы физической нагрузки (физкультура и разные виды спорта) в большинстве семей не практикуются. Характер двигательной активности свидетельствует о выраженной гипокинезии в образе жизни многих семей. Гипокине- 1

1 Лисицын Ю. П. Здравоохранение и страхование здоровья в XXI веке, 2001.

56

зия порождает изменения в организме, снижает функциональные возможности основных систем жизнедеятельности, т. е. является фактором риска. Физические нагрузки в пределах допустимых возможностей организма снимают многие проблемы.

В этом разделе мы не рассматриваем полный спектр элементов гигиенического поведения взрослого населения (личную гигиену, закаливание и др.), соблюдение которых в современных городских условиях (наличие коммунальных удобств) само собой разумеется, хотя жизненные наблюдения за окружающими людьми не всегда подтверждают сложившееся представление о гигиенических навыках. Опосредованно о них можно судить по поведению детей.

Среди многих поведенческих факторов взрослого населения особого внимания заслуживает массовое явление - табакокурение. Результаты опроса показали, что в 27,6% семей курит мать, в 31,6% - отец, в 15,8% - оба родителя, в 17,1% - и другие члены семьи. Приведенные данные корреспондируют с общей тенденцией распространенности курения в нашей стране среди взрослого населения: от 53 до 80% среди мужчин и от 13 до 47% среди женщин2 . Характеризуя образ жизни родителей в бытовых условиях в аспекте курения, следует отметить, что они не проявляют культуры поведения. Они курят везде - в жилых комнатах (7,6%), на кухне (35,7%), балконе (35,7%), лестничной площадке (33,3%). Знания о вреде курения для здоровья детей не останавливают родителей от курения в их присутствии (42,5%). Осуждающее отношение детей к курению родителей и просьбы не курить (21,7%) не находят отклика в поведении родителей. Одни из них (наиболее эгоистичные - 21,7%) продолжают курить в присутствии детей, другие (20%) уходят курить в кухню, на балкон или лестничную площадку. Только 15% родителей прекращают курить в присутствии детей. Следовательно, информированность родителей о вреде курения не коррелирует с их курительным поведением в семье. Отказ от курения даже не рассматривается родителями (15%). Определенная группа респондентов по разным причинам (ухудшение здоровья, ответственность за семью и др.) предпринимали попытки отказа от курения, но в 51,1% их стремления не увенчались успехом. Это закономерно, так как у многих потребителей табака с большим стажем курения сформирована зависимость, требующая активного вмешательства наркологов.

Таким образом, ценность здоровья для взрослых членов семьи в большинстве случаев остается декларативной, не согласуется с активностью, направленной на сохранение здоровья. В таких семьях проблематично воспитание позитивного отношения к здоровью и ЗОЖ у детей. В то же время, осознавая свою ответственность за детей, 92,1% родителей считают, что научить детей бережному отношению к здоровью, обучить полезным прикладным навыкам - прерогатива семьи. Забота о здоровье детей складывается в условиях конкретной семьи силами родителей и ближних родственников. В этом процессе основополагающим следует считать отношение семьи к охране здоровья детей. Результаты данных исследований и литературные источники свидетельствуют о недостаточном внимании родителей к здоровью детей [13, 20]. При анализе школьных амбулаторных карт установлено, что назначенные детям во время диспансеризации врача-

^Всероссийский форум «Здоровье или табак», 25-26 мая 2009 г.

ми поликлиники дообследования, лечение физическими методами часто остаются без внимания родителей, что способствует хронизации процессов, выявленных в начальной стадии. Экспериментальные базовые школы работают по разработанной нами комплексной программе «Здоровье в общеобразовательной школе» в течение 8 лет. В рамках программы проводилось тестирование резервов здоровья школьников сотрудниками ассоциации «Народный Спорт - Парк» по технологии «Навигатор здоровья». Результаты тестирования позволяют объективно оценить функциональное состояние организма индивида и скорректировать направление оздоровительной деятельности. Заключения врачей с индивидуальными рекомендациями в соответствии с функциональными показателями детей были переданы родителям. Однако более трети (35,8%) родителей не ознакомились с результатами обследования, 38% не сочли необходимым выполнение для ребенка рекомендаций врачей. Истинную заботу о здоровье своего ребенка проявили те родители, которые обратились в детскую поликлинику для дообследования (15,1%), назначения лечебной физкультуры (10,8%), массажа (7,9%), консультации диетолога (3,6%). В целом родители неадекватно оценивают уровень здоровья своих детей. В 37,3% случаев здоровье детей оценивается как хорошее, в 61,9% - как удовлетворительное, в 1,5% - плохое. По-видимому, многие родители не считают функциональные нарушения в организме детей и компенсированные формы (с длительной ремиссией) хронических заболеваний отклонениями в состоянии здоровья, за счет которых ими были завышены показатели «хорошего» здоровья и занижены «неудовлетворительного». В силу указанных факторов родители пренебрегают рекомендациями врачей и своевременно не контролируют здоровье детей, даже допускают посещение школы детьми при недомогании. Следовательно, медицинская активность с целью сохранения здоровья детей недооценивается родителями [13, 20, 26]. Внимание родителей к детям часто проявляется в пассивном наблюдении за состоянием их здоровья. 11,7% родителей безразличны к здоровью детей так же, как и к поддержанию необходимых бытовых условий - 35,4% [13, 20].

Адекватно оценивая значение поведения в формировании здоровья (или нездоровья), родители характеризуют образ жизни детей как негативный. По их наблюдениям поведение детей не способствует сохранению их здоровья (27,3%). Родители считают, что 29,4% подростков имеют вредные привычки. Лишь 15,8% школьников ведут ЗОЖ. Около четверти (24,5%) респондентов не смогли охарактеризовать образ жизни детей школьной популяции. Родители обязаны улучшать качество жизни детей, стимулировать конкретные действия по коррекции поведения путем рациональной организации их жизнедеятельности в бытовых условиях, воспитывать позитивное отношение к здоровью и ЗОЖ. Воспитание - это процесс перманентного целенаправленного и планомерного воздействия на духовное и физическое развитие личности. При этом механизмы влияния (воспитания) в семье многообразны: формирование системы норм, соблюдение которых становится для ребенка привычной и внутренней потребностью; воздействие на внутренний мир ребенка, определяющий его самосознание и коммуникативные качества; комфортные внутрисемейные взаимоотношения, личный пример. И только в деятельности и совокупности мер воспитания формируются «все жизненные ценности человека, его

57

гиена и санитария

2/2012

Таблица 1

Мнение родителей о наличии факторов риска для здоровья детей (п = 328)

Показатель

%

Недостаточная двигательная активность 27,3

Недосыпание 27,3

Психоэмоциональное напряжение 25,9

Нарушение режима питания 24,5

Проведение свободного времени за компьютером 22,3

Переутомление 20,9

Частые простуды 18,7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Посещение школы при недомогании 7,1

Редкое обращение к врачу 7,1

Длительное пользование плеером 0,7

Образ жизни, подрывающий здоровье 27,3

Наличие вредных привычек 29,4

Таблица 2

формы проведения свободного времени родителей с детьми (п = 328)

Показатель

%

Посещают кинотеатры, выставки 64,7

Читают 53,2

Смотрят телевизор 46,7

Выезжают на отдых 67,6

Совершают прогулки 79,8

Занимаются физкультурой 20,9

Ходят в походы 11,5

Работают на дачном участке 23,7

Катаются на коньках, лыжах, велосипеде 9,6

Таблица 3

обсуждаемые вопросы и уровень знания родителей

Обсуждаемые вопросы % Знание родителей, %

Питание 81,3 61,8

Двигательная активность 79,1 51,8

Закаливание 37,4 35,9

Психоактивные вещества 68,3 35,9

Дружба 63,3 0

Коммуникабельность 50,3 0

Сексуальная культура 17,3 30,2

Одиночество 24,6 0

Медицинская активность 8,6 0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

личностные качества, психические преобразования»3 . Общие тенденции поведения школьников являются отражением их воспитания в семье. В бытовых условиях в режиме дня школьников поведенческие факторы риска проявляются (в ранговой последовательности) в дефиците двигательной активности (гипокинезия), недосыпании, психоэмоциональном напряжении, нару-

3 лебедева В. П. Казанский педагогический журнал. 2006, № 1(43). С. 17-25.

шении питания, переутомлении (табл. 1).

Нарушения в организации режимных моментов детей в условиях семьи, отсутствие контроля со стороны родителей за их поведением накладываются на негативные условия и факторы поведения в школе. Кумулятивный эффект в течение длительного времени детерминирует отклонения в состоянии здоровья детей [4, 5, 8, 9, 15, 18, 25].

Неорганизованность, незанятость в свободное время, отсутствие каких-либо интересов провоцируют различные девиации в поведении у подростков. Проявление негативных элементов поведения в подростковом возрасте - курение, потребление пива, вина - встречаются чаще (72,9%), чем замечают родители.

Одним из методов воспитания детей родители считают совместное проведение свободного от работы времени (89,2%). В некоторых семьях такое общение в силу занятости работой осуществляется редко (8,5%) или вовсе отсутствует (2,2%). Характерные для родителей пассивные формы проведения досуга практикуются и при воспитании детей. Сложившийся жизненный стереотип и отсутствие мотиваций на активный образ жизни не побуждает родителей сочетать интеллектуальные формы воспитания со стимулированием естественной физиологической потребности детей в двигательной активности, что следует отнести к дефектам воспитания (табл. 2).

Формирование гигиенического поведения при общении с детьми предполагает обсуждение и разъяснение детям проблем, связанных со здоровьем. По данным опроса 97% родителей обсуждают с детьми вопросы охраны здоровья и ЗОЖ, что заслуживает положительной оценки.

Обсуждаемые с детьми вопросы чаще касаются физического здоровья (рациональное питание, двигательная активность, закаливание), а также потребления психоактивных веществ. Значимые в подростковом возрасте проблемы дружбы и любви, коммуникабельности также необходимы подросткам для ориентации в жизненных ситуациях. Вопросы сексуальной культуры, одиночества, имеющие место у современных подростков, медицинской активности рассматриваются в общении с детьми значительно реже (табл. 3).

Вместе с тем знания родителей по проблемам ЗОЖ оказались недостаточными для грамотного разъяснения детям [27]. Они колеблются от 61,8% (рациональное питание) до 36,9% (закаливание) и 17,3% (сексуальная культура). Аналогичная ситуация в информированности относительно курения. Более трети респондентов не связывают курение с умственной деятельностью (35%), вниманием (36,7%), работоспособностью (38,3%). Меньший процент (11,7) родителей не знает о влиянии курения на рост и физические развитие детей; 13,3% - об отрицательных последствиях курения на спортивные результаты.

Осуждение родителями курения детей и подростков (98,3%) не подкрепляется их личным примером. Невозможность объяснить причины, затрудняющие отказ от курения (31,7%), не способствует правильному пониманию подростками постоянного курения родителей. Запреты курения без объяснения механизма действия табакокурения на организм на фоне активного курения родителей не оказывают воспитательного действия. Как показали результаты анализа, в аспекте курения знания неполноценные, мотивации шаткие, привычки прочные. Именно привычка курить (поведение) как личный пример родителей в семье противостоит их желаниям воспитать здорового ребенка, разрушает ими

58

Реальное поведение в семье (%)

Таблица 4

Мотивационно-ценностные ориентации

Таблица 5

Родители (п = 328) Подростки

Выполнение элементов ЗОЖ 11-14 лет (п = 235) 15-17 лет (п = 109)

Соблюдение режима дня 0 24,7 0

Утренняя гимнастика 0 17,4 4,6

Регулярное питание 48,9 49,4 45,9

Нарушение питания 51,1 50,6 54,1

Занятие в спортивной секции 20,9 55,2 22,0

Самостоятельные занятия физкультурой 15,0 18,3 39,4

Ежедневные прогулки 79,8 59,1 31,2

Недосыпание 27,3 11,8 31,2

Закаливание 0 0 25,2

Взаимоотношения: **

хорошие 91,6 58,7

удовлетворительные 6,7 17,

конфликтные 1,7 4,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

не поддерживаю 1,3

затрудняюсь ответить 2,2

нет ответа 16,5

Курят:

мать 27,6

отец 31,6 7,0 24,8 (22,0)*

оба родителя 15,8

другие члены семьи 17,1

Потребляют алкоголь ** 16,3 30,3 (22,0)*

Потребляют наркотики ** ** 7,3 (19,3)*

Примечание. * - уклонились от ответа на прямой вопрос; ** -вопросы не задавались.

же созданную иллюзию, что они занимаются антитабачным воспитанием.

Дефицит информации и неумение убедительно и этично их преподнести подросткам дистанцируют последних от родителей в поисках других источников информации, которые часто бывают неоправданными и даже опасными.

При сопоставлении результатов опроса родителей с данными, полученными при параллельном опросе подростков-школьников, мы установили степень воспитательных воздействий на мотивационно-ценностные ориентации подрастающего поколения (табл. 4).

Следует отметить, что такие элементы гигиенического поведения, как режим дня, утренняя зарядка, закаливание, редко практикуются среди взрослых членов семьи. Эти элементы здорового поведения в небольшом проценте случаев при понимании родителями их значимости для укрепления здоровья прививаются детям. Чаще всего они выполняются младшими школьниками, реже - школьниками средних классов (режим дня - 24,7%, утренняя гимнастика - 17,4%) и практически отсутствуют в поведении старшеклассников (кроме закаливания - 25,2%). Характеристика образа жизни родителей и детей свидетельствует о значительной выраженности факторов риска. При оценке

Мотивационно-ценностные ориентации

Роди-

тели

Подростки

11-14 лет 15-17 лет

(п = 235) (п = 109)

Здоровье - необходимое условие жизни 94,6 98,50 62,4

Есть другие ценности 4,5 0 22,2

Не задумывались о ценностях Факторы, влияющие на здоровье: 0,7 0 7,3

поведение 79,8 81,0 70,9

наследственность 64,0 0 30,3

экология 58,9 39,9 40,4

воспитание в семье 57,5 26,4 21,1

Потребность в медико- 58,9 0* 22,9

гигиенической информации

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Нет необходимости 41,1 0* 77,1

Тримечание. * - вопрос не задавался.

основных жизнеобеспечивающих параметров реального поведения обнаружено их практическое совпадение. Следовательно, в поведении взрослеющих подростков проявляются качества и нормы поведения, усвоенные в микросреде (семья).

Психоэмоциональная составляющая жизни семьи приобретает значимую роль. На фоне усиления интенсивности стрессогенности на массовом популяционном уровне, обусловленном социально-экономическими и общественными преобразованиями, значительное количество людей испытывают неудовлетворенность качеством жизни, плохое эмоциональное состояние, напряженные взаимоотношения в семье и обществе.

Характеристика внутрисемейной атмосферы с позиции родителей и подростков не однозначна (см. табл. 4). Рассматривая семью как структуру по защите от внешних социальных влияний, в большинстве случаев, по мнению родителей и школьников, сохраняются хорошие, доброжелательные отношения между членами семьи. Однако подростки чаще, чем родители, фиксируют удовлетворительные и даже конфликтные отношения, а около 20% из них затруднились оценить взаимоотношения в семье. С одной стороны, ответы подростков можно рассматривать как свойственное им преувеличение ситуации в семье, а ответы родителей - как маскировку («не выносить сор из избы»); однако психологи, психотерапевты и психиатры констатируют увеличение тенденции неблагоприятных отношений в семье и асоциального поведения родителей [3, 6, 7, 10, 16, 18, 21, 24]. С другой стороны, занятость родителей на работе и отсутствие должного внимания детям не способствуют хорошим детско-родительским отношениям. Подростки хотят видеть в родителях единомышленников, друзей, которые могут помочь в разрешении их личных проблем. Непонимание родителями проблем подросткового возраста часто способствует возникновению конфликтных ситуаций. Подросток бросает «вызов» родителям, который часто носит протестный характер в виде девиантного поведения. Статистика подтверждает, что в семьях, где имеют место неудовлетворительные отношения и асоциальное поведение, чаще происходит приобщение подростков к курению и

59

гиена и санитария

2/2012

алкоголю [6, 10, 16]. Однако и в благополучных, но курящих семьях, дети также подражают родителям.

Среди иерархии ценностей здоровье как наиболее важная категория определяет благополучие всей семьи. Не свойственные ранее нашей стране дезинтеграция общества, имущественное расслоение и конкуренция на трудовом рынке меняют в сознании определенной части населения структуру ценностей (табл. 5).

Если в мотивационной сфере взрослых здоровье остается приоритетным, что, по-видимому, обусловлено бременем болезней и связанным с ними проблемами, то для 30% подростков здоровье не является ценностью, несмотря на то что среди популяции старшеклассников практически не регистрируются здоровые лица [2, 12, 15]. В рейтинговой шкале представлений о взаимосвязи здоровья и влияющих на него факторов у родителей и подростков значительно выражены независимые от человека факторы (наследственность, экология). Активные для здоровья формы поведения не инициируются родителями, в силу чего у детей и подростков недостаточно сформированы навыки ЗОЖ. Такая мотивационная платформа у родителей и подростков нивелирует роль поведения в сохранении здоровья. Распространенность вредных привычек среди взрослых членов семьи и подростков (школьники знают ситуацию изнутри и их оценка более объективная: 64,2% по сравнению с оценкой родителей -29,4%) и подрывающее здоровье поведение (27,3 и 20,2% соответственно) противоречат утверждениям о ценности здоровья и заботе о нем. Потребительское отношение к здоровью взрослых членов семьи не формирует у детей и подростков адекватное отношение к своему здоровью.

Грамотный подход к процессу управления здоровьем требует достаточных медико-гигиенических знаний, их осмысления и постоянного накопления. Выявленная информационная ниша по вопросам охраны здоровья не стимулирует родителей (41,1%) и тем более подростков (77,1%) к повышению уровня знаний [27]. Инертность в повышении самообразования в аспекте здоровья также свидетельствует об отсутствии мотиваций на здоровый образ жизни и остается основной причиной широко распространенных заболеваний среди взрослых и детей.

Выводы

1. В последние годы происходят переоценка и девальвация семейных ценностей. Потребительское отношение к здоровью, недостаточная активность в соблюдении гигиенических норм поведения и дефицит знаний по ЗОЖ противоречат утверждениям о ценности здоровья.

2. Неадекватная оценка уровня здоровья детей, пассивность в контроле за их здоровьем, малопрактикуемые привентивные методы воспитания свидетельствуют о снижении ответственности родителей за здоровье детей.

3. Педагогическая несостоятельность родителей по воспитанию здоровых детей обусловлена их личным поведением, недостаточной мотивированностью на здоровый образ жизни, распространенностью вредных привычек.

4. Противоречивость норм и ценностей в семье ставит подростков в ситуацию выбора, который часто носит протестный характер в виде девиантного поведения.

4. Антитабачное воспитание детей и подростков в условиях курения в семье не результативно. Пример курения родителей является пусковым механизмом в приобщении детей и подростков к курению.

Литер атура

1. Александров А. А., Александрова В. Ю. Курение и его профилактика в школе: Метод. пособие для учителей и родителей.

- М., 1996.

2 . Баранов А. А., Кучма В. Р., Звездина И. В. Табакокурение де-

тей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути их решения. - М., 2007.

3 . Березанцев А. Ю., Чайнова В. Н. // Гигиена детей и подрост-

ков: история и современность. Проблемы и пути решения: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - М., 2009. - С. 48-50.

4. Березанцева-Низяева Т. Н. // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - М., 2006. -С. 134.

5. Бункевич Н. С. // Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - М., 2006. - С. 41.

6 . Гончарова Т. А. // Народное образование. - 2002. - № 6. -

С. 98.

7 . Гончарова Г. А., Надеждин Д. С. // Сборник материалов XVI

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М., 2009. - С. 93.

8 . Григорьева И. Н. // Здоровье, обучение, воспитание детей и

молодежи в XXI веке: Материалы Международной конф. -М., 2004. - Ч. 1. - С. 285-286.

9 . Деревянченко С. П. // Профессиональное гигиеническое обу-

чение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - М., 2006. - С. 154.

10 . Дивицына Н. Ф. Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками. Конспект лекций. - Ростов н/Д., 2005.

11. Европейская стратегия «Здоровье и развитие детей и подростков». Европейское региональное бюро ВОЗ. - М., 2006.

12. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: Методология анализа, формы, методы, опыт применения / Под ред. М. М. Безруких, В. Д. Сонькина.

- М., 2002.

13 . Кулакова У. В. // Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М., 2009. - С. 214-215.

14. Кучма В. Р., Рапопорт И. К. // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. - 2008. - №1. - С. 40-45.

15. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., СтепановаМ. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. - М., 2009.

16 Макаренкова И. В. Социальная дезадаптация детей и подростков (психолого-педагогические основы коррекционнопрофилактической работы) - М., 2004.

17. Охрана здоровья школьников в Европе: Актуальные проблемы и планы на будущее. Декларация по школьному здоровью в Европе. - Дубровник, 2005.

18 . Пронина Т. Н., Щелко Н. В. // Профессиональное гигиениче-

ское обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. с международным участием. - М., 2006. - С. 74.

19 . Рапопорт И. К., Соколова Н. В. // Сборник материалов XVI

съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М., 2009. - С. 327.

20 . Рудавина Т. И., Аверьянова Н. И., Гусева С. В. и др. Роль се-

мьи в формировании здоровья школьников // Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М., 2009. - С. 333-334.

21 Русов И. А. // Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М., 2009. -С. 334.

60

22 . Сахарова Г М., Антонов Н. С. // Справочник поликлиниче-

ского врача. - 2008. - № 14-15.

23 . Скворцова Е. С., Миронова И. А. // Профилактика заболева-

ний и укрепление здоровья. - 2007. - № 3. - С. 18-22.

24. СмирноваЕ. О. // Вопр. психол. - 2000. - № 3. - С. 67.

25. Совершенствование медицинского обслуживания подростков старшего возраста и оптимизация условий обучения: Пособие для врачей. - М., 2005.

26 . Соколова Н. В., Рапопорт И. К., Ушаков И. Б. Анализ основных

составляющих качества жизни школьников // Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса. - М., 2004. - Ч. III. - С. 147-149.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

27 . Хазова Е. В., Ермолаева Ю. Н., Хазова Г. С., Ермолаев Д. О.

// Сборник материалов XVI съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». - М., 2009. - С. 417.

Поступила 27.03.11

© Р С. МУСАЛИМОВА, 2012 УДК 613.955:613.863-057.874

Р. С. Мусалимова

ВЛИЯНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ ОЛИМПИАД НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

организма старшеклассников

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа

Представлены результаты сравнительного эксперимента, в ходе которого сопоставлены морфофункциональные показатели школьников - участников предметной олимпиады и школьников, не принимавших участие в олимпиаде. Показано, что предметные олимпиады являются для школьников стрессорным фактором, приводящим к изменениям функционального состояния сердечно-сосудистой системы.

Ключевые слова: школьники, предметные олимпиады, стресс, функциональное состояние организма, сердечнососудистая система

R. S. Musalimova - INFLUENCE OF SUBJECT COMPETITIONS ON THE FUNCTIONAL STATE OF SENIOR PUPILS

M. Akmulla Bashkir State Pedagogical University, Ufa

The paper gives the results of an experiment comparing the morphofunctional parameters of schoolchildren participating and non-participating in a subject competition. The latter is shown to be a stress that alters the functional state of the cardiovascular system.

Key words: schoolchildren, subject competitions, stress, body’s functional state, cardiovascular system

В специальной литературе приводится большое число исследований, посвященных изучению эмоционального стресса, вызываемого различными экстремальными факторами: адаптацией к умственной нагрузке, к режимам учебной деятельности, экзаменационным ситуациям, к сдаче единого государственного экзамена [1-5]. Однако нет работ, посвященных анализу состояния основных систем организма школьников в условиях экстремальных эмоциональных нагрузок, связанных с ситуацией участия в предметных олимпиадах.

Интенсификация интеллектуальной деятельности части учащихся, занятых сложнейшей подготовкой к участию в предметных олимпиадах разного уровня (школьных, районных городских, региональных, всероссийских, международных), формирует у школьников состояние хронического психоэмоционального стресса. Как правило, этот стресс связан с непрекращающимися умственными нагрузками с эксплуатацией памяти, внимания и других когнитивных процессов, а также с изменениями со стороны сердечно-сосудистой системы. Общеизвестно, что одной из неспецифических реакций организма на подобные ситуации является увеличение частоты сердечных сокращений и связанных с ним показателей гемодинамики [7]. Однако степень нарушений гемодинамики, их связь с успешностью выступления на интеллектуальных соревновани-

Мусалимова Р. С. - канд. биол. наук, доц. каф. биологии и биологического образования (m.rida.s@mail.ru)

ях (олимпиадах) и прогнозы состояния здоровья участников практически не изучались вследствие сложности организации исследований подобного рода.

В связи с этим целью нашего исследования явилось изучение морфофункциональных показателей школьников в условиях экстремальных эмоциональных нагрузок, связанных с ситуацией участия в предметной олимпиаде.

материалы и методы

В исследовании приняли участие 88 десятиклассников (44 юноши, 44 девушки) в возрасте от 15 до 17 лет, которые были разделены на 2 группы. Опытную группу (24 юноши, 24 девушки) составили участники V, заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии. В контрольную группу (20 юношей, 20 девушек) вошли десятиклассники, не участвовавшие в олимпиаде.

Исследование включало определение основных антропометрических показателей: длины и массы тела. Для анализа функционального состояния сердечнососудистой системы регистрировали частоту сердечных сокращений (ЧСС), систолическое (САД) и диастолическое (ДАД) артериальное давление по методу Н.С.Короткова. На основании зарегистрированных показателей рассчитывали пульсовое давление (ПД), систолический объем (СО) крови по Старру, минутный объем крови (МОК). Для определения функционального состояния вегетативной нервной системы рассчитывали вегетативный индекс Кердо (ВИК). Проводили

61