ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ПИТАНИЯ И КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ КАК ОДИН ИЗ АСПЕКТОВ МЕДИЦИНСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Г.Ю. Порецкова, Д.В. Печкуров
ГБОУ ВПО «Самарский государственный медицинский университет» Минздрава России,
г. Самара, Россия
e-mail: [email protected]
Цель. Обосновать необходимость формирования культуры питания и культуры здорового образа жизни в рамках медицинского обеспечения детей школьного возраста в образовательных организациях.
Материалы и методы. Проведены опрос родителей 213 первоклассников, собеседование со старшеклассниками лицея г. Самары (320 чел.) и учащимися Самарского машиностроительного колледжа (60 чел.) на тему питания и отношения к собственной конституции, а также оценка физического развития школьников-подростков согласно рекомендациям ВОЗ.
Результаты. Анкетирование родителей учащихся позволило установить, что нередко современная семья не является субъектом формирования ЗОЖ.
Опрос подростков выявил, что питание большинства учащихся лицея (79 %) и колледжа (83,4 %) не соответствует принципам рациональности. Отмечены недостаток в питании полноценного животного белка, редкое включение в рацион овощей, фруктов, избыточность потребления рафинированных углеводов. Все проблемы питания более выражены среди учащихся колледжа. Заключение. Выявленные в исследовании проблемы питания учащихся-подростков определяют необходимость совместной просветительской работы педагогов и психологов школы, членов семьи и медицинской службы по формированию у детей навыков здорового образа жизни и культуры питания. Предложенная медико-психолого-педагогическая модель организации профилактики нарушений состояния здоровья детей школьного возраста позволит гармонично включить данное направление деятельности в медицинское обеспечение учащихся любых образовательных организаций.
Ключевые слова: дети школьного возраста, подростки, здоровый образ жизни, проблемы питания, медико-психолого-педагогическая модель профилактики.
Введение. Одной из основных задач современного российского общества является обеспечение гармоничного роста и развития детей.
Формирование здоровья детей начинается в неонатальный период, продолжается на всех этапах развития и завершается в подростковом возрасте. Чрезвычайно важным процессом, который программирует состояние здоровья на многие годы, является формирование пищеварительной системы, оральной толерантности к пищевым антигенам. Особенно динамично пищеварительная система развивается в течение первого года жизни, когда происходит становление биоценоза отделов желудочно-кишечного тракта, их анатомическое и функциональное созревание.
Помимо собственно пищеварительной, жизненно важными являются иммуногенетиче-ская, обменная, детоксикационная и защитная функции этой системы [1].
Здоровье подростков в значительной мере (по некоторым оценкам, на 50 %) зависит от их образа жизни. Многочисленные отечественные и зарубежные исследования указывают на частые нарушения современными школьниками режима дня, проявляющиеся в виде снижения продолжительности сна (более трети школьников), длительного пребывания перед телевизором или компьютером (80 %), крайне малого пребывания на свежем воздухе (50 %) [2-4], что приводит к накоплению утомления и снижению общей реактивности организма.
Условия жизни ребенка определяет семья. В семье формируются особенности его поведения и установка на здоровый образ жизни (ЗОЖ) в дальнейшем. Однако условия формирования основ ЗОЖ определяются рядом факторов: уровнем информированности родителей, сопутствующими воздействиями (употребление родителями алкоголя и курение), доступом к информации и влиянием агрессивного маркетинга (табачных изделий и нездорового питания), а также доступом к превентивным и профилактическим мероприятиям [5-7]. В связи с этим изучение образа жизни семьи и его влияния на состояние здоровья различных категорий детского населения приобретает все большее значение [8, 9].
Цель исследования. Обосновать необходимость формирования культуры питания и культуры здорового образа жизни в рамках медицинского обеспечения детей школьного возраста в образовательных организациях.
Для реализации поставленной цели были сформированы задачи:
- выявить особенности жизни семей детей школьного возраста;
- установить основные проблемы питания учащихся старших классов и учащихся колледжа;
- предложить медико-психолого-педагогическую модель профилактики нарушений состояния здоровья учащихся в рамках их медицинского обеспечения в образовательной организации.
Материалы и методы. Проведен опрос родителей (средний возраст опрошенных матерей - 31,5 года, отцов - 34,2 года) 213 первоклассников МБОУ лицей «Созвездие» № 131 г.о. Самара по специально разработанным анкетам, а также оценка физического развития, анкетирование и собеседование со старшеклассниками лицея «Созвездие» (320 чел.) и учащимися Самарского машино-
строительного колледжа (60 чел.) на тему их ежедневного питания и отношения к собственной конституции.
Результаты и обсуждение. Анализ анкет родителей учащихся начальных классов позволил установить, что в большинстве случаев дети воспитываются в полных семьях (88 %), в остальных 12 % семей воспитанием ребенка занимается мать. Большая часть семей имеют только одного ребенка (66,6 %), около трети семей - двоих детей (31,9 %). Многодетные семьи (трое и четверо детей) составили 1,5 %.
Одной из важных составляющих социального портрета семьи является характеристика взаимоотношений родителей и детей, а также используемых в семье методов воспитания. При анализе анкет было установлено, что в большинстве семей, по мнению родителей, преобладают спокойные взаимоотношения (78 %), в остальных имеет место эмоциональное общение (17 %) и неустойчивые отношения (5 %). При воспитании ребенка большинство родителей использует метод убеждения словом и собственным примером (70 %), 15 % семей применяют различные методы воспитания. Лишь в 32 семьях, со слов самих родителей, преобладают авторитарные отношения с обязательным исполнением детьми указаний родителей.
Негативные привычки и пристрастия нередко формируются с детства, перенимаются детьми от своих родителей. Наличие вредных привычек у родителей было отмечено в половине оцененных анкет (49,6 %): в 31 % семей курит отец, в 6,6 % - оба родителя, 4,5 % ведут малоподвижный образ жизни, 7,5 % нерационально питаются. При этом 35 % родителей главной составляющей ЗОЖ считают спорт и физическую культуру и 35 % - правильную организацию питания в семье. Остальные 30 % опрошенных затруднились назвать составляющие ЗОЖ (рис. 1).
Рис. 1. Понятие здорового образа жизни у родителей первоклассников и распространенность вредных привычек
Таким образом, мы столкнулись не только с частыми проявлениями неправильного образа жизни родителей в современных семьях, но и с недопониманием ими самого понятия ЗОЖ. Это тем более непонятно, так как согласно данным анкетирования около половины родителей имеют высшее образование, т.е. в вузах они должны были получить знания основ здорового образа жизни. Кроме того, в 30 % семей один из родителей не работает (чаще матери) и поэтому имеет больше возможностей заниматься воспитанием здорового образа жизни у детей, но не обладает соответствующими компетенциями.
Все это позволяет заключить, что большинство семей, к сожалению, не являются субъектами формирования ЗОЖ, и, более того, вредные привычки и пристрастия, нигилистское отношение к собственному здоровью зачастую закладываются с участием родителей.
Сегодня не подвергается сомнению тот факт, что питание является важным фактором нормального роста и развития детского организма. Высокие темпы роста детей требуют постоянного поступления с пищей достаточного количества пластического материала, прежде всего белка, минеральных солей, витаминов и микроэлементов [10].
Оптимальное питание, полностью отвечающее возрастным физиологическим потребностям растущего ребенка, способствует
профилактике заболеваний, повышению работоспособности, улучшению когнитивных функций, создает условия для адаптации к окружающей среде [11, 12].
Характер питания зависит от многих условий, в т.ч. социальных: уровня образования родителей, материального положения, установок на здоровый образ жизни в семье [13-15].
Среди различных нарушений питания современных молодых людей значительное место занимает избыточное потребление легкоусвояемых углеводов, продуктов быстрого приготовления (fast food), недостаточное потребление животного белка, дефицит поступления с пищей витаминов, микроэлементов и балластных веществ.
Учитывая программирующее влияние рационального питания на здоровье, его пролонгированное воздействие на качество и продолжительность жизни, необходимо уделять много внимания формированию правильного пищевого поведения, его коррекции у детей и подростков, а при необходимости -и у родителей.
Анкетирование и собеседование с подростками показали, что питание большинства учащихся лицея (79 %) и колледжа (83,4 %) не соответствует принципам рационального питания и рекомендациям ведущих российских диетологов [16].
Сбалансированность питания оценивалась по включению в рацион в составе про-
дуктов основных пищевых нутриентов. Частота потребления белка определялась по включению в питание мяса, яиц и рыбы. Было выявлено, что питание 17 % учащихся лицея и 80 % учащихся колледжа является неполноценным по содержанию животного белка. Установлено, что 52 % школьников и 53,3 % учащихся колледжа недостаток полноценного белка восполняют колбасой и сосисками. В рационе 24 % школьников и 35 % учащихся колледжа содержится недостаточное количество молока и молочных продуктов, которые являются источниками не только белка, но и кальция. 24 % школьников и 30 % учащихся колледжа редко употребляют овощи и фрукты, а 22 % школь-
Особенностью пищевого поведения подростков является частое потребление fast food. Треть опрошенных подростков практически ежедневно едят бутерброды и гамбургеры. Кроме того, 38 % школьников и 46,6 % учащихся колледжа злоупотребляют продуктами, не рекомендуемыми для питания детей, - готовыми приправами к блюдам (томатными соусами, майонезом).
Учитывая высокую двигательную активность детей и связанный с ней большой расход энергии, кондитерские изделия не могут считаться излишними в питании детей. Од-
ников и 63,3 % учащихся колледжа - хлеб черных сортов, что приводит к дефициту клетчатки, необходимой для нормального функционирования кишечника [17]. 9,5 % школьников и 76,6 % учащихся колледжа достаточно редко используют в пищу сливочное масло, являющееся источником важнейших жирных кислот, витаминов А, Е, Д.
Одновременно с этим отмечено, что питание большинства подростков является избыточным по содержанию рафинированных углеводов: 51 % школьников-подростков употребляют излишнее количество кондитерских изделий, 54 % - шоколада. Среди учащихся колледжа таких детей меньше: 40 и 45 % соответственно (рис. 2).
нако именно сахар является причиной развития кариеса, а избыток рафинированных углеводов - одним из факторов риска развития избыточной массы тела. Согласно современным представлениям об углеводах [18], необходимо умеренно потреблять в пищу сахар и сахаросодержащие продукты, а также ограничивать продукты с высоким гликемиче-ским индексом. Нами среди устойчивых пищевых привычек трети школьников и 40 % учащихся колледжа было зафиксировано употребление сладких газированных напитков и лимонадов.
Рис. 2. Основные дефекты питания подростков: частое употребления некоторых продуктов
По нашим данным, много учащихся злоупотребляет продуктами с высоким содержанием поваренной соли. Среди старшеклассников 15 % детей часто едят маринады и солености, 12 % - соленые чипсы и сухарики (снеки), 20 % подростков дополнительно досаливают пищу. У детей, обучающихся в колледже, эта проблема выражена острее: бо-
Таким образом, исследование подтвердило наличие отрицательных стереотипов питания у детей, обучающихся в различных типах образовательных учреждений, что приводит к несбалансированности их питания.
С учетом выявленных особенностей питания современных подростков мы провели оценку их физического развития согласно рекомендациям Всемирной организации здравоохранения [19] и выяснили отношение детей к собственной конституции.
Для подростков характерно критическое восприятие своего тела. В нашем исследовании 81 % девочек и 28,6 % мальчиков считают себя полными, 9,3 % девочек и 57 % маль-
чиков - худыми. При этом индекс массы тела (ИМТ), рассчитанный для объективной оценки параметров, показал, что из всех юношей, которые считают себя худыми,
лее трети из них (33,3 %) ежедневно употребляют маринованные продукты и пятая часть (18,2 %) - соленые снеки (рис. 3). При этом широко известно, что постоянное злоупотребление солью оказывает дополнительную нагрузку на почки, может нарушить обмен веществ, неблагоприятно сказаться на работе сердечно-сосудистой системы.
только двое имеют низкий ИМТ, из тех, кто считают себя полными, у двоих - высокий ИМТ. У девушек, считающих себя толстыми, ИМТ был в пределах нормы, а 6 человек имели дефицит массы. Причиной лишнего веса является не только избыточное потребление пищи, в частности с высоким гликемическим индексом, но и недостаточный расход энергии. В нашем исследовании было отмечено, что подростки, которые считают себя полными, в основном не склонны к коррекции своего питания и соблюдению диеты, к ней прибегают лишь 8 % мальчиков и 26,9 % девочек.
Известно, что физическая активность является важным условием правильного физиологического развития подростков. Наше анкетирование показало, что более склонными к занятиям спортом являются мальчики, они затрачивают на него 3-4 дня в неделю (66,6 %). Только 49 % девушек занимаются
Рис. 3. Употребление подростками соленых продуктов
физкультурой ежедневно или через день, несмотря на то, что они больше беспокоятся о красоте тела.
Таким образом, выявлены различные нарушения питания и его режима, истоки которых, по нашему мнению, находятся в семье. Родители, не имея достаточных знаний об основах ЗОЖ, в частности о правильном питании, не закладывают навыки ЗОЖ у своих детей.
Проведенное наблюдение достаточно ярко показало, что одним из направлений профилактики заболеваний у детей школьного возраста должно быть формирование культуры здоровья и культуры питания.
В целом формирование культуры здоровья учащихся на современном этапе требует свежего взгляда на имеющиеся проблемы и инновационного подхода к организации профилактики в образовательных организациях, поэтому только включение данного направления в практическую работу школьного педиатра, осуществляющего медицинское обес-
печение в образовательной организации, не даст ожидаемых результатов. С учетом высокой социальной значимости этого вопроса необходима совместная работа педагогов и психологов школы, членов семьи и медицинской службы в направлении формирования культуры питания и культуры здоровья учащихся, формирования у родителей мотивации отказа от вредных привычек.
Предложенная медико-психолого-педагогическая модель организации профилактики нарушений состояния здоровья детей школьного возраста подразумевает тесное сотрудничество администрации, психологов, педагогов и врача школы и постоянный обмен информацией между ними.
По нашему мнению, взаимодействие участников образовательного процесса может быть выражено схемой (рис. 4).
г- Администрация школы <1
Педагог и психолог школы Врач школы
Учащийся школы
I
Семья
Рис. 4. Медико-психолого-педагогическая модель организации профилактики нарушений состояния здоровья детей школьного возраста: взаимодействие субъектов образовательного процесса
Модель расширяет функции всех любой их представленных субъектов. участников профилактики. Инициатором На администрацию возлагаются функции
такого сотрудничества может выступать организации и координации всей профилак-
тической работы в образовательной организации. Педагоги и психологи расширяют свои обязанности за счет осуществления наблюдения за здоровьем детей, обучения их методам оценки и контроля собственного здоровья, реализации программ профилактики или отдельных их элементов, в т.ч. через школьные предметы обучения. Врач становится участником образовательного процесса, повышая уровень информированности педагогов по вопросам рационального питания и правильного образа жизни, осуществляя обучение педагогов методикам оценки здоровья детей по скрининг-тестам, анализу их результатов, вырабатывая стратегию профилактики
для образовательной организации, осуществляя экспертизу педагогических программ обучения и других инноваций.
Заключение. Таким образом, выявленные в нашем исследовании проблемы питания учащихся-подростков обосновывают необходимость широкой просветительской работы среди них по формированию правильного пищевого поведения - культуры питания, т.е. целостного отношения к пище и ее приему, что будет способствовать профилактике нарушений роста, развития и заболеваний, ассоциированных с неправильным питанием у детей школьного возраста.
Литература
1. Захарова Л.И., Печкуров Д.В., Кольцова Н.С. Амбулаторная неонатология. Формирование здоровья ребенка первого года жизни: практическое руководство для врачей-педиатров первичного звена здравоохранения, врачей общей практики, семейных врачей. Самара: ГБОУ ВПО «СамГМУ» Минздрава России; 2014. 254.
2. Погодина Е.В. Современные тенденции здоровья подростков. Ремедиум Приволжья. 2006; ноябрь: 104-106.
3. Антонова Е.В., Макеев Н.И., Родионов В.А. Особенности отношения подростков к физической культуре и спорту. Педиатрическая фармакология. 2009; 4: 120-122.
4. Eisenmann J. C. Combined influence of physical activity television viewing on the risk of overweight in US youth. Int. J. Obesity. 2008; 32.4: 613-18.
5. Пунина М.А. Социально-гигиенические факторы, влияющие на здоровье школьников из неполных семей. X Конгресс педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии - 2006»: сборник научных трудов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2006: 486.
6. Rehn N., Room R., Edwards G. Alcohol in the European Region - consumption, harm and policies. WHO Regional Office for Europe. Copenhagen; 2001: 153.
7. Valent F. Burden of disease attributable to selected environmental factors and injury among children and adolescents in Europe. Lancet. 2004; 363 (9426): 2032-2039.
8. Protheroe S.M. Feeding the child with chronic liver disease. In: B. Koletzko. Pediatric Nutrition in Practice. 1998; 14: 796-800.
9. Hibell B. The ESPAD report 2003: alcohol and other drug use among students in 35 European countries. Stockholm: Swedish Council for Information on Alcohol and Other Drugs; 2004. 25.
10. Конь И.Я., Волкова Л.Ю., Санникова Н.Е. Вопросы питания. 2010; 1: 52-55.
11. ЗемляникинаМ.Л. Проблемы питания подростков. Ремедиум Приволжья. 2006; ноябрь: 149-153.
12. Иванова И.В. Особенности и стереотипы питания современных школьников г. Ярославля. Вопросы детской диетологии. 2010; 1: 25-28.
13. СкоблинаН.А. Физическое развитие детей, находящихся в различных социальных условиях. Российский педиатрический журнал. 2008; 3: 29-31.
14. Порецкова Г.Ю., Печкуров Д.В., Фишман Л.И. Профилактика и раннее выявление нарушений развития и состояния здоровья школьников. Самара; 2014. 242.
15. Koletzko B., Hermoso M. Reference Nutrient Intakes for Infants, Children and Adolescents. In: B. Koletzko. Pediatric Nutrition in Practice. Basel: Karger; 2008: 285-292.
16. Тутельян В. А., Конь И.Я. Руководство по детскому питанию. М.; 2000: 12-15.
17. Печкуров Д.В., Воронина Е.Н. Пищевое поведение, физическое развитие и состояние здоровья Самарских школьников. Вопросы детской диетологии. 2012; 10 (2): 45-49.
18. Конь И.Я. Связь между избыточной массой тела и фактическим потреблением кондитерских изделий, продуктов быстрого приготовления и сладких безалкогольных газированных напитков
(мультицентровое исследование российских школьников). Вопросы питания. 2010; 1: 52-55. 19. Порецкова Г.Ю. Апробация рекомендаций ВОЗ по оценке физического развития при обследовании школьников г.о. Самары. Аспирантский вестник Поволжья. 2012; 5-6: 248-251.
FORMATION OF FOOD CULTURE AND HEALTHY LIFESTYLE AS ONE OF THE ASPECTS OF SCHOOL-AGED CHILDREN HEALTH MAINTAINANCE
G.Yu. Poretskova, D.V. Pechkurov
Samara State Medical University, Ministry of Health of the Russian Federation, Samara, Russia
e-mail: [email protected]
Objective. The objective of the study is to prove the necessity to form food culture and healthy lifestyle within the framework of medical maintenance of school-aged children.
Materials and Methods. A total of 320 high school students, 60 students of Samara machine-building college, and parents of 213 first-graders were interviewed on the topic of nutrition and body type. The assessment of physical growth and development of teenagers was conducted according to WHO guidelines.
Results and Discussion. Questionnaire survey conducted among parents showed that a modern family did not always contribute to healthy lifestyle formation.
A survey of teenagers revealed that the nutrition of the majority of high school students (79 %) and college students (83,4 %) was far from being sensible. There was a lack of animal protein in the students ' diet. Their diet contained less vegetables and fruit than it was necessary. But at the same time consumption of refined carbohydrate was excessive. College students had much more nutritional problems.
Conclusion. The nutritional problems of teenagers revealed in the trial proved the necessity of large-scale educational work among students, which could help them to form food culture and healthy lifestyle. Teachers, school psychologists, family members and health professionals should work together to solve this problem.
The authors suggest using medical, psychological and educational model of preventive control in order to maintain students ' health. This model can be harmoniously incorporated in all educational establishments.
Keyswords: school-aged children, teenagers, healthy lifestyle, nutritional problems, medical psychological and educational model of preventive control.
References
1. Zakharova L.I., Pechkurov D.V., Kol'tsova N.S. Ambulatornaya neonatologiya. Formirovanie zdorov'ya rebenka pervogo goda zhizni [Dispensary care of premature infants. Formation of healthy infant]: Prakticheskoe rukovodstvo dlya vrachey-pediatrov pervichnogo zvena zdravookhraneniya, vrachey obshchey praktiki, semeynykh vrachey [Practical guide for primary care clinicians, general practitioners, family physicians]. Samara: GBOU VPO "SamGMU" Minzdrava Rossii; 2014. 254 (in Russian).
2. Pogodina E.V. Sovremennye tendentsii zdorov'ya podrostkov [Modern tendencies of adolescent health]. Remedium Privolzh'ya. 2006; November: 104-106 (in Russian).
3. Antonova E.V., Makeev N.I., Rodionov V.A. Osobennosti otnosheniya podrostkov k fizicheskoy kul'ture i sportu [Specifics of adolescent attitude to physical training and sports]. Pediatricheskaya farmakologiya. 2009; 6 (4): 120-122 (in Russian).
4. Eisenmann J.C. Combined influence of physical activity television viewing on the risk of overweight in US youth [Combined influence of physical activity television viewing on the risk of overweight in US youth]. Int. J. Obesity. 2008; 32.4: 613-618.
5. Punina M.A. Sotsial'no-gigienicheskie faktory, vliyayushchie na zdorov'e shkol'nikov iz nepolnykh semey [Social and hygienic factors influencing single-parent students' health]. X Kongress pediatrov Rossii «Aktual'nye problemy pediatrii - 2006»: sbornik nauchnykh trudov [l0h Congress of Russian pediatricians "Topical Issues in Pediatrics - 2006": Proceedings of scientific works]. Moscow: GEOTAR-Media; 2006: 486 (in Russian).
6. Rehn N. Alcohol in the European Region - consumption, harm and policies [Alcohol in the European