Научная статья на тему 'Влияние социально-гигиенических факторов на формирование пищевого статуса детей и подростков'

Влияние социально-гигиенических факторов на формирование пищевого статуса детей и подростков Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
974
242
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ПИЩЕВОЙ СТАТУС / ДЕТИ И ПОДРОСТКИ / СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / NUTRITIONAL STATUS / CHILDREN AND TEENAGERS / SOCIO-HYGIENIC FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богомолова Е. С., Кузмичев Ю. Г., Олюшина Екатерина Анатольевна, Поляшова А. С., Котова Н. В.

Выявлена структура нарушений состояния питания городских школьников: большинство учащихся имеют нормальный пищевой статус, отмечена высокая распространенность избыточной массы тела и ожирения среди детей и подростков. Факторами риска развития нарушений состояния питания определены нерациональный режим питания, качественная составляющая питания, факторы образовательной среды, образ жизни учащихся. Ведущая роль в системе управления пищевым статусом детей и подростков должна принадлежать коррекции социально-гигиенических факторов, которые являются приоритетными в формировании пищевого статуса учащихся. В качестве главного условия, определяющего состояние питания современных школьников и качество их жизни в целом, следует расценивать социокультурный уровень детей и подростков как результат гигиенического воспитания и обучения основам здорового образа жизни. Приоритетные протективные факторы увеличения доли школьников с нормальным пищевым статусом (оптимальный режим питания школьников, оптимальное пищевое поведение учащихся, закладываемое с детского возраста в условиях семьи, достаточный уровень двигательной активности и выполнение других элементов гигиенически целесообразного режима дня) явились основанием для разработки компонентов системы управления состоянием питания. Алгоритм управления пищевым статусом учащихся образовательных учреждений включает создание здоровьесберегающей образовательной среды, оптимизацию питания и двигательной активности, формирование культуры здорового образа жизни, оздоровительно-реабилитационные мероприятия у лиц с нарушениями пищевого статуса и психолого-педагогическое их сопровождение на этапе коррекции пищевого статуса, совершенствование медицинского обслуживания для раннего выявления отклонений пищевого статуса с оценкой эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богомолова Е. С., Кузмичев Ю. Г., Олюшина Екатерина Анатольевна, Поляшова А. С., Котова Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of sociohygienic factors on the shaping of the nutritional status in children and teenagers

There was revealed the structure of deteriorations in the nutritional status of schoolchildren in the city: the most of students has normal nutritional status, but there was noted the high prevalence of excessive body weight and obesity among children and teenagers. Risk factors for development of deteriorations of the nutrition state were detected as follows: irrational food regimen, qualitative compartment offood, factors of educational environment, lifestyle. The main role in system of control of the nutritional status in children is referred to the correction of socio-hygienic factors which prove to be the priority ones in the shaping of the nutritional status in students. As the main condition determining the nutrition state of the up-to-date schoolchildren and the quality of their life in the whole the social cultural level of children and adolescents must be regarded as a result of the hygienic education and training in fundamentals of healthy lifestyle. Priority protective factors of the gain in the part of schoolchildren with normal nutritional status (optimalfood regimen, optimal dietary habits, sufficient level of physical activity) laidfrom the child age in conditions of the family, sufficient level of the physical activity and the implementation of the other element of hygienically expedient day regimen served as the base for the elaboration of the system of the control of nutritional status. Algorithm of the control of the nutritional status in the students of educational institutions includes the creation of healthcare educational environment, optimization of nutrition and physical activity, the shaping of the culture of healthy lifestyle, health-improving measures for children with disorders of nutritional status and their psychological pedagogical supports at the stage of the correction of the nutritional status, improvement of the medical service for the early detection of deviations of nutritional status with the estimation of the efficiency of the system ofpreventive and health-improving measures.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-гигиенических факторов на формирование пищевого статуса детей и подростков»

mozhnostey organizma i risk razvitiya zabolevaniy]. Moscow: Meditsina; 1997. (in Russian)

12. Nikityuk B.A., Chtetsov V.P. Morfologiya cheloveka [Morfologiya cheloveka]. M.; 1983. (in Russian)

13. Kupriyanova E.V. Sostoyanie zdorovya uchascheisya molodeji i faktori vliyayuschie na nego. Prikladnye informatsionnye aspekty meditsiny. 2003; 7(1): 45-50. (in Russian)

14. Dudrova E.V. The incidence of the most common therapeutic pathology among students. In: V kn. Sbornik materialov. Zdorove studentov i molodih uchenih [Sbornik materialov. Zdorov'e studentov i molodykh uchenykh]. Saratov; 2006: 192-3. (in Russian)

15. Kuvina V.N. Ekologicheski obuslovlennayapatologiya oporno_dvigatel-noi sistemi detei Vostochnoi Sibiri [Ekologicheski obuslovlennaya pa-tologiya oporno-dvigatel'noy sistemy detey Vostochnoy Sibiri]. Irkutsk; 1991. (in Russian)

16. Belyaev E.N. Theoretical and methodological aspects of sanitary and epi-demiological welfare of the population in Russia. In: The Collection of Materials. Habitat and Human Health. Volume 1 [Sbornik materialov. Sreda obitaniya izdorov'e cheloveka. Tom 1]. Orenburg; 2001: 53-6. (in Russian)

17. Dragich O.A. Nekotorie antropometricheskie pokazateli organizma studentov Uralskogo raiona. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2005; (5): 184-90. (in Russian)

18. Efimova N.V., Ermoshenkova A.V., Nikiforova V.A., Pertseva T.G. The physical development of children and adolescents aged 7-17 years, the city of Bratsk (Russian regions - Irkutsk region). Ethnicity - Russian.

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(9)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-9-847-853

Оriginal article

In: The Collection of Materials. The Physical Development of Children and Adolescents of the Russian Federation. Part 2 [Sbornik materialov. Fizicheskoe razvitie detey i podrostkov Rossiyskoy Federatsii. Chast' 2]. Moscow; 2013: 116-9. (in Russian)

19. Vinokurova I.V., Litovchenko G.O. Morphological and functional parameters of the young men of pre-conscription age of Surgut. In: The Collection of Materials. Problems of Quality of Scientific Research in SurGPI: Search and Solutions. Part 2 [Sbornik materialov. Problemy kachestva nauchnykh issledovaniy v SurGPI: poiski i resheniya. Chast' 2]. Surgut; 2013: 183-4. (in Russian)

20. Trigorlyy S.N. Identification and evaluation of social and psychogenic factors that reduce the quality of the educational process at the faculty of military training. In: The Collection of Materials. Teaching Management in Terms of Higher Medical School Modernization. Issue 9 [Sbornik mate-rialov. Pedagogicheskiy menedzhment v usloviyakh modernizatsii vysshey meditsinskoy shkoly. Vypusk 9]. Vladivostok; 2004: 144-6. (in Russian)

21. Ivakina E.A., Dragich O.A. Adaptation 1 st year students of agricultural universities Tyumen and Chelyabinsk regions to the beginning of training in high school. In: The Collection of Materials. Scientifically-Methodological Bases of Formation of Physical and Mental Health of Children and Youth [Sbornik materialov. Nauchno-metodologicheskie osnovy formirovaniya fizicheskogo i psikhicheskogo zdorov'ya detey i molodezhi]. Ekaterinburg; 2006: 72-4. (in Russian)

Поступила 12.02.16 Принята к печати 14.04.16

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.2-053.2-058

БогомоловаЕ.С., КузмичевЮ.Г., ОлюшинаЕ.А., Поляшова А.С., КотоваН.В., Бадеева Т.В., АшинаМ.В., Максименко Е.О., Киселева А.С., Писарева А.Н., Ковальчук С.Н., ШапошниковаМ.В.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПИЩЕВОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, 603950, Нижний Новгород

Выявлена структура нарушений состояния питания городских школьников: большинство учащихся имеют нормальный пищевой статус, отмечена высокая распространенность избыточной массы тела и ожирения среди детей и подростков. Факторами риска развития нарушений состояния питания определены нерациональный режим питания, качественная составляющая питания, факторы образовательной среды, образ жизни учащихся. Ведущая роль в системе управления пищевым статусом детей и подростков должна принадлежать коррекции социально-гигиенических факторов, которые являются приоритетными в формировании пищевого статуса учащихся. В качестве главного условия, определяющего состояние питания современных школьников и качество их жизни в целом, следует расценивать социокультурный уровень детей и подростков как результат гигиенического воспитания и обучения основам здорового образа жизни. Приоритетные про-тективные факторы увеличения доли школьников с нормальным пищевым статусом (оптимальный режим питания школьников, оптимальное пищевое поведение учащихся, закладываемое с детского возраста в условиях семьи, достаточный уровень двигательной активности и выполнение других элементов гигиенически целесообразного режима дня) явились основанием для разработки компонентов системы управления состоянием питания. Алгоритм управления пищевым статусом учащихся образовательных учреждений включает создание здоровьесберегающей образовательной среды, оптимизацию питания и двигательной активности, формирование культуры здорового образа жизни, оздоровительно-реабилитационные мероприятия у лиц с нарушениями пищевого статуса и психолого-педагогическое их сопровождение на этапе коррекции пищевого статуса, совершенствование медицинского обслуживания для раннего выявления отклонений пищевого статуса с оценкой эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий.

Ключевые слова: пищевой статус; дети и подростки; социально-гигиенические факторы.

Для цитирования: Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Олюшина Е.А., Поляшова А.С., Котова Н.В., Бадеева Т.В., Ашина М.В., Максименко Е.О., Киселева А.С., Писарева А.Н., Ковальчук С.Н., Шапошникова М.В. Влияние социально-гигиенических факторов на формирование пищевого статуса детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 95(9): 847-853. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-9-847-853

Bogomolova E.S., Kuzmichev U.G., Olushina E.A., Polyashova A.S., Kotova N.V., Badeeva T.V., Ashina M.V., Maksimenko E.O., Kiseleva A.S., Pisareva A.N., Kovalchuk S.N., Shaposhnikova M.V.

INFLUENCE OF SOCIO-HYGIENIC FACTORS ON THE SHAPING OF THE NUTRITIONAL STATUS IN CHILDREN AND TEENAGERS

Nizhny Novgorod State Medical Academy, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation

There was revealed the structure of deteriorations in the nutritional status of schoolchildren in the city: the most of students has normal nutritional status, but there was noted the high prevalence of excessive body weight and obesity among children and teenagers. Risk factors for development of deteriorations of the nutrition state were detected

дигиена и санитария. 2016; 95(9)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-9-847-853_

Оригинальная статья

as follows: irrational food regimen, qualitative compartment offood, factors of educational environment, lifestyle. The main role in system of control of the nutritional status in children is referred to the correction of socio-hygienic factors which prove to be the priority ones in the shaping of the nutritional status in students. As the main condition determining the nutrition state of the up-to-date schoolchildren and the quality of their life in the whole the social cultural level of children and adolescents must be regarded as a result of the hygienic education and training in fundamentals of healthy lifestyle. Priority protective factors of the gain in the part of schoolchildren with normal nutritional status (optimalfood regimen, optimal dietary habits, sufficient level of physical activity) laidfrom the child age in conditions of the family, sufficient level of the physical activity and the implementation of the other element of hygienically expedient day regimen served as the base for the elaboration of the system of the control of nutritional status. Algorithm of the control of the nutritional status in the students of educational institutions includes the creation of healthcare educational environment, optimization of nutrition and physical activity, the shaping of the culture of healthy lifestyle, health-improving measures for children with disorders of nutritional status and their psychological pedagogical supports at the stage of the correction of the nutritional status, improvement of the medical service for the early detection of deviations of nutritional status with the estimation of the efficiency of the system of preventive and health-improving measures.

Keywords: nutritional status; children and teenagers; socio-hygienic factors.

For citation: Bogomolova E.S., Kuzmichev U.G., Olushina E.A., Polyashova A.S., Kotova N.V., Badeeva T.V., Ashina M.V., Maksimenko E.O., Kiseleva A.S., Pisareva A.N., Kovalchuk S.N., Shaposhnikova M.V. Influence of socio-hygienic factors on the shaping of the nutritional status in children and teenagers. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(9): 847-853. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-9-847-853

For correspondence: Ekaterina A. Olushina, MD, PhD, assistant of the Department of Hygiene, Nizhny Novgorod State Medical Academy, Nizhny Novgorod, 603950. E-mail: [email protected].

Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgment. The study had no sponsorship. Received: 15.02.2016 Accepted: 14.04.2016

Введение

В настоящее время негативная динамика показателей здоровья учащихся общеобразовательных организаций (ООО) приняла устойчивый характер, что вызывает тревогу как у специалистов, так и у педагогической, родительской общественности, руководителей органов управления в сфере образования и здравоохранения. Отмечается рост заболеваний по всем основным классам болезней, формирующим хроническую патологию [1]. Значимый прирост показателей заболеваемости выявлен по болезням, связанным с нарушением питания. В развивающихся странах мира почти 35 млн детей характеризуются избыточной массой тела (МТ) и до 8 млн - в развитых. По данным отечественных исследователей, распространенность избыточной МТ и ожирения у детей в России колеблется от 5,5 до 11,8%. Наряду с ростом распространенности ожирения выявляется и существенное число детей с дефицитом МТ, в отдельных регионах - до 25% [2, 3].

Формирование морфологических показателей пищевого статуса (ПС) генетически детерминировано, однако при воздействии различных внешних факторов реализация программы развития может существенно изменяться, определяя развитие отклонений в состоянии питания детей и подростков. В многокомпонентной системе факторов, объединенных понятием «среда обитания», приоритетными по значимости воздействия на современных школьников являются медико-биологические и социально-гигиенические, включающие условия образовательной и семейной микросреды [1, 4-6].

Доказано, что образ жизни человека за последние десятилетия изменился коренным образом, причем в сторону приверженности к деструктивным формам поведения и прежде всего это проявляется в отношении к еде и физической активности. Исследованиями выявлены предрасполагающие к нарушениям в ПС изменения характера питания детей: отказ от завтраков, частые «перекусы», нагруженность последнего приема пищи, сдвинутого в сторону более позднего времени, предпочтение продукции, содержащей большое количество рафинированных жиров животного происхождения и простых углеводов и бедной по содержанию незаменимых микрону-триентов и биологически активных веществ. Различные нару-

Для корреспонденции: Олюшина Екатерина Анатольевна, канд. мед. наук, ассистент каф. гигиены ГБОУ ВПО Ниж-ГМА Минздрава России, 603950, ГСП-470, Нижний Новгород. E-mail: [email protected].

шения отмечаются в организации питания в ООО, к числу которых относятся несоблюдение принципов составления меню, режима питания, недостаточный охват горячим питанием, недостаточное число посадочных мест в школьных столовых, отсутствие контроля со стороны учителей за приемом пищи учащимися, замена горячего питания буфетной продукцией и др. [7-9]. Двигательная активность школьников всех возрастных групп заменяется сидячим образом жизни с переносом большинства жизненно важных событий в виртуальное пространство, создаваемое с помощью телевидения и интернета, что вносит весомый вклад в энергетический дисбаланс с преобладанием поступления энергии над ее затратами [1, 4, 6].

В условиях меняющегося здоровья учащихся оценка факторов, влияющих на ПС детей и подростков, с выявлением причинно-следственных связей между нарушениями состояния питания и факторами среды обитания становится все более актуальной. При этом в научной литературе мало работ посвящено изучению состояния питания учащихся ООО в условиях воздействия комплекса факторов среды обитания с учетом регионального компонента.

Таким образом, высокая распространенность отклонений, связанных с избыточным или недостаточным поступлением пищевых веществ, и многофакторность, формирующая особенности ПС, делает необходимым разработку эффективных профилактических программ, направленных на усиление про-тективных факторов и снижение факторов риска.

Цель исследования: изучить влияние социально-гигиенических факторов на формирование пищевого статуса детей и подростков.

В ходе исследования решались задачи гигиенической оценки пищевого статуса школьников с выявлением структуры нарушений состояния питания, оценкой медико-социальных факторов, характера питания и санитарно-гигиенического обеспечения обучения и выявления взаимосвязей в системе здоровье-среда обитания.

Материал и методы

В 2011-2014 гг. бригадой специалистов НижГМА были проведены углубленные медицинские осмотры 3621 школьника 1-11-х классов 8 общеобразовательных учреждений г. Нижнего Новгорода, расположенных в соответствии с географическими особенностями (деление на нагорную и заречную части) и административным устройством (8 районов) города. Изучение морфологических показателей ПС осуществляли генерализирующим методом на основе унифицированной антро-

пометрической методики. Методом биоимпедансного анализа с программным обеспечением АВС-01 «Медасс» изучили компонентный состав тела детей и подростков. Для определения ПС учащихся трех возрастных групп - младшей (МВГ) - дети от 7 до 11 лет, средней (СВГ) - от 11 до 14 лет, старшей (СтВГ) -14-17 лет [10] провели оценку их индекса массы тела (BMI) в соответствии с рекомендациями специалистов ВОЗ (2006) [11] и Российской ассоциации эндокринологов, 2014 г. [12] с использованием стандартных отклонений (СО) от медианы.

Согласно методическим рекомендациям «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей» (Москва, 1996), анкетированием родителей учащихся провели изучение и оценку риска формирования отклонений в здоровье и соответственно ПС школьников по медико-биологическим факторам, факторам раннего детства и факторам, характеризующим условия жизни ребенка.

С использованием авторской анкеты (А.С. Поляшова, 2011), содержащей 45 вопросов, касающихся режима питания и пищевого поведения, изучили характер питания школьников. Для унификации гигиенической оценки питания всю совокупность ответов по каждому вопросу разделили на 4 группы по соответствию характеристик питания гигиеническим требованиям: 5 - при соответствии гигиеническому нормативу, 4 - при частичном соответствии, 3 - при значительном несоответствии, 2 - при полном несоответствии гигиеническим требованиям.

Для определения уровня санитарно-гигиенического обеспечения (СГО) школ проанализировали 49 параметров внутришкольной среды в соответствии с методическими указаниями «Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений» (2010), оцененных по 5-балльной системе в зависимости от соответствия гигиеническим требованиям и сгруппированных в 11 блоков (критериев СГО).

Применив интегральный метод расчета рейтинговой оценки, выявили уровень соответствия гигиеническим требованиям характера питания школьников и СГО как по отдельным критериям, так и по итоговой характеристике (табл. 1).

С помощью предлагаемой ВОЗ программы StatCalc (Epiln-fo) рассчитали относительный риск (RR) развития нарушений ПС детей и подростков при воздействии того или иного фактора (http://www.who.int/chp/steps/resources/EpiInfo/en/).

Методами параметрического и непараметрического анализа провели статистическую обработку данных, для расчетов использовали пакеты прикладных программ статистической обработки данных Statgraphics Plus 5.0, Biostatistics v.4.03, Statistica v.6. Достоверность различий оценивали с помощью i-критерия Стьюдента для независимых и связанных выборок. При p < 0,05 результаты расценивали как статистически значимые.

Результаты

Изучение компонентного состава тела и анализ возраст-но-половых особенностей морфологических показателей ПС школьников показали широкий диапазон изменчивости жировой массы у детей с разной степенью недостаточности и избыточности питания и ее близкую к функциональной связь с BMI как у мальчиков, так и

Оriginal article

Таблица 1

Ранжирование по рейтинговой оценке

Балл по рейтингу

Диапазоны значений рейтинга

Рейтинговая оценка

1-0,9 Оптимальная

0,89-0,68 Хорошая

0,67-0,48 Удовлетворительная

0,00-0,47 Неудовлетворительная

точность питания I степени в 3,5% случаев, II степени в 0,1%); у 23% школьников избыточный ПС (избыточная МТ - 14,6%, ожирение I степени - 3,3%, II степени - 1,7%, III степени -2,0% и IV степени - 1,4%).

Значимыми являются гендерные и возрастные различия: среди учащихся с недостаточным ПС в 2,1 раза больше девочек, их доля растет с возрастом от 3,1 до 4,4%; с избыточным ПС в 1,1 раза больше мальчиков и в 1,2 раза - школьников СВГ.

Анализ характера питания учащихся показал, что в целом для большинства школьников (68,1%) характерен частично соответствующий гигиеническим рекомендациям режим питания, о чем свидетельствовала хорошая рейтинговая оценка (табл. 3). Оптимальный режим питания соблюдали менее трети учащихся (27,7%), причем в динамике от младшей возрастной группы к старшей представительство таких детей уменьшалось в 5,3 раза.

Согласно результатам анкетирования большинство детей (96,9%) имеют определенные знания о рациональном питании. При этом понимают необходимость соблюдения принципов здорового питания в повседневной жизни 90,5% старшеклассников и 99,4% родителей учащихся младшего возраста. Отметили уменьшение кратности приемов пищи от младших к старшим школьникам, увеличение интервала между приемами пищи до 5 ч и более у 12% детей МВГ, 21,3% - СВГ и 33,2% - СтВГ. Только 84,8% школьников МВГ ежедневно получают горячее питание в ООО, среди учащихся средней и старшей возрастных групп доля таких детей составила 66,2 и 47,8% соответственно. С возрастом увеличивается представительство учащихся, имеющих нерациональную организацию режима дня, в том числе и режима питания: время обеда и ужина было поздним у 39,1% учащихся МВГ, у 53,2% - СВГ и 65% подростков. Результаты статистически значимы.

Анализ качественного состава рациона питания школьников и частоты потребления продуктов позволил установить, что у 91,7% учащихся рацион имел отклонения от гигиенических рекомендаций за счет снижения употребления мяса и мясных продуктов, молока и молочных продуктов, свежих овощей и фруктов, растительного масла при повышенном содержании в рационе кондитерских изделий, колбас. Выявили, что 4,6, 5,6 и 9,2% учащихся соответственно МВГ, СВГ, СтВГ крайне редко употребляют мясо. Не употребляют молоко, кисломолочные напитки, творог, сыр или употребляют данные продукты крайне редко 20,6-25,4% детей. Большинство школьников ежедневно употребляют кондитерские изделия

у девочек (Я = 0,85 у мальчиков, Я = 0,87 у девочек, р = 0,0000). Это определило информационную значимость данного массоросто-вого показателя для диагностики отклонений состояния питания учащихся.

Определяли структуру нарушений состояния питания городских школьников (табл. 2). У 73,5% школьников зарегистрирован нормальный ПС, у 3,6% -недостаточный (недоста-

Таблица 2

Распределение учащихся по пищевому статусу, %

Недостаточный пищевой статус Нор- Избыточный пищевой статус

Пол III ст. II ст. I ст. пищевой Избыточная ожирение Итого

всего статус масса тела I ст. II ст. III ст. IV ст. всего

-3 СО -2 СО -1 СО медиана +1 СО +2 СО +2,5 СО +3 СО +4 СО

Мальчики 2,2 0,0 0,0 2,2 73,8 14,6 3,7 1,8 2,4 1,4 9,3 23,9

Девочки 4,7 0,0 0,1 4,6 73,2 14,5 3,0 1,6 1,7 1,5 7,8 22,3

Все 3,6 0,0 0,1 3,5 73,5 14,6 3,3 1,7 2,0 1,4 8,4 23,0

Статистика X2 = 20,17; сс = 7; Р = 0,0052

хгиена и санитария. 2016; 95(9)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-9-847-853

Оригинальная статья

Распределение рейтинговых оценок по характеру питания школьников, %

Таблица 3

Возрастная группа Всего

Признак Пол младшая средняя старшая

балл по рейтингу

5 4 3 5 4 3 5 4 3 5 4 3

Режим Мальчики 48,9 50,8 0,3 36,3 61,8 1,9 10,9 81,1 8,0 30,6 65,7 3,7

питания Девочки 47,7 52,1 0,2 25,9 72,05 2,05 7,7 82,6 9,7 25,1 70,2 4,7

Все 48,3 51,5 0,2 30,8 67,2 2,0 9,1 82,0 8,9 27,7 68,1 4,2

Статистика х2 = 0,13; сс = 2; p = 0,9376 х2 = 8,18; сс = 2; p = 0,0167 х2 = 3,70; сс = 2; p = 0,1570 х2 = 9,69; сс = 2; p = 0,0079

х2 = 393,54; сс = 4; p = 0,0000

Пищевое Мальчики 10,1 87,5 2,4 9,4 88,4 2,3 6,4 89,1 4,6 8,5 88,3 3,2

поведение Девочки 9,5 89,0 1,5 9,7 87,9 2,4 6,0 89,6 4,4 8,1 89,0 2,9

Все 9,8 88,3 1,9 9,6 88,1 2,3 6,2 89,3 4,5 8,3 88,7 3,0

Статистика х2 = 1,03; сс = 2; p = 0,5980 х2 = 0,03; сс = 2; p = 0,9871 х2 = 0,07; сс = 2; p = 0,9658 х2 = 0,27; сс = 2; p = 0,8724

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

X2 = 19,71; сс = 4; p = 0,0006

(78% детей МВГ, 74,5% - СВГ и 71,4% - СтВГ) и колбасы (58,3%). От младших к старшим школьникам увеличивалась частота употребления кофейных и газированных напитков, продуктов fast food и полуфабрикатов. Рейтинговая оценка продуктового разнообразия, определяемого реализацией разных типов пищевого поведения, показала, что ближе к оптимальному пищевое поведение младших школьников.

При несоблюдении гигиенических рекомендаций фактического питания резко увеличивается доля детей с отклонениями ПС как в сторону недостаточности, так и избыточности питания (p = 0,1362) (рис. 1).

Оценка медико-социальных факторов выявила, что по прогностическому риску формирования отклонений в состоянии здоровье значимая часть школьников отнесена к 3-й группе -повышенного риска: 43,1% детей и подростков по медико-биологическим факторам, 14,1% - по факторам раннего детства, 30,5% - по факторам образа жизни (табл. 4).

По анкетным данным установили выраженную вариабельность образа жизни современных школьников. Доля детей, регулярно занимающихся физкультурой и спортом вне образовательного учреждения, составила 43,1% мальчиков и 31,8% девочек, из которых больше учащихся МВГ (p = 0,0000). Представительство школьников, которые не занимаются физкультурой и спортом и не выполняют утреннюю гимнастику, - 34,4 и 87% детей соответственно (p = 0,0104). Регулярно проводят закаливающие процедуры в домашних условиях 18,3% младших учащихся и лишь 10,8% подростков (p = 0,000). С возрас-

0,857

0,837

0,82

0,8

7Д1ЕЗП

(4 J* У* s

Режим питания Щ Пищевое поведение

И Общий рейтинг питания

Рис. 1. Распределение школьников с разным пищевым статусом в зависимости от рейтинга по питанию.

- пищевой статус; МТ - масса тела - здесь и на рис. 2.

ПС

том распространенность и степень выраженности отклонении от гигиенических регламентов образа жизни школьников увеличивается.

У школьников с избыточным ПС статистически значимо выше риск формирования отклонении в здоровье по факторам, характеризующим условия жизни ребенка (р = 0,0068) (рис. 2).

Здоровье, в частности ПС учащихся, во многом определяется влиянием факторов внутришкольной среды, где они проводят значимую часть времени. Анализ санитарно-гигиенического обеспечения обучения показал, что в целом для всех образовательных учреждений характерны хорошие условия обучения, однако значения рейтинга отдельных критериев СГО находились в широком диапазоне - от 0,22 до 0,97 (рис. 3). Такое ранжирование школ по уровню соответствия СГО гигиеническим требованиям позволило выявить неблагоприятные параметры образовательной среды для каждого ООО, определяющие мероприятия по ее коррекции. Несмотря на высокую степень управляемости фактора организации учебно-воспитательного процесса, установили, что в большинстве школ расписание занятий не учитывало изменения физиологических функций и умственной работоспособности учащихся как на протяжении учебной недели, так и в течение учебного дня.

Для оценки влияния комплекса изученных социально-гигиенических факторов на ПС детей и подростков использовали методы доказательной медицины. Рассчитав относительный риск формирования отклонений в состоянии питания при их воздействии, выявили, что риск развития пищевой недостаточности у детей, которые не принимают полноценный обед дома или в школе, а берут его с собой, повышается в 3,42 раза (табл. 5). Если ребенок не получает необходимого количества полноценного животного белка, то риск развития у него недостаточного ПС повышается в 4,03 раза; если не употребляет или употребляет в недостаточном количестве яйца и сливочное масло, молоко и молочные продукты - соответственно в 2,81 и 2,69 раза. Среди школьников, в рацион которых не входят свежие овощи летом/осенью в 3,62 раза вероятнее наличие отклонений ПС в сторону недостаточности питания. Несоответствие гигиеническим требованиям организации учебно-воспитательного процесса в ООО повышает риск развития пищевой недостаточности в 2,76 раза.

Значимыми в формировании избыточного ПС являются двигательная активность, режим дня, в частности режим питания, выполнение гигиенических навыков (табл. 6). Так, у школьников, находящихся на открытом воздухе менее 4 ч, риск развития ожирения повышается в 10,79 раза, а среди учащихся со слабой общефизической подготовкой - в 3,16 раза. Вероятность формирования избыточности питания у школьников,

Original article

Таблица 4

Распределение школьников по группам риска формирования отклонений в здоровье и заболеваний в зависимости от медико-социальных причин, %

Возрастная группа Всего

Признак Пол младшая средняя старшая

группа риска

2 3 2 3 2 3 2 3

Медико- Мальчики 55,3 44,7 55,0 45,0 56,2 43,8 55,5 44,5

биологические факторы Девочки 53,3 46,7 57,4 42,6 63,8 36,2 58,2 41,8

Все 54,2 45,8 56,3 43,7 60,4 39,6 56,9 43,1

Статистика х2 = 0,34; сс = 1; p = 0,5597 х2 = 0,30; сс = 1; p = 0,5822 х2 = 5,38; сс = 1; p = 0,0204 х2 = 1,83; сс = 1; p = 0,1759

х2 = 7,89; сс = 2; p = 0,0193

Факторы Мальчики 84,0 16,0 86,0 14,0 84,8 15,2 84,8 15,2

раннего детства Девочки 88,1 11,9 84,2 15,8 87,6 12,4 86,9 13,1

Все 86,1 13,9 85,0 15,0 86,3 13,7 85,9 14,1

Статистика х2 = 3,40; сс = 1; p = 0,0653 х2 = 0,34; сс = 1; p = 0,5607 х2 = 1,38; сс = 1; p = 0,2400 х2 = 2,37; сс = 1; p = 0,1236

х2 = 0,62; сс = 2; p = 0,7332

Факторы образа Мальчики 75,6 24,4 71,1 28,9 63,7 36,3 70,4 29,6

жизни Девочки 76,2 23,8 70,5 29,5 59,6 40,4 68,7 31,3

Все 75,9 24,1 70,8 29,2 61,4 38,6 69,5 30,5

Статистика х2 = 0,02; сс = 1; p = 0,8746 х2 = 0,01; сс = 1; p = 0,9206 х2 = 1,49; сс = 1; p = 0,2225 х2 = 0,88; сс = 1; p = 0,3474

х2 = 50,08; сс = 2; p = 0,0000

не завтракающих дома и в школе, которые при этом редко (1 раз в неделю) берут с собой еду на учебу, повышается в 4,3 раза по сравнению с детьми, имеющими регулярные приемы пищи без перекусов между ними.

Определили протективные факторы, способствующие сохранению нормального ПС, среди которых важными являются соблюдение режима питания школьников, что невозможно без рационально организованного школьного питания, оптимальное пищевое поведение учащихся, закладываемое с детского возраста в условиях семьи, достаточный уровень двигательной активности и выполнение других элементов гигиенически целесообразного режима дня (табл. 7).

На основе анализа ПС школьников и выделенных протек-тивных факторов и факторов риска развития его отклонений сформулировали алгоритм управления состоянием питания учащихся ООО, который строится на принципах элиминации, протекции или компенсации факторов риска и усилении про-тективных факторов.

Алгоритм управления состоянием питания учащихся включает создание профилактической образовательной среды, оптимизацию питания и двигательной активности, формиро-

79 п 78,57877,57776,57675,575-

78,8

77,3

77,5

76,3

вание культуры здорового образа жизни (ЗОЖ), оздоровительно-реабилитационные мероприятия у лиц с нарушениями ПС и психолого-педагогическое их сопровождение на этапе коррекции ПС, совершенствование медицинского обслуживания для раннего выявления отклонений ПС с оценкой эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий.

Обсуждение

Оценка морфологических показателей, отражающих степень энергетической и пластической адекватности питания, как наиболее простых и доступных для определения ПС при скрининговых исследованиях, позволила выявить структуру нарушений состояния питания городских школьников: большинство учащихся имеют нормальный ПС. Отсутствие среди детей и подростков недостаточности питания III степени свидетельствует, что проблема продовольственного дефицита потеряла свою актуальность. В динамике обучения отмечено увеличение доли детей с недостаточным ПС, из которых в 2,1 раза больше девочек, что можно объяснить стремлением подростков соответствовать «модным» тенденциям и стереотипам в плане внешности.

Выявлена высокая распространенность избыточной МТ и ожирения среди детей и подростков, что подтверждает доказанную многочисленными научными исследованиями тенденцию нарастающей «эпидемии» ожирения на планете. Выше

/ о

Л

/

¿г*

/ У*

сг

J1

ВТ

Рис. 2. Распределение школьников с разным пищевым статусом по факторам образа жизни, средний балл.

0,84 0,82 0,8 0,78 I 0,76 ь 0,74 £ 0,72 0,7 0,68 0,66

0,64

Рис. 3. школ (1

0,83

0,79

0,74

0,77

0,81

0,72

0,71

0,78

1

8

2 3 4 5 6 7 Школа

Итоговый рейтинг санитарно-гигиенического обеспечения -8-я).

хгиена и санитария. 2016; 95(9)

РРк http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-9-847-853

Оригинальная статья

Таблица 5

Относительный риск развития недостаточного пищевого статуса

Показатель

RR

Статистика

Нерациональный режим питания Условия приема пищи 3,42 1,48 < ИИ < 7,88

X2 = 7,30, р = 0,0069 Нецелесообразное пищевое поведение Частота употребления мясных, 4,03 1,25 < ИИ < 13,0 рыбных продуктов X2 = 3,63, р = 0,00457

Частота употребления яиц 2,81 1,25 < ИИ < 6,35

и сливочного масла X2 = 4,14, р = 0,0419

Частота употребления молока 2,69 1,27 < ИИ < 5,73

и молочных продуктов X2 = 4,76, р = 0,0291

Частота употребления свежих 3,62 1,66<ИИ<7,93

овощей летом/ осенью X2 = 9,45, р = 0,0021

Нерациональные школьные факторы Организация 2,76 1,31 < ИИ < 5,83

учебно-воспитательного процесса X2 = 4,17, р = 0,0305

Нерациональный образ жизни Занятия физкультурой и спортом 1,42 1,18 < ИИ < 1,72 вне детского учреждения X2 = 8,07, р = 0,0045

доля учащихся с избыточным ПС среди мальчиков - 9,3% против 7,8% девочек и учащихся СВГ, вступающих в период полового развития, характеризующийся незрелостью и функциональной недостаточностью эндокринной системы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ведущим среди факторов, определяющих формирование ПС, является питание ребенка, характеризуемое количественной и качественной составляющими его рациона и режимом питания. Высокий уровень осведомленности учащихся и их родителей (90,5 и 99,4% соответственно) в вопросах здорового питания обусловил отсутствие неудовлетворительных характеристик режима питания и продуктового разнообразия школьников. Однако выявленная нерациональная организация питания в образовательных учреждениях, режима дня учащихся и, по-видимому, недостаточный уровень гигиенического воспитания в отношении рационального питания привели к значимой частоте отклонений в питании детей и подростков.

Высокая распространенность и степень выраженности отклонений от гигиенических регламентов образа жизни школьников (наличие вредных привычек, отсутствие стремления соблюдать правильный режим дня, режим питания, занятия физкультурой и т.п.) свидетельствуют о недостатках гигие-

Таблица 6

Относительный риск развития избыточного пищевого статуса

Показатель

ИИ

Статистика

Нерациональный режим питания Частота «перекусов» 4,30 1,15 < ИИ < 16,04

X2 = 3,25, р = 0,0516 Интервал от последнего приема 1,56 1,28 < ИИ < 1,89 пищи до сна X2 = 15,38, р = 0,0000

Нецелесообразное пищевое поведение Частота употребления крупяных, 1,51 1,09 < ИИ < 2,11 макаронных блюд и хлебобулочных X2 = 5,41, р = 0,0199

изделий

Нерациональный образ жизни Продолжительность прогулки 1,31 1,07 < ИИ < 1,61

в воскресные дни X2 = 5,13, р = 0,0235

Занятия физкультурой и спортом 1,28 1,11 < ИИ < 1,47 вне детского учреждения X2 = 9,02, р = 0,0027

Продолжительность пребывания 10,79 8,14 < ИИ < 14,3 на открытом воздухе (включая X2 = 383,37, р = 0,0000

дорогу в школу и обратно)

Оценка состояния общефизической 3,16 2,57 < ИИ < 3,88 подготовки X2 = 53,94, р = 0,0000

Таблица 7

Протективные факторы пищевого статуса

Показатель

ИИ

Статистика

Рациональный режим питания Частота ощущений чувства голода 1,08 1,01 < ИИ < 1,15

X2 = 5,28, р = 0,0216 Частота завтраков в школьной 1,09 1,09 < ИИ < 1,17

столовой X2 = 5,40, р = 0,0201

Частота «перекусов» 1,04 1,01 < ИИ < 1,08

X2 = 7,16, р = 0,0074 Условия приема пищи 1,02 1,00 < ИИ < 1,03

X2 = 4,92, р = 0,0265 Интервал от последнего приема 1,18 1,09 < ИИ < 1,28 пищи до сна X2 = 19,81, р = 0,0000

Целесообразное пищевое поведение Частота употребления свежих 1,09 1,02 < ИИ < 1,16

овощей зимой/ весной X2 = 6,53, р = 0,0106

Частота употребления крупяных, 1,06 1,02 < ИИ < 1,11 макаронных блюд X2 = 8,64, р = 0,0033

и хлебобулочных изделий

Рациональный образ жизни Продолжительность прогулки 1,14 1,04 < ИИ < 1,25

в воскресные дни X2 = 7,66, р = 0,0056

Занятия физкультурой и спортом 1,34 1,19 < ИИ < 1,51 вне детского учреждения X2 = 25,96, р = 0,0000

Продолжительность пребывания 1,15 1,02 < ИИ < 1,30 на открытом воздухе (включая X2 = 4,91, р = 0,0267

дорогу в школу и обратно)

Время просмотра телепередач 1,21 1,03 < ИИ < 1,42

и занятий за компьютером X2 = 5,09, р = 0,0241

Дополнительные посещения 1,10 1,01 < ИИ < 1,20

музыкальной, художественной X2 = 4,81, р = 0,0282

школы, кружков, изучение иностранного языка

Частота выезда семьи в загородную 1,07 1,02 < ИИ < 1,13 зеленую зону, активного отдыха X2 = 7,90, р = 0,0049

и труда (лыжи, купание, огородные работы)

Оценка состояния общефизической 1,61 1,32 < ИИ < 1,97 подготовки X2 = 32,92, р = 0,0000

нического воспитания детей и подростков в вопросах ЗОЖ и обусловливает высокий риск развития отклонений в здоровье у 30,5% учащихся. При этом основы ЗОЖ и гигиенические навыки закладываются в семье, большую роль в их развитии играет школа. Оптимальные параметры образовательной среды также способствуют рациональному питанию учащихся, реализации их двигательной активность, обеспечивая гармоничное развитие детей и подростков.

На основе методов доказательной медицины выявлена значимость изученных социально-гигиенических факторов в формировании ПС учащихся и соответственно сохранении их здоровья. Факторами риска развития нарушений состояния питания определены нерациональные режим питания, качественная составляющая питания, факторы образовательной среды, образ жизни учащихся. Отклонение этих показателей от гигиенических требований, вероятно, и обусловило высокую долю школьников с недостаточностью и избыточностью питания. Выделенные же протективные факторы необходимо использовать при разработке программ оптимизации состояния питания учащихся и создания профилактической образовательной среды.

Таким образом, ведущая роль в системе управления ПС детей и подростков должна принадлежать коррекции социально-гигиенических факторов, которые являются приоритетными в формировании ПС учащихся. В качестве главного условия, определяющего состояние питания современных школьников и качество их жизни в целом, следует расценивать социокультурный уровень детей и подростков как результат гигиенического воспитания и обучения основам ЗОЖ.

Выводы

1. На основе биоимпедансного исследования компонентного состава тела школьников установили: жировая масса тела, наиболее лабильный компонент, коррелирует с индексом BMI на уровне связи, близкой к функциональной (R = 0,85 у мальчиков, R = 0,87 у девочек, p = 0,0000).

2. Структура ПС современных городских школьников: нормальный - 73,5%; недостаточный - 3,6% (недостаточность питания I степени - 3,5% случаев, II степени - 0,1%); избыточный - 23% (избыточная МТ - 14,6%, ожирение I степени -3,3%, II степени - 1,7%, III степени - 2,0% и IV степени -1,4%). Среди учащихся с недостаточным ПС в 2,1 раза больше доля девочек, а с избыточным ПС - в 1,4 раза больше мальчиков. С возрастом растет доля школьников с недостаточным ПС в 1,4 раза; с избыточным ПС в 1,2 раза больше учащихся СВГ.

3. Гигиеническая оценка характера питания школьников, проведенная на основе унифицированной рейтинговой шкалы с выделением уровней соответствия гигиеническим рекомендациям, позволила выявить оптимальный режим питания у 27,7% учащихся, качественная составляющая питания у 91,7% детей не соответствует гигиеническим требованиям.

4. Группа повышенного риска развития заболеваний и отклонений в здоровье на основании анализа медико-биологических факторов установлена у 43,1% учащихся, факторов раннего детства - у 14,1% и по факторам образа жизни - у 30,5% школьников. Санитарно-гигиеническое обеспечение всех ООО характеризовалось частичным соответствием гигиеническим требованиям (рейтинг 0,71-0,83), с колебанием оценок по отдельным критериям в диапазоне от 0,22 до 0,97.

5. Факторами риска развития недостаточного ПС определены: несоответствие гигиеническим требованиям режима питания (RR = 3,42), пищевого поведения (RR = 2,69-4,03), факторов образовательной среды (RR = 2,76) и образа жизни (RR = 1,42); избыточного ПС - несоответствие гигиеническим требованиям режима питания (RR = 1,56-4,3), пищевого поведения (RR = 1,51) и факторов образа жизни (RR = 1,28-10,79). Приоритетные протективные факторы увеличения доли школьников с нормальным ПС (оптимальный режим питания школьников, оптимальное пищевое поведение учащихся, закладываемое с детского возраста в условиях семьи, достаточный уровень двигательной активности и выполнение других элементов гигиенически целесообразного режима дня) явились основанием для разработки компонентов системы управления состоянием питания.

6. Алгоритм управления ПС учащихся образовательных учреждений включает создание профилактической образовательной среды, оптимизацию питания и двигательной активности, формирование культуры здорового образа жизни, оздоровительно-реабилитационные мероприятия у лиц с нарушениями ПС и психолого-педагогическое их сопровождение на этапе коррекции ПС, совершенствование медицинского обслуживания для раннего выявления отклонений ПС с оценкой эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литература (п. 11 см. References)

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании. Вестник РАМН. 2009; (5): 6-11.

2. Малиевский О.А., Маслова Н.Г. Распространенность ожирения и избыточной массы тела у детей и подростков. В кн.: Порядок и стандарты оказания помощи детям с эндокринной патологией. Материалы IXВсероссийской научно-практической конференции детских эндокринологов. Архангельск; 2013: 26-30.

3. Мощев А.Н. Гигиеническая оценка фактического питания и состояния здоровья школьников и их нутриционная коррекция (на примере Василеостровского района Санкт-Петербурга): Автореф. дисс. ... канд. мед наук. СПб.; 2009.

4. Клещина Ю.В., Елисеев Ю.Ю., Павлов Н.Н. Особенности форми-

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(9)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-9-847-853

Original article

рования нарушений питания у детей. Здоровье населения и среда обитания. 2012; (8): 20-2.

5. Кучма В.Р., Милушкина О.Ю., Бокарева Н.А., Детков В.Ю., Федотов Д.М. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников. Гигиена и санитария. 2013; (5): 91-4.

6. Романова Т.А. Роль медико-социальных факторов в формировании здоровья детей подросткового возраста и пути совершенствования профилактической помощи: Автореф. дисс. ... докт. мед. наук. М.; 2008.

7. Горелова Ж.Ю., Буданцева С.В., Акоева Д.Ю. Сравнительная гигиеническая характеристика рационов питания школьников в регионах РФ. В кн.: Актуальные проблемы педиатрии. Материалы XV Конгресса педиатров России с международным участием. М.; 2011: 201.

8. Печкуров Д.В., Воронина Е.Н. Питание школьников как фактор риска нарушений нутритивного статуса. Вопросы детской диетологии. 2011; 9(2): 60-8.

9. Сетко А.Г., Тимошенко Е.П., Тришина С.П. Питание как эффективный элемент здоровьесбережения в организованных коллективах. В кн.: Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков. Материалы IV Всероссийского Конгресса по школьной и университетской медицине. СПб.; 2014: 305-7.

10. МР 2.3.1.2432-08. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации. М.; 2008.

12. Дедов И.И., Петеркова В.А., ред. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями. М.: Практика; 2014.

References

1. Baranov A.A., Kuchma V.R., Sukhareva L.M. Health of modern children and teenagers and role of medico-social factors in its formation. Vestnik RAMN. 2009; (5): 6-11. (in Russian)

2. Malievskiy O.A., Maslova N.G. Prevalence of obesity and excessive weight in children and teenagers. In: The Procedure and Standards of Care for Children with Endocrine Disorders. Proceedings of the IX All-Russian Scientific-Practical Conference of Pediatric Endocrinologists [Poryadok i standarty okazaniya pomoshchi detyam s endokrinnoy pa-tologiey. Materialy IX Vserosiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii detskikh endokrinologov]. Arkhangel'sk; 2013: 26-30. (in Russian)

3. Moshchev A.N. Hygienic Estimation of Nutrition and Health of Schoolchildren and its Nutritional Correction (Vasileostrovskiy district, St. Petersburg): Diss. St.Petersburg; 2009. (in Russian)

4. Kleshchina Yu.V., Eliseev Yu.Yu., Pavlov N.N. Peculiarities of formation of childrens nutrition disorders. Zdorov'e naseleniya i sreda obitaniya. 2012; (8): 20-2. (in Russian)

5. Kuchma V.R., Milushkina O.Yu., Bokareva N.A., Detkov V.Yu., Fedotov D.M. Hygienic estimation of influence environmental factors on schoolchildren functional indicators. Gigiena i sanitariya. 2013; (5): 91-4. (in Russian)

6. Romanova T.A. Role of Medico-Social Factors in Formation of Teenagers ' Heath and Ways of Improvement Preventive Measures: Diss. Мoscow; 2008. (in Russian)

7. Gorelova Zh.Yu., Budantseva S.V., Akoeva D.Yu. Comparative hygienic characteristics of dietary habits of schoolchildren in Russia. In: Actual Problems of Pediatrics. Materials XV Congress ofPediatricians ofRussia with International Participation [Aktual'nye problemy pediatrii. Materialy XV Kongressa pediatrov Rossii s mezhdunarodnym uchastiem]. Moscow; 2011: 201. (in Russian)

8. Pechkurov D.V., Voronina E.N. Schoolchildren's nutrition as a risk factors for disturbances of nutritional status. Voprosy detskoy dietologii. 2011; 9(2): 60-8. (in Russian)

9. Setko A.G., Timoshenko E.P., Trishina S.P. Nutrition as effective element for healthcare in organized groups. In: Health and Safety of Life of Children and Adolescents. Proceedings of the IV All-Russian Congress on School and University Medicine [Okhrana zdorov'ya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti detey i podrostkov. Materialy IV Vserossiyskogo Kongressa po shkol'noy i universitetskoy meditsine]. St.Petersburg; 2014: 305-7. (in Russian)

10. Methodical Recommendations. MR 2.3.1.2432-08. Standards of physiological needs of energy and nutrients for different groups of population in Russia. Moscow; 2008. (in Russian)

11. Cole T.J., Lobstein T. Extended international (IOTF) body mass index cut-offs for thinness, overweight and obesity. Pediatr. Obes. 2012; 7(4): 284-94.

12. Dedov I.I., Peterkova V.A., eds. Federal Clinical Recommendations (standards) for Maintenance of Children with Endocrine Diseases [Federal'nye klinicheskie rekomendatsii (protokoly) po vedeniyu detey s endokrinnymi zabolevaniyami]. Moscow: Praktika; 2014. (in Russian)

Поступила 15.02.16 Принята к печати 14.04.16

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.