Научная статья на тему 'Оценка риска отклонений состояния питания школьников в системе "здоровье-среда обитания"'

Оценка риска отклонений состояния питания школьников в системе "здоровье-среда обитания" Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
1118
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОСТОЯНИЕ ПИТАНИЯ / NUTRITIONAL STATUS / ШКОЛЬНИКИ / SCHOOLCHILDREN / СРЕДА ОБИТАНИЯ / ENVIRONMENT / ФАКТОРЫ РИСКА / RISK FACTORS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богомолова Е. С., Рахманов Р. С., Кузмичев Ю. Г., Олюшина Е. А., Поляшова А. С.

Проведена гигиеническая диагностика состояния питания школьников в системе «здоровье-среда обитания». Получены данные о структуре пищевого статуса детей и подростков: доля учащихся с избыточной массой тела составила 12,7-18,1 %, с ожире-нием 6,7-12,2 %, с недостаточным пищевым статусом 2,3-4,9 %. Выявлены значимые факторы риска для развития недостаточного и избыточного пищевого статуса: несоответствующие гигиеническим требованиям режим питания, качественная составляющая питания, факторы образовательной среды, факторы, характеризующие условия жизни ребенка. Доказана необходимость учета факторов риска при разработке программ оптимизации состояния питания школьников и создания профилактической образовательной среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богомолова Е. С., Рахманов Р. С., Кузмичев Ю. Г., Олюшина Е. А., Поляшова А. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESTIMATION DEVIATION OF SCHOOLCHILDREN’S NUTRITIONAL STATUS IN SYSTEM "HEALTH-ENVIRONMENT"

Hygienic diagnostics of the nutritional status of schoolchildren in the system «health-environment» have been done. Significant variations in the proportion of children with abnormal nutritional status observed as a result of influence of environmental factors complex (medical and social factors, diet, sanitary-hygiene security of training): the proportion of pupils with ex-cessive body mass ranged from 12,7 to 18,1 %, the proportion of pupils with obesity is 6,7-12,2 %, the proportion of pupils with insufficient nutritional status is 2,3-4,9 %. Significant risk fac-tors for the development of insufficient nutritional status are inadequate hygienic requirements the diet, quality component supply, factors of educational environment, lifestyle; for the devel-opment of excessive nutritional status are inadequate hygienic requirements the diet, feeding behavior, factors of educational environment, living conditions of pupils. These data proved neces-sity adherence of risk factors for the development of improving nutritional status programs of schoolchildren and for creating of the prophylactic educational environment.

Текст научной работы на тему «Оценка риска отклонений состояния питания школьников в системе "здоровье-среда обитания"»

УДК 613.22:614.7

ОЦЕНКА РИСКА ОТКЛОНЕНИЙ СОСТОЯНИЯ ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В СИСТЕМЕ «ЗДОРОВЬЕ-СРЕДА ОБИТАНИЯ»

Е.С. Богомолова1, Р.С. Рахманов2, Ю.Г. Кузмичев1, Е.А. Олюшина1, А.С. Поляшова1, Н.В. Котова1, Т.В. Бадеева1, М.В. Ашина1, Е.О. Максименко1, А.С. Киселева1, А.Н. Писарева1

1ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России,

г. Нижний Новгород, Россия

2ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии» Роспотребнадзора, г. Нижний Новгород, Россия

Проведена гигиеническая диагностика состояния питания школьников в системе «здоровье-среда обитания». Получены данные о структуре пищевого статуса детей и подростков: доля учащихся с избыточной массой тела составила 12,7-18,1 %, с ожире-нием - 6,7-12,2 %, с недостаточным пищевым статусом - 2,3-4,9 %. Выявлены значимые факторы риска для развития недостаточного и избыточного пищевого статуса: несоответствующие гигиеническим требованиям режим питания, качественная составляющая питания, факторы образовательной среды, факторы, характеризующие условия .жизни ребенка. Доказана необходимость учета факторов риска при разработке программ оптимизации состояния питания школьников и создания профилактической образовательной среды.

Ключевые слова: состояние питания; школьники; среда обитания; факторы риска.

E.S. Bogomolova, R.S. Rahmanov, U.G. Kuzmichev, E.A. Olushina, A.S. Polyashova, N.V. Kotova, T.V. Badeeva, M.V. Ashina, E.O. Maksimenko, A.S. Kiseleva, A.N. Pisareva □ ESTIMATION DEVIATION OF SCHOOLCHILDREN'S NUTRITIONAL STATUS IN SYSTEM «HEALTH-ENVIRONMENT» □ Nizhny Novgorod State Medical Academy of the Ministry of Health of Russia, Nizhny Novgorod, Russia; Nizhny Novgorod research institute for hygiene and occu-pational pathology, Rospotrebnadzor, Nizhny Novgorod, Russia.

Hygienic diagnostics of the nutritional status of schoolchildren in the system «health-environment» have been done. Significant variations in the proportion of children with abnormal nutritional status observed as a result of influence of environmental factors complex (medical and social factors, diet, sanitary-hygiene security of training): the proportion of pupils with ex-cessive body mass ranged from 12,7 to 18,1 %, the proportion of pupils with obesity is 6,7-12,2 %, the proportion of pupils with insufficient nutritional status is 2,3-4,9 %. Significant risk fac-tors for the development of insufficient nutritional status are inadequate hygienic requirements the diet, quality component supply, factors of educational environment, lifestyle; for the devel-opment of excessive nutritional status are inadequate hygienic requirements the diet, feeding behavior, factors of educational environment, living conditions of pupils. These data proved neces-sity adherence of risk factors for the development of improving nutritional status programs of schoolchildren and for creating of the prophylactic educational environment. Key words: nutritional status, schoolchildren, environment, risk factors.

Национальная стратегия действий в интересах детей и подростков рассматривает обязательства государства по охране здоровья подрастающего поколения как инвестиции в главный ресурс общественного развития. На современном этапе наблюдаются стойкие тенденции ухудшения состояния здоровья детей и подростков России, что подтверждается снижением доли здоровых детей и увеличением заболеваемости детского населения по всем классам болезней. Одно из ведущих мест в IV классе заболеваний МКБ 10-го пересмотра занимают болезни, связанные с нарушением питания [1].

За последние 20 лет доля детей и подростков с избыточной массой тела (МТ) выросла практически вдвое. По литературным данным в России распространенность избыточной МТ и ожирения у детей колеблется от 5,5 до 11,8 % [5]. Однако актуальна проблема и недостаточного питания. На территории Российской Федерации у 13-14 % детей, а в некоторых регионах у 25 % детской популяции, выявляется дефицит МТ [7].

Детский организм формируется в условиях сочетанного влияния генетически детерминированной программы развития и факторов внешней среды, которые не только определяют степень реализации этой программы, но и могут существенно модифицировать ее. Состояние здо-

ровья и, в частности, пищевой статус (ПС) городских школьников в современных условиях во многом зависит от воздействия социально-гигиенических, медико-биологических, экологических факторов, которые могут приводить к ухудшению здоровья, являясь факторами риска [2-4, 10].

Таким образом, диагностика факторов риска формирования отклонений состояния питания школьников, позволяющая оптимизировать ПС и, соответственно, здоровье учащихся, представляется перспективным направлением научных исследований и важной задачей профилактической медицины.

Цель исследования - на основе изучения изменчивости пищевого статуса школьников в условиях воздействия комплекса факторов среды обитания выделить факторы риска развития отклонений в состоянии питания детей и подростков.

Материалы и методы. Диагностику ПС учащихся трех возрастных групп: младшей (МВГ) - дети от 7 до 11 лет, средней (СВГ) - от 11 до 14 лет, старшей (СтВГ) - 14-17 лет) проводили на основе оценки морфологических показателей как наиболее простых и доступных при скрининговых исследованиях [8]. Использовали данные углубленных медицинских осмотров учащихся 1-11 классов 8 общеобразовательных организаций (ОО), расположенных в 8 районах г. Нижнего Новгорода, проведенных

бригадой специалистов НижГМА. Программа обследования включала измерение по унифицированной методике тотальных размеров тела с последующим расчетом индекса массы тела (BMI) и его оценкой в соответствии с рекомендациями специалистов ВОЗ (2006) [12] и Российской ассоциации эндокринологов (2014) [11] с использованием стандартных отклонений (СО) от медианы. Нормальному ПС соответствовали значения BMI в интервале медиана ± 1 СО. Недостаточный ПС определялся отклонением индивидуальных значений BMI от медианы, соответствующей полу и возрасту ребенка, более чем на -1 СО. Избыточную МТ у детей и подростков диагностировали при BMI от 1,0 до 2,0 СО, ожирение - свыше 2,0 СО.

Для изучения медико-социальных факторов -медико-биологических, факторов риска раннего детства и факторов, характеризующих условия жизни ребенка - было проведено анкетирование родителей учащихся [6]. Результаты сопоставляли с прогностической шкалой риска формирования отклонений в здоровье и, соответственно, ПС школьников.

Особенности режима питания и пищевого поведения детей и подростков изучили с использованием авторской анкеты (А.С. Поляшо-ва, 2011). Совокупность ответов по каждому вопросу разделили на 4 группы по соответствию характеристик питания гигиеническим требованиям от 5 при соответствии гигиеническому нормативу до 2 при полном несоответствии гигиеническим требованиям.

Проанализировали 49 параметров внутри-школьной среды, оцененных по 5-балльной системе в зависимости от соответствия гигиеническим требованиям и сгруппированных в 11 блоков (критериев) [9]. Определили уровень санитарно-гигиенического обеспечения (СГО) школ.

С использованием метода расчета интегральных индексов оценили уровень соответствия гигиеническим требованиям характера питания школьников и СГО как по отдельным критериям, так и по итоговой характеристике с учетом показателей унифицированной рейтинговой шкалы (табл. 1).

Таблица 1. Ранжирование по рейтинговой оценке

Балл по рейтингу Диапазоны значений рейтинга Рейтинговая оценка

5 1,00-0,90 оптимальная

4 0,89-0,68 хорошая

3 0,67-0,48 удовлетворительная

2 0,00-0,47 неудовлетворительная

Относительный риск развития недостаточного и избыточного ПС рассчитали с помощью рекомендованной ВОЗ программы StatCalc (Epilnfo).

Для статистической обработки данных использовали методы параметрического и непараметрического анализа. Расчеты провели с использованием ППП статистической обработки данных Statgraphics Plus 5.0, Biostatistics v.4.03, Statistica v.6.0. Достоверность различий оценивали с помощью критерия Стьюдента (t) для независимых и связанных выборок. Результаты расценивали как статистически значимые при р < 0,05.

Результаты исследования. Сравнительный анализ состояния питания детей и подростков по школам в условиях комплексного воздей-

ствия социально-гигиенических факторов выявил значительные колебания доли детей с отклонениями ПС: доля учащихся с избыточной МТ составила от 12,7 до 18,1 %, с ожирением -6,7-12,2 %, с недостаточным ПС - 2,3-4,9 %.

Большинство учащихся всех ОО характеризовались нормальным ПС (73,5 %). В данной группе преобладали школьники младшего возраста (75,5 % против 72,1 и 71,3 % учащихся СВГ и СтВГ, х2 = 13,35; сс = 6; р = 0,0378).

Избыточная МТ встречалась у каждого седьмого школьника, что подтверждало результаты многочисленных научных исследований об «эпидемии» ожирения на планете. Наибольшая доля детей с ожирением зарегистрирована среди вступающих в период полового развития учащихся СВГ (9,6 % против 7,2 и 8,1 % соответственно МВГ и СтВГ). Отмечены выраженные гендерные различия: ожирение характерно для 9,3 % мальчиков против 7,6 % девочек (х2 = 18,20; сс = 3; р = 0,0004).

Недостаточность питания выявлена у 2,34,9 % детей, чаще встречается среди девочек (4,7 % против 2,2 % у мальчиков). Значимы возрастные особенности: среди учащихся СтВГ недостаточный ПС диагностирован у 5,7 % школьников против 3,3 % детей 7-13 лет (х2 = 12,65; сс = 2; р = 0,0038), что можно объяснить стремлением подростков соответствовать «модным» тенденциям и стереотипам в плане внешности.

Анализ характера питания школьников показал, что в целом питание всех учащихся частично соответствовал гигиеническим требованиям, о чем свидетельствовала хорошая рейтинговая оценка (рис. 1). При этом средний рейтинг по режиму питания выше рейтинга качественной составляющей рациона школьников (0,84 ± 0,08 против 0,80 ± 0,07). Характерна ситуация снижения общего рейтинга по питанию от младшей к старшей возрастной группе (0,85 против 0,78, р = 0,0000), что отражало увеличение частоты нарушений режимных моментов в питании и характеризовало меньшую гигиеническую целесообразность их пищевого поведения с возрастом.

0,85

и К Я

Ü 0'8 <ц

Л

0,75

5

6

7

школы 12 3 4 " ♦ " режим питания ™™• "" пищевое поведение общий рейтинг

Рис. 1. Распределение школ по рейтингу питания обучающихся

Худшие значения показателей, характеризующих организацию питания детей и подростков, по-видимому, связаны с недостаточным уровнем гигиенического воспитания в области рационального питания и пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) в образовательных учреждениях.

При оценке ПС школьников с разными характеристиками питания отметили, что из числа тех, кто стремится соблюдать рациональный режим питания, выше доля учащихся с нормальным ПС, и реже недостаточность питания встречалась среди лиц с гигиенически оптимальным пищевым поведением (табл. 2).

Таблица 2. Распределение школьников с разным пищевым статусом по рейтинговым оценкам характера питания

Пищевой статус Доля школьников в зависимости от характера питания и рейтинга,% Общий рейтинг

Режим питания Пищевое поведение

5 4 3 5 4 3 5 4 3

Недостаточный пищевой статус 7,1 8,8 12,9 7,8 8,5 11,5 9,4 8,3 14,3

Нормальный пищевой статус 73,1 67,6 62,9 69,9 68,6 73,8 72,8 68,3 76,2

Избыточная масса тела 13,1 14,5 16,1 14,5 14,4 8,2 12,0 14,5 9,5

Ожирение 6,7 9,1 8,1 7,8 8,6 6,6 5,8 8,9 0,0

Статистика р = 0,2687 р = 0,8138 р = 0,3641

Анализ медико-социальных факторов, косвенно характеризующих социальный статус семей учащихся, позволил выявить, что к группе повышенного риска формирования отклонений в здоровье и, соответственно, в ПС относилось 43,1 % детей по медико-биологическим факторам, 14,1 % - по факторам раннего детства, 30,5 % - по факторам образа жизни; остальные школьники отнесены в группу настороженности.

В группе повышенного риска по медико-биологическим факторам выше доля учащихся МВГ, что, по-видимому, обусловлено ухудшением здоровья молодых родителей (45,8 % против 43,4 и 38,4 % среди обучающихся СВГ и СтВГ соответственно, р = 0,0102). В данной группе преобладали дети с отклонениями в ПС (Т = 5,69712, р = 0,1273) (рис. 2).

38,5 -,-

38 37,5 37 36,5

38

37,9

37,7

37,3

Недостаточный Нормальный Избыточная ПС ПС МТ

Ожирение

79 78

77 76 75

78,8 ей

77,3

77,5

76,3

Недостаточный Нормальный ПС ПС

Ожирение

Рис. 2. Средний балл по медико-биологическим факторам у школьников с разным пищевым статусом

Существенные колебания среднего балла по образу жизни (от 75,2 ± 7,03 до 79,4 ± 7,85) свидетельствовали о значительной вариабельности условий жизни детей и подростков. В меньшей степени соблюдали гигиенические нормы поведения подростки, среди которых 40,5 % относились к третьей группе риска (против 30,5 % детей СВГ и 24,1 % - МВГ, X2 = 52,41; сс = 2; р = 0,0000). Выше риск формирования отклонений в здоровье по образу жизни у школьников с избыточным ПС (Т = 12,1859, р = 0,0068) (рис. 3).

Избыточная МТ

Рис. 3. Средний балл по образу жизни

у школьников с разным пищевым статусом

Учащиеся 8 школ находились в разных условиях образовательной среды, оцениваемой по критериям СГО (табл. 3).

С учетом разной интенсивности обучения в указанных ОО и выявленной «мозаичности» оценок СГО необходимо дифференцировано оценивать влияние факторов внутришкольной среды на состояние здоровья и, в частности, на ПС учащихся.

По интенсивности учебной нагрузки ОО разделили на 4 категории:

1 - ОО, занимающиеся по общей программе среднего образования (№ 2, 3);

2 - ОО с углубленным изучением отдельных предметов (№ 4, 5, 6, 8);

3 - лицеи, гимназии, школы с авторскими педагогическими технологиями (№ 1, 7);

4 - Центр одаренных детей (ЦОД).

На примере старшеклассников выявили, что в ОО, занимающихся по общей программе среднего образования, доля детей с отклонениями в ПС выше относительно школьников других учреждений (табл. 4). Это может быть связано с социокультурным уровнем учащихся и, как следствие, слабой мотивацией их к здоровому образу жизни (ЗОЖ).

Таблица 3. Итоговые рейтинги санитарно-гигиенического обеспечения по разным ступеням обучения общеобразовательных организаций

Ступень обучения Рейтинг санитарно-гигиенического обеспечения разных ОО

1 2 3 4 5 6 7 8

I - 1-4 классы 0,75 0,79 0,77 0,83 0,72 0,73 0,80 0,78

II - 5-9 классы 0,74 0,80 0,76 0,83 0,72 0,70 0,81 0,78

III - 10-11 классы 0,73 0,77 0,77 0,84 0,72 0,71 0,81 0,77

Все 0,74 0,79 0,77 0,83 0,72 0,71 0,81 0,78

Таблица 4. Распределение школьников по пищевому статусу с учетом интенсивности учебного процесса

Пищевой статус Доля школьников с учетом интенсивности обучения, %

1 2 3 4

Недостаточный пищевой статус 8,5 4,9 5,9 2,0

Нормальный пищевой статус 66,0 72,1 81,3 82,7

Избыточная масса тела 14,2 14,2 11,0 12,2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ожирение 11,3 8,7 1,9 3,1

Статистика %2 = 30,62; сс = 9; р = 0,0003

Выявлено, что дети, которые не принимают полноценный обед дома или в школе, а берут его с собой, имели риск развития недостаточности питания в 3,42 раза выше относительно сверстников, выполняющих гигиенические требования (1,48 < ЯЯ < 7,88, % = 7,30, р = 0,0069) (табл. 6).

Если ребенок не получает необходимого количества полноценного животного белка, то риск развития у него недостаточного ПС повышается в 4,03 раза (1,25 < ЯЯ < 13,0, %2 = 3,63, р = 0,0046), если не употребляет или употребляет в недостаточном количестве свежие овощи летом/осенью - в 3,62 раза (1,66 < ЯЯ < 7,93, х2 = 9,45, р = 0,0021). Среди школьников, которые не употребляют яйца и сливочное масло, молоко и молочные продукты, соответственно в 2,81 и 2,69 раза вероятнее формирование недостаточного ПС (1,25 < ЯЯ < 6,35, %2 = 4,14, р = 0,0419; 1,27 < ЯЯ < 5,73, %2 = 4,76, р = 0,0291).

При несоответствии организации учебно-воспитательного процесса в ООО риск развития пищевой недостаточности повышается в 2,76 раза (1,31 < ЯЯ < 5,83, %2 = 4,17, р = 0,0305).

Значимую роль в формировании отклонений ПС играют двигательная активность, режим дня, выполнение гигиенических навыков. Риск развития ожирения у школьников, находящихся на открытом воздухе менее 4 часов, повышается в 10,79 раз (8,14 < ЯЯ < 14,3, %2 = 383,37, р = 0,0000), а среди учащихся со слабой, по мнению родителей, общефизической подготовкой - в 3,16 раз (2,57 < ЯЯ < 3,88, %2 = 53,94. р = 0,0000) (табл. 7).

Большое значение в формировании избыточного ПС имеет и режим питания. У школьников, не завтракающих дома и в школе, которые при этом редко (1 раз в неделю) берут с собой еду на учебу, риск развития ожирения повышается в 4,30 раз (1,15 < ЯЯ < 16,04, %2 = 3,25, р = 0,0516) по сравнению с детьми,

Регулярно принимающими пищу без перекусов. иск развития избыточной МТ повышается при отклонениях от гигиенических требований параметров школьных факторов.

Таблица 6. Относительный риск развития недостаточного пищевого статуса

Оценка влияния отдельных параметров образовательной среды на характеристику ПС учащихся показала, что недостаточный и избыточный ПС чаще отмечен у обучающихся 1-й смены с ранним началом занятий (8.00), что необходимо учитывать при формировании профилактической среды ОО (табл. 5).

Для оценки влияния комплекса изученных социально-гигиенических факторов на ПС был рассчитан относительный риск (ЯЯ) формирования отклонений в состоянии питания при их воздействии.

Таблица 5. Распределение школьников по пищевому статусу с учетом начала занятий в образовательной организации

Пищевой статус Доля школьников с учетом обучения в разные смены, %

1-я 2-я

8.00 8.30

Недостаточный пищевой статус 11,2 4,9 7,7

Нормальный пищевой статус 66,4 71,6 73,9

Избыточная масса тела 12,7 16,6 10,0

Ожирение 9,7 7,0 8,4

Статистика %2 = 41,23; сс = 6; р = 0,0000

№ Показатель Доля школьников с недостаточным ПС, % при факторах 1* 2** ЯЯ Статистика

Нерациональный режим питания

1 Условия приема пищи 8,3 24,1 3,42 1,48 < ЯЯ < 7,88 %2 = 7,30, р = 0,0069

Нецелесообразное пищевое поведение

2 Частота употребления мясных, рыбных продуктов 3,1 12,0 4,03 1,25 < ЯЯ < 13,0 %2 = 3,63, р = 0,0046

3 Частота употребления яиц и сливочного масла 2,5 7,9 2,81 1,25 < ЯЯ < 6,35 %2 = 4,14, р = 0,0419

4 Частота употребления молока и молочных продуктов 2,4 7,1 2,69 1,27 < ЯЯ < 5,73 %2 = 4,76, р = 0,0291

5 Частота употребления свежих овощей летом/ осенью 8,4 25,8 3,62 1,66 < ЯЯ < 7,93 %2 = 9,45, р = 0,0021

Нерациональные факторы образовательной среды

6 Время начала занятий в ОО 4,9 11,2 1,48 1,32 < ЯЯ < 1,66 %2 = 28,05, р = 0,0000

7 Организация учебно-воспитательного процесса 2,5 8,8 2,76 1,31 < ЯЯ < 5,83 %2 = 4,17, р = 0,0305

Нерациональный образ жизни

8 Время начала ночного сна 6,7 11,7 1,57 1,13 < ЯЯ < 2,20 %2 = 5,67, р = 0,0172

9 Занятия физкультурой и спортом вне детского учреждения 2,0 4,4 1,42 1,18 < ЯЯ < 1,72 %2 = 8,07, р = 0,0045

*1 - соответствует гигиеническим требованиям; 2 - не соответствует гигиеническим требованиям

Таблица 7. Относительный риск развития избыточного пищевого статуса

№ Показатели Доля школьников с избыточным ПС, % при факторах 1* | 2" RR Статистика

Нерациональный режим питания

1 Частота «перекусов» 7,8 27,3 4,30 1,15 <RR <16,04 X2 = 3,25, p = 0,0516

2 Время последнего приема пищи 7,1 13,5 1,56 1,28 <RR <1,89 %2 = 15,38, p = 0,0000

Нецелесообразное пищевое поведение

3 Частота употребления крупяных, макаронных блюд и хлебобулочных изделий 13,7 20,3 1,51 1,09 < RR < 2,11 %2 = 5,41, p = 0,0199

Нерациональные факторы образовательной среды

4 Интенсивность обучения 3,1 11,3 1,61 1,20 < RR < 2,15 %2 = 3,96, p = 0,0466

5 Время начала занятий в ОО 7,0 9,7 1,19 1,04 < RR < 1,38 %2 = 4,83, p = 0,0280

6 Санитарно-гигиеническая оценка земельного участка школы 7,8 12,2 1,35 1,07 < RR < 1,71 %2 = 5,18, p = 0,0229

7 Санитарно-гигиеническая оценка общешкольных помещений 8,7 11,3 1,25 1,03 < RR < 1,53 %2 = 4,00, p = 0,0456

8 Оценка водоснабжения, канализации, воздушно-теплового, светового режимов 7,4 12,2 1,49 1,16 < RR < 1,92 %2 = 7,93, p = 0,0049

9 Итоговый индекс СГО ОО 13,0 18,1 1,17 1,02 < RR < 1,36 %2 = 3,74, p = 0,0532

Нерациональный образ жизни

10 Продолжительность прогулки в выходные дни 5,7 9,1 1,31 1,07 < RR < 1,61 %2 = 5,13, p = 0,0235

12 Занятия физкультурой и спортом вне детского учреждения 6,4 10,4 1,28 1,11 < RR < 1,47 %2 = 9,02, p = 0,0027

13 Продолжительность пребывания на открытом воздухе (включая дорогу в школу и обратно) 7,1 10,2 10,79 8,14 < RR < 14,3 %2 = 383,37, p = 0,0000

14 Оценка общефизической подготовки 2,0 22,1 3,16 2,57 < RR < 3,88 %2 = 53,94, p = 0,0000

*1 - соответствует гигиеническим требованиям; 2 - не соответствует гигиеническим требованиям

Выводы. На основе изучения причинно-следственных связей между состоянием питания учащихся и социально-гигиеническими факторами, признанными приоритетными в формировании ПС школьников, определены возможности управления состоянием питания детей и подростков. Элиминация, протекция или компенсация выделенных факторов риска развития отклонений в ПС позволят оптимизировать состояние питания учащихся ОО, что необходимо учитывать при разработке профилактических программ. Повышение социокультурного уровня детей и подростков в результате гигиенического воспитания и обучения основам ЗОЖ, закладываемого в семье и развиваемого в условиях образовательного учреждения, следует рассматривать как важное условие, определяющее состояние питания современных школьников.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. и др. Состояние здоровья современных детей и подростков и роль медико-социальных факторов в его формировании / А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Л.М. Сухарева // Вестник Рос. АМН. 2009. № 5. С. 6—11.

2. Горелова Ж.Ю. и др. Сравнительная гигиеническая характеристика рационов питания школьников в регионах РФ / Ж.Ю. Горелова, С.В. Буданцева, Д.Ю. Акоева // Актуальные проблемы педиатрии: Мат. XV Конгресса педиатров России (Москва, 14—17 февраля 2011 г.). М., 2011. С. 201.

3. Клещина Ю.В. Особенности формирования нарушений питания у детей / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисеев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8. С. 20—22.

4. Кучма В.Р. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников / В.Р. Кучма // Гигиена и санитария. 2013. № 5. С. 91—94.

5. Малиевский О.А. Распространенность ожирения и избыточной массы тела у детей и подростков / О.А. Малиев-

ский, Н.Г. Маслова // Порядок и стандарты оказания помощи детям с эндокринной патологией: Мат. IX Всерос. на-уч.-практич. конф. детских эндокринологов (Архангельск, 22—23 июня 2013 г.). Архангельск, 2013. С. 26—30.

6. Методические рекомендации оценки физического развития и состояния здоровья детей и подростков, изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье: Рекомендации. Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора РФ 17 марта 1996 г. № 01-19/31-17. М. 1996.

7. Мощев А.Н. Гигиеническая оценка фактического питания и состояния здоровья школьников и их нутриционная коррекция (на примере Василеостровского района Санкт-Петербурга): Автореф. дис. ...канд. мед наук. СПб., 2009. 17 с.

8. Нормы физиологических потребностей в энергии и пищевых веществах для различных групп населения Российской Федерации: МР 2.3.1.2432—08.

9. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: Методические указания / А.В. Леонов, Ю.Г. Кузмичев, Е.С. Богомолова [и др.]. Нижний Новгород: Изд-во НижГМА, 2010. 32 с.

10. Сетко А.Г. и др. Питание как эффективный элемент здо-ровьесбережения в организованных коллективах / А.Г. Сет-ко, Е.П. Тимошенко, С.П. Тришина // Охрана здоровья и безопасность жизнедеятельности детей и подростков: Мат. IV Всеросс. Конгресса по школьной и университетской медицине (Санкт-Петербург, 15—16 мая 2014 г.). СПб., 2014. С. 305—307.

11. Федеральные клинические рекомендации (протоколы) по ведению детей с эндокринными заболеваниями / Под ред. И.И. Дедова, В.А. Петерковой. М.: Практика, 2014. 442 с.

12. Cole T.J. et al. Extended international (IOTF) body mass index cut-offs for thinness, overweight and obesity/ T.J. Cole, T. Lobstein // Pediatric Obesity. 2012. Vol. 7. № 4. P. 284—294.

Контактная информация:

Олюшина Екатерина Анатольевна, тел.: +7 (831) 465-27-20, e-mail: [email protected]

Contact information: Olushina Ekaterina, рhone: +7 (831) 465-27-20, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.