Научная статья на тему 'Сравнительная характеристика состояния пищевого статуса и здоровья школьников и гимназистов города Оренбурга'

Сравнительная характеристика состояния пищевого статуса и здоровья школьников и гимназистов города Оренбурга Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
138
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПИЩЕВОЙ СТАТУС / ЗДОРОВЬЕ ШКОЛНИКОВ / FOOD STATUS / HEALTH OF SCHOOLBOYS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сетко Н. П., Тришина С. П., Чистякова Е. С.

В статье приводятся результаты изучения пищевого статуса и состояния здоровья школьников и гимназистов различных возрастных подгрупп. Полученные данные свидетельствуют об изменении пищевого статуса у школьников и гимназистов, с преобладанием избыточного и недостаточного статуса среди школьников всех возрастных подгрупп по сравнению с гимназистами, что, в свою очередь, определило риск развития алиментарно-зависимой заболеваемости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сетко Н. П., Тришина С. П., Чистякова Е. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF THE FOOD STATUS AND HEALTH OF SCHOOLCHILDREN AND GRAMMAR-SCHOOL CHILDREN IN ORENBURG CITY

In article results of studying the food status and health state of schoolboys and grammar-school boys of various age subgroups are resulted. Obtained data testify to change the food status at schoolboys and grammar-school boys, with prevalence of the superfluous and insufficient status among schoolboys of all age subgroups in comparison with grammar-school boys, that, in turn, has defined risk of development of alimentary-dependent disease.

Текст научной работы на тему «Сравнительная характеристика состояния пищевого статуса и здоровья школьников и гимназистов города Оренбурга»

УДК 613.955:613.2

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ ПИЩЕВОГО СТАТУСА И ЗДОРОВЬЯ ШКОЛЬНИКОВ И ГИМНАЗИСТОВ ГОРОДА

ОРЕНБУРГА

© 2009 Н.П. Сетко, С.П. Тришина, Е.С. Чистякова Оренбургская государственная медицинская академия Статья получена 08.10.2009 г.

В статье приводятся результаты изучения пищевого статуса и состояния здоровья школьников и гимназистов различных возрастных подгрупп. Полученные данные свидетельствуют об изменении пищевого статуса у школьников и гимназистов, с преобладанием избыточного и недостаточного статуса среди школьников всех возрастных подгрупп по сравнению с гимназистами, что, в свою очередь, определило риск развития алиментарно-зависимой заболеваемости.

Ключевые слова: пищевой статус, здоровье школьников

Рациональное и адекватное питание в школьном возрасте является одним из приоритетных факторов, формирующих здоровье, поскольку у детей происходит интенсивный рост, развиваются все основные системы организма, идет радикальная гормональная перестройка, связанная с половым созреванием [1, 2]. Большое значение в питании детей, особенно в период усиленного роста и развития организма, при неблагоприятном воздействии факторов окружающей среды, высокой учебной нагрузки имеют витамины, играющие важную роль в развитии всех тканей и систем, в регуляции многих физиологических функций. Недостаточное поступление витаминов в детском и подростковом возрасте отрицательно сказывается на показателях физического развития, успеваемости, снижает физическую и умственную работоспособность, усиливает отрицательное воздействие на организм нервно-эмоционального напряжения и стресса, способствует постоянному развитию обменных нарушений, хронических заболеваний [4]. В связи с этим нами изучен пищевой статус и состояние здоровья школьников и гимназистов г.Оренбурга.

Были обследованы учащиеся общеобразовательных школ и гимназий. Первую группу составили школьники в возрасте 12-14 лет -подгруппа А и 15-17 лет - подгруппа Б, вторую группу составили гимназисты тех же возрастных подгрупп (А, Б). Исследование пищевого статуса проводилось путем определения физического развития, биохимического и физиологического статуса. Обеспеченность организма учащихся витаминами оценивали по

Сетко Нина Павловна, доктор медицинских наук, профессор кафедры гигиены и эпидемиологии. E-mail: orgma-gdip@mail.ru

Тришина Светлана Павловна, ординатор кафедры гигиены детей и подростков с гигиеной питания и труда. Е-mail: kilana@inbox.ru

Чистякова Евгения Сергеевна, аспирантка. E-mail evgenijachi@rambler. ru

экскреции последних с утренней порцией мочи, собранной за 1 час натощак. Аскорбиновую кислоту определяли методом визуального титрования по Тильмансу, витамины В1, В2 и В6- флюориметрическим методом на анализаторе «Флюорат-02-АБЛФ-Т». Физическое развитие оценивалось по соматометрическим показателям (рост, масса тела, окружность грудной клетки (ОГК), измеренная в покое, на вдохе и на выдохе) при помощи центильных таблиц с определением гармоничности физического развития (Кучма В.Р., 1996). Физиологический статус определялся путем оценки функционального состояния сердечнососудистой, костно-мышечной и дыхательной систем. Функциональное состояние костно-мышечной системы оценивалось по данным кистевой динамометрии. Изучение состояния дыхательной системы проводилось по показателям жизненной емкости легких (ЖЕЛ). Оценка функционирования сердечнососудистой системы проводилась по показателям артериального давления, а также с помощью автоматизированного кардиоритмографи-ческого комплекса ОКТО-ехреН; [3]. Оценка состояния здоровья учащихся проводилась на основании данных углубленных медицинских осмотров.

Анализ данных, представленных в таблице 1, свидетельствует о том, что обеспеченность витаминами В1, В6 и С среди школьников и гимназистов всех возрастных групп находилась в пределах физиологической нормы. Содержание витамина В2 у школьников в возрасте 12-14 и 15-17 лет было ниже физиологической нормы на 11,9% и 8,9% соответственно, тогда как у гимназистов тех же возрастных групп на 15% и 16,4% соответственно. Выявлено, что у гимназистов в возрасте 15-17 лет имело место достоверное снижение содержания витамина В2 по сравнению со школьниками той же возрастной подгруппы на 8,3% и составляло 11,7±0,29 мкг/ч и 12,76±0,40 мкг/ч, соответственно (р<0,05).

Установлено, что у 36% и 30% школьников в возрасте 12-14 и 15-17 лет соответственно, имелся дефицит витамина В6, тогда как у гимназистов тех же возрастных подгрупп дефицит пиридоксина выявлен у 50% и 46% детей соответственно. Снижение содержания витамина В2 выявлено у школьников и гимназистов всех

Экология и здоровье матери и ребенка

возрастных подгрупп, но наиболее чаще (у 92%) встречалось среди гимназистов в возрасте 15-17 лет. Дефицит витамина С выявлен у 42% и 36% школьников в возрасте 12-14 и 1517 лет, соответственно, а также у 28% и 26% гимназистов соответствующих возрастных подгрупп (рис. 1).

Таблица 1. Показатели витаминной обеспеченности организма школьников и гимназистов

Показатели Физиологическая норма Школьники (I группа) Гимназисты (II группа)

12-14 лет 15-17 лет 12-14 лет 15-17 лет

Витамин В6 40-60 мкг/ч 41,1±0,79 40,3±0,64 39,8±0,78 41,1±0,66

Витамин В2 14-30 мкг/ч 12,34±0,36 12,76±0,40 11,9±0,27 11,7±0,29*

Витамин В1 15-35 мкг/ч 20,5±0,49 21,3±0,39 21,5±0,38 21,5±0,4

Витамин С 0,7-1,0 мг/ч 0,72±0,01 0,71±0,01 0,72±0,01 0,73±0,01

* - р<0,05 при сравнении между возрастными подгруппами и группами

100% 80% 60% 40% 20% 0%

витамин В6 витамин В2 витамин В1 витамин С

В группа I А □ группа I Б И группа II А

0 группа II Б

Исследуемые группы:

1 - школьники II - гимназисты А - 12-14 лет

Б - 15-17 лет

Рис. 1 Распределение школьников и гимназистов с дефицитом исследуемых витаминов

При оценке соматометрических показателей выявлено, что показатели роста и массы тела у обследованных учащихся во всех группах находились в пределах возрастной нормы. В сравнительном аспекте у гимназистов в возрасте 12-14 лет рост был меньше на 1,9% по сравнению со школьниками данной возрастной группы и составлял 158,6±0,78 см и 161,7±0,62 см соответственно (р<0,05), тогда как масса тела была меньше на 6,4% и составляла 48,5±1,06кг и 51,8±0,74кг соответственно (р<0,05). Установлено, что у гимназистов в возрасте 15-17 лет рост был выше на 2% по сравнению со школьниками указанной возрастной группы и составлял 171,6±1,29см и 168,2±0,82см соответственно (р<0,05); ОГК на вдохе у гимназистов составляла 82,8±1,25см, что на 6,4% превышало данный показатель у

школьников (77,8±0,91см) (р<0,05); ОГК на выдохе у гимназистов составляла 78,7±1,21см, что на 4,9% превышало данный показатель у школьников (75,0±0,89см) (р<0,05) (табл. 2).

Выявлено, что оптимальный пищевой статус имели 46,8% школьников и 52,4% гимназистов в возрасте 12-14 лет соответственно, тогда как в возрасте 15-17 лет оптимальный пищевой статус отмечен у 60,2% и у 75,6% учащихся соответственно. Важно подчеркнуть наличие достаточно большого числа учащихся с избыточным пищевым статусом (от 28% - школьники в возрасте 15-17 лет до 37,1% - школьники в возрасте 12-14 лет). Недостаточный пищевой статус выявлен у 11% и 12,2% гимназистов в возрасте 12-14 лет и 15-17 лет соответственно, тогда как у школьников он встречался у 16,1% и 11,8% детей соответственно (рис. 2).

Таблица 2. Соматометрические показатели школьников и гимназистов

Показатели Школьники (I группа) Гимназисты (II группа)

12-14 лет 15-17 лет 12-14 лет 15-17 лет

рост, см 161,7+0,62 168,2+0,82 158,6+0,78* 171,6+1,29*

масса тела, кг. 51,8+0,74 60,0+1,1 48,5+1,06* 62,2+1,46

ОГК, см в покое 71,8+0,53 76,1+0,89 72,5+0,77 78,6+1,9

ОГК, см. на вдохе 74,3+0,52 77,8+0,91 75,1+0,77 82,8+1,25*

ОГК, см. на выдохе 70,8+0,53 75,0+0,89 78,8+0,73 78,7+1,21*

* - р<0,05 при сравнении между возрастными подгруппами и группами

■ недостаточный

□ оптимальный

□ избыточный

Исследуемые группы:

I - школьники

II - гимназисты А - 12-14 лет

Б - 15-17 лет

Рис. 2. Распределение учащихся в зависимости от состояния пищевого статуса

(по данным индекса Кетле, %)

Учитывая, что физическое развитие является показателем как пищевого статуса, так и состояния здоровья, установлено, что гармоничное физическое развитие имели 76,4% школьников и 75,5% гимназистов в возрасте 12-14 лет, а также 78,5% школьников и 79,6% гимназистов в возрасте 15-17 лет. Среди учащихся с гармоничным физическим развитием средний уровень физического развития зарегистрирован у 25,3% школьников в возрасте 1214 лет и у 12,2% гимназистов той же возрастной подгруппы, тогда как у школьников и гимназистов в возрасте 15-17 лет - 39,3% и 22,4% детей соответственно. Количество учащихся с дисгармоничным физическим развитием среди школьников в возрасте 12-14 и 1517 лет составляет 16,6% и 15,1%, тогда как среди гимназистов тех же возрастных подгрупп - 20,7% и 14,28% детей соответственно. Резко дисгармоничное развитие встречалось у 7% и 6,2% школьников в возрасте 12-14 и 1517 лет соответственно, преимущественно за счет избытка массы тела, а также у 6,12% гимназистов в возрасте 15-17 лет, в основном за счет низкого роста.

Выявлено, что у 56,1% гимназистов в возрасте 12-14 лет и 20% гимназистов в возрасте 15-17 лет жизненная емкость легких не соответствовала физиологическим нормам для данной возрастной группы и составляла в среднем 2,1±0,04л и 2,63±0,07л соответственно, тогда как у школьников данных возрастных подгрупп снижение ЖЕЛ выявлено у 70,1% и 41,2% детей и в среднем составляла 2,06±0,03л и 2,38±0,05л соответственно.

По данным кистевой динамометрии было выявлено, что снижение силы сжатия правой руки наблюдалось у 12,2% школьников и 15,9% гимназистов в возрасте 12-14 лет и составляло в среднем 25,85±0,44 кг и 22,9±0,56 кг (р<0,05) соответственно, тогда как у школьников и гимназистов в возрасте 15-17 лет снижение выявлено лишь у 1% и 2% детей и в среднем составляло 30,3±0,75 кг и

33,2±1,44 кг соответственно (р<0,05). Снижение силы сжатия левой руки выявлено у 22% школьников и 7,8% гимназистов в возрасте 1214 лет и составляло в среднем 24,3±0,45 кг и 21,38±0,56 кг соответственно (р<0,05), а также у 1% школьников и 2% гимназистов в возрасте 15-17 лет и составляло в среднем 28,14±0,75 кг и 30,78±1,36 кг соответственно.

Установлено, что 89% школьников и 86,6% гимназистов в возрасте 12-14 лет, а также 95,7% школьников и 95,9% гимназистов в возрасте 15-17 лет имели показатели систолического артериального давления (САД), соответствующие физиологической норме, тогда как повышенное САД наблюдалось у 2,4% и 2% гимназистов в возрасте 12-14 и 15-17 лет соответственно. Сниженное САД выявлено только у 6,1% школьников в возрасте 12-14 лет. Аналогичная картина наблюдалась в показателях диастолического артериального давления (ДАД), где нормальное давление выявлено у 85,3% и 92,7% школьников и гимназистов в возрасте 12-14 лет соответственно, а также у 89,2% и 89,8% школьников и гимназистов в возрасте 15-17 лет соответственно; повышенное давление выявлено у 1,8% и 1,2% школьников и гимназистов в возрасте 12-14 лет соответственно, тогда как у школьников и гимназистов в возрастной группе 15-17 лет у 4,3% и 4,1% детей соответственно. Изменение алиментарного статуса привело к изменению формирования механизмов адаптационных возможностей школьников и гимназистов. Так установлено, что 14,4% и 13,7% школьников в возрасте 12-14 и 15-17 лет соответственно, имели удовлетворительную адаптацию к факторам среды обитания, тогда как гимназисты тех же возрастных групп лишь 4,8% и 10,2% детей соответственно; у 50,3% школьников и 61% гимназистов в возрасте 12-14 лет, а также у 47,4% школьников и 34,7% гимназистов в возрасте 15-17 лет наблюдалось напряжение механизмов адаптации. Выявлен высокий процент учащихся со срывом адаптационных ме-

ханизмов: 25,4% школьников и 17,1% гимназистов в возрасте 12-14 лет, а также 31,6% школьников и 40,9% гимназистов в возрастной группе 15-17 лет. Неудовлетворительная адаптация выявлена у 9,9% школьников и 17,1% гимназистов в возрасте 12-14, а также у 7,3% школьников и 14,3% гимназистов в возрасте 15-17 лет (рис. 3).

Установлено, что средние показатели общей заболеваемости в динамике за 3 года (2006-2008 гг.) были выше у школьников в возрасте 12-14 и 15-17 лет и составляли 1387,8 и 1501,5 случаев на тысячу детского населения соответственно, тогда как у гимназистов тех же возрастных групп - 1121,5 и 1487,5 случаев на тысячу детского населения соответственно. При этом важно подчеркнуть, что в структуре общей заболеваемости высокий процент приходился на алиментарно-зависимые заболевания (анемии, заболевания желудочно-кишечного тракта, кариес, заболевания щитовидной железы, ожирение и т.д.). Так, у школьников в возрасте 12-14 и 15-17 лет алиментарно-зависимые заболевания составляли

Экология и здоровье матери и ребенка

623,9 и 623,8 случаев на тысячу детского населения (46% и 39,8%) соответственно, тогда как у гимназистов 233,8 и 356,4 случаев на тысячу детского населения (23,49% и 25,91%) соответственно.

Установлено, что в структуре общей заболеваемости школьников и гимназистов в возрасте 12-14 лет у школьников первое место занимали болезни органов пищеварения, второе место - болезни костно-мышечной системы, третье место - болезни глаз с понижением остроты зрения, тогда как у гимназистов первое место занимали болезни глаз с понижением остроты зрения, второе место - болезни костно-мышечной системы, третье место - болезни органов пищеварения. В возрастной группе 15-17 лет у школьников сохраняется такая же тенденция в структуре общей заболеваемости, как у школьников в возрасте 12-14 лет, тогда как у гимназистов первое место занимали болезни костно-мышечной системы, второе место - болезни органов пищеварения, третье место - болезни глаз с понижением остроты зрения.

100% 80% 60% -40% -20% 0%

Группа I

Группа II

□ Срыв адаптационных

механизмов

□ Неудовлетворительная

Н Напряжение механизмов

адаптации

□ Удовлетворительная

Исследуемые группы:

I - школьники

II - гимназисты А - 12-14 лет

Б - 15-17 лет

Рис. 3. Распределение школьников и гимназистов в зависимости от уровня адаптированности, %

Выводы: полученные данные свидетельствуют о том, что нутриентная обеспеченность школьников и гимназистов не соответствует физиологической норме, при этом более низкая обеспеченность организма учащихся нут-риентами выявлена у гимназистов, что вероятно обусловлено более высокими потребностями в связи с интенсификацией учебного процесса. Среди гимназистов всех возрастных групп по сравнению со школьниками выявлен больший процент учащихся, имеющих оптимальный пищевой статус, а также более низкий уровень общей заболеваемости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Свечников, B.C. Рациональное питание и сохранение здоровья детского населения / B.C. Свечников с соавт. // Гигиенические аспекты среды обитания и здоровья населения - Пермь, 1997. -С. 192-196.

2. Беляев, E.H. Характеристика фактического питания и здоровья детей в регионах Российской Федерации / E.H. Беляев, В.И. Чибураев, A.A. Иванов и др. // Вопросы питания. - 2000. - №6 - С.

3-7.

3. Игишева, Л.Н. Комплекс ORTO-EXPERT как компонент здоровьесберегающих технологий в образовательных учреждениях: Методическое руководство / Л.Н. Игишева, А.Р. Галлеев. - Кемерово: НПП «Живые системы», 2003. - С. 36

4. Маймулов, В.Г. Питание и здоровье детей/ В.Г. Маймулов, И.Ш. Якубова, Т.С. Чернякина - СПб: СПбГМА им.Мечникова,2003. - С. 354

THE COMPARATIVE CHARACTERISTIC OF THE FOOD STATUS AND HEALTH OF SCHOOLCHILDREN AND GRAMMAR-SCHOOL CHILDREN

IN ORENBURG CITY

© 2009 N.P. Setko, S.P. Trishina, E.S. Chistyakova Orenburg State Medical Academy Article is received 2009/10/08

In article results of studying the food status and health state of schoolboys and grammar-school boys of various age subgroups are resulted. Obtained data testify to change the food status at schoolboys and grammar-school boys, with prevalence of the superfluous and insufficient status among schoolboys of all age subgroups in comparison with grammar-school boys, that, in turn, has defined risk of development of alimentary-dependent disease.

Key words: food status, health of schoolboys

Nina Setko, Doctor of Medicine, Professorat the Department of Hygiene and Epidemiology E-mail orgma-gdip@mail.ru Svetlana Trishina, Intern at the Department of Children and Teenagers Hygiene with Hygiene of Feeding and Labor. E-mail: kilana@inbox.ru

Evgeniya Chistyakova, Graduate Student E-mail: evgenijachi@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.