Научная статья на тему 'Санитарно-гигиеническое обеспечение общеобразовательных организаций как фактор риска здоровью школьников'

Санитарно-гигиеническое обеспечение общеобразовательных организаций как фактор риска здоровью школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
459
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНДЕКС ПОЛИМОРБИДНОСТИ / САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ / ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ РИСК / INDEX OF POLYMORBIDITY / SANITARY-HYGIENIC EXAMINATION / RELATIVE RISK

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богомолова Елена Сергеевна, Кузмичев Юрий Георгеевич, Писарева Анна Николаевна, Бадеева Татьяна Владимировна, Улитин Игорь Борисович

В 2012-2015 г. коллективом высококвалифицированных специалистов НижГМА был проведен комплексный углубленный медицинский осмотр 2032 школьников г. Н. Новгорода. По полученным данным рассчитали индекс полиморбидности школьников морфофункциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. С использованием универсальной карты комплексного санитарно-гигиенического обследования школы было проведено санитарно-гигиеническое обследование 8 школ г. Н. Новгорода, с расчетом интегральных оценок. Выявили статистически значимый относительный риск формирования отклонений и заболеваний, связываемых с условиями и режимом обучения, по показателям санитарно-гигиенического обеспечения школы. Получили ряд адекватных моделей изменчивости индекса полиморбидности отклонений и заболеваний, связываемых с условиями и режимом обучения, в зависимости от факторов риска, характеризующих условия обучения ребенка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богомолова Елена Сергеевна, Кузмичев Юрий Георгеевич, Писарева Анна Николаевна, Бадеева Татьяна Владимировна, Улитин Игорь Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sanitary and hygiene provision of general education organizations as the risk factor of schoolchilren health

The comprehensive medical examination of schoolchildren in N. Novgorod was conducted by a team of highly qualified specialists of Nizhny Novgorod State Medical Academy in 2012-2015. According to the data, the index of schoolchildren polymorbidity the morphological and functional disabilities and chronic diseases was calculated. Sanitary-hygienic examination of 8 schools N. Novgorod was carried out using the universal card integrated sanitary-hygienic examination of the school with the calculation of the integral estimates. The statistically significant relative risk of developing of the disorders and diseases, associated with the conditions and modes of learning, was identified on indicators for the sanitation of the school. Adequate models of the variability of the index of polymorbidity the disabilities and diseases associated with the conditions and mode of study, depending on the risk factors that characterize the conditions of the student's education, received.

Текст научной работы на тему «Санитарно-гигиеническое обеспечение общеобразовательных организаций как фактор риска здоровью школьников»

ГИГИЕНА

УДК: 371.7:614.7:613

Код специальности ВАК: 14.02.01

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ КАК ФАКТОР РИСКА ЗДОРОВЬЮ ШКОЛЬНИКОВ

Е.С. Богомолова, Ю.Г. Кузмичев, А.Н. Писарева, Т.В. Бадеева, И.Б. Улитин,

ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Богомолова Елена Сергеевна - e-mail: olenabgm@rambler.ru

Дата поступления 14.06.2017

В 2012-2015 гг. коллективом высококвалифицированных специалистов НижГМА был проведен комплексный углубленный медицинский осмотр 2032 школьников Н. Новгорода. По полученным данным рассчитали индекс полиморбидности школьников морфофункциональными отклонениями и хроническими заболеваниями. С использованием универсальной карты комплексного санитарно-гигиенического обследования школы было проведено санитарно-гигиеническое обследование восьми школ Н. Новгорода с расчетом интегральных оценок. Был выявлен статистически значимый относительный риск формирования отклонений и заболеваний, связываемых с условиями и режимом обучения, по показателям санитарно-гигиенического обеспечения школы. Был получен ряд адекватных моделей изменчивости индекса полиморбидности отклонений и заболеваний, связываемых с условиями и режимом обучения, в зависимости от факторов риска, характеризующих условия обучения ребенка.

Ключевые слова: индекс полиморбидности, санитарно-гигиеническое

обследование, относительный риск.

The comprehensive medical examination of schoolchildren in N. Novgorod was conducted by a team of highly qualified specialists of Nizhny Novgorod State Medical Academy in 2012-2015. According to the data, the index of schoolchildren polymorbidity the morphological and functional disabilities and chronic diseases was calculated. Sanitary-hygienic examination of 8 schools N. Novgorod was carried out using the universal card integrated sanitary-hygienic examination of the school with the calculation of the integral estimates. The statistically significant relative risk of developing of the disorders and diseases, associated with the conditions and modes of learning, was identified on indicators for the sanitation of the school. Adequate models of the variability of the index of polymorbidity the disabilities and diseases associated with the conditions and mode of study, depending on the risk factors that characterize the conditions of the student's education, received.

Key words: index of polymorbidity, sanitary-hygienic examination, the relative risk.

Введение

Здоровье детей представляет собой ближайший репродуктивный, интеллектуальный, экономический, социально-политический и, наконец, культурный резерв общества, вследствие чего оно является одной из наиболее значимых ценностей современного общества [1, 2].

В настоящее время в состоянии здоровья подрастающего поколения нарастают неблагоприятные тенденции. Результаты научных исследований свидетельствуют о том, что не более 10% детей старшего дошкольного и не более 5% детей старшего подросткового возраста можно считать здоровыми [1, 3, 4].

Здоровье детей и подростков формируется под действием факторов среды обитания, в которой осуществляется воспитание и обучение детей и подростков. Среда обитания представляет собой целостную систему взаимосвязанных компонентов и условно классифицируется на экологическую, образовательную и социальную [4, 5].

Школа составляет коллективную среду, в которой дети находятся большую часть времени (от 4 до 10 часов в день, в течение 5-6 дней в неделю, 9 лет и более) и факторы которой могут негативно влиять на состояние здоровья детей и подростков [5, 6].

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

По данным ряда авторов, вклад неблагоприятных факторов образовательной среды в патогенез основных отклонений и заболеваний составляет от 20 до 27% [6, 7, 8, 9]. В условиях образовательного процесса на школьника воздействует целый комплекс факторов внутришкольной среды: архитектурно-планировочное решение здания, санитарно-гигиеническое состояние и содержание помещений, организация учебного процесса и физического воспитания, питание и медицинское обеспечение [10, 11, 12]. Поэтому поиск факторов, формирующих здоровье, выявление причинно-следственных связей в системе «здоровье-среда обитания», гигиеническая диагностика приоритетных факторов, коррекция и элиминация которых будут способствовать улучшению состояния здоровья современных школьников, являются актуальными.

Цель исследования: оценить относительный риск формирования отклонений и заболеваний учащихся в условиях воздействия комплекса факторов внутришкольной среды.

Материал и методы

В 2012-2015 гг. коллективом высококвалифицированных специалистов НижГМА был проведен комплексный углубленный медицинский осмотр 2032 школьников Н. Новгорода. Провели изучение распространенности у школьников морфофункциональных отклонений (МФО) и хронических заболеваний (ХЗ), традиционно связываемых с условиями и режимом обучения. Рассчитали индекс полиморбидно-сти школьников МФО и ХЗ - среднее число зарегистрированных морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний в расчете на одного школьника.

С использованием универсальной карты комплексного санитарно-гигиенического обследования школы было проведено санитарно-гигиеническое обследование восьми школ Н. Новгорода. Карта обследования включала 152 качественных и 21 количественный параметры внутришкольной среды, сгруппированные в 12 блоков, которые характеризовали отдельные фрагменты школьной микросреды. Ранжирование исследуемых параметров проведено на основе пятибалльной градации признаков: 5 - оптимальный уровень, 4 - допустимый, 3 - удовлетворительный и 2 -неудовлетворительный уровень, опасный уровень санитарно-гигиенического обеспечения (СГО) - 1 балл.

Оцениваемые критерии (блоки) СГО: Инап1 - характеристика наполняемости учреждения; Инап2 - характеристика наполняемости классов; Ираз - степень эколого-гигиеничес-кой напряженности места размещения ОО; Итер - санитарно-гигиеническая оценка территории ОО; Изд - санитарно-гигиеническая оценка здания, помещений и оборудования ОО и их содержания; Иобщ - санитарно-гигиеническая оценка общешкольных помещений; Икаб - санитарно-гигиеническая оценка кабинетов и оборудования; Ифиз - организация физического воспитания; И0бр - организация учебно-воспитательного процесса; Ипит - условия и организация питания; Ив - санитарно-гигиеническая оценка водоснабжения, канализации, воздушно-теплового и светового режимом ОО; Имед - организация медицинского обеспечения.

По каждому блоку параметров рассчитали интегральные оценки с вычислением индексов по критериям СГО. Формула расчета индекса:

И

1 5

X l ogi/ • n

N

i =1

, где

И - индекс по критерию СГО,

к - число возможных градаций параметра, в настоящем

исследовании к=5, H - число параметров, имеющих балльную оценку, равную i, i - величина градации параметра (1, 2, 3, 4 или 5 баллов), N- общее число параметров, входящих в данный критерий.

Выделили три группы обучающихся в соответствии с уровнями общего образования (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-Ф3 от 29.12.2012 с изменениями 2016-2017 гг.): 1-я группа - начальное общее образование; 2-я группа - основное общее образование; 3-я группа - среднее общее образование.

Вычисляли уровень СГО для каждой группы обучающихся:

„ Инап1 + Инап2 + Ираз + Итер + Изд + Иобщ + Икаб + Ифиз + Иобр + Ипит + Ив + Имед асго =

12

Далее вычисляли уровень СГО для всей ОО в целом:

УСГ01+ УСГ02 + УСГО3

УСГО = , где

3

УСГО - уровень СГО для всей ОО в целом, УСГО1 - уровень СГО для 1-й группы обучающихся, УСГО2 - уровень СГО для 2-й группы обучающихся, УСГО3 - уровень СГО для 3-й группы обучающихся.

Школы ранжировали по четырем группам, как по каждому критерию, так и по уровню СГО в целом. При диапазоне значений УСГО от 1 до 0,9 уровень обеспечения ОО оценен как отличный, от 0,89 до 0,68 - хороший, при диапазоне от 0,67 до 0,48 уровень обеспечения УСГО оценен как удовлетворительный, от 0,47 и ниже как неудовлетворительный.

Для определения относительного риска, чувствительности использовали ППП StatCalc (Epilnfo, version 5), рекомендованный ВОЗ. Этиологическую долю фактора рассчитывали по формуле EF=(RR-1)/RR*100%.

Формирование базы данных осуществлялось в СУБД FoxPro v.6.0. Статистическая обработка и анализ данных были проведены с использованием пакета прикладных программ: Statgraphics 5.1, Statistica v.6.0.

Результаты и их обсуждение

Анализ санитарно-гигиенического обеспечения общеобразовательной организации на разных этапах обучения по универсальной методике, включающей 173 параметра внутришкольной среды,выявил широкое варьирование качества критериев санитарно-гигиенического обеспечения внутри одной школы: от отличных до удовлетворительных.

Интегральные оценки отдельных критериев СГО находились в широком диапазоне - от удовлетворительных до отличных (0,43 до 1,0). Итоговые оценки уровня СГО имели значения от 0,67 до 0,78 (рис.), что в целом соответствует хорошему уровню СГО.

У учащихся II и Ill уровней образования Исго достоверно ниже, чем у школьников I уровня обучения. Причем наихудшие оценки Исго были выявлены у школьников Ill уровня обучения в школах нагорной (0,62-0,77) и заречной части города (0,63-0,75), р<0,005.

Внутришкольная среда более благоприятна для учащихся младших классов, качество ее снижается при переходе

к предметному обучению, в основном за счет увеличения несоответствия гигиеническим требованиям недельной учебной нагрузки, организации физического воспитания, высокой наполняемости классов.

В исследуемых ОО проанализированы данные о состоянии здоровья детей и подростков по данным углубленных медицинских осмотров. Был рассчитан индекс полимор-бидности школьников МФО и ХЗ, связываемых с услови-

ями и режимом обучения (УиРО), он составил 0,6±0,03 МФО и 1,6±0,1 ХЗ, р=0,0000.

Число МФО и ХЗ, связываемых с УиРО, достоверно увеличивается в процессе обучения. «Нагруженность» младшего школьника составляет 0,5±0,02 МФО и 1,1±0,02 ХЗ, связываемых с УиРО, старшего школьника - 0,7±0,03 МФО и 2,1±0,04 ХЗ. Гендерные различия статистически не значимы.

ТАБЛИЦА

Относительный риск формирования у школьников МФО и ХЗ, связываемых с УиРО от факторов риска, характеризующих СГО ОО

Наименование МФО или ХЗ Факторы риска RR ДИ ЕГ статистика

Синдром вегетативной дисфункции Интегральная оценка уровня СГО для всей ОО (Исго) 1,3 1,10-1,54 23,1 Х2=8,01 р=0,0046

Интегральная оценка уровня СГО общешкольных помещений ОО (Иобщ) 1,20 1,07-1,36 16,7 Х2=10,03 р=0,0015

Интегральная оценка наполняемости классов (Инап2) 1,38 1,22-1,57 27,5 Х2=22,01 р=0,0000

Интегральная оценка СГО водоснабжения, канализации, воздушно-теплового и светового режимов (Ив) 1,41 1,26- 1,59 29,1 Х2=36,46 р=0,000

Спазм аккомодации Интегральная оценка организации физического воспитания (Ифиз) 1,34 1,19-1,52 25,0 Х2=21,74 р=0,0000

Интегральная оценка СГО водоснабжения, канализации, воздушно-теплового и светового режимов (Ив) 2,8 1,96-3,89 63,8 Х2=44,3 р=0,0000

Миопия средней и высокой степени Интегральная оценка наполняемости классов (Инап2) 1,68 1,39-2,02 40,5 Х2=33,71 р=0,0000

Интегральная оценка СГО водоснабжения, канализации, воздушно-теплового и светового режимов (Ив) 2,1 1,88-2,35 52,4 Х2=144,3 р=0,0000

Хронические формы гастрита, дуоденита Интегральная оценка уровня СГО для всей ОО (Исго) 1,42 1,17-1,72 29,6 Х2=11,96 р=0,0004

Интегральная оценка наполняемости классов (Инап2) 1,22 1,1-1,55 18,0 Х2=2,77 р=0,0014

Разные виды нарушения осанки Интегральная оценка СГО общешкольных помещений (Иобщ) 1,5 1,30-1,74 33,3 Х2=33,52 р=0,0000

Интегральная оценка СГО территории ОО (Итер) 2,1 1,88-2,35 52,4 Х2=145,26 р=0,0000

Сколиоз Интегральная оценка уровня СГО для всей ОО (Исго) 1,54 1,48-1,61 35,1 Х2=84,7 р=0,0000

Интегральная оценка наполняемости классов (Инап2) 1,46 1,17-1,82 31,5 Х2=10,69 р=0,0011

Интегральная оценка СГО кабинетов и оборудования (Икаб) 1,5 1,39-1,54 33,3 Х2=100,9 р=0,0000

Интегральная оценка организации физического воспитания (Ифиз) 1,5 1,37-1,54 33,3 Х2=163,6 р=0,0000

Интегральная оценка СГО водоснабжения, канализации, воздушно-теплового и светового режимов (Ив) 1,6 1,38-1,82 37,5 Х2=66,93 р=0,0000

Интегральная оценка учебно-образовательного процесса в ОО (Иобр) 1,41 1,28-1,56 29,1 Х2=64,41 р=0,0000

Интегральная оценка СГО здания ОО (Изд) 1,25 1,18-1,34 20,0 Х2=33,31 р=0,0000

Отклонение в ФР за счет повышенной и высокой МТ Интегральная оценка организации физического воспитания (Ифиз) 1,3 1,0-1,64 23,1 Х2=3,96 р=0,0462

Интегральная оценка учебно-образовательного процесса в ОО (Иобр) 1,8 1,20-2,72 44,4 Х2=8,56 р=0,0034

Отклонение в ФР за счет пониженной и низкой МТ Интегральная оценка организации физического воспитания (Ифиз) 1,28 1,0-1,64 23,1 Х2=3,96 р=0,0460

Интегральная оценка СГО водоснабжения, канализации, воздушно-теплового и светового режимов (Ив) 1,68 1,0-2,84 40,5 Х2=3,98 р=0,0407

Примечание: RR - относительный риск, ДИ - доверительный интервал, EF - этиологическая доля.

М\

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

Для оценки влияния комплекса изученных условий санитарно-гигиенического обеспечения ОО на состояние здоровья детей рассчитали относительный риск формирования МФО и ХЗ, традиционно связываемых с УиРО.

Выявили статистически значимый относительный риск формирования отклонений и заболеваний, связываемых с условиями и режимом обучения (УиРО) по показателям санитарно-гигиенического обеспечения ОО (таблица). Данная группа факторов объясняет от 7,7 до 30,8% общей дисперсии. Это говорит о том, что данная группа факторов в школьном возрасте не является предопределяющей в формировании МФО и ХЗ, традиционно связываемых с условиями и режимом обучения.

Факторами риска развития синдрома вегетативной дисфункции являются: неудовлетворительные оценки санитарно-гигиенического состояния общешкольных помещений, организаций воздушно-теплового и светового режимов, повышенная наполняемость классов, неудовлетворительный итоговый уровень СГО ОО (RR от 1,2 до 1,41). Низкие оценки данных показателей повышают вероятность развития у школьников синдрома вегетативной дисфункции в 1,2-1,81 раза. Максимальная вероятность развития синдрома вегетативной дисфункции зафиксирована при неудовлетворительной организации воздушно-теплового и светового режимов.

Факторами риска развития спазма аккомодации у школьников являются: неудовлетворительные оценки организации физического воспитания, воздушно-теплового и светового режимов, неудовлетворительный итоговый уровень СГО ОО (КК от 1,3 до 2,8). Максимальная вероятность развития спазма аккомодации достоверно зафиксирована при неудовлетворительной организации воздушно-теплового и светового режимов учебных помещений ОО.

На развитие миопии средней и высокой степени влияют повышенная наполняемость классов и неудовлетворительная оценка организации воздушно-теплового и светового режимов ОО (КК от 1,7 до 2,1). Максимальная вероятность развития миопии средней и высокой степени достоверно зафиксирована при неудовлетворительной организации воздушно-теплового и светового режимов учебных помещений ОО.

Вероятность развития хронических форм гастрита, дуоденита, язвенной болезни желудка у школьников связана

с повышенной наполняемостью классов, неудовлетворительным СГО кабинетов и оборудования и итоговым уровнем СГО ОО. Низкие оценки данных показателей повышают вероятность развития у школьников ХЗ, связываемых с условиями и режимом обучения, по данному классу болезней в 1,17-2,58 раза.

Различные нарушения осанки школьников определяются неудовлетворительными оценками уровня СГО территории ОО и уровня СГО общешкольных помещений. Максимальная вероятность развития нарушений осанки школьников зафиксирована при неудовлетворительной организации СГО территории ОО - в 2,1 раза.

Факторами риска развития у детей и подростков сколиоза являются: неудовлетворительные оценки уровня СГО здания ОО, уровень СГО учебных кабинетов и оборудования, повышенная наполняемость классов, неудовлетворительные оценки организации физического воспитания, воздушно-теплового и светового режимов, неудовлетворительный итоговый уровень СГО ОО. Низкие оценки данных показателей повышают вероятность развития у детей сколиоза в 1,17-1,82 раза.

Факторами риска развития отклонений физического развития (ФР) учащихся за счет повышенной и высокой МТ являются неудовлетворительные оценки организации физического воспитания и учебно-воспитательного процесса. Отклонения ФР за счет пониженной и низкой МТ определяются неудовлетворительными оценками организации физического воспитания, воздушно-теплового и светового режимов.

Был получен ряд адекватных моделей изменчивости индекса полиморбидности (ИП) МФО и ХЗ, связываемых с условиями и режимом обучения (УиРО), в зависимости от факторов риска, характеризующих условия обучения ребенка.

Была получена модель изменчивости ИП МФО, связываемых с условиями и режимом обучения, от факторов риска, характеризующих условия обучения школьника:

1. ИП МФО (VII класс МКБ-10) = - 0,1589+0,0390 Икаб+ 0,1865 Ифиз±0,414

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Параметр оценка ст. ошибка Т-статистика Р

Инап2 0,0586 0,0200 2,8564 0,0043

Икаб 0,1449 0,0379 3,8213 0,0001

Ифиз 0,2269 0,0267 8,4811 0,0000

Данная модель значима при р=0,0000. Моделью описывается 10,9% тотальной дисперсии. При оптимальных значениях обсуждаемых критериев СГО индекс полимор-бидности МФО глаза и его придаточного аппарата, связываемых с УиРО, составит 0,1 МФО, а при крайней степени несоответствия 0,8 МФО.

2. ИП МФО (XII класс МКБ-10) = -0,3258+0,3002 Ио6щ +0,1401 Итер ±0,423

РИС.

Динамика рейтингов Исго ОО Нижнего Новгорода, 2015 год.

Параметр оценка ст. ошибка Т-статистика р

Инап2 0,0586 0,0200 2,8564 0,0043

Икаб 0,1449 0,0379 3,8213 0,0001

Ифиз 0,2269 0,0267 8,4811 0,0000

Al

SSM

Данная модель значима при р=0,0000. Моделью описывается 7,7% тотальной дисперсии. При оптимальных значениях обсуждаемых критериев СГО индекс полиморбидно-сти МФО костно-мышечной системы, связываемых с УиРО, составит 0,1 МФО, а при крайней степени несоответствия 1,5 МФО связываемых с условиями и режимом обучения.

Были получены модели изменчивости ИП ХЗ, связываемых с УиРО, в зависимости от факторов риска, характеризующих условия обучения ребенка:

1. ИП ХЗ (VI класс МКБ-10) =0,0293 Инап2+0,0443 И общ+0,0879 Ив±0,448

Параметр оценка ст. ошибка Т-статистика р

Инап2 0,0586 0,0200 2,8564 0,0043

Икаб 0,1449 0,0379 3,8213 0,0001

Ифиз 0,2269 0,0267 8,4811 0,0000

Данная модель значима при р=0,0000. Моделью описывается 15,8% тотальной дисперсии. Индекс полимор-бидности ХЗ по VI классу болезней будет достоверно выше при крайней степени несоответствия критериев и составит 0,7 ХЗ, связываемых с УиРО (против 0,2 ХЗ при оптимальных значениях).

2. ИП ХЗ (VII класс МКБ-10) =0,1241 Инап2+0,026 Ив±0,439

Параметр оценка ст. ошибка Т-статистика р

Инап2 0,0586 0,0200 2,8564 0,0043

Икаб 0,1449 0,0379 3,8213 0,0001

Ифиз 0,2269 0,0267 8,4811 0,0000

Данная модель значима при р=0,0000. Моделью описывается 10,5% тотальной дисперсии. Индекс полимор-бидности ХЗ по VII классу болезней будет достоверно выше при крайней степени несоответствия критериев и достигнет 0,7 ХЗ.

3. ИП ХЗ (XI класс МКБ-10) =0,0572 Исго+0,0158 Инап2±0,267

Параметр оценка ст. ошибка Т-статистика р

Инап2 0,0586 0,0200 2,8564 0,0043

Икаб 0,1449 0,0379 3,8213 0,0001

Ифиз 0,2269 0,0267 8,4811 0,0000

Данная модель значима при р=0,0000. Моделью описывается 16,3% тотальной дисперсии. При оптимальных значениях обсуждаемых критериев СГО индекс полимор-бидности ХЗ по XI классу болезней (хронические формы гастрита, дуоденита) составит 0,1 ХЗ, а при крайней степени несоответствия - 0,3 ХЗ.

4. ИП ХЗ (X II класс МКБ-10) =0,0586 Инап2+0,1449 Икаб+0,22969 ИфИз±0,657

Параметр оценка ст. ошибка Т-статистика р

Инап2 0,0586 0,0200 2,8564 0,0043

Икаб 0,1449 0,0379 3,8213 0,0001

Ифиз 0,2269 0,0267 8,4811 0,0000

Данная модель значима при р=0,0000. Моделью описывается 30,8% тотальной дисперсии. При оптимальных значениях обсуждаемых критериев СГО нагруженность детей и подростков ХЗ костно-мышечной системы, связываемых с УиРО, будет составлять 0,4 ХЗ, а при крайней степени несоответствия критериев - 1,7 ХЗ.

Выводы

Таким образом, был выявлен статистически значимый относительный риск формирования отклонений в здоровье по показателям СГО школы. Неудовлетворительные оценки показатели СГО школы повышают вероятность развития у школьников отклонений и заболеваний, традиционно связываемых с УиРО, в 1,2-2,8 раза.

Расчетные величины относительного риска формирования отклонений в здоровье по показателям СГО в соответствии с классификацией НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков свидетельствуют о том, что изученные отклонения в здоровье школьников связаны с условиями и режимом обучения. Оптимизация критериев СГО, формирующих модели, приведет к снижению индекса полиморбидности детей по рассматриваемым МФО и ХЗ, что важно учитывать при разработке профилактических программ в ОО.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дементьева Д.М. Особенности состояния здоровья детского населения в связи с влиянием факторов среды обитания. Современные наукоемкие технологии. 2010. № 1. С. 62-63.

Dementeva D.M. Osobennostisostoyniy zdoroviy detskogo naseleniy vsvyzi s vliyniem faktorov sredi obitaniy. Sovremennie naukoemkie technologii. 2010. № 1. S. 62-63.

2. Говорухина A.A., Щербакова А.Э. Проблема сохранения здоровья участников образовательного процесса в условиях внедрения педагогических инноваций. Система ценностей современного общества. 2014. С. 255-260.

Govoruchina A.A., Cherbakova A. E. Problema sochraneniy zdoroviy uchast-nikov obrazovatelnogo processa v usloviych vnedreniy pedagogicheskich inno-vacii. Sistema cennostey sovremennogo obchestva. 2014. S. 255-260.

3. Кучма B.P., Милушкина О.Ю. Гигиеническая оценка влияния средовых факторов на функциональные показатели школьников. Гигиена и санитария. 2013. № 5. С. 91-94.

Kuchma V.R., Miluchkina O.U. Gigienicheskay ocenka vliyniysredovich fktorov na funkcionalnie pokazateli chrolnokov. Gigiena I sanitariy. 2013. № 5. S. 91-94.

4. Гузик Е.О., Гресь H.A., Сидукова О.Л. Гигиеническая оценка факторов среды, определяющих здоровье школьников. Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. 2014. № 4. С. 43.

Guzik E.O., Gres N.A., Sidukova O.L.. Gigienicheskay ocenka faktorov sredi, opredelyuchich zdorove cholnikov. Voprosi chkolnoi I yniversitetskoy medicine I zdoroviy. 2014. № 4. S. 43.

5. Мирская Н.Б. Факторы риска, негативно влияющие на формирование костно-мышечной системы детей и подростков в современных условиях. Гигиена и санитария. 2013. № 1. С. 65-71.

Mirskay N.B. Faktori riska, negativno vliyuchie na formirovanie kostno-mi-chetnoy sistemi detei I podrostkov v sovremennich usloviych. Gigiena I sanitariy. 2013. № 1. S. 65-71.

6. Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Приоритетные критерии оценки состояния здоровья и профилактики заболеваний детей и подростков. Гигиена и санитария. 2005. № 6. С. 42-45.

Kuchma V.R., Suchareva L.M. Prioritetnie kriterii ocenki sostoyniy zdoroviy I profilaktiki zabolevanii deteu I podrostkov. Gigiena I sanitariy. 2005. № 6. S. 42-45.

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

7. Кучма В.Р., Сафонкина С.Г., Молдованов В.В. Оценка связи между здоровьем детей, посещающих образовательные учреждения, и уровнем их санитарно-эпидемиологического благополучия. Научные ведомости. 2014. № 24 (195). С. 73-76.

Kuchma V.R., Safonkina S.G., Moldovanov V.V. Ocenka svyzimegduzdorovem detey, posechauchich obrazovatelnie uchrechdeniy, i urovnem ih sanitarno-epide-miologicheskogo blagopoluchiy. Nauchnie vedomosti. 2014. № 24 (195). S. 73-76.

8. Кучма В.Р. Анализ риска здоровью детей в стратегии обеспечения санитарно- эпидемиологического благополучия обучающихся в образовательных организациях. Вопросы школьной и университетской медицины здоровья. 2015. № 4. С. 9-15.

Kuchma V.R. Analiz piska zdorovy detey v strategii obespecheniy sanitar-no-epidemiologicheskogo blagopoluchiy oychauchichsy v obrazovatelnich or-ganizaciych. Voprosi chkolnoi I yniversitetskoy medicine I zdoroviy. 2015. № 4. S. 9-15.

9. Денисов Э.Н., Прокопенко Л.В., Степанян И.В. Управление профессиональными рисками: прогнозирование, каузация и биоинформационные технологии. Вестник РАМН. 2012. № 6. С. 51-55.

Denisov E.N, Prokopenko L.B., Stepanyn I.V. Upravlenie professionalnimi riskami prognoirovanie, kauzaciy I bioinformacionnie echnologii. Vestnik RAMN. 2012. № 6. S. 51-55.

ш

УДК: 371.Ж78:Б14.2:Б13.Б/.9 Код специальности ВАК: 14.02.01

СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ И УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РАЗНОЙ НАПОЛНЯЕМОСТИ КЛАССНЫХ КОЛЛЕКТИВОВ

Р.С. Рахманов1, Н.В. Котова2, Е.А. Олюшина2, М.В. Шапошникова2, С.Н. Ковальчук2,

!ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии», 2ФГБОУ ВО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Олюшина Екатерина Анатольевна - e-mail: ekatol@rambler.ru

Проведена гигиеническая оценка показателей состояния здоровья и умственной работоспособности школьников, обучающихся в условиях разной наполняемости классных коллективов, в качестве критериев адекватности детскому организму среды обучения. Определена значимость фактора наполняемости классов общеобразовательных организаций в изменчивости показателей заболеваемости по данным обращаемости в лечебно-профилактические организации, заболеваемости по данным углубленных медицинских осмотров, умственной работоспособности учащихся. Установлено, что в классах с наполняемостью ниже предельно допустимой величины меньше число случаев заболеваемости школьников за год и общая длительность случаев заболеваний детей в течение года. По результатам выполнения корректурных проб у детей и подростков, обучающихся в классах с меньшей наполняемостью, отмечен более высокий уровень умственной работоспособности. Доказана необходимость учета предельно допустимой наполняемости классных коллективов для формирования профилактической образовательной среды. Ключевые слова: наполняемость классов, общеобразовательные организации, дети и подростки, состояние здоровья, умственная работоспособность.

The hygienic estimation of health indicators and mental efficiency of schoolchildren is a criteria of children's health in educational environment with different pupil's amount in classroom. The article shows that the pupil's amount in classroom influence incidence, chronic diseases morbidity and mental efficiency of schoolchildren. It is established that the number of influence incidences of schoolchildren per year and the total duration of diseases of children the year are less in classes with a pupil's amount below the maximum permissible value. Based on the results of proofreading sampling in children and adolescents there is a higher level of mental efficiency of schoolchildren in classes with lesser pupil's amount. It proves necessity to respect pupil's amount standard for providing preventive educational environment.

Key words: pupil's amount, school, children's health, mental efficiency.

Введение

Образовательная среда как система условий, влияющих на формирование личности, и совокупность возможностей для саморазвития учащихся общеобразовательных организаций (ОО) в зависимости от своего качества может выступать как в роли профилактической средой, так и фактором риска здоровью детей и подростков. Последнее происходит при несоблюдении существующих гигиенических нормативов и государственных регламентов и способствует формированию негативных отклонений в состоянии здоровья обучающихся, увеличению количества

Дата поступления 16.06.2017

детей, имеющих школьно-обусловленные заболевания, что в итоге ведет к серьезным медико-социальным последствиям [1, 2, 3].

Одним из важных показателей организации школьного образования является наполняемость классов, оптимальное значение которой сложно определить, так как оно зависит от экономических и демографических условий, принятых технологий и методик обучения и т. д. Содержание классов с меньшим количеством обучающихся обходится дороже, однако позволяет реализовать личностно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.