Научная статья на тему 'Санитарно-гигиеническое благополучие и здоровье учащихся в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса'

Санитарно-гигиеническое благополучие и здоровье учащихся в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
290
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / HYGIENIC WELL-BEING / ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ / SCHOOLCHILDREN'S HEALTH / ФАКТОРЫ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ / INDICATORS OF INTRA-SCHOOL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богомолова Е. С., Шапошникова Мария Владимировна, Котова Н. В., Олюшина Е. А., Ашина М. В.

При проведении оценки влияния внутришкольных факторов доказана взаимосвязь между состоянием здоровья и умственной работоспособностью подростков и интенсификацией учебного процесса в образовательных учреждениях. Это обусловливает применение в современных школах новых технологий здоровьесбережения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богомолова Е. С., Шапошникова Мария Владимировна, Котова Н. В., Олюшина Е. А., Ашина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SANITARY WELL-BEING AND HEALTH OF SCHOOLCHILDREN IN SCHOOLS WITH DIFFERENT INTENSITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS

Having evaluated school factors, the authors proved association between health status/mental work ability and intensification of teaching process in educational institutions. It causes application of new health keeping technologies in modern schools.

Текст научной работы на тему «Санитарно-гигиеническое благополучие и здоровье учащихся в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса»

20

ЗНиСО ноябрь №11 (260)

тительного сырья криогеннои технологии приготовления способствует снижению массы тела. При этом чувство голода после завтрака до обеда не появлялось.

2. Установлено позитивное влияние каш на жировой, углеводный обмен и ферментную функцию печени.

3. Выявлены некоторые особенности во влиянии на обменные процессы организма: в группе лиц, принимавших кашу «Пшеничная с тыквой», был выше эффект по влиянию на ферментную функцию печени. В первой группе в более ранние сроки проявился эффект снижения массы тела и он был выше. Однако через один месяц доля лиц, снизивших МТ, во второй группе была выше.

4. Снижение окружности талии и объема бедер, вероятно, является следствием уменьшения жировой ткани. Можно полагать, что снижение МТ путем коррекции рациона питания позволяет снижать риск развития заболеваний, связанных с избыточной массой тела у женщин.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богданов А.Р. и др. Влияние диетотерапии, обогащенной конъюгированной линолевой кислотой, на антропометрические показатели и композиционный состав тела пациенток с избыточной массой тела / А.Р. Богданов С.А. Дербенева //Вопросы питания. 2013. № 4 (82). С. 55—62.

2. Гриневич В.Б. и др. Концепция функционального питания в комплексной терапии внутренних болезней / В.Б. Гриневич, Е.И. Сас. http://www.terra-medica.spb.ru/1_2007/ grinevich.htm.

3. Дедов И.И. и др. Ожирение: этиология, патогенез, клинические аспекты / И.И. Дедов, Г.А. Мельниченко. М.: ООО «Медицинское информационное агентство». 2006. 456 с.

4. Доклад о состоянии здравоохранения в Европе 2012. Курс на благополучие / ВОЗ. Европейское региональное бюро. 168 с.

5. Корнеева О.Н. Клинические варианты метаболического синдрома: Автореф. дисс. ... канд. мед. наук: М., 2007. 25 с.

6. Колдунов И.Н. Оптимизация рациона питания лиц с болезнями системы кровообращения на основе оценки типа пищевого поведения: Автреф. дисс. ... канд. мед. наук. Н. Новгород. 2010. 23 с.

7. Колдунов И.Н. и др. Анализ фактического питания и энерготрат лиц с заболеваниями системы кровообращения, находящихся в состоянии ремиссии/ И.Н. Колдунов, Р.С. Рахманов// Гигиена и санитария. 2010. № 4. С. 69—71.

8. Куроптев А.А. Оценка и коррекция рациона питания населения различных возрастных групп: Автреф. дисс. . докт. мед. наук. Н.Новгород. 2007. 23 с.

9. Кропачев В.Ю. Профилактика болезней системы кровообращения у населения на основе применения натуральных продуктов и биологически активных добавок к пище: Автреф. дисс. . докт. мед. наук. М. 2009. 44 с.

10. Рахманов Р.С. и др. Факторы риска сердечно-сосудистых заболеваний. Современные способы их профилактики / Р.С. Рахманов, В.Ю. Кропачев, И.Н. Колдунов, В.В. Чернышева. Н, Новгород: ООО «Стимул-СТ». 2013. 271 с.

11. Arbeeny C.M. Addressing the unmet medical need for safe and effective weight loss therapies. Obes Res 2004; 12(8): 1191-6.

12. Curr Hypertens Rep. 2000 Jun;2(3):239-40.Review of recent Framingham study hypertension research.Kannel WB.

13. Flegal K.M., Carroll M.D., Ogden C.K., Johnson C.L. Prevalence and trends in obesity among US adults, 1999-2000. JAMA 2002; 288: 1723-7.

УДК 613.955:614.2

Контактная информация:

Рахманов Рофаиль Салыхович, тел. 8 (831) 419-61-94, e-mail: [email protected] Contact information:

Rakhmanov Rofail, phone 8(831) 419-61-94, e-mail: [email protected]

V-

САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ И ЗДОРОВЬЕ УЧАЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С РАЗНОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Е.С. Богомолова1, М.В. Шапошникова1, Н.В. Котова1, Е.А. Олюшина1, М.В. Ашина1, Т.В. Бадеева1, С.Н. Ковальчук1, Н.В. Короленко2

'ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, г. Н. Новгород 2Управление федеральной службы Роспотребнадзора по Нижегородской области, г. Н. Новгород

При проведении оценки влияния внутришкольньх факторов доказана взаимосвязь между состоянием здоровья и умственной работоспособностью подростков и интенсификацией учебного процесса в образовательных учреждениях. Это обусловливает применение в современных школах новых технологий здоровьесбережения.

Ключевые слова: санитарно-гигиеническое благополучие, здоровье подростков, факторы внутришкольной среды.

E.S. Bogomolova, M.V. Shaposhnikova, N.V. Kotova, E.A. Olushina, M.V. Ashina, T.V. Badeeva, S.N. Koval'chuk, N.V. Korolenko □ SANITARY WELL-BEING AND HEALTH OF SCHOOLCHILDREN IN SCHOOLS WITH DIFFERENT INTENSITY OF THE EDUCATIONAL PROCESS □ Nizhny Novgorod State Medical Academy, Russian Federation; The department of the federal service for surveillance on consumer rights protection and human well-being in the Nizhniy Novgorod region.

Having evaluated school factors, the authors proved association between health status/mental work ability and intensification of teaching process in educational institutions. It causes application of new health keeping technologies in modern schools.

Key words: hygienic well-being, schoolchildren's health, indicators of intra-school environment.

Здоровье ребенка и подростка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка школьного возраста этой средой является образовательное учрежде-

g

S

ние, с пребыванием в котором связана значительная часть его деятельности. При этом в школьном возрасте продолжается интенсивный рост и развитие, формирование потенциала здоровья на всю жизнь [1, 9].

ноябрь №11 (260)

21

^^ Внедрение инновационных форм обучения связано с требованиями времени, с потребностя-О ми российского общества в качественном образовании и его доступности, с необходимостью вос-^^ питания здорового подрастающего поколения. В ° ряду педагогических инноваций в первую очередь необходимо отметить отказ от унификации образовательных программ и методов обучения, приоритет вариативного образования, появление новых предметов и новых педагогических технологий [3, ^^ 8]. Другая важная отличительная черта — интенси-^ фикация учебного процесса, которая выражается 3 в увеличении объема учебного материала и величины учебной нагрузки. Существует противоречие между возросшими требованиями школы и ухудшением состояния здоровья детей [4, 7].

Одним из наиболее сенситивных периодов в развитии человека является подростковый возраст. В силу психо-физиологических особенностей на этом этапе организм становится особенно уязвимым и незащищенным от воздействия различных экзогенных факторов, в том числе факторов школьной среды. Кроме того, реализация наследственной предрасположенности к патологическим отклонениям также чаще происходит в этом возрастном периоде [2].

Цель работы — исследование влияния вну-тришкольных факторов на состояние здоровья и умственную работоспособность подростков в учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса.

Материалы и методы. Исследование реализовано на территории г. Н. Новгорода в 11 общеобразовательных учреждениях (ООУ) со стандартной программой обучения, 5 медицинских лицеях (МЛ) и центре одаренных детей (ЦОД), характеризующихся интенсивной учебной нагрузкой. Субъект исследования — учащиеся 10-х и 11-х классов в количестве 1 561 человек.

Для изучения состояния здоровья подростков был проведен углубленный медицинский осмотр бригадой квалифицированных специалистов Нижегородской медицинской академии. Результаты обследования каждого школьника заносили в унифицированную «Карту изучения со-

стояния здоровья школьника». Карта включала 45 параметров, характеризующих морфофункцио-нальное развитие, и 21 параметр, характеризующий состояние здоровья, которые оценивались в соответствии с действующими нормативами [4].

Для оценки уровня функциональных резервов (УФР) использовались функциональные пробы: Мартине-Куш ел евского, степ-тест, ортостати-ческая, клино-ортостатическая, Штанге, Генчи, Серкина, координаторная [5]. Изучение умственной работоспособности проводили с использованием таблиц В.Я. Анфимова, в которых все буквы встречаются одинаково часто.

Изучили и количественно оценили 49 параметров внутришкольной среды с расчетом индексов по 11 критериям санитарно-гигиенического обеспечения (СГО) [6].

Результаты и обсуждения. Оценка морфофунк-ционального развития учащихся образовательных учреждений разного вида показала, что большинство подростков имело нормальное физическое развитие (табл. 1).

Среди отклонений физического развития (ФР) у учащихся преобладала группа с повышенной и высокой массой тела, в большей степени в ООУ и ЦОД. Группа подростков со сниженной и низкой массой тела чаще встречалась в МЛ. Выявлены гендерные различия: у девушек нормальное ФР регистрировалось чаще, что объясняется завершившимся у большинства из них периодом интенсивного роста. По результатам сравнительного анализа гемодинамических показателей у подростков образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения была выявлена склонность к дистонии.

Биологический возраст основной части подростков соответствовал паспортному. Установлены особенности биологического развития учащихся образовательных учреждений с разной интенсивностью обучения — в образовательных учреждениях всех групп сравнения среди крайних вариантов развития преобладала группа с отставанием биологического развития, доля которых была выше в ООУ (11,7%), чем в МЛ (9,3%) и ЦОД (7,3%). Доля мальчиков с опережением биологического воз-

Таблица 1. Распределение подростков по группам физического развития, %

Группа физического развития Тип учреждения

ООУ МЛ ЦОД

М Д Все М Д Все М Д Все

Нормальное физическое развитие 74,34 74,78 74,58 65,63 78,06 73,97 79,32 79,78 79,38

Отклонение в развитии

Повышенная и высокая МТ 12,50 10,20 11,23 12,50 7,65 9,25 9,40 12,16 11,31

Сниженная и низкая МТ 8,33 10,02 9,26 12,50 12,24 12,33 4,14 4,42 4,32

Высокая ДТ 2,19 1,97 2,07 8,33 1,53 3,77 4,14 1,74 2,77

Низкая ДТ 2,63 3,04 2,86 1,04 0,51 0,68 3,01 1,90 2,22

Статистика М - Х2 = 236,16; сс = 8 ; р = 0,0000; Д - х2 = 145,09; сс = 8 ; р = 0,0000; Все - х2 = 388,92; сс=8; р=0,0000

22

ЗНиСО ноябрь №11 (260)

раста преобладала в учреждениях с углубленным содержанием обучения: 1,4 % подростков в МЛ и 1,1 % - в ЦОД, против 0,7 % учащихся ООУ.

По данным углубленных медицинских осмотров, выявлен высокий уровень патологической пораженности (ПП) в изучаемых образовательных учреждениях: от 5 385,3 до 3 924,7 %о, подтверждающий низкий уровень здоровья современных подростков. В учреждениях с углубленным содержанием обучения уровень ПП был в 1,2—1,3 раза выше, чем у школьников ООУ. Приоритетный вклад в структуру ПП вносили морфофункцио-нальные отклонения. Структура ПП, морфо-функциональных отклонений (МФО) и хронических заболеваний (ХЗ) формировалась преимущественно за счет школьно-обусловленных болезней костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной системы и зрения, а также эндокринной системы и органов дыхания и имела свои особенности в зависимости от степени интенсивности учебного процесса.

Комплексная оценка состояния здоровья свидетельствовала о более низком уровне здоровья учащихся образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения, что подтверждает чрезмерно высокую «физиологическую стоимость» учебного процесса в школах с углубленным содержанием обучения.

По результатам комплексной диагностики УФР отличные оценки выявили лишь среди подростков ЦОД. Хорошие оценки в 2 раза чаще регистрировались у подростков ЦОД и в 1,5 раза - у учащихся ООУ, чем у учащихся МЛ. Доля детей с удовлетворительными и неудовлетворительными оценками оказалась выше у лицеистов и у подростков ООУ. Таким образом, подростки ЦОД обладают более высоким УФР и адаптационными возможностями по сравнению с подростками МЛ и ООУ. Самый низкий УФР выявлен у лицеистов.

Высокий уровень функционирования организма у учащихся ЦОД, по-видимому, связан с отбором для обучения подростков, проживающих в сельских районах области, у которых УФР изначально выше, чем у городских школьников.

Таким образом, более значимые негативные изменения показателей здоровья выявлены у подростков в учреждениях с интенсивными формами обучения.

Школьная микросреда - это сложный, многофакторный комплекс, включающий множество показателей, отражающих условия обучения. Деятельность общеобразовательных учреждений способствует формированию гармоничной, разносторонне развитой, физически здоровой личности и достижению высокой эффективности образовательного процесса.

Критерии СГО включали эколого-гигиеническую оценку размещения школы (Иэк), санитарно-гигиеническое состояние земельного участка школы (Иуч), санитарно-гигиеническую оценку здания школы (Изд), физическое воспитание (Ифиз), организацию учебно-воспитательного процесса (Иреж). По результатам комплексного санитарно-гигиенического обследования установили различную степень отклонения оцениваемых параметров от санитарно-гигиенических норм во всех исследуемых образовательных учреждениях.

Интегральная оценка уровня СГО показала, что в целом большинство обследованных учреждений имело удовлетворительный уровень СГО, О хороший уровень выявлен в трех общеобразова- ^^ тельных учреждениях и одном МЛ, неудовлет- ^^ ворительный - в одной общеобразовательной школе. Итоговый рейтинг СГО образовательных учреждений разного вида значимо не различался. ( Однако анализ отдельных параметров внутриш- ■—р кольной среды выявил их различия, имеющие мозаичный характер в разных типах учреждений.

Уязвимыми параметрами внутришкольной ^ среды, причем крайне неудовлетворительными, 3 признаны те параметры, которые невозможно скорректировать: три ООУ, два МЛ и ЦОД имели з= крайне неблагоприятное размещение учреждения и планировку земельного участка. Среди управляемых элементов санитарно-гигиенического обеспечения, коррекция которых возможна и необходима в первую очередь - организация учебного процесса и двигательной активности.

Самые существенные различия между исследуемыми учреждениями касаются организации учебного процесса, который в ООУ был оценен как хороший, в МЛ - удовлетворительный, в ЦОД - неудовлетворительный (рис.3). Основными нарушениями данного параметра в МЛ и ЦОД являются: превышение недельной нагрузки, распределение учебной нагрузки в течение дня и недели без учета работоспособности, большинство уроков в ЦОД и МЛ, где учебный процесс характеризуется высокой учебной нагрузкой и интенсификацией умственной деятельности, можно оценить как недостаточно рациональные.

Повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в учреждениях с углубленным содержанием обучения приводит к развитию утомления и переутомления подростков, что подтверждается ухудшением показателей умственной работоспособности. У учащихся МЛ и ЦОД в течение недели уменьшилось число отличных и хороших работ, а неудовлетворительных и плохих - возросло. Снижался и интегральный показатель работоспособности -коэффициент «П», значение которого уже в середине недели было ниже 1 (0,14), а к концу недели достигло 0,1.

Таким образом, интенсивный учебный процесс у учащихся МЛ и ЦОД реализуется в условиях, не только не отличающихся от условий в обычных школах, но при этом и не соответствующих гигиеническим нормативам по многим параметрам. Интенсификация учебного процесса происходит без создания оптимальных санитарно-гигиенических условий для усвоения более объемного и сложного материала, что несомненно сказывается на состоянии здоровья учащихся.

Методологической основой управления здоровьем является установление причинно-следственных связей между гигиеническими (эколого-гигиеническая оценка размещения школы, земельного участка школы, кабинетов и оборудования, оценка водоснабжения, канализации, воздушно-теплового, светового режима), социальными факторами (организация учебно-воспитательного процесса, физическая активность, условия и организация питания, на-

ноябрь №11 (260)

23

Таблица 2. Уровень санитарно-гигиенического благополучия ООУ, МЛ и ЦОД

g

S

Индикаторы ООУ МЛ ЦОД

10 кл. 11 кл. Все 10 кл. 11 кл. Все 10 кл. 11 кл. Все

Индикатор здоровья 0,91 0,81 0,85 0,80 0,70 0,72 0,95 0,70 0,91

Индикатор санитарно гигиенического обеспечения 0,62 0,60 0,66

УСГБ 0,77 0,72 0,74 0,70 0,65 0,66 0,81 0,68 0,79

полняемость школы), с одной стороны, и ведущими характеристиками здоровья школьников, с другой, что количественно выражается через интегральный показатель — уровень санитарно-гигиенического благополучия (УСГБ) общеобразовательной школы.

Оценка УСГБ показала, что ООУ и ЦОД имели хороший УСГБ, а МЛ — удовлетворительный (табл. 2).

В динамике обучения на старшей ступени отметили негативную тенденцию величины УСГБ за счет критериев здоровья, которые заметно ухудшаются от 10-го класса к 11-му. Отмеченная тенденция более выражена в образовательных учреждениях с углубленным содержанием обучения, особенно в ЦОД.

Заключение. Интенсификация учебного процесса в учреждениях с углубленным содержанием обучения происходит без создания оптимальных условий для реализации высокой информационной нагрузки, что подтверждается более низкими показателями здоровья подростков в этих учреждениях. Эти негативные тенденции в состоянии здоровья учащихся требуют новых подходов в гигиенической оптимизации обучения в общеобразовательном учреждении, обеспечивающих безопасность и комфортность школьного пространства.

Следовательно, необходимо создание той единой профилактической среды образовательного учреждения, которая будет способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся в соответствии с особенностями организации учебного процесса, его «сертификата безопасности», в том числе формирование у школьников и педагогов действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. Результаты экспертизы показателей системы «здоровье — внутришкольная среда обитания» легли в основу модульных программ здоровьесберегающей деятельности, которые в настоящее время апробируются в учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Вайнер Э.Н. Формирование здоровьесберегающией среды в системе общего образования //Валеология. 2004. № 1. С. 21—26.

2. Вирабова А.Р. Развитие здоровьесберегающей среды в системе образования на основе интеграции ресурсного обеспечения. М.: Пробел-2000. 2012. С. 89 —214.

3. Позднякова М.А. и др. Внедрение здоровьесберегающей технологии в современной школе: Методические рекомендации / М.А. Позднякова, Е.С. Богомолова, О.А. Кур-сеева, А.В. Леонов. Нижний Новгород. 2007. 44 с.

4. Гигиена детей и подростков: Сборник нормативно-методических документов / Под ред. чл.-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство научного центра здоровья детей РАМН. 2013. С. 139—157.

5. Чекалова Н.Г. и др. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: Методические указания / Н.Г. Чекалова, Ю.Р. Матвеева, Н.А. Силкин [и др.]. Н. Новгород: Издательство Ниж-ГМА, 2009. 88 с.

6. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: Методические указания / А.В. Леонов, Ю.Г. Кузмичев, Е.С. Богомолова и др. Н.Новгород: Издательство НижГМА. 2010. 32 с.

7. Оценка физического развития детей и подростков г. Нижнего Новгорода/ Методические указания // Е.С. Богомолова [ и др.]. — Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2011. 80 с.

8. Поленова М.А. Гигиеническая оптимизация обучения и здоровья школьников // Материалы пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации. М., 2013. С. 290—293.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Степанова М.И. Инновации в образовании: размышления гигиениста //Народное образование. 2006. № 1. С.29—33.

Контактная информация:

Шапошникова Мария Владимировна, тел.: 8 (831) 419-61-94, e-mail: [email protected]

Contact information:

Shaposhnikova Mariya, phone: 8 (831) 419-61-94, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.