Научная статья на тему 'Использование методологии оценки риска здоровью при определении уровня санитарно-гигиенического благополучия школ крупного города'

Использование методологии оценки риска здоровью при определении уровня санитарно-гигиенического благополучия школ крупного города Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
226
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / SANITARY-HYGIENIC WELL-BEING / ГОРОДСКИЕ ШКОЛЬНИКИ / URBAN SCHOOLCHILDREN / ОЦЕНКА РИСКА ЗДОРОВЬЮ / ASSESSMENT OF HEALTH RISK / ЗАГРЯЗНЕНИЕ АТМОСФЕРНОГО ВОЗДУХА / AIR POLLUTION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Бадеева Татьяна Владимировна, Богомолова Елена Сергеевна, Кузмичев Юрий Георгиевич, Ашина Марина Владиславовна, Шапошникова Мария Владимировна

Для определения уровня санитарно-гигиенического благополучия семи школ г. Нижнего Новгорода оценили эколого-гигиеническую ситуацию в районах их размещения с применением методологии оценки риска здоровью.Установлено, что ни одна школа не имела допустимого уровня загрязнения атмосферного воздуха. Уровень риска комбинированного влияния загрязняющих веществ на органы дыхания оценивается как высокий. Приоритетными загрязнителями являютсявзвешенные вещества, азота диоксид, бензол, формальдегид, медь, никель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Бадеева Татьяна Владимировна, Богомолова Елена Сергеевна, Кузмичев Юрий Георгиевич, Ашина Марина Владиславовна, Шапошникова Мария Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Use of methods of health risk evaluation when determining the level of sanitary and hygienic welfare of schools of a large city

The environmental and hygienic situation was assessed in the regions of seven schools of Nizhny Novgorod with the application of risk assessment methodology health to determine the level of sanitary well-being of schools. Schools are found to have not permissible level of air pollution. The level of risk of the pollutants combined effect is high on the respiratory system. Priority pollutants are suspended solids, nitrogen dioxide, benzene, formaldehyde, copper, nickel.

Текст научной работы на тему «Использование методологии оценки риска здоровью при определении уровня санитарно-гигиенического благополучия школ крупного города»

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

УДК 613:371.7

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ РИСКА ЗДОРОВЬЮ ПРИ ОПРЕДЕЛЕНИИ УРОВНЯ САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ ШКОЛ КРУПНОГО ГОРОДА

Т.В. Бадеева1, Е.С. Богомолова1, Ю.Г. Кузмичев1, М.В. Ашина1, М.В. Шапошникова1, Е.О. Максименко1, Н.В. Котова1, А.Н. Киселева1, Е.К. Лузина2, Ю.А. Литвинов1,

1ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия», 2ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области»

Бадеева Татьяна Владимировна - e-mail: tvb_hygiena@mail.ru

Для определения уровня санитарно-гигиенического благополучия семи школ Нижнего Новгорода оценили эколого-гигиеническую ситуацию в районах их размещения с применением методологии оценки риска здоровью. Установлено, что ни одна школа не имела допустимого уровня загрязнения атмосферного воздуха. Уровень риска комбинированного влияния загрязняющих веществ на органы дыхания оценивается как высокий. Приоритетными загрязнителями являются взвешенные вещества, азота диоксид, бензол, формальдегид, медь, никель.

Ключевые слова: санитарно-гигиеническое благополучие, городские школьники, оценка риска здоровью, загрязнение атмосферного воздуха.

The environmental and hygienic situation was assessed in the regions of seven schools of Nizhny Novgorod with the application of risk assessment methodology health to determine the level of sanitary well-being of schools. Schools are found to have not permissible level of air pollution. The level of risk of the pollutants combined effect is high on the respiratory system. Priority pollutants are suspended solids, nitrogen dioxide, benzene, formaldehyde, copper, nickel.

Key words: sanitary-hygienic well-being, urban schoolchildren, assessment of health risk, air pollution.

Введение

В настоящее время в России не более 10% детей старшего дошкольного и не более 5% детей старшего подросткового возраста можно считать здоровыми. Почти у 60% детей выявляются хронические заболевания [1, 2]. Для детского населения Нижегородской области приоритетными заболеваниями являются болезни органов дыхания, новообразования, болезни нервной системы и органов чувств, болезни костно-мышечной системы, болезни кожи и подкожной клетчатки, врожденные аномалии, заболеваемость которыми на протяжении последних пяти лет превышает среднероссийские показатели и в динамике характеризуется тенденцией к росту [3].

Результаты комплексных углубленных медицинских осмотров школьников Нижнего Новгорода в возрасте 7-17 лет, проведенных высококвалифицированными специалистами ГБОУ ВПО «Нижегородская медицинская академия» Минздрава России в 1980, 1992, 2002 и 2012 гг. подтвердили общую тенденцию снижения потенциала здоровья детского населения [4, 5]. Выявленные негативные изменения в состоянии здоровья современных городских школьников в значительной степени обусловлены изменением воздействующих на них эколого-гигиенических, медико-биологических, социально-психологических факторов.

Методологической основой управления здоровьем является установление причинно-следственных связей между факторами среды обитания и ведущими характеристиками здоровья школьников, что количественно выражается через уровень санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательной школы [6]. Санитарно-гигиеническое благополучие - это динамичная управляемая система, конечной целью которой является формирование здоровья детей с

помощью эффективных мер первичной и вторичной профилактики. Уровень санитарно-гигиенического благополучия представляет собой интегральный критерий, отражающий взаимосвязи санитарно-гигиенического обеспечения обучения и показателей состояния здоровья школьников.

Оценка комплексного многокомпонентного многофакторного воздействия окружающей среды на здоровье детского населения является очень сложной и наукоемкой проблемой, требующей проведения весьма объемных исследований. Сегодня практически во всех странах мира и международных организациях в качестве базового механизма оценки потенциального воздействия на состояние здоровья населения рассматривается методология оценки риска для здоровья населения [7]. В настоящее время в Российской Федерации оценка риска закреплена в рамках ведения социально-гигиеническогомо ниторинга и является его аналитическим инструментом, как одним из новых эффективных инструментов, обеспечивающих управление санитарно-эпидемиологической обстановкой [8].

Цель исследования: для определения уровня санитарно-гигиенического благополучия (УСГБ) семи общеобразовательных школ Нижнего Новгорода оценить эколого-гигиеническую ситуацию в районах их размещения с применением методологии оценки риска здоровью и выделить приоритетные для детского населения факторы риска.

Материал и методы

Санитарно-гигиеническое благополучие (СГБ) общеобразовательных учреждений (ООУ) определялось по алгоритму, разработанному группой высококвалифицированных экспертов, утвержденному МЗ и СР РФ в 2004 г. и модифицированному в 2010 г. [9]. В группу экспертов вошли специ-алистыГБОУВПОНижГМА,УправленияФСРоспотребнадзора

▲1

по Нижегородской области, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по Нижегородской области», специалист Департамента образования и социально-правовой защиты детства администрации г. Нижнего Новгорода.

Для определения уровня СГБ школы в анализ включены 40 качественных и 9 количественных параметров внутриш-кольной среды, сгруппированные в 11 блоков, характеризующих санитарно-гигиеническое обеспечение (СГО), и 4 критерия состояния здоровья - заболеваемость по обращаемости и по данным углубленных медицинских осмотров, физическое развитие и уровень функциональных резервов.

Критериями СГО являлись наполняемость школы, эколого-гигиеническая оценка размещения школы, санитарно-гигиеническое состояние земельного участка школы, санитарно-гигиеническая оценка здания школы, санитарно-гигиеническая оценка общешкольных помещений, санитарно-гигиеническая оценка кабинетов и оборудования, физическое воспитание, организация учебно-воспитательного процесса, условия и организация питания, оценка водоснабжения, канализации, воздушно-теплового режима, светового режима, медицинское обеспечение. Далее вычисляли уровень СГО для каждой ступени обучения и всего учреждения в целом.

Эколого-гигиеническую характеристику микротерриторий обучения и проживания школьников для определения УСГБ общеобразовательных школ оценивали по трём параметрам -ситуационное размещение участка, расстояние до автомагистралей, уровень загрязнения атмосферного воздуха.

Качество атмосферного воздуха анализировалось на основании данных базы регионального информационного фонда данных социально-гигиенического мониторинга Нижегородской области за 2008-2010 гг., а также данных лабораторий филиалов ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Нижегородской области» (ранее ЦГСЭН в районах Нижнего Новгорода), Нижегородского центра по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Комитета охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области, и архивов кафедры гигиены ГБОУ ВПО НижГМА за 1980 г., 1991-1992 гг., 1999-2002 гг.

Для определения УСГБ общеобразовательных школ Нижнего Новгорода также были использованы результаты собственных обследований в 2011-2012 гг. и данные архива кафедры гигиены ГБОУ ВПО НижГМА за 1992 и 2002 гг.

Проведена оценка хронического неканцерогенного риска формирования нарушений здоровья детского населения, проживающего в Н. Новгороде. Хронический неканцерогенный риск от воздействия химических веществ атмосферного воздуха определяли в соответствии с утверждёнными методиками на основании «Руководства по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» [10].

Результаты и их обсуждение

Для эколого-гигиенической оценки качества окружающей среды важны особенности физико-географических условий города: его расположение у слияния двух крупнейших рек -Волги и Оки, разделяющих город на правобережную нагорную и низменную заречную части с разностью высот до 100-200 метров. Традиционно основные промышленные источники загрязнения природной среды располагались в низкой, заречной части города, где промышленные пред-

приятия находились среди жилых массивов и практически отсутствовали зоны рекреации. В заречной части города более высокие ранговые места в перечне приоритетных загрязнителей занимали тяжелые металлы: свинец, хром, молибден, цинк, а также окислы азота и серы, сероуглерод, фенол, этилбензол, ксилол. В нагорной части первые ранговые места занимали диоксид азота, твердые взвешенные частицы, свинец, углеводороды, хром.

Ситуационное размещение школы является важным элементом системы «окружающая среда - здоровье школьников». Внутриквартальное размещение земельного участка, что соответствует гигиеническим требованиям, имели шесть школ. Однако одна школа находится на территории, которая подвержена загрязнению выбросами стационарных промышленных комплексов двух районов города, что снижает ценность внутриквартального размещения и является фактором риска развития заболеваний. Расстояние от ООУ до автомагистрали соответствовало нормативу только в двух случаях. Четыре школы расположены вплотную к крупным автомагистралям с наиболее неблагоприятными вариантами размещения: фронтальным или угловым.

Для оценки хронического неканцерогенного риска здоровью школьников на территориях их обучения и проживания в период 2008-2010 гг.использованы данные о содержании в атмосферном воздухе следующих загрязняющих веществ -взвешенные вещества, азота диоксид, азота оксид, серы диоксид, сульфаты растворимые, углерода оксид, сероводород, фенол, аммиак, формальдегид, сажа, хром VI, бензол, толуол, этилбензол, ксилол, фтористый водород, циклогексанон, бенз(а)пирен, кадмий, кобальт, марганец, никель, свинец, медь, железо, хром, цинк.

Установлено, что ни одна школа не имела допустимого уровня загрязнения атмосферного воздуха. Значения индексов опасности в разных районах города незначительно отличаются, что связано с изменением перечня источников загрязнения атмосферного воздуха в начале XXI века. Крупные промышленные предприятия заречной части города уменьшают количество выбросов в основном из-за снижения мощности производства или остановки отдельных технологических линий. Основным источником загрязнения атмосферного воздуха в настоящее время является автотранспорт, что приводит к относительно равномерному распределению загрязняющих веществ по районам города.

При оценке риска развития неканцерогенных эффектов для критических органов и систем организма выявлено, что наибольший риск определяется от воздействия химических веществ на органы дыхания - суммарный индекс опасности 1-11 при комбинированном поступлении ингаляционно составлял от 2,8 до 8,38 (таблица). Это значение превышало допустимый уровень(не более или равно 1). При этом только для одной школы уровень риска, равный 2,8, оценивался как средний, для остальных территорий уровень риска развития неканцерогенных эффектов при воздействии химических веществ на органы дыхания является высоким и составляет от 5,96 до 8,38. Высокий уровень риска комбинированного влияния загрязняющих веществ на органы дыхания формируется за счет высокого содержания в атмосферном воздухе взвешенных веществ, азота диоксида, бензола, формальдегида, меди, никеля.

NK

МЕДИЦИНСКИЙ

АЛЬМАНАХ

ТАБЛИЦА.

Суммарные индексы неканцерогенной опасности (ИI) при комбинированном поступлении ингаляционно для критических органов и систем организма

На втором месте - риск развития неканцерогенных эффектов при воздействии химических веществ на иммунную систему, он составляет от 1,4 до 5,39, при этом на территории одной школы он оценивается как высокий, и на территории ещё трех школ - достаточно близок к этому уровню. Наибольший вклад дают бенз(а)пирен, бензол, никель, хром.

На третьем месте находятся суммарные индексы опасности для формирования нарушений процессов развития. Они оцениваются как средние и составляют в разных районах от 1,62 до 3,54, наибольший вклад дают бенз(а)пирен, бензол, свинец.

Далее следуют риски развития неканцерогенных эффектов при воздействии химических веществ на кровь, центральную нервную систему, системное воздействие, которые также составляют более 1 и оцениваются как средние.

Суммарные индексы опасности Н1 при действии на нервную систему, почки, желудочно-кишечный тракт, печень, сердечно-сосудистую систему составляют менее 1, что является допустимым и оценивается как низкий уровень риска. Риски развития неканцерогенных эффектов при воздействии химических веществ на репродуктивное здоровье, гормональную систему, глаза оцениваются как низкие.

При сравнении рисков развития неканцерогенных эффектов для критических органов и систем с 1980 г. по настоящее время определено, что наибольшие риски за весь период исследования составили риски воздействия химических веществ на органы дыхания. Суммарный индекс опасности Н1 хотя и снижается от 32,4 в 1980 г. (чрезвычайно высокий уровень риска) до 8,38 в 2010 г., однако остается высоким. Основную опасность для органов дыхания в 80-90-е гг. представляло присутствие в атмосферном воздухе сернистого газа, оксида углерода, диоксида азота, взвешенных веществ, свинца, формальдегида. В 2000-2010-е гг. значительный вклад в Н1 дают взвешенные вещества, диоксид азота, бензол, формальдегид и группа тяжелых металлов, доля которых в риске хронического ингаляционного воздействия в отдельных районах составляла более 50%.

Более чем в 2 раза за период наблюдения увеличился риск воздействия химических веществ атмосферного воздуха на иммунную систему. Риски влияния на центральную нервную, репродуктивную и сердечно-сосудистую системы за 30-лет-

ний период также увеличились, хотя и незначительно (до полутора раз), что согласуется с данными о состоянии здоровья школьников [4, 5].

Заключение

Таким образом, установлено, что ни одна школа не имела допустимого уровня загрязнения атмосферного воздуха. Уровень риска комбинированного влияния загрязняющих веществ на органы дыхания оценивается как высокий. Приоритетными загрязнителями атмосферного воздуха являются взвешенные вещества, азота диоксид, бензол, формальдегид, медь, никель.

Результаты экспертизы критериев СГО и состояния здоровья школьников являются основой профилактических и оздоровительно-реабилитационных программ, которые позволяют сформировать единую профилактическую среду образовательного учреждения, обеспечивающую высокий уровень здоровья и гармоничное развитие учащихся.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Кучма В.Р., Сухарева Л.М. Основные тенденции формирования здоровья подростков в последние десятилетия. Медико-биологические и психосоциальные проблемы подросткового возраста: Монография. М.: Изд-во ГУ НЦЗД РАМН, 2004. С. 5-22.

Baranov A.A., Kuchma V.R., Suhareva L.M. Osnovnye tendencii formirovanija zdorov'ja podrostkov v poslednie desjatiletija. Mediko-biologicheskie i psihosocial'nye problemy podrostkovogo vozrasta: Monografija. M.: Izd-vo GU NCZD RAMN, 2004. S. 5-22.

2. Баранов А.А., Ильин А.Г. Основные тенденции состояния здоровья детей в Российской Федерации. Пути решения проблем. Вестник Российской академии медицинских наук. 2011. № 6. С. 12-18.

Baranov A.A., Il'in A.G. Osnovnye tendencii sostojanija zdorov'ja detej v Rossijskoj Federacii. Putireshenija problem. Vestnik Rossijskoj akademii medicinskih nauk. 2011. № 6. S. 12-18.

3. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Нижегородской области в 2014 году: Государственный доклад.Нижний Новгород:Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области. 2015. 291 с.

O sostojanii sanitarno-jepidemiologicheskogo blagopoluchija naselenija v Nizhegorodskoj oblastiv 2014 godu: Gosudarstvennyj doklad. Nizhnij Novgorod: Upravlenie Federal'noj sluzhby po nadzoru v sfere zashhity prav potrebitelej i blagopoluchija cheloveka po Nizhegorodskoj oblasti. 2015.291 s.

4. Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Котова Н.В., Киселева А.С. и др. Динамика состояния здоровья городских школьников (1980-2012 гг.). Медицинский альманах. 2014. № 2 (32). С. 88-91.

Bogomolova E.S., KuzmichevJu.G, Kotova N.V., Kiseleva A.S. i dr. Dinamika sostojanija zdorov'ja gorodskih shkol'nikov (1980-2012 gg.). Medicinskij al'manah, 2014. № 2 (32). S. 88-91.

5. Богомолова Е.С., Бадеева Т.В., Кузмичев Ю.Г., Ашина М.В. и др. Мониторинг состояния здоровья школьников г. Нижнего Новгорода// Материалы Всероссийской научно-практической конференциис международным участием (21-23 мая 2014 г.) «Актуальные проблемы безопасности и оценки риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания». Пермь, 2014. С. 96-100.

Bogomolova E.S., Badeeva T.V., Kuzmichev Ju.G., Ashina M.V. i dr. Monitoring sostojanija zdorov'ja shkol'nikov g. Nizhnego Novgoroda // Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem (21-23 maja 2014 g.) «Aktual'nye problemy bezopasnosti i ocenki riska zdorov'ju naselenija pri vozdejstvii faktorovsredy obitanija». Perm', 2014. S. 96-100.

6. Богомолова Е.С., Шапошникова М.В., Котова Н.В., Олюшина Е.А.и др. Санитарно-гигиеническое благополучие и здоровье учащихся в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса // Здоровье населения и среда обитания (ЗНиСО). 2014. № 11 (260). С. 20-23.

Bogomolova E.S., Shaposhnikova M.V, Kotova N.V., Oljushina E.A. i dr. Sanitarno-gigienicheskoe blagopoluchie i zdorov'e uchashhihsja v obrazovatel'nyh uchrezhdenijah s raznoj intensivnost'ju uchebnogo processa // Zdorov'e naselenija i sreda obitanija (ZNiSO). 2014. № 11 (260). S. 20-23.

Район расположения школ HI при воздействии на органы дыхания HI при воздействии на иммунную систему HI для формирования нарушений процессов развития

заречная часть города

1 6 4,26 1,96

2 8,38 4,35 1,97

3 2,8 1,4 1,62

4 7,09 4,41 3,54

нагорная часть города

5 5,96 2,25 2,54

6 6,66 5,39 2,17

7 6,89 3,37 2,2

Al

ЭдУД

7. Зайцева Н.В., Май И.В. Правовые аспекты оценки риска для здоровья населения при обеспечении безопасности товаров: мировой зарубежный опыт и практика таможенного союза. Анализ риска здоровью. 2013. № 3.С. 4-17.

Zajceva N.V., Maj I.V. Pravovye aspekty ocenkiriska dlja zdorov'ja naselenija pri obespechenii bezopasnosti tovarov: mirovoj zarubezhnyj opyt i praktika tamozhennogo sojuza. Analiz riska zdorov'ju. 2013. № 3. S. 4-17.

8. Онищенко Г.Г. Оценка и управление рисками для здоровья как эффективный инструмент решения задач обеспечения санитарно-эпидемического благополучия населения РФ. Анализ риска здоровью. 2013. № 1. С. 4-14.

Onishhenko G.G. Ocenka i upravlenie riskami dlja zdorov'ja kak jeffektivnyj instrument reshenija zadach obespechenija sanitarno-jepidemicheskogo blagopoluchija naselenija RF. Analiz riska zdorov'ju. 2013. № 1. S. 4-14.

9. Леонов А.В., Кузмичев Ю.Г., Богомолова Е.С. и др. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: методические указания. Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2010. 32 с.

Leonov A.V, Kuzmichev Ju.G, Bogomolova E.S. i dr. Ocenka kriteriev sanitarno-gigienicheskogo blagopoluchija obshheobrazovatel'nyh uchrezhdenij: metodicheskie ukazanija. N. Novgorod: Izdatel'stvo NizhGMA, 2010.32 s.

10. Р2.1.10.1920-04. Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду. М.: Роспотребнадзор, 2004. 143 с.

R2.1.10.1920-04. Rukovodstvo po ocenke riska dlja zdorov'ja naselenija pri vozdejstvii himicheskih veshhestv, zagrjaznjajushhih okruzhajushhuju sredu. M.: Rospotrebnadzor, 2004.143 s. rra

УДК 613.62:541.6

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТОРОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РИСКА ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ЭЛАСТИЧНОГО БЛОЧНОГО ПЕНОПОЛИУРЕТАНА

С.А. Михайлова1, С.А. Аширова2, И.В. Федотова2,

1ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»,

2ФБУН «Нижегородский научно-исследовательский институт гигиены и профпатологии»

Михайлова Светлана Александровна - e-mail: svmich1@yandex.ru

В статье представлены результаты оценки условий труда в трех производствах блочного пенополиуретана (ППУ), отличаюшихся организацией технологического процесса. Установлено, что ведущим фактором риска на всех производствах было загрязнение воздуха рабочей зоны вредными веществами, в основном, толуилендиизоцианатом и аминами. При получении ретикулированного ППУ воздух может загрязняться гидроцианидом. Причинами поступления в воздух этих вешеств являются ручные операции приготовления каталитической смеси, заливка исходной композиции на ленту конвейера, свежевспененные изделия, механическая переработка блоков ППУ. Отмечено также несоответствие санитарным требованиям уровней шума, параметров микроклимата, световой среды. Для снижения профессионального риска на указанных производствах необходимо внедрение комплекса оздоровительных мероприятий.

Ключевые слова: производства блочного пенополиуретана, условия труда,

профессиональный риск.

In the paper, the authors presented the results of evaluation of working conditions at three plants manufacturing block polyurethane foam (PUF), but differentiating in technological process organization. At all plants, main risk factor was air pollution of worker breathing zone with hazardous substances, especially with toluylendiisocyanate and amines. The air may be polluted with hydrocyanide by reticular PUF manufacturing. The reasons of air pollution with the substances were: manual operations for preparing of catalytic mixtures, filling with initial composition on conveyer belt, recently manufacturing products, mechanical processing of PUF blocks. Also, the authors found that noise levels, microclimate parameters, illumination did not meet with sanitary requirements. The introduction of a complex of sanitation measures is necessary to reduce occupational risk at mentioned plants.

Key words: plants manufacturing block polyurethane foam, working conditions, occupational risk.

Введение

Эластичный пенополиуретан (ППУ) - распространённый вид вспененных полимерных материалов. В структуре мирового производства пенопластов его доля составляет более 50%. Обладая ценными физико-механическими и эксплуатационными свойствами (легкость, прочность, звуко- и виброизоляция, малая теплопроводность), эластичный ППУ нашел чрезвычайно разносторонние сферы применения - от мебельной и строительной отрасли до космической промышленности. Существует два основных способа получения эластичного ППУ: методом формования и блочным. Наиболее широкое распространение приобрёл блочный процесс получения ППУ. Это связано с

высокой производительностью труда и возможностью получения на одном и том же оборудовании большого ассортимента выпускаемой продукции. В процессе производства эластичного блочного ППУ используются токсичные вещества, в том числе 1-2-го классов опасности (толу-илендиизо-цианат (ТДИ), третичные амины), воздействию которых могут подвергаться рабочие, занятые в этих производствах. ТДИ обладает выраженным сенсибилизирующим действием, вызывает развитие патологии нервной системы, дыхательных путей, кожных покровов. Амины оказывают раздражающее действие на верхние дыхательные пути, обладают нейротропным эффектом. В последние годы появились сведения о случаях альвеолита у

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.