Научная статья на тему 'Оценка санитарно-гигиенического благополучия и здоровья учащихся в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса'

Оценка санитарно-гигиенического благополучия и здоровья учащихся в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
727
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медицинский альманах
ВАК
Область наук
Ключевые слова
САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ / ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ / ФАКТОРЫ ВНУТРИШКОЛЬНОЙ СРЕДЫ / SCHOOLCHILDREN'S HEALTH / HYGIENIC WELL-BEING / INDICATORS OF INTRA-SCHOOL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Богомолова Елена Сергеевна, Шапошникова Мария Владимировна, Бадеева Татьяна Владимировна, Ашина Марина Владиславовна, Котова Наталья Валерьевна

Школьная среда один из ведущих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей и подростков. Методологической основой управления здоровьем учащихся является установление причинно-следственных связей между факторами среды обитания и ведущими характеристиками здоровья. Исследование проводилось в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса и включало оценку влияния внутришкольных факторов на состояние здоровья и умственную работоспособность подростков. На основании экспертизы показателей системы «здоровье внутришкольная среда обитания» разработали модульные программы здоровьесберегающей деятельности, реализованные в общеобразовательных учреждениях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Богомолова Елена Сергеевна, Шапошникова Мария Владимировна, Бадеева Татьяна Владимировна, Ашина Марина Владиславовна, Котова Наталья Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Evaluation of sanitary and hygiene welfare and health of educational institution pupils with different intensity of teaching process

The school environment is one of the leading factors. It exerts influence on the health of children. The main method for management of the schoolchildren’s health is based on establishment of relationships between these factors and the leading health characteristics. The research was conducted in schools with different intensity of the educational process and included an assessment of the impact of intra-school factors on the health status and mental performance schoolchildren. Modular health-saving programs were developed on the basis of examination of indicators «health and school's environment». These programs were implemented in schools.

Текст научной работы на тему «Оценка санитарно-гигиенического благополучия и здоровья учащихся в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса»

УДК Б13.95/.97:Б13.73:37]/378

ОЦЕНКА САНИТАРНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ И ЗДОРОВЬЯ УЧАШИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ С РАЗНОЙ ИНТЕНСИВНОСТЬЮ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Е.С. Богомолова, М.В. Шапошникова, Т.В. Бадеева, М.В. Ашина, Н.В. Котова, С.Н. Ковальчук,

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия»

Богомолова Елена Сергеевна - е- mail: olenabgm@rambler.ru

Школьная среда - один из ведущих факторов, оказывающих влияние на здоровье детей и подростков. Методологической основой управления здоровьем учащихся является установление причинно-следственных связей между факторами среды обитания и ведущими характеристиками здоровья. Исследование проводилось в образовательных учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса и включало оценку влияния внутришкольных факторов на состояние здоровья и умственную работоспособность подростков. На основании экспертизы показателей системы «здоровье - внутришкольная среда обитания» разработали модульные программы здоровьесберегающей деятельности, реализованные в общеобразовательных учреждениях.

Ключевые слова: санитарно-гигиеническое благополучие, здоровье подростков, факторы внутришкольной среды.

The school environment is one of the leading factors. It exerts influence on the health of children. The main method for management of the schoolchildren's health is based on establishment of relationships between these factors and the leading health characteristics. The research was conducted in schools with different intensity of the educational process and included an assessment of the impact of intra-school factors on the health status and mental performance schoolchildren. Modular health-saving programs were developed on the basis of examination of indicators «health and school's environment». These programs were implemented in schools.

Key words: hygienic well-being, schoolchildren's health, indicators of intra-school environment.

Актуальность

Подростковый возраст - один из критических этапов в жизни человека. В силу анатомо-физиологических особенностей на этом этапе организм становится особенно уязвимым и незащищенным от воздействия различных экзогенных факторов. Кроме того, реализация наследственной предрасположенности к патологическим отклонениям также чаще происходит в этом возрастном периоде [1, 2, 3].

Важным фактором, влияющим на здоровье детей и подростков, является школа, в стенах которой учащиеся проводят более 70% времени бодрствования. В связи с продолжающимся реформированием школьного образования ведутся поиски новых путей эффективного обучения детей и подростков. Разрабатываются новые экспериментальные программы, открываются новые типы учебных заведений с интенсивными формами обучения (гимназии, лицеи, колледжи) [4, 5].

Цель работы: исследование влияния внутришкольных факторов на состояние здоровья и умственную работоспособность подростков в учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса.

Материал и методы

Исследование реализовано на территории Н. Новгорода в 11 общеобразовательных учреждениях (ООУ) со стандартной программой обучения, пяти медицинских лицеях (МЛ) и центре одаренных детей (ЦОД), характеризующихся интенсивной учебной нагрузкой. Субъект исследования -учащиеся 10-х и 11-х классов в количестве 1561 человек. Для изучения состояния здоровья подростков был проведен углубленный медицинский осмотр школьников бригадой квалифицированных специалистов НижГМА. Результаты обследования каждого школьника заносили в

разработанную с целью унификации Карту изучения состояния здоровья школьника. Карта включала 45 параметров, характеризующих морфофункциональное развитие, и 21 параметр, характеризующий состояние здоровья, которые оценивались в соответствии с действующими нормативами [6, 7].

Для оценки уровня функциональных резервов (УФР) использовались функциональные пробы (Мартине-Кушелевского, степ-тест, ортостатическая, клино-ортоста-тическая, Штанге, Генчи, Серкина, координаторная) [8]. Изучили 49 параметров внутришкольной среды с расчетом индексов по 11 критериям санитарно-гигиенического обеспечения (СГО) [9].

Изучение умственной работоспособности проводили с использованием таблиц В.Я. Анфимова, в которых все буквы встречаются одинаково часто.

Результаты исследования

Школьная микросреда - это сложный, многофакторный комплекс, включающий множество показателей, отражающих условия обучения. Деятельность общеобразовательных учреждений способствует формированию гармоничной, разносторонне развитой, физически здоровой личности и достижению высокой эффективности образовательного процесса.

По результатам комплексного санитарно-гигиенического обследования установили различную степень отклонения оцениваемых параметров от санитарно-гигиенических норм во всех исследуемых образовательных учреждениях.

Интегральная оценка уровня СГО показала, что в целом большинство обследованных учреждений имели удовлетворительный уровень СГО, хороший уровень выявлен в трех общеобразовательных учреждениях и одном МЛ,

неудовлетворительный - в одной общеобразовательной школе. Итоговый рейтинг СГО образовательных учреждений разного вида значимо не различался. Однако анализ отдельных параметров внутришкольной среды выявил мозаичную картину. Уязвимыми параметрами внутри-школьной среды, причем крайне неудовлетворительными, признаны те параметры, которые невозможно скорректировать: три ООУ, два МЛ и ЦОД имели крайне неблагоприятное размещение учреждения и планировку земельного участка. Среди управляемых элементов санитарно-гигиенического обеспечения, коррекция которых необходима в первую очередь, - организация учебного процесса и двигательная активность.

Самые существенные различия между исследуемыми учреждениями касаются организации учебного процесса, который в ООУ был оценен как хороший, в МЛ - удовлетворительный, в ЦОД - неудовлетворительный. Основными нарушениями данного параметра в МЛ и ЦОД являются: превышение недельной нагрузки, распределение учебной нагрузки в течение дня и недели без учета работоспособности, большинство уроков в ЦОД и МЛ, где учебный процесс характеризуется высокой учебной нагрузкой и интенсификацией умственной деятельности, можно оценить как недостаточно рациональные.

Повышенная по сравнению с традиционной суммарная учебно-воспитательная нагрузка в учреждениях с углубленным содержанием обучения приводит к развитию утомления и переутомления подростков, что подтверждается ухудшением показателей умственной работоспособности. У учащихся МЛ и ЦОД по результатам корректурных проб в течение недели уменьшилось число отличных и хороших работ, а неудовлетворительных и плохих - возросло. Снижался и интегральный показатель работоспособности (оптимальное значение которого равно 1,0), к середине недели он доходил до 0,14, а к концу недели достигал 0,1.

Таким образом, интенсивный учебный процесс у учащихся МЛ и ЦОД реализуется в условиях, не только не отличающихся от условий в обычных школах, но при этом и не соответствующих гигиеническим нормативам по многим параметрам. Интенсификация учебного процесса происходит без создания оптимальных условий для усвоения более объемного и сложного материала, что, несомненно, сказывается на состоянии здоровья учащихся.

Оценка морфофункционального развития учащихся образовательных учреждений разного вида показала, что большинство подростков имели нормальное физическое развитие, их доля в ООУ составила 74,6%, в МЛ - 73,9% и в ЦОД - 79,4%. Среди отклонений ФР у учащихся преобладала группа с повышенной и высокой массой тела, в большей степени в ООУ и ЦОД. Группа подростков со сниженной и низкой массой тела чаще встречалась в МЛ. Выявлены гендерные различия - у девушек нормальное ФР регистрировалось чаще, что объясняется завершившимся у большинства из них периодом интенсивного роста. По результатам сравнительного анализа гемодина-мических показателей у подростков образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения была выявлена склонность к дистонии.

Биологический возраст основной части подростков соответствовал паспортному. Установлены особенности биологического развития учащихся образовательных учреждений с разной интенсивностью обучения - в образовательных учреждениях всех групп сравнения среди крайних вариантов развития преобладала группа с отставанием биологического развития, доля которых была

выше в ООУ (11,7%), чем в МЛ (9,3%) и ЦОД (7,3%). Доля мальчиков с опережением биологического возраста преобладала в учреждениях с углубленным содержанием обучения: 1,4% подростков в МЛ и 1,1% - в ЦОД против 0,7% учащихся ООУ.

По данным углубленных медицинских осмотров выявлен высокий уровень патологической пораженности (ПП) в изучаемых образовательных учреждениях: от 5385,3 до 3924,7%о, подтверждающий низкий уровень здоровья современных подростков. В учреждениях с углубленным содержанием обучения уровень ПП был в 1,2-1,3 раза выше, чем у школьников ООУ. Приоритетный вклад в структуру пП вносили морфофункциональные отклонения. Структура ПП, МФО и хронических заболеваний (ХЗ) формировалась преимущественно за счет школьно-обусловленных болезней костно-мышечной системы, органов пищеварения, нервной системы и зрения, а также эндокринной системы и органов дыхания и имела свои особенности в зависимости от степени интенсивности учебного процесса.

Комплексная оценка состояния здоровья свидетельствует о более низком уровне здоровья учащихся образовательных учреждений с углубленным содержанием обучения, что подтверждает чрезмерно высокую «физиологическую стоимость» учебного процесса в школах с углубленным содержанием обучения (рис. 1).

100%п

■ I группа здоровья

□ II группа здоровья

■ III группа здоровья

□ IV группа здоровья

РИС. 1.

Распределение подростков ООУ, МЛ и ЦОД по группам здоровья, %. Примечание: М - \2=88,891; сс=6; р=0,0000; Д - \2=151,062; сс=6; р=0,0000; Все - \2=313,726; сс=6; р=0,0000.

Доля подростков с III и IV группами здоровья составила 87,1% в МЛ, 84,5% в ЦОД и 65,2% в ООУ.

Адаптацию подростков к учебному процессу и факторам внутришкольной среды оценивали с помощью функциональных проб, характеризующих УФР. По результатам комплексной диагностики УФР отличные оценки выявили лишь среди подростков ЦОД. Хорошие оценки в 2 раза чаще регистрировались у подростков ЦОД и в 1,5 раза - у учащихся ООУ, чем у учащихся МЛ. Доля детей с удовлетворительными и неудовлетворительными оценками оказалась выше у лицеистов и у подростков ООУ (рис. 2). Таким образом, подростки цОд обладают более высоким УФР и адаптационными возможностями по сравнению с подростками МЛ и ООУ. Самый низкий УФР выявлен у лицеистов.

Высокий уровень функционирования организма у учащихся ЦОД, по-видимому, связан с отбором для обучения подростков, проживающих в сельских районах области, у которых УФР выше, чем у городских школьников.

□ отличные -хорошие

□ удовлетв. ш неудовл.

РИС. 2.

Комплексная оценка уровня функциональных резервов у подростков ООУ, МЛ и ЦОД, %. Примечание: Все - х2=36,60; сс=6; р=0,0000.

Таким образом, более значимые негативные изменения показателей здоровья выявлены у подростков в учреждениях с интенсивной формой обучения.

Методологической основой управления здоровьем является установление причинно-следственных связей между гигиеническими (эколого-гигиеническая оценка размещения школы, земельного участка школы, кабинетов и оборудования, оценка водоснабжения, канализации, воздушно-теплового, светового режима), социальными факторами (организация учебно-воспитательного процесса, физическая активность, условия и организация питания, наполняемость школы) и ведущими характеристиками здоровья школьников, что количественно выражается через интегральный показатель, уровень санитарно-гигиенического благополучия (УСГБ) общеобразовательной школы. Оценка УСГБ показала, что ООУ и ЦОД имели хороший УСГБ, а МЛ - удовлетворительный (таблица).

В динамике обучения на старшей ступени отметили негативную тенденцию УСГБ за счет критериев здоровья, которые заметно ухудшаются от 10-го к 11-му классу. Отмеченная тенденция более выраженна в образовательных учреждениях с углубленным содержанием обучения, особенно в ЦОД.

Заключение

Интенсификация учебного процесса в учреждениях с углубленным содержанием обучения происходит без создания оптимальных условий для реализации высокой информационной нагрузки, что подтверждается более низкими показателями здоровья в этих учреждениях. Следовательно, для сохранения и укрепления здоровья школьников в процессе обучения необходимо создание единой профилактической среды образовательного учреждения и формирование у школьников и педагогов действенной мотивации на ведение здорового образа жизни. В результате экспертизы показателей системы «здоровье - внутришкольная среда обитания» разработа-

ли модульные программы здоровьесберегающей деятельности, которые в настоящее время апробируются в учреждениях с разной интенсивностью учебного процесса.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А., Альбицкий В.Ю., Модестов А.А., Косова С.А. и др. Заболеваемость детского населения России. М.: ПедиатрЪ, 2013. (Социальная педиатрия / Союз педиатров России, Научный центр здоровья детей РАМН; вып. 18). С. 102-110.

Baranov A.A., Al'bickiy V.Yu., Modestov A.A., Kosova S.A. i dr. Zabolevaemost' detskogo naseleniya Rossii. M.: Pediatr, 2013. (Social'naya pediatriya/Soyuz pediatrov Rossii, Nauchniy centr zdorov'ya detey RAMN; vip. 18). S. 102-110.

2. Кучма В.Р., Соколова С.Б., Рапопорт И.К., Макарова А.Ю. Законодательные и научно-методические основы обеспечения профилактической работы в детских образовательных организациях: проблемы и пути решения // Материалы пленума научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации. М. 2013. С. 203-206.

Kuchma V.R., Sokolova S.B., Rapoport I.K., Makarova A.Yu. Zakonodatel'nie I nauchno-metodicheskie osnovi obespecheniya profilakticheskoy raboti v detskih obrazovatel'nih organizaciyah: problem I puti resheniya // Materiali plenuma nauchnogo soveta po ekologii cheloveka I gigiene okruzhayuschey sredi Rossiyskoy Federacii. M. 2013. S. 203-206.

3. Профилактическая педиатрия: Руководство для врачей // Мин-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации / под ред. А.А. Баранова. М.: Союз педиатров России, 2012. С. 91-181.

Profilakticheskaya pediatriya: Rukovodstvo dlya vrachey // Min-vo zdravoohraneniya I soc. Razvitiya Rossiyskoy Federacii/pod red. A.A. Baranova. M.: Soyuz pediatrov Rossii, 2012. S. 91-181.

4. Куинджи Н.Н. Здоровьесберегающие возможности личностно-ориенти-рованных педагогических технологий // Материалы Всероссийской конференции с международным участием «Здоровая образовательная среда - здоровый ребенок». М. 2003. С. 171-172.

Kuindzhi N.N. Zdorov'esberegayuwie vozmozhnosti lichnostno-orientirovannih pedagogicheskih tehnologiy // Materiali Vserossiyskoy konferencii s mezhdunarodnim uchastiem «Zdorovaya obrazovatel'naya sreda - zdoroviy rebenok». M. 2003. S. 171-172.

5. Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Степанова М.И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. М.: НЦЗД РАМН, 2009. 240 с.

Kuchma V.R., Suchareva L.M., Stepanova M.I. Gigienicheskie problem shkol'nih innovaciy. M.: NCZD RAMN, 2009. 240 s.

6. Богомолова Е.С. и др. Оценка физического развития детей и подростков г. Нижнего Новгорода: методические указания. Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2011. 80 с.

Bogomolova E.S. I dr. Ocenka fizicheskogo razvitiya detey I podrostkov g. Nizhnego Novgoroda: metodicheskie ukazaniya. N. Novgorod: Izdatel'stvo NizhGMA, 2011. 80 s.

7. Гигиена детей и подростков. Сборник нормативно-методических документов / под ред. член-корр. РАМН В.Р. Кучмы. М.: Издательство научного центра здоровья детей РАМН, 2013. С. 139-157.

Gigiena detey I podrostkostkov. Sbornik normativno-metodicheskih dokumentov/pod redakciey chlen-korr. RAMN V.R. Kuchmi. M.: Izdatel'stvo nauchnogo centra zdorov'ya detey RAMN, 2013. S.139-157.

8. Чекалова Н.Г., Матвеева Н.А., Силкин Ю.Р. и др. Методы исследования и оценки функциональных резервов организма детей и подростков: методические указания. Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2009. 88 с.

Chekalova N.G., Matveeva N.A., Silkin Yu.R. I dr. Metodi issledovaniya I ocenki funkcional'nih rezervov organizma detey I podrostkov: metodicheskie ukazaniya. N. Novgorod: Izdatel'stvo NizhGMA, 2009. 88 s.

9. Леонов А.В., Кузмичев Ю.Г., Богомолова Е.С. и др. Оценка критериев санитарно-гигиенического благополучия общеобразовательных учреждений: методические указания. Н. Новгород: Издательство НижГМА, 2010. 32 с.

Leonov A.V., Kuzmichev Yu.G., Bogomolova E.S. I dr. Ocenka kriteriev sanitarno-gigienicheskogo blagopoluchiya obweobrazovatel'nih uchrezhdeniy: metodicheskie ukazaniya. N. Novgorod: Izdatel'stvo NizhGMA, 2010. 32 s.

ТАБЛИЦА.

Уровень санитарно-гигиенического благополучия ООУ, МЛ и ЦОД

Индикаторы ООУ МЛ ЦОД

10 кл. 11 кл. Все 10 кл. 11 кл. Все 10 кл. 11 кл. Все

Индикатор здоровья 0,91 0,81 0,85 0,8 0,7 0,72 0,95 0,7 0,91

Индикатор санитарно- гигиенического обеспечения 0,62 0,6 0,66

УСГБ 0,77 0,72 0,74 0,7 0,65 0,66 0,81 0,68 0,79

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.