Научная статья на тему 'Мониторинг здоровья студенческой молодежи северных территорий в условиях экологического неблагополучия'

Мониторинг здоровья студенческой молодежи северных территорий в условиях экологического неблагополучия Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
244
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ В ДИНАМИКЕ 4-ЛЕТНЕГО ОБУЧЕНИЯ / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / ПОКАЗАТЕЛИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ / STUDENT'S HEALTH IN THE DYNAMICS OF 4-YEARS TRAINING / INDICES OF PHYSICAL DEVELOPMENT AND CARDIOVASCULAR SYSTEM / MORBIDITY RATE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Никифорова Валентина Александровна

В последние годы в гигиенической науке резко возрос интерес к молодежной проблематике, что актуализировано необходимостью новой объективной оценки роли молодежи в современных эколого-гигиенических, социокультурных и экономических процессах. В связи с этим особый интерес вызывает студенческая молодежь, здоровье которой в значительной мере обусловлено состоянием среды обитания. Поэтому важными задачами в решении региональных проблем представляются комплексная оценка факторов риска урбанизированных территорий, установление приоритетных воздействий, определение информативных территориальных экологически зависимых показателей популяционного здоровья. Целью данной работы являлась оценка состояния здоровья студентов Братского государственного университета. В Братске экологическая ситуация характеризуется длительным многокомпонентным загрязнением атмосферного воздуха высокотоксичными выбросами автотранспорта и промышленных предприятий. В работе в динамике 4-летнего наблюдения проведена оценка параметров физического развития студентов, определена структура и выявлен повышенный уровень заболеваемости, что характерно для территорий экологического неблагополучия. Установлено, что антропометрические и соматометрические параметры у студентов в процессе обучения практически не изменялись. Это подтверждает стабильность морфологических признаков по сравнению с функциональными. При анализе динамики показателей гармоничности физического развития выявлено увеличение к концу обучения показателя удельного веса всесторонне развитых обучающихся. Физиометрические показатели студентов к IV курсу обучения характеризовались увеличением функциональных возможностей дыхательной системы. Показатели сердечно-сосудистой системы имели тенденцию роста гипертонической реакции у юношей и увеличения количества лиц к концу обучения с нормотонической реакцией на физическую нагрузку. К IV курсу обучения наблюдалось увеличение числа юношей с напряжением механизмов адаптации, в то время как у девушек чаще наблюдалась удовлетворительная адаптация.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Никифорова Валентина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monitoring of health of young students of northern territories residing in conditions of ecological trouble

In recent years, in sanitary science the interest in issues of young people has dramatically increased, that has been actualized by the necessity of a new objective assessment of the role of the youth in modern sanitary-ecological, sociocultural and economic processes. In this regard, a special interest is aroused by young students, the health of whom is determined largely by the condition of the habitat. So far complex assessment ofriskfactors in urbanized areas, prioritization of impacts, the establishment ofpriority impacts, the detection of informative territorial environmentally dependent indices ofpopulation health are presented to be important tasks in the solution of the regional challenges. The aim of this work was the assessment of the state of health of students of the Bratsk State University, residing in conditions of ecological trouble. In the territory of the city of Bratsk the environmental situation is characterized by long term multi-component air pollution with highly toxic vehicular and industrial emissions. In the work throughout the 4 years following-up there was executed an assessment of the physical development of students, there was determined structure and revealed the an increased level of morbidity rate of students of Bratsk state University in terms of educational space, which is characteristic for territories of ecological trouble in the city of Bratsk. Parameters of physical development of students in dynamics of training were established to be not liable to variation. It confirms the stability of the morphological signs as compared to functional ones. In the analysis of dynamics of indices of the harmonicity ofphysical development there was revealed a gain in the proportion of harmoniously developed students by the end of training. Physiometric indices of students to the fourth course of training were characterized by the increase offunctional capabilities of the respiratory system.The indices of the cardiovascular system performance had a tendency to the growth of the hypertensive response in boys and the increase in the number of people with normotensive response to physical stress by the end of training. To the IV course of training there was observed the increase in the number of young boys with stringency of mechanisms of adaptation to stress, whereas in young girls satisfactory adaptation was seen.

Текст научной работы на тему «Мониторинг здоровья студенческой молодежи северных территорий в условиях экологического неблагополучия»

11. Parchevskaya D.S. Statistics for Agroecology [Statistika dlya ra-dioekologov]. Kiev: Naukova dumka; 1969. (in Russian)

12. Giants S. Biomedical Statistics [Mediko-biologicheskaya statistika]. Moscow: Praktika; 1999. (in Russian)

13. Belichenko Yu.P., Shvetsov M.M. Rational use and Protection of Water Resources [Ratsional'noe ispol'zovnie i okhrana vodnykh resursov]. Moscow: Rossel'khozizdat; 1980. (in Russian)

14. The official website of the Head and the Government of the Republic of Karachay-Cherskesskaya. Available at: http://www.kchr.ru/ (Accessed 28 October 2014). (in Russian)

15. Belichenko Yu.P., Shvetsov M.M. Rational Use and Protection of Water Resources [Ratsional'noe ispol'zovanie i okhrana vodnykh resursov]. Moscow: Rossel'khozizdat; 1986. (in Russian)

16. State water cadastre. Product water on the Kuban River basin from its source to the city of Nevinnomyssk (including the Great Stavropol and Nevinnomyssk them. MA Suslov channels). Krasnodar: Kuban'giprovodkhoz; 1982. (in Russian)

17. The Federal Environmental Information Karachay-Cherkess Republic. Available at: http://72.rpn.gov.ru/node/662. (in Russian)

18. The results of the All-Russian Census of Agriculture 2006 (9 volumes). Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/news/ perepis2006/totals-osn.htm (Accessed 28 October 2014). (in Russian)

19. Rashina T. Popular Encyclopedia of Livestock [Populyarnaya entsik-lopediya zhivotnovodstva]. Rostov-na-Donu: Feniks; 2004. (in Russian)

20. Salpagarov D.S. Ecological and Geographical Features and Operation of Natural-Territorial Complexes Mountainous Areas of North-West Caucasus Teberda Reserve Example: Works Teberdinsky State Biosphere Reserve. Issue 29 [Ekologo-geograficheskie osobennosti i funktsionirovanie

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(9)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-9-841-847

Original article

prirodno-territorial'nykh kompleksov gornykh oblastey Severo-Zapadno-go Kavkaza na primere Teberdinskogo zapovednika: trudy Teberdinsk-ogo gosudarstvennogo biosfernogo zapovednika. Vypusk 29]. Khrustalev Yu.P., ed. M.: Ileksa; 2002. (in Russian)

21. On approval of the republican target program «Development of tourism in the Karachay-Cherkess Republic for the period up to 2016» (inoperative on the basis of the decision of the Government of Karachay-Cherkess Republic from 25.04.2014 № 106). Available at: http://docs.cntd.ru/doc-ument/459902304 (Accessed 28 October 2014). (in Russian)

22. Test results of «Dombay Vodokanal». Available at: http://rpn.gov.ru/ node/10006. (in Russian)

23. Dement'ev M.S. On the problems of water supply of the city of Stavropol. In: The Collection of Materials VII Scientific-Practical Conference with International Participation. Problems of Ecological Safety and Preservation of the Natural Resource Potential [Sbornik materialov VII nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. Problemy ekologicheskoy bezopasnosti i sokhranenie prirodno-resursno-gopotentsiala]. Stavropol'; 2011: 177-9. (in Russian)

24. Dement'eva D.M., Smol'nikova V.V., Dement'ev M.S. On the issue of pollution of water bodies of the Stavropol Territory with heavy metals and oil products. Izvestiya Samarskogo nauchnogo tsentra Rossiyskoy akademii nauk. 2010; 12(1): 2116-8. (in Russian)

25. Dement'ev M.S. Processing system of sewage waste disposal. In: Proceedings of the X International Scientific-Practical Conference «Complex Problems Technospheric Security.» [Trudy X mezhdun-arodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii «Kompleksnye prob-lemy tekhnosfernoy bezopasnosti»]. Voronezh: VGTU; 2014: 168-75. (in Russian)

Поступила 12.04.16 Принята к печати 13.05.16

Гигиена детей и подростков

О НИКИФОРОВА В.А., 2016 УДК 614.7:616-057.87

Никифорова В.А.

МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ СЕВЕРНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО НЕБЛАГОПОЛУЧИЯ

ФГБОУ ВО «Братский государственный университет», 665709, Братск

В последние годы в гигиенической науке резко возрос интерес к молодежной проблематике, что актуализировано необходимостью новой объективной оценки роли молодежи в современных эколого-гигиенических, социокультурных и экономических процессах. В связи с этим особый интерес вызывает студенческая молодежь, здоровье которой в значительной мере обусловлено состоянием среды обитания. Поэтому важными задачами в решении региональных проблем представляются комплексная оценка факторов риска урбанизированных территорий, установление приоритетных воздействий, определение информативных территориальных экологически зависимых показателей популяционного здоровья. Целью данной работы являлась оценка состояния здоровья студентов Братского государственного университета. В Братске экологическая ситуация характеризуется длительным многокомпонентным загрязнением атмосферного воздуха высокотоксичными выбросами автотранспорта и промышленных предприятий. В работе в динамике 4-летнего наблюдения проведена оценка параметров физического развития студентов, определена структура и выявлен повышенный уровень заболеваемости, что характерно для территорий экологического неблагополучия. Установлено, что антропометрические и соматометрические параметры у студентов в процессе обучения практически не изменялись. Это подтверждает стабильность морфологических признаков по сравнению с функциональными. При анализе динамики показателей гармоничности физического развития выявлено увеличение к концу обучения показателя удельного веса всесторонне развитых обучающихся. Физиометрические показатели студентов к IV курсу обучения характеризовались увеличением функциональных возможностей дыхательной системы. Показатели сердечно-сосудистой системы имели тенденцию роста гипертонической реакции у юношей и увеличения количества лиц к концу обучения с нормотонической реакцией на физическую нагрузку. КIV курсу обучения наблюдалось увеличение числа юношей с напряжением механизмов адаптации, в то время как у девушек чаще наблюдалась удовлетворительная адаптация.

Ключевые слова: здоровье студентов в динамике 4-летнего обучения; заболеваемость; показатели физического развития и сердечно-сосудистой системы.

Для цитирования: Никифорова В.А. Мониторинг здоровья студенческой молодежи северных территорий в условиях экологического неблагополучия. Гигиена и санитария. 2016; 95(9): 841-847. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-9-841-847

Для корреспонденции: Никифорова Валентина Александровна, д-р биол. наук, проф. каф. экологии, безопасности жизнедеятельности и химии, ФГБОУ ВО «Братский государственный университет», 665709, Братск. E-mail: [email protected]

дигиена и санитария. 2016; 95(9)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-9-841-847_

Оригинальная статья

Nikiforova V.A.

MONITORING OF HEALTH OF YOUNG STUDENTS OF NORTHERN TERRITORIES RESIDING IN CONDITIONS OF ECOLOGICAL TROUBLE

Bratsk State University, Bratsk, 665709, Russian Federation

In recent years, in sanitary science the interest in issues of young people has dramatically increased, that has been actualized by the necessity of a new objective assessment of the role of the youth in modern sanitary-ecological, sociocultural and economic processes. In this regard, a special interest is aroused by young students, the health of whom is determined largely by the condition of the habitat. So far complex assessment of riskfactors in urbanized areas, prioritization of impacts, the establishment of priority impacts, the detection of informative territorial environmentally dependent indices ofpopulation health are presented to be important tasks in the solution of the regional challenges. The aim of this work was the assessment of the state of health of students of the Bratsk State University, residing in conditions of ecological trouble. In the territory of the city of Bratsk the environmental situation is characterized by long term multi-component air pollution with highly toxic vehicular and industrial emissions. In the work throughout the 4 years following-up there was executed an assessment of the physical development of students, there was determined structure and revealed the an increased level of morbidity rate of students of Bratsk state University in terms of educational space, which is characteristic for territories of ecological trouble in the city of Bratsk. Parameters of physical development of students in dynamics of training were established to be not liable to variation. It confirms the stability of the morphological signs as compared to functional ones. In the analysis of dynamics of indices of the harmonicity ofphysical development there was revealed a gain in the proportion of harmoniously developed students by the end of training. Physiometric indices of students to the fourth course of training were characterized by the increase offunctional capabilities of the respiratory system.The indices of the cardiovascular system performance had a tendency to the growth of the hypertensive response in boys and the increase in the number of people with normotensive response to physical stress by the end of training. To the IV course of training there was observed the increase in the number of young boys with stringency of mechanisms of adaptation to stress, whereas in young girls satisfactory adaptation was seen.

Keywords: student's health in the dynamics of 4-years training; morbidity rate, indices of physical development and cardiovascular system.

For citation: Nikiforova V.A. Monitoring of health of young students of northern territories residing in conditions of ecological trouble. Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(9): 841-847. (In Russ.). DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-9-841-847

For correspondence: Valentina A. Nikiforova, MD, PhD, Dr.Sci., Professor of the Department of Ecology, Life Safety and Chemistry. E-mail: [email protected] Information about authors:

Nikiforova V. A., http://orcid.org/0000-0001-6535-8626 Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest. Acknowledgment. The study had no sponsorship. Received: 12.02.2016 Accepted: 14.04.2016

Введение

Важнейшей современной проблемой является исследование воздействия возрастающей социальной, интеллектуальной и экологической нагрузки на функционирование основных органов и систем у студентов. Студенты представляют особую социальную группу, характеризующуюся определенным возрастом, специфическими условиями труда и жизни [1]. Состояние здоровья студенческой молодежи, как и населения в целом, не только отражает социально-экономическое и гигиеническое благополучие страны, но и представляет собой мощный потенциал общества, фактор и компонент его благосостояния [2, 3].

В последние годы проблема ухудшения здоровья населения приобретает характер нарастающей угрозы как в целом по России, так и по отдельным ее регионам. Современная жизнь общества осложнена различного рода рисками, влияние которых актуализирует проблему выживания. К числу таких рисков относится прежде всего риск здоровью, сопряженный с негативными внешними антропогенными факторами на фоне длительно существующего экологического неблагополучия. Регионы с критической экологической ситуацией сегодня занимают 15% территорий России, в число которых входит Братск [3].

Анализ состояния здоровья студентов многих вузов в различных регионах страны указывает на его отрицательную динамику в процессе обучения. Согласно данным ряда авторов, в последнее десятилетие наблюдается ухудшение состояния здоровья студенческой молодежи [4], высокий уровень распространенности функциональных отклонений [5-7]. В этой связи решение вопросов безопасности в области экологии, физиологии, эпидемиологии, гигиены, направленных на устранение явной и потенциальной опасности здоровью человека от

воздействия неблагоприятных факторов риска окружающей среды, приобретает особую актуальность.

Цель настоящей работы - оценка состояния здоровья студенческой молодежи г. Братска, находящейся в условиях экологического неблагополучия, в динамике 4-летнего обучения.

Материал и методы

В 2007 и 2010 гг. проведено обследование студентов Братского государственного университета I курса - 268 человек и IV курса - 155 человек - жителей г. Братска. Все они студенты гуманитарно-педагогического и естественнонаучного факультетов, неэкспонированные к химическим, физическим и биологическим факторам вредности во время обучения. В когорты для обследования были включены только уроженцы города, проживавшие в общежитиях (что обусловлено особенностями географического положения города) и имевшие примерно одинаковый доход. Все студенты были перед обследованиями осмотрены терапевтом. В обследование включены юноши и девушки без острых заболеваний и обострений хронических болезней. Согласно классификации периодов роста и развития и их возрастных границ, принятой Международным симпозиумом по возрастной периодизации в Москве (1965), обследуемые группы отнесены к юношескому возрасту (17-21 год для юношей, 16-20 для девушек). Возрастно-половая и численная характеристика обследованных студентов составила: I курс (17-18 лет/2007 учебный год) - юноши (148 человек), девушки (120 человек); IV курс (20-21 год/2010 учебный год) - юноши (92 человека), девушки (63 человека).

В 2007 г. при обследовании первокурсников определяли учебное отделение для занятий физической культурой (основное, подготовительное, специальное медицинское), а также лиц, освобожденных от них. В сформированных группах из

Original article Таблица 1

Распределение студентов по уровню жизненной емкости легких, %

Уровень коэффициента жизненной емкости легких

Курс Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

I 43,9 ± 6,5 45,5 ± 6,3 18,8 ± 5,1 0,0 12,5 ± 3,5 18,2 ± 5,1 12,5 ± 3,5 18,2 ± 5,1 12,5 ± 3,5 18,2 ± 5,1

IV 26,3 ± 2,5 28,2 ± 5,1 9,5 ± 3,5 10,1 ± 3,0 20,0 ± 4,3 21,2 ± 5,1 33,7 ± 6,4* 32,3 ± 5,9* 10,5 ± 3,5 8,2 ± 3,9

Примечание: * - различия достоверны критерию Стьюдента (р < 0,05).

обследованных когорт не выделяли студентов, занимающихся спортом, - все они согласно учебному плану занимались по предмету «физическая культура».

Анализ структуры и динамики заболеваемости студентов вуза проведен по данным медицинской карты амбулаторного больного на основе сведений о первичной обращаемости. Данные медицинских осмотров обработаны на основании Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем (МКБ-10). Студентов по результатам анализа состояния здоровья распределяли на три группы в соответствии с [8].

Методы исследования физического развития и функциональных возможностей [9-11] включали распространенные и хорошо известные методы. Так, для комплексной оценки физического развития (длина и масса тела, окружность грудной клетки) использовали методику Никитюка и Чтецова [12]. Метод кистевой динамометрии применяли для измерения мышечной силы кисти рук с использованием динамометра ДМЭР-120 - ручной медицинский [9]. Для измерения жизненной емкости легких (ЖЕЛ) использовали метод спирометрии [9]. Гармоничность физического развития оценивали по индексу массы тела согласно Г. Л. Апанасенко с соавт., 2000 [9].

Функциональные возможности сердечно-сосудистой системы определяли с помощью пробы Мартине с физической нагрузкой [10, 11], позволяющей судить об адаптации к мышечной работе и о закономерностях восстановительных реакций. Оценку результатов пробы проводили с учетом типов реакций на физическую нагрузку и расчетом индекса функциональных изменений (ИФИ), учитывающего частоту сердечных сокращений (ЧСС), уровень артериального давления, возраст, физическое развитие (массу тела и рост). В соответствии с [11] считали, что показатель ИФИ ниже 2,59 свидетельствует о достаточных возможностях и удовлетворительной адаптации; значение 2,60-3,09 говорит о состоянии функционального напряжения механизмов адаптации; значение 3,10-3,49 характерно для неудовлетворительной адаптации; значение 3,50 и выше указывает на срыв адаптации.

Статистическую обработку результатов исследования проводили с использованием стандартных пакетов компьютерных программ EXEL и Statistica 7.0. Для выбора статистических критериев оценивали нормальность распределения полученных данных, по результатам использовали ?-критерий Стьюдента и критерий х2. Во всех исследованиях в качестве достоверных принимались различия при 95% вероятности (р < 0,05).

Результаты

Братск - крупный промышленный центр, расположенный на севере Иркутской области. Город входит в число населенных пунктов с высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха, в составе которого насчитывается более 60 веществ [3].

В динамике обучения была выявлена незначительная тенденция к снижению уровня заболеваемости студентов: на I курсе - 1729,1, на IV курсе - 1708,3. Анализ структуры заболеваемости показал, что чаще встречались болезни органов дыхания (более 41%) и органов пищеварения (более 26%). Заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани встречались с частотой 13,0%. Однако следует отметить, что в 2010 г. по сравнению с 2007 г. в 1,2-2,3 раза увеличилась частота болезней системы кровообращения, кожи и подкожной клетчатки на фоне снижения болезней органов пищеварения, нервной системы в 1,4-3 раза.

Следует отметить, что среди болезней органов дыхания доминирующее место занимают острые респираторные инфекции верхних дыхательных путей, частота которых практически не изменялась в динамике обучения, составляя на I и IV курсах 57 и 52% соответственно. В то же время отмечено снижение заболеваемости в целом по классу болезней органов пищеварения с 46 до 38% и сохранение уровня распространенности болезней костно-мышечной системы и соединительной ткани в течение всего периода обучения.

По результатам медицинских осмотров, проведенных при поступлении в университет, все обследованные студенты были распределены по группам здоровья: 42,1% составили вторую группу здоровья с наличием функциональной патологии или одного хронического заболевания, 9,1% - третью группу с со-четанной хронической патологией.

Результаты динамического наблюдения показали, что согласованная работа медицинских и педагогических работников в рамках программы оздоровления студентов в 2007-2010 гг. в университете г. Братска привела к небольшому снижению общей заболеваемости студентов. Это проявилось в увеличении численности групп студентов, имевших первую группу здоровья, и уменьшении числа учащихся, имевших вторую и третью группы, чему способствовали успешная здоровьесберегающая деятельность университета, активная лечебно-оздоровительная и профилактическая работа со студентами, имевшими функциональные нарушения здоровья. Данным категориям студентов была оказана в полном объеме медицинская помощь с использованием различных методов лечения на базе санатория-профилактория ФБГОУ ВО «Братский государственный университет» (продолжительность пребывания 24 дня). Всего за 2007-2010 гг. различными видами оздоровления были охвачены 8271 студент всех курсов университета.

Исследования морфофункционального статуса обследованных студентов свидетельствуют, что основные показатели антропометрии соответствовали нормам физического развития и практически не изменялись у студентов в динамике обучения. В то же время сравнение показателей ЖЕЛ у студентов 1-ГУ курсов обнаружило увеличение коэффициента ЖЭЛ к IV курсу обучения, что характеризует повышение функциональных возможностей, эффективности и экономичности аппарата дыхания в процессе роста и развития организма (табл. 1).

При оценке морфофункционального состояния студентов было установлено, что дисгармоничное физическое развитие отмечалось как за счет избыточной массы тела, так и за счет сниженных длины и массы тела у 27,3 ± 5,9% девушек и 31,2 ± 4,3% юношей (хотя девушек с массой тела ниже средних параметров для данного возраста выявлено не было). Тем не менее к IV курсу доля гармонично развитых студентов увеличилась в 1,2 раза по сравнению с I курсом.

Изучение показателей гемодинамики является одним из самых доступных и информативных способов изучения адаптационных возможностей организма. Динамика ЧСС у девушек на IV курсе характеризовалась заметным учащением пульса по сравнению с I курсом, в то время как у юношей в динамике обучения наблюдалось урежение пульса (табл. 2).

Полученные нами величины ЧСС в покое характеризуются неустойчивостью, что свидетельствует о напряжении регу-ляторных механизмов и усилении симпатических влияний на сердечную деятельность. Независимо от указанных различий средние показатели за исследуемый период не отличались от

хгиена и санитария. 2016; 95(9)

РР1: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-9-841-847

Оригинальная статья Таблица 2

Значения показателей деятельности сердечно-сосудистой системы у студентов I и IV курсов

Гемодинамические показатели

Курс п САД, мм рт. ст. ДАД, мм рт. ст. ЧСС, уд. в 1 мин. ЧД, движений в мин.

юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки юноши девушки

I 148 120 115,9 ± 1,7* 107,7 ± 2,4 70,7 ± 1,4 72,7 ± 1,6 70,6 ± 1,8*** 72,2 ± 1,7 19,7 ± 1,1 20,4 ± 1,3

IV 92 63 120,3 ± 2,0 115,3 ± 2,2** 76,6 ± 1,4 76,8 ± 3,2 64,6 ± 2,4 82,3 ± 5,8** 19,8 ± 1,7 20,5 ± 1,8

Примечания: * - различия достоверны между девушками и юношами на I курсе (р < 0,05); ** - различия достоверны между девушками I и IV курса (р < 0,05); *** - различия достоверны между юношами I и IV курса (р < 0,05).

среднестатистической нормы и находились в пределах от 60 до 90 ударов в минуту.

Более информативной является оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в условиях физического напряжения. Оценку результатов функциональной пробы проводили с учетом типов реакций на физическую нагрузку и с учетом половых различий (табл. 3).

Анализ результатов исследований показал, что число юношей к IV курсу обучения с нормотонической реакцией увеличилось на 12,8%, девушек - на 16,5%, в то время как доли когорт с гипертонической реакцией к IV курсу снизились. Данный нормо-тонический тип реакции характеризуется учащением пульса, повышением систолического и понижением диастолического АД. Такая реакция считается физиологичной [10, 11] и указывает на быстрое восстановление ЧСС и АД после прекращения нагрузки.

Гипертонический тип реакции выявлен у 30,3 ± 8,0% девушек I курса обучения и 25,1 ± 12,4% девушек IV курса (различия незначимы). Среди юношей, напротив, доля когорты с гипертоническим типом реакции к IV курсу уменьшилась в 2 раза, а с гипотоническим увеличилась на 2,8% (различия значимы, р < 0,05). Среди девушек IV курса подобного типа реакций на физическую нагрузку зафиксировано не было.

Гипертонический тип реакции может быть связан с переутомлением, но может наблюдаться и у вполне здоровых людей, у хорошо тренированных спортсменов, у которых обнаруживаются изменения, главным образом величины максимального АД. Причина этого - в увеличении гемодинамического удара: при физической нагрузке кинетическая энергия сердечного выброса всегда увеличивается, в связи с чем сила гемодина-мического удара существенно возрастает.

Как у девушек, так и юношей, к IV курсу ступенчатый тип реакции на физическую нагрузку отличался незначительным снижением показателей и характеризовался повышением САД на 2-3-й минуте по сравнению с величиной, регистрируемой сразу. Эта реакция оценивается как ухудшение адаптивного состояния организма. Среди обследованных на IV курсе юношей отмечена тенденция роста гипертонической реакции на физическую нагрузку на фоне артериальной гипертензии.

Тип реакции сердечно-сосудистой системы на физическую нагрузку у студентов в динамике обучения (% в когорте)

Тип реакции Юноши Девушки

на физическую нагрузку I курс; п = 148 IV курс; п = 92 I курс; п = 120 IV курс; п = 63

Нормотоническая 47,2 ± 8,3 60,0 ± 12,6 50,1 ± 9,1 66,6 ± 13,8

Гипертоническая 33,3 ± 7,8* 16,6 ± 6,5 30,3 ± 8,0 25,1 ± 12,4

Гипотоническая 2,8 ± 2,8 5,6 ± 6,5 6,3 ± 4,5 0,0

Ступенчатая или астеническая 8,3 ± 4,6 6,6 ± 6,5 10,0 ± 5,5 8,3 ± 7,8

Нормотоническая 8,3 ± 4,6 6,6 ± 6,5 3,3 ± 3,3

на фоне артериальной

гипертензии

Гипертоническая 0,0 4,6 ± 8,7 0,0

на фоне артериальной

гипертензии

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание: * - различия достоверны между юношами I и IV курса (р < 0,05).

Оценку функционального состояния системы кровообращения как индикатора состояния целостного организма обследуемых, их адаптационного потенциала проводили на основании индивидуальных измерений значений индекса функциональных изменений (ИФИ). Значения ИФИ во всех обследуемых группах не превысили 3 баллов, что свидетельствует о том, что студенты I курса обладали удовлетворительной адаптацией и напряжением механизмов адаптации. К IV курсу обучения выявлено увеличение на 18,1% доли девушек в когорте с удовлетворительной адаптацией и юношей с напряжением механизмов адаптации на 12,4% (см. рисунок). Следует отметить, что доля девушек с удовлетворительными адаптационными возможностями в 1,4 раза больше, чем среди юношей.

Обсуждение

Высокие уровни заболеваемости часто формируются в регионах, где интенсивная деятельность предприятий сочетается с нарушениями в технологии очистки выбросов и сбросов и образованием зон экологического неблагополучия, способствующих снижению адаптационных возможностей организма человека [1]. Такие закономерности отмечены во многих регионах страны [4].

Для решения экологических проблем Братска была разработана и функционировала в 1991-2005 гг. Федеральная целевая программа «Неотложные меры по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения г. Братска Иркутской области» («Экология г. Братска»). Проведенный в рамках этой программы анализ заболеваемости населения города за изучаемый период для отдельных возрастных групп показал, что общая заболеваемость по обращаемости детского, подросткового и взрослого населения увеличилась в 1,5-2 раза. Установлено, что в условиях снижения техногенной нагрузки произошло перераспределение структуры заболеваемости населения, увеличилась доля болезней эндокринной, пищеварительной и костно-мышечной систем, а также психических расстройств. Исследования по изучению показателей заболеваемости и ее структуры у студенческой молодежи являются логическим продолжением работы в рамках программы.

Э.В. Куприянова и соавт. [13] отмечают, что с возрастом у учащихся высших и средних учебных заведений число заболеваний возрастает. Нами же получено обратное соотношение, которое согласуется с данными других исследователей. Так, в работах Е.В. Дудровой [14] установлено, что среди студентов медицинского и технического вузов в процессе обучения заболеваемость характеризуется тенденцией к снижению с 1121,3 до 932,3%.

Полученные данные о морфофункциональном статусе студентов 1-го года обучения позволяют говорить, что имеющийся у них уровень здоровья является показателем начального этапа адаптации к конкретным условиям. Так как функциональное состояние первокурсников характеризуется напряжением регуляторных механизмов и более низким уровнем соматического здоровья, то вполне обоснованно, что они имеют высокий показатель уровня заболеваемости. На последнем году обучения, наоборот, возрастает число здоровых

Таблица 3

0,0

0,0

студентов и уменьшается доля больных, что, по нашему мнению, связано с процессами адаптации организма бывших школьников к условиям обучения в вузе, а также с доступностью лечебно-профилактического учреждения и успешным проведением плана оздоровительных мероприятий в условиях воздействия техногенных факторов среды.

Материалы нашего исследования указывают, что наиболее высокий уровень заболеваний приходится на болезни органов дыхания, далее в убывающем порядке - болезни органов пищеварения и костно-мышечной системы и соединительной ткани. Ранее мы показали [2], что из патологии костно-мышеч-ной системы и соединительной ткани 95% приходится на сколиоз позвоночника. Данный факт объясняется рядом причин, в том числе гиподинамией и воздействием специфических загрязняющих веществ, что совпадает с мнением В.Н. Кувиной [15] о развитии диспластической патологии на этапах онтогенеза. Подобный тренд отмечен в исследованиях ряда авторов, касающихся других городов Иркутской области и Российской Федерации [2, 6].

Интенсивное и длительное воздействие вредных факторов может вызывать перенапряжение и срыв адаптационных механизмов и тем самым способствовать развитию предболез-ненных состояний, а также усиливать патологические изменения на уровнях всех систем организма. При этом, по мнению Е.Н. Беляева [16], проявляется склонность патологических изменений как отдельных органов, так и систем организма. Это может быть обусловлено влиянием экологических и социальных факторов, гиподинамии, психоэмоционального напряжения, наличием вредных привычек, которые могут быть отнесены к факторам риска в развитии заболеваний сердечнососудистой системы.

Обращает на себя внимание обнаруженное в нашем исследовании снижение в динамике обучения частоты болезней нервной системы. В ходе проведения оздоровления студентов обследуемых групп выявлено 37% практически здоровых студентов. Вероятнее всего, снижение частоты патологии данного класса болезней обусловлено внедрением в систему оздоровления студентов университета программы «Антистресс», включающей комплекс психотерапевтических процедур: консультации и лечение у психолога, психотерапевта, невролога, рефлексотерапевта, бальнеопроцедуры.

Сравнивая антропометрические показатели студентов юношеского возраста, мы установили тенденцию увеличения длины тела юношей к последнему курсу обучения в вузе. При этом показатель длины тела проявляет определенную стабильность вне зависимости от территориальной принадлежности. Так, в работе О.А. Драгич [17] приведены следующие показатели длины тела у юношей во всех исследуемых группах в Тюмени 178,97 ± 1,32 см; Челябинске 177,6 ± 1,11 см; Перми 178,68 ± 0,43 см; и у девушек в Тюмени 168,97 ± 1,52 см; Челябинске 167,25 ± 2,49 см; Перми 168,68 ± 0,13 см. Результаты нашего исследования указывают на следующие средние антропометрические параметры студентов в динамике обучения: длина тела у юношей I и IV курса 181,3 ± 3,3 и 182,7 ± 1,1 см, а у девушек 165,1 ± 2,4 и 165,8 ± 1,8 см соответственно. Величина изменений массы тела студентов может рассматриваться как индикатор их адаптации к новым условиям жизнедеятельности. Современные юноши г. Братска имеют большую массу тела (на I курсе -62,1 ± 1,8 кг, IV курсе - 71,3 ± 2,7 кг) по сравнению с юношами-студентами Иркутска и Саратова [18].

Наше исследование ЖЕЛ выявило, что у студентов IV курса обучения более высокие показатели внешнего дыхания, чем у студентов I курса. Говоря о показателях системы внешнего дыхания, отмечают достоверное увеличение ЖЕЛ в зависимости от количества лет, прожитых на Севере. В исследованиях И.В. Винокуровой подтверждена аналогичная тенденция, характеризующая увеличение ЖЕЛ в 1,4 раза у юношей допризывного возраста из г. Сургута [19].

Мы установили, что средние показатели АД в целом у обследованных студентов соответствуют физиологической норме, однако в 11% случаев у юношей IV курса обучения отмечено повышенное АД, которое при стойком выявлении может

Original article

54,5

Удовлетворительная адаптация

Напряжение механизмов адаптации

Ц I курс девушки □ IV курс девушки

Ц I курс ЮНОШИ ЕЗ IV курс юноши

Распределение обследованных студентов ¡-IV курса (в %; по оси ординат) по полу в зависимости от функционального состояния организма.

расцениваться как пограничная артериальная гипертензия. Данный вывод согласуется с мнением Г.Ж. Мукашевой [7], указывающей на рост частоты гипертонической болезни студентов от I курса к старшим. Сравнительный анализ результатов нашего исследования на дозированную физическую нагрузку выявил увеличение доли студентов с нормотонической реакцией: среди девушек в начале обучения подобная реакция отмечена у 53,3% обследованных, к концу обучения - у 66,6%. У юношей нормотоническая реакция на I курсе наблюдалась в 47,2% случаев, к IV курсу - у 60%. Указанная тенденция свидетельствует о повышении активности механизмов адаптации на последних курсах обучения, что согласуется с мнением С.Н. Тригорлого [20].

Анализ результатов ИФИ указывает на отсутствие неудовлетворительной и срыва адаптации у всех студентов, обследованных в нашей работе. В то же время мы показали, что состояние функционального напряжения наблюдалось у 85,7% первокурсников (юношей и девушек). К IV курсу обучения число девушек с удовлетворительной адаптацией увеличилось, а юношей, напротив, снизилось, следовательно, у девушек адаптационные механизмы сердечно-сосудистой системы осуществляются эффективнее, чем у юношей.

Исследования Е.А. Ивакиной и О.А. Драгич [21] указывают, что уровень функциональных показателей сердечнососудистой системы определяется возрастно-половыми особенностями и комплексом факторов окружающей внешней среды. По мнению авторов, у юношей напряженную адаптацию имеют наибольшее количество студентов (67% - Тюмень, 66% - Челябинск и 80% - Пермь), тогда как у девушек их значительно меньше; наибольшее число обследованных имеют нормальную адаптацию (55% - Тюмень, 77% - Челябинск). По данным этих авторов, исключением стали жительницы Перми, где всего 48% учащихся имели нормальную адаптацию, хотя это значительно больше, чем число юношей Пермской государственной сельскохозяйственной академии с нормальной адаптацией (20%). Кроме того, имелись половые различия в распределение ИФИ во всех исследуемых группах [21].

Таким образом, наши исследования позволяют на доно-зологическом уровне оценивать и контролировать текущее состояние и структурно-функциональные сдвиги в деятельности систем организма студентов. Это может способствовать эффективным подходам при разработке программ, направленных на принятие управленческих решений по минимизации риска здоровью студенческой молодежи.

гиена и санитария. 2016; 95(9)

DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-9-841-847_

Оригинальная статья

Выводы

1. На урбанизированной территории г Братска в структуре заболеваемости студентов университета первое место занимают болезни органов дыхания - 41%, второе - болезни органов пищеварения - 26%, третье - заболевания костно-мышечной системы и соединительной ткани - 13%.

2. Сравнительная оценка морфометрических показателей студентов юношеского возраста не выявила существенных отклонений от нормы. Гармоничность физического развития обследуемых характеризовалась положительной тенденцией, к IV курсу обучения число гармонично развитых студентов увеличилось по сравнению с I; динамика физиометрических показателей обследованных к IV курсу обучения характеризовалась увеличением функциональных возможностей дыхательной системы.

3. У всех студентов к IV курсу обучения выявлено незначительное повышение адаптационных возможностей и преобладание сбалансированного типа вегетативной регуляции. К IV курсу отмечено увеличение количества юношей с напряжением механизмов адаптации и удовлетворительной адаптацией у девушек.

4. Результаты исследования могут быть использованы при разработке программ по минимизации риска здоровью студенческой молодежи.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Литер ату р а

1. Прохоренко Е.А., Никифорова В.А., Перцева Т.Г. Эколого-физиоло-гический портрет студенческой молодежи в условиях воздействия техногенных факторов. Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2012; (4): 315-29.

2. Никифорова В.А., Перцева Т.Г., Прохоренко Е.А., Никифорова А.А. Экология и здоровье молодого поколения Восточной Сибири. Братск: издательство БрГУ; 2014.

3. Ефимова Н.В., Маторова Н.И., Юшков Н.Н., Никифорова В.А., Перцева Т.Г. Медико-экологические риски современного города. Братск: ГОУ ВПО «БрГУ»; 2008.

4. Прусаков В.М., Прусакова А.В. Критерии оценки медико-экологической ситуации на основе статистического подхода к определению фоновых нарушений здоровья. В кн.: Сборник материалов пленума Научного совета по экологии человека и гигиене окружающей среды Российской Федерации. Актуализированные проблемы здоровья человека и среды его обитания и пути их решения. М.; 2011: 325-30.

5. Суханова И.В., Максимов А.Л. Современные тенденции физического развития и состояния сердечно-сосудистой системы у юношей Магадана. Гигиена и санитария. 2015; 94(3): 83-7.

6. Юдина Н.В. Санаторий-профилакторий как составляющее звено здоровьесберегающей программы в классическом университете. Иваново; 2010.

7. Мукашева Г.Ж. Некоторые физиологические проблемы адаптации студентов. В кн.: Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Физиологические основы здорового образа жизни. Алматы; 2005: 155-6.

8. Косолапов А.Б. Проблемы изучения, сохранения и развития здоровья студентов. Владивосток; 2003.

9. Апанасенко Г.Л. Оценка физического развития детей и подростков с позиций биоэнергетики. В кн.: Апанасенко Г.Л., Попова Л.А. Медицинская валеология. Ростов-на-Дону: Феникс; 2000: 117-8.

10. Баевский Р.М., Берсенева А.П., Палеев Н.Р. Оценка адаптационного потенциала системы кровообращения при массовых профилактических обследованиях населения: экспресс-информация. М.: ВНИИМИ; 1987.

11. Баевский Р.М., Берсеньева А.П. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболеваний. М.: Медицина; 1997.

12. Никитюк Б.А., Чтецов В.П. Морфология человека. М.; 1983.

13. Куприянова Э.В. Состояние здоровья учащейся молодежи и факторы, влияющие на него. Прикладные информационные аспекты медицины. 2003; 7(1): 45-50.

14. Дудрова Е.В. Заболеваемость наиболее распространенной терапевтической патологии среди студенческой молодежи. В кн.: Сборник материалов. Здоровье студентов и молодых ученых. Саратов; 2006: 192-3.

15. Кувина В.Н. Экологически обусловленная патология опорно-двигательной системы детей Восточной Сибири. Иркутск; 1991.

16. Беляев Е.Н. Теоретические и методические аспекты обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в России В кн.: Сборник материалов. Среда обитания и здоровье человека. Том 1. Оренбург; 2001: 53-6.

17. Драгич О.А. Некоторые антропометрические показатели организма студентов Уральского района. Вестник Тюменского государственного университета. 2005; (5): 184-90.

18. Ефимова Н.В., Ермошенкова А.В., Никифорова В.А., Перцева Т.Г. Физическое развитие детей и подростков в возрасте 7-17 лет города Братска (Субъект РФ - Иркутская область). Этническая принадлежность - русские. В кн.: Сборник материалов. Физическое развитие детей и подростков Российской Федерации. Часть 2. М.; 2013: 116-9.

19. Винокурова И.В., Литовченко Г.О. Морфофункциональные параметры юношей допризывного возраста города Сургута. В кн.: Сборник материалов. Проблемы качества научных исследований в СурГПИ: поиски и решения. Часть 2. Сургут; 2013: 183-4.

20. Тригорлый С.Н. Выявление и оценка социально-психогенных факторов, снижающих качество учебного процесса на факультете военного обучения. В кн.: Сборник материалов. Педагогический менеджмент в условиях модернизации высшей медицинской школы. Выпуск 9. Владивосток; 2004: 144-6.

21. Ивакина Е.А., Драгич О.А. Адаптация студентов 1 курсов аграрных вузов Тюменской и Челябинской областей к началу обучения в вузе. В кн.: Сборник материалов. Научно-методологические основы формирования физического и психического здоровья детей и молодежи. Екатеринбург; 2006: 72-4.

Reference s

1. Prokhorenko E.A., Nikiforova V.A., Pertseva T.G. Ekologo-fizio-logicheskii portret studencheskoi molodeji v usloviyah vozdeistviya tehnogennih faktorov. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo peda-gogicheskogo universiteta. 2012; (4): 315-29. (in Russian)

2. Nikiforova V.A., Pertseva T.G., Prokhorenko E.A., Nikiforova A.A. Ekologiya i zdorove molodogo pokoleniya Vostochnoi Sibiri [Ekologiya i zdorov'e molodogo pokoleniya Vostochnoy Sibiri]. Bratsk: izdatel'stvo BrGU; 2014. (in Russian)

3. Efimova N.V., Matorova N.I., Yushkov N.N., Nikiforova V.A., Pertseva T.G. Mediko_ekologicheskie riski sovremennogo goroda [Mediko-eko-logicheskie riski .sovremennogo goroda]. Bratsk: GOU VPO «BrGU»; 2008. (in Russian)

4. Prusakov V.M., Prusakova A.V. Kriterii ocenki mediko-ekologicheskoi situacii na osnove statisticheskogo podhoda k opredeleniyu fonovih na-rushenii zdorovya. V kn. Sbornik materialov plenuma nauchnogo soveta po ekologii cheloveka i gigiene okrujayuschei sredi Rossiiskoi Federacii. Aktualizirovannie problemi zdorovya cheloveka i sredi ego obitaniya i puti ih resheniya. [Sbornik materialov plenuma nauchnogo soveta po ekologii cheloveka i gigiene okruzhayushchey sredy Rossiyskoy Feder-atsii. Aktualizirovannye problemy zdorov'ya cheloveka i sredy ego obi-taniya i puti ikh resheniya]. Moscow; 2011: 325-30. (in Russian)

5. Sukhanova I.V., Maksimov A.L. Sovremennie tendencii fizicheskogo raz-vitiya i sostoyaniya serdechno_sosudistoi sistemi u yunoshei Magadana. Gigiena i sanitariya. 2015; 94(3): 83-7. (in Russian)

6. Yudina N.V. Sanatorii_profilaktorii kak sostavlyayuschee zveno zdoro-vesberegayuschei programmi v klassicheskom universitete [Sanatoriy-profilaktoriy kak sostavlyayushchee zveno zdorov'esberegayushchey pro-grammy v klassicheskom universitete]. Ivanovo; 2010. (in Russian)

7. Mukasheva G.Zh. Nekotorie fiziologicheskie problemi adaptacii studentov. In: Vkn. Sbornik materialovMejdunarodnoi nauchno_prakticheskoi konfer-encii. Fiziologicheskie osnovi zdorovogo obraza jizni [Sbornik materialov Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Fiziologicheskie os-novy zdorovogo obraza zhizni]. Almaty; 2005: 155-6. (in Russian)

8. Kosolapov A.B. Problemi izucheniya sohraneniya i razvitiya zdorovya studentov [Problemy izucheniya, sokhraneniya i razvitiya zdorov'ya studentov]. Vladivostok; 2003. (in Russian)

9. Apanasenko G.L. Ocenka fizicheskogo razvitiya detei i podrostkov s pozicii bioenergetiki. In: Apanasenko G.L., Popova L.A. Medical Val-ueology [Meditsinskaya valeologiya]. Rostov-na-Donu: Feniks; 2000: 117-8. (in Russian)

10. Baevskiy P.M., Berseneva A.P., Paleev N.R Ocenka adaptacionnogo potenciala sistemi krovoobrascheniya pri massovih profilakticheskih obsle-dovaniyah naseleniya ekspress_informaciya [Otsenka adaptatsionnogo potentsiala sistemy krovoobrashcheniya pri massovykh profilakticheskikh obsledovaniyakh naseleniya: ekspress-informatsiya]. Moscow: VNIIMI; 1987. (in Russian)

11. Baevskiy R.M., Bersen'eva A.P. Ocenka adaptacionnih vozmojnostei organizma i risk razvitiya zabolevanii [Otsenka adaptatsionnykh voz-

mozhnostey organizma i risk razvitiya zabolevaniy]. Moscow: Meditsina; 1997. (in Russian)

12. Nikityuk B.A., Chtetsov V.P. Morfologiya cheloveka [Morfologiya cheloveka]. M.; 1983. (in Russian)

13. Kupriyanova E.V. Sostoyanie zdorovya uchascheisya molodeji i faktori vliyayuschie na nego. Prikladnye informatsionnye aspekty meditsiny. 2003; 7(1): 45-50. (in Russian)

14. Dudrova E.V. The incidence of the most common therapeutic pathology among students. In: V kn. Sbornik materialov. Zdorove studentov i molodih uchenih [Sbornik materialov. Zdorov'e studentov i molodykh uchenykh]. Saratov; 2006: 192-3. (in Russian)

15. Kuvina V.N. Ekologicheski obuslovlennayapatologiya oporno_dvigatel-noi sistemi detei Vostochnoi Sibiri [Ekologicheski obuslovlennaya pa-tologiya oporno-dvigatel'noy sistemy detey Vostochnoy Sibiri]. Irkutsk; 1991. (in Russian)

16. Belyaev E.N. Theoretical and methodological aspects of sanitary and epi-demiological welfare of the population in Russia. In: The Collection of Materials. Habitat and Human Health. Volume 1 [Sbornik materialov. Sreda obitaniya izdorov'e cheloveka. Tom 1]. Orenburg; 2001: 53-6. (in Russian)

17. Dragich O.A. Nekotorie antropometricheskie pokazateli organizma studentov Uralskogo raiona. Vestnik Tyumenskogo gosudarstvennogo uni-versiteta. 2005; (5): 184-90. (in Russian)

18. Efimova N.V., Ermoshenkova A.V., Nikiforova V.A., Pertseva T.G. The physical development of children and adolescents aged 7-17 years, the city of Bratsk (Russian regions - Irkutsk region). Ethnicity - Russian.

Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(9)

_DOI: http://dx.doi.org/10.1882/0016-9900-2016-9-847-853

Original article

In: The Collection of Materials. The Physical Development of Children and Adolescents of the Russian Federation. Part 2 [Sbornik materialov. Fizicheskoe razvitie detey i podrostkov Rossiyskoy Federatsii. Chast' 2]. Moscow; 2013: 116-9. (in Russian)

19. Vinokurova I.V., Litovchenko G.O. Morphological and functional parameters of the young men of pre-conscription age of Surgut. In: The Collection of Materials. Problems of Quality of Scientific Research in SurGPI: Search and Solutions. Part 2 [Sbornik materialov. Problemy kachestva nauchnykh issledovaniy v SurGPI: poiski i resheniya. Chast' 2]. Surgut; 2013: 183-4. (in Russian)

20. Trigorlyy S.N. Identification and evaluation of social and psychogenic factors that reduce the quality of the educational process at the faculty of military training. In: The Collection of Materials. Teaching Management in Terms of Higher Medical School Modernization. Issue 9 [Sbornik mate-rialov. Pedagogicheskiy menedzhment v usloviyakh modernizatsii vysshey meditsinskoy shkoly. Vypusk 9]. Vladivostok; 2004: 144-6. (in Russian)

21. Ivakina E.A., Dragich O.A. Adaptation 1 st year students of agricultural universities Tyumen and Chelyabinsk regions to the beginning of training in high school. In: The Collection of Materials. Scientifically-Methodological Bases of Formation of Physical and Mental Health of Children and Youth [Sbornik materialov. Nauchno-metodologicheskie osnovy formirovaniya fizicheskogo i psikhicheskogo zdorov'ya detey i molodezhi]. Ekaterinburg; 2006: 72-4. (in Russian)

Поступила 12.02.16 Принята к печати 14.04.16

О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.2-053.2-058

БогомоловаЕ.С., КузмичевЮ.Г., ОлюшинаЕ.А., Поляшова А.С., КотоваН.В., Бадеева Т.В., АшинаМ.В., Максименко Е.О., Киселева А.С., Писарева А.Н., Ковальчук С.Н., ШапошниковаМ.В.

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ ФАКТОРОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПИЩЕВОГО СТАТУСА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

ГБОУ ВПО «Нижегородская государственная медицинская академия» Минздрава России, 603950, Нижний Новгород

Выявлена структура нарушений состояния питания городских школьников: большинство учащихся имеют нормальный пищевой статус, отмечена высокая распространенность избыточной массы тела и ожирения среди детей и подростков. Факторами риска развития нарушений состояния питания определены нерациональный режим питания, качественная составляющая питания, факторы образовательной среды, образ жизни учащихся. Ведущая роль в системе управления пищевым статусом детей и подростков должна принадлежать коррекции социально-гигиенических факторов, которые являются приоритетными в формировании пищевого статуса учащихся. В качестве главного условия, определяющего состояние питания современных школьников и качество их жизни в целом, следует расценивать социокультурный уровень детей и подростков как результат гигиенического воспитания и обучения основам здорового образа жизни. Приоритетные про-тективные факторы увеличения доли школьников с нормальным пищевым статусом (оптимальный режим питания школьников, оптимальное пищевое поведение учащихся, закладываемое с детского возраста в условиях семьи, достаточный уровень двигательной активности и выполнение других элементов гигиенически целесообразного режима дня) явились основанием для разработки компонентов системы управления состоянием питания. Алгоритм управления пищевым статусом учащихся образовательных учреждений включает создание здоровьесберегающей образовательной среды, оптимизацию питания и двигательной активности, формирование культуры здорового образа жизни, оздоровительно-реабилитационные мероприятия у лиц с нарушениями пищевого статуса и психолого-педагогическое их сопровождение на этапе коррекции пищевого статуса, совершенствование медицинского обслуживания для раннего выявления отклонений пищевого статуса с оценкой эффективности системы профилактических и оздоровительных мероприятий.

Ключевые слова: пищевой статус; дети и подростки; социально-гигиенические факторы.

Для цитирования: Богомолова Е.С., Кузмичев Ю.Г., Олюшина Е.А., Поляшова А.С., Котова Н.В., Бадеева Т.В., Ашина М.В., Максименко Е.О., Киселева А.С., Писарева А.Н., Ковальчук С.Н., Шапошникова М.В. Влияние социально-гигиенических факторов на формирование пищевого статуса детей и подростков. Гигиена и санитария. 2016; 95(9): 847-853. DOI: http://dx.doi.org/10.18821/0016-9900-2016-95-9-847-853

Bogomolova E.S., Kuzmichev U.G., Olushina E.A., Polyashova A.S., Kotova N.V., Badeeva T.V., Ashina M.V., Maksimenko E.O., Kiseleva A.S., Pisareva A.N., Kovalchuk S.N., Shaposhnikova M.V.

INFLUENCE OF SOCIO-HYGIENIC FACTORS ON THE SHAPING OF THE NUTRITIONAL STATUS IN CHILDREN AND TEENAGERS

Nizhny Novgorod State Medical Academy, Nizhny Novgorod, 603950, Russian Federation

There was revealed the structure of deteriorations in the nutritional status of schoolchildren in the city: the most of students has normal nutritional status, but there was noted the high prevalence of excessive body weight and obesity among children and teenagers. Risk factors for development of deteriorations of the nutrition state were detected

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.