Библиографический список
1. Аргинская, И.И., Бененсон, Е.П., Итина JI.C. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях [Текст]/ И.И.Аргинская, Е.П.Бененсон, JI.C.Итина. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008 - 1 часть - 112с., 2 часть - 128с.
2. Дмитриева, Н.Я., Казаков, А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях.
- 4-е изд., исправ. [Текст]/ Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. Часть 1 - 52с., часть 2 - 48с.
3. Полякова, А.В. Русский язык: Учеб. Для 1 кл. нач. шк. - 4-е изд. [Текст]/ А.В.Полякова. - М.:Просвещение, 2008 - 143с.
4. Лазарева, В.А. Литературное чтение: Учебник для 1 класса [Текст]/ В.А. Лазарева. -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. - 128с.
5. Нечаева, Н.В., Белорусец, К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. - 7-е изд., испр. [Текст]/ Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец. - Самара: Издательство «учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. - 112с.
6. Васькова, О. А. Гендер как предмет лексикографического описания (на материале фразеологии): дисс. ...канд. филол. наук: 10.02.19; защищена 17.03.2006[Текст] / О.А. Васькова. - М., 2006. - 177 с.
7. Гриценко, Е. С. Язык. Гендер. Дискурс: Монография. [Текст]/ Е. С. Гриценко - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2005. - 267 с.
8. Кирилина, А. В. Гендер: лингвистические аспекты [Текст]/. А. В. Кирилина.- М.: Издательство «Институт социологии РАН», 1999. - 189 с.
Bibliography
1. Arginskaya, I. I., Benenson, E. P., Itina, L. S. Mathematics: Textbook for 1st Form [Text] -
I. I. Arginskaya, E. P. Benenson, L. S Itina. - Samara: «Uchebnaya Literatura» Publishing House: «Fedorov» Publishing House, 2008 - Parts 1, 2. - 112 p.
2. Dmitrieva, N.Ya., Kazakov, A.N. Environment: Textbook for 1st Form [Text] / N.Ya. Dmitrieva, A.N. Kazakov. - Samara: «Uchebnaya Literatura» Publishing House: «Fedorov» Publishing House, 2008 - Part 1. - 52 p., Part 2. - 48p.
3. Gritsenko, E. S. Language. Gender. Discourse. [Text] / E. S. Gritsenko. - Nizni Novgorod: Publishing House of NNSY n.a. N. I. Lobachevsky, 2005. - 267 p.
4. Kirilina, A. V. Gender: Linguistic Aspects [Text] / A. V. Kirilina. - М.: Publishing House «Institute of Sociology RAS», 1999. - 189 p.
5. Lazareva, V.A. Literary Reading: Textbook for 1st Form [Text] / V.A. Lazareva. - Samara: «Uchebnaya Literatura» Publishing House: «Fedorov» Publishing House, 2008. - 128 p.
6. Nechaeva, N.V., Belorusets, K.S. The ABC Book [Text] / N.V.Nechaeva, K.S. Belorusets. -Samara: «Uchebnaya Literatura» Publishing House: «Fedorov» Publishing House, 2008. - 112p.
7. Polyakova, A.V. The Russian Language [Text] / A.V. Polyakova . - M. :Prosveshchenie, 2008 - 143 p.
8. Vaskova, O. A. Gender As the Object of Lexicographical Description (On Phraseological Material): Diss. ...Cand. ofPhilol. [Text] / O.A. Vaskova. - М., 2006. - 177 p.
БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ФИЗИКА
УДК 612.014.49 ББК 28.707.3
Прохоренко Елена Александровна
соискатель
кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности Братский государственный университет г. Братск
Никифорова Валентина Александровна
доктор биологических наук, профессор
кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности Братский государственный университет г. Братск Перцева Татьяна Григорьевна
кандидат биологических наук, доцент
кафедра физического воспитания Братский государственный университет г. Братск Prokhorenko Elena Alexandrovna Applicant for a Degree Chair of Ecology and Life Safety Bratsk State University Bratsk
Nikiforova Valentina Alexandrovna
Doctor of Biology,
Professor Chair of Ecology and Life Safety Bratsk State University Bratsk
Pertseva Tatyana Grigorievna
Candidate of Biology,
Assistant Professor Chair of Physical Education Bratsk State University Bratsk
Эколого-физиологический портрет студенческой молодежи в условиях воздействия техногенных факторов Ecological-and-Physiological Portrait of the Students in the Conditions of Technogenic Factors Influence
Приведены результаты исследования морфофункциональных и гемодина-мических показателей студенческой молодежи Братского государственного университета в условиях воздействия неблагоприятных экологических факто-
ров окружающей среды. Дана оценка состояния сердечно-сосудистой системы студентов и рисков основных патологических синдромов в условиях техногенного загрязнения окружающей среды
The results of analysis of morphofunctional and haemodynamic indices of students’ of Bratsk State University in the conditions of unfavourable ecological environmental factors influence are shown. The estimation of the students’ cardiovascular system and the risks of pathological syndromes in the conditions of technogenic pollution of environment are given.
Ключевые слова: окружающая среда, здоровье, студенты, функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, риск основных патологических синдромов.
Key words: environment, health, students, functional possibilities of cardiac-vascular system, risk of basic pathological syndromes.
Создание условий для получения качественного профессионального образования, укрепление здоровья студентов, разработка здоровьесберегающих технологий и улучшение социальной сферы - вот некоторые из приоритетных направлений деятельности Братского государственного университета. Наряду с профессиональным уровнем, состояние здоровья студентов следует рассматривать как один из показателей качества подготовки специалистов высшей квалификации.
На фоне изменившихся в последнее время социально-экономических и экологических условий, а также ухудшения качества жизни определяются отчетливые негативные сдвиги в состоянии здоровья студенческой молодежи России. Ежегодные медицинские обследования студентов, поступающих в российские ВУЗы, выявляют значительное ухудшение их функционального состояния, отставание физического развития, а также высокий процент лиц, имеющих хронические заболевания [2,8].
Большое число исследований посвящено выявлению связи между физическим состоянием организма человека и загрязнением окружающей среды [1,9]. Несмотря на многочисленные исследования физического развития детей и подростков нет единого мнения в оценке физического состояния учащейся молодежи применительно к условиям обучения и проживания в условиях экологического неблагополучия и воздействия других факторов [4,10].
Показатели физического развития помогают раскрыть суть взаимоотношений организма и среды.
В этой связи особое место принадлежит студенческой молодежи, поскольку, с одной стороны, физическое состояние этого поколения в значительной мере обусловлено состоянием среды обитания на протяжении предшествующих двух десятилетий, а с другой, представителям именно этого поколения предстоит занять главенствующее место в структуре общественного управления, образования, здравоохранения в ближайшие годы.
Большинство авторов указывают на дисгармоничность развития учащейся молодежи (дефицит массы тела, снижение показателей мышечной силы, емкости легких и др.) и связывают развитие и прогрессирование заболеваний у студентов с интенсификацией обучения, изменением форм и методов преподавания, повышением педагогических требований, нарушением режима питания, труда и отдыха и других факторов [2,5,6].
Существенными особенностями являются не только напряженная умственная работа в условиях дефицита времени, но и уменьшение физической активности, что оказывает крайне неблагоприятное воздействие на здоровье студентов в зоне экологического неблагополучия. Количество студентов, имеющих ослабленное здоровье и недостаточную физическую подготовленность, составляет более 60% от общего количества контингента, обучающегося в Братском государственном университете.
Основными причинами сложившегося положения являются экологическое неблагополучие города, поступление в ВУЗ молодых людей, уже имеющих заболевания, сниженная потребность у молодежи в здоровом образе жизни, умственное перенапряжение, снижение двигательной активности, нерегулярное питание и другие многочисленные факторы.
Необходимость проведения мониторинга состояния здоровья студентов нашего университета, прогнозирования заболеваемости и разработки методов здоровь-есбережения явилось основанием для проведения настоящего исследования.
Целью работы является изучение эколого-физиологического состояния здоровья студентов в процессе учебной деятельности в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов.
Материалы и методы исследования
Исследование проведено на базе санатория Братского государственного университета. В обследовании морфофункционального статуса приняли участие 67 студентов в возрасте 17-19 лет (из них 37 - юношей и 30 - девушек), проживающих в г. Братске постоянно и прибывших из населенных пунктов северной части Восточной Сибири, что позволило авторам элиминировать влияние климато-географических факторов при проведении сравнения показателей здоровья. В качестве контрольной группы рассмотрена когорта студентов г. Северобайкальска в возрасте 18-20 лет
При формировании групп методом анкетирования учтены факторы окружающей среды: техногенная нагрузка в условиях макро- и микросреды, социальные условия. При оценке индивидуального здоровья учитывали: антропометрические и физиологические параметры (длина и масса тела, окружность грудной клетки, активная масса тела, частота дыхания, жизненная емкость легких, индексы, отражающие адаптационные резервы организма).
Функциональные возможности кардиореспираторной системы и особенности вегетативной регуляции ритма сердца изучены по показателям вариабельности ритма сердца. Проведена запись ЭКГ в покое, лежа, после 5-минутного отдыха (300 сокращений). Обработка ЭКГ проведена с использованием автоматизированного диагностического комплекса («ВНС-полиспектр», производство «Нейрософт», г. Иваново).
Функциональные возможности кардиореспираторной системы оценивали, используя пробу с физической нагрузкой [3], позволяющей судить об адаптации к мышечной работе и о закономерностях восстановительных реакций. Оценка результатов пробы проводилась с учетом типов реакций на физическую нагрузку.
Для скрининга состояния здоровья студентов применен метод автоматизированной оценки, респонденты заполняли опросник для автоматизированной системы количественной оценки рисков основных патологических симптомов (АСКОРС). На основании количественных показателей вероятности риска об-
щепатологических синдромов и состояний, устанавливаемых в результате работы автоматизированной системы, позволяющей измерить риск патологии, подлежащий наблюдению контингент населения был разделен на 3 группы: 1 - группа практически здоровых лиц (величина риска по всем синдромам менее 0.75); 2 - группа риска (величина риска находится в интервале от 0.75 до
0.95); 3 - группа высокого риска (условно больных), величина риска у которых превышает 0.95).
Обработка результатов исследования проведена с применением методов стандартной вариационной и сравнительной статистики, реализованной на ПК с помощью пакета прикладных программ ЕХЕЬ и {^айБйса». В том числе, применялись методы оценка распределения данных на нормальность, расчет средних показателей, среднего квадратичного отклонения, ошибки среднего значения, сравнение средних значений двух нормальных выборок с помощью параметрического критерия Стьюдента, непараметрического критерия Вилкоксона.
Результаты исследования
Основной задачей первого этапа исследования явилось установление уровня загрязнения среды обитания. Согласно заключению Государственной экологической экспертизы от 23.04.93 г. территория г. Братска признана зоной чрезвычайной экологической ситуации. В заключении ГЭЭ отмечалось, что в соответствии с критериями, изложенными в [7], на территории города сложилась чрезвычайная экологическая ситуация, имеющая следующие черты кризиса: загрязнение воздушного бассейна высокотоксичными выбросами промышленных предприятий, систематическое поступление в поверхностные водоемы сточных вод, формирование техногенной геохимической провинции; деградация водных и наземных экосистем; серьезные изменения в состоянии здоровья населения [8].
При интегральной оценке содержания примесей в воздушном бассейне города, по данным комитета по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, отмечается очень высокий уровень загрязнения воздушного бассейна селитебной зоны. Повторяемость неблагоприятных метеорологических условий, затрудняющих рассеивание вредных примесей, в г. Братске достигает 60%, потенциал загрязнения атмосферы составляет 3,9.
Длительное многокомпонентное загрязнение атмосферного воздуха, оцениваемое от «высокого» до «чрезвычайно высокого», находится на уровне от 4 до 70 по интегральному показателю «Р». Приоритетными поллютантами являются: сероуглерод, бенз(а)пирен, диоксид азота, метилмеркаптан, фтористый водород, твердые фториды и другие.
Задачей второго этапа исследования явилась оценка уровня физического развития студентов 17-19 лет.
Группа обследованных юношей отличается высокими параметрами: ростом, массой тела и окружностью грудной клетки. Средние параметры длины (181,31=ь3,3 см - у юношей БрГУ, против 173,25±2,40см - в контроле) и массы (67,90±1,83кг и 65,0±1,42кг, соответственно) различия по критериям Стьюдента и Вилкоксона (р<0,05) достоверно выше, чем в контрольном населенном пункте. Окружность грудной клетки в покое составляла у студентов - 88,58±1,33см, а в группе сравнения - 85,53±1,46см (р<0,1). Девушки-студентки характеризовались некоторой тенденцией к астеничности в сравнении с девушками контрольной группы, незначительно отставая от сверстниц в росте (165,07±2,46см, против 166,72 ±1,52см (р>0,05), окружности грудной клетки (82,9±1,24см, против 83,5±0,89см (р>0,05). Отличие показателя массы тела имеет статистическую значимость, средняя масса у студенток (57,58±0,97кг), что на 2,6 кг меньше, чем у девушек группы сравнения (р<0,05). При оценке морфофункционального состояния было установлено, что дисгармоничное развитие отмечается как за счет избытка, так и за счет дефицита массы тела и наблюдается у 43,9 % обследованных студентов (табл. 1). По массе тела большинство студентов отнесено к средним величинам с гармоничным уровнем физического развития - 56,1% обследованных (66,6±8,6% девушек и 47,2±8,3% юношей, р>0,05). У девушек отклонения наблюдались в основном за счет повышенной массы тела (23,3±7,2%), а у юношей за счет сниженной массы тела (27,8±7,1%).
Таблица 1
Распределение студентов по гармоничности физического развития, (%)
Группы физического развития
Г армоничное физическое развитие Дисгармоничное развитие
Пол п Сниженная масса тела Сниженная масса и длина тела Низкая и дефицит массы тела Повышенная масса тела
абсо- лютные % абсо- лют- ные % абсо- лют- ные % абсо- лют- ные % абсо- лют- ные %
Девушки 30 20 66,6 2 6,6 1 3,3 - - 7 23,3
Юноши 36 17 47,2 10 27,8 - - 4 ПД 5 13,9
Оба пола 66 37 56,1 12 18,2 1 1,5 4 6,1 12 18,2
По показателю индекса массы тела большинство обследованных студентов имеют оптимальную массу тела (76,7±7,7% девушек и 55,5±8,2% юношей, р>0,05). Показатели выше нормы выявлены только у 13,3% девушек, а доля юношей с пониженным индексом составляет 30,5±7,7 %, что достоверно больше чем у девушек - 10,0±5,4 %, р<0,05).
Показатели активной массы тела у 60,0% девушек и 50,0% юношей соответствуют региональным показателям физического развития детей и подростков Иркутской области. Среди обследованных с повышенной активной массой 16,6% девушек и 2,8% юношей, а с пониженной AMT 47,2±8,3% юношей и 23,3±7,8% девушек, различия статистически значимы.
Наиболее важными показателями состояния здоровья в возрастные периоды после прекращения активного роста являются физиометрические параметры.
Средний показатель мышечной силы юношей-студентов составил 44,6±1,7 кг, а девушек - 23,67±1,4 кг (различия достоверны по критерию Стьюдента). Различия сохраняются и при оценке относительной мышечной силы, которая у девушек равна 4,1, а у юношей - 6,7. Показатели мышечной силы кистей рук у 51,5% обследованных студентов находятся в пределах возрастной нормы, а у 26,6±8,1% девушек и 8,3±4,6% юношей - ниже средних показателей для лиц данного возраста различие по полу достоверно (р<0,01).
Для оценки вентиляционной способности лёгких было проведено исследование легочного объема с получением показателей жизненной емкости легких: максимальный объем газа, выдыхаемый после максимального вдоха.
Учитывая результаты проведенного исследования, было выявлено следующее: средний показатель ЖЕЛ у юношей - 3,7 л, а у девушек 2,55 л. У 70% девушек легочный объем, находится в пределах возрастной нормы. Соответственно, у 30% обследованных девушек показатель жизненной емкости легких находится ниже уровня возрастной нормы. Показатели жизненной емкости легких у 61,1% юношей находится в пределах возрастной нормы, а у 38,9% юношей этот показатель ниже нормы, различие статистически не достоверно.
Известно, что сердечно-сосудистая система (ССС) является индикатором адаптационно-приспособительных реакций организма и весьма чутко реагирует на воздействие эндогенных и экзогенных факторов [5,6].
Средние показатели артериального давления у студентов составили систолическое АД: 107,7- у девушек и 115,9 мм.рт.ст. - у юношей, диастолическое: 72,7 и 70,7 мм.рт.ст., соответственно. Указанные величины соответствует возрастным нормам, однако в 5% случаев отмечено повышенное АД, которое при стойком выявлении может расцениваться как пограничная артериальная гипертензия.
Частота сердечных сокращений в группе юношей - 70,7, у девушек - 72,2 удара в минуту. Частота дыхательных движений в изучаемых группах практически не различается (18,6 и 18,7). Средние показатели не отличаются от среднестатистической нормы.
Более информативной является оценка функциональных возможностей сер-дечно-сосудиетой системы.
Анализ результатов оценки функциональных возможностей сердечнососудистой системы показывает: у 53,3±9,1% девушек и у 47,2±8,3% юношей наблюдалась нормотоническая реакция на физическую нагрузку, различия статистически не достоверны. Гипертонический тип реакции выявлен у 26,6% девушек и у 33,3% юношей, такой тип реакции связывают с явлениями пере-
утомления, он может быть признаком предгипертонического состояния, но может наблюдаться и у вполне здоровых подростков. Причиной гипертонической реакции является увеличение гемодинамического удара, пропорционального кинетической энергии, с которой кровь выбрасывается из сердца в сосуды.
При оценке вариабельности ритма сердца использованы кардиограммы студентов, имеющих синусовый ритм, количество артефактов и эктопических сокращений не превышало 10% от числа сердечных сокращений.
Средний уровень индекса напряжения (ИН) составляет 44,2 у.е., при индивидуальном анализе в большинстве случаев выявлено значительное преобладание парасимпатического отдела, когда ИН менее 50 у.е. (особенно значительна доля девушек с низким ИН - 73,3%). Лишь у третьей части обследованных индекс напряжения (от 50 до 120) свидетельствует о хороших адаптационных возможностях организма.
У 8,3 ± 4,6% юношей и 33,3 ± 7,9% девушек ритмограммы относятся ко II классу и соответствуют физиологической норме. Ш-1У класс ритмограммы зарегистрирован у 25,0±9,1% юношей и 10,0 ± 9,8% девушек, такой тип регуляции сердечного ритма рассматривается как патологический, связанный с преобладанием влияния симпатического отдела ВНС, изменением сосудистого тонуса, увеличением ЧСС. V класс ритмограммы отмечен у 5,5 ± 3,8% обследованных юношей и 16,7 ± 9,5% девушек. Для ритмограммы такого типа характерна стабилизация, снижение мощности волн низкой и очень низкой частот. Указанное может являться следствием перехода с рефлекторного уровня регуляции на гуморально-метаболической, не обеспечивающей адаптивные реакции в полной мере. Подобная ритмограмма обычно сопровождает органическую патологию сердца.
Анализ составляющих спектра показал, что у 50% обследованных студентов преобладает смешанный (сбалансированный) тип вегетативной модуляции сердечного ритма, при умеренном уровне вагальных, симпатических и гуморально-метаболических влияний в модуляции сердечного ритма (табл. 2).
Таблица 2
Распределение (%) обследованных по показателям спектрального анализа ВРС
Показатели Диапазоны
Общая мощность спектра (ТР), мс2 Менее 719 720-1519 1520- 3899 3900- 4699 4700- 7899 Более 7899
% 7,5 19,7 43,9 3,0 13,6 12,1
Волны очень низкой частоты (УЫ7), мс2 Менее 169 170-309 310-729 730-869 870-1429 Более 1429
% 4,5 16,6 39,4 6,1 18,2 15,1
Волны низкой частоты (ЬБ), мс2 Менее 169 170-349 350-884 885-1064 1065- 1779 Более 1779
% 7,6 24,2 27,3 9,1 10,6 21,2
Волны высокой частоты (Ш7), мс2 Менее 319 320-1014 1015- 2999 3000- 3599 3600- 6250 Более 6251
% 19,7 33,3 33,3 3,0 4,5 6,1
Следует отметить, что общая мощность спектра ВРС у 7,5% обследованных резко снижена (менее 720мс ), что свидетельствует об истощении эрготропных и трофотропных механизмов, недостаточности адаптационных возможностей. Подобные характеристики ВРС характерны для лиц с хроническими воспалительными заболеваниями, миокардиопатиями, в случаях высокого хронического стресса различной природы. У 19% студентов мощность общего спектра также снижена и находится в пределах 720-1500 мс . Чрезвычайно высокий уровень различных влияний на ритм сердца отмечен у 12% обследованных, что отражает, вероятно, разбалансировку регуляторных механизмов и часто бывает связано с гормональными сдвигами. У лиц с подобным уровнем мощности спектра зачастую выявляется преобладание волн высокой частоты (НБ) и очень низкой частоты (УЫ7).
У 36,4% студентов преобладает влияние парасимпатического отдела ВНС, причем состояние нейро-гуморальной регуляции характеризуется умеренным уровнем вагальных и низким уровнем гуморально-метаболических влияний в модуляции сердечного ритма.
Преобладание активности симпатического отдела ВНС наблюдается у 13,6% обследованных студентов, с высоким уровнем симпатических и гуморальнометаболических влияний в модуляции сердечного ритма.
На основании комплекса исследований проведена автоматизированная оценка рисков основных патологических синдромов (РООС), результаты которой представлены в таблице 3.
Доля студентов, отнесенных к группе практически здоровых лиц, составила 25 человек (43,8+6,6%), причем доли таких лиц среди девушек несколько меньше, чем среди юношей (35,0+10,9%, против 48,6+8,2%, различие статистически не достоверно). К условно больным были отнесены 15,7+4,8% обследованных лиц, причем указанные показатели достоверно не различались по полу.
Рейтинг РООС с уровнем большим 0,75 показал, что у студентов наиболее часто встречались риски функциональных нарушений ЖЕСТ (33,3%) и пограничных психических расстройств (33,3%), незначительно ниже распространенность высокого риска развития патологии печени (24,6%). Остановимся более подробно на результатах оценки риска по приоритетным органам и системам. Риск заболеваний ЖКТ отмечен у девушек в 3 раза чаще чем у юношей (60,0%, против 18,9%, р<0,05), а печени в 5 раз (50,0%, против 10,8%). Частота риска заболеваний желудочно-кишечного тракта у опрошенных в 1,3 раза чаще, чем заболеваний печени, особенно выражены эти отличия у юношей (в 1,8 раза).
Риск развития ишемического болезни сердца наблюдался у 8,8% обследованных, артериальной гипертензии - 5,5%. Достоверно чаще выявлен риск развития артериальной гипертензии среди девушек, по сравнению с юношами (10,0%, против 2,7%). Распространенность риска развития патологии органов дыхания среди юношей составила 5,4+3,7%, а среди обследованных девушек таких случаев не выявлено. Риск заболеваний нервной системы составил 21,1%, причем различий при сравнении частоты среди лиц мужского и женского пола не выявлено.Значительно реже регистрируется при автоматизированной оценке риск заболеваний эндокринной системы 5,3%. Выявлено, что риск по
рассматриваемой системе среди лиц женского пола встречается у 15,0% респондентов, а среди юношей таких случаев в нашем исследовании не отмечено.
Полученные результаты оценки согласуются с данными статистических отчетов, свидетельствующих о большей распространенности патологии эндокринной системы среди женского населения [8].
По результатам автоматизированной оценки риска развития аллергопатологии и алкоголизма среди опрошенных студентов выявлено не было. Высокий риск развития пограничных психических расстройств выявлен у каждого третьего респондента. Причем, интересно отметить, что в группе юношей этот показатель в 1,5 раза выше, чем среди девушек (однако различия статистически не значимы, возможно, из-за недостаточного числа наблюдений). Это наблюдение несколько противоречит материалам лечебно-профилактических учреждений, в соответствии с которыми среди взрослого населения пограничные психические расстройства чаще регистрируются у женщин. Частота риска развития патологии мочевыводящей системы среди девушек составила 10,0, против 2,7% в группе юношей.
Полученные данные дают основание предполагать, что представленные морфофункциональные показатели могут быть использованы в качестве критериев комплексной оценки эффективности проведения программ оздоровления студентов. Правильно организованный врачебно-педагогический контроль позволит достоверно оценивать изменения показателей физического развития и функционального состояния организма студентов под комплексным воздействием стрессоров различной природы.
Примечание: в скобках приведено абсолютное количество
*- различия достоверны (р<0.05) при сравнении частоты риска между юношами и девушками в скобках приведено абсолютное количество
Выводы
1. Результаты исследования свидетельствуют, что только 56,1% студентов имеют нормальное физическое развитие. Дисгармоничность физического развития обусловлена в основном за счет сниженной массы тела у юношей (38,9%) и повышенной массы тела у девушек.
2. Мышечная сила рук у 51,5 % обследованных соответствует норме. Выявлены достоверные различия по полу: у юношей - 79,4% с нормальными показателями мышечной силы. Показатели мышечной силы ниже среднего уровня у 26,6% девушек и у 8,3% юношей.
3. Учитывая показатели вариабельности ритма сердца только у 50% студентов нейро-гуморальная регуляция обеспечивает достаточные адаптационные возможности организма. У 7,5% состояние характеризуется истощением регуляторных механизмов.
4. Выявленные изменения показателей здоровья позволяют рекомендовать на индивидуальном уровне реабилитационные мероприятия, базирующиеся на принципах здорового образа жизни, сочетания режимов труда и отдыха, рационального сбалансированного питания, регулярной дозированной физической нагрузки.
Библиографический список
1. Агаджанян, H.A. Сравнительное изучение экологического портрета жителей различных климатогеографических регионов / H.A. Агаджанян, Н.В. Ермакова, А.Е. Северин // Вопросы теор. и клин. мед. Тезисы докладов - Нальчик, 1996. - С. 8- 10.
2. Ахмерова, С.Г. Здоровый образ жизни и его формирование в процессе обучения / С.Г. Ахмерова // Профилактика заболеваний и укрепления здороровья. - 2001. - № 2. - С. 37-41.
3. Безматерных, Э.Л. Диагностическая эффективность методов количественной оценки индивидуального здоровья / Э.Л., Безматерных, В.П.Куликов // Физиология человека. - 1998.
- №3. - С.79-85.
4. Беляков, В.А. Влияние загрязненного атмосферного воздуха на физическое развитие детей / В. А. Беляков, A.B. Васильев //Гигиена и санитария. - 2003. - № 4. - С. 33-34.
5. Ванюшин, Ю.С. Взаимосвязь показателей гемодинамики и физического развития детей и подростков с различными типами кровообращения / Ю.С. Ванюшин, Ф.Г. Ситдиков, P.M. Хаматова // Физиология человека. - 2003. - Т. 29. - № 3. - С. 139-141.
6. Геворкян, Ц.И. Морфофункциональные показатели как критерии оценки адаптации студентов к дозированной физической нагрузке / Ц.И., Геворкян, Г.Г. Адамян, С.М. Туманян и др.// Гигиена и санитария. - 2010. - № 2. - С. 75-78.
7. Критерии оценки экологической обстановки территорий для выявления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия - М., 1992.
8. Маторова, Н.И. К обоснованию степени экологической ситуации в г. Братске / Н.И. Маторова, Н.В.Ефимова, Н.Н Юшков //Современные проблемы и методические подходы к
изучению факторов производственной и окружающей среды на здоровье человека: Тез.докл.респ.конф. - Ангарск, 1993. - С.64-65.
9. Терегулова, З.С. Оценка состояния здоровья населения отдельных территорий РБ в связи с экогеохимической обстановкой / З.С. Терегулова, Р.В. Магжанова, Н.А. Бортова // Здравоохранение Башкортостана. - 2000. - №1-2. - С.9-15.
10.Янов, А.Ю. Морфофункциональные показатели и адаптационный потенциал системы кровообращения детей 11-ти летнего возраста г. Озерска / А.Ю. Янов, Д.З.Шибкова, K.JI. Монакова, Т.Е. Каминская // Уральский медицинский журнал. - 2008. - №9. - С. 107 -111.
Bibliography
1. Agadzhanyan, N.A. Comparative Study of Ecological Portrait of Different Climat and Geographical Regions Inhabitants. / N.A. Agadzhanyan, N.B. Ermakova, A.E. Severin // Questions of Theory and Clinic Med. Theses of Reports. - Nalchik, 1996. - P. 8- 10.
2. Akhmerova, S.G. Healthy Life Style and Its Forming in Educational Process / S.G. Akhmerova // Prophylaxis of Diseases and Health Reinforcement. - 2001. - №2. - P. 37- 41.
3. Belyakov, V.A. Influence of Polluted Air On a Child s Physical Development / V.A. Belyakov, A.V. Vasiliev // Hygiene and Sanitation. - 2003. - №4. - P. 33 - 34.
4. Bezmaternykh, E.L. Diagnostic Performance of Quantitative Assessment of Individual Health / E.L. Bezmaternykh, V.P. Kulikov // Human Physiology. - 1998. - №3. - P. 79- 85.
5. Estimation Criteria of Ecological Situation of the Territories for Discovering Zones of Extreme Ecological Situation and Ecological Disaster. - М., 1992.
6. Gevorkyan, Ts.I. Morphofunctional Indexes As Estimation Indicators of Students’ Adaptation by Dispensed Physical Load / Ts.I. Gevorkyan, G.G.Adamyan, S.M. Tumanyan, et al. // Hygiene and Sanitation -2010. - №2. - P. 75-78.
7. Matorova, N.I. On Substuntiating the Ecological Situation in Bratsk / N.I. Matorova, N.V. Efimova, N.N. Yushkov // Modern Problems and Methodical Approaches for Studying Industrial and Environmental Factors Influence On Human Health / Theses of Report. - Angarsk, 1993. - P. 64-65.
8. Teregulova, Z.S. Health Estimation of Inhabitants of RB Some Regions with Ecogeochemi-cal Situation / Z.S. Teregulova, R.V. Magzhanova, N.A. Bornova //Public Health of Bashkortostan. -2000. -№1-2. - P. 9- 15.
9. Vanyushin, Yu.S. Interdependence Indexes of Hemodynamics and Children and Youths Physical Development with Different Types of Circulation / Yu.S. Vanyushin, F.G. Sitdikov, R.M. Khamatova // Human Physiology. - 2003. - V. 29. - №3. -P. 139-141.
10.Yanov, AYu. Morphofunctional Indexes and Adaption Potentional of Blood Circulation System of 11-Year-Old Children in Ozersk / A.Yu. Yanov, D.Z. Shibkova, K.L. Monakova, T.E. Kaminskaya // Ural Medical Magazine. -2008. - №9. - P. 107-111.
Информация о научном журнале «Вестник Челябинского государственного педагогического университета»
ISSN 1997-98-86
Журнал учреждён ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный педагогический университет». Свидетельство о регистрации журнала ПИ № ФС77-35205 выдано от 4 февраля 2009г. Министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций.
Журнал включен в перечень периодических научных и научно-технических изданий, выпускаемых в Российской Федерации, в которых рекомендуется публикация основных результатов диссертаций на соискание учёной степени доктора наук по педагогике и психологии, филологии и искусствоведению, биологическим наукам и физике (список принят в апреле 2008 ВАК Российской Федерации).
Журнал включен в Реферативный журнал и Базу данных ВИНИТИ. Сведения о журнале публикуются в международной справочной системе по периодическим и продолжающимся изданиям «Ulrich's Periodicals Directory».
Журнал распространяется по подписке - индекс 70095 в каталоге «Роспечать».
В журнале публикуются результаты исследований учёных.
Качество публикуемых статей контролируется редколлегией, в состав которой входят ведущие ученые ГОУ ВПО «ЧГПУ», других вузов России и зарубежных стран.
Правила оформления рукописи статьи
Рукопись статьи, объемом не менее 8 страниц, должна быть набрана в текстовом редакторе Microsoft Word в формате *. doc или *. rtf шрифтом Times New Roman Cyr, 14 pt, интервал - 1,5, все поля по 20 мм. В начале статьи помещаются УДК и ББК, фамилия, имя, отчество автора (авторов), ученая степень, ученое звание, город, аннотация объемом 5-6 строк, ключевые слова. Все эти данные предоставляются также на английском языке (см. образец в архиве).
Содержащиеся в статье формулы и символы помещаются в текст с использованием формульного редактора Microsoft Eguation. Рисунки должны быть размещены в тексте статьи, ссылки на рисунки в тексте обязательны. Ссылки на первоисточники в тексте заключаются в квадратные скобки с указанием номера из библиографического списка и страницы, список размещается в конце статьи с соблюдением ГОСТ 7.1 2003 www.biblioraDhv.ru. (Например, Игнатьева, Т.М. Педагогическое управление [Текст] / Т.М. Игнатьева. - М. : Флинта, 2006. -198 с.). Постраничные сноски должны иметь сквозную нумерацию. В конце статьи указываются сведения об авторе (авторах) - место работы: вуз, факультет, кафедра, учёная степень, ученое звание, шифр специальности, согласно номенклатуре научных работников, адрес электронной почты, контактные телефоны, почтовый адрес.
Пристатейный список литературы и сведения об авторе также предоставляются на английском языке после русской версии.
Рукопись статьи подписывается автором (авторами) с фразой: «статья публикуется впервые» и датой.
В редакцию журнала рукопись статьи передается в распечатанном виде на бумаге формата А4 и в электронном виде одним файлом по электронной почте [email protected]. или на диске.
Публикация статей аспирантов осуществляется бесплатно.
Материалы, не соответствующие указанным требованиям, не рассматриваются.
Адрес редакции журнала: 454000, Россия, г. Челябинск, пр. Ленина, 69, офис 450, редакция журнала «Вестник ЧГПУ».
Тел. 8 (351) 239-37-34. Консультации 12:00-16:00 (Катерина).
Электронная почта редакции [email protected], [email protected]
Ответственный редактор журнала - доктор педагогических наук, профессор
Елена Юрьевна Никитина.
Information About Academic Journal «Herald of Chelyabinsk State Pedagogical University»
ISBN 1997-98-86
The academic journal was started by the Federal State On-Budget Educational Institution of Higher Professional Education (FSBEI HPE) "Chelyabinsk State Pedagogical University". Registration certificate PI № FS 77-35205, issued on February, 4, 2009 by the Ministry of Press, Broadcasting and Mass Communications of the Russian Federation.
The journal is included into the list of the scientific and scientific-and-technical publications of Russian Federation, where it is recommended to publish the basic results of the theses for the scientific degree of Doctor of Pedagogics and Psychology, Philology and Art History, Biology and Physics (the list was adopted on June, 17, 2011 by the Higher Attestation Commission (HAC) of the Russian Federation).
The journal is included into VINITI Abstract Journal and Database. Information about the journal is published in «Ulrich's Periodicals Directory», the international help system on periodicals and ongoing publications.
The journal is distributed by subscription - postal index 12695, 70095 in "The Post-office of Russia" catalogue.
The journal publishes the results of the scientists' research.
The quality of the articles published is controlled by the editorial staff consisting of the leading scientists of FSBEI HPE "Chelyabinsk State Pedagogical University" and other higher educational establishments of Russia and foreign countries.
Requirements for Manuscript Copy of the Article
Manuscript copy of the article, no less than 8 pages, should be typed in the Microsoft Word Text Editor, format *. doc or *. rtf, Times New Roman Cyr, 14 pt, spacing - 1,5, margins - 20 mm. UDC (Universal Decimal Classification), BBC (Bibliothecal-Bibliographical Classification), surname, name, patronymic name of the author(s), academic degree, academic rank, city, summary of 5-6 lines, key words are placed at the beginning of the article. All these data should also be presented in English (see sample in the archive).
Formulas and symbols are put in the text with the help of Microsoft Equation Formula Editor. Drawings should be placed in the text, references to the drawings in the text are required. References to the primary sources in the text are inserted in the square brackets indicating the number from bibliography and the page number. Bibliography is placed at the end of the article according to the State Standard 7.1 2003 www.biblioraphv.ru. (For example, Ignatieva, T.M. Pedagogical Management [Text] / T. M. Ignatieva. - M.: Flinta, 2006. - 198 p.). Footnotes should have continuous numbering.
Information about the author(s) - place of work: university; faculty; chair; academic degree; academic rank; specialty code, according to the scientific workers nomenclature; e-mail address; contact phone numbers; postal address should be placed at the end of the article.
Bibliography and information about the author(s) should be presented in English after the Russian version.
Manuscript copy of the article should be signed by the author(s) with the phrase: "The article is published for the first time ", date follows.
Manuscript copy of the article is presented to the editorial office in hard copy version (A4 paper) and by a single e-mail file - [email protected] or on CD.
Articles of the post-graduate students are published without payment.
Articles that do not meet these requirements are not accepted.
Editorial office address: 454000, Russia, Chelyabinsk, Lenina Street, 69, office 450, editorial office of the Herald of ChSPU.
Executive Editor - Doctor of Pedagogics, Professor
Elena Yurievna Nikitina
Phone number (8-351)-2-39-37-34.
Advising: Monday, Wednesday 12:00 - 16:00 by the Candidate of Pedagogics, Ekaterina Alexeevna Zyryanova.
Editorial office e-mail: [email protected], [email protected]. [email protected]
ВЕСТНИК
ЧЕЛЯБИНСКОГО
ГОСУДАРСТВЕННОГО
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
УНИВЕРСИТЕТА
Научный журнал № 4 2012 г.
Отпечатано и сброшюровано в ООО «Элит-Печать»
г. Челябинск, ул. Сони Кривой, 52 тел.: (351) 751-21-58, 777-47-56 E-mail: [email protected] Подписано в печать 11.05.2012. Формат 60х84 1/8 Усл. печ. л. 40,57. Тираж 500 экз. Заказ № 155/2012.