Научная статья на тему 'Семиотические средства конструирования гендера в педагогическом дискурсе'

Семиотические средства конструирования гендера в педагогическом дискурсе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
444
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМИОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / МОНО-ПОЛИКОДОВЫЕ ТЕКСТЫ / (НЕ-)ВЕРБАЛЬНЫЙ КОД / ГЕНДЕРНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ / ГЕНДЕРНЫЕ АСИММЕNРИИ / MONOCODE (POLICODE) TEXTS / VERBAL (NON-VERBAL) CODE / SEMIOTIC MEANS / GENDER STEREOTYPES / GENDER ASYMMETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Черных Олеся Юрьевна

В статье на примере текстов учебников для первого класса рассмотрены способы конструирования гендера в педагогическом дискурсе. Исследованы монои поликодовые тексты; выявлены и систематизированы семиотические средства создания гендерной идентичности. Сделан вывод: конструирование гендера имеет место; маскулинность и фемининность представлены в соответствии с устоявшимися стереотипами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Semiotic Means or Gender Construction in Pedagogical Discourse

The article presents the results of the study of textbooks to determine the means of gender construction. It analyzes monoand policode texts, identifies and systematizes semiotic means to construct gender identity. The conclusion is: there is a construction of gender in accordance with gender stereotypes in the textbooks.

Текст научной работы на тему «Семиотические средства конструирования гендера в педагогическом дискурсе»

4. Маслова, В.А. Лингвокультурология: учеб. пособие для студентов высш. учебн. заведений [Текст]/В.А. Маслова. - 2-е изд. стереотип. - М.: Академия, 2004. - 208 с.

5. Савенкова, Л.Б. Русская паремиология: и лингвокультурологический аспекты [Текст] / Л.Б. Савенкова. - Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского ун-та, 2002. - 239 с.

6. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В.М. Кожевникова и П.А. Николаева [Словарь] / В.М. Кожевников. - М.: Сов. Энцикл., 1987. 752 с.

Bibliography

1. Bryuzgina, N.K. French-Russian Dictionary of Proverbs and Sayings (4,000 units) [Dictionary] / N. Bryuzgina. - М., 2007.

2. Dahl, V.I. Proverbs of the Russian People: In 3 V. [Dictionary] / V. I. Dahl. - М.: The Russian Book, 1994. - 2 V.

3. Kappadona, D. Dictionary of Christian Art [Dictionary] / D. Kappadona. - Yekaterinburg: Ural-LTD, 2002. - 266 p.

4. Literary Encyclopedia / Edited by V.M. Kozhevnikov, P.A. Nikolaev [Dictionary] / V.M. Kozhevnikov. - Moscow: Sov. Encyclopedia., 1987. - 752 p.

5. Maslova, V.A. Linguistics: Manual for Higher School Students [Text] / V.A. Maslova. - 2nd Ed., Stereotyped. - Moscow: Academia, 2004. - 208 p.

6. Savenkov, L.B. The Russian Paroemiology: Linguocultural Aspects [Text] / L.B. Savenkov.

- Rostov-on-Don: Rostov University Press, 2002. - 239 p.

УДК 367.8 ББК 451

Черных Олеся Юрьевна

преподаватель кафедра зарубежной филологии Московский городской педагогический университет

г.Москва Chernykh Olesya Yurievna Lecturer Chair of Foreign Philology Moscow City Pedagogical University Moscow

Семиотические средства конструирования гендера в педагогическом дискурсе Semiotic Means or Gender Construction in Pedagogical Discourse

В статье на примере текстов учебников для первого класса рассмотрены способы конструирования гендера в педагогическом дискурсе. Исследованы моно- и поликодовые тексты; выявлены и систематизированы семиотические средства создания гендерной идентичности. Сделан вывод: конструирование гендера имеет место; маскулинность и фемининность представлены в соответствии с устоявшимися стереотипами.

The article presents the results of the study of textbooks to determine the means of gender construction. It analyzes mono- and policode texts, identifies and systematizes semiotic means to construct gender identity. The conclusion is: there is a construction of gender in accordance with gender stereotypes in the textbooks.

Ключевые слова: семиотические средства, моно-поликодовые тексты, (не-)вербальный код, гендерные стереотипы, гендерные асиммеприи.

Key words: semiotic means, monocode (policode) texts, verbal (non-verbal) code, gender stereotypes, gender asymmetry.

На сегодняшний день в языкознании оформился новый антропоцентричный

подход к изучению языка, который подразумевает учет всех параметров человеческой личности, отражающихся в языке, в том числе и гендера [8]. Признавая гендер конструируемой сущностью, а главным инструментом его конструирования - язык, лингвисты - гендерологи исследуют различные виды дискурса [7]. Однако гендерная специфика педагогического дискурса изучена недостаточно.

Цель исследования: выявление, инвентаризация и системное описание семиотических способов и средств конструирования гендера в педагогическом дискурсе. Материал исследования: тексты полного комплекта учебников для

первого класса общеобразовательной школы по системе развивающего обучения Л. Занкова, рекомендованные Министерством образования и науки Российской Федерации [1, 2, 3, 4, 5].

Анализ текстов показал наличие метагендерного и гендерного уровня1 [8]. В соответствии с этим все задания разделили на две группы:

1. Задания, содержащие гендерно значимую информацию (ГЗИ) [6];

2. Задания, не содержащие гендерно значимой информации.

Гендерно значимая информация свойственна лишь примерно трети исследованных текстов и представлена как вербально, так и в видеовербальных текстах.

Задания с ГЗИ мы разделили - в зависимости от характера текста - на:

1. Монокодовые задания (или вербальные);

2. Поликодовые задания (состоящие из двух компонентов: вербальной части и видеосоставляющей).

В тексте заданий субъекты действий представлены следующими группами имен существительных:

- антропонимические лексемы {Маша, Иванов, Незнайка);

- термины родства {мать, сын);

- лексемы, обозначающие возраст и пол субъекта действий (девочка, мальчик);

- агентивные лексемы (художник, писатель).

Гендерный параметр в указанных группах маркирован на грамматическом уровне - через категорию рода.

Группы номинаций, называющие субъектов мужского и женского рода, совпадают, однако их семантическое наполнение различается. Обнаружено наличие гендерной асимметрии в использовании имен существительных: в количественном отношении лидируют имена существительные мужского рода. Семантический репертуар названных лексем разнообразен.

1 Гендерный уровень соотносится с маскулинностью и фемининностью, метагендерный уровень включает в себя общечеловеческое.

2 Гендерно значимая информация (ГЗИ) - информация о языковой единице, которая актуализирует в сознании индивидов те или иные гендерные стереотипы.

Анализ предикативных отношений выполнялся с опорой на модель анализа семантики глагольных предикатов М.А.К.Халлидея. Суть модели состоит в том, что говорящий или пишущий, выбирая тот или иной глагол для описания действий, конструирует определенный образ субъекта этих действий. Автор делит глаголы на категории в зависимости от выполняемой деятельности и роли субъекта. Схематически названная модель выглядит следующим образом:

физический процесс (material process)

событие

намеренное ненамеренное

психический процесс (mental process)

замкнутый внутри направленный вовне

процесс познания процесс восприятия процесс реакции

Анализ семантики глагольных предикатов подтвердил наличие метагендер-ного и гендерного уровня при описании человека в языке. Большинство глаголов, использованных в текстах заданий, относятся к метагендерному уровню, т.е. носят универсальный характер и употребляются как с подлежащими - именами существительными мужского, так и женского рода. Например, решать, начертить, писать и т.д.

Однако в тексте отдельные глаголы чаще используются для обозначения действий лица определенного пола. Они также относятся к метагендерному уровню, но носят фреквентальный характер, т.е. предпочтительно употребляются с именами существительными либо мужского, либо женского рода, не имея при этом в системе языка никаких гендерно значимых ограничений на употребление.

При описании действий лиц мужского пола преобладают глаголы, обозначающие физические процессы намеренного действия, среди них лидируют глаголы со значением «движение». Например, бежать, скакать и т.д. Репертуар названных глагольных предикатов представлен разнообразно. Таким образом, лицо мужского пола чаще всего представлено активным субъектом действия с ярко выраженной мобильностью и динамичностью.

Семантические поля глагольных предикатов намеренного действия, репрезентирующие образы мужчин и женщин, обнаруживают значительное различие: при описании гендерной идентичности женщины полностью отсутствуют глаголы с семой «девиантное, агрессивное поведение» (например, ударить, застрелить, бить).

Глагольные предикаты, обозначающие физические действия ненамеренного характера, также чаще используются с подлежащим, выраженным одушевленным именем существительным мужского рода (например, нашел, уронил). При описании действий лиц женского пола при помощи глаголов ненамеренного действия полностью отсутствуют эмоционально окрашенные глаголы, такие как «заплакать, покраснеть, побледнеть». Напротив, в текстах заданий они используются с лицами мужского пола, например, Ваня заплакал.

Деятельность субъектов мужского пола, выраженная глаголами, обозначающими психические процессы (например, думать, знать) представлена более разнообразно, чем психическая деятельность субъектов женского пола.

Таким образом, гендер конструируется в тексте за счет предпочтительного использования определенных глаголов с именами существительными мужского или женского рода.

Выявлены способы конструирования гендерных асимметрий при помощи вербального кода, невербального кода, а также при помощи взаимодействия обоих кодов. Установлены следующие языковые средства создания гендерных асимметрий:

• неспецифицированное использование имен существительных мужского рода при обращении ко всем учащимся;

Дорогой первоклассник!

• неспецифицированное употребление глагола в мужском роде в прошедшем времени при обращении ко всем учащимся

Где ты встречался с математикой?

• количественное доминирование имен существительных мужского рода в предложениях, где подлежащее выражено тремя однородными членами предложения:

Незнайка, Кнопочка и Знайка находили значение суммы 5+4

При помощи невербальных средств гендерные асимметрии создаются за счет численного преобладания лиц мужского пола на иллюстрациях и более разнообразного представления видов их деятельности (см. рис. 1,2).

Выявлены скрытые способы конструирования гендера за счет взаимодействия невербального и вербального кода в поликодовых заданиях. Под скрытыми мы понимаем те способы, которые основаны на выводном, неявном знании.

1. В вербальной части используются гендерно нейтральные единицы (например, люди, народы), а в невербальной - воспроизводятся гендерные стереотипы (см. рис.З).

■ак пшр-ч ^'1Иг1кь ЗАП1'“1.1ал1и миспч

■" * -■ имм ■ 1 щ 1- шармн

ям

мЬш^1

8 3 15 2 6 0 7 9 4

*•

Рис.З

2. При выполнении заданий лицами мужского и женского пола правильный вариант (или более рациональный способ решения) предлагает мальчик:

^ ПмясДОЛН Т>|ч и Вии-а, Скапьцр здь-с.^ рп/ул.

1 3 - 3 4 3

1 г г * 4 ь т...

113* 5 —и

* г а 4 1 & ? й 9...

4 г-йца. - Н«т, лтп I [Л4-Я-

Нимн юга, к гй г-Г^аЕ!-.. н ООЪЛСНм спа|. ®=ает,

Рис.4

Отметим этот тип задания: в невербальном коде выявлена нейтрализация гендера: изображены мальчик и девочка (а не два мальчика или две девочки). Вербальный код также симметричен: Поспорили Таня и Вова. Однако при решении задания, обнаруживается, что правильный ответ дает именно Вова. Эта тенденция прослеживается и в других заданиях подобного типа: если по условию задания и мальчик, и девочка совершили ошибки, то у девочки всегда на одну ошибку больше (см. рис.5).

^ца р Сч: ¥ 1Ч||.П|Ч1Ш' .......

Г.-тип-;■ 1 ■ ■ ■ ;■ у 1-нр ппгт^IМГГУ7-Я■

Г в -Г-3

Т

Если «ль оин^нн, 1ЛН1Н НС-В^рНЬИ р-ОИВИ С1РЭ И нерусииСвАЙ

йьянры ИФрмиа рапвмста н мерапФн став.

Рис.5

Таким образом, несмотря на явное стремление авторов снизить андроцен-тричность текстов, скрыто гендерные различия все же конструируются: мальчик предлагает более рациональный способ решения, делает меньше ошибок. Это создает образ человека более способного, более умного, имеющего более ярко выраженные математические способности, чем у девочки.

3. Особым является следующий способ конструирования гендера: в вербальном коде полностью отсутствует субъект мужского или женского пола, автор как бы обращается ко всем ребятам. Однако на иллюстрации изображен мальчик или девочка. Таким образом, слова автора соотносятся именно с представителем мужского или женского пола, и формируется определенный образ (см. рис.6).

М-Шгмт

Йргтдрм#

.1С ГI ■ =-| ' ис, л

!П** * гИм

■ к^АЛЧ Яр’* Ш ГЛЧ1

II ргТ'1- ■Т" н -ыаа ь^

■ 1ЧТИРЧ

К ■ МХИ ™ А*-

ь||»и 1 Ним

1 = |-"1ПУ КпТщ ПТ тйцз-1-

■ 1 л- ■ I" I п г ■ ■ у ■ ■< л I

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.6

Изображение мальчика, съезжающим по перилам, конструирует у первоклассников стереотип допустимости девиантного поведения лиц мужского пола.

Таким образом, асимметричное конструирование гендера имеет место в текстах учебников. Фемининность и маскулинность представлены в соответсвии с устоявшимися в обществе гендерными стереотипами. Возможно, определенную роль в стереотипном представлении лиц разного пола сыграли особенности текстов: в некоторых учебниках представлен более ранний хронологический этап - фольклор, рассказы писателей 19 века и т.д. Да и в целом тексты на удивление мало связаны с современностью.

Библиографический список

1. Аргинская, И.И., Бененсон, Е.П., Итина JI.C. Математика: Учебник для 1 класса: В 2 частях [Текст]/ ИИ.Аргинская, Е.П.Бененсон, JI.C.Итина. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008 - 1 часть - 112с., 2 часть - 128с.

2. Дмитриева, Н.Я., Казаков, А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса: В 2 частях.

- 4-е изд., исправ. [Текст]/ Н.Я. Дмитриева, А.Н.Казаков. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. Часть 1 - 52с., часть 2 - 48с.

3. Полякова, А.В. Русский язык: Учеб. Для 1 кл. нач. шк. - 4-е изд. [Текст]/ А.В.Полякова. - М.:Просвещение, 2008 - 143с.

4. Лазарева, В.А. Литературное чтение: Учебник для 1 класса [Текст]/ В.А. Лазарева. -Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. - 128с.

5. Нечаева, Н.В., Белорусец, К.С. Азбука: Учебник по обучению грамоте и чтению. - 7-е изд., испр. [Текст]/ Н.В.Нечаева, К.С. Белорусец. - Самара: Издательство «учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008. - 112с.

6. Васькова, О. А. Гендер как предмет лексикографического описания (на материале фразеологии): дисс. ...канд. филол. наук: 10.02.19; защищена 17.03.2006[Текст] / О.А. Васькова. - М., 2006. - 177 с.

7. Гриценко, Е. С. Язык. Гендер. Дискурс: Монография. [Текст]/ Е. С. Гриценко - Нижний Новгород: Изд-во ННГУ им. Н. И. Лобачевского, 2005. - 267 с.

8. Кирилина, А. В. Гендер: лингвистические аспекты [Текст]/. А. В. Кирилина.- М.: Издательство «Институт социологии РАН», 1999. - 189 с.

Bibliography

1. Arginskaya, I. I., Benenson, E. P., Itina, L. S. Mathematics: Textbook for 1st Form [Text] -I. I. Arginskaya, E. P. Benenson, L. S Itina. - Samara: «Uchebnaya Literatura» Publishing House: «Fedorov» Publishing House, 2008 - Parts 1, 2. - 112 p.

2. Dmitrieva, N.Ya., Kazakov, A.N. Environment: Textbook for 1st Form [Text] / N.Ya. Dmitrieva, A.N. Kazakov. - Samara: «Uchebnaya Literatura» Publishing House: «Fedorov» Publishing House, 2008 - Part 1. - 52 p., Part 2. - 48p.

3. Gritsenko, E. S. Language. Gender. Discourse. [Text] / E. S. Gritsenko. - Nizni Novgorod: Publishing House of NNSY n.a. N. I. Lobachevsky, 2005. - 267 p.

4. Kirilina, A. V. Gender: Linguistic Aspects [Text] / A. V. Kirilina. - М.: Publishing House «Institute of Sociology RAS», 1999. - 189 p.

5. Lazareva, V.A. Literary Reading: Textbook for 1st Form [Text] / V.A. Lazareva. - Samara: «Uchebnaya Literatura» Publishing House: «Fedorov» Publishing House, 2008. - 128 p.

6. Nechaeva, N.V., Belorusets, K.S. The ABC Book [Text] / N.V.Nechaeva, K.S. Belorusets. -Samara: «Uchebnaya Literatura» Publishing House: «Fedorov» Publishing House, 2008. - 112p.

7. Polyakova, A.V. The Russian Language [Text] / A.V. Polyakova . - M. :Prosveshchenie, 2008 - 143 p.

8. Vaskova, О. A. Gender As the Object of Lexicographical Description (On Phraseological Material): Diss. ...Cand. ofPhilol. [Text] / O.A. Vaskova. - М., 2006. - 177 p.

БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ И ФИЗИКА

УДК 612.014.49 ББК 28.707.3

Прохоренко Елена Александровна

соискатель

кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности Братский государственный университет г. Братск

Никифорова Валентина Александровна

доктор биологических наук, профессор

кафедра экологии и безопасности жизнедеятельности Братский государственный университет г. Братск Перцева Татьяна Григорьевна

кандидат биологических наук, доцент

кафедра физического воспитания Братский государственный университет г. Братск Prokhorenko Elena Alexandrovna Applicant for a Degree Chair of Ecology and Life Safety Bratsk State University Bratsk

Nikiforova Valentina Alexandrovna

Doctor of Biology,

Professor Chair of Ecology and Life Safety Bratsk State University Bratsk

Pertseva Tatyana Grigorievna

Candidate of Biology,

Assistant Professor Chair of Physical Education Bratsk State University Bratsk

Эколого-физиологический портрет студенческой молодежи в условиях воздействия техногенных факторов Ecological-and-Physiological Portrait of the Students in the Conditions of Technogenic Factors Influence

Приведены результаты исследования морфофункциональных и гемодина-мических показателей студенческой молодежи Братского государственного университета в условиях воздействия неблагоприятных экологических факто-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.