Научная статья на тему 'Динамическая оценка функциональных возможностей студентов ВУЗов, проживающих в промышленных центрах Восточной Сибири'

Динамическая оценка функциональных возможностей студентов ВУЗов, проживающих в промышленных центрах Восточной Сибири Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
115
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Acta Biomedica Scientifica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ / ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ РИТМА СЕРДЦА / РЕАБИЛИТАЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ / STUDENTS / FUNCTIONAL STATE OF CARDIO-VASCULAR SYSTEM / HEART RATE VARIABILITY / PROGRAM OF REHABILITATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Катульская Ольга Юрьевна, Ефимова Наталья Васильевна, Прохоренко Елена Александровна

В статье представлены результаты обследования студентов ВУЗов, проживающих в промышленных городах Восточной Сибири. Согласно полученным данным, 63,9 % обследованных студентов г. Ангарска и 41,4 % студентов г. Братска имеют сниженные адаптационные возможности. Осмотр студентов Братского государственного университета был осуществлен в связной выборке для сравнения состояния здоровья в процессе обучения и оценки эффективности программы оздоровления студентов ВУЗа. Проведенный тест на реакцию сердечно-сосудистой системы показал, что с возрастом происходит мобилизация систем организма с последующей нормотонический реакцией у большинства обследованных студентов г. Братска.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Катульская Ольга Юрьевна, Ефимова Наталья Васильевна, Прохоренко Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DYNAMIC COMPARATIVE ASSESSMENT OF FUNCTIONAL CAPABILITIES OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS LIVING IN INDUSTRIAL CENTERS OF EASTERN SIBERIA

The examination results of the students of the Higher Education Establishments Living in the industrial centers of East-Siberia are represented in this paper. Based on the findings, 63,9 % of the students examined in the town of Angarsk and 41,4 % of the students in the town of Bratsk were found to have the decreased adaptive capabilities. The medical student examination of the State University in Bratsk has been performed in the associated sample to compare the health states in the learning process and to assess the programme efficiency on recovering the students of the Establishments above. The test performed for the response of the cardio-vascular system has shown that the organism system mobilization with the following normotonic responses in the majority of students examined in Bratsk may occur with age.

Текст научной работы на тему «Динамическая оценка функциональных возможностей студентов ВУЗов, проживающих в промышленных центрах Восточной Сибири»

УДК 612.01:616-072-057.875

О.Ю. Катульская Н.В. Ефимова Е.А. Прохоренко 2

ДИНАМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В ПРОМЫШЛЕННЫХ ЦЕНТРАХ ВОСТОЧНОЙ СИБИРИ

1 Ангарский филиал Восточно-Сибирского научного центра экологии человека СО РАМН - Научноисследовательский институт медицины труда и экологии человека (Ангарск) 2 Профилакторий Братского государственного университета (Братск)

В статье представлены результаты обследования студентов ВУЗов, проживающих в промышленных

и 41,4 % студентов г. Братска имеют сниженные адаптационные возможности. Осмотр студентов Братского государственного университета был осуществлен в связной выборке для сравнения состояния здоровья в процессе обучения и оценки эффективности программы оздоровления студентов ВУЗа. Проведенный тест на реакцию сердечно-сосудистой системы показал, что с возрастом происходит мобилизация систем организма с последующей нормотонический реакцией у большинства обследованных студентов г. Братска.

Ключевые слова: студенты, функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, вариабельность ритма сердца, реабилитационные программы

DYNAMIC COMPARATIVE ASSESSMENT OF FUNCTIONAL CAPABILITIES OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION ESTABLISHMENTS LIVING IN INDUSTRIAL CENTERS OF EASTERN SIBERIA

O.Yu. Katulskaya N.V. Efimova E.A. Prokhorenko 2

11nstitute of Occupational Health & Human Ecology ESSC HE SB RAMS (Angarsk)

2 Dispensary of Bratsk State University (Bratsk)

The examination results of the students of the Higher Education Establishments Living in the industrial centers of East-Siberia are represented in this paper. Based on the findings, 63,9 % of the students examined in the town of Angarsk and 41,4 % of the students in the town of Bratsk were found to have the decreased adaptive capabilities. The medical student examination of the State University in Bratsk has been performed in the associated sample to compare the health states in the learning process and to assess the programme efficiency on recovering the students of the Establishments above. The test performed for the response of the cardio-vascular system has shown that the organism system mobilization with the following normotonic responses in themajor-ity of students examined in Bratsk may occur with age.

Key words: students, functional state of cardio-vascular system, heart rate variability, program of rehabilitation

Известно, что на формирование здоровья человека оказывает влияние целый комплекс факторов: экологические, социальные, географические и др. Отмечается высокая значимость воздействия загрязнения атмосферного воздуха [6, 7]. Система высшего профессионального образования среди прочих, ставит перед собой решение задачи обеспечения эффективной адаптации организма студентов к условиям обучения в вузе. Естественно, что в условиях интенсификации обучения, характерных для современных ВУЗов, отмечаются функциональные изменения, которые сопровождаются напряжением компенсаторно-приспособительных систем, что отражается на состоянии как психического, так и соматического здоровья студентов [1, 8, 10]. В итоге интенсивная учебная нагрузка и хроническое воздействие экологически неблагоприятных факторов окружающей среды ведут к перенапряжению и нарушению адаптивных возможностей организма, что может привести к срыву адаптации, развитию предболезненных состояний и хронизации основных патологических процессов [9]. Динамическое наблюдение за процессами роста и развития организма студентов позволяет

своевременно обнаружить неблагоприятные тенденции и реагировать на них путем разработки и проведения региональных и федеральных программ укрепления здоровья населения.

Цель исследования — дать оценку динамике функциональных возможностей студентов, обучающихся в ВУЗах промышленных центров Иркутской области.

МЕТОДИКА

Проведено двукратное обследование 240 студентов Ангарской государственной технической академии (АГТА) и Братского государственного университета (БрГУ) в связной выборке с интервалом 3 года. Студенты являлись постоянными жителями городов Ангарска и Братска, при первичном обследовании их возраст составлял 18 — 19 лет. Для выявления эффективности реализации оздоровительной программы сформирована ко-

физического развития был рассчитан показатель индекса массы тела (ИМТ). В качестве параметра, характеризующего степень адаптированности, функциональные резервы организма и прогно-

зирующего негативные изменения здоровья, применен индекс функциональных изменений по формуле P.M. Баевского и А.П. Берсеневой [4]. В соответствии с [4] считали, что индекс функциональных изменений, имеющий значение до 2,10, свидетельствует о достаточных функциональных возможностях и удовлетворительной адаптации, от 2,11 до 3,20 — о состоянии функционального напряжения, более 3,20 — о срыве адаптации. Функциональные возможности кардиореспира-торной системы оценивали, используя пробу с физической нагрузкой, позволяющей судить об адаптации к мышечной работе и о закономерностях восстановительных реакций. Оценка результатов пробы проводилась с учетом типов реакций на физическую нагрузку [5]. Для оценки регуляторных систем организма использован анализ вариабельности ритма сердца (ВРС) [11]. Фоновая запись ЭКГ (3 стандартных отведения) и дыхания выполнялась

рософт») в положении лежа в течение 5 минут, затем проводилась ортостатическая проба, запись продолжалась 6 минут. Анализ вариабельности ритма сердца проведен с помощью программного комплекса «Полиспектр». Распространенность изучаемых явлений представлена в виде частоты случаев на 100 осмотренных и среднеквадратичной ошибки показателя (Р ± р), различия оценивали по t-критерию Стьюдента. Статистический анализ качественных данных проведен с применением методов непараметрического анализа, реализованных

в компьютерной программе 81а1±зиса.6, на основе таблиц сопряженности вычисляли х2 с поправкой Йетса, различия считали значимыми при р < 0,05. Обследование проведено при информированном согласии студентов в соответствии с требованиями Хельсинской декларации.

РЕЗУЛЬТАТЫ

и БрГУ отмечено, что соматоскопические показатели и функциональные возможности у первокурсников БрГУ несколько ниже, чем у ангарчан

58.5 % повторно обследованных индекс массы тела (ИМТ) соответствовал принятым нормативам, что несколько ниже по сравнению с результатами I обследования (у 63,2 % студентов ИМТ соответствовал норме). В целом у юношей-студентов 48,8 ± 7,3 % индекс массы тела находился в пределах нормы, у 18,6 ± 5,9 % юношей ИМТ — ниже нормы и у

32.5 ± 7,2 % — согласно ИМТ имелся избыток веса. Большинство девушек-студенток — 68,2 ±7,1 %, согласно оценки ИМТ, имели нормальную массу тела. Пониженная масса тела в соответствие с ИМТ зафиксирована у 31,8 ±7,1 % девушек. Среди всех обследованных девушек повышенной массы тела

Результаты обследования студентов БрГУ свидетельствуют, что среди повторно обследованных увеличилось количество лиц с гармоничным фи-

Таблица 1

Распределение студентов (%) БрГУ и АГТА по соматоскопическим признакам (индекс массы тела) в динамике

Место

проживания

Пол

Норма

I обследование

II обследование

Недостаток массы тела

I обследование

II обследование

Избыток массы тела

I обследование

II обследование

г. Ангарск (АГТА)

61,4 ±5,8

48,8 ±7,3

16,9 ±4,4

18,6 ±5,9

22,9 ±5,0

32,5 ±7,2*

девушки

65,5 ± 6,4

68,2 ±7,1

32,7 ±6,3

31,8 ±7,1

1,8 ± 1,

г. Братск (БрГУ)

55,5 ± 6,4

68,8 ± 7,8*

30,5 ±5,2

18,8 ±4,3

13,9 ±4,8

12,5 ±4,2

девушки

76,7 ±7,1

81,8 ±8,6

10,0 ±4,1

13,3 ±4,7

18,2 ±4,2

Примечание: * - различия статистически значимы по ^критерию Стьюдента между юношами АГТА и БрГУ (р < 0,05).

Таблица 2

Распределение студентов (%) БрГУ и АГТА по типу реакции сердечно-сосудистой системы на физическую

нагрузку

Тип реакции на физическую нагрузку

г. Ангарск (АГТА)

I обслед-е

I обслед-е

девушки

I обслед-е

I обслед-е

г. Братск (БрГУ)

I обслед-е

II обслед-е

девушки

I обслед-е

I обслед-е

Нормотоническая

75 ± 5,4

33,6 ±8,3

81,1 ±5,4

47,7 ±10,1

47,2 ± 8,3

60,0 ±12,6*

53,3 ±9,1

66,6 ± 13,8

Гипертоническая

15,6 ±3,8

64,1 ± 10,4*

15,1 ±4,9

43,8 ±10,1

33,3 ± 7,8

6,6 ±6,5

26,6 ±8,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25,0 ±12,4

Гипотоническая

Ступенчатая

4,5 ±4,3

1,9 ± 1,9

8,4 ±6,4

8,3 ±4,6

6,6 ±6,5

10,0 ±5,5

>,3 ± 7,!

Гипертоническая на фоне артериальной гипертензии______

Примечание: * - различия статистически значимы по t-критерию Стьюдента между юношами (р < 0,05)

зическим развитием. Ко второму исследованию снизилось число юношей с пониженной массой тела, а у девушек не выявлено недостатка массы тела. Дисгармоничность отмечена как у юношей, так и у девушек в основном из-за повышенной массы тела (15,3 % обследованных).

В ходе наблюдения установлено, что большинство студентов имели нормальные уровни артериального давления. Среди девушек указанные величины соответствовали возрастным нормам в 95,4 % случаев. Однако у юношей АГТА в 39,0 % случаев отмечено повышенное артериальное давление, которое при стойком выявлении может расцениваться как пограничная артериальная гипертензия. Более информативной является оценка функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы в условиях физического напряжения.

Динамический анализ результатов исследования показал, что ко II исследованию снизилось количество студентов АГТА, как юношей, так и девушек, с нормотонической реакцией на физическую нагрузку (с 78,2 % до 40,6 % обследованных студентов). Гипертонический тип реакции, напротив, выявлялся в 3,5 раза чаще ко II исследованию. Кроме этого у 7,1 % студентов отмечался ступенчатый тип реакции на физическую нагрузку, который, как и гипертонический, является неблагоприятным

физической нагрузкой студентов БрГУ показала, что прогностически неблагоприятный ступенчатый тип реакции зарегистрирован у 6,6 % юношей и у 8,3 % девушек — студентов БрГУ, достоверных различий в динамике наблюдения не выявлено. Вместе с тем, следует указать, что у большинства студентов преобладала нормотоническая реакция сердечно-сосудистой системы, которая является физиологической. Ко II исследованию доля студентов с подобной реакцией стала несколько выше (у 63,6 % против 50,3 %,р< 0,05). Количество девушек с гипертоническим типом реакции к 2010 г. практически не изменилось. Среди юношей, напротив, доля с гипертоническим типом реакции к 2010 г. сократилась в 5 раз.

Анализ показателей индекса функциональных изменений (ИФИ) [3] позволил выявить напряже-

ние адаптационных возможностей у 23,7 ± 5,4 % юношейи38,9 ±6,1 %девушек — студентов АГТА, и 34,7 ± 8,2 — 36,1 ± 7,5 %, соответственно, студентов БрГУ в период обучения на первом курсе. При повторном обследовании установлено, что в АГТА статистически значимо увеличилось количество лиц со сниженными функциональными возможностями (79,0 ± 6,9 % юношей и у 48,8 ± 5,8 % девушек, р < 0,05). А в когорте студентов г. Братска состояние функционального напряжения выявлено у 45,5 ± 10,5 % девушек, среди юношей — у 31,2 ± 10,2 % обследованных, различий сданными первичного обследования не отмечено.

Распределение ритмограмм в соответствии с классификацией по Д.И. Жемайтите представле-

студентов г. Ангарска у 7,4 ±5,1 % девушек рит-мограммы относятся ко II классу и соответствуют физиологической норме. III —IV класс ритмо-граммы зарегистрирован у 21,7 ±8,1 % юношей и 25,9 ± 8,4 % девушек, такой тип регуляции сердечного ритма рассматривается как патологический, связанный с преобладанием влияния симпатического отдела ВНС, изменением сосудистого тонуса, увеличением ЧСС. V класс ритмограммы отмечен у 30,4 ±9,1% обследованных юношей и 18,5 ± 7,4 % девушек. Для ритмограммы такого типа характерна стабилизация, снижение мощности волн низкой и очень низкой частот. Указанное может являться следствием перехода с рефлекторного уровня регуляции на гуморально-метаболической, не обеспечивающий адаптивные реакции в полной мере [2]. Подобная ритмограмманередко сопровождает органическую патологию сердца.

Проведенное исследование деятельности вегетативной нервной системы по показателям вав динамике выявило, что к 4 курсу наблюдается снижение количества девушек с ритмограммами II класса (соответствующими физиологической норме) с 33,3 % до 27,3 % в 2010 г. А среди юношей, напротив, отмечен некоторый рост в динамике доли обследованных с подобным типом регуляции сердечного ритма (с 8,3 % до 12,5 % к 2010 г.). В то же время отмечается рост числа студентов с

Таблица 3

Классификация ритмограмм в покое (по Д. Жемайтите) у студентов в динамике

Классы ритмограмм

Ангарск

Юноши

I / II обследование

Девушки

I / II обследование

Братск

Юноши

I / II обследование

Девушки

I / II обследование

0,0

0,0

0,0

0,0

12,1 ±6,5/0,0

15,6 ± 6,8 / 7,4±5,1

8,3 ±4,6/ 12,5 ±8,5

33,3 ±7,9/27,3 ±13,4

3-4

18,2 ±7,2/21,7 ±8,1

18,7 ±7,2/25,9 ±8,4

25,0 ±9,1 /25,0 ±11,2

10,0 ±9,8/0,0

24,2 ±8,0/30,4 ±9,1

34,4 ±9,1 /18,5 ±7,4

5,5 ±3,8/ 12,5 ±8,5

16,7 ±9,5/36,4 ± 15,2*

Недифференцируемый

класс

45,4 ±8,7/47,8 ±10,1

31,2 ±8,6/48,1 ±9,6

61,1 ± 7,9/50,0 ± 12,9

40,0 ±8,9/36,4 ±15,2

Примечание: * - различия статистически значимы по ^критерию Стьюдента между юношами и девушками в 2010 году (р < 0,05).

V классом ритмограммы (неблагоприятный) как среди девушек (с 16,7 % до 36,4 % к 2010 г.), так и среди юношей (с 5,5 % до 12,5 % к 2010 г.). Среди студентов было выявлено 5 % лиц с указанным типом регуляции, стабильно сохранявшимся в течение 3 лет.

Проблема сохранения, укрепления и восстановления здоровья молодого поколения является актуальной на протяжении многих лет функционирования отечественного здравоохранения и образования. В условиях технологических шоков, информационных стрессов, экологической напряженности молодежь, с одной стороны, является наиболее уязвимой частью нации, а с другой — молодые люди обладают адаптивными способностями, необходимыми для реакций и действий в культурном жизненном цикле человека, что часто недоступно взрослым. На фоне резких технологических, социальных, политических и культурных изменений, цель оздоровления подрастающего поколения — вопрос будущего нации и страны. В настоящее время для сохранения здоровья и поддержания качества жизни студентов и сотрудников ГОУ ВПО «Братский государственный университет» в соответствии с приказом М3 России № 114 от 21.03.03 г., решением Ученого совета ГОУ ВПО «БрГУ» от 30.03.2007 г. №3, была разработана Целевая программа «Сохранение здоровья студентов и преподавателей Братского государственного университета на 2008 — 2010 гг.». В программе предусматривалось решение следующих основных задач: внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, диагностику, профилактику и лечение студентов; создание программы адекватного возрастным и индивидуальным потребностям питания студентов ГОУ ВПО «БрГУ» и контроль за ее исполнением; воспитание у студентов самосохранительного поведения и потребности в здоровом образе жизни с учетом современных условий жизнедеятельности. При сравнении адаптационных возможностей у студентов до и после внедрения оздоровительной программы выявили, что состояние здоровья в группе улучшилось, снизилась частота впервые выявленной заболеваемости (72,3 ± 5,8 случаев на 100 обследованных против 188,6 ± 16,6, р < 0,05), повышенного ИФИ, увеличилась доля лиц с нормотонической реакцией на физическую нагрузку. Отмечено повышение средних показателей артериального давления, частоты сердечных сокращений и дыхательных движений, как у юношей, так и у девушек в пределах физиологических норм. В группе, не прошедшей реабилитацию, компенсаторно-приспособительные возможности снизились: отмечен рост систолического АД до пограничного состояния у 40 % обследованных, увеличился удельный вес лиц с гипертоническим типом реакции. В то же время, следует подчеркнуть, что внедрение мероприятий Программы привело к улучшению функциональных возможностей, связанных с физической тренированностью организма, а показатели, обусловленные, в первую

очередь, деятельностью различных отделов нервной системы не претерпели изменений, характеристики ВРС у лиц с III — V типами ритмограммы сохранились. Возможно, это связано с недостаточным вниманием к методам индивидуальной психологической адаптации студентов к требованиям учебного процесса и нового социума [5, 11].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, полученные данные свидетельствуют о напряжении адаптации у студентов в процессе обучения в высшей школе. Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий способствует реализации компенсаторно-

Ддя повышения эффективности реабилитационных программ следует обратить особое внимание на персонифицированный подход к оздоровлению, направленный на укрепление физического и психического здоровья студентов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Агаджанян Н.А. Образ жизни и здоровье

2. Баевский P.M., Берсенев Е.Ю., Берсенева И.А. Медленные волны сердечного ритма как индикатор возрастного развития детей и подростков // Медленные колебательные процессы в организме человека. Теоретические и прикладные аспекты нелинейной динамики и фракталов в

3. Баевский P.M. Оценка адаптационных возможностей организма и риск развития заболева-

4. Баевский P.M. и др. Оценка эффективности профилактических мероприятий на основе измерения адаптационного потенциала системы

бров А.В. Диагностика в профилактической меди-

6. Геворкян Э.С. и др. Изменения некоторых психофизиологических показателей студентов в период экзаменационной сессии // Гигиена и

7. Рахманин Ю.А., Мухамбетова Л.Х., Пи-нигин М.А. Исследование влияния химического загрязнения окружающей среды на состояние здоровья детского населения методами неинвазивной биохимической диагностики // Гигиена и

8. Севрюкова Г.А. Адаптивные изменения функционального состояния и работоспособность студентов в процессе обучения // Гигиена и сани-

9. Сердюковская Г.Н., Тен Г.К. Гигиенические аспекты адаптации организма студентов к условиям труда, быта и отдыха в период 3-го трудового се-

10. Сидоров П.И., Соловьев А.Г., Новикова И.А. Психосоциальная дезадаптация студентов, имеющих хроническую соматическую патологию // Ги-

11. Флейшман А.Н. Медленные колебания гемодинамики. Теория, практическое применение в клинической медицине и профилактике. — Ново-

Сведения об авторах

Катульская Ольга Юрьевна - кандидат медицинских наук, научный сотрудник лаборатории медицинской экологии Ангарского филиала ВСНЦ экологии человека СО РАМН - НИИ медицины труда и экологии человека (665827, г. Ангарск, а/я 1170; тел.: 8 (3955) 55-40-85, факс: 8 (3955) 55-40-77)

Ефимова Наталья Васильевна - доктор медицинских наук, профессор, заведующая лабораторией медицинской экологии Ангарского филиала ВСНЦ экологии человека СО РАМН - НИИ медицины труда и экологии человека Прохоренко Елена Александровна - главный врач Профилактория Братского государственного университета

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.