гиена и санитария. 2016; 95(6)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-568-572_
Оригинальная статья
2. Деваев Н.П. Роль экзаменационного стресса в изменениях вариабельности ритма сердца и биоэлектрической активности головного мозга у студенток медицинского колледжа: Автореф. дисс. ... канд. биол. наук. Ярославль; 2011.
4. Шутова С.В. Ароматерапия: физиологические эффекты и возможные механизмы. Вестник Гуманитарного института Тольят-тинского государственного университета. 2013; 18(4): 1330-6.
5. Баевский Р.М., Кириллов О.И., Клицкин С.З. Математический анализ изменений сердечного ритма при стрессе. М.: Наука; 1984.
6. Беляев А.Ф., Ширяева Е.Е., Кузнецова Г.В. Немедикаментозная терапия как основа восстановительной медицины. Тихоокеанский медицинский журнал. 2008; (3): 88-91.
8. Щербатых Ю.В. Вегетативные проявления экзаменационного стресса: Автореф. дисс. ... докт. биол. наук. СПб.; 2001.
12. Авилов О.В. Обонятельные воздействия при стрессорных состояниях у студентов и школьников: Дисс. ... докт. биол. наук. Курган; 2007.
13. Шквирина О.И., Глазко О.С., Дёмина А.К. Динамика функционального состояния кардиореспираторной системы школьников как объективный критерий качества образовательной среды. В кн.: Материалы III Всероссийской научно-практической конференции «Функциональное состояние и здоровье человека». Ростов-на-Дону; 2010: 252-4.
References
1. Litvinova N.A. The Role of Individual Psychophysiological Characteristics of Students in Adaptation Process to Mental and Physical Activity: Diss. Tomsk; 2008. (in Russian)
2. Devaev N.P. Role of Examination Stress in Changes of Heart Rate Variability and Brain Bioelectrical Activity of Medical College Students: Diss. Yaroslavl'; 2011. (in Russian)
3. Yamazaki F. Heat acclimation increases skin vasodilation and sweating but not cardiac baroreflex responses in heat-stressed humans. J. Appl. Physiol. (1985). 2003; 95(4): 1567-74.
4. Shutova S.V. Aromatherapy: physiological effects and possible mechanisms. Vestnik Gumanitarnogo instituta Tol'yattinskogo gosudarstvennogo universiteta. 2013; 18(4): 1330-6. (in Russian)
5. Baevskiy R.M., Kirillov O.I., Klitskin S.Z. Mathematical Analysis of Heart Rate Changes During Stress [Matematicheskiy analiz izmeneniy serdechnogo ritma pri stresse]. Moscow: Nauka; 1984. (in Russian)
6. Belyaev A.F., Shiryaeva E.E., Kuznetsova G.V. Non-pharmacological therapy as a basis for regenerative medicine. Tikhookeanskiy meditsinskiy zhurnal. 2008; (3): 88-91. (in Russian)
7. Chang K.M., Shen C.W. Aromatherapy benefits autonomic nervous system regulation for elementary school faculty in Taiwan. Evid. Based Complement. Alternat. Med. 2011; 2011: 946537.
8. Shcherbatykh Yu.V. Autonomic Manifestations of Examination Stress: Diss. St.Petersburg; 2001(in Russian)
9. Lucini D., Di Fede G., Parati G., Pagani M. Impact of chronic psychosocial stress on autonomic cardiovascular regulation in otherwise health subjects. Hypertension. 2005; 46(5): 1201-6.
10. Vrijkotte T.G., van Doornen L.J., de Geus E.J. Effects of work stress on ambulatory blood pressure, heart rate, and heart rate variability. Hypertension. 2000; 35(4): 880-4.
11. Goes T.C., Antunes F.D., Alves P.B., Teixeira-Silva F. Effect of sweet orange aroma on experimental anxiety in humans. J. Altern. Complement Med. 2012; 18(8): 798-804.
12. Avilov O.V. Olfactory Effects on School and University Students under Stress Conditions: Diss. Kurgan; 2007. (in Russian)
13. Shkvirina O.I., Glazko O.S., Demina A.K. Dynamics of cardiorespiratory system functional state of pupils as an objective criterion of the quality of the educational environment. In: Proceedings of the III All-Russian Scientific-Practical Conference «Human Health and Functional State» [Materialy III Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii "Funktsional'noe sostoyanie i zdorov'e cheloveka'']. Rostov-na-Donu; 2010: 252-4. (in Russian)
Поступила 22.06.15 Принята к печати 17.11.15
О КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 613.96:612.821-057.857
Будук-оол Л.К., Ховалыг А.М.
ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СТАТУСА СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ В УСЛОВИЯХ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ
ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, 667000, Кызыл
Введение. Значительную роль в успешности обучения и адаптации студентов играют психологические особенности их организма. На уровень адаптации студентов влияют экологические и климатогеографические условия проживания.
Материал и методы. Объектом исследования служили студенты 1-го курса тувинской национальности. Обследование студентов проводили в октябре. Оценка эмоционального состояния включала определение уровня реактивной и личностной тревожности, адаптационного потенциала, уровня социально-психологической адаптированности студентов, уровня агрессии.
Результаты. Для первокурсников Тувинского университета оказались характерными низкий уровень РТ и умеренный - ЛТ, при этом девушки имеют статистически достоверно более высокий уровень тревожности по сравнению с юношами. АП статистически не различается по полу и находится в гендерных группах в пределах удовлетворительного (менее 2,1). Лица с неудовлетворительным АП и срывом адаптации в исследуемом контингенте студентов-первокурсников не обнаружены. Сравнительный анализ АП в зависимости от пола показал, что в группе студентов, характеризующихся высокой ЛТ, статистически достоверных различий по показателю АП не обнаружено. Однако в группе студентов с умеренной ЛТ значительно больше юношей с напряжением адаптации. Юноши отличаются более низкими параметрами косвенной и вербальной агрессии, раздражения, обиды, подозрительности, чувства вины. Девушки характеризуются более высокой враждебностью, причем она даже выше нормативных значений.
Заключение. У студентов-первокурсников АП, свидетельствующий о физиологической адаптации организма, находится в пределах удовлетворительного. В состоянии психологической адаптации выявлен более высокий уровень тревожности девушек в сравнении с юношами. Более удовлетворительное состояние характерно для социально-психологической адаптации, поскольку у всех студентов значения шкал теста находятся в пределах нормы.
Ключевые слова: тревожность; агрессивность; адаптационный потенциал; социально-психологическая адаптация; студенты; гендерные особенности.
Для цитирования: Будук-оол Л.К., Ховалыг А.М. Особенности психологического статуса студентов-первокурсников в условиях обучения в вузе. Гигиена и санитария. 2016; 95(6): 568-572. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-568-572
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(6)
_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-568-572
Оriginal article
Buduk-ool L.K., Khovalyg A.M.
PECULIARITIES OF THE PSYCHOLOGICAL STATUS OF FIRST-YEAR STUDENTS IN TERMS OF UNIVERSITY EDUCATION
Tuvan State University, Kyzyl, 667000, Russian Federation
Peculiarities There was performed the study of the mental status of first-year students enrolled in the Tuvan state University. There were detected levels of reactive and personal anxiety, adaptive capacity, the level of social and psychological adaptation and aggression. Adaptation potential in students is within limits of the satisfactory one, there was no detected person with poor adaptive capacity and failure of adaptation, that indicates to the genetically fixed ability of the students ' body to adapt to living conditions. In a state of psychological adjustment there was revealed the more higher level of anxiety in Tuvan students, which is caused by the poor living conditions. More satisfactory condition is typical for the social and psychological adaptation, since in all students values of test scales are within normal limits.There were shown gender differences in adaptation and psychological status of students. Boys have more lower indices of indirect and verbal aggression, anger, resentment, suspicion, guilt. Girls are characterized by higher hostility, at that it even exceeds standard values. In the group of students with a high personal anxiety no differences in adaptive capacities were found, and in students with moderate personal anxiety there were significantly more boys with stress adaptation than girls. Analysis of the socio-psychological adaptation of first-year students shows that in all students values of the test scales are normal, but in young men, indices are higher that indicates to a more successful socialization in the environment of the university. Correlation analysis of indices of aggressiveness and socio-psychological adaptation revealed weak negative relationships between index of aggressiveness with maladaptiveness, non-acceptance of others, emotional comfort in boys. In girls "aggressiveness" positively correlates with the such indices as acceptance of others and adaptation. Factor analysis in young men revealed the first factor, labeled as maladjustment because it included indirect aggression, maladaptiveness, self-rejection, emotional discomfort and external control. In girls first factor combines indices: adaptability, self-acceptance, adaptation (integral), self-acceptance, emotional comfort, the desire to dominate and this factor was labeled as adaptation.
Keywords: anxiety; aggressiveness; adaptive capacity; socio-psychological adaptation; students; gender differences
For citation: Buduk-ool L.K., Khovalyg A.M. Peculiarities of the psychological status of first-year students in terms of university education.
Gigiena i Sanitaria (Hygiene and Sanitation, Russian journal) 2016; 95(6): 568-572. (In Russ.). DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-568-572
For correspondence: Larisa K. Buduk-ool, MD., PhD., DSci., associate professor, vice-rector on the educational work of the
Tuvan State University. E-mail [email protected];
Conflict of interest. The authors declare no conflict of interest.
Funding. The study had no sponsorship.
Received: 23 April 2015
Accepted: 17 November 2015
Введение
Процессы адаптации зависят от состояния организма, его способности к адаптации и от специфики действия адаптогенных факторов. Процесс адаптации сопровождается существенной перестройкой социального, психологического и физического состояния студентов. Известно также, что на уровень адаптации студентов влияют экологические и клима-тогеографические условия региона проживания [1]. Дискомфортные условия проживания усложняют адаптивные процессы, снижают работоспособность, ухудшают состояние здоровья и успешность обучения студентов. Наличие экологически и социально обусловленного стресса в сочетании с индивидуально-психическими особенностями личности, проявляется в повышении уровня психоэмоционального напряжения, что характерно для студентов региона Тывы [2, 3]. Показано, что в социально-экономических и климатогеографических условиях, которыми характеризуется Республика Тыва, снижается качество жизни, ухудшаются процессы адаптации студентов к обучению [4].
Целью исследования явилось изучение адаптации и психологического статуса студентов первого курса, обучающихся в Республике Тыва.
Для корреспонденции: Будук-оол Лариса Кара-Саловна, д-р. биол. наукк доцент, проректор по учебной работе, ФГБОУ ВПО «Тувинский государственный университет» Министерства образования и науки РФ, 667000, Кызыл. E-mail: [email protected]
Задача - изучение психологических, социально-психологических и физиологических показателей адаптации студентов-первокурсников.
Материал и методы
Объектом исследования служили студенты 1 курса тувинской национальности. Обследование студентов проводили в октябре. Оценка эмоционального состояния включала определение уровня реактивной (РТ) и личностной (ЛТ) тревожности с помощью теста Ч.Д. Спилбергера в модификации Ю.Л. Ханина [5]. Адаптационный потенциал (АП) рассчитывали по Р.М. Баевскому [6]. Уровень социально-психологической адаптированности студентов диагностировали по К. Роджерсу и Р. Даймонду в модификации Л.К. Осницкого [7]. Уровень агрессии определяли по А. Бассу и А. Дарки [8].
Статистическую обработку материала проводили с помощью пакета программ Statistica 6.0. Проверку распределения на нормальность проводили с помощью критериев Колмогорова-Смирнова и Ша-пиро-Уилка. При нормальном распределении рассчитывали среднее (М) и ошибку среднего (m), а для сравнения значений использовали t-тест Стьюдента. Для сравнения качественных переменных использовали таблицы сопряженности 2 х 2 и вычисляли критерий х2 Пирсона. Полученные результаты обрабатывали с помощью корреляционного и факторного анализа. Факторный анализ проводили по методу главных компонент с варимакс-вращением. Корре-
дигиена и санитария. 2016; 95(6)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-568-572
Оригинальная статья
Таблица 1
Показатели реактивной и личностной тревожности у студентов (М ± т, балл)
Обследованные п Реактивная тревожность Личностная тревожность
юноши девушки 87 149 24,9 ± 0,7* 27,2 ± 0,6 39,6 ± 0,7* 45,0 ± 0,6
Примечание: * - р < 0,05, статистически значимые различия по полу.
ляционный анализ проведен по Пирсону. Различия между группами считали статистически значимыми при уровне значимости р < 0,05.
Результаты и обсуждение
Для первокурсников Тувинского университета оказались характерными низкий уровень РТ и умеренный - ЛТ, при этом девушки имеют статистически достоверно более высокий уровень тревожности по сравнению с юношами (табл. 1).
Более выраженная ЛТ, характерная для девушек, подтверждается и в других исследованиях [9, 10]. По-видимому, тревожность у девушек в большей степени связана с более высокой эмоциональной оценкой жизненных ситуаций, а также с колебаниями настроения и большей эмоциональной неуравновешенностью.
Девушки-тувинки также характеризуются более высокой ЛТ в сравнении с девушками из комфортного региона проживания [11], что согласуется с результатами исследований В.И. Хаснулина [3], в которых повышение психоэмоционального напряжения связывается с увеличением дискомфортности климата региона проживания.
Состояние тревожности как фактор психологической адаптации связано с функциональным состоянием сердечно-сосудистой системы, которое оценивали по показателю АП.
АП статистически не различается по полу и находится в гендерных группах в пределах удовлетворительного (менее 2,1). Лица с неудовлетворительным АП и срывом адаптации в исследуемом контингенте студентов-первокурсников не обнаружены.
В группе юношей статистически достоверной зависимости АП от уровня тревожности не обнару-
100-, 80604020-
86,7
47,1
13,3
Удовлетворительные Девушки с высокой ЛТ
Напряжение Девушки с умеренной ЛТ
86,7
|| 54,8
45,2 фф<хУ ^ЛГ-Л/ в
ш 11 13,3
ш фоЛфг Фсфхх в
Удовлетворительные Юноши с умеренной ЛТ
Напряжение Девушки с умеренной ЛТ
Рис. 2. Показатели адаптационного потенциала у студентов с умеренной ЛТ в зависимости от половой принадлежности.
жено, а среди девушек с высокой ЛТ примерно равнозначно представлены лица с напряжением и удовлетворительным АП. У девушек с умеренной ЛТ доля лиц с удовлетворительной адаптацией на 73,4% больше, чем с напряжением (%2 = 4,22; р < 0,04) (рис. 1).
Сравнительный анализ АП в зависимости от пола показал, что в группе студентов, характеризующихся высокой ЛТ, статистически достоверных различий по показателю АП не обнаружено. Однако в группе студентов с умеренной ЛТ значительно больше юношей с напряжением адаптации (%2 = 7,03; р < 0,008) (рис. 2). Таким образом, зависимость АП от уровня тревожности прослеживается только в группе девушек с умеренной ЛТ.
В ходе сравнительного анализа форм агрессии у студентов по некоторым параметрам выявлены статистически значимые различия средних значений (табл. 2). Так, юноши отличаются более низкими параметрами косвенной и вербальной агрессии, раздражения, обиды, подозрительности, чувства вины. Девушки характеризуются более высокой враждебностью, причем она даже выше нормативных значений. Внутренняя враждебность, субъективно-подозрительное отношение и раздражение способствуют
Таблица 2
Оценка состояния агрессии у студентов
Юноши Девушки
Физическая агрессия 5,0 ± 0,2 4,6 ± 0,2
Косвенная агрессия 3,5 ± 0,2** 4,7 ± 0,1
Раздражение 4,5 ± 0,2* 5,2 ± 0,2
Негативизм 2,3 ± 0,1 2,5 ± 0,1
Обида 3,6 ± 0,2*** 4,6 ± 0,2
Подозрительность 6,2 ± 0,2*** 7,1 ± 0,1
Вербальная агрессия 6,2 ± 0,2** 7,1 ± 0,1
Чувство агрессии 6,5 ± 0,2 7,1 ± 0,2
Чувство вины 5,2 ± 0,3*** 6,4 ± 0,2
Индекс враждебности 9,8 ± 0,4*** 11,7 ± 0,2
Индекс агрессивности 16,0 ± 0,5 16,8 ± 0,4
Рис. 1. Показатели адаптационного потенциала у девушек с разным уровнем ЛТ.
Примечание: * -р < 0,05, ** -р < 0,01, *** -р < 0,001, статистически значимые различия по полу.
снижению адаптивных реакций у девушек, что влияет на их психическое здоровье, а успешность в обучении достигается большим напряжением физиологических систем организма.
Опросник социально-психологической адаптации в качестве адаптивных факторов определяет шкалы: «принятие себя» и других, эмоциональный комфорт, интернальность, т.е. ответственность, независимость поведения, партнерская позиция, в которой человек способен строить отношения на равных без доминирования и чрезмерного подчинения. В качестве оснований для дезадаптации предполагается низкий уровень «принятия себя» и «принятия других», эмоциональный дискомфорт, сильная зависимость от других, т. е. экстернальность, и стремление к доминированию.
Анализ социально-психологической адаптации первокурсников свидетельствует, что у всех студентов значения шкал теста находятся в пределах нормы, достоверные различия по полу отсутствуют.
В связи с большим количеством психологических параметров необходимо было определить наиболее весомые в адаптации студентов. В результате факторного анализа было определено 2 фактора. При описании факторов нами учитывались те переменные, которые вошли в фактор с весом больше 0,7.
Выделенные факторы у юношей объясняют 50,7% дисперсии признаков. 1-й фактор с суммарной дисперсией 35,8% можно обозначить как дезадаптацию, поскольку в него вошли косвенная агрессия, дезадаптивность, «непринятие себя», эмоциональный дискомфорт и внешний контроль. Адаптация и эмоциональная комфортность вошли в фактор с отрицательными факторными нагрузками.
Во 2-ю группу у юношей вошли переменные, прямо противоположные первой: 2-й фактор с общим весом 14,9% объединяет адаптивность, «принятие себя», доминирование, стремление к доминированию, чувство вины.
У девушек 1-й фактор объединяет 28,9% дисперсии и включает адаптивность, «принятие себя», адаптацию (интегральный), «самопринятие», эмоциональную комфортность, стремление к доминированию, и этот фактор мы условно назвали адаптация. 2-й фактор с общим весом 15,9 включает параметры: стремление к доминированию, агрессивность (интегральный), физическая агрессия, чувство вины и враждебность, и условно его можно обозначить как фактор дезадаптации.
Заключение
У студентов-первокурсников АП, свидетельствующий о физиологической адаптации организма, находится в пределах удовлетворительного. В состоянии психологической адаптации выявлен более высокий уровень тревожности девушек в сравнении с юношами. Более удовлетворительное состояние характерно для социально-психологической адаптации, поскольку у всех студентов значения шкал теста находятся в пределах нормы.
Hygiene & Sanitation (Russian Journal). 2016; 95(6)
_DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-568-572
Original article
Обнаружены тендерные различия в состоянии адаптации и психологического статуса студентов, заключающиеся в более высоких значениях тревожности и враждебности девушек. Среди студентов с умеренной ЛТ значительно больше юношей с АП, находящимся в диапазоне напряжения адаптации. Факторный анализ интегральных показателей у юношей 1-м фактором определил дезадаптивность, а у девушек - адаптивность.
Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Литер атур а
1. Агаджанян Н.А., Батоцыренова Т.Е., Семенов Ю.П. Эколо-го-физиологические и этнические особенности адаптации человека к различным условиям среды обитания. Владимир: Издательство ВГУ; 2009.
2. Хаснулин В.И., Хаснулина А.В. Особенности психоэмоционального стресса у жителей регионов Севера и Сибири с дискомфортным климатом при высоком содержании гормонов стресса в крови. Мир науки, культуры, образования. 2012; (5): 32-5.
3. Хаснулин В.И., Собакин А.К., Хаснулин П.В., Бойко Е.Р. Подходы к районированию территорий России по условиям дискомфортности окружающей среды для жизнедеятельности населения. Бюллетень Сибирского отделения РАМН. 2005; (3): 106-11.
4. Андрейчик М.Ф. Особенности метеорологического потенциала атмосферы в Республике Тыва. Вестник Тувинского государственного университета. № 2 Естественные и сельскохозяйственные науки. 2013; (2): 138-45.
5. Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги. В кн.: Ханин Ю.Л., ред. Стресс и тревога в спорте: международный сборник научных статей. М.: Физкультура и спорт; 1983: 12-24.
6. Баевский Р.М. Оценка и классификация уровней здоровья с точки зрения адаптации. Вестник Академии медицинских наук СССР. 1989; (8): 73-9.
7. Осницкий Л.К. Определение характеристик социальной адаптации. Журнал практического психолога. 1998; (1): 34-8.
8. Карелина А.А. Психологические тесты. Том 1. М.: Гуманитарный центр ВЛАДОС; 2002.
9. Коптева Т.А. Особенности психологических показателей у студентов младших курсов гуманитарных и технических специальностей. Вестник Кыргызско-Российского славянского университета. 2014; 14(10): 48-50.
10. Дегтярев В.П., Торшин В.И. Роль личностной тревожности в формировании успешной учебной деятельности студентов. Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Медицина. 2010; (3): 98-102.
11. Гаврилова И.Н., Горбунов Н.П. Сравнительная оценка психофизиологических показателей студенток, начинающих обучение в университете. Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Образование, здравоохранение, физическая культура. 2006; (3-1): 189-91.
References
1. Agadzhanyan N.A., Batotsyrenova T.E., Semenov Yu.P. Ecological and Physiological and Ethnic Characteristics of Human Adaptation to Different Habitat Conditions [Ekologo-fiziologicheskie i etnicheskie osobennosti adaptatsii cheloveka k razlichnym usloviyam sredy obitaniya]. Vladimir: Izdatel'stvo VGU; 2009. (in Russian)
2. Khasnulin V.I., Khasnulina A.V. Especially emotional stress among residents of the regions of the North and Siberia with
гиена и санитария. 2016; 95(6)
DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-572-576_
Оригинальная статья
uncomfortable climate at high levels of stress hormones in the blood. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; (5): 32-5. (in Russian)
3. Khasnulin V.I., Sobakin A.K., Khasnulin P.V., Boyko E.R. Approaches to zoning of Russia under the terms of discomfort environment for population viability. Byulleten' Sibirskogo otdele-niya RAMN. 2005; (3): 106-11. (in Russian)
4. Andreychik M.F. Features meteorological potential of the atmosphere in the Republic of Tyva. Vestnik Tuvinskogo gosudarst-vennogo universiteta. № 2Estestvennye isel'skokhozyaystvennye nauki. 2013; (2): 138-45. (in Russian)
5. Spilberger Ch.D. Conceptual and methodological problems in the study of anxiety. In: Khanin Yu.L., ed. Stress and Anxiety in Sport: an International Collection of Scientific Articles [Stress i trevoga v sporte: mezhdunarodnyy sbornik nauchnykh statey]. Moscow: Fizkul'tura i sport; 1983: 12-24. (in Russian)
6. Baevskiy R.M. Assessment and classification of levels of health in terms of adaptation. Vestnik Akademii meditsinskikh nauk SSSR. 1989; (8): 73-9. (in Russian)
7. Osnitskiy L.K. Characterization of social adaptation. Zhurnal prakticheskogo psikhologa. 1998; (1): 34-8. (in Russian)
8. Karelina A.A. Psychological Tests. Volume 1 [Psikhologicheskie testy. Tom 1]. Moscow: Gumanitarnyy tsentr VLADOS; 2002. (in Russian)
9. Kopteva T.A. Features of psychological parameters in younger students humanitarian and technical specialties. Vestnik Kyrgyzs-ko-Rossiyskogo slavyanskogo universiteta. 2014; 14(10): 48-50. (in Russian)
10. Degtyarev V.P., Torshin V.I. The role of trait anxiety in the formation of a successful learning activities of students. Vestnik Ros-siyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Meditsina. 2010; (3): 98-102. (in Russian)
11. Gavrilova I.N., Gorbunov N.P. Comparative evaluation of psy-chophysiological indicators of students starting university studies. Vestnik Yuzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Obrazovanie, zdravookhranenie, fizicheskaya kul 'tura. 2006; (3-1): 189-91. (in Russian)
Поступила 09.02.15 Принята к печати 17.11.15
0 КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2016 УДК 614.7:628.542] :616-053.2
Реутова Н.В.1,2, Дреева Ф.Р.1,2, Реутова Т.В.1,2, Шевченко А.В.1, Дударов З.И.1
ВЛИЯНИЕ ЗАХОРОНЕННЫХ ОТХОДОВ ОТ ГОРНО-ОБОГАТИТЕЛЬНЫХ ПРОИЗВОДСТВ НА ДЕТЕЙ, ПРОЖИВАЮЩИХ В РАЙОНЕ ИХ РАСПОЛОЖЕНИЯ
1 ФГБОУ ВПО «Кабардино-Балкарский государственный университет им. Х.М. Бербекова», 360004, Нальчик;
2 ФГБУН Кабардино-Балкарский научный центр РАН, 360002, Нальчик
Основным источником локального поступления тяжелых металлов в окружающую среду в Кабардино-Балкарской Республике являются отвалы и хвостохранилища Тырныаузского вольфрамо-молибденового комбината. Комбинат прекратил свою работу более 10 лет назад, на его хвостохранилищах, в которых накоплены сотни миллионов тонн отходов, завершена рекультивация. Целью данного исследования было изучение возможного влияния этих отходов на детей, проживающих в непосредственной близости от хвостохранилищ (пос. Былым). В качестве чистой зоны взят поселок Верхний Баксан, расположенный примерно в 30 км от хвостохранилищ вверх по ущелью. В результате проведенных исследований выявлено, что в питьевой воде поселков Былым и Верхний Баксан содержание молибдена составляет 2,10 ± 0,42 и 0,31 ± 0,15 мкг/л соответственно (что значительно ниже ПДК для питьевой воды). Содержание Mo, Pb и Cu в волосах детей в обоих населенных пунктах практически не отличается, что говорит об отсутствии накопления этих металлов в организме человека. Но количество клеток с цитогенетически-ми нарушениями в клетках буккальных эпителиоцитов у детей в пос. Былым в 4,1 раза выше, чем в контрольной зоне. Полученные данные свидетельствуют о сохранении генетического влияния захороненных отходов комбината.
Ключевые слова: генотоксичность; тяжелые металлы в волосах; микроядра; дети.
Для цитирования: Реутова Н.В., Дреева Ф.Р., Реутова Т.В., Шевченко А.В., Дударов З.И. Влияние захороненных отходов от горно-обогатительных производств на детей, проживающих в районе их расположения. Гигиена и санитария. 2016; 95(6): 572-576. DOI: 10.18821/0016-9900-2016-95-6-572-576
Reutova N.V.12, Dreeva F.R.12, Reutova T.V12, ShevchenkoA.V.1, DudarovZ.I.1
EFFECT OF RECULTIVATED WASTES OF MINING FACTORIES ON CHILDREN RESIDING IN THE DISTRICT OF THEIR LOCATION
1Kabardino-Balkaria State University named after Kh.M. Berbekov, Nalchik, 360004,Russian Federation; 2Kabardino-Balkarian Scientific Center, Nalchik, 360002, Russian Federation
Wastes and tailing ponds of Tyrnyauz tungsten and molybdenum factory are the main sources of heavy metal incoming into environment in Kabardino-Balkarian Republic. The factory was closed more than 10 years ago and the recultivation of it's tailing ponds, where accumulated hundreds of millions tones of wastes, was completed. The aim of this investigation was an assessment of their possible influence on children residing in the vicinity of these tailing ponds (village Bylym). Village Verhny Baksan located about 30 km upstream of the valley of the Baksan River was chosen as reference (pure) locality. As a results of the performed investigations we revealed that in drinking water of Bylym and Verhny Baksan concentrations of molybdenum were 2.10±0.42^g/l and 0.31±0.15^g/l correspondingly, which is remarkably lower than maximum permitted concentrations. The concentrations of Mo, Cu and Pb in children's hair in both villages were practically the same, which indicates to the absence of their accumulation in human organism. But