Научная статья на тему 'Влияние семьи на формирование здорового образа жизни старшеклассников г. Сургута'

Влияние семьи на формирование здорового образа жизни старшеклассников г. Сургута Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2723
217
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Экология человека
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / СЕМЬЯ / СТАРШЕКЛАССНИКИ / РОДИТЕЛИ / LIFESTYLE / FAMILY / SENIOR HIGH SCHOOL STUDENTS / PARENTS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Багнетова Елена Александровна

Изучены особенности образа жизни родителей учащихся старших классов школ г. Сургута, их активность по воспитанию здорового образа жизни детей. В исследовании, проведенном в 2009-2010 годах, участвовали 122 семьи. В системе индивидуальных ценностей здоровье у подавляющего большинства родителей занимает ведущее место (5,46 ± 0,80) балла. Распределение самооценок здоровья в зависимости от вовлеченности в спортивные занятия показало, что те родители, которые регулярно занимаются физкультурой, значительно чаще оценивают свое здоровье как хорошее (х2 = 46,136, df 4, р 2 = 7,747, df 1, р = 0,005). В семьях, где родители соблюдают режим дня и дети в 4,65 раза чаще его соблюдают (х2 = 49,201, df 1, р

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY INFLUENCE ON FORMATION OF SENIORS' HEALTHY LIFESTYLE IN SURGUT

Families lay the basis of children's health, form behavioral habits, train basic skills of health maintenance. The purpose of the study was to reveal peculiarities of lifestyle of parents of senior high school students, their activity in cultivation of healthy lifestyle in their children. The study was carried out in 2009-2010 on the territory of Surgut and included 122 families of senior high school students. In the system of individual values, the majority of the parents put health on the first place (5.46 ± 0.07). Distribution of health self-appraisals depending on the degree of inclusion into sports has shown that the parents who went in for physical training regularly assessed their health as good one much more frequently (x2 = 46.136, df 4, р 2 = 43.171, df 1, р

Текст научной работы на тему «Влияние семьи на формирование здорового образа жизни старшеклассников г. Сургута»

УДК 613.955:371.7:316.356.2

влияние семьи на формирование здорового образа Жизни старшеклассников г. Сургута

© 2011 г. Е. А. Багнетова

Сургутский государственный педагогический университет, г. Сургут

Изучены особенности образа жизни родителей учащихся старших классов школ г. Сургута, их активность по воспитанию здорового образа жизни детей. В исследовании, проведенном в 2009-2010 годах, участвовали 122 семьи. В системе индивидуальных ценностей здоровье у подавляющего большинства родителей занимает ведущее место (5,46 ± 0,80) балла. Распределение самооценок здоровья в зависимости от вовлеченности в спортивные занятия показало, что те родители, которые регулярно занимаются физкультурой, значительно чаще оценивают свое здоровье как хорошее (х = 46,136, df 4, р < 0,001). Установлено, что дети физически активных родителей в 1,99 раза чаще занимаются физкультурой и спортом (вне школы), чем в семьях не вовлеченных в спортивное времяпрепровождение (х = 7,747, df 1, р = 0,005). В семьях, где родители соблюдают режим дня и дети в 4,65 раза чаще его соблюдают (х = 49,201, df 1, р < 0,001). Исследование особенностей образа жизни родителей показало существование многочисленных поведенческих факторов риска для здоровья детей. Активность родителей в укреплении своего здоровья и здоровья детей является низкой.

Ключевые слова: здоровый образ жизни, семья, старшеклассники, родители.

Состояние здоровья подрастающего поколения — важнейший фактор устойчивого развития общества и индикатор потенциальных возможностей государства. Однако сегодня основные показатели здоровья детей и подростков имеют стойкие негативные тенденции по причинам социально-экономического, экологического и духовно-нравственного характера. Из неблагоприятно воздействующих в последние годы на здоровье детей факторов выделяют: невысокий уровень жизни многих семей; снижение общей культуры населения; прогрессирующее разрушение института семьи и плохое здоровье родителей; загрязнение окружающей среды; отсутствие в стране моды на здоровье; тиражирование средствами массовой информации форм поведения, способствующих разрушению физического и духовного здоровья человека, и многое другое.

Состояние здоровья детей зависит как от внутренних факторов (тип конституции, пол, возраст и др.), так и от факторов окружающей среды (суммарная школьная нагрузка, проживание в городских или сельских условиях, занятия спортом и др.). Установлено, что среди социально-гигиенических и медико-биологических факторов, влияющих на формирование здоровья детей, наибольший вклад (от 18 до 28 %) вносят: возраст родителей, состояние здоровья матери, вскармливание грудным молоком до шести месяцев жизни ребенка, характеристика питания, психологический климат в семье, вредные привычки родителей, социально-гигиеническая характеристика семьи, отношение родителей к реализации профилактических мероприятий, наследственность [7].

Проведенные в 2007 году комплексные исследования, охватившие все стороны семейной жизни, показали, что практически все анализируемые факторы — материальное обеспечение, уровень культуры, жилищные условия, питание, особенности воспитания детей, внутрисемейные отношения и другие — оказывают влияние на состояние здоровья детей [ 10]. Среди них ведущее значение имеет психологический климат семьи, здоровье матери, наличие вредных привычек у родителей. Состав и образ жизни семей заметно сказываются на распространенности отдельных заболеваний. Например, в неполных семьях (обычно без отца) часто болеющих детей первых трех лет жизни в 1,5—2 раза, а заболеваний пневмонией в 4 раза больше, чем в полных. Нарушения ритма отдыха, сна, питания, занятий в школе статистически значимо способствуют отставанию физического и интеллектуального развития. В семьях, где соблюдали режим дня, состояние здоровья 59 % обследуемых было хорошим, 35 % — удовлетворительным и 6 % — неудовлетворительным. В тех семьях, где не соблюдали рационального режима дня, эти показатели составили 45, 47 и 8 % соответственно [10].

В семье закладываются основы здоровья ребенка, воспитываются базовые навыки его поддержания, формируются поведенческие привычки. Забота родителей о здоровье детей до достижения ими достаточной самостоятельности является основным социальным фактором сохранения детского здоровья. По мере взросления человека в его образе жизни проявляется взаимосвязь и взаимодействие коллективного и индивидуального, общественного и личного, социально-типичного и индивидуально неповторимого. По данным М. О. Коротковой с соавт. [6], 70 % учащихся наиболее предпочитаемым источником получения информации о здоровых привычках считают своих родителей. Именно семья изначально прививает отношение к питанию, двигательной активности, закаливанию, соблюдению режима дня, активным формам отдыха и в идеале формирует отношение ко всем составляющим здорового образа жизни (ЗОЖ). Те принципы сохранения здоровья, которые дети узнают в школе, в домашних условиях могут ежедневно подкрепляться или игнорироваться.

Данные ряда исследований [6, 13] показывают, что многие родители в силу разных причин не уделяют достаточно внимания ЗОЖ как своему собственному, так и ребенка. Стиль жизни большинства родителей не соответствует понятию «здоровый», в нем обнаруживаются многочисленные поведенческие факторы риска [6]. В этой связи возрастает роль учебных учреждений в передаче учащимся знаний о научных основах сохранения и укрепления здоровья и развития мотивации к ЗОЖ. Тем более что общеобразовательные школы, отражая все процессы, происходящие в обществе, несут немалую долю ответственности за существующее нарушение в состоянии здоровья детей. Именно школа сегодня все больше рассматривается в качестве важнейшего института, который может стать центром укрепления здоровья [1, 2, 4, 5, 8, 12]. Образовательные учреждения могут осуществлять здоровьесохраняющую деятельность не только средствами учебно-воспитательного процесса, но и через взаимодействие с родителями учащихся.

Целью нашего исследования было выявить особенности образа жизни родителей старшеклассников школ г. Сургута, их отношение к здоровью и активность по формированию здорового образа жизни детей.

Методы

В исследовании, проведенном на территории Ханты-Мансийского автономного округа в 2009 — 2010 годах, участвовали 122 семьи старшеклассников школ г. Сургута. Возраст родителей распределился следующим образом: от 32 до 36 лет — 11,47 %, от 37 до 46 лет — 80,32 %, от 47 и выше — 8,19 %. Возраст детей 15—17 лет. Исследование обсервационное, аналитическое. Выборка случайная, анкетирование анонимное.

Использовались методики: 1. Вопросник «Синди» для учащихся по изучению причин возникновения

неинфекционных заболеваний у молодежи [9].

2. Анкета «Изучение медико-социальных причин формирования отклонений в здоровье и заболеваний у детей» (кафедра гигиены детей и подростков Первого МГМУ им. И. М. Сеченова). 3. Тест-анкеты для ориентировочной оценки риска нарушений у ребенка зрения и осанки. Данные анкеты позволяют по 4-балльной шкале оценить степень выраженности ряда поведенческих привычек у ребенка [15]. Итоговый показатель менее 10 баллов свидетельствует о незначительных факторах риска в образе жизни; наличие более 20 баллов позволяет отнести ребенка в группу риска. 4. Специально разработанная нами анкета «Анализ особенностей образа жизни семьи», которая позволяет установить особенности питания, физической активности, поведенческих привычек, отношение к собственному здоровью.

Статистическая обработка полученных данных осуществлялась при помощи программы Microsoft Excel XP, Statistica 6.0, а также с использованием критерия X . При необходимости множественного сравнения использовался критерий Н Крускала — Уоллиса.

Результаты

Результаты исследования выявили следующее. Считают свое здоровье хорошим (22,13 ± 3,75) % родителей, удовлетворительным — (51,65 ± 4,52) %, неудовлетворительным — (7,37 ± 2,36) %, затруднились точно определить (18,85 ± 3,54) %. Самооценка здоровья является отражением как текущего самочувствия, так и степени информированности человека о состоянии своего здоровья. Она может расходиться с объективными данными и поведенческими стратегиями в сфере здоровья. Так, самостоятельно профилактически проходят медицинское обследование только (8,19 ± 2,48) % родителей. Из основных причин своей низкой медицинской активности большинство (80,32 ± 3,59) % респондентов называют экономические факторы, а также недостаток свободного времени и низкую доступность бесплатных специалистов.

Соблюдают правила здорового образа жизни (13,90 ± 3,13) % родителей; воспринимают ЗОЖ позитивно, но не регулярно следуют ему (70,49 ± 4,12) %; считают ЗОЖ полезным, но не ведут его (9,01 ± 2,59) %; относятся равнодушно к ЗОЖ и не задумываются о своем образе жизни (6,55 ± 2,24) %.

Из причин, не позволяющих, как считают родители, вести ЗОЖ, называют: недостаток времени (57,37 ± 4,48) % респондентов, недостаток материальных средств (22,13 ± 3,75) %, физическую усталость (22,95 ± 3,80) %, лень (17,21 ± 3,41) %, иные причины (8,19 ± 2,48) %.

Перечисленные аргументы показались нам недостаточно убедительными в объяснении такого отношения к собственному образу жизни и обусловили необходимость ранжировать ценностные приоритеты родителей, для чего был предложен перечень из шести ценностей, каждую из которых нужно было оценить

по 6-балльной шкале. Известно, что при отсутствии ценностного отношения к здоровью индивиды в повседневных ситуациях часто оказываются не в состоянии оценить существующие риски и выбирают такие стили поведения, которые непосредственно или отложено во времени приводят к уменьшению потенциала здоровья [3].

Наше исследование выявило, что в системе индивидуальных ценностей здоровье у подавляющего большинства родителей занимает первое место — (5,46 ± 0,80) балла. Второе место отводится семье (5,11 ± 0,69) балла, третье — образованию (3,19 ± 1,26) балла, четвертое — работе (3,07 ± 0,94), пятое

— материальному благополучию (2,81 ± 1,33), шестое — взаимоотношениям с друзьями (1,34 ± 0,68). Различия между оценками ценностей статистически значимы (Н = 126,895, и = 5, р < 0,001).

Расхождение между высокой оценкой значимости здоровья и тем, что только (13,90 ± 3,13) % родителей оценили собственный образ жизни как здоровый, обусловили более подробное исследование поведенческих привычек наших респондентов.

Включенность в физкультурно-спортивную деятельность позволяет оценить реализацию ценностей здоровья на практике. Исследование показало, что регулярно занимаются физической культурой и спортом только (15,57 ± 3,28) % родителей, не занимаются (72,13 ± 4,05) %, занимаются иногда (12,29 ± 2,97) %.

Из оздоровительных мероприятий в семьях практикуют: (4,09 ± 1,79) % — прогулки, (13,11 ± 3,05) %

— катание на лыжах и коньках, (2,45 ± 1,39) % — футбол, (2,45 ± 1,39) % — физкультуру, (1,63 ± 1,14) % — фитнес. Утреннюю зарядку принято делать всего лишь в (5,73 ± 2,10) % семей. Из общего числа респондентов (84,42 ± 3,20) % основную часть свободного времени проводят перед телевизором в ущерб столь необходимой для нормального функционирования организма двигательной активности.

Распределение самооценок здоровья в зависимости от вовлеченности в спортивные занятия показало, что те родители, которые регулярно занимаются физкультурой, значительно чаще оценивают свое здоровье как хорошее (х2 = 46,136, df 4, р < 0,001).

К сожалению, всего лишь (8,19 ± 2,48) % родителей находят время для физических упражнений и спортивных игр со своими детьми и только в (22,13 ±

3,75) % семей дети вне учебного учреждения регулярно занимаются физкультурой и спортом, (15,57 ± 3,28) % занимаются, но не регулярно. Установлено, что дети физически активных родителей в 1,99 раза чаще занимаются физкультурой и спортом (вне школы), чем в семьях не вовлеченных в спортивное времяпрепровождение (х2 = 7,747, df 1, р = 0,005).

Дальнейшее исследование показало, что не соблюдают режим дня (59,02 ± 4,45) % родителей и (54,92 ± 4,50) % детей; не применяют закаливающие процедуры (89,34 ± 2,79) % родителей и (84,42 ± 3,28) % учащихся. Изучение семейных особенностей,

по которым дети в одних случаях соблюдают режим дня, в других нет, показало, что в семьях, где родители соблюдают режим дня, и дети в 4,65 раза чаще его соблюдают (х2 = 20,171, df 1, р < 0,001).

Значимые отличия также обнаружились при сравнении количества учащихся, применяющих закаливание в семьях, где родители сами закаляются, и детей незакаляющихся родителей (х = 47,037, df 1, р < 0,001).

Изучение поведенческих привычек, способствующих развитию у детей нарушений зрения и осанки, выявило, что только у (27,86 ± 4,06) % учащихся наблюдаются незначительные факторы риска (менее 10 баллов по каждому тесту), у (16,39 ± 3,35) % крайне неблагополучные показатели по одному или двум тестам (более 20 баллов). У остальных подростков наблюдаются средние баллы, которые, однако, не трактуются как благополучные (от 10 до 20 баллов). У детей, помимо школы занимающихся физкультурой и спортом, в 2,04 раза реже выявляется превышение 10-балльного уровня по поведенческим рискам, приводящим к нарушению осанки (х = 8,954, df 1, р = 0,003).

Из нездоровых привычек старшеклассников преобладают: выполнение уроков при неправильном положении тела и недостаточном освещении; проведение большого количества времени за компьютером и перед телевизором; сидение и лежание в неправильных позах; недостаток двигательной активности, нерациональное питание. Большинство родителей, оценивая выявленные факторы риска, хотели бы большей активности учебно-воспитательных учреждений в формировании здоровых привычек своих детей.

Дальнейшее исследование образа жизни показало, что выезжают на природу в выходные дни (22,13 ±

3,75) % семей. Отдыхают в летние каникулы за городом: все лето (28,68 ± 4,09) % учащихся, часть лета (57,37 ± 4,47) %. В воскресные дни гуляют менее 2 часов (36,06 ± 4,37) % детей, 2—3 часа (45,90 ± 4,51) %, больше 3 часов (18,03 ± 3,48) %.

Считают себя грамотными в вопросах психологии (42,62 ± 4,47) % родителей, читают литературу по психологии (43,44 ± 4,48) %. Утверждают, что используют методы психофизиологической регуляции, (17,21 ± 3,41) %, но только (5,73 ± 2,10) % называют те методы, которые таковыми являются. Обращались самостоятельно за консультацией к психологу: ни разу (80,32 ± 3,59) % родителей, один раз (2,45 ± 1,39) %, два раза (5,73 ± 2,10) %, несколько раз (11,47 ± 2,88) %.

Считают, что уделяют достаточно времени здоровому питанию в семье (91,80 ± 2,48) % родителей. Анализ этой сферы жизни показал, что три раза в день питаются (46,72 ± 4,51) % учащихся, четыре и более (44,26 ± 4,49) %, два раза (8,19 ± 2,48) %, один раз (0,81 ± 0,81) %. Исследование рационов питания детей выявило, что многие старшеклассники недостаточно употребляют основных продуктов питания (таблица). Организация питания в семьях далека

от идеальной: отмечается повышенное употребление сахара, калорийность рациона достигается в основном за счет углеводной пищи (картофель, макароны) при наличии недостатка блюд из круп, молочных продуктов, фруктов, овощей, рыбы. Питаются в школе (76,22 ± 3,85) % детей, приносят еду из дома (3,27 ± 1,61) %, по разным причинам не принимают пищу в школе (19,67 ± 3,59) %. Только (48,36 ± 4,52) % родителей интересуются рационом питания детей в учебном учреждении и хотели бы внести предложения по его улучшению.

Частота употребления старшеклассниками основных продуктов питания в семье, %

Количество приемов пищи Употребляемые продукты

Мясные продукты Рыба Молочные продукты Фрукты, овощи

Ежедневно 46,72±4,51 4,92±1,95 35,24±4,32 37,70±4,38

4-5 раз в неделю 42,62±4,47 31,97±4,22 31,97±4,22 49,18±4,52

Редко 8,20±2,48 52,45±4,52 30,33±4,16 13,11±3,05

Не употребляют 2,46±1,40 10,65±2,79 2,45±1,39 -

Большинство родителей часто покупают своим детям нежелательные для употребления продукты: газированные безалкогольные напитки (пепси, кола, фанта и т. п.) (58,19 ± 4,46) %, чипсы (46,72 ± 4,51) %, сухарики (23,77 ± 3,85) %, консервированные и копченые продукты (40,16 ± 4,43) %.

Регулярно принимают витаминные препараты (14,75 ± 3,21) % родителей и (19,67 ± 3,59) % детей; только в весеннее-зимний период (22,95 ± 3,81) и (40,16 ± 4,43) %, редко (55,73 ± 4,49) и (31,14 ± 4,19) %, никогда (6,55 ± 2,24) и (8,19 ± 2,48) % соответственно. Ежедневно с учетом дефицита для северного региона витаминов и минеральных веществ их не принимает ни один родитель и ребенок.

Употребляют нефильтрованную воду (40,98 ± 4,45) % семей, кипятят (42,62 ± 4,47) %, отстаивают (10,65 ± 2,79) %, фильтруют (22,13 ± 3,75) %, покупают очищенную (12,29 ± 2,97) %. Только (14,75 ± 3,21) % родителей дают верную характеристику свойствам воды в Сургуте и соответственно могут грамотно выбрать необходимый фильтр.

Анализ наличия вредных привычек у родителей показал, что употребляют алкогольные напитки: часто (2,45 ± 1,39) % отцов; периодически (60,65 ± 4,42) % отцов и (12,29 ± 2,97) % матерей; редко (36,90 ± 4,36) и (71,31 ± 4,09) % соответственно. Практически никогда не употребляют алкоголя (16,39 ± 3,35) % матерей. Курят (70,49 ± 4,12) % отцов и (15,57 ± 3,28) % матерей.

Из 122 подростков постоянно курят (13,47 ± 3,09) %, курили раньше или курят изредка (30,33 ± 4,16) % и (55,74 ± 4,49) % не курят. У курящих родителей дети курят в 3,14 раза чаще и пробовали курить в 2,16 раза чаще, чем у некурящих (х = 10,167, df 2, р = 0,006).

Считают, что учат своих детей правилам сохранения здоровья (96,72 ± 1,61) % респондентов (только (3,27 ± 1,61) % откровенно пишут, что это не всегда получается). Регулярно разговаривают со своими детьми на темы здорового образа жизни в (30,32 ± 4,16) % семей, по вопросам духовнонравственного содержания (36,88 ± 4,36) %, по проблеме сохранения здоровья в условиях Севера (20,49 ± 3,65) % родителей. Полностью доверяют школе вопросы духовно-нравственного воспитания детей (80,32 ± 3,59) %, доверяют не всегда (11,47 ± 2,88) %, не доверяют (8,19 ± 2,48) % родителей. Считают, что нуждаются в дополнительных знаниях по вопросам ЗОЖ (57,37 ± 4,47) %. Подавляющее большинство (88,57 ± 2,88) % родителей хотели бы получать информацию по вопросам сохранения здоровья в школе, если бы были организованы соответствующие лектории.

Обсуждение результатов

Исследование особенностей образа жизни родителей показало существование многочисленных поведенческих факторов риска для здоровья детей. Активность родителей в укреплении своего и детского здоровья является низкой.

Причины выявленного расхождения между высокой оценкой значимости здоровья у наших респондентов и их реальными поведенческими привычками нуждаются в дополнительном исследовании. Это может быть обусловлено уже существующими возрастными проблемами со здоровьем, с одной стороны, и несформированной в соответствующем возрасте ответственностью за собственное здоровье — с другой. В нашем исследовании ценность здоровья в значительной степени декларируется, не находя реального подтверждения ни в образе жизни, ни в медицинской активности. Также возможно, что одного желания быть здоровым недостаточно, если нет соответствующего багажа знаний о принципах сохранения здоровья и мотивации к ЗОЖ (что становится особенно актуальным при воспитании здоровых привычек у детей). Это хорошо подтверждает тот факт, что (91,80 ± 2,48) % родителей считают, что питание в семье является здоровым, но анализ пищевых привычек детей свидетельствует о раннем формировании неправильного пищевого поведения, что совпадает с результатами аналогичных исследований [14]. Изучение степени осведомленности родителей по вопросам ЗОЖ будет являться следующим направлением нашей работы.

Выявленное увеличение положительной самооценки здоровья респондентов в зависимости от регулярных занятий физической культурой и спортом подтверждает значение здоровых привычек и совпадает с данными ряда исследований [11, 14]. Многие родители при оценке поведенческих факторов риска у своих детей уходят от личной ответственности за их образ жизни и надеются на активность учебных учреждений в этом отношении. В то же время выяв-

лено, что дети, родители которых физически активны, соблюдают режим дня, закаливаются, значимо чаще проявляют в образе жизни эти здоровые привычки.

Исходя из того, что только незначительная часть родителей обращается к психологам по вопросам воспитания детей, можно предположить наличие низкого уровня психологической культуры наших респондентов.

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что на сегодняшний день обществу не следует полностью полагаться на семью в вопросе воспитания здоровых привычек у подрастающего поколения. Занимаясь поиском механизмов, обеспечивающих гарантированное формирование у детей и подростков потребности в здоровом образе жизни, необходимо не только принимать во внимание роль такого общественного института, как семья, но и разрабатывать систему обучения растущего человека правилам сохранения здоровья. Учитывая все же, что семейные ценностные ориентиры наиболее мощно воздействуют на формирование у ребенка отношения к миру, самому себе и привычек в образе жизни, не следует оставлять без внимания такие направления деятельности учебных учреждений, как работа с родителями по вопросам укрепления здоровья учащихся. Необходима систематичная работа с родителями по ознакомлению их с основными гигиеническими требованиями к образу жизни ребенка, объяснению значимости режимных моментов и психологии формирования у детей потребности в здоровом образе жизни.

Список литературы

1. Баранов А. А. Здоровье, обучение и воспитание детей: история и современность / А. А. Баранов, В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева. — М. : Династия, 2006. — 312 с.

2. Вишневский В. А. Теория и технология построения внутришкольной системы оздоровления в специфических условиях природной и социальной среды / В. А. Вишневский. — Сургут : СурГУ, 2005. — 224 с.

3. Здоровье населения региона и приоритеты здравоохранения / под ред. О. П. Щепина, В. А. Медика. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 384 с.

4. Казин Э. М. Основы индивидуального здоровья человека: введение в общую и прикладную валеологию / Э. М. Казин, Н. Г. Блинова, Н. А. Литвинова. — М. : ВЛАДОС, 2000. — 192 с.

5. Касаткин В. Н. Особенности поведенческих рисков, опасных для здоровья среди молодежи / В. Н. Касаткин, А. А. Михеева, А. В. Ковалева // Школа здоровья. — 2000.

— № 3. — С. 5—15.

6. Короткова М. О. Проблемы и перспективы укрепления здоровья школьников на муниципальном уровне / М. О. Короткова, В. И. Чирков, Г. М. Насыбуллина // Гигиена детей и подростков. — 2007. — № 3. — С. 53—55.

7. Кучма В. Р. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников / В. Р. Кучма, Г. Н. Сердюковская, А. К. Демин. — М. : Российская ассоциация общественного здоровья, 2000. — 152 с.

8. Кучма В. Р. Теория и практика гигиены детей и подростков на рубеже тысячелетий / В. Р. Кучма. — М. : НЦЗД РАМН, 2001. — 376 с.

9. Кучма В. Р. Физическое развитие, состояние здоровья и образ жизни детей Приполярья / В. Р. Кучма,

Б. М. Раенгулов, Н. А. Скоблина. — М. : НЦЗД РАМН, 1999. - 200 с.

10. Лисицин Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение / Ю. П. Лисицин. — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 512 с.

11. Медик В. А. Общественное здоровье и здравоохранение / В. А. Медик, В. К. Юрьев — М. : ГЭОТАР-Медиа, 2010. — 288 с.

12. Онищенко Г. Г. О реализации Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в Уральском федеральном округе РФ и мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения / Г. Г. Онищенко // Гигиена и санитария.

— 2005. — № 3. — С. 40—43.

13. Орехова Т. Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъектов педагогического процесса в системе современного общего образования / Т. Ф. Орехова. — Магнитогорск : МаГУ, 2004. — 352 с.

14. Потехина Н. Н. Особенности образа жизни и выработки самосохранительного поведения подростков и молодежи / Н. Н. Потехина, М. Г. Дьячкова, И. А. Колесникова и др. // Экология человека. — 2009. — № 8.

— С. 61—64.

15. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы / Н. К. Смирнов. — М. : АРКТИ, 2003 — 272 с.

FAMILY INFLUENCE ON FORMATION OF SENIORS’ HEALTHY LIFESTYLE IN SURGUT

E. A. Bagnetova

Surgut State Pedagogical University, Surgut

Families lay the basis of children’s health, form behavioral habits, train basic skills of health maintenance. The purpose of the study was to reveal peculiarities of lifestyle of parents of senior high school students, their activity in cultivation of healthy lifestyle in their children. The study was carried out in 2009-2010 on the territory of Surgut and included 122 families of senior high school students. In the system of individual values, the majority of the parents put health on the first place (5.46 ± 0.07). Distribution of health self-appraisals depending on the degree of inclusion into sports has shown that the parents who went in for physical training regularly assessed their health as good one much more frequently (x2 = 46.136, df 4, р < 0.001). It has been established that the children of the physically active parents went in for sports 7.33 times more often (outside schools) than the children from families not involved in sports pastime (x2 = 43.171, df 1, р < 0.001). The study has shown existence of multiple behavioral risk factors for child health. The parents’ activity in promotion of their own health and their children’s health was low.

Key words: lifestyle, family, senior high school students, parents.

Контактная информация:

Багнетова Елена Александровна — доцент кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Сургутского государственного педагогического университета

Адрес: 628403, Тюменская обл., г. Сургут, ул. Артема, д. 9

Тел.(8-3462) 23-54-37

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.