Научная статья на тему 'О представлениях и реальном поведении по отношению к своему здоровью московских школьников: результаты социологического исследования'

О представлениях и реальном поведении по отношению к своему здоровью московских школьников: результаты социологического исследования Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
519
122
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ШКОЛЬНИКИ / ИНФОРМИРОВАННОСТЬ / ПОВЕДЕНИЕ / МОТИВАЦИЯ / САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ДИСКОМФОРТ / SCHOOLCHILDREN / AWARENESS / BEHAVIOR / MOTIVATION / SELF-ESTIMATION OF HEALTH / DEVIANT BEHAVIOR / PSYCHOLOGICAL DISCOMFORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Маркова А. И., Ляхович Александр Владимирович

В социологическом исследовании школьников (651 человек) проанализированы факторы снижения показателей их здоровья. Отмечено, что знания школьников о факторах риска и путях сохранения своего здоровья часто абстрактны и мало согласуются с поведением, направленным на его поддержание. В образе жизни подростков выявлены нарушения возрастных нормативов поведения (питания, двигательной активности, ночного сна и др.), чаще у старшеклассников, чем школьников средних классов. Кроме того, к окончанию школы опыт курения присутствует у каждого четвертого (25%), употребления алкоголя каждого третьего (30%), наркотиков у 7% учеников старших классов. Для подростков характерны психоэмоциональный дискомфорт, озлобленность, агрессия, которые негативным образом отражаются на общении в социуме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Conception and real attitude to schoolchildren's health in Moscow: results of sociological study

Sociological study included 651 schoolchildren. Factors conductive to worsening of their health state were analyzed. Schoolchildren's knowledge on risk factors and ways of safeguarding of their health was frequently abstract and not correlated with their behavior. Lifestyle of adolescents had some violations of normal behavior according to the age (in aspects of nutrition, physical activity, night sleep, etc.). These abnormalities were revealed in older schoolchildren more frequently than in middle-age schoolchildren. Besides, by the time adolescents leave school 25%, 30% and 7% of pupils have an eхperience of smoking, use of alcohol and drugs correspondingly. Adolescents are characterized with psycho-emotional discomfort, anger, aggression negatively influencing their way of communication in society.

Текст научной работы на тему «О представлениях и реальном поведении по отношению к своему здоровью московских школьников: результаты социологического исследования»

Социальная педиатрия и организация здравоохранения

А.И. Маркова, А.В. Ляхович

НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением, Москва Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М. Сеченова

О представлениях и реальном поведении по отношению к своему здоровью московских школьников: результаты социологического исследования

Контактная информация:

Ляхович Александр Владимирович, доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом проблем формирования общественного здоровья НИИ общественного здоровья и управления здравоохранением Первого Московского государственного медицинского университета им. И.М. Сеченова

Адрес: 119021, Москва, Зубовский бульвар, д. 37/1, тел.: (499) 245-19-42, e-mail: alelakov@yandex.ru Статья поступила: 04.10.2010 г., принята к печати: 13.12.2010 г.

19

В социологическом исследовании школьников (651 человек) проанализированы факторы снижения показателей их здоровья. Отмечено, что знания школьников о факторах риска и путях сохранения своего здоровья часто абстрактны и мало согласуются с поведением, направленным на его поддержание. В образе жизни подростков выявлены нарушения возрастных нормативов поведения (питания, двигательной активности, ночного сна и др.), чаще у старшеклассников, чем школьников средних классов. Кроме того, к окончанию школы опыт курения присутствует у каждого четвертого (25%), употребления алкоголя — каждого третьего (30%), наркотиков — у 7% учеников старших классов. Для подростков характерны психоэмоциональный дискомфорт, озлобленность, агрессия, которые негативным образом отражаются на общении в социуме.

Ключевые слова: школьники, информированность, поведение, мотивация, самооценка здоровья, девиантное поведение, психологический дискомфорт.

В последние десятилетия наблюдается отрицательная динамика в уровне здоровья подрастающего поколения [1-3]. Критическим в настоящее время расценивается число практически здоровых подростков [4, 5]. И это несмотря на то, что в охране здоровья детей, подростков и молодежи участвует множество социальных институтов: лечебно-профилактические и общеобразо-

вательные учреждения, заведения дополнительного образования, спортивные организации. По-видимому, государственные программы содействия здоровью детского населения, включающие санитарно-гигиенические условия образовательных учреждений, диспансеризацию, школьные программы обучения здоровью остаются недостаточно эффективными.

A.I. Markova, A.V. Lyakhovich

Scientific Center of Public Health and Healthcare Management, Moscow I.M. Sechenov First Moscow State Medical University

Conception and real attitude to schoolchildren’s health in Moscow: results of sociological study

Sociological study included 651 schoolchildren. Factors conductive to worsening of their health state were analyzed. Schoolchildren’s knowledge on risk factors and ways of safeguarding of their health was frequently abstract and not correlated with their behavior. Lifestyle of adolescents had some violations of normal behavior according to the age (in aspects of nutrition, physical activity, night sleep, etc.). These abnormalities were revealed in older schoolchildren more frequently than in middle-age schoolchildren. Besides, by the time adolescents leave school 25%, 30% and 7% of pupils have an experience of smoking, use of alcohol and drugs correspondingly. Adolescents are characterized with psycho-emotional discomfort, anger, aggression negatively influencing their way of communication in society.

Key words: schoolchildren, awareness, behavior, motivation, self-estimation of health, deviant behavior, psychological discomfort.

Острота проблемы обусловливает возрастание роли индивидуума в охране своего здоровья. В этом аспекте, в воспитании подрастающего поколения, несомненно, важна роль семьи. Все культурные ценности семьи так же, как и неприемлемые формы поведения — наркотизация, грубость, жестокость и др. — передаются детям, которые моделируют образцы собственного поведения, не всегда адекватные здоровому образу жизни (ЗОЖ). И хотя большинство родителей уделяют внимание здоровью детей, в силу дефицита информации по проблемам ЗОЖ и отсутствия личного примера их деятельность не всегда имеет желаемый успех [6, 7].

С 1994-1995 гг. в общеобразовательных школах сложилась система обучения здоровью учащихся. Учебные программы включают теоретические вопросы здорового образа жизни в курсе предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Однако в реальности многие проблемы остались нерешенными. В числе причин: дефицит подготовленных кадров по ОБЖ, отсутствие производства по приготовлению горячей пищи, методических материалов по проблемам формирования здорового образа жизни, достаточного количества спортивных залов для проведения 3 уроков физкультуры в неделю, тренажерных залов и кабинетов психологической разгрузки. Врачи и психологи в последние годы акцентируют внимание на учащении случаев дезадаптации и отклонений в поведении школьников [5, 8-10]. Для решения этих проблем необходима согласованная работа педагогов и психологов. Однако не везде в школах имеются психологи, а там, где они есть, предпочтение отдано работе с учащимися начальной школы с целью адаптации их к новой социальной среде.

Таким образом, проблемами здоровья детей и подростков в той или иной степени занимаются и в семье, и в школе. Следовательно, гипотетически уровень их здоровья должен быть, по крайней мере, стабильным, если не повышающимся со временем. Фактически — позитивной динамики в уровне здоровья подрастающего поколения не наблюдается. Известно, что в 50-55% случаев здоровье человека определяется образом жизни [11]. Связь между поведением и здоровьем детей и подростков отмечают многие исследователи [12-15]. Эти работы посвящены выявлению тенденций в их образе жизни. Однако вербальные утверждения подростков о соблюдении здорового образа жизни могут не соответствовать их реальному поведению. Поэтому представляет научный интерес анализ факторов риска для здоровья подростков в аспекте сопоставления их представлений о выполнении элементов ЗОЖ и реального поведения, что явилось целью настоящего исследования.

Проведен анализ результатов социологического исследования учащихся общеобразовательных школ №№ 523, 1205 и 1726 Москвы в 2006-2007 гг. Опрошены 651 учащийся средних (5-8) и старших (9-11) классов, что соответствует 90,9-92,3% числа учащихся 5-11 классов в каждой школе. Группа учащихся средних классов составила 426 человек (209 мальчиков и 217 девочек), старшеклассники — 225 человек (97 мальчиков и 128 девочек). Возраст школьников 5-8 классов — от 10 до 15 лет, из них 10-летние (19 человек) и 15-летние (13 человек) составили 7,5%. Возраст большинства школьников 9-11 классов — в диапазоне 15-17 лет, 7 (3,1%) учеников 11-го класса — в возрасте 18 лет.

Опрос проводился по анонимной базовой анкете, содержащей 36 вопросов (из них 2 относились к паспортной части) и 145 вариантов ответов. Вопросы были сгруппи-

рованы в блоки, отражали информированность школьников о здоровье и ЗОЖ, мотивационно-ценностные ориентации, представление о своем поведении и реальное поведение, отношение к здоровью и самооценку здоровья. Анкета для старшеклассников была дополнена пятью блоками, содержащими 31 вопрос и 161 вариант ответа. Блоки отражали психоэмоциональный статус, взаимоотношение с окружающими, аддиктивное и сексуальное поведение, потребность в информации. Для оценки реального поведения анализировались ответы подростков об элементах ЗОЖ, которых они придерживались. В следующих блоках конкретизировались вопросы элементов ЗОЖ по частоте, длительности и объему, которые выполняли респонденты. Суммарный показатель их выполнения/невыполнения характеризовал реальное поведение, соответствующее или несоответствующее гигиеническим нормам для данной возрастной группы. Дифференцированный по возрастным группам (подростки средних и старших классов) анализ опроса позволял выявить, на каком этапе социализации и по каким причинам наиболее часто происходят нарушения здоровья. Составление базы данных, обработка и анализ информации проводили с использованием стандартного пакета прикладных программ Excel для Windows (MS Office 2007) и специально разработанного программного обеспечения.

При анализе отношения к здоровью первостепенным считается понимание подростками средних классов сущности здоровья, которое должно быть стержневым и по мере взросления дополняться составляющими (трудовая деятельность, репродуктивная функция и т. д.), характеризующими в целом медико-биологическое и социальное содержание здоровья. В понимании 199 (46,7%) подростков этой возрастной группы «здоровье» определяется как отсутствие болезней. Такие слагаемые как физическое, психическое и социальное благополучие не воспринимаются подростками (76 человек — 17,9%, 71 — 16,6%, 80 — 18,8%, соответственно), что объясняется недостаточным акцентированием внимания на них со стороны учителей и родителей.

На вопрос о необходимости личной заботы о здоровье утвердительно ответили 408 (95,7%) школьников в возрасте 11-14 лет. Значительная часть подростков — 270 (63,3%) — считает, что достаточно уделяет внимания своему здоровью. Однако, по мнению респондентов, только 181 (42,5%) их сверстник действительно уделяет внимание здоровью. Следовательно, декларативное суждение о личной ответственности за здоровье не соответствует истинной заботе о нем.

Подростковый максимализм проявляется и в оценке личного здоровья. Так, из числа всех опрошенных школьников средних классов 374 (87,9%) человека отметили отличное и хорошее здоровье и лишь 51 (12,0%) школьник оценил свое здоровье как удовлетворительное или плохое. Однако высокую частоту заболеваний в году (от 3 до 6 и более) отметили 129 (30,2%) человек, а наличие хронических заболеваний — 148 (34,7%), что противоречит субъективной высокой оценке здоровья и заботе о нем.

Оптимизм подростков в отношении благополучия здоровья не подкрепляется устойчивыми навыками здорового поведения в реальности. Как известно, основным постулатом формирования здоровья служит поведенческий фактор, биологический отклик на который может быть положительным (здоровье) или отрицательным (морфофункциональные отклонения). Данные табл. 1 характеризуют представления подростков о соблюдении элемен-

Элементы ЗОЖ Средние классы (п = 426), абс. % Старшие классы (п = 225), абс. %

считают, что придерживаются реально выполняют считают, что придерживаются реально выполняют

Режим дня 162 (38,0) 105 (24,7) 21 (9,2) 0

Утренняя гимнастика 74 (17,4) 0 10 (4,6) 0

Личная гигиена 419 (98,5) 291 (68,3) 140 (62,4) 0

Закаливание 131 (30,8) 0 57 (25,2) 12 (5,5)

Регулярное питание 232 (54,5) 210 (49,4) 103 (45,9) 41 (18,3)

Физкультура, спорт 278 (65,3) 235 (55,2) 93 (41,2) 49 (22,0)

Достаточный сон 376 (88,2) 161 (37,7) 155 (68,8) 70 (31,2)

Медицинская активность 241 (56,6) 224 (52,7) 175 (77,9) 31 (13,8)

тов ЗОЖ и их реальное поведение. Таблица показывает, что имеется существенный разрыв между позициями вербальных представлений учащихся о соблюдении элементов ЗОЖ (с учетом стихийности и нерегулярности выполнения) и реального их выполнения. Особенность современных тенденций подростковой субкультуры заключается в снижении возрастного ценза приобщения к психоактивным веществам. Несмотря на то, что о негативных последствиях курения для здоровья осведомлены 394 (92,4%) школьника средних классов, потребления алкоголя — 371 (87,1%), наркотиков — 400 (94,0%) детей, именно в этом возрасте отмечается дебют курения и употребления алкоголя. Как показал анализ опроса учащихся средних классов, знания о здоровье и факторах его сохранения абстрактны и мало согласуются с поведением, способствующим здоровью. С такими характеристиками подростки переходят в следующую возрастную группу.

У подростков в возрасте 15-17 лет складываются специфичные для их субкультуры мировоззрение и нормы поведения (не всегда правильные), которые со временем меняются, но в данный период могут оказывать существенное влияние на здоровье. Имея определенный багаж знаний по охране здоровья, полученный от родителей, из курса ОБЖ в школе и через СМИ, большая часть старшеклассников — 140 (62,4%) — рассматривает здоровье как необходимое условие реализации жизненных целей. Признание личной ответственности за здоровье у 146 (65,1%) старшеклассников в действительности расходится с истинным вниманием к нему. Лишь около четверти их них (27,5%) заботятся о своем здоровье. Этот показатель свидетельствует, что взрослеющие подростки еще не готовы нести за него ответственность. Правильная ориентация о главенствующей роли образа жизни как фактора, способствующего здоровью, еще не означает, что подростки придерживаются активной позиции. Отмечается несогласованность их представлений и реального поведения (см. табл. 1). При этом регистрация поведенческих характеристик образа жизни позитивной направленности колеблется от очень низких до средних и высоких (табл. 1, 2). Высокие показатели невыполнения ряда элементов ЗОЖ (не высыпаются — 33,9%, не выполняют утреннюю гимнастику — 50,6%, не закаляются — 65,1%, отсутствует недельная двигательная нагрузка — 59,6%) дополняют общую неблагоприятную картину стиля жизни старшеклассников в аспекте здоровья (табл. 2, 3).

Образ жизни старшеклассников типичен для этой возрастной группы. Выступая в качестве экспертов при

оценке образа жизни своих сверстников, подростки отмечают широкую распространенность употребления психоактивных веществ: курение, алкогольные напитки, наркотики — (64,2%) и подрывающий здоровье образ жизни (20,2%).

Несмотря на оптимизм старшеклассников относительно здоровья, под воздействием комплекса факторов негигиенического поведения уровень их здоровья по самооценке сдвигается в сторону неудовлетворительных показателей по сравнению с идентичными показателями учащихся средних классов. Эти данные коррелируют с результатами клинических обследований школьников [1-4].

Известно, что этапы формирования здоровья представляют комплекс информационно-мотивационных и поведенческих характеристик. В этом аспекте сделана попытка выяснить, какие показатели с наибольшей вероятностью провоцируют отклонения в состоянии здоровья выпускников школ. За основу взяты три показателя: информированность о факторах, влияющих на здоровье, мотивации и реальное поведение (см. табл. 2).

В структуре факторов, влияющих на здоровье, определяющим для всех респондентов являлось их поведение. Вместе с тем значительный удельный вес составляли социальные факторы (медицинская помощь, экология) и наследственность. Влияние этих факторов на здоровье, по данным некоторых исследований, существенно меньше (по Ю. П. Лисицыну — 8-10, 17-20, 18-22%, соответственно) [11].

В поведении учащихся всех возрастных групп определяющими были нарушения регламентированных по возрасту нормативов питания. Для старшеклассников характерны абсолютное игнорирование режима дня, который дезорганизует жизнедеятельность в течение суток, недели, а также негативное отношение к утренней гимнастике. Свойственная подростковому возрасту двигательная активность по комплексу элементов (утренняя гимнастика, занятие физкультурой и спортом, прогулки) у старшеклассников ниже, чем у школьников средних классов. Суммарный показатель их выполнения (24,3% в среднем) и невыполнения (37,4%) имеет отрицательную тенденцию по сравнению со школьниками средних классов (37,5 и 18,1%, соответственно). Известно, что физическая активность наиболее эффективна, когда совершается в свободное от учебы время, сопровождается определенными мышечными нагрузками и временными затратами [16-18]. Оздоравливающее действие оказывают занятия физкультурой и спортом в организованных коллективах [19, 20]. Однако в спортивных секциях, школах и клубах по объективным причинам занимается менее четверти

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2010/ ТОМ 9/ № 6

22

Показатель Средние классы (п = 426), абс. % Старшие классы (п = 225), абс. %

Информированность о факторах, влияющих на здоровье Поведение 345 (81,0) 159 (70,9)

Экология 170 (39,9) 91 (40,4)

Медицинская помощь 97 (22,5) 51 (22,9)

Наследственность 0 68 (30,3)

Воспитание 112 (26,4) 47 (21,1)

Мотивация Человек должен сам заботиться о здоровье 408 (95,7) 146 (65,1)

Уделять внимание здоровью 270 (63,3) 62 (27,5)

Другие ценности 0 45 (20,0)

Поведение Соблюдение режима дня 105 (24,7) 0

Регулярное питание 210 (49,4) 103 (45,9)

Достаточный сон 376 (88,2) 155 (68,8)

Медицинская активность 224 (52,7) 175 (77,9)

Физическая нагрузка

Выполнение утренней гимнастики 74 (17,4) 10 (4,6)

Занятия в спортивной секции 235 (55,2) 49 (22,0)

Самостоятельные занятия физкультурой 78 (18,3) 89 (39,4)

Ежедневные прогулки 252 (59,1) 70 (31,2)

Недельная двигательная нагрузка 168 (39,5) 55 (24,3)

Состояние здоровья Отличное 52 (12,2) 23 (10,2)

Хорошее 323 (75,7) 74 (32,9)

Удовлетворительное 43 (10,1) 70 (31,1)

Плохое 8 (1,9) 12 (5,3)

Затруднились с оценкой 0 46 (20,4)

Таблица 3. Факторы риска, негативно влияющие на здоровье школьников

Факторы риска Средние классы (п = 426), абс. % Старшие классы (п = 225), абс. %

Питание нерегулярное 70 (16,4) 58 (25,7)

Невыполнение утренней гимнастики 147 (34,5) 114 (50,6)

Редкие прогулки 67 (15,8) 76 (34,0)

Отсутствие занятий физкультурой 17 (3,9) 62 (27,6)

Недостаточный сон 83 (19,6) 76 (33,9)

Курение 30 (7,0) 56 (24,8) (22,0)*

Употребление алкоголя 69 (16,3) 68 (30,3) (22,0)*

Пробовали наркотики 0 16 (7,3) (19,3)*

Все случаи употребления наркотиков 0 30 (13,3)

Ведение половой жизни 0 64 (28,4) (22,9)*

Примечание. * — уклонились от ответа.

старшеклассников, что в 2 раза меньше, чем школьников средних классов. В то же время старшеклассники чаще, чем учащиеся средних классов, занимаются физкультурой самостоятельно.

Занятия физкультурой, выполняемые по собственному усмотрению без системы и необходимой силовой нагрузки, ограниченные (как и прогулки) по времени, не оказывают должного результата на здоровье [21]. Школьники, серьезно уделяющие внимание физической культуре, имеют недельную двигательную активность в объеме 10-12 ч

в неделю (23,8%). Следовательно, в образе жизни старшеклассников преобладает низкая двигательная активность, т. е. гипокинезия, которая в настоящее время трактуется как гипокинетическая болезнь [22]. Следовательно, имеющие место нарушения гигиенических норм поведения у старшеклассников выражены значительнее и провоцируют отклонения в состоянии здоровья.

При регистрации поведенческих характеристик образа жизни подростков отдельным блоком рассматривали девиантное1 (отклоняющееся) поведение. С точки зрения

1 Девиантное поведение — отклоняющаяся от общепринятых норм форма самореализации и самоутверждения личности на этапах первичной социализации [24].

общественных норм, девиантное поведение аморально по своей сути: это табакокурение, потребление алкоголя и наркотических веществ, сквернословие, агрессия, конфронтация и др. [6, 8, 9, 23, 24]. Девиации в настоящее время рассматривают как социальный феномен. Из всех форм подобного поведения особое внимание уделено распространенности потребления психоактивных веществ среди подростков и молодежи. Россия, по оценкам экспертов ВОЗ, занимает первое место в мире по числу курящих подростков и находится в числе «лидеров» по алкоголизации населения, включая подростков, а потребление наркотиков московскими школьниками соответствует среднеевропейским показателям [23].

Тенденция нарастания распространенности курения прослеживается при сравнении идентичных показателей в группах учащихся средних и старших классов (табл. 3). При этом снижение возраста начала курения и приобщение к этой привычке девочек обусловливает масштабы и серьезность проблемы. При переходе из средней школы в старшую приверженность к курению среди девушек увеличивается в 1,7-2,0 раза, юношей — в 1,5-1,7 раза. Соответственно увеличивается число подростков, составляющих группу риска (выкуривающих от 0,5 до 1-1,5 пачек в день) — до 22,4%.

Потребление алкогольных напитков старшеклассниками в 2 раза выше, чем учащимися средних классов. В ассортименте потребляемых напитков превалирует пиво. Отмечена неблагоприятная тенденция потребления старшеклассниками крепких алкогольных напитков: от 1 раза в неделю (12,2%), 2-3 раз (10,1%) и ежедневного (9,0%), что свидетельствует о прогрессировании алкоголизации подростков и формировании групп повышенного риска.

Важной проблемой остается наркотизация подростков. Об употреблении тех или иных наркотических веществ многие подростки предпочитают не говорить. Согласно опросу, 7,3% старшеклассников пробовали наркотики. Однако число всех случаев потребления наркотиков — 1-3 (6,2%) раза, 4-5 (4,4%) и более 10 (2,7%) — было почти вдвое (13,3%) больше.

Специфика подросткового возраста — половое развитие. С точки зрения физиологии — это естественное и нормальное явление. Требования моральной чистоты, самодисциплины и ответственности в поведении — необходимое условие охраны здоровья и осознанного позитивного отношения к интимным отношениям. Однако проблеме сексуального воспитания на общественном уровне уделяется недостаточно внимания. Вызванное физическим и психосексуальным созреванием состояние организма подростков находится в плену родительских наставлений и норм общества. В этой ситуации отсутствие нравственных ориентиров, любопытство и желание быть взрослым, самодозволенность как проявление самостоятельности, удовлетворяются экспериментами в половом поведении. Размах добрачных половых связей, не подкрепленный знаниями о негативных последствиях для здоровья, формирует у подростка менталитет «быть как все». Большинство старшеклассников рассматривают добрачные половые связи как широко распространенное явление (65,0% юношей и 55,2% девушек) в кругу своих сверстников. Добрачный половой опыт имеют 28,4% старшеклассников (29,1% юношей и 19,2% девушек). При этом 40,2% не имеют постоянного партнера (35,5% юношей и 7,7% девушек). Из числа опрошенных 24,6% юношей и девушек считают, что от их поведения не зависит возможность заражения ВИЧ и другими инфекциями, передающимися половым путем (сифилис, гонорея,

гепатиты В, С и др.). Не знают, что при шприцевой форме наркомании высок риск заражения ВИЧ-инфекцией — 22,4% опрошенных.

Таким образом, прослеживается противоречие в убеждениях старшеклассников о внимании к здоровью и реальном поведении, здесь имеют место так называемые «ножницы»: с одной стороны, подростки понимают необходимость заботы о своем здоровье, с другой — не хотят следовать нормам здорового поведения. Результат — снижение степени личной ответственности за здоровье в системе внутренних ценностных установок.

Некоторые подростки (7,3%) предпочитают не думать о здоровье или обращать на него внимание только при появлении серьезной патологии (8,2%). Более половины юношей и девушек не обременяют себя заботой о здоровье. Оправдывая свое безответственное отношение к здоровью, они апеллируют к проблемам экологии, фактору наследственности, плохой организации медицинской службы. В мотивационной сфере у 20% старшеклассников значимыми становятся другие ценности. Следовательно, отмечаются негативные сдвиги в убеждениях юношей и девушек о приоритетности здоровья как ресурса жизнедеятельности. О низкой мотивации к сохранению здоровья свидетельствуют факторы риска в образе жизни школьников (см. табл. 3).

Переоценка собственных знаний по вопросам охраны здоровья, в том числе об инфекциях, передающихся половым путем, не стимулирует интерес старшеклассников к получению новой для них или дополнительной информации (по проблемам ЗОЖ — 77,1-95,4% старшеклассников, по вопросам сексуального поведения — от 78,0 до 86,2%). Некоторые даже отвергают получение подобной информации (4,7%).

К оценке механизма качественных изменений показателей здоровья, обусловленных образом жизни старшеклассников, мы подошли с позиции изучения их психологического статуса. Подросткам переходного периода свойственен психологический дискомфорт, проявляющийся в колебаниях настроения, различного рода переживаниях, кризисных ситуациях. Возрастные кризисы рассматриваются как нормальное состояние пубертатного периода, необходимый этап развития личности. Однако, когда на внутренний дискомфорт накладываются внешние факторы (проблемы экономического характера, недоступность инфраструктуры культурно-оздоровительных мероприятий, сдача единого государственного экзамена), организм подростков не справляется с возросшими эмоциональными нагрузками. Последние могут вызывать дисбаланс нервнопсихического состояния и проявляться в невротизации, соматизации, девиации поведения [4, 6, 24].

Анализ психологического состояния старшеклассников подтверждает актуальность проблемы психосоциальных расстройств у детей этого возраста. Подросткам в большинстве случаев свойственно веселое, доброе (65,3%), ровное, спокойное настроение (60,5%). Однако у определенной группы подростков отмечается грустное, тоскливое настроение (11,9%), раздражительность, озлобленность, агрессивность (11,9%). Часто старшеклассники отмечают внутреннее напряжение, тревогу, скуку (24,8; 13,8 и 21,1%, соответственно). Эти субъективно переживаемые отрицательные эмоции, по мнению ряда авторов, специфичны для депрессий [25-27].

В состоянии депрессии школьники могут испытывать трудности с вниманием, усидчивостью, памятью, которые отражаются на учебе, на взаимоотношениях в социуме. Основной зоной конфликтов является школа. В процессе учебы, общей деятельности, проведения досуга форми-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ ПЕДИАТРИИ /2010/ ТОМ 9/ № 6

Отношения Товарищи по учебе Друзья вне школы Преподаватели Родители Другие члены семьи

Хорошие 52,3 69,7 28,4 62,4 55,0

Удовлетворительные 21,1 9,2 39,4 13,8 20,2

Конфликтные 4,6 1,8 11,0 4,6 3,7

Не поддерживают 2,7 0,9 1,8 0,9 1,8

Затрудняются с ответом 1,8 1,8 3,7 2,7 1,8

Нет ответа 17,4 16,7 15,6 15,6 17,4

руются свои ценности и взаимоотношения в школьном коллективе. Отношения между школьниками и учителями складываются в двух направлениях: отношения ученика с учителем и отношения учителя с учеником. По причинам неуспеваемости и личным проблемам (состояние здоровья, семейные проблемы и др.) у некоторых подростков не складываются хорошие отношения с учителями. Со стороны учителей отмечаются неуважение к личности ученика, безразличие к его проблемам, оскорбления, авторитарный стиль преподавания, которые снижают доверие ученика к учителю, порождают конфронтацию, неудовлетворительные взаимоотношения. Последние провоцируют внутренний дискомфорт, заниженную самооценку, нарушение регламентированных школой норм поведения. В межличностных контактах старшеклассников с учителями преобладают удовлетворительные отношения (39,4%), однако и конфликты довольно частое явление — у 11,0% детей (табл. 4).

Несмотря на то, что в кругу своих сверстников и друзей хорошие и добрые отношения преобладают, прослеживается напряженность и нежелание поддерживать какие-либо отношения.

Взаимоотношения между подростками и другими членами семьи формируются на протяжении жизни. В кризисные для подростков периоды особенно важны поддержка и внимание к ним родителей, обеспечение условий, способствующих здоровому развитию и нормальной учебе. К сожалению, в современной ситуации многие родители не способны обеспечить детям адекватные условия жизни. Даже, напротив, в семье существуют опасные для детского здоровья условия проживания и социально неприемлемые формы поведения (грубость, агрессия, жестокость, курение, потребление алкоголя, наркотиков). По-видимому, в нашем исследовании участвовали подростки из таких семей, но они предпочитают об этом не говорить (15,6%), так как стесняются своих «неблагополучных» родителей. В таких семьях взаимоотношения детей с родителями чаще формальные и наряженные. Ответы 34,0% юношей и девушек показали, что они проживают в семьях с удовлетворительными взаимоотноше-

ниями. В 8,3% семей отмечены конфликтные отношения. Отсутствие каких-либо отношений со взрослыми членами семьи при полной зависимости от них отмечали 2,7% подростков, что свидетельствует о нарушении внутрисемейных связей и наличии неразрешенных проблем в кругу семьи. При неспособности родителей предложить детям приемлемые и действенные методы заполнения вакуума свободного времени и/или отсутствии правильных образцов поведения, подростки моделируют сценарии собственного поведения которые не всегда приводят к выбору корректного общения и здорового поведения. Таким образом, несмотря на общий доброжелательный тон общения подростков с окружающими, отмечается неблагоприятная тенденция агрессивности и озлобленности среди молодых людей. Отсутствие взаимопонимания в семье и школе, разлад отношений детерминируют депрессивные состояния, которые перестраивают структуру мотивационной системы ценностей и поведение [25-27]. Конфликты между внутренними потребностями и реалиями жизни провоцируют аддиктивное поведение. В проблемных ситуациях для самоутверждения подростки прибегают к самозащите, но не методами здорового поведения, а включаясь в референтную группу с их преимущественно асоциальными нормами общения [6, 24]. По мнению таких подростков, снять стресс, успокоиться и расслабиться, а также развеять скуку можно с помощью курения, потребления алкоголя и наркотических веществ, реализуемых в кругу сверстников.

Заключение

Представление подростков о соблюдении здорового образа жизни расходятся с их реальным поведением. В процессе социализации у подростков в возрасте 11-14 лет на фоне одновременно воздействующих социальных, биологических и индивидуальных факторов формируются поведенческие отклонения от гигиенических норм здорового образа жизни. У старшеклассников 15-17 лет эти отклонения только усугубляются. К окончанию школы возрастает выраженность аддиктивного поведения и общепринятых норм коммуникаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Кучма В. Р, Сухарева Л. М., Степанова М. И. Гигиенические проблемы школьных инноваций. — М., 2009. — 230 с.

2. Ильин А. Г., Звездина И. В., Эльянов М. М. и др. Современные тенденции динамики и состояния здоровья подростков // Гигиена и санитария. — 2000; 1: 59-62.

3. Совершенствование медицинского обслуживания подростков старшего возраста и оптимизация условий обучения. Пособие для врачей. — М., 2005. — 107 с.

4. Кучма В. Р., Сухарева Л. М., Рапопорт И. К. Изменение показателей заболеваемости школьников в процессе завершения общего образования / Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М., 2008. — С. 94-95.

5. Поляков А. Я., Петрушечива К. П., Маляревич В. С. и др. Здоровье школьников г. Новосибирска в современных условиях жизнедеятельности / Материалы I Конгресса Российского обще-

ства школьной и университетской медицины и здоровья. — М., 2008. — С. 141-142.

6. Березанцев А. Ю., Чайнова В. Н. Клинико-психологические факторы формирования девиантного поведения у детей и подростков / Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Гигиена детей и подростков. История и современность». — М., 2009. — С. 48-50.

7. Маркова А. И. Антитабачное воспитание детей в семье // Медсестра. — 2009; 9: 17-20.

8. Александров А. А., Иванова Е. И., Розанов В. Б. Профилактика вредных привычек среди детей и подростков // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2008; 2: 31-35.

9. Баранов А. А., Кучма В. Р., Звездина И. В. Табакокурение детей и подростков: гигиенические и медико-социальные проблемы и пути решения. — М.: Литтерра, 2007. — 213 с.

10. Скворцова Е. С., Миронова И. А. Распространенность курения среди городских подростков-школьников России в 2003-2004 гг. // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. — 2007; 3: 18-22.

11. Лисицын Ю. П. Здравоохранение и страхование здоровья в XXI веке. — М., 2001. — 192 с.

12. Проблема неинфекционных заболеваний в Европейском регионе ВОЗ. Факты и цифры ЕРБ ВОЗ/06/04. — Копенгаген, 2004.

13. Барсукова Н. К., Храмцов П. И., Бесстрашная Н. А. Состояние здоровья и образ жизни современных подростков / Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы международного конгресса. Ч. 1. — М., 2004. — С. 116-118.

14. Давыденко Л. А. Образ жизни школьников крупного промышленного города: оценка риска / Профессиональное гигиеническое обучение. Формирование здорового образа жизни детей, подростков и молодежи: Материалы Всероссийской научнопрактической конференции. — М., 2006. — С. 45-45.

15. Гусева И. В., Лукина Г. П., Лабузов Д. С. и др. Образ жизни школьников с профильным обучением / Материалы I Конгресса Российского общества школьной и университетской медицины и здоровья. — М., 2008. — С. 50-51.

16. Сухарев А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. — М.: Медицина, 1991. — 272 с.

17. Ромашин О. В., Иванов И. Л. Спортивная медицина — методологическая и организационная основа восстановительной медицины // Общественное здоровье и профилактика заболеваний. — 2005; 1: 44-49.

18. Рахманов Р С., Нестеренко А. В. О роли двигательно-активной формы обучения в формировании образа жизни, сохранении и укреплении здоровья школьников // Гигиена и санитария. — 2005; 2: 43-45.

19. Сергеев В. Н., Ананьев Н. И. Взаимосвязь психофизиологических показателей и объемы двигательной деятельности у школь-

ников-подростков // Гигиена и санитария. — 1991; 7: 48-50.

20. Симонова Л. А., Малова Н. А., Белякова И. П. Оздоровительная эффективность различных двигательных режимов у младших школьников // Гигиена и санитария. — 1991; 6: 43-45.

21. Камалетдинов В. Г. Организационные и педагогические формы и методы физической культуры в производственном коллективе: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. — Малаховка, 1988. — С. 16.

22. Зациорский В. М. Двигательная активность как фактор антириска ишемической болезни сердца: обзор // Теория и практика физической культуры. — 1986; 9: 51-57.

23. Кошкина Е. А., Киржанова В. В. Основные проблемы эпидемиологии наркомании на современном этапе / Материалы 2-го Всероссийского форума «Здоровье нации — основа процветания России». — М., 2006. — С. 39-42.

24. Тачина С. В. Особенности девиантного поведения подростков: социологический анализ: Автореф. дис. . канд. социол. наук. — Екатеринбург, 2003. — 24 с.

25. Курпатов А. В. Как избавиться от тревоги, депрессии, раздражительности. — СПб., 2002. — 227 с.

26. Покрасс М. А. Активная депрессия. Добрая сила тоски. — Самара, 2001. — 202 с.

27. Триккетт Ш. Как победить депрессию и избавиться от тревоги. — М.: ЭКСМО, 2002. — 176 с.

Щовинка

fómpers Ь Pt'emium

PremiMv w Саге у )

Сап

h&J

I

Теперь на 20% тоныие!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.