Научная статья на тему 'Обоснование значимости психологической подготовки спортсменов в интеллектуальных видах спорта'

Обоснование значимости психологической подготовки спортсменов в интеллектуальных видах спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1683
228
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТСМЕН / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВИДЫ СПОРТА / ШАШКИ / ПСИХОЛОГіЧНА ПіДГОТОВКА / іНТЕЛЕКТУАЛЬНі ВИДИ СПОРТУ / PSYCHOLOGICAL TRAINING / ATHLETE / INTELLECTUAL SPORTS / DRAUGHTS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Аникеев Ю. В.

Проанализированы научные исследования проблемы психологической подготовки спортсменов в интеллектуальных видах спорта. Подтверждено, что результат соревновательной деятельности спортсменов зависит от психологического состояния. Выявлено, что психологическая подготовка спортсменов-шашистов имеет свои специфические особенности. Обосновано, что она играет ключевую роль в общей системе подготовки к соревнованиям. Рассмотрены особенности психологической подготовки спортсменов в интеллектуальных видах спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rationale for relevance of psychological training athletes in intellectual sports

Analyzed scientific studies on psychological preparation of athletes in intellectual sports. Confirmed that the result of competitive activities of athletes depend on mental state. Revealed that the psychological preparation of athletes in draughts has its specific characteristics. Substantiate that it plays a key role in the overall system of preparation for the competition. Features of the psychological preparation of athletes in intellectual sports.

Текст научной работы на тему «Обоснование значимости психологической подготовки спортсменов в интеллектуальных видах спорта»

ОБОСНОВАНИЕ ЗНАЧИМОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ В ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ВИДАХ СПОРТА

Аникеев Ю. В.

Харьковская государственная академия физической культуры и спорта

Аннотация. Проанализированы научные исследования проблемы психологической подготовки спортсменов в интеллектуальных видах спорта. Подтверждено, что результат соревновательной деятельности спортсменов зависит от психологического состояния. Выявлено, что психологическая подготовка спортсменов-шашистов имеет свои специфические особенности. Обосновано, что она играет ключевую роль в общей системе подготовки к соревнованиям. Рассмотрены особенности психологической подготовки спортсменов в интеллектуальных видах спорта.

Ключевые слова: психологическая подготовка, спортсмен, интеллектуальные виды спорта, шашки

Анотація. Анікєєв Ю. В. Обґрунтування значимості психологічної підготовки спортсменів в інтелектуальних видах спорту. Проаналізовано наукові дослідження проблеми психологічної підготовки спортсменів в інтелектуальних видах спорту. Підтверджено, що результат змагальної діяльності спортсменів залежить від психологічного стану. Виявлено, що психологічна підготовка спортсменів-шашкістів має свої специфічні особливості. Обгрунтовано, що вона відіграє ключову роль в загальній системі підготовки до змагань. Розглянуто особливості психологічної підготовки спортсменів в інтелектуальних видах спорту.

Ключові слова: психологічна підготовка, спортсмен,

інтелектуальні види спорту, шашки

Annotation. Anikieiev Y.V. Rationale for relevance of psychological training athletes in intellectual sports. Analyzed scientific studies on psychological preparation of athletes in intellectual sports. Confirmed that the result of competitive activities of athletes depend on mental state. Revealed that the psychological preparation of athletes in draughts has its specific characteristics. Substantiate that it plays a key role in the overall system of preparation for the competition. Features of the psychological preparation of athletes in intellectual sports.

Keywords: psychological training, athlete, intellectual sports, draughts

Введение.

В октябре 2008 г. в столице Китая - Пекине после завершения Олимпийских и Параолимпий-ских Игр, состоялись I Всемирные интеллектуальные спортивные Игры. В программе соревнований было четыре основных вида спорта: шашки, шахматы, бридж, го, а также один презентационный вид - китайские шахматы. Интеллектуальные Игры прошли под эгидой Международной ассоциации интеллектуальных спортивных игр (IMSA), образованной незадолго до этого события. Это свидетельствует о том, что в век компьютерных и информационных технологий умственная деятельность вышла на главенствующие позиции по сравнению с физическим трудом, значительно возросла популярность в мире интеллектуальных видов спорта.

Общеизвестно, что результат успешного выступления спортсмена на соревнованиях складывается из совокупности многих факторов. Однако при современном уровне развития методов тренировки, постоянно совершенствующимися путями формирования у спортсменов специальных навыков и качеств, в условиях жесткой конкуренции успешность выступления все больше зависит от психологической подготовленности спортсменов. Научных © Аникеев Ю. В., 2009

исследований по проблеме психологической подготовки спортсменов в интеллектуальных видах спорта, как показал проведенный теоретический анализ литературы, на сегодняшний день недостаточно. В основном, научные исследования проводились только связанные с игрой в шахматы (И. Н. Дьяков, Б. М. Блюменфельд, Н. В. Крогиус и др.). Несмотря на внешнее сходство двух родственных видов спорта, шашек и шахмат, все же шашечная деятельность имеет свои специфические особенности. Однако научные изыскания в шашках носят единичный характер (М. В. Прохорова, А. И. Кычкина).

Учитывая малочисленность исследований, посвященных проблеме психологической подготовки в шашках, можно констатировать, что она является мало изученной, что говорит о необходимости проведения работы по данному направлению.

Работа выполнена по плану НИР Харьковской государственной академии физической культуры и спорта.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Цель данной работы - на основе анализа литературных источников проанализировать значимость психологической подготовки в системе общей подготовки спортсменов, специализирующихся в интеллектуальных видах спорта (на материалах шашек и шахмат), проанализировать основные составляющей этой подготовки, включая особенности долговременной подготовки и специальной подготовки к конкретным соревнованиям.

Результаты исследования.

Шашки - это самостоятельный вид спорта, основу которого составляет специфическое творчество, базирующееся на когнитивной деятельности. Как интеллектуальный спорт шашки стали признанной частью общечеловеческой культуры. Рост числа высококвалифицированных шашистов, усиление спортивного соперничества на международной арене - все это делает актуальной научную разработку проблемы спортивной подготовки шашистов, в частности, ее психического аспекта.

Подготовка к соревнованиям у шашистов высокой квалификации складывается из трех основных составляющих: специальной шашечной подготовки, общефизической и психологической. Специальная шашечная подготовка включает в себя следующие аспекты: владение широким арсеналом различных стратегических схем и позиционных приемов, отработанным до автоматизма тактическим зрением, высокой техникой игры в окончании партии при реализации полученного ранее преимущества. Физическая подготовка представляет собой хорошее общефизическое состояние, соблюдение спортивного режима, причем, не только в период соревнований, но и в повседневной жизни шашиста. Психологическая подготовка направлена на обеспечение психологической готовности спортсмена-шашиста, которая становится определяющей успеха на самых ответственных соревнованиях. Она заключается в повышении эффективности управления соревновательной

деятельностью шашиста на основе выявленных закономерностей изменения психики, коррекции недостатков игры, повышении надежности и результативности соревновательной деятельности спортсменов путем воздействия на психический уровень её регуляции с помощью научно обоснованных разработанных рекомендаций.

Как известно из собственной практики и полученных результатов исследования, соревновательная деятельность шашиста протекает в условиях длительного нервно-психического напряжения и требует постоянного преодоления сопротивления противника, что предъявляет повышенные требования к сохранению эмоциональной устойчивости спортсмена, объективной оценке своих возможностей в игровой ситуации.

Успешное выступление на соревнованиях предполагает постановку предварительной цели, адекватной конкретным условиям соревнований и уровню готовности шашиста. И, наконец, длительный процесс спортивного совершенствования немыслим без углубленного самопознания, понимания шашистом своих сильных и слабых сторон, соотнесения и оценки собственного спортивного мастерства и мастерства соперников.

Необходимость осознанной, целенаправленной психической регуляции всех вышеперечисленных аспектов соревновательной деятельности шашиста делает актуальным исследование личностных факторов регуляции, одним из которых является самооценка, синтезирующая результаты самопознания и эмоционально-ценностного отношения спортсмена к себе, к своим возможностям.

Изучение научных исследований по проблеме развития шашечного спорта свидетельствует об ограниченности проблематики и фрагментарности психологических исследований. Глубокую научную разработку получила лишь проблема, изученная М.

В. Прохоровой «Индивидуальный стиль деятельности с доминированием когнитивных компонентов (на модели игры в международные шашки)» [1]. Некоторые исследования в области психологии использовали в качестве модели игру в шашки (А. И. Кычкина).

Исходя из того, что литературных источников, посвященным психологическим исследованиям в шашках недостаточно, мы обратились к анализу научной литературы в других интеллектуальных видах спорта, в частности, в шахматах, как наиболее близкого по своей структуре к шашкам. Родственность шашек и шахмат заключается в схожести психологических процессов, которые протекают во время турнирного поединка, а вместе с этим и важности развития таких психологических составляющих как память, внимание, мотивация, воля, эмоциональная устойчивость и др. Также сходство заключается в необходимости регуляции и сохранения стабильного психологического состояния на протяжении всего соревнования и каждой конкретной партии, которое находится в тесной взаимосвязи с эмоциями.

В научных трудах, в которых проводились исследования психологической составляющей подготовки спортсменов игре в шахматы, в основном, речь идет лишь об изучении отдельно взятых компонентов психики: формированию оперативной памяти [2], преобразования потенциальной креативности в актуальную [3], самооценки как фактора регуляции соревновательной деятельности [4] и т.д.

В работе, базирующейся на результатах психотехнического обследования участников международного турнира в Москве 1925 года, авторы изучали некоторые общеинтеллектуальные и психические функции, среди которых - объективность (реализм мышления), способность равномерно распределять внимание, исследовались самооценка и способность к саморегуляции. В этой работе профессор И.Н. Дьякова приводит очень ценный вариант психограммы шахматиста, которая, на наш взгляд, может быть похожа на психограммой шашиста. Психограммой в современной психологии называется перечень необходимых психических качеств и индивидуально-психологических особенностей человека, которые являются характерными для его личности и составляют существенные и важные психологические свойства для данной игры [5]. Отличительной особенностью разработанной психограммы, как указывает автор, является то, что она может быть составлена не только путем анкетного опроса - как это в большинстве случаев делается по отношению к различным профессиям, но на основании лабораторных исследований крупнейших мировых шахматистов и тех результатов, которые были получены во время экспериментов.

Не менее важной является диссертационная работа Б.М. Блюменфельда на тему: «Проблемы психологии наглядно-действенного мышления на базе шахматного материала» (научный руководитель - известный психолог, доктор педагогических наук, проф. Б.М. Теплов) [6]. В своей работе соискатель рассматривал психологический аспект особенностей игры в шахматы, в которой показал ее сложность и разнообразие, наглядный характер, напряженность процесса (элемент борьбы) и т.д. Б.М. Блюменфельд исходил из того, что практическая сила шахматиста не всегда соответствует пониманию им игры. У сильнейших встречаются слабые, поверхностные ходы, ошибки, даже грубые «зевки». Эти факты нашли объяснение в механизме процесса мышления за доской. Ученый считает, что эффективность мышления шахматиста связана с «действенной» памятью, автоматизацией восприятия основных взаимоотношений и навыками «экономного» мышления. А «прочность» памяти связана с условиями первоначального восприятия (значение эмоционального компонента). Благодаря тесной взаимосвязи мыслительной деятельности с эмоционально-волевой сферой интенсифицируется процесс игры в шахматы. Вследствие «жестких» условий времени для обдумывания, трудности в ряде случаев путем рассуждения найти правильный ход - шахматист большей частью мыслит конкрет-

ными, приходящими в голову, ходами и вариантами, базируясь в основном на чувстве позиции [7].

Подводя итог проведенному исследованию, Б.М. Блюменфельд отметил, что проблемы психологии шахматного творчества остаются далеко не решенными. Необходима хорошо организованная исследовательская работа.

Научный интерес для изучения исследуемой проблемы представляет статья Н. В. Крогиуса [8]. По мнению автора, первым профессиональным психологом, использовавшим шахматы для научных исследований, был директор института экспериментальной психологии в Париже Анри Бине.

А. Бине интересовался психологией памяти и для изучения этой проблемы привлек игру шахматы.

В 1892 году А. Бине обратился к видным шахматистам того времени с анкетой, включающей 14 вопросов. Вопросы касалась, преимущественно, игры вслепую. Но обобщение ответов дало много ценного и для понимания психологии обычной игры. В результате обобщения данных анкетирования А. Бине сделал следующие выводы:

• лучше играет тот, кто правильнее оценивает по-

зицию и дальше рассчитывает варианты;

• между математикой и шахматами нет тожде-

ства;

• шахматная борьба не может быть сведена к спо-

собностям к запоминанию;

• более важная роль смысловой, логической памя-

ти по сравнению со зрительной;

• выявлено ведущее значение «внутренней речи»

в процессе обдумывания.

В целом А. Бине делает вывод о том, что мышление шахматистов является очень сложным и разнообразным.

В других научных трудах Н. В. Крогиус затрагивал общие вопросы психологической подготовки шахматистов на основе анализа творчества ведущих спортсменов советской эпохи. Автор считает, что «...знание противника, понимание целей, к которым он стремится, позволяют с большей вероятностью предугадать развитие игры и избрать соответствующую стратегию собственного поведения. Поэтому для достижения успеха шахматист должен не только хорошо знать теорию и владеть техникой игры, но и обладать умением проникать во внутренний мир соперника, понимать его намерения» [9, с. 5]. Профессор В. Малкин, автор ряда работ по психофизиологии шахмат, считал, что мастер, который лучше прогнозирует игру противника и его стратегию, обладает значительным преимуществом.

Если говорить непосредственно о шашечном спорте, то М.В. Прохорова в своей диссертации установила, что индивидуальный стиль игры в шашки представляет собой многоуровневую, иерархически построенную подсистему, обусловленную объективными закономерностями шашечной игры и субъективными факторами. К субъективным детерминантам автор относит личностные, мотивационно-регуляторные, когнитивные особен-

ности субъекта игры. Память, мышление, прогнозирование, быстрота реакции - элементы системы психической регуляции человека, при этом шашки - отличный инструмент для развития способностей, которые необходимы не только в спортивной деятельности, но и в повседневной жизни [1].

Гроссмейстер Виорел Бологан в статье о психологической подготовленности шахматистов определил наиболее значимые показатели психологической подготовки, которые он проанализировал на примерах шахматных партий [10, с. 34-36]. Основными психологическими компонентами, на которые обратил внимание автор, являются: концентрация и устойчивость внимания, память, внутренняя и внешняя помехоустойчивость, саморегуляция, учет психологических особенностей противника, волевые качества, мотивация.

Экс-чемпион мира по шашкам Вячеслав Щеголев также отмечал большую роль, которую он отводил психологической подготовке в общей системе подготовки к соревнованиям [11, с. 41]. В своей статье В. Щеголев разделил психологическую подготовку на следующие этапы: занятия, соревнования, режим, подготовка, перед игрой, игра, противник, борьба, план борьбы и показал, в чем заключается суть каждого этапа.

Проведенные научные исследования и собственный опыт показывают, что психическая регуляция спортсмена должна быть одной из приоритетных в процессе психологического обеспечения тренировочной и соревновательной деятельности: преимущество в соревновании имеет тот спортсмен, психологическое состояние которого является более стабильным. Знание необходимых методов психической регуляции даёт возможность, в случае необходимости, своевременно применить наиболее необходимые. К наиболее распространенным методам регуляции психических состояний относятся: аутогенная тренировка, гипноз, «наивные» методы, ритуал, «ментальный» и психологический тренинг и др. Специфика использования того или другого метода психической регуляции зависит от уровня тревожности или стадии перенапряжения спортсмена, этапа его подготовки, задач, уровня усвоения навыков психической регуляции, возраста и других компонентов.

Особенно важным моментом, на который необходимо обратить внимание в системе психологической подготовки - это её планирование. Планирование - важный элемент рационального построения психологической подготовки, который предусматривает её целенаправленный характер и таким образом позволяет избегать стихийности, непредсказуемости и непредвиденности. Планируя психологическую подготовку, необходимо учитывать как направленность некоторых учебно-тренировочных занятий, так и соответствующих циклов и периодов подготовки спортсмена [12].

Выводы.

1. Проведенный анализ научной литературы по проблеме психологической подготовки в

интеллектуальных видах спорта показал, что на сегодняшний день существует незначительное ко -личество таких исследований, особенно работ, посвященных изучению психологических особенностей игры в шашки.

2. Выявлено, что во время игры в шашки ведущее место занимает когнитивная деятельность. В связи с этим, очевидна актуальность таких проблем для современной общей и прикладной психологии, как исследование механизмов творческого мышления человека, изучении взаимосвязи интеллектуальных и эмоциональных аспектов когнитивной деятельности, её психической регуляции.

3. Психологическая подготовка спортсменов-шашистов высокой квалификации играет ведущую роль в общей системе подготовки к соревнованиям и является одним из ключевых факторов, влияющих на достижение высоких спортивных результатов. В организации психологической подготовки особое внимание следует обратить на необходимость ее правильного планирования, обязательную разработку программы ее проведения, а также своевременно и в полном объеме проводить мероприятия с использованием современных методов, таких как психологический тренинг.

Дальнейшие исследования предполагается проводить в направлении изучения особенностей психологической подготовки шашистов, рассмотреть основные факторы, влияющие на успешность проведения такой подготовки и изучить динамику основных психических процессов и свойств таких, как память, внимание, волевая регуляция, мотивация, эмоциональная устойчивость, которые влияют на эффективность достижения спортивного результата.

Литература.

1. Прохорова М. В. Индивидуальный стиль деятельности с доминированием когнитивных компонентов: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология. История психологии» / Прохорова М. В. - К., 1995. - 21 с.

2. Барташников А. А. Психологические особенности и формирование оперативной памяти у школьников и шахматистов: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология. История психологии» /

A. А. Барташников. - М., 1988. - 19 с.

3. Гнатко Н. М. Преобразование потенциальной креативности в актуальную в ходе овладения шахматной игрой: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология. История психологии» / Н. М. Гнатко . - М., 1994. - 23 с.

4. Левит Л. З. Самооценка как фактор регуляции соревновательной деятельности шахматиста: автореф. дис. на соискание учен. степени канд. псих. наук: спец. 19.00.01 «Общая психология. История психологии» / Л. З. Левит - М., 1987.

- 25 с.

5. Дьяков И. Н. Психология шахматной игры / И. Н. Дьяков, Н.

B. Петровский, П. А. Рудик; - М., 1926. - 161 с.

6. Блюменфельд Б. М. Проблемы психологии нагляднодейственного мышления на базе шахматного материала: дис. ... кандидата психологических наук / Б. М. Блюмен-фельд. - М., 1945.

7. Блюменфельд Б. М О методике преподавания шахматной игры - Режим доступа к журн. http://proint.narod.ru/oldj/ blum_met.htm

8. Крогиус Н. В. По страницам старых журналов / Н. В. Крогиус // Шахматы. - 1976. - № 16. - Режим доступа к журн. http://proint.narod.ru/oldj/krog_76.htm

9. Крогиус Н. В. Психологическая подготовка шахматиста / Н.

В. Крогиус - М.: Изд-во «Московский университет», 1979.

- 134 с.

10. Бологан В. А. О психологической подготовленности шахматистов. / В. А. Бологан // Шахматное обозрение. - 1996. - №

2. - 64 с.

11. Щеголев В. И. Загнать и победить. / В. И. Щеголев // Шахматное обозрение. - 2001. - № 12. - 64 с.

12. Воронова В. И. Психология спорта / Валентина Ивановна Воронова. - К.: Олимпийская литература, 2007. - 271 с.

Поступила в редакцию 16.04.2009г.

yuriy_a@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.