Научная статья на тему 'Развитие интеллектуальных игр в Казанском национальном исследовательском технологическом университете'

Развитие интеллектуальных игр в Казанском национальном исследовательском технологическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
337
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ / ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ / МОДЕЛЬ / INTELLECTUAL GAMES / PHYSICAL TRAINING LESSONS / MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ипатов И. В., Наговицын Р. С.

Интеллектуальные игры в шахматы и шашки благоприятно и всесторонне влияют на формирование гармонично развитой личности. В рамках поэтапного внедрения программы модернизации содержания занятий физической культурой в Казанском национальном исследовательском технологическом университете организованы интеллектуальные игры в образовательно-воспитательном процессе вуза. Разработана модель и технология развития интеллектуальных игр. Оценка положительного влияния развития интеллектуальных игр студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза была реализована по следующим критериям: мотивационный, гноностический, валеологический, организационный и коммуникативный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intellectual games such as chess and draughts have a good influence on the formation of a harmonically well-developed person. Within the limits of the gradual introduction of the modernization of the content of physical training lessons in The Kazan National Research Technological University there were organized intellectual games students during the educational process in a higher institution. A model and the technology of the development of intellectual games were developed. The estimation of the positive influence of the development intellectual games students during the educational process in a higher institution was realized according to the following criteria: motivational, gnosiological, valeological, organizational and communicative

Текст научной работы на тему «Развитие интеллектуальных игр в Казанском национальном исследовательском технологическом университете»

УДК 378.172:797

И. В. Ипатов, Р. С. Наговицын РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР В КАЗАНСКОМ НАЦИОНАЛЬНОМ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОМ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Ключевые слова: интеллектуальные игры, занятия физической культурой, модель.

Интеллектуальные игры в шахматы и шашки благоприятно и всесторонне влияют на формирование гармонично развитой личности. В рамках поэтапного внедрения программы модернизации содержания занятий физической культурой в Казанском национальном исследовательском технологическом университете организованы интеллектуальные игры в образовательно-воспитательном процессе вуза. Разработана модель и технология развития интеллектуальных игр. Оценка положительного влияния развития интеллектуальных игр студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза была реализована по следующим критериям: мотивационный, гноностический, валеологический, организационный и

коммуникативный.

Keywords: intellectual games, physical training lessons, model.

Intellectual games such as chess and draughts have a good influence on the formation of a harmonically well-developed person. Within the limits of the gradual introduction of the modernization of the content of physical training lessons in The Kazan National Research Technological University there were organized intellectual games students during the educational process in a higher institution. A model and the technology of the development of intellectual games were developed. The estimation of the positive influence of the development intellectual games students during the educational process in a higher institution was realized according to the following criteria: motivational, gnosiological, valeological, organizational and communicative.

Введение

Интеллектуальные игры - шашки и шахматы являются одними из наиболее распространенных видов спорта в нашей стране и во всем мире. Эти старинные, подлинно народные игры являются наглядной формой фиксации интеллекта не только личности, но и нации в целом [11].

Занятия шахматами и шашками оказывают положительное влияние на воспитание и интеллектуальное развитие подрастающей молодежи и способствуют улучшению их академической успеваемости в учебном заведении. Многочисленные образовательные учреждения стран Евросоюза, осознав положительное воздействие игр, вводят обучение шахматам как обязательный предмет во внеучебное время, чтобы обезопасить подростков от негативного влияния «улицы».

Цель исследования - разработать модель развития интеллектуальных игр в Казанском национальном исследовательском технологическом университете в рамках модернизации содержания занятий физической культурой и физкультурно-спортивной деятельности студентов и организовать интеллектуальные игры в учебное и внеучебное время учащихся.

Материал и методы исследования

Занятия интеллектуальными играми благоприятно и всесторонне влияют на формирование гармонично развитой личности:

1. Интеллектуальное воздействие: развивают воображение, комбинаторное мышление, логическое мышление, творческий потенциал, уверенность в себе, оперативную память, практическое мышление (Барташников А., Кормишкин А., Костров В., Рохлин Я.) [2]; воздействуют на развитие отдельных сторон интеллектуальной деятельности, на успешность в учебе, на сосредоточенность внимания, логическую память, настойчивость,

работоспособность, выработку усидчивости, самостоятельности (Виленский М., Дэуэль А., Ланин Б. и др.);

2. Рекреационно-восстанавливающее воздействие: развивают комбинаторные

способности, формируют умения выделять главное, ставить цель, планировать действия, выводить следствие, переносить умения на учебную деятельность, уменьшают перегрузку учащихся, служат активным средством отдыха, способствуют реабилитации детей с ослабленной жизненной позицией, нормализуют психические процессы (Ноах М., Авраменков

А., Захаров В., Фельдман М.).

3. Спортивно-соревновательное воздействие: формируют ответственность за свои действия, целеустремленность, настойчивость, терпение, способность принимать оптимальные решения в различных условиях, в том числе и экстремальных (Гершунский Б., Князева В.) [4,6].

4. Образовательно-развивающее воздействие: формируют познавательную потребность и активность, абстрагирование, креативность мышления (Васюкова Е, Тимофеев А., Фельдман М.), развивают воображение, аналитичность, способность переключения и управления последним, выделения существенного, выбора варианта решения, убеждения в его следствии, творческого общения и обособления, внешнюю и внутреннюю речь, математические и другие специальные способности, повышают успеваемость по предметам — быстрее и качественнее усваивается учебная программа (Князева В., Петросян Т., Стеценко Б, Талызина Н., Циов А. и

др.) [7];

5. Духовно-эстетическое воздействие: содействуют эстетическому воспитанию, учат воспринимать красоту, воспитывают активную жизненную позицию, повышенный интерес к духовным ценностям, содействуют воспитанию моральных качеств (Гижицкий Е., Линдер И.,Петросян Т., Минц Г., Тенеткин В.) [5,10].

6. Воспитательное воздействие: формируют стремление к целеполаганию,

целеосуществлению (общность цели и результата), умственную активность, творческие способности (Алаторцев В., Гнатко Н. и др.) [1]; развивают аналитические способности, самостоятельность, избирательность в оценке разных факторов, противостоять трудностям, воспитание воли и дисциплины, способность планировать, производить последовательный вариантный расчет, прогнозирование, адекватно оценивать свои возможности, рефлексию; воздействуют на характер (Гершунский Б., Гончаров В., Крогиус Н., Купрашвили В., Сухин И.) [4,8,9].

Как следует из вышесказанного, спектр воздействия занятий интеллектуальными играми на учащуюся молодежь неоспоримо значителен. В связи с этим актуальность развития интеллектуальных игр в нефизкультурном вузе не вызывает сомнения, поскольку в условиях продолжающихся экономических реформ высшая школа находится в активном поиске путей совершенствования сложившейся в России системы национального образования [3].

В рамках поэтапного внедрения программы модернизации содержания занятий физической культурой и физкультурно-спортивной деятельности студентов в нефизкультурном вузе в Казанском национальном исследовательском технологическом университете организованы интеллектуальные игры в образовательно-воспитательном процессе вуза (рис.1).

Представленная модель отображает роль и место интеллектуальных игр в образовательно-воспитательном процессе вуза. Игровые занятия шахматами и шашками организованы в учебной и внеучебной деятельности студентов.

В учебное время интеллектуальными играми занимаются:

1. Студенты, освобожденные от занятий физической культурой по состоянию здоровья на длительный срок. В практике вузов данная группа студентов получает зачет по физической культуре на основании написания и защиты реферата. Современные информационные технологии и сеть Интернет позволяют без «умственного труда» получить зачет, не

образовывая и не развивая тем самым личность. Обучение интеллектуальным играм позволит студентам этой категории достичь задач, поставленных перед физическим воспитанием в вузе.

2. Учащиеся специальной медицинской группы, имеющие серьезные заболевания и противопоказания к физическим упражнениям. Занятия представленными играми частично заменят физическую нагрузку, выполняемую обучающимися специальной группы на занятиях физической культурой.

3. Подростки, освобожденные от физических упражнений на коротковременный срок (одно занятие до двух недель). В практике организации физического воспитания в вузе такие студенты, получившие справку в медпункте (ушибы, растяжения, легкие травмы и т.п.), присутствуют на занятии, не занимаясь физическими упражнениями. Занятия интеллектуальными играми на занятии физической культурой идеально подойдут для обозначенной категории студентов.

4. Студенты основной и подготовительной медицинских групп после заключительной части занятия физической культурой. На одно занятие физической культурой в вузе отведено 2 академических часа. Чтобы не перегружать учащихся, занятие физическими упражнениями занимает не больше 1 часа 15 минут, на переодевание в раздевалке - 10 минут. В итоге остается 10 - 15 минут, которые можно занять интеллектуальными играми с рекреационновосстановительной и воспитательной целью.

Субъ

екты

Развитие шахматно-шашечной игровой деятельности студентов в образовательно-воспитательном

Учебная деятельность Внеучебная леятепьность

Студенты, Учащиеся, Занимающиеся

освобожден специальн в группах ОФП,

-ные от ФК ой после

(вместо медицинск заключительно

реферата) ой группы й части занятия

Обучающиес

я,

освобожденн ые на 1-8 занятий ФК

Спортсме -ны в секции спортклу ба

Студенты

в

свободно е время,

Воздействие на субъекты

Подрастающ

ая

молодежь в локальной сети вуза и —*------------

Рекреационно-восстанавливаю

Образователь

но-

Интеллекту-

альное

Духовно-

эстетичес

Воспитат

е-льное

Цель и задачи занятий ФК в вузе

Спортивно-

соревнователь

Оздоровительная Образовательна Воспитательная

Развивающая

Формирование ФК личности и способности направленного использования разнообразных средств ФК и туризма для сохранения и укрепления здоровья психофизической подготовки и самоподготовки к будущей

Дипломированный специалист

Рис. 1 - Модель развития интеллектуальных игр в Казанском национальном исследовательском технологическом университете

Во внеучебное время студенты имеют возможность заниматься интеллектуальными играми:

1. В секции «Шахматы» спортивного клуба при вузе. Студенты, занимающиеся в секции, получают тактические и технические знания игры в шахматы от профессинальных тренеров-преподавателей. Этот вид спорта дает возможность «утвердиться» на спортивной арене студентам, которые не могут заниматься силовыми видами из-за ограничений в здоровье.

2. В свободное время в общежитии, местах рекреации вуза и дома. Оборудование для игр учащиеся могут получить на кафедрах вуза, отвечающих за физкультурно-спортивную работу в учебном заведении и в спортивном клубе. Проведение досуга за игрой в шахматы и

шашки - это с пользой проведенное время и защита подрастающей молодежи от негативного влияния «безкультурия улицы».

3. В локальной сети вуза и в сети Интернет. Студенты вуза получат возможность соревноваться не только среди учащихся факультета, вуза, республики или области, но и «выйти» на российский и международный уровень. Интеллектуальные игры в интернете помогут наладить региональные и международные связи между учащимися различных вузов.

Результаты и их обсуждение

Положительное влияние развития интеллектуальных игр в образовательновоспитательном процессе Казанского государственного технологического университета было выявлено по следующим критериям:

1. Мотивационный. В исследовании приняло участие 98 студентов (45 из которых специальной медицинской группы и освобожденных от занятий физической культуры) и 16 преподавателей. Анонимное анкетирование представителей различных факультетов института выявило: 58 % респондентов считают, что организация шахматно-шашечной игровой деятельности студентов в образовательно-воспитательном процессе вуза положительно влияет на развитие гармонично развитой личности и дополняет профессиональную подготовку дипломированного специалиста в вузе; 30 % испытуемых считают, что интеллектуальные игры не окажут никакого влияния на молодежь; 7 % опрошенных указали на негативное влияние игр в шахматы и шашки, мотивируя тем, что интеллектуальные игры отвлекают студенческую молодежь от обучения и подготовке к другим предметам учебной программы; 5 % - затруднились ответить.

2. Гностический. Обработка данных об академической успеваемости 33 подростков, что составляет 51 % от группы студентов, освобожденных от физических упражнений, показала, что в среднем успеваемость выросла на 10 %. Исследование было также расширено изучением посещаемости студентов по другим учебным предметам, в прошлом активно уклоняющихся от занятий физической культурой, в настоящем приобщающихся к интеллектуальным играм. Беседы с преподавателями различных дисциплин выявили незначительную положительную динамику в этом вопросе.

3. Валеологический. Проведение исследования показало: 10 студентов, что составляет 15 % от интересующей нас группы студентов после практического внедрения программы модернизации начали заниматься в секции спортивного клуба «Шахматы», тем самым уменьшив количество студентов, не занимающихся физической культурой в вузе.

4. Организационный. Анализ организованности сдачи зачёта по физической культуре студентами, освобожденными от физических упражнений и занимающимися интеллектуальными играми, выявил существенное уменьшение, по сравнению с предыдущими учебными годами, количества учащихся, имеющих задолженности по интересующему нас предмету..

5. Коммуникативный. Наблюдение за учащимися, систематически играющими в шахматы и шашки, позволило раскрыть у них проявление коммуникативных способностей: отстаивать свою точку зрения, организовывать образовательную деятельность и взаимопомощь в профессиональном педагогическом самообразовании.

Развитие интеллектуальных игр в Казанском национальном исследовательском технологическом университете оказывает положительное влияние на всестороннее и гармоничное развитие учащихся. Занятия интеллектуальными играми в учебной и внеучебной деятельности студентов дополняют профессиональную подготовку будущего специалиста. По примеру решения проблемы организации физического воспитания студентов, освобожденных от физической культуры и имеющих противопоказания к физическим упражнениям, администрации средних общеобразовательных заведений необходимо обратить должное внимание на школьников данной группы, не принимающих участие, как показывает практика, в физкультурно-спортивном движении подрастающего поколения.

Литература

1. Алаторцев В.А. Проблемы современной теории шахмат. - М. - Физкультура и спорт, 1960. - 336 с.

2. Барташников А.А. Психологические особенности и формирование оперативной памяти у школьников и шахматистов. - М., 1988.- 158 с.

3. Вислова А.Д. Формирование будущего специалиста нового типа в вузе // Вестник Казанского технологического университета. - 2009. - №2. - С. 187 - 192

4. Гершунский Б.С., Костьев А.Н. Шахматы — школе. М., Педагогика. - 1991. Режим

доступа:www.bookshunt.ru/b88548_shahmati_shkole

5. Гижицкий Е. С шахматами через века и страны. - Варшава, Спорт и туризм. - 1958. - 336 с

6. Князева В.В. Уроки шахмат в школе: Первый год обучения. - Ташкент. - "Укитувчи" , 1992. - 208 с.

7. Князева В.В. Структура и содержание учебного предмета шахматы в системе общеобразовательной школы России. — Дисс. ... докт. пед. наук. — М., 2000. — 410 с.

8. Крогиус П. В. Психологическая подготовка шахматиста. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. Изд-во МГУ, 1979. — 133 с

9. Крогиус П.В., Гершунский Б.С. Гимнастика ума, средство воспитания // Советская педагогика. — 1987. — № 1. — С. 61 -66.

10. Минц Г.А, Тенеткин В.С. Социальный портрет любителя шахмат // Шахматы в СССР. — 1978. — № 3. — С.7-10

11. Морозова Т.В. Призрачные тени шахматной истории. - Одесса: Астропринт, 2004. - 178 с.

© И. В. Ипатов - асп. каф. безопасности жизнедеятельности Глазовского госуд. пед. института им.

В. Г. Короленко, специалист УМР УПЦ КНИТУ, ippi85@mail.ru; Р. С. Наговицын - канд. пед. наук, зав. каф. безопасности жизнедеятельности Глазовского госуд. пед. института им. В. Г. Короленко, Romanagovitsin@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.