УДК 749.1 + OO8 ББК Ч515.81 + Ч10
М. Ю. Гутенев
шахматная игра в развитии интеллектуальной культуры общества*
M. J. Gutenev
a chess game in the development of the intellectual culture of the society
Рассматриваются вопросы, связанные с подтверждением гипотезы о положительном влиянии шахматной игры на развитие интеллектуальных культуры общества. Автор делает вывод, что навыки интеллектуальной деятельности, характеризующие шахматную игру, могут стать наиболее востребованными при решении задач по развитию современной интеллектуальной культуры личности и общества.
Ключевые слова: шахматы, шахматная игра, интеллект интеллектуальная культура.
The article deals with the issues connected with confirmation of the hypotheses about positive influence of a chess game on development of the intellectual culture of the society. the author comes to a conclusion that the skills of intellectual activity which characterize a chess game can become the most requested by decision of the tasks on development of modern intellectual culture of a personality and the society.
Keywords: chess, chess game, intelligence, intellectual culture.
Зародившись в глубокой древности, шахматная игра пережила падение многих государств и многочисленные смены политических режимов. на сегодняшний день она широко распространена в самых разных культурах и странах. Множество людей совмещают со своей профессиональной деятельностью увлечение шахматной игрой. Международные гроссмейстеры пользуются уважением и признанием в различных странах, имена многих из них не менее популярны, чем имена знаменитых представителей науки и искусства. Многочисленные клубы и кружки шахматистов способствуют популяризации этой игры. Связь между отдельными организациями, культивирующими шахматную игру, получает международный характер и находит выражение в устройстве турниров, где соревнуются в мастерстве игроки различных стран и где в состязании чемпионов отдельных стран выдвигаются претенденты на звание чемпиона мира по шахматам.
Получив широкую распространенность во всем мире, шахматы вызвали большую заинтересованность сторонников этой игры, что привело к появлению обширного количества литературы, не уступающей по размерам любому разделу науки. Помимо пособий по обучению шахматам и монографий, посвященных специальным вопросам стратегии и тактики шахматной игры, ежемесячно выходят различные периодические шахматные печатные и электронные издания, а миллионы пользователей сети Intemet проводят вечера, играя в шахматы с пользователями из других стран.
* Работа выполнена при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации (соглашение № 14.В37.21.0266)
Шахматы оказывают определенное влияние на развитие эстетических взглядов человека, формируют его характер и волевые качества. Особо большую роль шахматы играют в развитии интеллекта и когнитивных способностей человека, таких как память, воображение, внимание. Рефлексивный характер шахматной игры, влияние рефлексии в шахматах на развитие когнитивных способностей человека и его интеллекта в целом зафиксировано нами в предыдущих публикациях.
Именно рефлексия, лежащая в основе шахматного прогнозирования, расчетов вариантов и принятия решений, дает уникальную возможность игрокам расширить возможности своего мышления и нарастить ею рефлексивный потенциал. Рефлексивный анализ ведет к появлению новых мыслительных стратегий, что положительным образом отражается на эволюции когнитивных функций человека и ведет к развитию его интеллекта. Множество научнопопулярных работ крупных шахматистов мира подтверждают положительное влияние шахматной игры на интеллект человека. В рамках педагогических и психологических исследований неоднократно отмечалось положительное влияние шахматной игры на развитие человека.
Первым научным исследованием в области шахмат стала работа психолога А. Бинэ, которая была опубликована в 18941 во Франции. А. Бинэ, изучая психологию памяти, пытался найти закономерности лучшего запоминания трудного материала. Он обратился с анкетой, состоящей из 14 вопросов, к 62 сильнейшим шахматистам своего времени. Вопросы анкеты в основном касались игры вслепую. Перед началом иссле-
М. Ю. Гутенев
дования французский профессор предполагал, что мышление шахматистов представляет собой мышление счетчиков и что сильный шахматист превосходит слабого только дальностью расчетов своих вариантов.
Помимо важных психологических выводов
A. Бинэ привел несколько ценных суждений о мыслительной деятельности шахматистов. на основе анализа полученных ответов А. Бине пришел к выводу, что в шахматы лучше играет не тот, кто только дальше рассчитывает варианты, но и кто лучше оперирует смысловым содержанием образов при обдумывании ходов и правильнее оценивает позицию. Этот вывод продемонстрировал, что у шахматистов превалирует не буквальное механическое запоминание, а смысловое, логическое.
О положительном влиянии шахматной игры на интеллект человека писал и первый чемпион мира по шахматам В. Стейниц. Будучи профессиональным шахматистом, он подчеркивал, что результаты шахматной игры целиком покоятся на научных и логических основаниях. Исходя из того, что оба соперника перед началом игры находятся в равных игровых условиях, он заявлял следующее: «... соперничество умов — вот что решает исход борьбы в шахматной партии, а бесконечное многообразие комбинаций, возможных в шахматной игре, открывает широчайший простор для упражнения, а стало быть, и развития логической и образной способностей ума»2.
Стейниц отмечает, что в шахматах почти повсюду признают полезное умственное упражнение, которое, по его мнению, «сродни воздействию, оказываемому физической гимнастикой на сохранение и развитие физической силы»3. Более того, чемпион выдвигает гипотезу, что шахматная игра также продлевает жизнь и оказывает положительное влияние на физическое здоровье шахматистов.
В подтверждение мыслей В. Стейница о полезности шахмат для интеллекта можно привести факт, что именно среди представителей интеллектуальной и творческой элиты большое количество шахматистов: «шахматная игра очень многогранна. не случайно любителями шахмат были многие известные музыканты, художники, писатели. И все же больше всего шахматистов среди ученых»4. Хорошо известным является факт, что шахматная игра пользовалась большой любовью многих выдающихся представителей науки. Многие корифеи науки в свободные от работы минуты посвящали себя шахматам: М. М. Ботвинник, П. Г. Виноградов, П. Л. Капица, Д. И. Менделеев и др.
Второй чемпион мира Эм. ласкер также, как и
B. Стейниц, видел в шахматной игре положительное влияние на развитие интеллекта человека. Наиболее системно и развернуто Эм. Ласкер выразил свои взгляды на шахматную игру в последней главе своего знаменитого «Учебника шахматной игры». Главная мысль чемпиона мира: «Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить»5. Из этого высказывания Эм. Ласкера можно заключить, что шахматы помимо развития мышления человека, развивают и самостоятельность в нем.
Про положительное влияние шахмат на человека и его умственные способности в XX веке писали также и авторы художественной литературы. Так, в «Шахматной новелле» С. Цвейга описано, как главный герой Доктор Б., заключенный в тюрьму гестапо, был спасен шахматной игрой. От долгого пребывания в заключении, у героя начинали сдавать нервы и он начал сходить с ума. Однажды Доктору Б. удалось выкрасть шахматную книгу у тюремного охранника. Изучая ее и последовательно овладевая материалом книги, герою удалось спасти свой разум от разрушения и предотвратить депрессию: «Регулярные занятия шахматами способствовали тому, что мои начавшие было сдавать умственные способности начали восстанавливаться. Освеженный мозг снова работал, как прежде, и даже стал еще более гибким и острым»6. Несмотря на то, что история, написанная С. Цвейгом, является вымышленной, существует множество документальных свидетельств, когда шахматы помогали людям справиться с жизненными трудностями.
Выдающийся советский педагог В. А. Сухом-линский, подытоживая работу с детьми в «Школе радости», отмечал, что в воспитании культуры мышления ребенка шахматы играют значительную роль: «Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь начальной школы как один из элементов умственной культуры. Речь идет именно о начальной школе, где интеллектуальное воспитание занимает особое место, требует специальных форм и методов работы»7.
И. М. Линдер полагает, что шахматы воздействуют на психику ребенка и тем самым вызывают к жизни особую форму умственной одаренности8. Шахматная игра, по его мнению, является не только эффективным средством воспитания умственных способностей и развития мышления, они представляют собой эффективное средство целенаправленного формирования положительных качеств личности.
Исследования, проводимые в 1986 г. в Германии, подтвердили, что целенаправленное и систематическое обучение шахматной игре способствует развитию у обучающихся оригинальности и скорости мышления, увеличению количества и конкретности творческих идей. Интересно, что такой эффект проявлялся уже через шесть месяцев регулярных шахматных занятий9.
Эксперименты, проведенные в Венесуэле и США, также убедительно доказали пользу шахматного обучения: «С целью пропаганды шахмат среди молодежи мы провели в Венесуэле интересный эксперимент. Для этой цели выбрали две школы—с равными возможностями, равным уровнем образования учеников из одинаковой социальной среды. Разница была лишь в том, что в первой школе среди прочих предметов были и шахматы, а во второй учебная программа осталась прежней. Результаты оказались фантастическими. Уровень знаний — не шахматных, а общих — у учеников первой школы был намного выше, чем у их сверстников из второй школы. Позже подобный эксперимент провели и в США: итоги оказались столь же ошеломляющими»10.
политические науки
В большинстве современных педагогических исследований, посвященных шахматам, доказывается, что шахматы являются эффективным средством целенаправленного формирования определенных черт личности. Так В. В. князева характеризует уникальность шахмат следующим образом: «Шахматы развивают воображение, аналитичность. Особые формы мышления и внимания, способность переключения и управления последним, выделения существенного, выбора варианта решения (давая возможность убеждения в его следствии), творческого общения и обособления, а также формируют самостоятельность творчества и его активный характер, чувство времени, ответственность за свои действия, целеустремленность, настойчивость, терпение, интенсивно воздействуют на внешнюю и внутреннюю речь, математические и другие специальные способности, воспитывают эстетический вкус и т. п.»11.
Экс-чемпионка мира по шахматам А. Костенюк в своей статье о современных образовательных стандартах считает, что шахматная игра является уникальным инструментом для стимуляции умственных способностей детей дошкольного возраста. Основанием для ее выводов является многолетний опыт работы с дошкольниками: «На протяжении 5 лет мы используем эту систему в нашей школе-студии в Москве. Конечно, мы не претендуем на утверждение того, что нашли универсальный ответ на вопросы о дошкольном образовании. Но результаты нашей работы дают нам право утверждать, что шахматы, преподаваемые в особом ключе — уникальный инструмент раннего интеллектуального развития дошкольника»12.
Помимо психологов, педагогов и собственно шахматистов о пользе шахмат для интеллекта заявляли даже политики. Не забыл упомянуть о положительном влиянии шахматной игры и Президент РФ В. В. Путин: «Шахматы — это не просто спорт. Они делают человека мудрее и дальновиднее, помогают объективно оценивать сложившуюся ситуацию, просчитывать поступки на несколько ходов вперед»13.
О положительном влиянии шахматной игры на развитие личности написано достаточное количество работ. Выводами многих диссертационных работ по педагогике и психологии14, посвященных шахматам, являются рекомендации о вводе в сетку школьных занятий уроков по шахматам.
Одним из первых в последние годы XIX и первое десятилетие XX вв. выступал с предложением о введении преподавания шахмат в школе известный немецкий гроссмейстер З. Тарраш. В журнале «Шахматное обозрение» от 1903 г. содержится следующее упоминание: «Нюрнбергский врач доктор Тарраш, известный своими статьями по школьной гигиене, выступил с проектом включения в число предметов преподавания в средней школе игры в шахматы. По мнению Тарраша, игра в шахматы развивает ум, учит терпению, способствует развитию воображения и фантазии, доставляет удовольствие и вообще отвечает всем требованиям разумной педагогики. Ввиду этого Тарраш полагает, что игра в шахматы должна бы быть введена в старших классах среднеучебных заведений как обязательный предмет»15.
хотя З. Тарраш и был автором, предложившим идею введения шахмат в курс школьного обучения, но никаких практических шагов за этим не последовало. Лишь через 50 лет в ФРГ и ГДР были приняты серьезные меры в этом направлении. Г Клаус показал воспитательное значение шахмат16. Особенно высоко воспитательные свойства шахмат были оценены в СССР. Идеи о включении шахмат в сетку школьных занятий были очень популярны во времена советской власти. Несмотря на то, что шахматы так и не стали обязательной школьной дисциплиной в СССР, шахматы имели большие успехи в своем распространении — было открыто множество кружков при Домах пионеров, в общеобразовательных и спортивных школах, клубах и дворцах культуры.
Развитие шахмат в Советском Союзе, а теперь и в России охватывает довольно продолжительный период. В настоящее время все еще можно услышать о попытках ввести факультативные курсы в обычных средних школах. Однако, несмотря на популярность идеи шахмат, примеров успешного внедрения шахматного всеобуча в образовательный процесс какого либо региона в нашей стране найти довольно трудно. Исключением стал Саткинский район Челябинской области.
С конца 2003 г. в Саткинском районе объявлен «Шахматный всеобуч», направленный на приобщение к игре детей. С 2004 г. в Сатке стартовал проект «Шахматы для общего развития». Главной задачей этого проекта является построение шахматных занятий таким образом, чтобы они позволяли не только лучше играть в шахматы детям, но и тренировать память, действовать в уме, концентрировать внимание и др.
Исследования, проводимые группой саткинских экспериментаторов, позволили собрать большой эмпирический материал об общем положительном влиянии шахмат на развитие познавательных функций у школьников: «.школьники, занимающиеся шахматами по шахматному проекту, демонстрируют лучшие показатели по уровню развития умения планировать свои действия в уме. Различий между группами, занимающимися шахматами (основная группа и группа всеобуча), мало. В основном выявлены различия с группой детей, не занимающихся шахматами. Это свидетельствует об общем положительном влиянии шахмат на развитие познавательных функций у школьников. Динамическое исследование показывает, что у детей, занимающихся по шахматному проекту, наблюдается более устойчивое развитие познавательных процессов, чем в других группах»17.
В условиях современной интеллектуальной культуры, характеризующихся растущей эскалацией информационных потоков и доминированием клипового мышления, человек в большей мере, чем когда-либо нуждается в средствах упорядочивания множественных потоков информации. В связи с этим для современного общества особо востребованным является развитие навыков интеллектуальной деятельности и способности человека к рефлексии. Рефлексия как одно из свойств шахматной игры может являться одним из самых важных инструментов
М. Ю. Гутенев
для развития и сохранения современной интеллектуальной культуры общества.
Так как мы исходим из установки, что интеллектуальные способности человека на протяжении его жизни не являются неизменными, они могут, как развиваться, так и деградировать, то мы считаем, что шахматная игра, являясь рефлексивной по своей сущности игрой, способствует развитию интеллектуальных способностей человека, оказывает развивающее воздействие на когнитивные способности и познавательные функции личности в целом.
В шахматной партии человек способен проявить свой интеллектуально-культурный потенциал, развивая когнитивные функции мышления и интеллект в целом. В шахматной игре заложен огромный потенциал для развития человеческого интеллекта. Целенаправленное и систематическое занятие шахматной игрой способствует развитию интеллектуальной культуры личности. В шахматной игре процесс повышения интеллектуального уровня и процесс творческой деятельности взаимно дополняют друг друга. Шахматная игра способствует развитию навыков стратегического мышления, предвидения возможных результатов и последствий совершаемых действий, навыки соединения как объективных, так и субъективных факторов деятельности. Навыки интеллектуальной и творческой деятельности, характеризующие шахматную игру, могут стать наиболее востребованными при решении задач по развитию современной интеллектуальной культуры общества, без чего немыслим переход к информационному обществу, а затем и к обществу знаний.
Примечания
1. Binet A. La psychologie des grands calculateurs et des jouers d’echecs. — Paris : Hachette, 1894. — 126 p.
2. Стейниц В. Шахматы как упражнение ума, и как в них совершенствоваться // Шахматы, наука, опыт, мастерство : практ. пособие / под. ред. Б. А. Злотника. — М. : Высш. шк., 1990. — С. 274.
3. Там же. — С. 275.
4. Гродзенский С. Я. Шахматы в жизни ученых / отв. редактор А. А. Марков. — М. : Наука, 1983. — С. 7.
5. Ласкер Эм. Учебник шахматной игры / пер с нем. ; под ред. Я. И. Нейштадта ; предисл. М. М. Ботвинник. — 6-е изд. — М. : Физкультура и спорт, 1980. — 326 с.
6. Цвейг С. Новеллы. Легенды / пер. с нем. — М. : Правда, 1988. — С. 414.
7. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям. — Киев : Радянська школа, 1974. — С. 156.
8. Линдер И. М. Ваша любимая игра? Шахматы! — М. : Знание, 1962. — С. 29.
9. Кауке М. Шахматы и творческое мышление // Шахматы. — 1987. — № 23. — С. 8.
10. Ватников И. Е. Дрезден начинает // 64 — Шахматное обозрение. — 1988. — № 21. — С. 22—24.
11. Князева В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы (на примере преподавания шахмат) : дис. ... канд. пед. наук :
13.00.04 , 13.00.01 / Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук имени Т. Н. Кары-Ниязова. — Ташкент, 1992. — С. 4.
12. Костенюк А. К. Требования современного мира к системам образования. Шахматы — как способ стимулирования интеллектуального развития детей // Психологопедагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития : мат-лы Международной науч.-практ. конф., посвященной 15-летию факультета физической культуры и спорта : в 3 ч. / под ред. Е. В. Быкова, В. Д. Иванова. — Ч. 3. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2011. — С.157.
13. Роль шахмат в формировании интеллектуальной личности XXI века [Электронный ресурс] : тезисы к выступлению К. Н. Илюмжинова на заседании Госсовета РФ. — ШЬ: http://www.64.ru/old/index.html. — Загл. с экрана. — Дата обращения: 23.02. 2012.
14. Вершинин М. А. Теория проектирования системы формирования логического мышления шахматистов : дис. ... доктора педагогических наук 13.00.04 / Волгогр. гос. акад. физ. культуры. — Волгоград, 2005. — 506 с.; Князева В. В. Активизация познавательной деятельности учащихся общеобразовательной школы (на примере преподавания шахмат) : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04,
13.00.01 / Узбекский научно-исследовательский институт педагогических наук имени Т. Н. Кары-Ниязова. — Ташкент, 1992. — 208 с.; Кучумова Е. А. Развитие рефлективной деятельности при обучении юных шахматистов : дис. ... канд. псих. наук : 19.00.13 / Российская гос. акад. физ. культуры. — М., 1997. — 130 с.; Тарасова О. В. Педагогические условия формирования логической культуры младших школьников средствами шахматной деятельности : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Казанский гос. пед. университет. — Казань, 2005. — 209 с.
15. Сухин И. Г. Из журналов XX века [Электронный ресурс] — ЦКЬ: http://chess555.narod.ru/imp2.htm. — Загл. с экрана. — Дата обращения — 16.01.2011 г
16. Крогиус Н. В. Шахматы : игра и жизнь. — Ростов н/Д : Феникс, 2011 — С. 76.
17. Зарецкий В. К., Гордон М. М., Глухова О. В. Шахматы для общего развития // Психолого-педагогические и медико-биологические проблемы физической культуры, спорта, туризма и олимпизма: инновации и перспективы развития : мат-лы Международной науч.-практ. конф., посвященной 15-летию факультета физической культуры и спорта : в 3 ч. / под ред. Е. В. Быкова,
В. Д. Иванова. — Ч. 3. — Челябинск : Издательский центр ЮУрГУ, 2011. — С. 154.
Поступила в редакцию 1 июня 2013 г.
гУтЕНЕВ Максим Юрьевич, преподаватель кафедры политологии, Южно-Уральский государственный университет. В 2008 году окончил ЮжноУральский государственный университет по специальности «политология». Область научных интересов: политология, философия культуры, теория шахмат. E-mail: [email protected]
GuTENEv Maxim Jurevich is a teacher of a Department of Political Science at SUSU. In 2008 graduated the South Ural state university with major “Political Science”. Research interests: political science, philosophy of culture, chess theory. E-mail: [email protected]