2. Ковалевский И. Организация самостоятельной работы студента // Высшее образование в России №°1, 2000, с. 114-115.
3. Масалков, И. К. Стратегия кейс стади: методология исследования и преподавания: учебник для вузов / И. К. Масалков, М. В. Семина. — М. : Академический Проект ; Альма Матер, 2011. — 443 с.
4. Панина, Т. С. Современные способы активизации обучения : учебное пособие / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова ; под ред. Т. С. Паниной. — 4-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 176 с.
5. Современные образовательные технологии: учебное пособие / под ред. Н. В. Бордовской. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2011. — 432 с.
© Маль Г.С., Левицкая М.С., Татаренкова И.А. 2016
УДК 37.03
Мордовченков Николай Васильевич
доктор экон. наук, профессор, Бозина Татьяна Анатольевна
старший преподаватель, г. Нижний Новгород, РФ E-mail: [email protected]
ПРОЦЕСС МОДЕЛИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
PROCESS OF DESIGN OF INTELLECTUAL AND EDUCATIONAL SERVICES AS FACTOR OF
EFFICIENCY OF HUMAN CAPITAL
Аннотация
Представлен опыт моделирования интеллектуально-образовательных услуг в процессе организации шахматного клуба как эффективного инструментария человеческого потенциала. Приведены высказывания выдающихся личностей о шахматной науке, которую они оценивали как эффективное средство при формировании стратегии и тактики в воспитании и развитии личности. Предложена система эконометрических моделей вероятностных сценариев участников шахматного турнира. Раскрыты возможности шахматного искусства как интеллектуально-образовательной услуги в формировании программы научно-технологической инфраструктуры региона.
Experience of design of intellectually-educational services is presented in the process of organization of chess club as effective tool of human potential. Expressions over of personages are brought about chess science that they estimated as effective means at forming of strategy and tactics in education and development of personality. The system of econometric models of probabilistic scenarios of participants of chess tournament is offered. Possibilities of chess art are exposed as intellectually-educational services in forming of the program of scientifically- educational infrastructure of region.
Ключевые слова
Шахматы, интеллектуально-образовательные услуги, человеческий капитал, воспитание личности, логическое мышление, шахматное искусство, эконометрическая модель.
Chess, intellectually-educational services, human potential, education and development of personality, logical
thinking, chess art, econometric models.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
По мнению авторов статьи, под интеллектуально-образовательными услугами следует понимать ретрансляцию мыследеятельности педагога, молодежи с целью трансформации информационного ресурса как воспитательную меру, как силу примера с использованием возможностей и резервов человеческого потенциала.
В качестве эффективного инструментария человеческого потенциала могут быть шахматы (Shess), включающие в себя компоненты игры (спорт), науки (этика и эстетика), культуры (позитивное времяпрепровождение в условиях государственного регулирования), искусства, творчества.
Эволюция шахматного творчества на протяжении тысячелетий свидетельствует о том, что этой мудрой игре была свойственна и красота (шахматных комбинаций отдельных партий, задач и этюдов), и мода (от непосредственного состязания на черно-белых полях, в которых участвовали короли ряда государств до приоритетов применения того или иного начала (дебюта или гамбита) в шахматной дуэли (королевский гамбит, испанская партия (разменный вариант), сицилианская защита и др.).
Особенно польза от шахматного влияния наблюдается при формировании интеллектуального потенциала по трем номинациям, которая подтверждается высказыванием известных личностей:
I - писатели, ученые, представители науки, образования, культуры и искусства (таблица 1);
II - выдающиеся гроссмейстеры, чемпионы мира по шахматам (таблица 1);
III - «гроссмейстерский клуб» о красоте «королевский игры» (таблица 1). [1], [2], [3]
Таблица 1
Высказывания известных личностей мира о полезности шахматного искусства
Высказывания выдающихся личностей
Высказывания шахматных легенд
Гроссмейстерский «клуб» о красоте шахмат
«Шахматная игра (И.В. Гёте)
это испытание ума».
«Благодарю, душа моя, за то, что в шахматы учишься. Это непременно нужно во всяком благоустроенном семействе...». (А.С. Пушкин)
«Что такое шахматы? Это одна из человеческих побед над самим собой. Для одних шахматы - звук, для других - картина, для меня - поэзия борьбы разума, воли». (П. Неруда)
«У Паскаля сказано: чем умнее человек, тем больше различных характеров он видит. Это как в шахматах: хороший игрок видит все разнообразие партий, а плохому кажется, что они все одинаковы.
Я люблю шахматы, потому что это хороший отдых: они заставляют работать головой, но как-то очень своеобразно». (Л.Н. Толстой)
«Знаменитый шахматист, одолевший на всемирном состязании самого лучшего, самого первого игрока, по всей справедливости и без всякого колебания может гордо носить титул короля шахматной игры. Какое величие быть королем, властвующим не по правам простолюдия и не по случайности плебисцита, а в силу остроты своего ума». (А. Куприн)
«Один из сильнейших воспитательных аспектов шахматной игры заключается в ее сути: шахматы - превосходная школа логического мышления. По моему мнению, точное логическое мышление легче тренировать посредством шахматной игры, нежели использовать для этой цели учебники логики. Известно, что человек гораздо охотнее и продуктивнее обучается в процессе игры, чем при ином способе обучения». (Г. Клаус)
«Пешка - душа партии». (А. Филидор)
«Шахматы не для людей, слабых духом. Шахматы трудны, они требуют работы, и меня может удовлетворить лишь серьезное размышление, ревностное исследование. Только безжалостная критика ведет к цели». (В. Стейниц)
«Шахматы - это борьба интеллектов. Обучение шахматной игре должно быть воспитанием способности самостоятельно мыслить». (Эм. Ласкер)
«Прямая и энергичная атака на короля усилено тогда, когда в ней участвуют все фигуры, все наличные силы. Сопротивление должно быть преодолено во что бы это ни стало. Атака не может быть прервана, так как отступление обычно ведет к поражению. Шахматы, несомненно такое же искусство, как живопись и скульптура.
Шахматы - нечто большее, чем просто игра. Это интеллектуальное времяпрепровождение, в котором есть определенные художественные свойства и много элементов научного». (Х.Р. Капабланка)
«Шахматы, прежде всего, учат быть объективным. В шахматах можно сделаться большим мастером, лишь осознав свои ошибки и недостатки. Совершенно так же, как и в жизни». (А.Алехин)
«Общее у науки и шахмат то, что оба занятия требуют дисциплинированности и
последовательности в достижении поставленной цели.». (М. Эйве)
«Гармония шахматного искусства мне представляется как совокупность трех компонентов - логики, фантазии и творчества. Правда, спортивный характер борьбы порой вносит определенные коррективы. В этих случаях творчество подчас подчиняется
«Красота шахматной комбинации в том, что она всегда правдива». (Эм. Ласке)
«Красота шахмат - это логика мысли». (Д. Бронштейн)
«Все в природе подчинено высшему принципу гармонии. Яркое применение находит он и во многих областях творчества: в математике, музыке, шахматах. Удивительный мир шахматных идей и красоты раскрывается в логике мыслей, в богатстве содержания». (В.В. Смыслов)
«Восприятие красоты в шахматах не мыслимо без оттенка удивления. Настоящая красота в шахматах никогда не теряет прелести новизны». (Т.В. Петросян)
«Красота шахмат, прежде всего, связана с гармонией содержания замысла и формой его осуществления, ... ярче всего проявляется в шахматной композиции, в частности -этюдах». (Б.В. Спасский)
«Воспроизводя на шахматной доске лучшие партии, игранные мастерами, человек (естественно понимающий шахматы) испытывает эмоции, равнозначные тем, которые у него возникают, например, когда он любуется шедеврами изобразительного искусства.
.Стремление создать шахматный шедевр и является стимулом истинно творческого человека». (Э. Гуфельд)
«Истинная красота шахмат - это остроумие, изящество, исчерпывающая глубина. . Приблизиться к красоте можно лишь проникновением в сферу гармонии фигур. . Восприятие красоты достаточно дифференцированно, и тут свои поправки вносит стиль, класс игры, возраст шахматиста. Понятие красоты эволюционирует в сознании, как отдельного
«Шахматы - это так сказать, борьба на разных началах. Вы имеете такие шансы, как и ваш противник. Путем комбинаций, расположения фигур, дается возможность бесконечно разнообразного
маневрирования, а это приучает человека быть хозяином самому себе, относиться к другому как к серьезному и равному противнику». (А.В. Луначарский)
«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти. Игра в шахматы должна войти в жизнь как один из элементов умственной культуры». (В. Сухомлинский)
«Шахматы для меня - это особый мир, мир борьбы планов и страстей». (С. Прокофьев)
«Шахматы очень люблю: в них сочетаются искусство и наука. Они дают мне отдых и вдохновение». (Д. Шостакович)
«В шахматах меня привлекает психология борьбы. Понять надежды, радости, огорчения больших мастеров не по их шахматным ходам, а по поведению на сцене необычайно трудно, но вместе с тем так увлекательно». (Г. Уланова)
«Шахматы с их разнообразными правилами и специфическими законами представляют интерес для ученых, работающих с «думающими машинами». Успехи кибернетики открывают перспективы и перед древней игрой». (В. Глушков)
спортивным целям. Но это уже другая сторона шахмат». (В. Смыслов)
«Шахматы - это по форме игра, по содержанию -искусство, а по трудности овладения игрой - это наука.
Никто не пожалеет о времени, отданном шахматистам, ибо они помогут в любой профессии». (Т. Петросян)
«Шахматная игра должна быть наступательной, нужно постоянно искать пути к выигрышу». (Р. Фишер)
«Шахматы - это, прежде всего, искусство. Чем еще можно было бы объяснить их огромную притягательную силу? Почему миллионы людей играют в шахматы, тысячи регулярно посещают турниры, сотни тысяч изучают теорию, разыгрывают партии сильнейших мастеров? Единственным объяснением, по-моему, является колоссальное эстетическое влияние этой игры». (М. Таль)
«Нас восхищает в шахматах - дилетанта и знатока одно и то же: торжество глубокой, гениальной идеи над сухой рассудительностью, победа индивидуального над тривиальным». (Р. Рети)
«Человека, который не знает, что такое шахматы, мне жаль ничуть не меньше человека, не знающего, что такое любовь. Как в любви, как в музыке, в шахматах кроется сила, приносящая людям радость». (З. Тарраш)_
мастера, так и целого поколения шахматистов. Но абсолютные эталоны красоты для всех времен должны оставаться незыблемыми». (И. Зайцев)
«Красота шахмат, как и красота математики состоит.. .в некой тайне... В основе шахмат лежат интуитивные решения и удачный риск всегда красив». (С. Макарычев)
«Красота - это весьма важная и тонкая составная часть шахмат». (Артуро Помар)
«Красота шахмат, как и очарование любого искусства, заключается в гармоничном сочетании одухотворенности и логики творческого замысла». (М. Тайманов)
«Шахматы подобны жизни. В этом их особая красота. Ибо в шахматной игре человек находит свое самоутверждение. Я могу претворять идеи, создавать яркие комбинации и эффективно планировать стратегию. А разве не несет в себе красоты способность шахмат воспитывать в людях такие качества, как воображение, сильный характер, умение концентрировать мысль на чем-то главном!..». (ЭугениоТорре)
«Красоту шахмат понимаю, как творчество идеи над материей». (Влодзимеж Шмидт)
В научно-образовательной инфраструктуре важнейшим ее элементом является красота шахматного искусства - одного из важнейших факторов воспитания эстетического отношения человеческого капитала не только к шахматам, но и к другим сферам интеллектуальной деятельности, где необходима импровизация, неординарный подход, творческий подход к решению нестандартных задач и выработки эффективных управленческих решений. Неслучайно Международная шахматная федерация ФИДЕ (<^е^'ипа8 итш» - мы все одна семья), представляющая шахматные федерации практически всех стран мира, единогласно постановила присуждать призы не только за лучшие спортивные достижения, но и за наиболее красивые партии, а арбитрами в оценке таких партий назначены члены специально созданной комиссии ФИДЕ с шутливым, но весьма многозначительным и обязывающим названием. «Мона Лиза». [2]
В индустрии красоты и моды так же, как и в шахматах могут возникнуть сценарии, когда кутюрье или участник шахматного турнира выстраивают предположение о том, что вероятностные сценарии могут выражаться следующей системой эконометрических моделей:
где 5 - вероятность (шансы) шахматиста;
а - количество очков, набранных шахматистом А перед последним туром при выборе возможной цели (или предпочесть атаку на короля, используя красоту комбинационного стиля или играть «от обороны» («сушить игру»);
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
b - количество очков, набранных шахматистом В;
^ к - возможное поведение кутюрье при предпочтении того или иного фасона и (или) стиля одежды; - сумма баллов, набранных в период проведения маркетинговых исследований по выявлению спроса на 7-ую модель одежды на основе потребительского предпочтения;
- сумма баллов, набранных в период проведения маркетинговых исследований по выявлению альтернативного спроса на j-ую модель одежды на основе потребительского предпочтения.
Вместе с тем шахматная игра воздействует на личность, коллектив и общество.
Шахматы положительно влияют на молодежь, на формирование их характера и развитие умственных способностей.
Эта игра воспитывает в человеке самодисциплину, стойкость, объективность действий. Человек, играя в шахматы, овладевает элементами логического мышления, постигает азы стратегии и тактики, а каждое поражение в игре - это стимул к развитию. Шахматы - это спорт, а спорт - это жизнь!
Профессорско-преподавательским составом факультета технологии и дизайна ИПТД ежегодно организуются шахматные лектории, включающие в себя лекции о выдающихся шахматных маэстро (чемпионах мира) ответы на вопросы участников, проводятся сеансы одновременной игры в шахматы. Проводится также опрос участников лектория и участников (интеллектуалов). Организаторы шахматного клуба не считают потерянным временем популяризацию шахматной науки в высшей школе, ибо в этом случае позитивность этих «шагов» намного будут превышать те усилия, которые затрачены на создание и проведение шахматного лектория и академии шахматного искусства и культуры. Было проведено маркетинговое исследование методом анкетного опроса его участников.
Интересны мнения студентов о пользе шахмат для молодежи.
Качалова Виктория, группа СМВ-13:
« .Навыки, полученные при игре в шахматы, помогают в жизненных ситуациях, политике и в бизнесе, когда нужно принять решения при множестве переменных и ограниченном времени, и наоборот, жизненный опыт неизбежно привносится в игру.
Шахматы развивают мозг. Они тренируют не только левое полушарие, отвечающее за логические способности, но и правое, ответственное за абстрактное мышление.
Шахматы - это спорт, а спорт - это жизнь!
Шахматы - интересная, развивающая игра. Она хорошо развивает логическое мышление, память, а так же умение мыслить рационально, выбирая путь решения, ведущий к победе в состязании. Играя в шахматы, открываешь для себя новые возможности мышления, что полезно для каждого и было бы замечательно, если все люди умели бы играть и создавать для себя что-то новое, полезное.»
Шахматы с первых дней знакомства с ними учат логически мыслить и рассуждать. Они способствуют формированию умения самостоятельно принимать свое собственное решение, а это очень важно. В человеке также вырабатывается уверенность в собственном суждении, в умении правильно оценивать ход своих мыслей. И при этом шахматы учат не только логическому мышлению, но и умению делать выводы.
Планомерные, регулярные занятия шахматами и практическая игра способствует всё более широкому развитию этих качеств личности. Особо важно отметить: с каждым занятием человек начинает понимать, что он может делать самостоятельно. И чем дальше, тем увереннее. Игра в шахматы дисциплинирует мышление, воспитывает сосредоточенность, развивает память.
Кутузова Ольга, группа СХВ-13:
«... Шахматы позволяют развивать мышление и память.
В процессе игры в шахматы идёт одновременная и синхронная работа сразу двух полушарий мозга, в гармоничном развитии которого и состоит основная польза шахмат. В процессе занятия шахматами идёт активное развитие как логического, так и абстрактного мышления.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №4/2016 ISSN 2410-700Х_
Играя в шахматы, мы тренируем оперативную и долгосрочную память, учимся оперировать большими объёмами точной информации. Если ребёнка учить с ранних лет основам шахматной игры, то в будущем ему легче осваивать точные науки. Учёными давно подмечено, что люди, играющие в шахматы, отличаются высокой устойчивостью к моральным потрясениям, имеют твёрдый и решительный характер. Даже в случае поражения они не теряют самообладание и тонко анализируют сложившуюся ситуацию.
Принятие решений во время обдумывания очередного хода, в поиске верного плана в шахматной игре, помогает принимать правильные решения и в жизни (жизненных ситуациях).
Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы - это основные навыки, которые получает шахматист.
Я хорошо отношусь к шахматам, ибо они положительно влияют на человека, на его развитие, ум и личностные качества, человек, играющий в шахматы, по-другому смотрит на жизнь, более серьезно относится к принятию каких либо решений в жизни...»
Китт Людмила, группа СХВ-13:
«.Шахматная игра - это могучий метод самодисциплины и самореализации, приносящий пользу не только тем, кто может стать мастером, но и тем, кто этих задатков не имеет: она содействует развитию педагогически ценных качеств.
Эта игра оставляет волю человека свободной и открытой для практической жизненной деятельности, она нисколько не принуждает сама по себе к такой односторонней и исключительной специализации. Шахматная тренировка - в большей степени, чем какая-либо другая, оказывается находящейся в положительной зависимости от свободных промежутков и интервалов, не заполненных игрою, которые никогда не ведут к понижению силы игрока, а всегда - к её повышению, - поскольку совмещение с шахматами какой-нибудь другой практической (или даже научной) деятельности является даже необходимым. Так, в действительности и бывает в огромном большинстве случаев: не только мелкие и средние игроки, но и большие мастера почти всегда совмещают с шахматной игрой какую-нибудь другую службу или деятельность. Примером этого могут служить А. Андерсен (учитель математики), Эм. Ласкер (доктор математики и философии), Х.Р. Капабланка (дипломатический советник по внешней торговле), А. Алехин (доктор права), М. Видмар (профессор электротехники и ректор Люблянского университета, Югославия) [5, с. 154].
Я люблю шахматы. Они развивают ум, логику, стратегическое мышление.».
Денбург Ольга, группа СМВ-13:
«.Польза игры в шахматы значительна и многогранна. В шахматы играли известные политики, философы и учёные. В процессе игры идёт активное развитие как логического, так и абстрактного мышления. В работу включается левое полушарие мозга, отвечающее за логический компонент, построение грамотных и последовательных цепочек. Не менее значима и работа правого полушария, которое отвечает за моделирование и создание возможных ситуаций. В ходе игры используют как долговременную, так и оперативную память. Умение предугадывать и прогнозировать события, стремление просчитать все возможные варианты и исходы игры, умение принимать оперативные решения и делать значительные решающие ходы - вот основные навыки, которые получает шахматист. Неоспорима польза игры в шахматы для детей. Ребенок получает мощный импульс развития, как в интеллектуальном, так и в личностном плане. Повышается способность концентрироваться и улучшается память...»
Немногие виды человеческой деятельности способны задействовать одновременно оба полушария головного мозга. Шахматы развивают усидчивость, упорство и терпение. В процессе игры приобретается и улучшается умение принимать быстрые и правильные решения, развивается нелинейное, позиционное мышление. С экономической точки зрения шахматы помогают подыскивать лучшее предложение, а рефлексия, анализ действий - одна из черт хорошего маркетолога.
Навыки, полученные при игре в шахматы, пригодятся во многих жизненных ситуациях, в бизнесе, в политике, во всех обстоятельствах, когда от человека требуется принять правильное решение с учётом всех возможных его исходов в условиях ограниченного времени. С другой стороны, жизненный опыт во многом необходим в стратегической борьбе на шахматной доске. Эмоциональная устойчивость, решимость, воля к победе, критическое мышление и многие другие качества способны дать человеку шахматы.
Шахматы, несомненно, играют важную роль в жизни человека и положительно влияют на развитие общества. [4]
Таким образом, авторы статьи сделали попытку соотнести возможности шахматного искусства как интеллектуально-образовательной услуги, индустрии красоты и моды, посредством историографии и моделирования, что может быть полезной в условиях государственного регулирования рынка при создании программы научно-воспитательной инфраструктуры в отдельно взятом регионе. Список использованной литературы:
1. И. М. Линдер. Эстетика шахмат. - М.: Советская Россия, 1981. - 240 с.
2. Шахматы - школе / Сост. Б.С. Гершунский, А.Н. Костьев; под ред. Б.С. Гершунского, Н.В. Крогиуса, В.С. Хелемендика. - М.: Педагогика, 1991. - 336с.
3. Шахматная энциклопедия. - М.: Астрель, 2003. - 320 с.
4. Шахматы: энциклопедический словарь / под ред. А.Е. Карпова. - М.: Советская энциклопедия, 1990. -624с.
5. В.И. Линдер, И.М. Линдер. Короли шахматного мира: Жизнь и игра - сквозь призму энциклопедии. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2001. - 973с.
© Мордовченков Н.В., Бозина Т.А., 2016
УДК 378.048.2
Москалева Юлия Анатольевна
к.п.н., доцент, ГБОУ ВПО ОрГМУ Минздрава России г. Оренбург, Российская Федерация
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОНТРОЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОРДИНАТОРОВ
Аннотация
В статье представлены условия организации контроля самостоятельной работы при подготовке кадров высшей квалификации в ординатуре медицинского университета.
Ключевые слова
Контроль, самостоятельная работа, медицинский университет, ординатор.
В настоящее время обучение в медицинском вузе строиться на основании федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования для подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре. Основной целью, которого является подготовка специалиста, готового решать широкий спектр профессиональных задач, обладающего способностью и готовностью к непрерывному самосовершенствованию, к работе в смежных областях профессиональной деятельности, к решению социальных и личностных вопросов. Решение данных задач невозможно без повышения доли самостоятельной работы ординаторов при освоении учебного материала и увеличения внимания профессорско-преподавательского состава к данному виду деятельности [1, с.155].