Научная статья на тему 'Педагогическая система развития культуры интеллектуальной деятельности младших школьников'

Педагогическая система развития культуры интеллектуальной деятельности младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
694
246
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ШАХМАТЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ИГРЫ / ПОДГОТОВКА СОЦИАЛЬНЫХ ПЕДАГОГОВ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ / SOCIAL PEDAGOGUES'TRAINING / CULTURE OF INTELLECTUAL ACTIVITY / YOUNGER SCHOOLCHILDREN / CHESS / INTELLECTUAL GAMES / PEDAGOGICAL CONDITIONS / ABILITY TO LEARN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Романова Инна Анатольевна

Рассматривается опыт внедрения педагогической системы по формированию культуры интеллектуальной деятельности младших школьников. Анализируются возможности использования интеллектуальных игр в учебно-воспитательном процессе в школе. Раскрываются основные факторы, определяющие эффективность методики педагогического руководства интеллектуальными играми; педагогические условия построения интеллектуально-развивающего образовательного пространства. Особенности использования шахматной игры в учебно-воспитательном процессе в младшей школе рассматриваются через факультативный курс, объединяющий математику, логику и шахматы. Описываются особенности подготовки социальных педагогов к формированию интеллектуальной культуры учащихся через анимационную деятельность в вариативном курсе «Педагогика интеллектуально-досуговой деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EDUCATIONAL SYSTEM FOR DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN’S CULTURE OF INTELLECTUAL ACTIVITY

The article considers the experience of implementation of a system for development of younger schoolboys’ culture of intellectual activity. The author shows the possibility of using intellectual games in the educational process at school; reveals the main factors, determining the effectiveness of methods of pedagogical leadership by intellectual games; pedagogical conditions of construction of intellectually educational space. The use of the chess game in the educational process in elementary school is examined through an elective course that combines math, logic and chess. Describes the features of training social pedagogues for the formation of students’ intellectual culture through animation activities in the course “Pedagogy of intellectual and leisure activities”.

Текст научной работы на тему «Педагогическая система развития культуры интеллектуальной деятельности младших школьников»

УДК 371.315.025/026:371.695

И. А. Романова

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРЫ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Рассматривается опыт внедрения педагогической системы по формированию культуры интеллектуальной деятельности младших школьников. Анализируются возможности использования интеллектуальных игр в учебно-воспитательном процессе в школе. Раскрываются основные факторы, определяющие эффективность методики педагогического руководства интеллектуальными играми; педагогические условия построения интеллектуально-развивающего образовательного пространства. Особенности использования шахматной игры в учебно-воспитательном процессе в младшей школе рассматриваются через факультативный курс, объединяющий математику, логику и шахматы. Описываются особенности подготовки социальных педагогов к формированию интеллектуальной культуры учащихся через анимационную деятельность в вариативном курсе «Педагогика интеллектуально-досуговой деятельности».

Ключевые слова: культура интеллектуальной деятельности, младший школьник, шахматы, интеллектуальные игры, подготовка социальных педагогов, педагогические условия, умение учиться.

Одной из конечных целей учебно-воспитательного процесса является формирование интеллектуальной культуры учащихся. Интеллектуальные игры, правильно подобранные педагогом для каждого возрастного периода, помогают, используя естественную для ребенка игровую и соревновательную среду, не только целенаправленно развивать составляющие элементы интеллектуальной культуры, но и решать проблемы социально-педагогического характера.

Однако, как показывает практика, на долю интеллектуальных игр в учебно-воспитательном процессе приходится лишь незначительная часть игровой деятельности учеников начальных классов. Кроме того, наблюдается тенденция увеличения численности детей, которые характеризуются недостаточным уровнем развития интеллектуальных навыков и умений, негативным отношением к интеллектуальной деятельности, отсутствием познавательного интереса к действительности, что является показателями интеллектуальной пассивности.

Сущность и природа интеллектуальной деятельности изучены далеко недостаточно, хотя многие ученые (Д. Б. Богоявленская [1], А. А. Востри-ков [2], П. Я. Гальперин [3], И. С Ладенко [4], А. Н. Леонтьев [5], Ж. Пиаже [6], М. Л. Смульсон [7] и др.) исследовали различные аспекты интеллектуальной деятельности.

Целью данной работы является описание опыта создания педагогической системы формирования культуры интеллектуальной деятельности младших школьников.

Базис построения педагогической системы:

1. Культура деятельности, в том числе и интеллектуальной, каждого человека базируется на мышлении, понимании, рефлексии и коммуникации. Младший школьный возраст является уникальным периодом в процессе формирования интеллектуальной культуры. Осознанность и произ-

вольный характер психических функций, переход к словесно-логическому мышлению, умение планировать свои действия, начало формирования рефлексии - это неполный перечень психологических новообразований данной возрастной группы.

2. Исключительно на начальное обучение возлагается задание по формированию ключевой компетентности - умения учиться. Весь последующий процесс овладения школьной программой и образование на протяжении жизни напрямую зависят от уровня формирования развернутой учебной деятельности.

Анализ педагогической литературы свидетельствует, что впервые в научный обиход термин «учить учиться» ввел В. А. Сухомлинский в 1969 г. В структуру умения учиться известный педагог включил пять умений: наблюдать явления окружающего мира, читать; писать; думать; выражать мнения о том, что я вижу, делаю, думаю, наблюдаю [8].

Углубил понимание понятия «умение учиться» Ю. К. Бабанский, который его связывал с формированием у учеников общеучебных умений и навыков, т. е. с процессуальной составляющей части учения [9].

Умение учиться может быть рассмотрено также в качестве ключевой компетенции начального образования. В ее структуре выделяются смысловой (знание о культуре умственного труда, о смысловой основе общеучебных умений и навыков), мо-тивационный (осознание значимости знаний, наличие устойчивого интереса к обучению) и процессуальный (умение организовать рабочее место; планировать учебную деятельность; работать с учебником; анализировать, сравнивать, обобщать; осуществлять само- и взаимоконтроль) компоненты [10].

Для современной педагогической литературы характерен интегральный подход к определению

Вестник ТГПУ (ТБРББиНеПп). 2015. 1 (153)

понятия «умение учиться». Оно объединяет психолого-личностные характеристики ученика со смысловой и процессуальной основой учения и рассматривается как регулятивное универсальное учебное действие, овладение которым обеспечивает успешность в познавательной деятельности на всех этапах образования. В сущности, это формирование развернутой учебной деятельности, которая была детально разработана в научной школе развивающего обучения Д. Б. Элькониным, В. В. Давыдовым, В. В. Репкиным, Г. А. Цукер-ман и др. [11—13]. В более широком смысле универсальные учебные действия рассматриваются как способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта [14]. В таком значении универсальные учебные действия могут быть соотнесены с понятием «культура интеллектуальной деятельности», которая проявляется не только в учебной, но и в других видах деятельности младших школьников.

Учитывая психологические особенности развития детей младшего школьного возраста и необходимость развития ключевой компетентности -умения учится, с 2004 г. на базе Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды и Харьковского университетского лицея проходит экспериментальную проверку педагогическая система по формированию культуры интеллектуальной деятельности учащихся младших классов.

Педагогическая система по формированию культуры интеллектуальной деятельности младших школьников рассматривается как комплексное воздействие по повышению продуктивности интеллектуальной деятельности младших школьников с учетом развития индивидуальных познавательных процессов каждого ребенка. Она включает определение цели, задач, принципов и условий организации интеллектуально-развивающего образовательного пространства, содержательное наполнение учебно-воспитательного процесса средствами интеллектуальной игровой деятельности, технологию реализации.

Цель формирования культуры интеллектуальной деятельности можно определить как развитие готовности к осуществлению интеллектуальной деятельности, которая может проявляться не только в учебной, но и в других видах повседневной деятельности младших школьников. Среди основных задач разрабатываемой системы можно назвать развитие интеллектуальной активности, мышления, памяти и внимания детей; формирование интереса к изучению настольных интеллектуальных игр; формирование целостной картины окружающего мира.

Педагогическими условиями построения интеллектуально-развивающего образовательного пространства в лицее являются: выбор ребенком траектории образования; единая образовательно-воспитательная система «урок - внеурочная деятельность»; активное взаимодействие «учитель -ученик», «родители - ученик»; разновозрастное взаимодействие учащихся в лицее; постоянный процесс профессионального роста учителей; мониторинг развития психологических новообразований учащихся.

Рассмотрим отдельные составные части педагогической системы.

Содержательное наполнение системы:

1. Среди вариативных курсов для младших школьников введен факультативный курс, который объединяет математику, логику и шахматы. Программа интегрированного курса разработана для учеников 1-4-го классов. Общий объем - 128 часов. Программа рассчитана на восемь семестров из расчета 1 час в неделю.

Использование шахматной игры в учебном процессе имеет давнюю историю. Научное же изучение влияния шахмат на психическое и интеллектуальное развитие детей проводится с конца 1960-х гг. Именно в этот период в педагогической науке начинает активно разрабатываться технология развивающего обучения, отличительной чертой которой является формирование у ребенка не суммы знаний, а конкретной способности (рефлексии, анализа, планирования) к самосовершенствованию. При этом шахматы являются удобной моделью для апробации эффективности различных психолого-педагогических теорий и методических приемов.

В педагогике существует достаточно распространенное мнение, согласно которому умственные способности детей в интеллектуальных играх складываются стихийно, преимущественно за счет накопления игрового опыта, и для этого не нужно их специальное формирование. Создается впечатление, что влияние интеллектуальных игр на умственное развитие детей настолько является очевидным, что не требует особенных объяснений. Однако наблюдения, полученные учеными, свидетельствуют, что это далеко не так. Так, В. Ф. Шаталов в своих исследованиях не зафиксировал позитивной корреляции между интеллектуально-игровой успеваемостью и общей школьной успеваемостью [15].

Или, например, существует достаточно распространенное мнение, что игра в шахматы содействует развитию логического мышления. Однако логические приемы стихийно не складываются, их нужно специально формировать. К этому выводу пришли Н. Ф. Талызина и Ю. А. Яковлев. В ходе исследования при помощи педагогически управля-

емой шахматной игры они обнаружили широкий перенос умственных действий, сформированных на шахматном материале: обобщенные интеллектуальные умения, усвоенные учениками, позволяют им решать не только шахматные, но и другие учебные задачи [16].

Таким образом, эффективность влияния интеллектуальных игр зависит от методики педагогического руководства ими. Среди основных факторов, которые определяют эффективность методики педагогического руководства интеллектуальными играми, в педагогических исследованиях называются опора педагогических влияний на психологический механизм игры как естественной познавательной деятельности ребенка; стимулирование познавательных интересов - мотивационной основы этих игр; организация содержания игр на принципах интеграции учебной и познавательной внеклассной деятельности; опора в процессуально-операционном компоненте на специфику отдельных подвидов интеллектуальных игр и на сформированные учебой умения и навыки; рациональная, адекватная возрастным и индивидуальным возможностям детей, дозированная длительность игр; позитивное педагогическое оценивание результатов игры и усилий ребенка, направленных на их достижение; обеспечение учителем ценностно-ориентированного подхода к ребенку и т. п.

Оценивание учебных достижений учеников во время преподавания курса проводится с помощью метода портфолио, который позволяет включать в процесс оценивания самих младших школьников, помогает обнаружить сформированность не только предметных знаний и умений, но и проследить развитие психологических новообразований детей данного возраста, умения учиться.

В государственном стандарте начального образования Украины главным образом только на уроки математики возлагается задание формирования у младших школьников начальных умений доказательного суждения и рефлексии, развития логического мышления. Для формирования данных компонентов математического мышления в интегрированном курсе используется разработанный комплекс заданий и тестов, при решении которых ученики приобретают умения:

- ориентироваться на шахматной доске - осваивают понятия: вертикаль, горизонталь, прямая линия, диагональ, квадрат, точка (пространственное воображение);

- сравнивать ценность фигур - осваивают понятие «столько же», «меньше», «больше»;

- расчленять позицию на составные части и обобщать отдельные плюсы и минусы каждого из соперников при оценке конкретной шахматной позиции (анализ и обобщение);

- находить рациональные способы решения шахматных задач (например, за наименьшее количество ходов поставить мат, провести пешку, выиграть фигуру и т. д.);

- создавать алгоритмы расчета вариантов и строить модели шахматного дерева (глубина мышления);

- составлять стратегический план действий в конкретной шахматной ситуации (логическое суждение) и находить нестандартные пути решения (творческое воображение);

- противодействовать замыслам противника (гибкость мышления).

2. Помимо факультативного курса в Харьковском университетском лицее работает кружок «Интеллектуальные игры», в котором, изучая особенности таких игр, как шашки, шахматы, короткие нарды, танграм, матадор (домино), судоку, домино-пасьянс и др., ученики получают возможность интеллектуального развития в практической игровой деятельности. Для реализации проектов в кружковую работу привлекаются студенты ХНПУ имени Г. С. Сковороды, прослушавшие курс «Педагогика интеллектуально-досуговой деятельности».

3. Педагог, который работает с детьми, должен не только обладать высоким уровнем интеллектуальной культуры, но и иметь практические навыки в разнообразных интеллектуальных играх. Это необходимо, чтобы для каждого ребенка подобрать подходящий именно для него набор интеллектуальных игр и уметь не только научить ребенка правилам данных игр, но и организовать игровую деятельность. Именно с этой целью в вариативной части программы подготовки бакалавров по специальности «Социальная педагогика» Харьковского национального педагогического университета имени Г. С. Сковороды дисциплина «Педагогика ин-теллектуально-досуговой деятельности» наполнена изучением интеллектуальных игр. Курс состоит из двух модулей. Первый модуль охватывает проработку теоретических основ интеллектуально-до-суговой деятельности. В частности, ее сущность, историческое развитие интеллектуального досуга в мире, особенности деятельности социального педагога как организатора данного вида досуга. В рамках данного модуля студенты на практике овладевают правилами игры в интеллектуальные настольные игры (шахматы, шашки, рэндзю, нарды, домино, интеллектуальные карточные игры, интеллектуальные игры со словами, интеллектуальные геометрические игры и т. д.).

Второй модуль направлен на развитие технологической компетентности будущих социальных педагогов в организации интеллектуального досуга разных категорий населения. Поэтому важным

Вестник ТГПУ (TSPUBulletin). 2015. 1 (153)

аспектом процесса стимулирования будущих со- шают уровень собственной интеллектуальной циальных педагогов к анимационной деятельнос- культуры.

ти является их погружение в социально-педагоги- Контрольный этап экспериментального иссле-ческую проектную деятельность. Мини-проекты дования, проведенного в Харьковском универси-организации интеллектуального досуга, в частно- тетском лицее, выявил позитивное влияние разрасти школьников, являются частью индивидуально- ботанной системы на эффективность формирова-го учебно-опытного задания каждого студента, ния мотивационно-ценностного, операционного и который во время прохождения социально-педаго- личностного компонентов культуры интеллекту-гической практики имеет возможность практиче- альной деятельности младших школьников. Даль-ской апробации своих проектов. В результате нейшее исследование планируется направить на освоения курса «Педагогика интеллектуально-до- изучение возможности построения целостной си-суговой деятельности» будущие социальные педа- стемы формирования интеллектуальной культуры гоги не только овладевают методами организации школьников на протяжении всего периода обуче-интеллектуального досуга школьников, но и повы- ния в школе.

Список литературы

1. Богоявленская Д. Б. Психологические основы интеллектуальной активности: дис. ... д-ра психол. наук. М., 1988. 396 с.

2. Востриков А. А. Проблемы развития личности младших школьников в свете нового образовательного стандарта общего образования // Вестник Томского гос. пед. ун-та (ТБРи БиНейп). 2011. Вып. 13 (115). С. 178-183.

3. Гальперин П. Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка М.: Изд-во Моск. ун-та, 1985. 45 с.

4. Ладенко И. С. Методологическая концепция развития сферы интеллектуальных систем // Интеллект. Культура. Образование: материалы VI Междунар. науч. юбил. конф., посвящ. 80-летию со дня рождения акад. РАО И. С. Ладенко, с элементами науч. школы для молодежи (Новосибирск, 16-19 сентября 2013 г.). Новосибирск: НГПУ, 2013. С. 13-15.

5. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. М.: Политиздат, 1975. 302 с.

6. Пиаже Ж. Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология. М.: Просвещение, 1969. 659 с.

7. Смульсон М. Л. Психолопя розвитку штелекту. К.: Нора-Друк, 2003. 298 с.

8. Сухомлинський В. О. Розмова з молодим директором // Вибран твори: у 5 т. К.: Рад. школа, 1977. Т. 4. С. 393-626.

9. Бабанский Ю. К. Рациональная организация учебной деятельности. М.: Знание, 1981. 96 с.

10. Кодлюк Я. П. Суб'ектнють молодшого школяра в навчальнм дiяльностi // Початкова школа. 2013. № 1. С. 6-9.

11. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996. 544 с.

12. Репкин В. В., Репкина Н. В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск: Пеленг, 1997. 288 с.

13. Цукерман Г. А. Поливанова К. Н. Введение в школьную жизнь. Томск: Пеленг, 1996. 157 с.

14. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанов; под ред. А. Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

15. Шаталов В. Ф. Эксперимент продолжается. М.: Педагогика, 1989. 334 с.

16. Талызина Н. Ф., Яковлев Ю. А. Особенности формирования шахматных умений при разных типах ориентировочной деятельности // Зависимость обучения от типа ориентировочной деятельности. М.: МГУ, 1968. С. 81-123.

Романова И. А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры. Харьковский национальный педагогический университет им. Г. С. Сковороды.

Ул. Артема, 29, Харьков, Украина, 61168. E-mail: inromanova@mail.ru

Материал поступил в редакцию 29.11.2014.

I. A. Romanova

EDUCATIONAL SYSTEM FOR DEVELOPMENT OF YOUNGER SCHOOLCHILDREN'S CULTURE

OF INTELLECTUAL ACTIVITY

The article considers the experience of implementation of a system for development of younger schoolboys' culture of intellectual activity. The author shows the possibility of using intellectual games in the educational process at school; reveals the main factors, determining the effectiveness of methods of pedagogical leadership by intellectual games; pedagogical conditions of construction of intellectually educational space. The use of the chess game in the educational process in elementary school is examined through an elective course that combines math, logic and chess.

Describes the features of training social pedagogues for the formation of students' intellectual culture through animation activities in the course "Pedagogy of intellectual and leisure activities".

Key words: culture of intellectual activity, younger schoolchildren, chess, intellectual games, social pedagogues' training, pedagogical conditions, the ability to learn.

References

1. Bogoyavlenskaya D. B. Psikhologicheskie osnovy intellektual'noy aktivnosti: Dis. d-ra psikhol. nauk [Psychological foundations of intellectual activity. Dis. doct. psych. sci.]. Moscow, 1988. 396 p. (in Russian).

2. Vostrikov A. A. Problemy razvitiya lichnosti mladshikh shkol'nikov v svete novogo obrazovatel'nogo standarta obshchego obrazovaniya [The Problem of Junior Schoolchildren's Personality Development in the Light of the New Educational Standard of General Education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta- TSPU Bulletin, 2011, vol. 13 (115), pp. 178-183 (in Russian).

3. Galperin P. Ya. Metodyobucheniya i umstvennoe razvitie rebenka [Training methods and mental development of the child]. Moscow, Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta Publ., 1985. 45 p. (in Russian).

4. Ladenko I. S. Metodologicheskaya kontseptsiya razvitiya sfery intellektual'nykh sistem [Methodological concepts in developing the field of intellectual systems]. Intellekt. Kul'tura. Obrazovanie: materialy VI Mezhdunarodnoy nauchnoy yubileynoy konferentsii, posvyashchennoy 80-letiyu so dnya rozhdeniya akademika RAO I. S. Ladenko, s elementami nauchnoy shkoly dlya molodezhi (Novosibirsk, 16-19 sentyabrya 2013 g.) [Intelligence. Culture. Education: Materials of VI International Scientific Conference, dedicated to the 80th anniversary of the birth of academician RAE I. S. Ladenko, with the Elements of Scientific School for Youth (September 16-19, 2013, Novosibirsk)]. Novosibirsk, NSPU Publ., 2013. Pp. 13-15 (in Russian).

5. Leont'ev A. N. Deyatel'nost', soznanie, lichnosf [Activity, consciousness, personality]. Moscow, Politizdat Publ., 1975. 302 p. (in Russian).

6. Piaget J. Izbrannye psikhologicheskie trudy. Psikhologiya intellekta. Genezis chisla u rebenka. Logika i psikhologiya [Selected psychological works. Psychology of Intelligence. The genesis of the number of the child. Logic and psychology]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 1969. 659 p. (in Russian).

7. Smul'son M. L. Psyhologiya rozvytku intelektu [Psychology of Intectual development]. Kyi'v, Nora-Druk Publ., 2003. 298 p. (in Ukrainian).

8. Sukhomlins'kyy V. A. Rozmova z molodym dyrektorom. Vybrani tvory u 5 tomah [Conversation with a young director]. Kyi'v, Radjans'ka shkola Publ., 1977. Vol. 4. Pp. 393-626. (in Ukrainian).

9. Babanskiy Yu. K. Ratsional'naya organizatsiyauchebnoydeyatel'nosti[Rational organization of training activities]. Moscow, Znaniye Publ., 1981. 96 p. (in Russian).

10. Kodlyuk Ya. P. Sub'jektnist' molodshogo shkoljara v navchal'nij dijal'nosti [Primary school child's subjectness in educational activities]. Pochatkova shkola, 2013, vol. 1, pp. 6-9 (in Ukrainian).

11. Davydov V. V. Teoriya razvivayushchego obucheniya [The theory of development education]. Moscow, INTOR Publ., 1996. 544 p. (in Russian).

12. Repkin V. V., Repkina N. V. Razvivayushchee obuchenie: teoriya i praktika [Developmental education: theory and practice]. Tomsk, Peleng Publ., 1997. 288 p. (in Russian).

13. Zuckerman G. A., Polivanova K. N. Vvedenie vshkol'nuyu zhizn' [Introduction to school life]. Tomsk, Peleng Publ., 1996. 157 p. (in Russian).

14. Asmolov A. G., Burmenskaya G. V., Volodarskaya I. A., Karabanova O. A., Salmina N. G., Molchanov S. V. Kak proektirovat' universal'nye uchebnye deystviya v nachal'noy shkole: ot deystviya k mysli: posobie dlya uchitelya [Designing universal learning activities in elementary school: from action to thought: a tearcher's guide]. Moscow, Prosveshchenie Publ., 2008. 151 p. (in Russian).

15. Shatalov V. F. Eksperiment prodolzhaetsya [The experiment continues]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 334 p. (in Russian).

16. Talyzina N. F., Yakovlev Yu. A. Osobennosti formirovaniya shakhmatnykh umeniy pri raznykh tipakh orientirovochnoy deyatel'nosti. Zavisimost' obucheniya ot tipa orientirovochnoy deyatel'nosti [Peculiarities of chess skills in different types of orienting activity. Learning dependence on the type of training orienting activity]. Moscow, MGU Publ., 1968. Pp. 81-123 (in Russian).

Kharkov State Pedagogical University.

Ul. Artema, 29, Kharkov, Ukraine, 61168. E-mail: inromanova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.