ВЫВОДЫ
Таким образом в результате более глубокого изучения компонентов структуры деятельности выявлено следующее у большинства юных спортсменов, занимающихся мини футболом цели неустойчивы чаще не обоснованы и не все действия целесообразны и разумны, иногда они склонны к пустому времяпрепровождению при фрустрированном состоянии.
По компоненту «средство» большинство спортсменов с позиции эмоциональных состояний выявлено то что при повышенной агрессивности и низком энергетическом потенциале, большинству юных спортсменов сложно ставить перед собой конструктивные этапные цели и подбирать средства для их достижения и адекватно оценивать результаты своих действий.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гальперин, П.Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студентов вузов / П.Я. Гальперин. - М. : Высшая школа, 2002. - 400 с.
2. Латынина, Л. Гимнастика сквозь годы / Л. Латынина. - М. : Советская Россия, 1977. - 160 с.
3. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии : учебное пособие / А.Н. Леонтьев. - М. : Смысл, 2000. - 509 с.
4. Малкина-Пых, И.Г. Психосоматика : справочник практического психолога / И.Г. Мал-кина-Пых. - М. : Эксмо, 2005. - 992 с.
5. Рубинштейн, С.П. Основы общей психологии / С.П. Рубинштейн. - СПб. : Питер, 1998.
- 688 с.
REFERENCES
1. Galperin, P.Ya. (2002), Lectures on psychology: textbook for University students, Higher school, Moscow.
2. Latynina, L. (1977), Gymnastics through the years, Soviet Russia, Moscow.
3. Leontiev, A.N. (2000), Lectures on General psychology: textbook, Meaning, Moscow.
4. Malkina-Pykh, I.G. (2005), Psychosomatics: handbook of practical psychologist, Eksmo, Moscow.
5. Rubinstein, S.P. (1998), Fundamentals of General psychology, Peter, St. Petersburg.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.01.2018
УДК 796.01:159.9
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ СПОРТА
Лидия Константиновна Серова, доктор психологических наук, профессор, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург (НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье показана важность составления классификаций видов спорта. Даны примеры классификаций спорта: педагогической, физиологической, социально-психологической. Автор дает свою собственную классификацию, исходя из психологических особенностей видов спорта. Он разделяет виды спорта по целям спортивной борьбы. С этой точки зрения все виды спорта разделены на три группы: контактные, художественные, рекордные.
Ключевые слова: спорт, виды спорта, классификация видов спорта, психологические особенности, контактные виды спорта, художественные виды спорта, рекордные виды спорта.
PSYCHOLOGICAL CLASSIFICATION OF SPORTS EVENTS
Lydia Konstantinovna Serova, the doctor psychological sciences, professor, The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg
Annotation
The article shows the importance of classifications of the sports. The examples of classifications of the sports are given: the pedagogical, psychological, socio-psychological. The author gives his own classification, based on the psychological characteristics of sport. He divided the sports by the purposes of fight. From this point of view, all sports are divided into three groups: contact, art, record.
Keywords: sports, sports classification sports, psychological characteristics, contact sports, art sports, record sports.
Анализ спортивной деятельности нужно начинать, прежде всего, с создания классификации видов спорта.
Классификация видов спорта создает некую систему координат, которая помогает определить сущность вида спорта, охарактеризовать его специфику.
Видов спорта много, и поэтому классифицировать их весьма сложно. Существуют педагогические, психологические, физиологические классификации, и все они рассматривают виды спорта со стороны какой-нибудь одной науки.
Наиболее распространенной является педагогическая классификация [4]. Педагогическая классификация делит все виды спорта на пять разделов.
Первый раздел - это те виды спорта, которые представляют активную двигательную деятельность с большим напряжением физических и психических качеств спортсменов. Спортивный результат напрямую зависит от собственных возможностей спортсмена. В этой группе имеются подгруппы: скоростно-силовые виды (бег на короткие дистанции, прыжки, метания, тяжелая атлетика и др.), циклические локомоции, или иначе виды на выносливость (бег на средние и длинные дистанции, лыжи, плавание, коньки, гребля, велосипед), игровые виды спорта, спортивные единоборства, спортивные многоборья, сочетающие различные двигательные качества (современное пятиборье, лыжное двоеборье, легкоатлетические многоборья, гимнастика и др.).
Второй раздел состоит из видов спорта, суть которых составляют действия по управлению машинами (автомобилем, мотоциклом, яхтой, буером и др.); спортивный результат в этих видах обусловлен внешними движущими силами и умением рационально использовать их.
Третий раздел - это виды спорта, связанные с использованием спортивного оружия (лука, винтовки, пистолета) и ограничивающие двигательную деятельность спортсмена условиями поражения цели.
Четвертый раздел - это виды спорта, в которых сравниваются результаты модельно-конструкторской деятельности спортсменов (авиа- и автомодельный спорт); содержанием занятий которых является предметное моделирование, характер которого задан условиями состязаний.
Пятый раздел - это виды спорта, основное содержание соревнования в которых имеет абстрактно-логическое обыгрывание соперника (шахматы, шашки, го.).
Также осуществлено деление авторов педагогической классификации разделов активно двигательных видов спорта на виды спорта, различающиеся по роли техники в спорте. Выделяются: скоростно-силовые виды спорта, виды спорта, характеризующиеся проявлением выносливости, виды спорта, где особая точности и выразительность движений, выполняемых по программе и виды спорта, для которых характерно непосредственное активное взаимодействие спортсменов.
Большое распространение имеет физиологическая классификация В.С. Фарфеля [3]. В ней спортивные упражнения разделены на прицельные, сложнокоординационные, собственно-силовые, скоростно-силовые, которые, в свою очередь, подразделяются на
ациклические и циклические, и отдельная группа - ситуационные упражнения.
Прицельные упражнения оцениваются по точности попадания в цель. К ним относятся: стрельба из огнестрельного оружия и лука, городки, подачи мяча (штрафные броски).
Сложно-координационные упражнения оцениваются по сложности и точности движений. К ним относятся: гимнастика, фигурное катание, прыжки в воду, акробатика.
К собственно силовым упражнениям относится тяжелая атлетика, а к скоростно-си-ловым - разделяющиеся по зонам мощности. Ациклические -метания и прыжки - находятся в максимальной и субмаксимальной зонах мощности, то есть работа производится в отрезки времени менее 25-30 сек и от 30 сек до 5-6 мин. Циклические упражнения -ходьба, бег, плавание, велогонки, лыжные гонки, гребля, конькобежный спорт, - производятся в большой и умеренной зонах мощности, то есть во временных отрезках свыше 5-6 мин до 36-40 мин, и свыше 40 мин.
Психолог А.Ц. Пуни наполнил психологическим содержанием эту классификацию:
- в циклических видах спорта основную роль играет устойчивость мышечно-дви-гательных ощущений;
- в ациклических видах - концентрация и устойчивость внимания;
- в сложнокоординационных видах - точное мышечно-двигательная дифференци-ровка, и пространственно-временная дифференцировка;
- в ситуационных видах спорта главными являются психические качества, в основе которых лежит система перцептивно-интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, протекающих в постоянно изменяющихся условиях деятельности, и в связи с необходимостью в краткие промежутки времени воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения о методах и способах ведения соревновательной борьбы.
Другую психологическую классификацию видов осуществил Т.Т. Джамгаров. За основу разведения видов спорта он взял взаимодействия партнеров и соперников в ходе соревнования.
Это взаимодействие осуществляется в двух видах: по отношению к сопернику - в форме противоборства (соперничества); по отношению к партнерам - в форме взаимосодействия (сотрудничества). В первом случае имеется психический и физический контакт. Физическое противодействие бывает жестким (например, в боксе), или опосредованным (например, в спортивных играх - мяч), или условным - когда спортсмены соревнуются одновременно и рядом, но не соприкасаются непосредственно (на параллельных дорожках, на треке, на лыжне). Совместная деятельность партнеров по команде бывает совместно-взаимосвязанной (танцы, командные спортивные игры,). Могут быть совместно-синергические действия (например, парный батут, гребля). Взаимосодействие партнеров может иметь совместно-последовательный характер (эстафеты). В индивидуальных видах спорта (например, в теннисе) в командных соревнованиях действия спортсменов являются совместно-индивидуальными [2].
Американский психолог Б.Дж. Кретти распределил популярные в США виды спорта по степени агрессивности [1]. Данная классификация представлена в таблице 1.
Таблица 1 - Виды спорта, разделяющиеся по степени агрессивности
Степень Поощряемая прямая агрессивность Ограниченная агрессивность Косвенная агрессивность Агрессивность, направленная против объектов Агрессивность практически не наблюдается
Примеры футбол (американский), борьба, бокс Футбол (европейский), баскетбол, водное поло теннис, гандбол Упражнения на снарядах, гольф Вольные упражнения, фигурное катание
Предложенная данная классификация объединяет разные подходы. Во главу угла ставится цель соревновательной борьбы, которая формирует технику и тактику вида спорта, которые, в свою очередь, предъявляют свои требования к определенным психологическим
качествам спортсменов. Поэтому данная классификация названа психологической.
Исходя из психологических особенностей, в данной классификации все виды спорта разделены на три большие группы.
Первая группа - это контактные виды спорта. Их психологическим содержанием является непосредственное противоборство соперников в игре или в борьбе. Цель этой борьбы - обыграть соперника и добиться победы, за которую даются голы и очки. Вторая группа - виды спорта, где нужно выиграть за счет сложности и красоты движений и набрать возможно большее число баллов. В этих видах спорта баллы присуждаются судьями. Поэтому здесь важно и произвести благоприятное впечатление на судей. Эти виды спорта можно назвать художественными. Третья группа - виды спорта, где нужно опередить соперника, показав лучший количественный результат, выраженный в секундах, килограммах, метрах. Эти виды спорта можно назвать рекордными.
В первую группу контактных видов спорта входят спортивные игры и единоборства. Спортивные игры делятся на индивидуальные (теннис, настольный теннис, бадминтон и др.) и командные (футбол, волейбол, гандбол, баскетбол, водное поло и др.). Единоборства включают бокс, борьбу и фехтование, каждый из которых имеет ряд разновидностей. Например, борьба есть греко-римская, вольная, дзюдо, тхэквондо и др. Фехтование состоит из состязания на сабле, рапире, шпаге.
Ко второй группе художественных видов спорта относятся виды, которые делятся на подвиды: одиночные, парные, групповые. Некоторые виды, например, синхронное плавание, представлено во всех трех подвидах, прыжки в воду - в одиночном и в парном, а в гимнастике есть только одиночные выступления.
К третьей группе рекордных видов спорта относятся виды с тематикой педагогической и физиологической классификаций. Скоростно-силовые виды представлены спринтом, прыжками в длину и в высоту, толканием ядра, метанием молота и диска, тяжелой атлетикой. Циклические виды - бег на средние и длинные дистанции, плавание, лыжные гонки, коньки, велогонки, и др. Стрельба есть пулевая, стендовая и из лука. Управление средствами передвижения включают автоспорт, авиаспорт, парусные виды спорта и др.
Виды спорта различаются не только по особенностям деятельности, но и по особенностям свойств личности, присущим разным спортсменам
Спортивные игры и единоборства относятся по физиологической классификации к ситуационным видам спорта. Это значит, что все их и двигательные и умственные движения вариативны в зависимости от соревновательной ситуации, которая зависит, в основном, от соперника. Спортсмены игровых видов спорта и единоборцы должны обладать очень быстрой реакцией и ловкостью, должны быть смелыми и агрессивными в конструктивном значении этого понятия. В интеллектуальном плане спортсмены должны иметь хорошую ориентировку в пространстве и времени, уметь принимать быстрые и правильные решения при дефиците временных отрезков. У них должен быть подвижный и возбудимый тип нервной системы. Спортсмены контактных видов спорта должны иметь сильный характер, чтобы навязывать свою волю и тактику соперникам. Единоборцам и представителям игровых видов спорта, где есть физический контакт с соперниками, нужна стойкость к физической боли.
Спортсмены художественных видов спорта должны иметь высокий уровень развития психомоторики, так как в этих видах спорта двигательные действия оцениваются по координационной сложности.
Красоту движений оценить сложнее, и здесь многое зависит от того, насколько спортсмены музыкальны, экспрессивны. Большое значение здесь имеет, как спортсмены выглядят в гендерном отношении, то есть, как они представляют себя как мужчины и женщины. Так как спортсменов оценивают судьи, немаловажно, обладают ли спортсмены обаянием, умением общаться с аудиторией. Также спортсмены должны обладать незаурядной смелостью.
Спортсмены рекордных видов спорта борются не только с соперниками, но и со временем и пространством. Они должны быть сосредоточены на своих ощущениях и чувствах. Скоростно-силовые виды спорта требуют взрывного темперамента, устойчивости к внутренним и внешним сбивающим факторам. У спортсменов циклических видов должна присутствовать психическая выносливость, способность внутренне противостоять утомлению. Нервная система может быть более инертной, чем у спринтеров, но нервные процессы должны быть сильными. Стрелки должны иметь мало возбудимую нервную систему, им должно быть присуще выдержка, хладнокровие, их внимание должно отличаться концентрацией и устойчивостью. Управление средствами передвижения требует высокой согласованности движений в системе «человек-машина». От спортсменов этого вида требуется хорошая ориентация в пространстве и времени, оперативное мышление.
Модель психологической классификации представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Психологическая классификация видов спорта
ЛИТЕРАТУРА
1. Кретти, Б. Дж. Психология в современном спорте / Б. Дж. Кретти. - М. : Физкультура и спорт, 1978. - 224 с.
2. Психология физического воспитания и спорта / под ред. Т.Т. Джамгарова, А.Ц. Пуни. -М. : Физкультура и спорт, 1979. - 143 с.
3. Серопегин, И.М. Физиология человека / И.М. Серопегин, В.М. Волков, М.М. Синайский. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 287 с.
4. Советская система физического воспитания / под ред. Г.И. Кукушкина. - М. : Физкультура и спорт, 1975. - 558 с.
REFERENCES
Kretti, B.J. (1978), Psychology in modern sport, Physical culture and sport, Moscow.
Ed. Dzhamgarov, T.T. and Puni, A.Ts. (1979), Psychology of physical training and sport, Physical culture and sport, Moscow.
Seropegin, I.M., Volkov, V.M. and Sinaysky, M.M. (1979), Human physiology, Physical culture and sport, Moscow.
Kukushkin, G.I. (1975), The Soviet system of physical training, Physical culture and sport, Moscow.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 04.12.2017