Научная статья на тему 'Обоснование дифференцированного применения средств и методов в физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России'

Обоснование дифференцированного применения средств и методов в физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / АДАПТАЦИЯ / РАЗВИТИЕ / EDUCATIONAL PROCESS / PHYSICAL TRAINING / PHYSICAL ACTIVITY / ADAPTATION / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алдошин Андрей Витальевич

В статье рассматривается всестороннее развитие личности курсантов и слушателей в образовательном пространстве физической культуры, а также решение проблемы адаптации к тренировочным нагрузкам .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Алдошин Андрей Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR DIFFERENTIATED APPLICATION OF MEANS AND METHODS IN PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS MIA of Russia

The article deals with the comprehensive development of the personality of cadets and students in the educational space of physical culture, as well as solving the problem of adaptation to training loads.

Текст научной работы на тему «Обоснование дифференцированного применения средств и методов в физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России»

УДК 796.011.3

ОБОСНОВАНИЕ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ СРЕДСТВ И МЕТОДОВ В ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

МВД РОССИИ

RATIONALE FOR DIFFERENTIATED APPLICATION OF MEANS AND METHODS IN PHYSICAL TRAINING OF CADETS AND LISTENERS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

MIA OF RUSSIA

Алдошин Андрей Витальевич

кандидат педагогических наук, доцент, профессор кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Aldoshin Andrey Vitalievich candidate of pedagogics, assistant professor, professor

physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается всестороннее развитие личности курсантов и слушателей в образовательном пространстве физической культуры, а также решение проблемы адаптации к тренировочным нагрузкам.

Abstract. The article deals with the comprehensive development of the personality of cadets and students in the educational space of physical culture, as well as solving the problem of adaptation to training loads.

Ключевые слова: учебный процесс, физическая подготовка, физическая нагрузка, адаптация, развитие.

Keywords: educational process, physical training, physical activity, adaptation, development.

Современная организация учебного процесса по физической подготовке интегрирует спортивно-ориентированные, здоровьесберегающие, профессионально-направленные функции физической культуры. При этом акцентируется внимание всего образовательного процесса на концепции личностно-ориентированного образования [1].

Личность детерминируется мышлением, нравственностью, коммуникативностью, творческим подходом, становится мерой всех вещей, все это в совокупности проявляется в стиле индивидуальной деятельности. Развитие личности в пространстве физической культуры рассматривается как общее изменение личности, предусматривающее становление нового «видения» действительности и выражающееся в изменении социальной позиции, в преобразовании деятельностной активности, в формировании специфически новых взаимоотношений с другими. Различные виды физкультурно-спортивной деятельности

являются способом проявления индивидуальной неповторимости и уровня развития курсанта и слушателя, дают ему возможность проявить себя в учебе, отдыхе, общественной жизни, быту, соревнованиях. Особенно это актуально для лиц, имеющих отклонения в уровне физической подготовленности, т. к. именно у этой группы обучающихся наблюдается диспропорциональный вариант развития личности.

Поведение лиц, имеющих отклонения в уровне физической подготовленности, характеризуется следующими особенностями: при достаточном интеллектуальном развитии наблюдается отсутствие уверенности в своих силах, низкая самостоятельность, повышенная внушаемость. Личностная незре-лость проявляется в эгоцентризме, наивности суждений, слабой ориентирован-ности в бытовых и практических вопросах жизни, что нередко приводит к формированию иждивенческих установок, неспособности и нежеланию к самостоятельной деятельности [2].

Развитие личности обучающихся в образовательном пространстве физической культуры, предполагает:

- определение сущности, целей и задач личностного развития и формирование физической культуры личности в целях более глубокого совершенствования в области профессиональной деятельности;

- разработку образовательной личностно-ориентированной технологии развития личностно важных качеств, готовности к саморазвитию;

- формирование общекультурного развития, как совокупности общечеловеческих идей, ценностных ориентаций и качеств личности и их использование в жизнедеятельности и профессиональной деятельности;

- организация перехода от регламентированных занятий к самостоятельным, выработка потребности к самодеятельности;

- разработка способов педагогических воздействия и самовоздействий, как субъекта образовательного процесса.

Цель личностного развития достигается наряду с набором общих задач, определяющих содержание, тенденции, принципы, также формированием навыков и умений сохранения здоровья, здорового образа жизни, физического совершенствования и реализации в профессиональной деятельности, адаптации к тренировочным нагрузкам с учетом психофункционального состояния, возникающего в процессе профессиональной подготовки, и индивидуальных особенностей.

Эффективность физических нагрузок, учитывающих индивидуальные возможности обучающегося, повышается только при условии применения разных по целевой установке физических упражнений: формирующих (развивающих и поддерживающих); восстановительно-рекреационных; подготовительно-стимулирующих; локомоторно-активизирующих. При этом сам фактор величины нагрузки является не решающим. Главное - степень ее соответствия состоянию здоровья, учету физического развития и уровню подготовленности обучающихся [3, 4].

Выявленные типы индивидуальной адаптации в связи с типизацией представляют собой адаптацию с изменением окружающей действительности через трансформацию тревоги в активную целенаправленную деятельность, с фиксацией проблемы на ее разрешение, или посредством усиления тревоги

в ситуациях удовлетворения потребности с дифференциацией общего чувства тревоги с разными по направленности реакциями на фрустрацию в сочетании с «фиксацией на удовлетворении потребности». При этом у традиционно неадаптивных лиц механизм адаптации осуществляется путем внутренних изменений компенсаторного характера в низком самоуважении за счет повышения благосклонного отношения к самому себе.

Проблема адаптации к тренировочным нагрузкам обучающихся как важнейший показатель планирования занятий представляет не только теоретический, но и практический интерес. Планирование доступной тренировочной нагрузки, учитывающей психофункциональное состояние и индивидуальные особенности обучающихся, должно включать определенные процедуры: сбор информации об обучающихся и среде, в которой они действуют, и ее анализ; принятие решения о стратегии подготовки, составление программ и планов подготовки и их реализация; контроль хода реализации, внесение необходимых коррекций и составление новых программ [5, 6].

Ряд исследований дифференциации нагрузок основаны на принципах биологического закона гетерохронности и неравномерности темпов развития: полового созревания, конституции и роли соматотипа в проявлении двигательной моторики, асимметрии полушарий, гемодинамики и особенностей темперамента, которые преимущественно генетически обусловлены и имеют свои особенности. При этом степень соответствия физического развития конкретного индивида тем возрастным нормам, которые характеризуют хронологический период существования, рассматривается многими как важнейший показатель психосоциальной нормы развития. Заметная задержка или опережение «своего» возраста в физическом развитии, как правило, приводят к существенным психическим и социальным деформациям личности. Однако, убежденность, что этот процесс в значительной мере обусловлен, а возможно и предопределен изначально заданной, филогенетически заложенной программой, способствует попаданию растущего человека в ловушку автономности, замкнутости отдельных парциальных фаз его развития. Такой подход выражается в многократно тиражируемых попытках создать квалификационную схему, отражающую сложившуюся систему традиционного обучения и воспитания. При этом построенная, по чисто формальным, внешним критериям по отношению к личности развивающегося человека, программа не содержит существенной объяснительной нагрузки.

В последние годы все чаще появляются работы, затрагивающие личностные аспекты тех, кто занимается физической культурой и спортом, в частности, на основе учета степени сформированности личностных качеств, интересов, мотивации и формирования сознательного отношения к занятиям. Так, в ряде исследованиях установлено, что жизнестойкость трансформирует отношение к жизни и является одним из факторов, который обеспечивает снижение уровня напряженности всех защит.

Многочисленные исследования, связанные с повышением качества профессиональной подготовки будущих сотрудников ОВД, в том числе и наши исследования, указывают на необходимость сбалансированного соотношения двигательного опыта, физических качеств, интеллектуального и юридического самосовершенствования [7, 8]. Недооценка любого из компонентов профес-

сиональной подготовки может привести к потере смысложизненных ориентиров, здоровья, низкой культуре, в конечном счете - деформации личности.

Ранее отмечено, что методология тренировочного процесса, построенная на основе учета индивидуальных особенностей спортсменов, способствует прогрессу спортивных результатов и достижению больших высот в спорте. При этом индивидуальные критерии предрасположенности и способности организма к тому или иному виду спортивной деятельности имеют как «жесткие», заданные генетически, так и «гибкие» элементы.

Исследования многих авторов подтверждают, что сотрудники органов внутренних дел в зависимости от степени выраженности значений личностного потенциала адаптации были разделены на группы лиц, обладающих высокими показателями адаптационных возможностей (группа хороших адаптационных способностей), промежуточными показателями (группа удовлетворительной адаптации) и низкими (группа заниженной адаптации). Основными факторами, обеспечивающими успешную (неуспешную) адаптацию в данном исследовании, выступают направленность (ведущими выступают функциональная невосприимчивость к торможениям, демократичность) и поведенческая регуляция (с преобладанием добродушия, чувствительностью вегетативной нервной системы к угрозе, расчетливости, проницательности, самоконтроля).

Таким образом, на основе анализа теоретических источников и нашего экспериментального опыта установлено, что дифференцированное применение средств и методов в физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России, является необходимым условием повышения эффективности образовательного процесса. Неадекватные физиологическим возможностям организма обучающихся физические нагрузки могут стать причиной ухудшения их психофизического состояния и свертывания адаптационных процессов организма. При этом реализация дифференцированного подхода в учебно-тренировочном процессе может быть основана на применении различных методов комплектования типологических групп

/ \ и I и и и

(подгрупп) с учетом показателей физической, технической и специальной подготовленности занимающихся.

Литература

1. Кузнецов М. Б. Здоровьесбережение курсантов и слушателей как задача образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 107-110.

2. Алдошин А. В. Показатели, характеризующие динамику физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 3(72). С. 104-107.

3. Герасимов И. В. Содержание физической подготовки с учетом двигательных способностей сотрудников полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 3 (76). С. 115-117.

4. Еремин Р. В. Профессионально-прикладная физическая подготовка как одно из направлений обучения слушателей вузов МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 3(76). С. 124-126.

5. Макеева В. С,, Баркалов С. Н, Герасимов И. В. Динамика адаптации курсантов разного пола к условиям обучения в юридическом вузе // Наука и спорт: современные тенденции. 2018. Т. 19. № 2(19). С. 79-83.

6. Моськин С. А, Губанов Э. В. Специальная направленность физической подготовки сотрудников правоохранительных органов // Физическая культура и спорт в системе профессионального образования: опы/т и инновационные технологии физического воспитания: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Екатеринбург: УрЮИ МВД России, 2018. С. 101-106.

7. Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Профессионально важны/е качества необходимые выпускникам вузов // Инновации в образовании: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Орел : ОГАУ, 2010. С. 136-139.

8. Подрезов И. Н. Факторы/, влияющие на повышение профессиональных способностей курсанта как будущего специалиста // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник материалов международной научно-практической конференции. В 2 т. Иркутск : ВСИ МВД России, 2017. Т. 1. С. 189-192.

References

1. Kuznecov M. B. Zdorov'esberezhenie kursantov i slushatelej kak zadacha obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Health preservation of cadets and students as the task of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia.]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik statej [Improving the physical training of law enforcement officers: a collection of articles]. Orel, OrYUIMVD Rossiiimeni V V Luk'yanova PubI, 2016, pp. 107-110.

2. Aldoshin A. V. Pokazateli, harakterizuyushchie dinamiku fizicheskojpodgotovlenosti kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Scientific Bulletin of the Orlov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova -Scientific Bulletin of the Orlov Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V V Lukyanov, 2017, no. 3(72), pp. 104-107.

3. Gerasimov I. V. Soderzhanie fizicheskoj podgotovki s uchetom dvigatel'nyh sposobnostej sotrudnikov policii [The content of physical training, taking into account the motor abilities of police officers]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2018, no. 3(76), pp. 115-117.

4. Eremin R. V. Professional'no-prikladnaya fizicheskaya podgotovka kak odno iz napravlenij obucheniya slushatelej vuzov MVD Rossii [Professionally-applied physical training as one of the areas of training for students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Oryol Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V. V. Lukyanov, 2018, no. 3(76), pp. 124-126.

5. Makeeva V. S., Barkalov S. N., Gerasimov I. V. Dinamika adaptacii kursantov raznogo pola k usloviyam obucheniya v yuridicheskom vuze [The dynamics of the adaptation of cadets of different sexes to the conditions of training in a law school]. Nauka i sport: sovremennye tendencii - Science and Sport: modern trends, 2018, T 19, no. 2(19), pp. 79-83.

6. Mos'kin S. A., Gubanov E. V. [Special orientation of physical training of law enforcement officers]. Fizicheskaya kul'tura i sport v sisteme professional'nogo obrazovaniya: opyt i innovacionnye tekhnologii fizicheskogo vospitaniya. Sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Physical culture and sport in the system of vocational education: experience and innovative technologies of physical education: a collection of materials of the All-Russian scientific-practical conference]. Ekaterinburg, UrYUI MVD Rossi PubI, 2018, pp. 101-106. Iln Russ.).

7. Aldoshin A. V., Aldoshina E. A. [Professionally important qualities necessary for university graduates]. Innovacii v obrazovanii: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Innovations in education: a collection of materials of the International Scientific and Practical Conference]. Orel, OGAU Publ, 2010, pp. 136-139. (In Russ.).

8. Podrezov I. N. [Factors influencing the improving the professional abilities of a cadet as a future specialist]. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv. Sbornik materialov mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. V 2 t. [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Collection of materials of the international scientific-practical conference. In 2 t.]. Irkutsk, VSI MVD Rossii Publ, 2017, T. 1, pp. 189192. Iln Russ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.