Научная статья на тему 'Средства формирования мотивации курсантов и слушателей к практическим занятиям по дисциплине "физическая подготовка" в образовательных организациях МВД России'

Средства формирования мотивации курсантов и слушателей к практическим занятиям по дисциплине "физическая подготовка" в образовательных организациях МВД России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
122
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
КУРСАНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОТИВАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / CADET / PHYSICAL TRAINING / MOTIVATION / PHYSICAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецов Михаил Борисович

В статье описаны основные средства формирования мотивации курсантов и слушателей к практическим занятиям по дисциплине «физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузнецов Михаил Борисович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEANS OF FORMATION OF MOTIVATION OF THE STUDENTS AND THE AUDIENCE FOR PRACTICAL CLASSES ON DISCIPLINE "PHYSICAL TRAINING" EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MIA OF RUSSIA

The article describes the main means of formation of motivation of cadets and students to practical training in the discipline "physical training" educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Текст научной работы на тему «Средства формирования мотивации курсантов и слушателей к практическим занятиям по дисциплине "физическая подготовка" в образовательных организациях МВД России»

УДК 796.011.3+378

СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ МОТИВАЦИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ МВД РОССИИ

MEANS OF FORMATION OF MOTIVATION OF THE STUDENTS AND THE AUDIENCE FOR PRACTICAL CLASSES ON DISCIPLINE "PHYSICAL TRAINING" EDUCATIONAL INSTITUTIONS

OF THE MIA OF RUSSIA

Кузнецов Михаил Борисович

преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России

имени В. В. Лукьянова г. Орёл, Россия Kuznetsov Mikhail Borisovich

lecturer

chair of physical training and sport Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia

Orel, Russia

Аннотация. В статье описаны основные средства формирования мотивации курсантов и слушателей к практическим занятиям по дисциплине «физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России.

Abstract. The article describes the main means of formation of motivation of cadets and students to practical training in the discipline "physical training" educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia.

Ключевые слова: курсант, физическая подготовка, мотивация, физическая активность.

Keywords: cadet, physical training, motivation, physical activity.

В связи с бурным развитием человечества возникает на сегодняшний день ряд проблем, и множество факторов взаимосвязанных с этим развитием. Примером данных факторов может послужить научно-техническая революция, а также изменение отношения человека к своему здоровью и физическому развитию. Но вопреки этим изменениям проблема укрепления и поддержания здоровья и физической формы остаётся не решенной в масштабах всей страны.

В настоящее время осуществляется пропаганда здорового образа жизни, пользы физической активности, но, несмотря на это, на практике отмечается ухудшение здоровья молодежи, обострение хронический заболеваний, увеличивается число сердечно-сосудистых заболеваний, инфекционных болезней, и иных серьезных заболеваний, а также урбанизация, компьютеризация различных сфер жизни общества пагубно влияют на здоровье человека, так как снижается уровень его физической активности, большинство действий человека заменил компьютер, излишний комфорт становится причиной

хронического «двигательного голода».

Во время обучения курсанты образовательных организаций МВД России, в особенности, обучающиеся на 1-2 курсах более подвижны, и чаще занимаются физическими упражнениями с положительным эффектом и менее подвержены негативному влиянию высокого уровня функционального застоя [1, с. 116, 2, с.226].

Ко всему этому так же следует учесть, что на начальном этапе молодые люди сталкиваются с увеличением учебной нагрузки, с правилами распорядка дня, высокими требованиями образовательных стандартов.

Таким образом, следует выбрать правильное приоритетное направление образовательной деятельности в вузах МВД России, и на наш взгляд им должно стать самостоятельные занятия физической подготовкой, которые будут формировать высокий и стабильный уровень мотивации курсантов и слушателей.

Под термином мотивация к физической активности следует понимать такое состояние личности, при котором она направлена на достижение определенного, оптимального для нее уровня физической подготовленности и работоспособности. Сам по себе процесс формирования заинтересованности

■ и и и /" и

в физической подготовке не одноэтапный, а комплексный, требующий прохождения нескольких этапов: от приобретения элементарных знаний в области физической подготовки и спорта до глубоких знаний теорий, практики и методики физического воспитания и интенсивных занятий спортом.

Профессионально-ориентированные мотивы должны стать одними из основополагающих в мотивации курсантов к занятиям физической подготовкой. Эта группа мотивов, прежде всего, взаимосвязана с развитием занятий физической подготовкой, которые ориентированы на профессиональные качества курсанта для повышения их компетентности

и последующем для выполнения оперативно-служебных задач, а также способствующие формированию психофизической готовности для выполнения действий в особых условиях. В первую очередь для формирования данных мотивов следует использовать такие методы как показ, рассказ и метод личного примера [1, с. 117, 3, с.173].

Исходя из концепции приведенной выше, касающейся формирования мотивов к практическим занятиям, по физической подготовке, на первоначальном этапе, педагогу необходимо постоянно рассказывать курсантам о положительном влиянии, пользе физической подготовки и спорта для здоровья и непосредственно для их деятельности, учитывая, чтобы практическое занятие не перешло в лекционное.

Метод рассказа следует применять на начальном этапе занятия, вводном, его продолжительность должна занимать не более 3-4 минут. Также метод рассказа можно применять по-разному, например, говорить о нестандартных оперативно-служебных ситуациях и благодаря отличной физической подготовке сотрудника органов внутренних дел она разрешилась положительно либо, наоборот плохая физическая подготовка сотрудника пагубно повлияла на сложившуюся ситуацию, и в результате чего полицейские получили телесные повреждения и вред здоровью различной степени.

Также одним из направлений рассказов может быть доведение до

курсантов исторических либо современных случаев высоких профессионально-служебных или боевых результатов показанных не только сотрудниками ОВД, но и представителями других специальных служб, благодаря высокой физической подготовке, умению выполнять боевые приемы борьбы, а также психологической готовности действовать в боевых и экстремальных условиях.

Средствами, мотивирующими курсантов к занятию физической подготовкой, могут служить различные видеоролики и учебные фильмы, в которых наглядно демонстрируются применение боевых приемов борьбы в различных ситуациях, например, в таких как задержание правонарушителя, когда он оказывает активное сопротивление или применение БПБ в целях личной безопасности сотрудника. Такие видео уроки могут отражать не только положительный результат (когда правонарушитель задержан с причинением ему минимального вреда для здоровья), но и отрицательные моменты неэффективных действий сотрудниками полиции и их последствия.

Также, по нашему мнению, для усиления восприятия информации курсантами, видеоролики необходимо сопровождать музыкой и видеоэффектами, использовать красочные сюжеты выступления курсантов и слушателей на различных соревнованиях или проведения задержаний правонарушителей.

Метод личного примера для формирования профессионально-ориентированных мотивов состоит в следующем, педагог должен показать сам как осуществляются боевые приемы борьбы и совместно выполнять с курсантами упражнения, которые направлены на общефизическую подготовку. Так же преподаватель может осуществлять совместные марш броски с курсантами, участвовать в эстафетах, спортивных играх и т.д.

Существует еще одна группа мотивов, которая направлена на оздоровление курсантов, занимающихся физической подготовкой. Данная группа мотивов связана с укреплением курсантами своего здоровья и профилактикой заболеваний. Всем известно с давних времен, что физические упражнения благотворно влияют на организм, в том числе по следующим критериям: формирование здорового образа жизни и уменьшение вероятности заболеваний, в том числе и профессиональных; лечебное воздействие физических упражнений при многих видах болезней [4, с. 144].

Мотивы оздоровительной направленности формируются, также как и мотивы профессионально-прикладной направленности, благодаря методам рассказа и показа. С той разницей, что короткие рассказы о глубинной пользе оказываемое физическими упражнениями на организм не только занимающихся, но и их будущих поколений, можно применять в заключительной части занятия во время выполнения курсантами и слушателями упражнений для развития гибкости. В число этих рассказов входит: доведение информации касающаяся общих понятий теории и методики физической культуры и спорта; новых видов спора и физической деятельности; высоких профессиональных результатов показанных людьми, обладающими развитыми физическими кондициями; особенностями построения самостоятельных занятий; возможности использования подручных средств, с целью построения эффективных самостоятельных тренировок [2, с. 228, 3, с.174].

Хорошим мотивом для формирования своей физической подготовки являются внутригрупповые и межгрупповые соревнования. Так, например, для курсантов и слушателей является интересным сдача зачетных упражнений по

/" ■ и и и /" и и I I

общефизической подготовке в виде соревнований с другой учебной группой. На наш взгляд является очень важным размещение показателей таких мини соревнований на информационных стендах. Все представленные выше способы формирования мотивации курсантов и слушателей к занятиям по физической подготовке дополняют друг друга и могут в некоторых случаях взаимно заменять друг друга. Они должны применяться регулярно, и подбираться в зависимости от внутригрупповых особенностей занимающихся, уровня их физической подготовки и психологической устойчивости, доверия к преподавателю, а так же формирования интереса к практическим занятиям физической подготовкой.

Литература

1. Баркалов С. Н. Перспективы использования результатов профессиографических исследований в физической подготовке курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России (на примере обучающихся по профилю ГИБДД, предстоящая служебная деятельность которых предполагает операторскую направленность) // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2016. № 2 (67). С. 115-118.

2. Баркалов С. Н, Алдошин А. В. Проблемы/ профессионального образования и совершенствования физической подготовки в системе МВД России// Наука-2020.

2016. № 4 (10). С. 224-229.

3. Герасимов И. В., Мальцева О. А. Пути повышения профессиональной мотивации у слушателей образовательных организаций МВД России// Наука-2020.

2017. № 2 (13). С. 171-175.

4. Осипов Д. В. Основы/ здорового образа жизни курсантов образовательных организаций МВД России// Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2017. № 2 (71). С. 144-145.

References

1. Barkalov S. N. Perspektivy ispol'zovaniya rezul'tatov professiograficheskih issledovanij v fizicheskoj podgotovke kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii (na primere obuchayushchihsya po profilyu GIBDD, predstoyashchaya sluzhebnaya deyatel'nost' kotoryh predpolagaet operatorskuyu napravlennost') [Prospects of using the results of professional studies in physical training of cadets and students of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia (on the example of students on the profile of the traffic police, the forthcoming official activity of which involves the operator orientation)]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2016, no. 2 (67), pp. 115-118.

2. Barkalov S. N., Aldoshin A. V. Problemy professional'nogo obrazovaniya sovershenstvovaniya fizicheskoj podgotovki v sisteme MVD Rossii [Problems of vocational education and improvement of physical training in the system of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Nauka-2020, 2016, no. 4 (10), pp. 224-229.

3. Gerasimov I. V., Mal'tseva O. A. Puti povysheniya professional'noj motivacii u slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Ways of increase of professional

motivation of students of educational institutions of the MIA of Russia]. Science-2020, 2017, no. 2 (13), pp. 171-175.

4. Osipov D. V. Osnovy zdorovogo obraza zhizni kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Fundamentals of healthy lifestyle of cadets of educational organizations of the Ministry of internal Affairs of Russia]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific Bulletin of the Orel law Institute of the Ministry of internal Affairs of Russia, 2017, no. 2 (71), pp. 144-145.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.