УДК 796.011.3
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА» В СТРУКТУРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ, РЕАЛИЗУЕМЫХ ВУЗАМИ МВД РОССИИ: КОНКРЕТИЗАЦИЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ И ПРИНЦИПОВ ПОСТРОЕНИЯ УЧЕБНО-
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
THE PLACE OF DISCIPLINE «PHYSICAL TRAINING» IN STRUCTURE OF THE EDUCATIONAL PROGRAMS IMPLEMENTED BY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA: SPECIFICATION OF CHARACTERISTIC AND PRINCIPLES OF CREATION OF TEACHING AND
EDUCATIONAL PROCESS
Баркалов Сергей Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент начальник кафедры физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
г. Орел, Россия Barkalov Sergey Nikolaevich Ph. D, assistant professor head of the chair of physical training and sports Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. В статье в контексте определения места дисциплины>/ «Физическая подготовка» в структуре образовательныз/х программ, реализуемых вузами МВД России, конкретизированыы цель и задачи дисциплиныы, требования к обучающимся, формы/ занятий, этапы! обучения и их содержание применительно к специфике вы^толнения оперативно-служебны1х задач сотрудниками органов внутренних дел.
Abstract. In article in the context of definition of the place of discipline «<Physical training»} in structure of the educational programs implemented by higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia the purpose and problems of discipline, the requirement to students, forms of work, grade levels and their contents in relation to specifics of performance of operational office tasks by staff of bodies of internal affairs are concretized.
Ключевые слова: физическая подготовка, оперативно-служебная деятельность, профессиональная подготовленность, боевы^/е приемыы борьбыы, проблемно-ситуационные упражнения, моделирование ситуаций, междисциплинарные связи.
Keywords: physical training, operational and service activity, professional readiness, fighting methods of fight, problem and situational exercises, modeling of situations, cross-disciplinary communications.
Физическая подготовка, как часть физической культуры и культуры в целом, обеспечивает гармоничное развитие духовных и физических сил, формирование таких общечеловеческих ценностей, как физическое и психическое здоровье,
психофизическое благополучие, физическое совершенство, а также повышение уровня работоспособности и формирование целостной психофизической готовности к профессиональной деятельности [1, 2].
Физическая подготовка в образовательных организациях МВД России является важнейшим компонентом профессиональной подготовленности будущего специалиста органов внутренних дел (ОВД) и опирается на требования, установленные федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, к предметным результатам освоения базового курса физической культуры, предписывающим владеть физическими упражнениями разной функциональной направленности, техническими приемами и двигательными действиями базовых видов спорта, в том числе направленными на подготовку к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» [3, 4].
Физическая подготовка как учебная дисциплина преподается в течение всего периода обучения в вузах МВД России, целью которой является формирование готовности выпускника к эффективному решению оперативно-служебных задач на основе развития психофизической подготовленности, формирования комплекса профессиональных знаний, умений и навыков применения боевых приемов борьбы [5].
Достижение поставленной цели может быть обеспечено реализацией следующих задач:
- обучение основам теории и методики физического воспитания, спорта и здорового образа жизни;
- обучение боевым приемам борьбы и формирование профессионально-прикладных двигательных умений и навыков;
- развитие профессионально важных физических качеств, обеспечивающих должный уровень физической подготовленности и высокую работоспособность;
- формирование системы практических умений и навыков, обеспечивающих адекватное (правомерное) применение физической силы, специальных средств для пресечения противоправных проявлений в типичных и экстремальных ситуациях оперативно-служебной деятельности;
- воспитание психической устойчивости и морально-волевых качеств [6, 7,
8].
Успешность изучения дисциплины обеспечивается высоким уровнем развития психофизических качеств, свойств личности курсантов (слушателей) и мотивации к обучению [9]. В этой связи обучающиеся должны:
- систематически заниматься физической подготовкой, сдавать контрольные нормативы и отрабатывать пропущенные занятия и неудовлетворительные оценки, соблюдая при этом необходимые меры безопасности, указания и рекомендации преподавателя;
- являться на занятия в установленной форме одежды (спортивной одежде, соответствующей программе занятия и погодным условиям, или в случае необходимости по указанию преподавателя в повседневной форме для несения службы);
- проходить в установленном порядке медицинские обследования, осуществлять самоконтроль за состоянием здоровья, при этом освобождение курсантов (слушателей) от практических занятий по физической подготовке
осуществляется на основании заключения врача до их выздоровления и является временной мерой (обучающиеся, освобожденные в установленном порядке от физических нагрузок, к практическим занятиям не допускаются и отрабатывают их после выздоровления на консультациях);
- повышать уровень физической подготовленности и совершенствовать мастерство в выполнении служебно-прикладных упражнений, регулярно выполняя утреннюю физическую зарядку, самостоятельно занимаясь физическими упражнениями или посещая занятия в спортивных секциях (сборных командах), соблюдая при этом необходимые меры безопасности и используя физические упражнения как средство активного отдыха и восстановления организма от напряженной учебной работы;
- соблюдать личную и общественную гигиену, рациональный режим учебы, отдыха и питания, вести здоровый образ жизни, активно участвовать в физкуль-турно-спортивных мероприятиях.
Процесс физической подготовки осуществляется в следующих формах: учебные занятия (лекции, семинары, практические); дополнительные занятия (консультации); самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом; физические упражнения в режиме дня; массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия.
Учебные занятия проводятся по установленному расписанию в соответствии с рабочей программой, тематическим планом и графиком последовательности прохождения дисциплины.
Дополнительные занятия (консультации) под руководством преподавателя проводятся с курсантами (слушателями), не освоившими в полном объеме изучаемый материал, имеющими недостаточный уровень физической подготовленности, пропустившими занятия, отрабатывающими неудовлетворительные оценки.
Самостоятельные занятия физическими упражнениями и спортом проводятся, в том числе по индивидуальным заданиям преподавателей, в самодеятельных и/или специально организуемых в вузе спортивных секциях и сборных командах по видам спорта. Эти занятия преследуют цель усилить воздействие средств физической подготовки, осуществляемое на учебных занятиях, конкретизировать их с учетом индивидуального уровня развития профессионально значимых качеств и способностей курсантов (слушателей), их личных спортивных интересов, а также обеспечить разностороннюю физическую подготовленность, укрепление здоровья, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности. Кроме того, учебно-тренировочные занятия со сборными командами направлены на повышение спортивного мастерства занимающихся и повышение результатов выступления в соревнованиях различного уровня [10, 11].
Физические упражнения в режиме дня проводятся в форме утренней физической зарядки, производственной гимнастики (вводной гимнастики, физкультурных пауз и минуток). Утренняя физическая зарядка является обязательным элементом распорядка дня и проводится в целях освобождения организма от заторможенности физиологических процессов, постепенного перевода его из пассивного состояния, вызванного сном, к активному состоянию, а также повышения функциональных возможностей организма и его закали-
вания. Организация утренней физической зарядки и контроль за ее проведением возлагается на начальников (лиц их замещающих) факультетов и курсов, а непосредственное ее проведение осуществляется назначенным руководством курса лицом. Курсанты (слушатели), проживающие вне расположения вуза, организуют и проводят утреннюю физическую зарядку самостоятельно. Вводная гимнастика, физкультурные паузы и минутки организуются и проводятся курсантами (слушателями) самостоятельно перед началом учебных занятий и переменах между ними с целью оперативного управления динамикой работоспособности, содействия максимальной производительности учебной работы, снижения отрицательного влияния вредностей учебного труда и профилактики сопутствующих заболеваний [4, 6].
Массовые физкультурно-оздоровительные и спортивные мероприятия проводятся в целях организации досуга и активного отдыха обучающихся, вовлечения их в регулярные занятия физической культурой и спортом, популяризации здорового образа жизни, выявления сильнейших спортсменов и комплектования сборных команд по видам спорта [2, 4].
Реализация цели и задач физической подготовки в образовательном процессе обеспечивается его поэтапным проектированием (рис. 1). Так, на этапе базовой подготовки для достижения адаптации первокурсников к новому для них виду деятельности и успешного овладения ими программного материала в учебном процессе используются разнообразные средства и методы, направленные на повышение разносторонней физической подготовленности и закрепления навыков выполнения комплекса базовых боевых приемов борьбы. Продолжая освоение дисциплины, на этапе специальной подготовки, на фоне разносторонней физической подготовленности решаются задачи развития наиболее важных для сотрудников ОВД психофизических качеств и формирования специальных, прикладных двигательных навыков, преимущественно с использованием проблемно-ситуационных упражнений, которые предполагают задания на занятиях отрабатывать в форме решения конкретных (наиболее типичных) задач (ситуаций), связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, с правом выбора курсантом (слушателем) по своему усмотрению использовать те или иные действия для выполнения задания с последующей оценкой их эффективности. Третий этап направлен на совершенствование технико-тактической подготовленности и предполагает комплексное построение образовательного процесса с учетом междисциплинарных связей, результатом чего должно являться формирование целостной готовности выпускников к эффективному, в том числе правомерному, применению мер принуждения в различных ситуациях оперативно-служебной деятельности. Учебные вопросы отрабатываются в ходе выполнения служебно-прикладных комплексных заданий, включающих технико-тактические действия в условиях повышенной психофизической нагрузки, воздействия других сбивающих факторов, на основе моделирования ситуаций оперативно-служебной деятельности [12, 13].
Рис. 1. Схема проектирования образовательного процесса по физической подготовке
Этап базовой подготовки (1-4 семестры) включает:
1. Овладение знаниями об организационно-правовых основах физической подготовки в системе МВД России; причинах, видах и профилактике спортивного травматизма, оказании первой помощи, врачебном контроле и самоконтроле; характеристиках здорового образа жизни, требованиях, определяющих его рациональную самоорганизацию; основных понятиях физического воспитания и спорта, методических приемах обучения двигательным умениям и навыкам, формировании психофизической подготовленности; исторических аспектах развития единоборств, современной классификации боевых приемов борьбы во взаимосвязи с деятельностью сотрудников ОВД, особенностях применения физической силы в различных условиях оперативно-служебной деятельности; профессионально важных качествах, умениях и навыках сотрудников ОВД, методике их формирования в структуре учебно-воспитательного процесса по физической подготовке; организационно-методических особенностях самостоятельных физкультурно-спортивных тренировочных занятий.
2. Дифференцированное развитие физических качеств, выполнение контрольных нормативов базового уровня.
3. Обучение и закрепление комплекса базовых боевых приемов борьбы, в том числе, в различных комбинациях между собой.
Этап специальной подготовки (5-7семестры) включает:
1. Закрепление полученных знаний и формирование организаторско-мето-дических умений (методической подготовленности): умений организации и проведения занятий по физической подготовке, в том числе самостоятельных, овладение приемами контроля и самоконтроля за состоянием здоровья и физической подготовленностью.
2. Развитие и совершенствование физических качеств, преимущественно с использованием комплексных упражнений, тренировка в преодолении полос препятствий и учебно-тренировочных поединках, выполнение контрольных нормативов повышенного уровня.
3. Обучение и совершенствование боевых приемов борьбы преимущественно в различных ситуациях и комбинациях между собой, в том числе с применением проблемно-ситуационных упражнений.
В целях достижения более высокого уровня подготовленности на данном этапе, кроме метода стандартного повторения двигательных действий, необходимо использовать метод вариативного упражнения, который обеспечивает формирование навыка выполнения двигательного действия в любой обстановке, что предполагает использование различных подготовительных действий для проведения приема, проведение приема из различных исходных положений, нарастание скорости атакующих действий партнера и его сопротивления, проведение приемов на партнерах разного роста и веса, выполнение условно-целевых заданий, проведение учебно-тренировочных поединков, спаррингов по различным видам единоборств [7, 12].
Этап комплексной подготовки (8-10 семестры) включает:
1. Совершенствование методической подготовленности к самостоятельной организации и проведению различных форм занятий физической подготовкой и спортом.
2. Совершенствование физических качеств с использованием комплексных
упражнений и метода сопряженного воздействия, тренировка в преодолении полос препятствий и служебно-прикладном единоборстве, выполнение контрольных нормативов высокого уровня.
3. Совершенствование боевых приемов борьбы в различных ситуациях и комбинациях между собой, с применением проблемно-ситуационных упражнений, в условиях повышенной физической и нервно-эмоциональной напряженности, а также с учетом междисциплинарных связей.
В рамках данного этапа необходимо на занятиях комплексировать различные средства физической подготовки, которые обеспечивают формирование не отдельно взятых профессионально-прикладных качеств и навыков, а специальную работу над их комплексным проявлением в ограниченный отрезок времени в условиях воздействия стресс-факторов и моделирования ситуаций и условий, максимально приближенных к реальным. Такая организация занятий предусматривает правовую оценку принимаемого решения, реализацию действий по тактике личной безопасности, преследование и задержание «правонарушителя» с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в различных условиях: на местности, в помещении, автомобиле, после физической нагрузки и т.д. [14, 15].
В результате освоения дисциплины «Физическая подготовка» выпускник должен
знать:
- нормативно-правовые основы организации физической подготовки в системе МВД России;
- средства и методы развития профессионально важных психофизических качеств и формирования прикладных двигательных умений и навыков;
- основы здорового образа жизни, способы самоконтроля за состоянием здоровья и физической подготовленностью;
уметь:
- длительное время переносить высокие физические и психологические нагрузки, самостоятельно поддерживать собственную физическую и специальную подготовленность с учетом требований к профессиональной деятельности;
- с помощью физической силы эффективно, в том числе правомерно, пресекать противоправные проявления в различных условиях и ситуациях;
владеть:
- навыками переноски партнера и передвижения по различной местности с препятствиями и заграждениями;
- техникой несения упреждающих ударов различными частями тела, палкой специальной, проведения болевых и удушающих приемов, бросков, защитных действий против нападения невооруженного и вооруженного правонарушителя, проведения досмотра, связывания, сковывания и сопровождения.
Резюмируя, отметим, что конкретизация характеристики и принципов построения учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая подготовка» в вузах МВД России в контексте определения ее места в структуре реализуемых образовательных программ позволяет наметить дальнейшие пути совершенствования подготовки кадров в системе МВД России.
Литература
1. Алдошин А. В., Алдошина Е. А. Систематизация механизмов физкультурно-оздоровительных технологий на занятиях физической культурой и спортом // Наука-2020. 2018. № 2-1(18). С. 50-54.
2. Баркалов С. Н. Основные направления взаимосвязи физкультурной и профессиональной деятельности // Наука-2020. 2018. № 8(24). С. 5-9.
3. Алдошин А. В. Показатели, характеризующие динамику физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени
B. В. Лукьянова. 2017. № 3772). С. 104-107.
4. Моськин С. А. Средства, методы и формы занятий физической культурой курсантов и слушателей, способствующие повышению работоспособности, сохранению здоровья и творческого долголетия // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 2775). С. 155-158.
5. Панферов Р. Г. Физическая подготовка как неотъемлемый элемент оперативно-боевой подготовки сотрудников органов внутренних дел // Наука-2020. 2018. № 8(24). С. 76-79.
6. Алдошин А. В. Биоритмическая организация физической работоспособности курсантов образовательных организаций МВД России // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск : ВСИ МВД России, 2014. С. 241-244.
7. Еремин Р. В., Осипов Д. В. Специфика проведения практических занятий по дисциплине «Физическая подготовка» в образовательных организациях МВД России // Проблемы оптимизации подготовки сотрудников органов внутренних дел, курсантов и слушателей образовательных организаций МВД России к служебной деятельности: тезисы докладов участников Всероссийской научно-практической конференции. Волгоград : ВА МВД России, 2017. С. 29-33.
8. Осипов Д. В. Правовые особенности применения боевых приемов борьбы в служебной деятельности сотрудников полиции // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2018. № 4(77). С. 161164.
9. Герасимов И. В., Мальцева О. А. Пути повышения профессиональной мотивации у слушателей образовательных организаций МВД России // Наука-2020. 2017. № 2(13). С. 171-175.
10. Еремин Р. В., Алдошин А. В. Организация самостоятельной физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018.
C. 56-59.
11. Кузнецов М. Б. Особенности организации самостоятельной физической подготовки курсантов вузов МВД России //Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В.В. Лукьянова. 2017. № 2 771). С. 127-130.
12. Баркалов С. Н, Герасимов И. В. Особенности организации и построения физической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. С. 27-31.
13. Герасимов И. В., Баркалов С. Н. К вопросу о междисциплинарном взаимодействии в формировании навыков безопасного поведения и выполнения
служебных задач выпускниками образовательных организаций МВД России // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 72-76.
14. Кузнецов М. Б., Осипов Д. В. Комплексное применение средств физической подготовки на практических занятиях с курсантами и слушателями образовательных организаций МВД России // Актуальные проблемы развития физической культуры слушателей образовательных организаций МВД России: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2018. С. 99-104.
15. Моськин С. А. Подготовка курсантов и слушателей при помощи комплексных занятий по физической подготовке // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств: сборник статей Международной научно-практической конференции. Иркутск: ВСИ МВД России, 2018. С. 121-125.
References
1. Aldoshin A. V., Aldoshina E. A. Sistematizaciya mekhanizmov fizkul'turno-ozdorovitel'nyh tekhnologij na zanyatiyah fizicheskoj kul'turoj i sportom [Systematization of mechanisms of sports and improving technologies on occupations physical culture and sport]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 2-1 (18), pp. 50-54.
2. Barkalov S. N. Osnovnye napravleniya vzaimosvyazi fizkul'turnoj i professional'noj deyatel'nosti [Main directions of interrelation of sports and professional activity]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 8 (24), pp. 5-9.
3. Aldoshin A. V. Pokazateli, harakterizuyushchie dinamiku fizicheskoj podgotovlennosti kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [The indicators characterizing dynamics of physical fitness of cadets and students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2017, no. 3 (72), pp. 104-107.
4. Moskin S. A. Sredstva, metody i formy zanyatij fizicheskoj kul'turoj kursantov i slushatelej, sposobstvuyushchie povysheniyu rabotosposobnosti, sohraneniyu zdorov'ya i tvorcheskogo dolgoletiya [The means, methods and forms of work physical culture of cadets and listeners promoting increase in working capacity, maintaining health and creative longevity]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2018, no. 2 (75), pp. 155-158.
5. Panferov R. G. Fizicheskaya podgotovka kak neot'emlemyj ehlement operativno-boevoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del [Physical training as integral element of operational combat training of staff of bodies of internal affairs]. Nauka-2020 - Science-2020, 2018, no. 8 (24), pp. 76-79.
6. Aldoshin A. V. [The biorhythmic organization of physical efficiency of cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii: materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Training for law enforcement agencies: modern directions and educational technologies: materials of the All-Russian scientific and methodical conference]. Irkutsk: VSI MVD Rossii Pub/., 2014, pp. 241-244.
7. Eremin R. V., Osipov D. V. [Specifics of carrying out a practical training on discipline "Physical training" in the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Problemy optimizacii podgotovki sotrudnikov organov vnutrennih del, kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii k sluzhebnoj deyatel'nosti: tezisy
46/143
dokladov uchastnikov Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Problems of optimization of training of staff of bodies of internal affairs, cadets and students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia to office activity: theses of reports of participants of the All-Russian scientific and practical conference]. Volgograd: VA MVD Rossi Pub/., 2017, pp. 29-33.
8. Osipov D. V. Pravovye osobennosti primeneniya boevyh priemov bor'by v sluzhebnoj deyatel'nosti sotrudnikov policii [Legal features of application of fighting methods of fight in office activity of police officers]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2018, no. 4 (77), pp. 161-164.
9. Gerasimov I. V., Maltseva O. A. Puti povysheniya professional'noj motivacii u slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Ways of increase in professional motivation at students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Nauka-2020 - Science-2020, 2017, no. 2 (13), pp. 171-175.
10. Eremin R. V., Aldoshin A. V. [Organization of independent physical training of cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii: sbornik statej [Current problems of development of physical culture of students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia: collection of articles]. Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V V Luk'yanova Pub/., 2018, pp. 56-59.
11. Kuznecov M. B. Osobennosti organizacii samostoyatel'noj fizicheskoj podgotovki kursantov vuzov MVD Rossii [Features of the organization of independent physical training of cadets of higher education institutions of the Ministry of the Interior of Russia]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2017, no. 2 (71), pp. 127-130.
12. Barkalov S. N., Gerasimov I. V. [Features of the organization and creation of physical training of cadets of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: sbornik statej [Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V V Luk'yanova Pub/., 2016, pp. 27-31.
13. Gerasimov I. V., Barkalov S. N. [To a question of cross-disciplinary interaction in formation of skills of safe behavior and performance of office tasks by graduates of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: sbornik statej [Improvement of physical training of law enforcement officers: collection of articles]. Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V.V. Luk'yanova Publ., 2018, pp. 72-76.
14. Kuznecov M. B., Osipov D. V. [Complex application of means of physical training on a practical training with cadets and students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia]. Aktual'nye problemy razvitiya fizicheskoj kul'tury slushatelej obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii: sbornik statej [Current problems of development of physical culture of students of the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia: collection of articles]. Orel: OrYuI MVD Rossii imeni V. V Luk'yanova Pub!, 2018, pp. 99-104.
15. Moskin S. A. [Training of cadets and listeners by means of complex classes in physical training]. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv: sbornik statej Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Improvement of vocational and physical training of cadets, students of the educational organizations and the staff of security agencies: collection of articles of the International scientific and practical conference]. Irkutsk: VSI MVD Rossi Pub/., 2018, pp. 121-125.