УДК 796.011.3
РОЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ И СЛУШАТЕЛЕЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОВД
THE ROLE OF PHYSICAL TRAINING IN THE PROFESSIONAL TRAINING OF CADETS AND STUDENTS FOR PRACTICAL WORK IN THE INTERNAL AFFAIRS BODIES
Моськин Сергей Александрович
старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В.Лукьянова
г. Орёл, Россия Mos'kin Sergey Aleksandrovich senior lecturer department of physical culture and sport Orel Law Institute named after V.V.Lukyanov
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматривается значимость физической подготовки, влияющей на функциональное состояние организма курсантов и слушателей, и особенности развития средств и способов ведения борьбы с преступностью.
Abstract. The article considers the importance of physical training, which influences the functional state of the organism of cadets and listeners, and specifies the development of means and methods of combating crime.
Ключевые слова: физическая подготовка, правоохранительные органы, специальная направленность, профессиональная подготовка, практическая деятельность.
Keywords: physical training, law enforcement, special orientation, vocational training, practical activities.
Из общей педагогики известно, что педагогическое воздействие возможно только при наличии следующих факторов: модели качеств специалиста; программы обучения; систематическая ее реализация; ведущая роль преподавателя в образовательном процессе.
Процесс обучения состоит из следующих этапов: начальное обучение; закрепление; совершенствование; углубленное совершенствование. Каждый из перечисленных этапов имеет свои цели, задачи, средства и методы обучения.
Оперативно-служебная деятельность подразделений органов внутренних дел характеризуется высокими физическими нагрузками и психологическим напряжением, особенно при выполнении служебных обязанностей в экстремальных условиях и ситуациях. Это обусловливает необходимость воспитания морально-волевой, специальной, психологической и физической подготовленности у каждого курсанта и слушателя, как будущего сотрудника одного из подразделений органов внутренних дел.
Полная и всесторонняя подготовленность выпускников образовательных учреждений МВД России к профессиональной деятельности в современных условиях может быть обеспечена только достижением оптимального уровня развития всех вышеперечисленных компонентов индивидуальной боевой подготовки. Отсутствие или недостаточное развитие одного из компонентов нельзя компенсировать высоким уровнем развития других факторов, т.к. они находятся в диалектической взаимосвязи друг с другом.
Качественно-количественные показатели физической подготовленности курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России к служебной деятельности обусловливаются:
- содержанием профессиональных двигательных действий при решении оперативно-служебных задач;
- условиями, в которых протекает служебная деятельность;
- характером и величиной физических нагрузок и психических напряжений, возникающих в ходе решения оперативно-служебных задач.
Физическая подготовленность - интегральный показатель деятельности всех органов и систем специалиста, обеспечивающих поддержание высокой работоспособности длительное время и способствующих успешному выполнению служебных обязанностей при воздействии отрицательных факторов окружающей среды.
Физическая подготовленность курсантов и слушателей к профессиональной деятельности определяется их соответствующей телесной развитостью, оптимальным функциональным состоянием организма, психологической подготовленностью и требуемым уровнем развития двигательной подготовленности.
Телесная развитость характеризуется основными антропометрическими признаками человека: рост, вес, окружность груди, развитие костно-мышечной системы, гибкость, осанка, пропорциональность тела и его частей;
Функциональное состояние организма курсантов и слушателей характеризуется степенью функциональной дееспособности всех внутренних органов и систем, их устойчивостью к воздействию неблагоприятных факторов служебной деятельности, а также наличием или отсутствием каких-либо заболеваний.
Свойства организма, отражающие функционирование внутренних органов и систем, а также обеспечивающие его устойчивость к воздействию определенных неблагоприятных факторов учебной и служебной деятельности принято называть функциональными качествами. Основными из них являются следующие качества:
- устойчивость к укачиванию - способность организма стойко переносить воздействие разнонаправленных ускорений, возникающих в условиях специфической деятельности решения оперативно-служебных задач на всех видах транспорта (в полете пассажирских и транспортных самолетов и вертолетов; на пассажирских пароходах, баржах и других плавательных средствах; на железнодорожном транспорте; в вездеходах и других средствах повышенной проходимости);
- устойчивость к перегрузкам - способность организма противостоять действующим на него инерционным силам ускорения;
- устойчивость к кислородному голоданию - способность действовать в условиях недостатка кислорода;
- эмоциональная устойчивость - способность противостоять экстремальным факторам среды и обитания, сохранять устойчивость психических и психомоторных процессов на фоне сильных психогенных воздействий.
Двигательная подготовленность курсантов и слушателей характеризуется уровнем развития основных физических качеств и степенью сформированности двигательных навыков.
Основные физические качества - это свойства организма, обеспечивающие двигательную деятельность курсантов и слушателей. К ним относятся: выносливость - способность противостоять утомлению в процессе двигательной деятельности; сила - способность преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий; быстрота - способность совершать двигательные действия в минимальное время; ловкость - способность выполнять движения координировано и точно, а также своевременно и рационально справляться с новой, неожиданно возникшей двигательной задачей.
Двигательные навыки - это доведенные до автоматизма практические действия, выполняемые в соответствии с поставленной задачей. Двигательные навыки подразделяются на общие и служебно-прикладные. К основным служебно-прикладным навыкам относятся навыки в передвижении в различных условиях (на лыжах, по сыпучему грунту, неровностям земной поверхности и т.п.), преодолении препятствий, приемах самозащиты, прикладном плавании, рукопашному бою.
Физическая подготовленность курсантов и слушателей к успешному выполнению оперативно-служебных задач обеспечивается путем воздействия целого ряда факторов. К наиболее значимым из которых относятся:
- наследственность;
- индивидуальные биологические и психические особенности человека;
- бытовые и средовые условия жизнедеятельности;
- режим повседневной деятельности;
- периодические лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия по линии медицинской службы;
- полноценный и активный отдых в период очередного каникулярного отпуска;
- тренирующее воздействие занятий по боевой подготовке и учений;
- процесс физического самосовершенствования в свободное от учебы время.
Вместе с тем, главным и самым эффективным фактором формирования, поддержания и восстановления физической подготовленности курсантов и слушателей к несению службы является специально направленная физическая подготовка, оказывающая наиболее многостороннее и глубокое воздействие на организм занимающихся.
Специально направленная физическая подготовка, при научно обоснованном планировании и методически грамотном ее проведении, оказывает, кроме того, упорядочивающее и систематизирующее воздействие и на все вышеперечисленные факторы обеспечения их физической
подготовленности к профессиональной деятельности.
Физическая подготовка - это целенаправленный и управляемый процесс физического совершенствования курсантов и слушателей с учетом особенностей предстоящей им служебной деятельности.
Физическое совершенствование курсантов и слушателей заключается в улучшении, поддержании и восстановлении их физического состояния в результате систематического выполнения физических упражнений и воздействия других благоприятных условий. В процессе физического совершенствования осуществляется, также формирование соответствующих убеждений, знаний и умений по вопросам физической подготовки и спорта.
При отсутствии физической подготовки, а также при низком уровне ее функционирования, физическая подготовленность курсантов и слушателей к выполнению служебных задач становится недостижимой. Поэтому физическая подготовка является неотъемлемой составной частью профессиональной подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России, важным предметом боевой подготовки и специальной дисциплиной в общеобразовательном процессе.
Наряду с обеспечением физической подготовленности курсантов и слушателей к профессиональной деятельности рационально организованная физическая подготовка со специальной направленностью способствует:
- совершенствованию морально-политического состояния;
- приобретению опыта специальных двигательных действий;
- воспитанию профессионально важных психических качеств;
- усилению эффективности системы профессионального отбора кандидатов на учебу;
- ускорению адаптации нового набора на учебу в образовательные учреждения МВД России к условиям проживания и несения службы;
- опережающему развитию профессионально важных антропометрических, функциональных, двигательных и психических качеств;
- качественному решению учебных задач на различных этапах обучения;
- поддержанию физической и умственной работоспособности курсантов и слушателей в ходе их учебной деятельности;
- профилактике влияния неблагоприятных факторов профессиональной деятельности на физическое и психическое состояние личного состава образовательного учреждения;
- быстрому восстановлению работоспособности курсантов и слушателей после больших физических нагрузок и психических напряжений;
- обеспечению активного отдыха личного состава в свободное от службы время;
- ускорению реабилитации после травм, болезней и различных поражений;
- формированию физической культуры личности.
Для достижения физической подготовленности курсантов и слушателей к предстоящей служебной деятельности работников органов внутренних дел, даже при наличии у них достаточно хорошего физического состояния, требуется, как правило, до 5-6 месяцев систематических и напряженных занятий по физической подготовке. При кратковременной утрате (снижении ниже допустимого уровня) уже ранее сформированных показателей физической
подготовленности курсантов и слушателей для их восстановления необходимо не менее 3-4 недель таких занятий.
Особенности развития средств и способов ведения борьбы с преступностью в настоящее время и в ближайшей перспективе требуют, чтобы все большая и большая часть специалистов находились в режиме постоянной физической и психологической готовности к боевой деятельности. В то же время, практика показывает, что в настоящее время физическая подготовленность специалистов большинства подразделений органов внутренних дел к успешному выполнению оперативно-служебных задач формируются без учета этого важного фактора. Поэтому все параметры системы физической подготовки, функционирующей в настоящее время, в ходе повседневной деятельности должны в максимальной степени соответствовать основным требованиям служебной действительности.
Достижению поставленной задачи способствует методически грамотная организация обучения профессиональным двигательным действиям курсантов и слушателей на всех этапах обучения.
Литература
1. Еремин Р. В. Физическая подготовка как фактор, определяющий качество профессиональной деятельности и развития личности // Наука и практика. 2014. № 2 (59). С. 167-170.
2. Еремин Р. В. Основные аспекты физической подготовки в процессе обучения курсантов вузов МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 8-12.
3. Баркалов С. Н., Герасимов И. В. Комплексное применение физических упражнений в служебно-боевой подготовке курсантов образовательных организаций МВД России // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2014. № 3. С. 3-7.
4. Алдошин А. В. Спорт в профессиональной физической подготовке сотрудников ОВД // Наука и практика. 2014. № 3 (60). С. 126-128.
5. Еремин Р. В. Физическая подготовка в учебных заведениях МВД России // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: материалы Всероссийской научно-методической конференции. Иркутск : ВСИ МВД России, 2014. С. 271-273.
6. Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей / редкол.: С. Н. Баркалов [и др.]. - Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2015. - С.105 - 108.
References
1. Eremin R. V. Fizicheskaya podgotovka kak faktor, opredelyayushchij kachestvo professional'noj deyatel'nosti i razvitiya lichnosti [Physical preparation as a factor determining the quality of professional activity and personal development]. Nauka i praktika, 2014, no. 2 (59), pp. 167-170.
2. Eremin R. V. Osnovnye aspekty fizicheskoj podgotovki v processe obucheniya kursantov vuzov MVD Rossii [The main aspects of physical training in the process of training cadets at high schools of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport - Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, 2014, no. 3, pp. 8-12.
3. Barkalov S. N., Gerasimov I. V. Kompleksnoe primenenie fizicheskih uprazhnenij v sluzhebno-boevoj podgotovke kursantov obrazovatel'nyh organizacij MVD Rossii [Comprehensive application of physical exercises in service and combat training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport - Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, 2014, no. 3, pp. 3-7.
4. Aldoshin A. V. Sport v professional'noj fizicheskoj podgotovke sotrudnikov OVD [Sport in professional physical training of ATS officers]. Nauka i praktika - Science and practice, 2014, no. 3 (60), pp. 126-128.
5. Eremin R. V. [Physical training in educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia]. Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii. Materialy Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii [Training of personnel for law enforcement agencies: modern directions and educational technologies. Materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference]. Irkutsk, All-Russia Interior Ministry Publ., 2014, pp. 271-273. (In Russia).
6. Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta kursantov, slushatelej i studentov: sbornik statej [Actual problems of physical culture and sports of cadets, listeners and students: a collection of articles]. Orel, OrYuI of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanov Publ., 2015, pp.105 - 108. (In Russia).