УДК 379.851
ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ В ЦЕЛЯХ ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ
ЧЕЛОВЕКА
ORGANIZATION OF SELF-STATE LESSONS BY PHYSICAL CULTURE FOR IMPROVING HUMAN MOVEMENT ACTIVITY
Моськин Сергей Александрович
старший преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В.В.Лукьянова
г. Орёл, Россия Mos'kin Sergey Aleksandrovich senior lecturer department of physical culture and sport Orel Law Institute named after V. V. Lukyanov
Orel, Russia
Ерёмин Роман Владимирович
преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова
г. Орёл, Россия Eremin Roman Vladimirovich
lecturer
department of physical culture and sport Orel Law Institute named after V.V.Lukyanov
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассматриваются организационно-методические основы самостоятельных занятий физической культурой. В том числе, обращается внимание на разнообразные мероприятия по самоконтролю за физической подготовленностью.
Abstract. The article deals with the organizational and methodological foundations of independent physical training. In particular, attention is drawn to a variety of self-monitoring measures for physical fitness.
Ключевые слова. Виды самоконтроля, занятия физической культурой, физическая подготовка, мероприятия самоконтроля.
Keywords: Types of self-control, physical training, physical training, self-monitoring activities.
Занятия физической культурой являются чрезвычайно мощным средством изменения физического и психического состояния человека. Правильно подобранные и организованные занятия могут укрепить здоровье, улучшить физическое развитие, повысить физическую подготовленность и работоспособность, улучшить работу функциональных систем организма человека.
Современные условия жизни позволяют говорить о предъявлении к биологическим и социальным потенциалам человека повышенных требований. В настоящее время одним из наиболее обязательных факторов здорового образа жизни выступает постоянное, соответствующее полу, возрасту и состоянию здоровья, выполнение физических нагрузок. Такие нагрузки подразумевают под собой соединение многообразных двигательных действий, осуществляемых в повседневной жизни, а также организованных самостоятельных занятий физической культурой, объединенных термином «двигательная активность»[1, с.167-170].
Цель самостоятельных занятий физической культурой определяется совокупностью объективных и субъективных факторов, возникающих у человека. К объективным факторам чаще всего относят: состояние материальной спортивной базы, состояние здоровья занимающихся, частота проведения занятий, продолжительность занятий и их эмоциональная окраска.
Цели и задачи самостоятельных занятий физической культурой определяют разнообразные формы их проведения. Существует три наиболее распространенных формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение дня, самостоятельные тренировочные занятия[2, с.348-350].
Утренняя гигиеническая гимнастика может быть включена в распорядок дня в утренние часы после пробуждения от сна. В комплекс упражнений, применяемых в утренней гигиенической гимнастике, входят упражнения для всех групп мышц, в том числе упражнения на гибкость и разнообразные дыхательные упражнения. Для утренних часов не подходит выполнение упражнений статического характера, направленных на формирование силы и выносливости со значительными отягощениями.
Нередко утренняя гигиеническая гимнастика выступает единственным средством поддержания уровня физических качеств человека. Принято считать, что утренняя гигиеническая гимнастика должна сочетаться с самомассажем и закаливанием организма, в том числе с водными процедурами [3].
Упражнения в течение дня могут быть выполнены в перерывах между учебными или самостоятельными занятиями. Такие упражнения могут предупредить наступающее утомление, организуют поддержание отличной работоспособности в течение длительного времени без перенапряжения. Выполнение разнообразных видов несложных физических упражнений в течение 10-15 мин через каждый час работы обеспечивает удвоенный стимулирующий эффект на поднятие уровня работоспособности и сравним с пассивным отдыхом гораздо большей продолжительности. Наиболее полезным является выполнение физических упражнений на открытом воздухе.
Самостоятельные тренировочные занятия проводятся индивидуально или по группам в составе из 3-5 человек и более. Эффективность групповых тренировок доказана временем. Заниматься в составе группы или самостоятельно рекомендуется не менее 2 раз в неделю, так как не способствует увеличению уровня натренированности организма. Выполнение физических упражнений должно осуществляться не ранее чем через 2 ч после приема пищи и не позднее, чем за час до приема пищи или до отхода ко сну. Тренировочные занятия должны носить комплексный характер и способствовать развитию всего
множества физических качеств человека.
Среди средств самостоятельных занятий физической культурой можно выделить четыре определенных группы: педагогические; психологические; медико-биологические; дополнительные.
Для определения организационно-методических основ самостоятельных занятий физической культурой большое влияние имеют педагогические средства тренировки, к которым относятся: физические упражнения, методика тренировки, планирование тренировки, организация тренировки, словесные (вербальные) средства, невербальные средства (взгляд, мимика, жесты).
Под физическим упражнением, чаще всего понимается двигательное действие, при помощи которого находят решение задачи спортивной тренировки[4, с.107-114].
В зависимости от многообразных факторов выделяют различные виды физических упражнений.
По двигательной структуре различают соревновательные, специальные, подготовительные, общеподготовительные, имитационные, а также идеомоторные упражнения.
Согласно мнению Я. М. Коц, выделяются следующие виды физических упражнений: циклические и ациклические.
Циклические упражнения - это такие двигательные акты, в которых определенное время постоянно повторяется один и тот же законченный двигательный цикл.
Ациклические упражнения - это такие двигательные акты, которые не имеют стереотипного цикла, изменяются в ходе их выполнения. К видам с преимущественным использованием ациклических упражнений можно отнести гигиеническую и производственную гимнастику, занятия в группах здоровья и общей физической подготовки, силовые упражнения, прыжки, метания, спортивные игры, единоборства, стретчинг, атлетическая гимнастика.
В зависимости от соревновательной деятельности выделяют специфические и неспецифические средства тренировки.
Эффект достигаемый посредством выполнения физических упражнений зависит от степени его воздействия на организм занимающихся и определяется, прежде всего: индивидуальными особенностями; уровнем физической подготовленности; взаимодействием нагрузки и отдыха; уровнем здоровья; питанием; режимом жизни; субъективной мотивацией [5, с.106-109].
Для организации самостоятельных занятий физической подготовкой необходимо понимать, в первую очередь, при каком виде физической нагрузки для вашего организма достигается наилучший эффект. Правильный подбор упражнений и адекватной нагрузки позволит добиться отличных результатов в физической и функциональной подготовленности.
Методика выполнения самостоятельных занятий физической культурой основана на применении и повсеместном использовании перспективных планов, которые целесообразно разрабатывать на весь период обучения. Они позволят придерживаться намеченного курса развития физических способностей. В зависимости от состояния здоровья, медицинской группы, исходного уровня физической и спортивно-технической подготовленности могут планироваться и достижение совершенно различных результатов.
При осуществлении многолетнего перспективного планирования самостоятельных тренировочных занятий общая тренировочная нагрузка, изменяясь с учетом умственного напряжения по учебным занятиям и в процессе выполнения работы в течение года, должна с каждым годом обладать тенденцией к росту. При таком условии будет происходить укрепление здоровья, повышение уровня физической подготовленности, а для занимающихся спортом - повышения состояния тренированности и уровня спортивных результатов.
Студентам при планировании и проведении самостоятельных занятий необходимо учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем самостоятельных занятий следует несколько понижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха.
Для осуществления управления процессом самостоятельных занятий, необходимо провести ряд мероприятий: определить цели самостоятельных занятий; выделить индивидуальные особенности занимающегося; скорректировать планы занятий (перспективный, годичный, на семестр и микроцикл); определить и изменить содержание, организацию, методику и условия занятий, применяемые средства тренировки. Все это необходимо, чтобы достичь наибольшей результативности занятий в зависимости от результатов самоконтроля и учета тренировочных занятий[6, с.73].
Учет проделанной тренировочной работы позволяет анализировать ход всего тренировочного процесса. Рекомендуется проводить предварительный, текущий и итоговый учет с записью в личный дневник самоконтроля.
Целью предварительного учета является фиксация данных исходного уровня подготовленности и тренированности занимающихся.
Текущий учет позволяет анализировать показатели тренировочных занятий. В ходе тренировочных занятий анализируются: количество проведенных тренировок в неделю, месяц, год; выполненный объем и интенсивность тренировочной работы; результаты участия в соревнованиях и выполнение отдельных тестов и норм разрядной классификации. Анализ показателей текущего учета позволяет проверить правильность хода тренировочного процесса и вносить необходимые поправки в планы тренировочных занятий.
Итоговый учет осуществляется в конце периода занятий или в конце годичного цикла тренировочных занятий. Он предполагает сбор данных о состоянии здоровья и тренированности, а также данных объема тренировочной работы, выраженной во времени, которое затрачено на выполнение упражнений. На основании этого сопоставления и анализа подлежат корректировке планы тренировочных занятий на следующий годичный цикл.
Постоянный самоконтроль и учёт проделанной тренировочной работы позволяет вносить определенные коррективы в разработанные планы.
Результаты самоконтроля и учета при проведении самостоятельных физических занятий обычно представляются в виде определенных количественных показателей: частоты сердечных сокращений, массы тела, тренировочных нагрузок, результатов тестов, спортивных результатов.
Количественные данные самоконтроля и учета представляются в виде графика, который более наглядно отображает динамику состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся, что
облегчает в перспективе повседневное управление процессом самостоятельной физической тренировки.
В дневнике самоконтроля отражаются следующие показатели: тренировочная нагрузка, утренний пульс, настроение, желание тренироваться, аппетит.
Дневник самоконтроля позволяет своевременно выявить неблагоприятные воздействия физических упражнений на организм. Физические упражнения не всегда приносят пользу для лиц с определенными ограничениями и заболеваниями. Существуют абсолютные противопоказания и относительные.
К абсолютным противопоказаниям относят: острые респираторные заболевания; фурункулез; остеомиелит, инфицированные раны; ангина; артрит в стадии обострения; острая травма, гемартроз, гематомы, переломы костей, сотрясение головного мозга; острая крапивница, отек Квинке и некоторые другие аллергические заболевания; тромбофлебит, трофические язвы, тромбоз сосудов, капилляротоксикоз; болезни крови; активная форма туберкулеза; ревматизм в активной фазе; острые боли, каузалгические боли; язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки в стадии обострения; маточное кровотечение; острые гинекологические заболевания.
Относительные противопоказания к занятиям физическими упражнениями определяются с помощью лечащего врача либо медика. Они могу быть связаны с разнообразными видами травм и временными заболеваниями. Занятия физическими упражнениями могут быть отменены при обострении заболевания, плохой переносимости физической нагрузки и процедур.
Особое внимание при самостоятельных занятиях физической культурой стоит уделять постепенной физической подготовке. После перерыва, при возобновлении занятий физическими упражнениями, следует не пытаться наверстать упущенное. При этом следует руководствоваться принципом умеренности [7, с.180-184].
В процессе самостоятельных занятий физическими упражнениями должны приниматься меры по предупреждению телесных повреждений, то есть должна соблюдаться профилактика травматизма [8, с.8-13].
Необходимо учитывать внутренние факторы, вызывающие спортивные травмы. К ним относятся занятия в состоянии утомления и переутомления, а также, при наличии в организме хронических очагов инфекции, при склонности к спазмам кровеносных сосудов и мышц, и в других болезненных состояниях.
Таким образом, организация самостоятельных занятий физической культурой основывается на постепенном выполнении ряда последовательных физических упражнений, ведении личного дневника самоконтроля, эффективном планировании тренировочной работы. При самостоятельных занятиях физической культурой необходимо учитывать абсолютные и относительные противопоказания к определенным физическим упражнениям и нагрузкам для обеспечения профилактики травматизма. При этом занимающийся должен следить за состоянием ряда физических показателей. Стоит понимать, что организация и методика проведения самостоятельных занятий физической культурой, прежде всего, зависит от личных усилий и отношения занимающегося к физической подготовке.
Литература
1. Еремин Р. В. Физическая подготовка как фактор, определяющий качество профессиональной деятельности и развития личности // Наука и практика. 2014. № 2 (59). С. 167-170.
2. Еремин Р. В. Укрепление и сохранение здоровья учащейся молодежи средствами физической культуры, проблемы и решения // Совершенствование профессиональной и физической подготовки курсантов, слушателей образовательных организаций и сотрудников силовых ведомств : материалы Международной научно-практической конференции. Иркутск : ВСИ МВД России, 2015. С. 348-350.
3. Масалова О. Ю. Физическая культура: педагогические основы ценностного отношения к здоровью : учебное пособие / О. Ю. Масалова: под ред.М. Я. Виленского. М. КНОРУС, 2012. 184 с.
4. Еремин Р. В. Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья учащейся молодежи средствами физической культуры, спорта и туризма // Наука и инновации в сфере образования и производства : сборник научных трудов. Орел : Орловский государственный университет, 2015. С. 107-114.
5. Подрезов И. Н. Физическая культура как важный фактор в формировании культуры личности // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей. - Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 106-109.
6. Хотимченко А. В., Бурьянова А. А., Колесников И. В., Колесникова А. П. Оздоровительные технологии в обучении студентов с использованием нетрадиционных средств физической культуры : учебное пособие. - Хабаровск : Печатный издательский центр ДВГГУ, 2014. С. 73.
7. Еремин Р. В. Проблемы формирования, укрепления и сохранения здоровья учащейся молодежи средствами физической подготовки, туризма и спорта // Наука-2020. 2016. № 2 (8). С. 180-184.
8. Баркалов С. Н. Причинные факторы спортивного травматизма и пути его предупреждения на занятиях по физической подготовке сотрудников ОВД // Подготовка кадров для силовых структур: современные направления и образовательные технологии: сборник материалов Всероссийской научно-методической конференции. В 2 т. Т. 2. Иркутск : ВСИ МВД России, 2017. С. 8-13.
References
1. Eremin R. V. Fizicheskaya podgotovka kak faktor, opredelyayushchij kachestvo professional'noj deyatel'nosti i razvitiya lichnosti [Physical preparation as a factor determining the quality of professional activity and personal development]. Nauka i praktika - Science and practice, 2014, no. 2 (59), pp. 167-170.
2. Eremin R. V. [Strengthening and preserving the health of students by means of physical education, problems and solutions]. Sovershenstvovanie professional'noj i fizicheskoj podgotovki kursantov, slushatelej obrazovatel'nyh organizacij i sotrudnikov silovyh vedomstv. Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Improving the professional and physical training of cadets, students of educational organizations and employees of law enforcement agencies. Materials of the International Scientific and Practical Conference]. Irkutsk, All-Russia Interior Ministry, 2015, pp. 348-350. (In Russia).
3. Masalova O. Yu. Fizicheskaya kul'tura: pedagogicheskie osnovy cennostnogo otnosheniya k zdorov'yu [Physical culture: the pedagogical basis of the value relationship to health]. Moscow, Knorus Publ., 2012, 184 p.
4. Eremin R. V. [Problems of formation, strengthening and preserving the health of
young people by means of physical culture, sports and tourism]. Nauka i innovacii v sfere obrazovaniya i proizvodstva : sbornik nauchnyh trudov [Science and innovations in the field of education and production. Collection of scientific papers]. Orel, Oryol State University Publ., 2015, pp. 107-114. (In Russia).
5. Podrezov I. N. [Physical Culture as an Important Factor in the Formation of Personal Culture]. Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta kursantov, slushatelej i studentov. Sbornik statey [Actual Problems of Physical Culture and Sports of Cadets, Students and Students. Collection of Articles]. Orel. OrYul of the Ministry of the Interior of Russia named after V. V. Lukyanova Publ., 2016, pp. 106-109. (In Russia).
6. Khotimchenko A. V., Burianova A. A., Kolesnikov I. V., Kolesnikova A. P. Ozdorovitel'nye tekhnologii v obuchenii studentov s ispol'zovaniem netradicionnyh sredstv fizicheskoj kul'tury [Improving technologies in teaching students with the use of non-traditional means of physical training]. Khabarovsk, FENU Publ., 2014, pp. 73.
7. Eremin R. V. Problemy formirovaniya, ukrepleniya i sohraneniya zdorov'ya uchashchejsya molodezhi sredstvami fizicheskoj podgotovki, turizma i sporta [Problems of formation, strengthening and preservation of health of young people by means of physical training, tourism and sports]. Nauka-2020, 2016, no. 2 (8), pp. 180-184.
8. Barkalov S. N. [Causal factors of sports injuries and ways to prevent it in classes on physical training of ATS officers]. Podgotovka kadrov dlya silovyh struktur: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii: sbornik materialov Vserossijskoj nauchno-metodicheskoj konferencii. V 2 t. T. 2. [Training of personnel for law enforcement agencies: modern trends and educational technologies. Collection of materials of the All-Russian Scientific and Methodological Conference. In 2 vol. T. 2]. Irkutsk, All-Russia Interior Ministry Publ., 2017, pp. 8-13. (In Russia).