Научная статья на тему 'О совершенствовании физической подготовки в образовательной среде вуза МВД'

О совершенствовании физической подготовки в образовательной среде вуза МВД Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
111
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБЩАЯ И СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ТРЕНИРОВОЧНАЯ РАБОТА / ПОДБОР ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ / ЗАДАЧИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ / ОПЕРАТИВНО-СЛУЖЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PHYSICAL TRAINING / GENERAL AND SPECIAL PHYSICAL TRAINING / TRAINING WORK / SELECTION OF PHYSICAL EXERCISES / TASKS OF PHYSICAL EDUCATION / OPERATIONAL AND SERVICE ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панферов Роман Геннадьевич

В статье рассматриваются подходы к совершенствованию физической подготовки курсантов вузов МВД, анализируется интеграция физической и огневой подготовки участников образовательного процесса с целью оптимизации выполнения профессиональных задач.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Панферов Роман Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPROVEMENT OF PHYSICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY OF THE INTERIOR MINISTRY

The article deals with approaches to improving the physical training of cadets of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs, analyzes the integration of physical and fire training of participants in the educational process in order to optimize the performance of professional tasks.

Текст научной работы на тему «О совершенствовании физической подготовки в образовательной среде вуза МВД»

УДК 796.011

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА МВД

ON THE IMPROVEMENT OF PHYSICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE UNIVERSITY OF THE INTERIOR MINISTRY

Панферов Роман Геннадьевич

кандидат юридических наук, преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России имени В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Panferov Roman Gennadyevich candidate юридическихх sciences, teacher department of physical training and sport Orel legal institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

after named V. V. Lukyanov Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматриваются подходы к совершенствованию физической подготовки курсантов вузов МВД, анализируется интеграция физической и огневой подготовки участников образовательного процесса с целью оптимизации вы^толнения профессиональных задач.

Abstract. The article deals with approaches to improving the physical training of cadets of higher education institutions of the Ministry of internal Affairs, analyzes the integration of physical and fire training of participants in the educational process in order to optimize the performance of professional tasks.

Ключевые слова: физическая подготовка, общая и специальная физическая подготовка, тренировочная работа, подбор физических упражнений, задачи физического воспитания, оперативно-служебная деятельность.

Keywords: physical training, General and special physical training, training work, selection of physical exercises, tasks of physical education, operational and service activities.

В современных условиях достижение высокого уровня спортивных результатов должно опираться на полифункциональную подготовку сотрудника МВД, состоящую из физического, технического, психологического, теоретического и тактического компонентов[1, с.4-7]. И только высокая работоспособность, основанная на полноценной работе всех систем и органов человека, высокий тонус его нервной системы, отличное здоровье способны обеспечить стабильные результаты стрельбы переменного состава (курсантов, слушателей) образовательных учреждений системы МВД России. Учитывая специфику учебного процесса огневой подготовки, в центре внимания проявляются особенности, оказывающие непосредственное влияние на физическое состояние курсанта или слушателя. В качестве таких особенностей, в первую очередь, следует назвать необходимость поддержания на всем

протяжении выполнения того или иного упражнения безошибочности действий, что, в свою очередь, требует максимальной концентрации внимания и когнитивной мобильности от обучающегося. Без системной, качественной физической подготовки были бы невозможны и далеки от совершенства такие особенности как: затруднение полноценной вентиляции легких, возникающие вследствие задержания на определенное время дыхания при прицеливании и производстве выстрела; вдыхание воздуха, имеющего содержание значительного количества пороховых газов, а также постоянное действие сильнейшего раздражителя на слуховой анализатор.

Противодействовать негативному влиянию этих отрицательных факторов стрельбы курсантам вузов МВД могут помочь регулярные и целенаправленные занятия физической подготовкой.

Физическая подготовка является неотъемлемой и весьма важной составной частью комплексной системы становления курсантов и слушателей образовательных учреждений системы МВД России, представляющая собой процесс, направленный не только на формирование и развитие наиболее оптимальной физической формы организма, но и также позволяющий выдерживать значительные стрелковые нагрузки, как правило, непосредственно связанные с воздействием на нервную систему стрелка и способствующие повышению результативности и стабильности в стрельбе.

На процесс становления, развития и совершенствования спортивной формы сотрудника полиции и поддержания высоких результатов в стрельбе оказывает мощное влияние физическая подготовленность. Очевидным является тот факт, что физическая подготовка влияет на развитие и поддержание в хорошей оптимальной форме достаточно развитой мышечной системы и выносливости, чтобы производить большое количество выстрелов, заметно не снижая их качества. Также для сотрудника полиции весьма важны умения максимально расслаблять и в наибольшей мере выключать из работы те группы мышц, которые не принимают непосредственного участия в удерживании тела при изготовке, а также при нажатии на спусковой крючок, у него должны быть сильные мышцы, которые участвуют в процессе дыхания, чтобы при стрельбе лежа, когда грудная клетка несколько сдавлена, не ощущать затруднения в дыхании; у него должны быть сформированы точность и согласованность движений, быстрота реакции, хорошо развитое чувство равновесия и т.д. [2].

Таким образом, на сегодняшний день от переменного состава образовательного учреждения системы МВД России требуется наличие всестороннего физического развития и высокого уровня тренированности нервной системы. Именно поэтому все более актуализируется взаимосвязь огневой и физической подготовки, каждая из которых должна носить комплексный, системный, целенаправленный и постоянный характер.

Именно целенаправленный педагогический процесс физического воспитания иллюстрирует, каким образом физическая культура осуществляет свои образовательные и развивающие функции.

Если более детально рассмотреть те задачи, которые решаются в процессе физического воспитания, то среди них можно актуализировать формирование у обучающихся способности к пониманию роли физической культуры в развитии личности и необходимость подготовки ее к профессиональной деятельности;

важен также процесс накопления знаний в области научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни. Решение этих образовательных задач позволит сформировать мотивационно-ценностное отношение к физической культуре, а также установки на здоровый стиль жизни [3].

Системный процесс физического воспитания должен способствовать физическому самосовершенствованию и самовоспитанию личности, формированию у курсантов и слушателей потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом. Благодаря этому обучающиеся смогут овладеть системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, у них будет проявляться не только психическое благополучие, но также возможен процесс развития и совершенствования психофизических способностей, качеств и свойств личности.

В современных изменившихся условиях оперативно-служебной деятельности будущему офицеру ОВД совершенно необходимы не только устойчивые нравственно-волевые качества, но и здоровье, а также хорошая физическая подготовленность, благодаря чему можно говорить о готовности к профессиональной деятельности [4].

Образовательные функции процесса физической подготовки только повышают роль и значение воспитания гармоничной личности, а в контексте изменений, связанных с характером деятельности выпускников в органах внутренних дел, еще большее значение придается обучению, обуславливающему необходимость постоянного повышения качества учебных занятий, что превратит целостный системный процесс обучения в важнейшее средство. Все более актуальной становится задача формирования взглядов и убеждений, навыков и привычек дисциплинированного поведения курсантов, которая может быть реализована только в случае глубокого осмысления связей между учебно-тренировочным процессом и практической деятельностью, понимания значения фундаментальных теоретических положений.

Педагогическая практика свидетельствует, что при большом значении внеаудиторной воспитательной работы (спортивные секции, консультации, учебно-тренировочные сборы, соревнования) эффективность последней неразрывно связана с качеством решения воспитательных задач, реализуемых в ходе учебно-воспитательного процесса на практических занятиях. Но в целом успех профессионального воспитания курсантов в процессе занятий по физической подготовке в значительной мере зависит от полноты и эффективности использования воспитательных возможностей, заложенных в содержании и методах обучения, в педагогическом мастерстве профессорско-преподавательского состава кафедры физической подготовки [5].

Профессиональное воспитание в процессе физической подготовки охватывает разные стороны личности курсанта (познавательную, мотива-ционную, деятельностную) и предполагает достижение практического результата - прочного и необратимого формирования у курсантов вуза МВД России профессионально важных качеств, обеспечивающих выполнение будущими сотрудниками своего долга; развития у них целеустремленности и уверенности, готовности и умения отстаивать свои взгляды и убеждения в разнообразных условиях оперативно-служебной деятельности. Их объективной оценке во многом будут способствовать критерии профессионального воспитания:

ценностно-смысловой, мотивационно-целевой, деятельностный и их показатели.

Литература

1. Баранов В. Е, Благодатин А. Б. Взаимосвязь огневой и физической подготовки курсантов (слушателей) в процессе обучения в образовательных учреждениях системы МВД России //Концепт. 2017. Т. 36. С. 4-7. URL: http://e-koncept.ru/2017/771201.htm.

2. Гришина Ю. И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь : учебное пособие. Ростов н/Д : Феникс, 2014.

3. Физическая культура и физическая подготовка : учебник / И. С. Барчуков [и др.]; ред.: В. Я. Кикоть, И. С. Барчуков. М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2014.

4. Алдошин А. В., Баркалов С. Н. Характеристика динамики работоспособности и процессов, происходящих в организме сотрудников органов внутренних дел // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии : сборник материалов Международной научно-практической конференции. Хабаровск: ДВЮИ МВД России, 2017. С. 72-75.

5. Кузнецов С. В., Волков А. Н, Воронов А. И. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации : учебник / под общ. ред. С. В. Кузнецова. М. : ДГСК МВД России, 2016, 328 с.

References

1. Baranov V. Е, Blagodatin A. B. Vzaimosvyaz' ognevoj i fizicheskoj podgotovki kursantov (slushatelej) v protsesse obucheniya v obrazovatel'nykh uchrezhdeniyakh sistemy MVD Rossii [Interrelation of fire and physical training of cadets (listeners) in the course of training in educational institutions of a system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Kontsept, 2017, T. 36, pp. 4-7. Available at: http://e-koncept.ru/2017/771201.htm (accessed27.03.2019).

2. Grishina Yu. I. Obshchaya fizicheskaya podgotovka. Znat' i umet' [Generalphysical training. Nobility and be able to do]. Rostov-on-Don, Feniks Publ., 2014.

3. Barchukov I. S. [ets], Kikot' V. YA. (ed.), Barchukov I. S. (ed.). Fizicheskaya kul'tura i fizicheskaya podgotovka [Physical culture and physical training]. Moscow, YUNITI-DANA Publ., 2014.

4. Aldoshin A. V., Barkalov S. N. [Characterization of the dynamics of working capacity and processes occurring in the body of employees of the internal affairs bodies]. Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noj deyatel'nosti: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferentsii [Physical culture and sport in professional activities: modern trends and educational technologies. Collection of materials from the International scientific and practical conference]. Khabarovsk, DVYUI MVD Rossii Publ., 2017, pp. 72-75. (In Russ.).

5. Kuznetsov S. V., Volkov A. N., Voronov A. I. Teoreticheskie i metodicheskie osnovy organizatsii fizicheskoj podgotovki sotrudnikov organov vnutrennikh del Rossijskoj Federatsii [Theoretical and methodical bases of the organization of physical training of staff of bodies of internal affairs of the Russian Federation]. Moscow, DGSK MVD Rossii Publ., 2016, 328p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.