УДК 796.011.3
АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ В ВУЗАХ МВД РОССИИ
RELEVANT ASPECTS OF OPTIMIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS ON PHYSICAL TRAINING IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF THE INTERIOR OF RUSSIA
Баркалов Сергей Николаевич
кандидат педагогических наук, доцент начальник кафедры физической подготовки и спорта, Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова
г. Орёл, Россия Barkalov Sergey Nikolaevich Ph. D, assistant professor head of the chair of physical training and sports, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia
Orel, Russia
Аннотация. В статье рассмотрены возможности применения игрового и соревновательного методов на занятиях физической подготовкой в образовательных организациях МВД России в контексте формирования у обучающихся необходимых в предстоящей служебной деятельности прикладных двигательных навыков, личностных и психофизических качеств.
Abstract. In article the possibilities of application of game and competitive methods on occupations by physical training in the educational organizations of the Ministry of the Interior of Russia in the context of formation at students of necessary applied movement skills, personal and psychophysical qualities in the forthcoming office activity are considered.
Ключевые слова: физическая подготовка, двигательная активность, игровой метод, соревновательный метод.
Keywords: physical training, physical activity, game method, competitive method.
В системе профессионального образования МВД России не первый год стоит вопрос об обновлении и интенсификации учебно-воспитательного процесса по дисциплине «Физическая подготовка», для чего применяется бесчисленное число средств, методов и приемов, и преподавателям физической подготовки представляется широкая возможность разнообразно использовать те из них, которые позволяют сократить время освоения сложно-координационных и физически трудных упражнений, психологически готовят обучающихся не терять самообладание в непредсказуемых ситуациях, способствуют преодолению монотонности на занятиях.
В связи с этим хотелось бы еще раз обратить внимание преподавательского состава на эффективность применения игрового и соревновательного методов на занятиях по физической подготовке в образовательных организациях МВД России, не только потому, что они в совокупности многогранны, но и вследствие
того, что являются проверенным средством активизации двигательной деятельности за счет подключения эмоций. Важным достоинством данных методов является также возможность их использования в любом из разделов физической подготовки (общая и специальная физическая подготовка, развитие физических качеств, боевые приемы борьбы) и применения с одинаковым успехом при изучении практически всех тем учебной программы дисциплины «Физическая подготовка».
Неоднократно подтверждено, что правильное применение игрового и соревновательного методов в образовательном процессе позволяет добиться более высоких показателей в физической подготовленности занимающихся по сравнению с другими методами при одинаковых затратах времени [1, 2, 3].
Под игровым и соревновательным методами в физическом воспитании подразумеваются способы приобретения и совершенствования знаний, умений и навыков, развития двигательных и воспитания морально-волевых качеств в условиях игры и соревнований. К общим характерным признакам этих двух методов можно отнести: 1) присутствие соперничества и эмоциональности; 2) непредсказуемую изменчивость как условий, так и действий самих участников; 3) проявление максимальных физических усилий и стремление добиться победы при соблюдении оговоренных правил [4].
Указанные признаки будут являться, своего рода, катализатором в физическом совершенствовании только при квалифицированном педагогическом руководстве. В противном случае они могут способствовать воспитанию чрезмерного эгоизма, тщеславия и т.п., а также созданию большого числа травмоопасных ситуаций.
Следует отметить, что при применении игрового метода результат достигается быстро и незаметно для самого занимающегося. Данный метод снижает до минимума возможность наступления центрального утомления, возникающего в результате многократных монотонных импульсов, поступающих от мышечных волокон в кору головного мозга. Наоборот, освоение двигательных действий происходит на фоне психоэмоциональной разгрузки [5].
Соревновательный метод, куда относят проведение соревнований по видам спорта, различных эстафет и подвижных игр с элементами прикладной гимнастики, рукопашного боя, самозащиты и т.д., предполагает присутствие стрессового фактора, которым может быть стимул, определяющий уровень ответственности. Иными словами, соревнования в зависимости от их значимости (ранга) всегда оказывают определенное нервно-психическое напряжение на участников, у которых в этот момент возникают оптимальные (боевая готовность) или неоптимальные (стартовая лихорадка и апатия) психические реакции [6].
Практика показывает, что спортсмен, не имеющий соревновательного опыта, чаще подвержен неоптимальным психическим реакциям. И наоборот, спортсмен с большим соревновательным опытом в любой стрессовой ситуации ведет себя уверенно и хладнокровно [7]. Другими словами, условия соревнований при определенных обстоятельствах можно считать приближенными к экстремальным. Именно поэтому проведение занятий с применением соревновательного метода в образовательных организациях МВД России тем более актуально, т.к. сотрудникам ОВД свои обязанности чаще
других приходится выполнять в экстремальных условиях.
Необходимость использования игрового метода в ходе занятий по физической подготовке также бесспорна. Во-первых, он может использоваться в подготовительной части занятия, что значительно сокращает период «врабатывания», т.е. быстро, эффективно и качественно выводит организм занимающихся на оптимальный уровень работы. Во-вторых, использовать его для совершенствования двигательных навыков. Отработка навыка в непредсказуемых и постоянно изменяющихся условиях быстро приводит к прочному его закреплению. В-третьих, как уже отмечалось, игровой метод способствует разрушению монотонности, что, в свою очередь, активизирует двигательную деятельность занимающихся и повышает моторную плотность занятия.
Таким образом, игровые задания несут в себе большой эмоциональный заряд, который при определенных условиях является эффективным средством не только физического развития, но и духовного воспитания обучающихся. Кроме того, соревновательный метод психологически подготавливает занимающихся к действиям в экстремальных условиях и ситуациях. Поэтому с оздоровительной, воспитательной, образовательной точек зрения широкое применение в профессиональной подготовке будущих сотрудников правопорядка игрового и соревновательного методов на занятиях физической подготовкой не только желательно, но и просто необходимо.
Литература
1. Герасимов И. В. Содержание специально направленной физической подготовки курсантов и слушателей образовательных учреждений МВД России с использованием спортивных и подвижных игр (на примере подготовки оперуполномоченных уголовного розыска) : автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб. 2003. 29 с.
2. Моськин С. А. Некоторые аспекты изучения приемов самозащиты игровым способом на занятиях по физической подготовке // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 140-144.
3. Подрезов И. Н. О необходимости введения некоторых нетрадиционных видов спорта в программу физической подготовки обучающихся в вузах системы МВД России // Физическая культура и спорт в профессиональной деятельности: современные направления и образовательные технологии: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Хабаровск : ДВЮИ МВД России, 2016. С. 269273.
4. Еремин Р. В. Принципы, методы и средства физической подготовки // Научный вестник Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова. 2015. № 4 (65). С. 133-136.
5. Алдошин А. В., Еремин Р. В. Особенности применения подвижных игр в различных видах спорта // Актуальные проблемы физической культуры и спорта курсантов и слушателей: сборник статей. Орел: ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2017. С. 13-18.
6. Еремин Р. В. Проблемы воспитания волевых качеств и психологическая подготовка квалифицированных бегунов к соревнованиям в условиях образовательных
организаций // Совершенствование физической подготовки сотрудников правоохранительных органов: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В.В. Лукьянова, 2016. С. 77-80.
7. Макеева В. С., Баркалов С. Н., Пушкина В. Н., Оляшев Н. В. Управление психофизической готовностью курсантов-спортсменов юридических вузов // Российский психологический журнал. 2017. Т. 14. № 3. С. 210-228.
References
1. Gerasimov I. V. Soderzhanie special'no napravlennoj fizicheskoj podgotovki kursantov i slushatelej obrazovatel'nyh uchrezhdenij MVD Rossii s ispol'zovaniem sportivnyh i podvizhnyh igr (na primere podgotovki operupolnomochennyh ugolovnogo rozyska) : avtoref. dis. ... kand. ped. Nauk [Content of specially directed physical training of cadets and students of educational institutions of the Ministry of the Interior of Russia with use of sports and outdoor games (on the example of training of operatives of criminal investigation department). The abstract of the thesis for a degree of the candidate of pedagogical sciences]. SPb., 2003. 29 p.
2. Mos'kin S. A. [Some aspects of studying of methods of self-defense in the game way on classes in physical training]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov: sbornik statej [Improvement of physical training of law enforcement officers. Collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2016, pp. 140-144. (In Russia).
3. Podrezov I. N. [About need of introduction of some nonconventional sports to the program of physical training of students for higher education institutions of system of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation]. Fizicheskaya kul'tura i sport v professional'noj deyatel'nosti: sovremennye napravleniya i obrazovatel'nye tekhnologii. Sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Physical culture and sport in professional activity. Modern directions and educational technologies: collection of materials of the International scientific and practical conference]. Khabarovsk, Far Eastern Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of the Russia, 2016, pp. 269-273. (In Russia).
4. Eremin R. V. rincipy, metody i sredstva fizicheskoj podgotovki [Principles, methods and means of physical training]. Nauchnyj vestnik Orlovskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii imeni V. V. Luk'yanova - Scientific bulletin of the Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2015, no. 4 (65), pp. 133-136.
5. Aldoshin A. V., Eremin R. V. [Features of application of outdoor games in different types of sport]. Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta kursantov i slushatelej. Sbornik statej [Current problems of physical culture and sport of cadets and listeners. Collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2017, pp. 13-18. (In Russia).
6. Eremin R. V. [Problems of education of strong-willed qualities and psychological training of the qualified runners for competitions in the conditions of the educational organizations]. Sovershenstvovanie fizicheskoj podgotovki sotrudnikov pravoohranitel'nyh organov. Sbornik statej [Improvement of physical training of law enforcement officers. Collection of articles]. Orel, Lukyanov Orel Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia, 2016, pp. 77-80. (In Russia).
7. Makeeva V. S., Barkalov S. N., Pushkina V. N., Olyashev N. V. Upravlenie psihofizicheskoj gotovnost'yu kursantov-sportsmenov yuridicheskih vuzov [Management of psychophysical readiness of cadets athletes of legal higher education institutions]. Rossijskij psihologicheskij zhurnal - Russian psychological magazine, 2017, T. 14, no. 3, pp. 210-228.