Научная статья на тему 'Обучение двигательным действиям и воспитание психофизических качеств курсантов'

Обучение двигательным действиям и воспитание психофизических качеств курсантов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / МОРАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PROFESSIONAL APPLIED PHYSICAL TRAINING / MORAL VOLITIONAL QUALITIES / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

В статье рассматривается значимость профессионально прикладной физической подготовки курсантов, а также значение морально волевых качеств в процессе осуществления практической деятельности сотрудником ОВД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Моськин Сергей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRAINING IN MOTOR ACTIONS AND EDUCATION OF PSYCHOPHYSICAL QUALITIES OF CADETS

The article considers the importance of professional applied physical training of cadets, as well as the importance of moral volitional qualities I the implementation of practical activities of employees of internal affairs bodies

Текст научной работы на тему «Обучение двигательным действиям и воспитание психофизических качеств курсантов»

УДК 796.011.3

ОБУЧЕНИЕ ДВИГАТЕЛЬНЫМ ДЕЙСТВИЯМ И ВОСПИТАНИЕ ПСИХОФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ КУРСАНТОВ

TRAINING IN MOTOR ACTIONS AND EDUCATION OF PSYCHOPHYSICAL QUALITIES OF CADETS

Моськин Сергей Александрович

Преподаватель кафедра физической подготовки и спорта Орловский юридический институт МВД России им. В. В. Лукьянова

г. Орел, Россия Moskin Sergey Aleksandrovich

teacher

department of physical training and sports Orel Law Institute of the Ministry of Interior of the Russian Federation

named after V. V. Lukyanov Orel, Russia

Аннотация. В статье рассматривается значимость профессионально-прикладной физической подготовки курсантов, а также значение морально-волевых качеств в процессе осуществления практической деятельности сотрудником ОВД.

Abstract. The article considers the importance of professional applied physical training of cadets, as well as the importance of moral volitional qualities I the implementation of practical activities of employees of internal affairs bodies

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка, морально-волевы1е качества, физическое воспитание.

Keywords: professional applied physical training, moral volitional qualities, physical education.

Техническая революция практически освободила человека от утомительных физических усилий. По данным российского ученого, академика А. А. Братцева, доля мускульных затрат в энергетическом балансе человечества резко снизилась.

Если 100 лет назад 96% всей работы на земле человек выполнял за счет мышечных напряжений и только 4% осуществлялось машинами, то в настоящее время лишь 1% работы приходится на немеханизированный труд, а 99% работы выполняют современные машины.

Для профессиональной деятельности требуется большая умственная работоспособность, умение длительно сосредоточивать и быстро переключать внимание, способность точно воспринимать и перерабатывать значительную информацию, тонко координировать свои движения при управлении приборами. Особенно это актуально для органов внутренних дел, которые на современном этапе проходят процесс автоматизации посредством укомплектования современными техническими средствами последнего поколения.

Преимущественно интеллектуальный характер работы полиции, казалось бы, снижает необходимость физической подготовленности. Однако данные научных исследований показывают, что значение тренированности для сохранения работоспособности и здоровья тем существеннее, чем большие требования предъявляет повседневная деятельность к двигательным, функциональным и психологическим качествам человека. Поэтому сейчас, как никогда, так остро осознается необходимость разумного сочетания умственной работы с физическими упражнениями, особенно в ОВД.

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП) -разновидность специальной физической подготовки, оформившаяся в самостоятельное направление физического воспитания и нацеленная на психофизическую подготовку человека к профессиональному труду. ППФП - это специально направленное и избирательное использование средств физкультуры и спорта для подготовки человека к определенной профессиональной деятельности.

Цель ППФП - психофизическая готовность к успешной профессиональной деятельности. Для достижения этой цели, необходимо создать у будущих милиционеров готовность к ускорению профессионального обучения, к предупреждению профессиональных заболеваний, к формированию необходимых прикладных знаний, к использованию средств физподготовки. Задачи ППФП:

1) осваивать прикладные умения и навыки;

2) воспитывать прикладные психофизические качества;

3) воспитывать прикладные специфические качества.

Содержание ППФП: прикладные знания имеют непосредственную связь с будущей профессиональной деятельностью, их можно получить в процессе физического воспитания, путем самостоятельного изучения литературы. Знания о закономерностях повышения спортивной работоспособности имеют единую психофизиологическую основу с знаниями о достижении и поддержании высокой работоспособности человека в сфере труда.

Прикладные умения и навыки обеспечивают безопасность в быту и при выполнении определенных профессиональных видов работ, способствуют быстрому и экономичному передвижению при решении оперативных задач.

Воспитание моральных качеств заключается в формировании у каждого человека представлений, понятий, взглядов и убеждений, навыков и привычек поведения, соответствующих принципам общечеловеческой морали; в развитии чувства патриотизма, преданности своему коллективу.

Важнейшими задачами волевой подготовки являются:

1) научиться максимально мобилизоваться для достижения успеха;

2) научиться управлять своим эмоциональным состоянием;

3)воспитывать у себя такие качества, как целеустремленность, решительность и смелость, настойчивость и упорство, выдержка и самообладание, самостоятельность и инициативность.

Морально-волевая подготовка осуществляется успешно, если процесс воспитания органически связан с совершенствованием тактико-технического мастерства, развитием физических качеств и других сторон подготовки.

Практической основой методики морально-волевой подготовки в учебно-

тренировочном процессе являются: регулярное приучение к обязательному выполнению тренировочной программы и соревновательных установок; систематическое введение в занятия дополнительных трудностей; широкое использование соревновательного метода и создание в процессе тренировки атмосферы высокой конкуренции.

В процессе воспитания моральных и волевых качеств применяется широкий круг методов - убеждение, принуждение, метод постепенно повышающихся трудностей, соревновательный метод. Умелое их использование приучает курсантов к дисциплине, воспитывает у них требовательность к себе, настойчивость и упорство в достижении цели, способность к преодолению трудностей, уверенность в своих силах, смелость, решительность, чувство коллективизма, волю к победе, способность к предельной мобилизации сил в условиях тренировочных занятий и соревнований.

Воспитание морально-волевых качеств тесно связано с патриотическим воспитанием и психологической подготовкой курсантов. Это, в свою очередь, способствует воспитанию настойчивости и упорства, целеустремленности, воли к победе, желанию преодолеть любые трудности.

При совершенствовании психических возможностей курсанта одним из важных направлений является снижение уровня эмоционального возбуждения с целью улучшения общего баланса нервных процессов и успокоения. Здесь могут быть использованы такие приемы, как словесные воздействия преподавателя (разъяснение, убеждение, одобрение, похвала и др.), с помощью которых снижается эмоциональная напряженность курсанта, неуверенность его в своих силах, уменьшается чрезмерное чувство ответственности за выступление.

Весьма эффективными являются приемы, связанные с применением движений и внешних воздействий, способствующие снижению уровня возбуждения: произвольная задержка выразительных движений, свойственных возбужденному состоянию; произвольная регуляция дыхания, изменяя интервалы вдоха и выдоха или задерживая его; последовательное расслабление основных групп мышц (сидя или лежа) с применением успокаивающей автогенной тренировки; чередование напряжения и расслабления локальных групп мышц; контроль за собственной мимикой, выражением лица, моторикой рук и ног и другими внешними проявлениями и приведение их к уровню, соответствующему нормальному, спокойному состоянию; успокаивающие приемы массажа и самомассажа.

Для повышения уровня возбуждения с целью мобилизации курсанта перед предстоящим выступлением, настройки его на максимальную отдачу в соревнованиях используются те же группы методов, которые по результатам воздействия должны иметь противоположную направленность: словесные воздействия тренера (убеждение, требование, похвала и пр.), но способствующие повышению психического напряжения и т.д.

Основное значение при воспитании смелости, решительности и уверенности в своих силах имеет постепенное усложнение упражнений и заданий, повышение требований к условиям их выполнения. Задание для каждого курсанта должно быть, по возможности, индивидуальным - трудным, но выполнимым. В этом плане большое значение имеют изучение преподавателем своих учеников, правильная оценка их возможностей. Каждое из заданий

должно быть таким по сложности, чтобы курсанты могли его выполнить при полной мобилизации своих умений, сил и возможностей.

Для формирования психической устойчивости курсантов можно использовать все формы физической подготовки. Остановимся на особенностях таких разделов программы по физической подготовке, как преодоление препятствий, лыжная подготовка, легкая атлетика и ускоренные передвижения, рукопашный бой, которые, по нашему мнению, наиболее подходят для решения задач психологической подготовки курсантов.

Для увеличения психической нагрузки рекомендуются следующие методические приемы: использование шумовых эффектов, преодоление отдельных препятствий и всей полосы препятствий в усложненных условиях: в дождь, ночью, одного препятствия несколькими курсантами, встречное преодоление одного препятствия, с оружием, в условиях задымления, элементов огневой полосы.

Особенно сильное нервно-психическое напряжение испытывают обучаемые, при преодолении огневой полосы препятствий после марш-броска. Такие занятия могут проводиться в ночное время, от этого психологический эффект еще больше возрастает.

Основная задача лыжной подготовки и легкой атлетики - воспитание выносливости, способность длительное время выполнять тяжелую работу, что, в свою, очередь, приучает курсантов к выдержке, умению терпеть.

Кроссы и марш-броски необходимо проводить, изменяя длину дистанции, систематически в любых условиях: в дождь, жару, в холод, ночью, в средствах защиты. На младших курсах, можно варьировать дистанцию в сторону уменьшения, но изменить условия подведения итогов соревнований.

Например, при проведении соревнований по марш-броску, место группы определять по результату последнего участника группы, разрешать или не разрешать помощь друг другу, разрешать или не разрешать передавать другим участникам группы оружие, снаряжение и т.д. На старших курсах можно проводить марш-броски и в ночное время, разрешать группе выбор маршрута с точки старта до точки финиша, проводить соревнования между младшими и старшими курсами на условиях гандикапа, наконец, устанавливать контрольное время прохождения дистанции и т.д.

Большое место для повышения психической устойчивости на занятиях по физической подготовке отводится рукопашному бою. Само по себе выполнение приемов рукопашного боя способствует психической закалке курсантов. Однако наибольший интерес представляет предельно возможное наращивание психологического воздействия на занятиях по рукопашному бою. Психологический эффект может достигаться при выполнении приемов в неожиданных ситуациях (в здании, в траншее, на лестничных пролетах, после прыжка в глубину, с хода, против нескольких противников), в различных условиях (на льду, на снегу, на траве, на асфальте), а также на фоне утомления. Такая обстановка учит принимать решения и действовать в сложных условиях, в ограниченное время, и быть готовым к схватке с противником психологически.

Таким образом, физическая подготовка способствует не только физическому воспитанию курсантов, но и их морально-психологической подготовке.

Литература

1. Алдошин А. В. Психофизическая работоспособность курсантов и слушателей Орловского юридического института МВД России имени В. В. Лукьянова //Актуальные проблемы физической культуры/ и спорта курсантов, слушателей и студентов: сборник статей. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 8-11.

2. Баркалов С. Н. Психологическая подготовка в структуре учебно-тренировочного процесса по служебно-прикладным видам спорта // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения (состояние, проблемы, пути совершенствования) : материалы Международной научно-практической конференции. Орел : ОрЮИ МВД России имени В. В. Лукьянова, 2016. С. 85-89.

3. Герасимов И. В. Перенос тренированности на профессиональную деятельность в процессе физической подготовки //Наука и практика. 2015. № 2(63). С. 132-134.

4. Герасимов И. В. Психофизическая тренировка, направленная на формирование профессиональных и личностных качеств сотрудников ГИБДД // Наука и практика. 2016. № 1(66). С. 36-40.

5. Еремин Р. В., Кузнецов М. Б., Осипов Д. В. Психолого-педагогические условия при формировании компонентов готовности к служебно-боевой деятельности //Наука-2020. 2016. № 4(10). С. 146-150.

References

1. Aldoshin A. V. [Psychophysical performance of cadets and students of the Oryol law institute of the Ministry of the Internal Affairs of Russia named after V.V. Lukyanov]. Aktual'nye problemy fizicheskoj kul'tury i sporta kursantov, slushatelej i studentov. Sbornik state/' [Actual problems of physical culture and sports of cadets and students: collection articles]. Ore, OrYUIMVD Rossiiimeni V V Luk'yanova Pub/., 2016, pp. 8-11.

2. Barkalov S. N. Psihologicheskaya podgotovka v strukture uchebno-trenirovochnogo processa po sluzhebno-prikladnym vidam sporta [Psychological training in the structure of training the training process for service applied sport]. Upravlenie deyatel'nost'yu po obespecheniyu bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya (sostoyanie, problemy, puti sovershenstvovaniya). Materialy Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii [Management of road safety activities movements (state, problems, ways of improvement). Materials of the international scientific practical conference]. Orel, OrYUI MVD Rossii imeni V V Luk'yanova Pub/., 2016, pp. 85-89. (In Russ.).

3. Gerasimov I. V. Perenos trenirovannosti na professional'nuyu deyatel'nost' v processe fizicheskoj podgotovki [Transfer professional training activity in the process of physical training]. Nauka i praktika - Science and practice, 2015, no. 2(63), pp. 132-134.

4. Gerasimov I. V. Psihofizicheskaya trenirovka, napravlennaya na formirovanie professional'nyh i lichnostnyh kachestv sotrudnikov GIBDD [Psychophysical training aimed at formation professional and personal quality the police]. Nauka i praktika - Science and practice, 2016, no. 1(66), pp. 36-40.

5. Eremin R. V., Kuznecov M. B., Osipov D. V. Psihologo-pedagogicheskie usloviya pri formirovanii komponentov gotovnosti k sluzhebno-boevoj deyatel'nosti [Psychological and pedagogical conditions in the formation of components of readiness for service the combat activities.]. Nauka-2020, 2016, no. 4(10), pp. 146-150.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.