Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
УДК 372.879.6
V
Владимир Александрович ФИЛИППОВИЧ,
доцент кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF LAW CADETS' PSYCHOPHYSICAL READINESS
FOR PROFESSIONAL ACTIVITY
В статье раскрываются вопросы организации занятий по физической подготовке, направленных на формирование психофизической готовности курсантов юридических вузов к профессиональной деятельности.
The article considers the issues of organization of physical training classes aimed at formation of law cadets1 psychophysical readiness for professional activity.
Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты юридических вузов, психофизическая готовность, профессиональная подготовка.
Keywords: physical training, law cadets, psychophysical readiness, professional training.
Оперативно-боевая и физическая подготовка в органах наркоконтроля организуется и проводится в соответствии с приказом ФСКН России от 28 декабря 2006 г. №439дсп "Об утверждении Программы оперативно-боевой и физической подготовки сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".
В ходе оперативно-служебной деятельности сотрудники органов наркоконтроля пресекают преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, задерживают лиц, подозреваемых в этих преступлениях. Задержания преступников, как правило, связаны с применением физической силы, приемов рукопашного боя специальных средств и огнестрельного оружия.
Для решения оперативно-служебных задач сотрудники органов наркоконтроля должны иметь высокий уровень физической подготовленности, владеть навыками применения приемов рукопашного боя, навыками обращения с оружием и стрельбы из него.
Проведение мероприятий с использованием сил и средств органов наркоконтроля может быть сопряжено с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья, что может привести к увеличению случаев травматизма, ранения и даже гибели сотрудников. В связи с этим руководство ФСКН России (распоряжение Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России от 9 февраля 2015 г. №9/2/706 "О сокращении сотрудников спецназа") указывает:
- мероприятия по задержанию подозреваемых в совершении преступлений относить к операциям, связанным с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время. Сотрудникам оперативных подразделений и подразделений специального назначения быть всегда готовыми к жестокому сопротивлению со стороны задерживаемых лиц (применению холодного и огнестрельного оружия; транспортных средств в качестве тарана; физической силы; других подручных средств), проводить обязательную видеофиксацию всех действий;
- во время проведения мероприятий по задержанию подозреваемых, использующих транспортные средства, применять активнее меры психологического воздействия.
В распоряжении ФСКН России от 27 ноября 2014 г. №694-р "Об организации оперативно-боевой и физической подготовки в территориальных органах и организациях ФСКН России в 2015 году" говорится, в частности, о повышении требований к организации и проведению теоретических и практических занятий по оперативно-боевой и физической подготовке.
Решая в плане социальной жизни общества свои задачи по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка, обеспечению безопасности дорожного движения, сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с самыми различными проявлениями человеческих убеждений, интересов, потребностей, взаимоотношений, позиций и других психологических особенностей. При выполнении своих функциональных обязанностей они зачастую вступают в силовое противоборство и психологически обостренные отношения с частью граждан, особенно с теми, кто встал на путь конфликта с законом либо обладает деформированным правосознанием. [2]
Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов зачастую сопровождается значительным эмоциональным напряжением (стрессом), обусловленным большой ответственностью
за принятые решения, здоровье и жизнь людей.
Стрессы резко приводят к ошибкам, конфликтным ситуациям, отрицательно влияют на работоспособность людей, на состояние здоровья и ведут к заболеваниям сердечно-сосудистой и центральной нервной систем.
В связи с этим организация и содержание профессионально-прикладной физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов должны быть направлены на физическую и психологическую подготовку, которая отражает развитие не только физических, но и волевых качеств и психических свойств личности.
Важным условием, способствующим формированию этих качеств будущих сотрудников правоохранительных органов, является построение учебно-воспитательного процесса на базе широкого внедрения проблемного обучения через систему поиска и решения обучаемыми проблемных учебно-практических заданий. [1]
На занятиях по физической подготовке эти вопросы могут решаться путем создания учебно-практических ситуаций, требующих быстрой оценки обстановки, принятия незамедлительных решений, активных и инициативных действий по их реализации. Это возможно при преодолении комплексной полосы препятствий, выполнении защиты от нападения вооруженного и невооруженного противника, в процессе учебно-тренировочных поединков (спаррингов) по различным видам единоборств и т.д.
Умелое применение в учебно-воспитательном процессе по физической подготовке активных форм и методов обучения курсантов позволит преподавателям наилучшим образом развивать не только их познавательную деятельность, но и психомоторные реакции, что будет способствовать повышению качества и результативности усвоения полученных двигательных умений и навыков с прикладной направленностью. [5]
По материалам бесед, анкетирования, наблюдений, в результате изучения диссертационных исследований мы пришли к зак-
Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -
лючению о том, что профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов по своему содержанию, методике и формам проведения получила хорошее научное обоснование, практическую апробацию.
Однако современные научные данные и практический накопленный опыт свидетельствуют о том, что процесс психофизической подготовки курсантов юридических вузов может и должен быть усовершенствован организационно и методически. Необходимо обеспечить педагогические условия подготовки с учетом данных и рекомендаций современной психологии, профессиональной дидактики по интенсификации, которые способствуют повышению качества и профессионального уровня обучаемых. Этот процесс должен, по нашему мнению, преобразоваться в стройную подсистему целенаправленной и организованно осуществляемой учебной и педагогической работы учебного заведения юридического профиля. [4]
Осуществляя психофизическую подготовку, необходимо создавать в ходе практических занятий напряженную обстановку, моделировать психологические трудности, развивать профессионально важные качества. В этом случае физическая подготовка, занятия спортом будут сочетаться с психологической подготовкой курсантов. Эти занятия могут:
- повышать у обучаемых уверенность в себе при действиях в сложной и опасной для жизни и здоровья обстановке;
- развивать выдержку, самообладание, умение контролировать свои действия, работать быстро и расчетливо;
- формировать смелость, настойчивость, решительность и т.д.;
- укреплять чувство долга и ответственности, стойкость к временным неудачам, волю к победе и ведению борьбы до конца, преодолевая противодействие.
Задачи по формированию психофизической подготовленности курсантов на занятиях по физической подготовке в Сибирском юридическом институте ФСКН России решаются не только общепринятыми сред-
ствами и методами, но и посредством широкого использования преодоления специальной моделированной психологической полосы препятствий (СППП) с элементами рукопашного боя и стрельбы в цель на фоне усталости из пневматического или боевого оружия (в зависимости от условий) за контрольное время. [3]
Методика обучения заключается в последовательном изучении и преодолении отдельных элементов специальной психологической полосы препятствий как в условиях спортивного зала, так и на местности с дальнейшим совершенствованием ее в целом.
После отработки всех элементов СППП преодолевается на время по одному, в парах и с гандикапом, при этом один обучаемый имитирует убегающего преступника, а второй - преследующего полицейского. После преодоления всех элементов СППП, включая метание гранаты в удаленную цель, обучаемые проводят спарринг по рукопашному бою, боксу или кикбоксингу, в зависимости от условий и времени года под контролем преподавателей в течение одной минуты. После окончания спарринга производится стрельба из пневматического оружия до попадания в цель. Если запланировано забегание в тир после преодоления СППП, то стрельба по цели ведется из боевого оружия.
Занятия на СППП проводятся как на стадионе, так и в зале, моделируя ситуации и изменяя задания, используя внезапное нападение вооруженного и невооруженного преступника.
Специальная психологическая полоса препятствий включает:
- бег по стадиону (300 м);
- преодоление различных препятствий (параллельные брусья в упоре, рукоход в висе и по верху, преодоление забора высотой 2 м, прыжки через яму длиной 3 м и глубиной 1 м, лабиринт, разрушенный мост с узкой и высокой опорой, качающийся мост, разрушенную лестницу, блиндаж);
- метание учебной гранаты по удаленной цели;
- спарринг по правилам рукопашного боя (1-2 мин.);
стрельбу из пневматического или боевого оружия в цель.
Широкое использование специальной психологической полосы препятствий и различных видов единоборств на практических занятиях по физической подготовке, как показали проведенные нами исследования, позволило существенно повысить физическую и психологическую подготовленность курсантов.
Таким образом, широкое использование в учебном процессе специальной психологической полосы препятствий и различных видов единоборств, ориентация сознания обучаемых на решение тренировочных и соревновательных задач положительно влияют на курсантов юридических вузов и обеспечивают реальную готовность к профессиональной деятельности, а также к действиям в различных экстремальных ситуациях.
Библиографический список
1. Дворник, Г.М. Формирование профессионально-прикладных навыков самозащиты без оружия на основе метода моделирования динамических ситуаций : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.М. Дворник. - Мн.: ИФК, 1987.
2. Столяренко, А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел : учебное пособие / А.М. Столяренко. - М., 1987.
3. Филиппович, В.А. Формирование профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических вузов / В.А. Филиппович, Е.В. Панов // Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях : материалы региональной научно-практической конференции (г. Красноярск, 28-29 ноября 2007 г.). - Красноярск, 2007. - С. 70-73.
4. Чергинец, В.П. Формирование профессионально важных качеств у студентов юридических вузов средствами физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Чергинец. - Улан-Удэ, 2004.
5. Чистяков, Ю.А. Полоса препятствий как комплексный контроль физической подготовленности слушателей учебных заведений МВД РФ / Ю.А. Чистяков, В.И. Андреев,
B.Г. Колюхов // Пути повышения боевой подготовки слушателей учебных заведений МВД РФ : материалы научно-методической межвузовской конференции. - Орел, 1994. -
C. 26-28.