Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования психофизической готовности курсантов юридических вузов к профессиональной деятельности'

Организационно-педагогические условия формирования психофизической готовности курсантов юридических вузов к профессиональной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
60
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / LAW CADETS / PSYCHOPHYSICAL READINESS / PROFESSIONAL TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппович Владимир Александрович

В статье раскрываются вопросы организации занятий по физической подготовке, направленных на формирование психофизической готовности курсантов юридических вузов к профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппович Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF LAW CADETS'' PSYCHOPHYSICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

The article considers the issues of organization of physical training classes aimed at formation of law cadets 1 psychophysical readiness for professional activity.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования психофизической готовности курсантов юридических вузов к профессиональной деятельности»

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -

УДК 372.879.6

V

Владимир Александрович ФИЛИППОВИЧ,

доцент кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук

filvov_69@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ КУРСАНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF LAW CADETS' PSYCHOPHYSICAL READINESS

FOR PROFESSIONAL ACTIVITY

В статье раскрываются вопросы организации занятий по физической подготовке, направленных на формирование психофизической готовности курсантов юридических вузов к профессиональной деятельности.

The article considers the issues of organization of physical training classes aimed at formation of law cadets1 psychophysical readiness for professional activity.

Ключевые слова: физическая подготовка, курсанты юридических вузов, психофизическая готовность, профессиональная подготовка.

Keywords: physical training, law cadets, psychophysical readiness, professional training.

Оперативно-боевая и физическая подготовка в органах наркоконтроля организуется и проводится в соответствии с приказом ФСКН России от 28 декабря 2006 г. №439дсп "Об утверждении Программы оперативно-боевой и физической подготовки сотрудников органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ".

В ходе оперативно-служебной деятельности сотрудники органов наркоконтроля пресекают преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, задерживают лиц, подозреваемых в этих преступлениях. Задержания преступников, как правило, связаны с применением физической силы, приемов рукопашного боя специальных средств и огнестрельного оружия.

Для решения оперативно-служебных задач сотрудники органов наркоконтроля должны иметь высокий уровень физической подготовленности, владеть навыками применения приемов рукопашного боя, навыками обращения с оружием и стрельбы из него.

Проведение мероприятий с использованием сил и средств органов наркоконтроля может быть сопряжено с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья, что может привести к увеличению случаев травматизма, ранения и даже гибели сотрудников. В связи с этим руководство ФСКН России (распоряжение Департамента специального и криминалистического обеспечения ФСКН России от 9 февраля 2015 г. №9/2/706 "О сокращении сотрудников спецназа") указывает:

- мероприятия по задержанию подозреваемых в совершении преступлений относить к операциям, связанным с риском (повышенной опасностью) для жизни и здоровья в мирное время. Сотрудникам оперативных подразделений и подразделений специального назначения быть всегда готовыми к жестокому сопротивлению со стороны задерживаемых лиц (применению холодного и огнестрельного оружия; транспортных средств в качестве тарана; физической силы; других подручных средств), проводить обязательную видеофиксацию всех действий;

- во время проведения мероприятий по задержанию подозреваемых, использующих транспортные средства, применять активнее меры психологического воздействия.

В распоряжении ФСКН России от 27 ноября 2014 г. №694-р "Об организации оперативно-боевой и физической подготовки в территориальных органах и организациях ФСКН России в 2015 году" говорится, в частности, о повышении требований к организации и проведению теоретических и практических занятий по оперативно-боевой и физической подготовке.

Решая в плане социальной жизни общества свои задачи по профилактике, раскрытию и расследованию преступлений, охране общественного порядка, обеспечению безопасности дорожного движения, сотрудники правоохранительных органов сталкиваются с самыми различными проявлениями человеческих убеждений, интересов, потребностей, взаимоотношений, позиций и других психологических особенностей. При выполнении своих функциональных обязанностей они зачастую вступают в силовое противоборство и психологически обостренные отношения с частью граждан, особенно с теми, кто встал на путь конфликта с законом либо обладает деформированным правосознанием. [2]

Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных органов зачастую сопровождается значительным эмоциональным напряжением (стрессом), обусловленным большой ответственностью

за принятые решения, здоровье и жизнь людей.

Стрессы резко приводят к ошибкам, конфликтным ситуациям, отрицательно влияют на работоспособность людей, на состояние здоровья и ведут к заболеваниям сердечно-сосудистой и центральной нервной систем.

В связи с этим организация и содержание профессионально-прикладной физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов должны быть направлены на физическую и психологическую подготовку, которая отражает развитие не только физических, но и волевых качеств и психических свойств личности.

Важным условием, способствующим формированию этих качеств будущих сотрудников правоохранительных органов, является построение учебно-воспитательного процесса на базе широкого внедрения проблемного обучения через систему поиска и решения обучаемыми проблемных учебно-практических заданий. [1]

На занятиях по физической подготовке эти вопросы могут решаться путем создания учебно-практических ситуаций, требующих быстрой оценки обстановки, принятия незамедлительных решений, активных и инициативных действий по их реализации. Это возможно при преодолении комплексной полосы препятствий, выполнении защиты от нападения вооруженного и невооруженного противника, в процессе учебно-тренировочных поединков (спаррингов) по различным видам единоборств и т.д.

Умелое применение в учебно-воспитательном процессе по физической подготовке активных форм и методов обучения курсантов позволит преподавателям наилучшим образом развивать не только их познавательную деятельность, но и психомоторные реакции, что будет способствовать повышению качества и результативности усвоения полученных двигательных умений и навыков с прикладной направленностью. [5]

По материалам бесед, анкетирования, наблюдений, в результате изучения диссертационных исследований мы пришли к зак-

Вестник Сибирского юридического института ФСКН России— -

лючению о том, что профессионально-прикладная физическая подготовка курсантов по своему содержанию, методике и формам проведения получила хорошее научное обоснование, практическую апробацию.

Однако современные научные данные и практический накопленный опыт свидетельствуют о том, что процесс психофизической подготовки курсантов юридических вузов может и должен быть усовершенствован организационно и методически. Необходимо обеспечить педагогические условия подготовки с учетом данных и рекомендаций современной психологии, профессиональной дидактики по интенсификации, которые способствуют повышению качества и профессионального уровня обучаемых. Этот процесс должен, по нашему мнению, преобразоваться в стройную подсистему целенаправленной и организованно осуществляемой учебной и педагогической работы учебного заведения юридического профиля. [4]

Осуществляя психофизическую подготовку, необходимо создавать в ходе практических занятий напряженную обстановку, моделировать психологические трудности, развивать профессионально важные качества. В этом случае физическая подготовка, занятия спортом будут сочетаться с психологической подготовкой курсантов. Эти занятия могут:

- повышать у обучаемых уверенность в себе при действиях в сложной и опасной для жизни и здоровья обстановке;

- развивать выдержку, самообладание, умение контролировать свои действия, работать быстро и расчетливо;

- формировать смелость, настойчивость, решительность и т.д.;

- укреплять чувство долга и ответственности, стойкость к временным неудачам, волю к победе и ведению борьбы до конца, преодолевая противодействие.

Задачи по формированию психофизической подготовленности курсантов на занятиях по физической подготовке в Сибирском юридическом институте ФСКН России решаются не только общепринятыми сред-

ствами и методами, но и посредством широкого использования преодоления специальной моделированной психологической полосы препятствий (СППП) с элементами рукопашного боя и стрельбы в цель на фоне усталости из пневматического или боевого оружия (в зависимости от условий) за контрольное время. [3]

Методика обучения заключается в последовательном изучении и преодолении отдельных элементов специальной психологической полосы препятствий как в условиях спортивного зала, так и на местности с дальнейшим совершенствованием ее в целом.

После отработки всех элементов СППП преодолевается на время по одному, в парах и с гандикапом, при этом один обучаемый имитирует убегающего преступника, а второй - преследующего полицейского. После преодоления всех элементов СППП, включая метание гранаты в удаленную цель, обучаемые проводят спарринг по рукопашному бою, боксу или кикбоксингу, в зависимости от условий и времени года под контролем преподавателей в течение одной минуты. После окончания спарринга производится стрельба из пневматического оружия до попадания в цель. Если запланировано забегание в тир после преодоления СППП, то стрельба по цели ведется из боевого оружия.

Занятия на СППП проводятся как на стадионе, так и в зале, моделируя ситуации и изменяя задания, используя внезапное нападение вооруженного и невооруженного преступника.

Специальная психологическая полоса препятствий включает:

- бег по стадиону (300 м);

- преодоление различных препятствий (параллельные брусья в упоре, рукоход в висе и по верху, преодоление забора высотой 2 м, прыжки через яму длиной 3 м и глубиной 1 м, лабиринт, разрушенный мост с узкой и высокой опорой, качающийся мост, разрушенную лестницу, блиндаж);

- метание учебной гранаты по удаленной цели;

- спарринг по правилам рукопашного боя (1-2 мин.);

стрельбу из пневматического или боевого оружия в цель.

Широкое использование специальной психологической полосы препятствий и различных видов единоборств на практических занятиях по физической подготовке, как показали проведенные нами исследования, позволило существенно повысить физическую и психологическую подготовленность курсантов.

Таким образом, широкое использование в учебном процессе специальной психологической полосы препятствий и различных видов единоборств, ориентация сознания обучаемых на решение тренировочных и соревновательных задач положительно влияют на курсантов юридических вузов и обеспечивают реальную готовность к профессиональной деятельности, а также к действиям в различных экстремальных ситуациях.

Библиографический список

1. Дворник, Г.М. Формирование профессионально-прикладных навыков самозащиты без оружия на основе метода моделирования динамических ситуаций : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.М. Дворник. - Мн.: ИФК, 1987.

2. Столяренко, А.М. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел : учебное пособие / А.М. Столяренко. - М., 1987.

3. Филиппович, В.А. Формирование профессионально-прикладной физической подготовки студентов юридических вузов / В.А. Филиппович, Е.В. Панов // Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в современных условиях : материалы региональной научно-практической конференции (г. Красноярск, 28-29 ноября 2007 г.). - Красноярск, 2007. - С. 70-73.

4. Чергинец, В.П. Формирование профессионально важных качеств у студентов юридических вузов средствами физической культуры : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Чергинец. - Улан-Удэ, 2004.

5. Чистяков, Ю.А. Полоса препятствий как комплексный контроль физической подготовленности слушателей учебных заведений МВД РФ / Ю.А. Чистяков, В.И. Андреев,

B.Г. Колюхов // Пути повышения боевой подготовки слушателей учебных заведений МВД РФ : материалы научно-методической межвузовской конференции. - Орел, 1994. -

C. 26-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.