Научная статья на тему 'Организационно-педагогические условия формирования психофизической готовности студентов юридических вузов к профессиональной деятельности в органах наркоконтроля'

Организационно-педагогические условия формирования психофизической готовности студентов юридических вузов к профессиональной деятельности в органах наркоконтроля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ / LAW STUDENTS / ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ / PSYCHOPHYSICAL READINESS / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Филиппович Владимир Александрович

Статья посвящена вопросам формирования психофизической готовности студентов юридических вузов к профессиональной деятельности в органах наркоконтроля средствами прикладной физической подготовки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Филиппович Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF LAW STUDENTS'' PSYCHOPHYSICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE DRUG CONTROL AGENCIES

The article is devoted to the issues of formation of law students'' psychophysical readiness for their professional activity in the drug control agencies by means of applied physical training.

Текст научной работы на тему «Организационно-педагогические условия формирования психофизической готовности студентов юридических вузов к профессиональной деятельности в органах наркоконтроля»

УДК 37.015

KJ

V

Владимир Александрович ФИЛИППОВИЧ,

преподаватель кафедры оперативно-боевой и физической подготовки Сибирского юридического института ФСКН России (г. Красноярск), кандидат педагогических наук

filvov_69@yandex.ru

ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ВУЗОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОРГАНАХ

НАРКОКОНТРОЛЯ

ORGANIZATIONAL AND PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION OF LAW STUDENTS' PSYCHOPHYSICAL READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY IN THE DRUG CONTROL AGENCIES

Статья посвящена вопросам формирования психофизической готовности студентов юридических вузов к профессиональной деятельности в органах наркоконтроля средствами прикладной физической подготовки.

The article is devoted to the issues of formation of law students' psychophysical readiness for their professional activity in the drug control agencies by means of applied physical training.

Ключевые слова: студенты юридических вузов, психофизическая готовность, профессиональная деятельность.

Keywords: law students, psychophysical readiness, professional activity

Основная социально-педагогическая задача профессиональной подготовки студентов - формирование у них должной готовности к профессиональной деятельности с учетом современных требований [2, с. 29]. По нашему мнению, для студентов юридических вузов наиболее значимым результатом процесса профессиональной подготовки специалистов является психофизическая готовность, которая определяется как способность выпускника юридического вуза быстро и эффективно

адаптироваться в процессе профессиональной деятельности к интенсивно меняющимся требованиям к специалисту правоохранительных органов.

В современной педагогике профессионального образования для определения профессиональной готовности вводится понятие профессиональной компетенции, выражающее единство теоретической и практической готовности студента к осуществлению профессиональной деятельности [4].

Профессиональное образование любого уровня должно обеспечивать получение обучающимися профессии и соответствующей квалификации. Важнейшим компонентом профессиональной подготовки специалистов является содержание образования, которое в конкретном образовательном учреждении определяется программой, разрабатываемой этим учреждением самостоятельно.

Сколько бы разнообразными и эффективными ни были формы, методы и средства обучения, если неправильно определено содержание образования, невозможно обеспечить хорошее качество подготовки выпускников вузов [3, с. 22].

Исходя из вышеизложенного, можно заключить, что повышение эффективности и качества занятий по физическому воспитанию студентов становится задачей государственной важности, поскольку недооценка их роли в социокультурных процессах будет способствовать ухудшению физической подготовленности и состояния здоровья молодежи.

Однако практика последних лет показывает низкий уровень физической и психологической подготовленности студентов юридических вузов, где в процессе физического воспитания уделяется недостаточное внимание психофизической подготовке студентов.

По нашему мнению, совершенствование процесса физического воспитания студентов юридических вузов, в основу которого должна быть положена профессионально-прикладная физическая подготовка как базовая составляющая в формировании психофизической готовности будущих специалистов органов наркоконтроля, приобретает большое значение.

Как показывает проведенный нами анализ программ физического воспитания студентов ряда юридических вузов, в настоящее время представляется недостаточно проработанной в методическом и организационном плане организация учебного процесса, направленная на интеграцию психологической и физической подготовки будущих специалистов, где в их професси-

ональной деятельности психофизическая готовность является важной составляющей успешности в поддержании правопорядка в обществе [1, с. 54-56].

По нашему мнению, назрела необходимость совершенствования системы профессионально-прикладной физической подготовки в юридических вузах, так как профессиональная подготовка выпускников отстает от предъявляемых требований современной практики.

Для определения уровня физической готовности к профессиональной деятельности выпускников общеюридического факультета в рамках исследования в 2011 г. нами был проведен анкетный опрос студентов СибЮИ ФСКН России (г. Красноярск). К анкетированию привлекались обучаемые четвертого и пятого курсов и действующие сотрудники правоохранительных органов из числа выпускников общеюридического факультета СибЮИ МВД России. Также в анкетировании приняли участие студенты юридического факультета Красноярского государственного аграрного университета. Всего анкетированием были охвачены 354 респондента, из них 27 -сотрудники правоохранительных органов.

Результаты анкетирования показали, что 41% опрошенных студентов имеют желание связать свою профессиональную деятельность с правоохранительными органами. Большинство опрошенных (69%) считают, что ограниченное содержание программ по физической культуре на юридических факультетах не в полной мере отражает психофизическую готовность выпускников к будущей профессиональной деятельности. Подавляющее число респондентов (87%) считают необходимым владение боевыми приемами борьбы для своей профессиональной деятельности или для элементарной самообороны по мере необходимости.

Представляет интерес мотивация посещения студентами занятий по физической культуре. Так, 45% опрошенных основной целью считают укрепление здоровья, 36% - поддержание общей работоспособности, 19% - формирование профессионально важных физических качеств.

¡Алгоритмы высшей школы

Такое соотношение ответов позволяет утверждать, что большинство опрошенных не расценивают физическую культуру, регламентированную действующей рабочей учебной программой, как эффективное средство подготовки специалистов к будущей профессиональной деятельности, которая зачастую сопряжена с действиями в экстремальных ситуациях.

С целью выявления наиболее важных физических качеств и психических свойств личности, необходимых для будущей профессиональной деятельности студентов, корректировки учебных программ по физической культуре с профессиональной направленностью в юридических вузах нами было проведено исследование.

Для достижения поставленной цели с помощью специально разработанной анкеты были опрошены 32 выпускника общеюридического факультета нашего института, представляющие правоохранительные органы Красноярского края.

Результаты проведенного исследования подтверждают, что предлагаемая типовой программой по физической культуре методика не способствует формированию психофизической готовности выпускников общеюридического факультета к действиям в сложных или экстремальных условиях, связанных с профессиональной деятельностью.

Игнорирование психологического аспекта либо его некомпетентный учет снижают эффективность действий сотрудника. Так, 78,4% опрошенных сотрудников правоохранительных органов из числа выпускников общеюридического факультета СибЮИ МВД России, действовавших в экстремальных условиях, указали на неадекватное самочувствие и поведение в этих ситуациях. Профессиональная деятельность, зачастую связанная с конфликтными ситуациями, требует большого психического напряжения, отметили 82,6% респондентов.

Хочется особенно подчеркнуть, что 94,5% опрошенных сотрудников испытывали наибольшие трудности в ситуациях, когда приходилось вступать с правонарушите-

лями в единоборство с применением физической силы.

В ходе анкетирования выявлено, что только 12% опрошенных сотрудников из числа выпускников общеюридического факультета имеют спортивные разряды по служебно-прикладным видам спорта, 10% регулярно продолжают активно заниматься физической культурой и спортом. Это свидетельствует об отсутствии у большинства респондентов мотивации к посещению спортивных секций, которая должна формироваться при обучении в средней общеобразовательной школе и впоследствии в высших учебных заведениях. Одной из причин такого положения дел, на наш взгляд, служит недостаточная работа по пропаганде и привлечению максимального количества студентов к занятию физической культурой и спортом, в том числе с прикладной направленностью.

Эти очевидные и в общем давно признанные положения до настоящего времени недостаточно учитываются при организации и реализации учебного процесса со студентами по физической культуре на юридических факультетах.

На наш взгляд, применительно к учебным заведениям юридического профиля целесообразно модернизировать программно-методическое обеспечение, включив раздел профессионально-прикладной физической подготовки, направленный на формирование необходимых психофизических качеств студентов для будущей профессиональной деятельности.

Подводя итог анализа, следует отметить, что проведенная работа позволила определить наиболее важные психофизические качества сотрудников, необходимые им в профессиональной деятельности, и разработать педагогические условия интегративной психофизической подготовки студентов юридических вузов. Кроме того, подготовлены предложения по корректировке программно-методического обеспечения по физической культуре в образовательных учреждениях юридического профиля.

По материалам бесед, анкетирования, наблюдений, изучения программно-методи-

ческого обеспечения мы пришли к заключению о том, что при проведении занятий по физической культуре не учитываются особенности профессиональной деятельности большой группы юристов из числа студентов, которые после окончания юридического вуза связывают свою профессиональную деятельность с органами наркоконтроля и другими правоохранительными органами. Поэтому для данной категории, на наш взгляд, в стенах юридического вуза на практических занятиях по физической культуре необходимо создавать педагогические условия, выявить соответствующие организационные подходы, стимулирующие студентов к активным физическим упражнениям прикладного характера.

Учитывая существующую проблему, нами был проведен формирующий эксперимент, направленный на совершенствование содержания физического воспитания студентов юридических вузов посредством создания педагогических условий формирования психофизической готовности выпускников.

Исследование было организовано и проводилось на базе Сибирского юридического института МВД России (г. Красноярск) в течение четырех лет (20072011 гг.). В качестве испытуемых выступали студенты, поступившие на первый курс в 2007 г. и окончившие четвертый курс в 2011 г. Для участия в формирующем эксперименте были созданы одна экспериментальная и две контрольные группы из числа студентов общеюридического факультета. Для получения качественной презентабельной выборки экспериментальная группа была сформирована без каких-либо преимуществ перед двумя контрольными группами.

В процессе педагогического эксперимента студенты занимались на учебно-практических занятиях по разработанной нами методике, направленной на формирование наиболее значимых психофизических качеств. Цель осуществляемого педагогического эксперимента заключалась в совершенствовании методики повышения психофизической готовности студентов к профессиональной деятельности.

Контрольные группы занимались на занятиях по физической культуре согласно действующей типовой рабочей программе, рассчитанной на 474 часа в течение четырех лет. Экспериментальная группа занималась по разработанной нами рабочей программе, рассчитанной также на 474 часа плановых занятий в течение четырех лет.

Мы предположили, что в рамках экспериментальной учебной программы по физической культуре, не изменяя количества учебных часов и создав организационно-педагогические условия формирования психофизической готовности, возможно качественно повысить уровень профессионального мастерства будущих специалистов правоохранительных органов.

Разработанная нами экспериментальная программа по физической культуре предусматривала изучение студентами теоретического и практического курса, направленного на:

- обеспечение в образовательных учреждениях юридического профиля разносторонней физической подготовленности студентов, способствующей более быстрому овладению двигательными умениями и навыками, необходимыми в профессиональной деятельности;

- повышение общей работоспособности, позволяющей лучше справляться с интенсивными, длительными физическими и психическими нагрузками;

- воспитание морально-волевых качеств;

- укрепление и поддержание здоровья будущих юристов, подготовку к профессиональной деятельности.

В практический раздел программы были включены разделы по видам спорта строго-прикладной направленности и виды спорта, дополняющие профессионально-прикладную физическую подготовку (ППФП). В разделы, дополняющие ППФП, включены те виды спорта, которые отображены в учебном плане факультета и вузовских программах физического воспитания (спортивные игры, легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, плавание).

Алгоритмы высшей школы

В основу годичного цикла занятий были положены упражнения раздела программы профессионально-прикладной физической подготовки. Особенностью экспериментальной методики обучения явилось совершенствование психофизической подготовки студентов путем использования нестандартных средств и методов выполнения различных физических упражнений.

Некоторые виды физических упражнений разработанной нами программы организовывались и проводились на практических занятиях в условиях, приближенных к экстремальным: учебно-тренировочные поединки (спарринги), прикладное плавание, специальная психологическая полоса препятствий со стрельбой на фоне утомления с различными заданиями и условиями и др.

Используемая нами методика была направлена на повышение уровня психофизической подготовленности студентов экспериментальной группы. Мы применяли отработку упражнений, содержащих элементы риска, новизны, повышенной опасности и сложности: подтягивание и подъем переворотом на специальном устройстве высотой до 5 метров, преодоление разновысокого "рукохода" высотой до 5 метров различными способами, прыжки через специально оборудованный ров длинною 3 метра, проведение спаррингов по правилам бокса и рукопашного боя в зависимости от места и условий проведения занятий. Это требовало от студентов не только физических усилий, но и мобилизации воли, выдержки, самообладания. Данный раздел видов спорта и специальных упражнений строго прикладной направленности предъявлял дополнительные требования ко всему уровню профессиональной подготовленности студентов.

Организационные формы, средства и методы данного раздела имеют специфику. Наряду с традиционными формами учебных занятий в качестве одной из эффективных форм организации ППФП мы практиковали соревновательный метод. Соревнования проводились различного уровня по прикладным видам спорта с привлечением по возможности наибольшего количества студентов экспериментальной группы.

Также на занятиях для развития психофизических качеств нами широко использовались методы строго регламентированного упражнения, метод круговой тренировки и повторный метод.

Анализ результатов проведенной опытно-экспериментальной работы показал высокую эффективность организационно-педагогических условий формирования психофизической готовности студентов, где показатели психофизической подготовленности в экспериментальной группе значительно улучшились по сравнению с контрольными группами.

Показатели психофизической подготовленности, которая определялась методом экспертной оценки, у студентов экспериментальной группы за период проведенного исследования повысились в среднем на 94,1% (р < 0,05), в контрольных группах также выявлено улучшение, но существенно ниже - 32,6% (р < 0,05).

Важно и то обстоятельство, что в процессе занятий по предложенной экспериментальной программе у участников формирующего эксперимента сформировалось убеждение о позитивной роли занятиями физической культурой для успехов в будущей профессиональной деятельности. Посещаемость занятий по физической культуре в экспериментальной группе значительно выросла по сравнению с начальным периодом эксперимента.

Также участники экспериментальной группы отметили необходимость овладения приемами рукопашного боя на занятиях, поскольку в современной обстановке никто, в том числе и сотрудники правоохранительных органов, не застрахованы от физических посягательств правонарушителей.

Таким образом, полученные нами экспериментальные данные о динамике физической и психологической подготовленности студентов позволяют говорить об эффективности разработанной нами программы по формированию психофизической готовности будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Таблица 1

ИЗМЕНЕНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ДО ЭКСПЕРИМЕНТА И ПОСЛЕ ЭКСПЕРИМЕНТА

Упражнения Группы До эксперимента После эксперимента Достоверность Прирост %

Подтягивание на перекладине (кол-во раз) ЭГ 10 ± 0,56 15 ± 0,55 p < 0,05 50

КГ 9 ± 0,37 11 ± 0,35 p < 0,05 20,8

p > 0,05 p < 0,05

Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях (кол-во раз) ЭГ 14 ± 0,59 25 ± 1,01 p < 0,05 80,9

КГ 14 ± 0,57 17 ± 0,59 p < 0,05 26,1

p > 0,05 p < 0,05

Бег 100м (с) ЭГ 14,22 ± 0,16 13,65 ± 0,09 p < 0,05 4

КГ 14,05 ± 0,1 13,9 ± 0,08 p > 0,05 1,1

p > 0,05 p < 0,05

Челночный бег 10х10м (с) ЭГ 26,84 ± 0,15 26,07 ± 0,06 p < 0,05 3,1

КГ 26,55 ± 0,12 26,1 ± 0,08 p < 0,05 1,3

p > 0,05 p < 0,05

Бег 5 км (мин., сек) ЭГ 23,31 ± 0,21 22,18 ± 0,14 p < 0,05 4,8

КГ 23,21 ± 0,15 22,57 ± 0,15 p < 0,05 2,8

p > 0,05 p < 0,05

Таблица 2

ПОКАЗАТЕЛИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ К ВЫПОЛНЕНИЮ УПРАЖНЕНИЙ ПОВЫШЕННОЙ ОПАСНОСТИ И СЛОЖНОСТИ (ПО ПЯТИБАЛЛЬНОЙ ШКАЛЕ) ПРИ ПРЕОДОЛЕНИИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛОСЫ ПРЕПЯТСТВИЙ ДО И ПОСЛЕ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ

Упражнение Группы До эксперимента (баллы) После эксперимента (баллы) Прирост Достовер-ность

Преодоление СППП ЭГ 2,13 4,13 2 (94,1 %) p < 0,05

КГ 2,02 2,68 0,66 (32,6 %) p < 0,05

Достоверность p >0,05 p < 0,05 p < 0,05

Алгоритмы высшей школы

Библиографический список:

1. Баишев, И.И. Педагогическое сопровождение физической подготовки будущих сотрудников правоохранительных органов / И.И. Баишев // Теория и практика физической культуры. - 2009. - № 2.

2. Коваль, В.И. Профессионально-педагогические компетенции у студентов факультета физической культуры в области оздоровительной деятельности / В.И. Коваль // Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 3.

3. Сазонов, Ю.И. Основные направления решения проблемы профессиональной подготовки преподавателя физической культуры / Ю.И. Сазонов// Теория и практика физической культуры. - 2011. - № 2.

4. Сластенин, В.А. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев ; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр "Академия", 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.